Научная статья на тему 'Сфера детского отдыха: состояние, перспективы развития, тренды'

Сфера детского отдыха: состояние, перспективы развития, тренды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1495
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / РЕКОНСТРУКЦИЯ СТАРЫХ ЛАГЕРЕЙ / RECONSTRUCTION OF OLD CAMPS / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ / INFRASTRUCTURE / УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ / MANAGEMENT / КАПИТАЛИЗАЦИЯ РЫНКА ДЕТСКОГО ОТДЫХА / MARKET CAPITALIZATION CHILDREN'S ACTIVITIES / REST AND RECOVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилков Андрей Анатольевич, Данилкова Наталия Сергеевна

Необходимость разведения понятий «детский отдых», «оздоровление детей», «временная занятость детей и подростков». Обзор статистических результатов исследования сферы детского отдыха и оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера детского отдыха: состояние, перспективы развития, тренды»

СФЕ РА ДЕТСКОГО ОТДЫХА:

состояние, перспективы развития, тренды

Андрей Анатольевич Данилков,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук

Наталия Сергеевна Данилкова,

доцент Новосибирского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

• отдых и оздоровление детей • реконструкция старых лагерей • инфраструктурный объект • управление сферой • капитализация рынка детского отдыха

н

а современном этапе ситуацию в сфере детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации в целом и в субъектах Федерации в частности можно считать сложной и противоречивой. Обусловлено это в первую очередь разрушением существовавшей в Советском Союзе системы детского отдыха, завязанной на деятельности профсоюзов предприятий и организаций. Второй причиной является упадок материально-технической базы специализированных детских загородных учреждений и закрытие (или перепрофилирование) детских лагерей.

Произошли данные изменения в результате передачи подавляющего большинства детских лагерей в собственность муниципалитетов или государства, что повлекло за собой сокращение финансирования данной сферы со стороны государства и собственников на протяжении как минимум последних двадцати пяти лет. Таким образом,

государство в свое время устранилось от активной поддержки сферы детского отдыха и её развития.

За это время количество детских лагерей, их принадлежность, содержание деятельности претерпели существенные изменения. Бывшие профсоюзные лагеря (а их в Советском Союзе было подавляющее большинство) стали собственностью муниципалитетов, федеральных властей, частных собственников, общественных организаций. На сегодня 93% лагерей являются муниципальными, 5% — государственными, 1,6% — частными, 0,4 /о находятся в ведении общественных объединений.

После распада Советского Союза в РФ были построены не более десятка новых детских лагерей, а разрушено и потеряно более трети от существовавших ранее. Счёт идёт на тысячи лагерей, потерянных по разным причинам: смена собственника, перепрофилирование, отсутствие финансирование со стороны собственников и местных органов власти и т.д. Такой перекос создал дефицит мест для размещения в детских лагерях. Особенно этот дефицит выражен в сегменте комфортабельных,

уютных детских центров с развитой инфраструктурой детского отдыха. Именно таких лагерей не хватает сегодня для решения задач оздоровления, дополнительного образования детей.

Количество стационарных детских лагерей в Российской Федерации. В 2013 г. в летнюю оздоровительную кампанию было открыто чуть более 2300 стационарных загородных детских лагерей, что на сто лагерей меньше, чем годом ранее (http://www.gks.ru/ bgd/regl/b14_11/IssWWW.exe/Stg/d01/ 10-09.htm, дата обращения 15.09.2015). Эти данные несколько разнятся со статистикой Министерства труда и социальной защиты, по их данным в 2014 г. было открыто 2422 из существующих 2752 лагерей. К данному количеству необходимо прибавить ещё 7000 стационарных палаточных лагерей и лагерей труда и отдыха.

К сфере детского отдыха относятся и учреждения, осуществляющие временную занятость детей во время летних каникул. Более того, эти учреждения (в большинстве своём — общеобразовательные школы, иногда — детские клубы по месту жительства) с чьей-то лёгкой руки стали называться пришкольными лагерями. Они из года в год попадают в отчётность, давая огромную цифру существующих детских лагерей в России — около 49 000. Большинством специалистов, педагогов, психологов и организаторов детского отдыха данный вид детских лагерей считается одной из самых неудачных (хотя и необходимых) форм детского отдыха. Ведь само понятие «отдых» подразумевает отдых от чего-то, в контексте школьного обучения это должен быть отдых от учения, от школы. Но дети на протяжении целой смены (от 14 до 24 дней) должны снова и снова ходить в ту школу, где они и так проводят восемь месяцев в году. Если учесть, что большинство пришкольных лагерей расположены в городах (шум, летняя жара, пыль, загазованность и т.д.), то под сомнение ставится не просто процесс оздоровления детей, но целесообразность существования таких лагерей.

