Научная статья на тему '«СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ» В КЕРАМИКЕ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ)'

«СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ» В КЕРАМИКЕ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДКАВКАЗЬЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / БРОНЗОВЫЙ ВЕК / КАТАКОМБНЫЕ КУЛЬТУРЫ / КУБАНО - ТЕРСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ КУЛЬТУРА / АМФОРЫ С АСИММЕТРИЧНЫМИ РУЧКАМИ / CISCAUCASIA / NORTH CAUCASUS / BRONZE AGE CATACOMB CULTURES / KUBAN-TEREK CULTURE / NORTH CAUCASIAN CULTURE / RED - OCHRE VESSELS / AMPHORAE WITH ASYMMETRIC HANDLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Николаева Надежда Алексеевна, Сафронов Александр Владимирович

Цель статьи - рассмотрение комплексов с амфорами в предкавказской катакомбной культуре и их культурная атрибуция. Материалы. Памятники с так называемой «северокавказской» керамикой в курганах бронзового века Калмыкии и центрального Северного Кавказа. Выводы. Группа с «северокавказской» керамикой занимает промежуточное положение между раннекатакомбной и восточноманычской культурами Калмыкии. В ее формировании приняла участие кубано - терская культура Северного Кавказа, связанная общим происхождением как с культурой дольменов станицы Новосвободной, так и непосредственно с культурами шнуровых керамик и шаровидных амфор Восточной Европы. В курганах Восточного Маныча (Чограйского водохранилища) в Калмыкии находят необычные для предкавказской катакомбной культуры амфоры с асимметричными ручками в комплексе с кружками или с курильницами, а также красноохристые сосуды в комплексе с курильницами. Уже первые исследователи высказывались о сходстве некоторых сосудов предкавказской катакомбной культуры (так называемого «манычского» типа) с керамикой дольменов Новосвободной и о связи двух форм могильных сооружений. Эта идея нашла продолжение в гипотезе о катакомбе как ренессансе формы кавказских дольменов и автохтонности предкавказской катакомбной культуры. С решением этих вопросов связана проблема происхождения и хронологии катакомбной культуры Предкавказья и Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘NORTH CAUCASIAN COMPONENT’ IN CATACOMB CERAMICS OF KALMYKIA: CULTURAL AND CHRONOLOGICAL ATTRIBUTION

Goal. The article aims to trace the origins and chronological position of pits and catacombs with left - sided burials and ‘North Caucasian’ ceramics. Materials. The paper describes burials with amphorae and red - ochre vessels from kurgans excavated in 1965, 1966, and 1986 in Kalmykia, as well as similar complexes from North Ossetia’s kurgans. Conclusions. The ‘North Caucasian component’ in the ceramics of the Ciscaucasian Catacomb culture marks the beginning of a ‘pure’ Ciscaucasian catacomb culture and attests to the participation of the Kuban-Terek culture in its formation associated with the common origin of both the Novosvobodnaya Dolmen culture and directly with the Corded Ware and Globular amphora cultures of Eastern Europe constituting the core of the Catacomb cultural complex. Mounds of the East Manych (Chogray Reservoir, Kalmykia) contain amphorae with asymmetrical handles with mugs and incense vessels, as well as red - ocher vessels with incense pots, that are untypical for the Coscaucasian Catacomb culture. The first researchers of this region noted the similarity between some vessels of the Ciscaucasian Catacomb culture (the so - called «Manych type») and ceramics discovered in the Novosvobodnaya dolmens and the alleged links between their burial rites as well. These facts were reflected in the hypothesis of the catacombs as a Renaissance form of the Caucasian dolmens, from which it follows that the Ciscaucasian catacomb culture has a local origin. These issues are closely related to the problem of the origin and chronology of the Catacomb culture in the Ciscaucasia and the North Caucasus for which a solution is proposed in this article.