Тем не менее, статистика, пусть и противоречивая, ведётся целым рядом ведомств, занимающихся вопросами организации детского отдыха, оздоровления и временной занятости.

Приведённый разброс статистических данных является прямым следствием отсутствия внятной государственной политики в сфере детского отдыха, оздоровления и межведомственной разобщённости. На сегодняшний момент в стране не существует единого реестра детских оздоровительных лагерей. Более того, называть эти лагеря оздоровительными не совсем верно, так как оздоровление — это всего лишь одна из функций детского лагеря, наряду со многими другими (воспитательной, образовательной, развивающей, рекреационной и т.д.). До сих пор не определён статус детского лагеря в системе образования РФ, не дано рабочего определения понятия «детский лагерь», не проведены чёткая классификация и типизация лагерей. Назрела необходимость развести (с точки зрения организации процесса) такие понятия, как «детский отдых», «оздоровление детей», «временная занятость детей и подростков». Отдых и оздоровление детей — это изначально некорректная формулировка. Либо мы должны говорить об организации отдыха и оздоровления как о процессе, где главным субъектом является какое-то учреждение или физическое лицо, либо вообще это не должно быть объединено в одном понятии. Отдых — это всего лишь форма проведения времени, а оздоровление — это процесс, направленный на улучшение состояния и функционирования организма.

По данным Федеральной службы государственной статистики, количество детских лагерей в РФ неуклонно сокращается. Так, численность загородных оздоровительных лагерей за 11 лет (с 2003 по 2014 гг.) сократилась почти на 1000 единиц. По данным доклада заместителя министра труда и социального развития С.Ф. Вельмяйкина, в 2014 г. в России было открыто на 47 лагерей меньше, чем годом ранее (выступление на Парламентских слушаниях 26.02.2015 г. в Государственной

думе Федерального собрания РФ). Как следствие — происходит постоянное неуклонное снижение общего количества отдохнувших в лагерях детей. По данным Рос-стата, в 2014 г. в учреждениях отдыха и оздоровления всех типов и форм собственности отдохнуло 4 млн 829 тыс. 356 детей, тогда как в 2013 г. — 4 млн 864 тыс. 848 детей. Снижение отдохнувших детей за год составило 35 492 ребёнка (при росте количества детей в возрасте от 7 до 16 лет). Ниже приводятся данные, находящиеся в открытом доступе на сайте Росстата (см. табл.).

По нашим предположениям, статистика детского отдыха и оздоровления по итогам 2015 г. будет выше, чем годом ранее. Но не стоит обольщаться данными результатами, так как это всего лишь один из казусов статистики: во многих регионах уполномоченные органы провели нехитрую манипуляцию, раздробив 14 или 10-дневные профильные смены на 7 и 5 дней соответственно. Таким образом, при сохранении затрат на оздоровление на уровне 2014 г. удалось увеличить количество оздоровленных детей.

Совершенно очевидно, что при сохранении тенденции «на уменьшение» количество детских лагерей будет сокращаться и дальше. И причина здесь не только в том, что они

закрываются из-за износа объектов их инфраструктуры. Другая причина лежит в плоскости экономики — содержать детские лагеря, имеющие качественный набор услуг и сервисов, развитую инфраструктуру, предназначенную для организации детского отдыха, инновационные развивающие программы и профессиональных педагогов — дело очень затратное и трудно окупаемое. Гораздо проще данный объект продать или использовать под взрослую базу отдыха, клуб, гостиницу и т.д. (что часто и делается частными собственниками).

Вместе с тем, наряду с этими негативными явлениями, имеется весьма положительный опыт развития как отдельных детских лагерей, так и региональных моделей организации детского отдыха и оздоровления. Среди регионов, имеющих такие региональные модели: Тюменская и Свердловская области, Пермский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Более того, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» при поддержке общественных объединений организаторов детского отдыха в 2013 г. разработало модельную программу «Отдых и оздоровление детей в России: снятие барьеров и создание благоприятных условий

ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1990 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Число детских оздоровительных учреждений — всего, тыс. 46,1 49,2 52,8 51,0 50,2 49,2 47,9 46,7

из них:

загородные стационарные 5,3 3,3 2,9 2,3 2,2 2,4 2,4 2,3

с дневным пребыванием 23,1 32,9 37,1 40,6 37,8 40,7 39,5 38,7

Численность детей, отдохнувших в них за лето, — всего, тыс. человек 7239,3 6170,6 5666,8 4864,0 4893,9 4892,8 4958,3 4864,8

из них в учреждениях:

загородных стационарных 3405,1 2185,0 1708,9 1212,1 1253,4 1287,7 1365,6 1324,9

с дневным пребыванием 1878,8 2772,0 2900,6 2859,3 2783,5 2918,8 2862,6 2825,7

для развития сектора». В рамках пилотных регионов для реализации данной программы выбраны четыре субъекта РФ: Пермский край, Татарстан, Ульяновская область и Санкт-Петербург.

Новое строительство. Как уже отмечалось выше, в Российской Федерации существует опыт строительства новых загородных детских лагерей. Количество вновь построенных лагерей ничтожно мало, по сравнению с существующей потребностью. Среди новых объектов можно отметить лагеря «Солнечный тесь» (Красноярский край), «Олимпийская ребячья республика» (Тюменская область), «Сосновый бор» (Республика Саха-Якутия), «Солнечная страна» и «Сокол» (Оренбургская область), «Барс» (Республика Северная Осетия). Тем не менее новые детские центры жизненно необходимы, так как детский лагерь уже давно перестал быть просто местом отдыха. Всё больше лагерей реализуют современные инновационные программы (спортивные, туристические, творческие, профориентационные и т.д.). Это программы, часто становящиеся жизне-определяющими для многих школьников, дающие им стимул к своему личностному росту, конструктивному развитию. Очень часто эти программы вынуждены реализовываться в условиях устаревшей инфраструктуры, в скромных условиях размещения детей.

Реконструкция старых лагерей. Положительным моментом в развитии сферы детского отдыха и оздоровления является то, что в некоторых регионах осуществляется работа по реконструкции существующих, функционирующих детских лагерей. Объёмы этой реконструкции разные и зависят от возможностей того или иного региона или собственника, принятия программ развития системы детского отдыха оздоровления и временной занятости детей в том или ином субъекте РФ. В данном вопросе достаточно интересным является опыт Тюменской области, принявшей в 2008 г. программу реконструкции детских лагерей, расположенных на территории области. В программу вложены миллиарды рублей, реконструированы более двадцати лагерей. На сегодняшний день Тюменская область является одним из признанных лидеров сферы детского отдыха в плане материально-технического обеспечения сферы детского отдыха

и создания региональной модели данной сферы.

Другой пример касается Сибирского федерального округа. Администрацией Новосибирской области предпринимаются попытки реконструкции детских лагерей и посильного развития данной сферы в виде поддержки детских лагерей, находящихся в государственной собственности и собственности муниципалитетов. В 2012 г. была принята специальная программа поддержки и развития детских лагерей области, а областным бюджетом на неё было выделено 560 млн руб. (2012—2014 гг.) для реконструкции и развития нескольких десятков детских лагерей. В программу были включены муниципальные и государственные лагеря. Учреждения, принадлежащие предприятиям, и частные лагеря области при данной системе остаются неохваченными данной программой и не имеют даже и малой доли в указанном проекте. Администрация области планирует возобновить подобную программу в 2016—2017 гг.

В Санкт-Петербурге реконструирован загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный», принадлежащий Дворцу творчества юных. Общий объём финансирования данной реконструкции составил более 2,3 млрд рублей. После реконструкции и строительства новых объектов «Зеркальный» принимает втрое больше детей, чем раньше. Если раньше в корпусах комплекса могли разместиться всего около 200 человек, то теперь количество отдыхающих увеличилось до 600 человек. Преимущественным правом отдыха в «Зеркальном» пользуются ребята, занимающиеся в секциях и кружках ГОУ «Городской Дворец творчества юных», в ведении которого и находится загородный центр. Также в «Зеркальном» отдыхает много юных спортсменов.