Текст научной работы на тему ««СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КОМПОНЕНТ» В КЕРАМИКЕ КАТАКОМБНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЛМЫКИИ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХРОНОЛОГИЯ)»

Published in the Russian Federation

Oriental Studies (Previous Name: Bulletin of the Kalmyk Institute

for Humanities of the Russian Academy of Sciences)

Has been issued as a journal since 2008

ISSN: 2619-0990; E-ISSN: 2619-1008

Vol. 13, Is. 5, pp. 1292-1309, 2020

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1292-1309

Journal homepage: https://kigiran.elpub.ru

УДК 902

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1292-1309

«Северокавказский компонент» в керамике катакомбной культуры Калмыкии (происхождение и хронология)

Надежда Алексеевна Николаева1, Александр Владимирович Сафронов2

1 Московский государственный областной университет (д. 21А, ул. Энгельса, 105005 Москва, Российская Федерация)

кандидат исторических наук, профессор

0000-0003-3961-9284. E-mail: nikolaeva3145@yandex.ru

2 Московский государственный областной университет (д. 21А, ул. Энгельса, 105005 Москва, Российская Федерация)

кандидат исторических наук, доцент

0000-0002-2901-7004. E-mail: safronovl477@yandex.ru

© КалмНЦ РАН, 2020 © Николаева Н. А., Сафронов А. В., 2020

Аннотация. Цель статьи — рассмотрение комплексов с амфорами в предкавказской катакомбной культуре и их культурная атрибуция. Материалы. Памятники с так называемой «северокавказской» керамикой в курганах бронзового века Калмыкии и центрального Северного Кавказа. Выводы. Группа с «северокавказской» керамикой занимает промежуточное положение между раннекатакомбной и восточноманычской культурами Калмыкии. В ее формировании приняла участие кубано-терская культура Северного Кавказа, связанная общим происхождением как с культурой дольменов станицы Новосвободной, так и непосредственно с культурами шнуровых керамик и шаровидных амфор Восточной Европы. В курганах Восточного Маныча (Чограйского водохранилища) в Калмыкии находят необычные для предкавказской катакомбной культуры амфоры с асимметричными ручками в комплексе с кружками или с курильницами, а также красноохристые сосуды в комплексе с курильницами. Уже первые исследователи высказывались о сходстве некоторых сосудов предкавказской катакомбной культуры (так называемого «манычского» типа) с керамикой дольменов Новосвободной и о связи двух форм могильных сооружений. Эта идея нашла продолжение в гипотезе о катакомбе как ренессансе формы кавказских дольменов и автохтонности предкавказской катакомбной культуры. С решением этих вопросов связана проблема происхождения и хронологии катакомбной культуры Предкавказья и Северного Кавказа.

Ключевые слова: Предкавказье, Северный Кавказ, бронзовый век, катакомбные культуры, кубано-терская культура, северокавказская культура, амфоры с асимметричными ручками

Благодарность. Выражаем признательность доктору исторических наук М. А. Очир-Горяевой за ценные замечания при подготовке статьи, научному сотруднику Калмыцкого научного центра РАН Э. А. Кекееву — за большую помощь в поиске сосудов из курганов Калмыкии, раскопанных в 1965, 1966, 1986 гг., и любезное разрешение опубликовать его авторские фотографии. Для цитирования: Николаева Н. А., Сафронов А. В. «Северокавказский компонент» в керамике катакомбной культуры Калмыкии (происхождение и хронология) // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 5. С. 1292-1309. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1292-1309

UDC 902

DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1292-1309

'North Caucasian Component' in Catacomb Ceramics of Kalmykia: Cultural and Chronological Attribution

Nadezhda A. Nikolaeva1, Alexander V. Safronov2

1 Moscow Region State University (21A, Engels St., Moscow 105005, Russian Federation) Cand. Sc. (History), Professor

0000-0003-3961-9284. E-mail: nikolaeva3145@yandex.ru

2 Moscow Region State University (21A, Engels St., Moscow 105005, Russian Federation) Cand. Sc. (History), Professor assistant