В Новосибирске в 2011 г. был реконструирован детский оздоровительный

лагерь им К. Заслонова, принадлежащий Западно-Сибирскому отделению ОАО « РЖД ». Общий объём инвестиций в реконструкцию составил 220 млн руб. После реконструкции лагерь стал круглогодичным оздоровительным учреждением, предназначенным для отдыха 280 детей. Территория оздоровительного лагеря была разделена на зоны: зона отдыха детей, в которой размещены спальные корпуса, клуб-столовая, центр детского творчества, сооружения физ культуры и спорта, крытый бассейн; медицинская; хозяйственная. Также в 2011 г. разработан комплекс программ с учётом успешного опыта работы в качестве детского оздоровительного лагеря им. К. Заслонова и переходом его на качественно новую ступень развития, был создан Центр социальной поддержки молодёжи и юношества им. К.С. Заслонова. В целях обеспечения занятости, оздоровления, творческого и интеллектуального развития детей, молодёжи и юношества в каникулярный период и выходные дни в Центре социальной поддержки молодёжи и юношества им. К.С. Заслонова действует ряд целевых программ.

Ярким примером восстановления и реконструкции инфраструктурных объектов детского отдыха является уникальная програм ма реконструкции МДЦ «Артек» (Республика Крым), на которую государством заложены весьма существенные средства. На 2015 — 2020 гг. на развитие «Артека» из государственного бюджета будет выделено более 23 млрд руб. Часть этих средств уже успешно освоена, введены в строй несколько реконструированных лагерей, которые летом 2015 г. приняли своих первых детей. В планах руководства «Артека» увеличение общего количества детских койко-мест с 4000 до 10 000.

Вместе с тем при реконструкции детских лагерей иногда допускаются просчёты. Это касается финансово-экономического обоснования соответствия вложенных в реконструкцию средств и их окупаемости. Просчёты, как правило, заложены на этапе планирова-

ния загрузочной мощности детского лагеря (количества реконструируемых детских койко-мест). Практика показывает, что чем совершеннее и современней инфраструктура детского лагеря, тем она больше требует средств для полноценного функционирования, тем больше загрузочная мощность должна быть заложена для реконструкции.

В качестве примера можно привести проведённую в 2011 г. реконструкцию детского оздоровительного лагеря им. К. Заслонова, принадлежащего ЗападноСибирскому отделению РЖД (г. Новосибирск). В данном лагере создана достаточно современная инфраструктура. Но просчёт в проекте был заложен на стадии его планирования и экономического обоснования. Лагерь рассчитан на приём всего 280 детей. Такие мощные инфраструктурные детские объекты, требующие значительных затрат на своё содержание и обслуживание, становятся рентабельными только при их единовременной наполняемости от 350—400 человек. В итоге инвестиции, вложенные в данный объект, не окупаются, и лагерь работает как социальный объект предприятия, не принося доход.

В приведённых выше примерах можно увидеть явный разброс стоимости реконструкции объектов сферы детского отдыха. Данное противоречие зависит как от объёмов реконструкции, так и от таких факторов, как региональный компонент, функциональное предназначение будущего объекта, планируемая инфраструктура. Специалистами Фонда развития детских лагерей были проведены исследования по выявлению средней стоимости нового строительства и стоимости реконструкции объектов сферы детского отдыха в Сибирском федеральном округе. Согласно им, средняя стоимость строительства одного нового места для ребёнка в детском лагере составляет 1 млн 150 тыс. руб. Капитальная же реконструкция уже существующих объектов детского отдыха (летний лагерь) в пересчёте на одного ребёнка составляет

950 тыс. руб. Как видим, разница в стоимости строительства и реконструкции не очень существенная.

Управление сферой. В РФ уполномоченным органом, курирующим вопросы детского отдыха и оздоровления является Министерство труда и социальной защиты населения. Так или иначе, отношение к данной сфере на федеральном уровне имеют Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ, Роспотребнадзор РФ, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел. В различных регионах РФ единообразия в руководстве и управлении сферой не существует, так как уполномоченными органами являются в ряде регионов органы социальной защиты населения, в других регионах — органы образования

" « « ТУ4

или управления молодежной политикой. Как следствие такого состояния дел, фактически наблюдаются все признаки межведомственной разобщённости. Эта тенденция наблюдается и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации.

Деятельность данных учреждений регулируется целым рядом нормативных и рекомендательных документов, имеющих иногда противоречивые толкование и требования, а в некоторых случаях — откровенные юридические коллизии. В результате проверки, проводимой Контрольным управлением Президента России в 2010 г., было выявлено более семисот нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации детского отдыха и оздоровления на федеральном и региональном уровнях. Это очень негативный показатель, так как он говорит о том, что в сфере нет единой системы, нет чётко сформулированных норм и правил. А все документы чаще всего являются общими и не отражают нужной специфики.

Как отмечают некоторые специалисты данной сферы, у неё есть всё для организации деятельности детских лагерей. Можно получить любые разрешительные документы на любой вид деятельности — образовательную, деятельность оздоровительного или санаторного лагеря, медицинскую и т.п. Бесспорно так, но эффективность развития сферы проявится только при её выделении в отдельный сектор.

Именно это позволит систематизировать и нормативно-правовую базу, и укрепление гарантий прав ребёнка на отдых. Тем более, что это самая ответственная из всех сфер. Более того, назрела необходимость создания Федерального закона об отдыхе детей и их оздоровлении. Этот закон станет действенным регулятором всей сферы и стимулом к её кардинальному изменению.

В отдельных регионах приняты местные законы о детском отдыхе и оздоровлении (Санкт-Петербург, Пермский край и некоторые другие регионы). В ряде регионов приняты программы развития системы детского отдыха и оздоровления. Единого же федерального закона о детском отдыхе, оздоровлении и временной занятости детей в РФ не существует. Вместе с тем такой закон позволил бы определить статус детских лагерей, возможные их типы и формы существования, сформулировать единые требования и правила, смог бы стать эффективным регулятором развития этой сферы. Создание закона предусмотрено в проекте Плана мероприятий на 2015 — 2018 гг. по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики на период до 2025 г. (пункт № 30). Министерство труда и социального развития РФ предпринимает попытки создания такого закона.

Финансирование сферы. С 2010 г. вопросы организации и финансирования сферы детского отдыха и оздоровления переданы в ведение субъектов и муниципальных органов власти. Финансирование сферы ведётся за счёт субъектов РФ. Финансирование отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счёт федерального бюджета. Исключение составил 2015 год, когда государством на эти цели не были выделены 4,6 млрд руб. и регионы решали эти вопросы самостоятельно.

В 2014 году из бюджетов всех уровней (федеральные и местные) на организацию детского отдыха и оздоровление было выделено 67,61 млрд руб. (на 3,12 млрд руб. больше, чем годом ранее). Средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов составили 40,58 млрд руб. Эти цифры не включают в себя коммерческий сегмент рынка детского отдыха (родители, предприятия, общественные объединения, спонсоры, гранты, связанные с детскими лагерями). Затраты на оздоровление в этом сегменте составляют 21,13 млрд руб.

К этим данным необходимо относиться весьма осторожно, так как данное количественное увеличение средств на оздоровление и отдых детей не означает автоматического увеличения числа оздоровленных и отдохнувших детей (хотя некоторые регионы и показывают такой рост). Эти средства частично были «съедены» инфляцией.

Тем не менее, по оценкам Агентства стратегических инициатив, ёмкость рынка детского отдыха и оздоровления в России оценивается в более чем 135 млрд руб., а финансовый потенциал — 85 млрд руб. (данные за 2013 г.). Таким образом, неудовлетворённый спрос составляет 50 млрд руб. В зоне неудовлетворённого спроса остались самые привлекательные с точки зрения платёжеспособности клиентские группы. Это дети, родители которых не нашли достойного предложения по отдыху своих детей в РФ и отправившие их на отдых в зарубежные детские центры, в составе детских туристических групп или отправившиеся на отдых вместе со своими детьми (Чёрное море, зарубежные курорты, туристические поездки).