0000-0002-2901-7004. E-mail: safronovl477@yandex.ru

© KalmSC RAS, 2020 © Nikolaeva N. A., Safronov A. V., 2020

Abstract. Goal. The article aims to trace the origins and chronological position of pits and catacombs with left-sided burials and 'North Caucasian' ceramics. Materials. The paper describes burials with amphorae and red-ochre vessels from kurgans excavated in 1965, 1966, and 1986 in Kalmykia, as well as similar complexes from North Ossetia's kurgans. Conclusions. The 'North Caucasian component' in the ceramics of the Ciscaucasian Catacomb culture marks the beginning of a 'pure' Ciscaucasian catacomb culture and attests to the participation of the Kuban-Terek culture in its formation associated with the common origin of both the Novosvobodnaya Dolmen culture and directly with the Corded Ware and Globular amphora cultures of Eastern Europe constituting the core of the Catacomb cultural complex. Mounds of the East Manych (Chogray Reservoir, Kalmykia) contain amphorae with asymmetrical handles with mugs and incense vessels, as well as red-ocher vessels with incense pots, that are untypical for the Coscaucasian Catacomb culture. The first researchers of this region noted the similarity between some vessels of the Ciscaucasian Catacomb culture (the so-called «Manych type») and ceramics discovered in the Novosvobodnaya dolmens and the alleged links between their burial rites as well. These facts were reflected in the hypothesis of the catacombs as a Renaissance form of the Caucasian dolmens, from which it follows that the Ciscaucasian catacomb culture has a local origin. These issues are closely related to the problem of the origin and chronology of the Catacomb culture in the Ciscaucasia and the North Caucasus for which a solution is proposed in this article. Keywords: Ciscaucasia, North Caucasus, Bronze Age catacomb cultures, Kuban-Terek culture, North Caucasian culture, red-ochre vessels, amphorae with asymmetric handles Acknowledgements. The authors express gratitude to Dr. Sc. Maria A. Ochir-Goryaeva for valuable comments on the article, and to Erdni A. Kekeev (both affiliated to Kalmyk Scientific Center of the RAS) for his tremendous help in finding the vessels excavated in kurgans of Kalmykia in 1965, 1966, 1986 and for permission to publish photographs authored by the latter.

For citation: Nikolaeva N. A., Safronov A. V. 'North Caucasian Component' in Catacomb Ceramics of Kalmykia: Cultural and Chronological Attribution. Oriental Studies. 2020. Vol. 13(5): 1292-1309. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2020-51-5-1292-1309

Ошеотаь 8тц01е8. 2020. Уо1. 13. 5

Введение

В курганах Восточного Маныча (Чограйского водохранилища) в Калмыкии находят необычные для предкавказской ка-такомбной культуры амфоры с асимметричными ручками1 в комплексе с кружками или с курильницами [Синицын 1978а; Синицын 19786; Синицын, Эрдниев 1987], а также красноохристые сосуды2 в комплексе с курильницами [Синицын 1978а: 12]. Уже первые исследователи курганов Предкавказья [Артамонов 1937] высказывались о сходстве некоторых сосудов предкавказской катакомбной культуры (так называемого «манычского» типа) с керамикой дольменов станицы Новосвободной и о связи двух форм могильных сооружений [Марковин 1994: 252]. Эта идея нашла продолжение в гипотезе А. В. Кияшко о катакомбе как ренессансе формы кавказских дольменов и ав-тохтонности предкавказской катакомбной культуры [Марковин 1994: 252; Кияшко 2000]3. В 1974 г. была разработана бо-