По экспертным данным, к 2015 г. приведённые выше цифры выросли как минимум на 15%. То есть ёмкость рынка достигла 155,25 млрд рублей за счёт повышения стоимости услуг детских лагерей (стоимости коммерческих путёвок) и увеличения со стороны многих субъектов РФ затрат на детский отдых и оздоровление. Соответственно

выросла и ёмкость неудовлетворённого спроса. Но рынок очень чутко реагирует на это самыми негативными, с точки безопасности и качества обслуживания детей, формами организации детского отдыха. Отмечаются всё возрастающие варианты удовлетворения данного спроса организациями, не имеющими к детскому отдыху никакого отношения. Специалисты отмечают устойчивую тенденцию создания разнообразных программ детского отдыха, выведенных за рамки стационарных лагерей. Эти программы реализуются в неприспособленных для детского отдыха и оздоровления учреждениях: базы отдыха, пансионаты, гостиницы, кемпинги, временные палаточные городки. Совершенно очевидно, что в таких учреждениях часто нарушаются условия размещения детей, нормы организации питания и медицинского обслуживания, подвергается угрозе безопасность детей. Отмечено их пребывание на данных объектах одновременно со взрослыми группами и отдельными отдыхающими, показывающими не подобающие образчики поведения и взрослого досуга.

В некоторых субъектах РФ запущены программы субсидирования детского отдыха (Санкт-Петербург, Пермский край, Новосибирская область, Москва, Республика Саха-Якутия). Размер субсидий составляет от 10 до 80% и зависит от того, в какой организации работает родитель ребёнка (бюджетная или частная). Кстати, известен и обратный опыт, так, например, в Республике Марий Эл в 2016 г. такого субсидирования не будет.

Существенным моментом в развитии сферы детского отдыха является вопрос стоимости путёвок в детские лагеря. В данном случае необходимо подходить к вопросу о стоимости путёвок с двух сторон: рассматривать стоимость коммерческих путёвок и стоимость, по которым путёвки у лагерей закупают муниципалитеты и субъекты Российской Федерации в лице органов соцзащиты населения, уполно-

моченных органов и т.д. Эти стоимости существенно разнятся. Но в подавляющем количестве субъектов картина практически одинакова — закупочная стоимость путёвки по государственным контрактам ниже себестоимости данной путёвки. Это ставит детские лагеря в безвыходную ситуацию, когда недостающую стоимость необходимо компенсировать за счёт коммерческих продаж. В итоге средства, вырученные от коммерческих продаж, идут на компенсацию недостающих средств от продажи путёвок по госконтрактам. В данном случае на развитие лагеря не остаётся даже минимальных средств.

Кстати, очень многие детские лагеря продолжают существовать только за счёт госконтрактов, что приводит к снижению качества обслуживания детей во время их отдыха в данных лагерях. Для качественного оказания услуг просто не хватает средств. Экономия лагерей в данном случае происходит за счёт снижения затрат на питание, сокращения персонала, применения минимальных размеров оплаты труда, сокращения количества предоставляемых услуг. При таком подходе отдыхающие дети (в том числе дети родителей, приобретших путёвки по коммерческой стоимости) недополучают декларируемые лагерем услуги.

Также блокируют возможность развития детских лагерей тарифы на коммунальные платежи и налоги (на землю, имущество и т.д.), которые применяются к детским лагерям как к производственным или коммерческим предприятиям. Хотя совершенно очевидно, что детские лагеря являются социально направленными и социально значимыми учреждениями.

Эти негативные явления блокируют развитие всей сферы детского отдыха и оздоровления и являются причинами её сложного положения.

Несмотря на все перспективы развития детского отдыха, на стратегическую значимость этого сегмента системы досуга детей, финансирование сферы недостаточно. Лагеря, построенные в 30-е, 50-е, 60-е годы ХХ века устарели не только материально, но и морально и требуют серьёзных финансовых вливаний. Инфраструктура современного детского лагеря

должна быть совершенно иной, с учётом требований времени, новых технологий и потребностей современных детей.

Содержание программ детского отдыха. Несмотря на достаточно сложное экономическое положение сферы детского отдыха, содержание психолого-педагогических программ детских лагерей в основном остаётся на достаточно высоком уровне. Это следствие бурного развития лагерного движения, которое наблюдалось во времена Советского Союза и наличия мощной отечественной школы игровой лагерной педагогики. Принципы, методы и формы работы с детьми, разработанные в то время находят своё отражение и в наши дни, видоизменяясь и модернизируясь согласно веяниям времени и конъюнктуры. В РФ имеются регионы, занимающие лидирующее положение в программном обеспечении детского отдыха (Липецкая, Новосибирская, Костромская, Тюменская области, Пермский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также ряд других регионов).

В последние 2—3 года усилия определённых государственных органов и учреждений, общественных объединений организаторов детского отдыха и оздоровления, коммерческих структур, занимающихся данной тематикой, направлены на развитие и совершенствование программного обеспечения детских лагерей, развитие их содержательной стороны. В качестве примера можно привести:

• Всероссийский конкурс программ

и методических материалов организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи, проводимых Федеральным институтом развития образования (подведомственная Министерству образования и науки РФ структура). Сайт института http://www.firo.ru/;

• конкурс «Т0П-100 лучших программ детских лагерей (http://eor.edu.ru/ top-100/). Организаторами конкурса

выступают Министерство образования и науки РФ и ФГАУ ГНИИ ИТТ «Инфор-мика»;

• конкурс вариативных психолого-педагогических программ детских лагерей Новосибирской области (проводится уже 20 лет!);

• конкурс лучших программ детских лагерей Свердловской области;

• конкурс программ детских лагерей Кемеровской области.

Лидерами конкурсов становятся, как правило, инновационные программы, предусматривающие физическую, познавательную и творческую активность детей, включённость их в процесс собственного развития, соучастия в жизни лагеря и реализации данных программ. Не репродуктивный, а творческий уровень участия, не пассивное восприятие, а активное участие и развитие практических навыков — это тренды назревающей новой педагогики детского лагеря и успешных психолого-педагогических программ.

Данная тенденция показывает назревшую необходимость формирования новых инновационных подходов не только к организации деятельности детских лагерей, но и к их программам работы с детьми. Информатизация общества и ускорение коммуникационных процессов, новое содержание и подходы к школьному образованию, миграционные процессы и другие факторы диктуют необходимость создания качественного прорыва и динамически подвижных воспитательных систем внутри сферы детского отдыха и оздоровления. Детские лагеря нового поколения, в которых дети будут получать стимул для развития субъектности, возможность самореализации (не только творческой) и своего личностного роста, иметь возможность свободного выбора деятельности — это лагеря, которые обречены на успех. Актуальными и востребованными сегодня являются те немногочисленные детские лагеря, охватывающие весь спектр интересов и конструк-

тивных потребностей современных детей. Именно таких лагерей остро не хватает сегодня.

Исходя из проведённого анализа состояния сферы детского отдыха и оздоровления и данных, полученных из других исследовательских программ в сфере детского отдыха, можно сформулировать несколько явных противоречий:

1. Сама сфера и её материально-техническая база оставляют желать лучшего,

но содержание программ деятельности детских лагерей, их направленность и эффективность во многих случаях развиваются весьма успешно.

2. Количество детских лагерей и количество койко-мест в них сокращается год

от года, но количество родителей, готовых отправить ребёнка в детский лагерь растёт ежегодно. Так, только в 2012 году доля родителей, готовых отправить своего ребёнка в детский лагерь составила 54% от общего количества (данные АСИ).

3. Есть острая потребность в новых местах размещения в детских лагерях,

а строительство новых лагерей или активная реконструкция уже существующих лагерей ведётся катастрофически медленно.

4. Сфера одна, но она включает в себя обширное поле деятельности, на котором решаются разные по своей сути задачи: отдых детей и их развитие и воспитание, оздоровление, временная занятость.

Указанные выше противоречия и тенденции только на первый взгляд кажутся весьма негативными и трудно разрешимыми.

Но из них вытекают некоторые очевидные конструктивные тенденции и возможности развития данной области:

• рождаемость в РФ в последнее десятилетие имеет тенденцию к увеличению. Через 3—4 года это приведёт к острому дефициту койко-мест в детских лагерях.

Эта ситуация схожа с ситуацией в дошкольном образовании, когда были закрыты и перепрофилированы многочисленные детские сады, а при росте рождаемости потребность в них резко возросла;

• на рынке детского отдыха возникла острая потребность в качественно новых детских лагерях, отвечающих веяниям времени и требованиям клиентов;

• имеется большая группа потребителей, готовых платить собственные средства для организации полноценного, качественного, развивающего отдыха и оздоровления своих детей;

• капитализация данного рынка растёт год

от года за счёт всего трёх основных факторов: роста рождаемости в РФ, возросших потребностей родителей, а также роста стоимости услуг детских лагерей (из-за всеобщего роста цен и расширения круга услуг и сервисом, предоставляемых детскими лагерями).

Если учесть, что детский лагерь является одной из самых востребованных со стороны детей и их родителей форм каникулярного детского отдыха, то вопросы строительства новых лагерей, реконструкции старых объектов и внедрение инновационных моделей детского отдыха и оздоровления имеют весьма реальные успешные перспективы.

Перечисленные выше тенденции подтверждаются конкретными цифрами. Основные исходные точки для расчётов рентабельности сферы детского отдыха — уровень рождаемости и количество детей школьного возраста, проживающих в РФ. В результате благоприятных демографических трендов рождаемость в России растёт год от года и, естественно, увеличивается количество детей школьного возраста. Рождаемость в РФ с 2007 года увеличилась на 337 200 чел. в год (2007 г. — родились 1 610 100 детей, 2014 г. — 1 947 300 детей). Эти дети уже составляют дополнительный потенциал участников не только образовательного процесса, но и потенциальных получателей услуг детских лагерей. По прогнозам министра образования РФ Д.В. Ливанова, в 2019/20 учебном году у нас будет на 2,5 млн детей школьного возраста больше, чем сегодня. Сегодня в России 13,5 млн де-

тей, а будет 16 млн детей, утверждает министр.

Ещё одни данные: рост стоимости коммерческих путёвок в детские лагеря с 2010 по 2015 гг. составил в различных регионах от 32,5 до 40,4% (мониторинговые исследования Фонда развития детских лагерей). Речь идёт о полноценных 21-дневных сменах в стационарных оздоровительных лагерях (не летнего типа).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При таком очевидном спросе на детский оздоровительный отдых и понятной конъюнктуре рынок детского отдыха развивается крайне медленными темпами и не наполнен качественными, интересными и современными предложениями. Но перечисленные тенденции говорят о том, что у рынка детского отдыха и оздоровления есть очень хорошие перспективы развития, и он будет неуклонно расти. Для этого необходимы целевые инвестиции и профессионалы, готовые разработать новые перспективные и актуальные проекты. Причём для их реализации необходимо объединить несколько групп специалистов в различных областях:

• менеджмента, в том числе финансового и педагогического;

• педагогики и психологии;

• маркетинга и рекламы.

На сегодня сфера детского отдыха созрела для того, чтобы совершить качественный прорыв не только в содержании и формах организации детского отдыха и оздоровления, но и в концептуальных подходах и создании новой философии. Необходимо предложить клиентам новые услуги до того, как они приехали в лагерь, во время их пребывания и после того, как они уехали из лагеря.

Толчком к данному потенциальному прорыву являются несколько факторов и причин, а именно:

• постоянное сокращение детских оздоровительных лагерей в России и сокращение

общего количества мест отдыха и оздоровления детей;

• устойчивое увеличение в РФ количества детей, в частности детей школьного возраста;

• появление устойчивого неудовлетворённо-го спроса на организацию качественного отдыха детей среди потребителей. По данным АСИ, большинство родителей в России готовы отправить своих детей в детские лагеря (от 54 до 58%). Реально отправляют детей на отдых в детский лагерь только 24—26% родителей;

• необходимость создания востребованных сегодня, но недостаточных по своему количеству качественно новых детских лагерей, имеющих в своей основе новую философию детского отдыха;

• возросшие требования потребителей к качеству и условиям отдыха их детей в детских лагерях во время школьных каникул. Эти требования касаются как повышенного комфорта при размещении детей, организации полноценного питания и развитой инфраструктуры детских лагерей, так и содержания программ детского отдыха, качества предоставляемых сервисов и услуг;

• капитализация рынка детского отдыха растёт год от года за счёт трёх основных факторов: роста рождаемости, возросших потребностей родителей, а также роста стоимости услуг детских лагерей.

В качестве вывода: на сегодняшний день остро стоит вопрос о необходимости смены трендов в сфере детского отдыха и оздоровления. Эти тренды кратко можно выразить в пяти основных системообразующих составляющих:

1. Создание внятной государственной политики в отношении детских лагерей и изменение их статуса с оздоровительных учреждений на учреждения отдыха.

2. Изменение вектора развития сферы детского отдыха: от разрушения и сохранения необходимо переходить к созиданию и активному развитию.

3. Строительство новых по своему качеству и содержанию работы детских лагерей нового поколения.

4. Реконструкция действующих, но морально устаревших детских лагерей.

5. Возрождение заброшенных детских лагерей, находящихся в муниципальной, государственной и частной собственности. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.