лее детальная периодизация4 захоронений бронзового века на территории Калмыкии на основании стратиграфической последовательности обрядов подкурганных погребений, что позволило определить хронологическое место красноохристых сосудов концом горизонта «С», синхронного донецкой катакомбной культуре [Сафронов 1974: 220, рис. 16, 17]. В 1990 г. нами было высказано предположение, что «красноох-ристые» сосуды связаны происхождением с кубано-терской культурой северокавказской культурно-исторической общности (далее — СК КИО)5 [Николаева 1990]. В настоящее время «красноохристые» сосуды включаются в полиритуальную группу ран-некатакомбной культуры Северо-Западного Прикаспия [Шишлина 2007: 192] и рассматриваются как проявление «северокавказской» традиции [Шишлина 2002; Андреева 2014: 25, примеч. 13, 16, ил. 37], но аналогии им приводятся из памятников степного пояса Пятигорья, Кабарды и Чечни [Синицын

1 Амфора — древнегреческий термин, широко используется при обозначении сосудов с ручками и без них для разных археологических эпох, начиная от неолита (Хаджилар) до средневековья (лицевые урны поморской культуры). Амфоры являются ведущей формой культуры среднебронзового века Кубано-Терского междуречья. Живучесть этой формы связана с ее сакральной функцией в погребальной практике Эта функция отражена в «антропоморфности» амфоры, которая в ранних вариантах подчеркивалась крышками с антропоморфной личиной (Винча, Гумельница, Триполье) [Николаева 2011: 91].

2 «Красноохристые» сосуды — группа керамики с широким устьем, плоским дном, скругленным венчиком, небольшой цилиндрической или конической горловиной или без нее, низкотемпературного обжига, дающего пачкающую поверхность, с ангобом. Они богато орнаментированы разнообразными композициями с использованием шнурового, треугольного, углового, спирального, трубчатого штампов.

3 Альтернативой автохтонной гипотезе явля-

ется наша гипотеза о происхождении катакомбы из Северо-Западной Франции (культура СУМ) и

формировании катакомбных культур на основе разных культур субстрата в Центральной и Восточной Европе.

4 Соответствие прежней периодизации (В. Сафронова) новой терминологии выглядит следующим образом. Северокавказская, раннекатакомбная культура [Шишлина 2007: 342] соответствует смешанным культурно-хронологическим группам: II, III, IV и стратиграфическому горизонту «В», «С» [Сафронов 1974]. Восточноманычская культура, по М. А. Андреевой, — собственно катакомбная культура, соответствует V культурно-хронологической группе и горизонту D1, D1 / D2, по В. А. Сафронову [Андреева 2014: 11]. Лолинская культура [Мимоход 2013] соответствует поздне-катакомбной со срубными элементами или VI группе и горизонту <Ю2», по В. А. Сафронову [Сафронов 1974: 97-103], началу масштабного движения от Дуная на юг Балкан, известного как экспансия «народов моря». Этот тезис был развит в работах А. В. Сафронова [Ильин-Томич, Сафронов 2010; Сафронов 2013], основанных на анализе египетских и хеттских письменных источников, обеспечивающих и датировку миграции степных культур Восточной Европы XIII в. до н. э.

5 Кубано-терская культура [Николаева 2011: 12, табл. 1] частично соответствует центральной части СК КИО [Марковин 1994: 254-287], но выделена на другой методологической основе и на более полноценных материалах, т. е. закрытых комплексах.

1978а: 12; Державин 1991: 93], поэтому вопрос о принадлежности керамики этого типа к степной или северокавказской традиции остается все еще актуальным. С учетом того, что амфоры — ведущая форма кубано-терской культуры северокавказской КИО, находки в курганах Восточного Маныча более избирательного типа амфор с асимметричными ручками позволяют точнее оценить степень взаимовлияния культур предгорной и степной части Предкавказья.

Целью статьи является рассмотрение комплексов с амфорами в курганах Калмыкии (Восточный Маныч), уточнение их происхождения и культурно-хронологической позиции.

Материалы

Амфоры с асимметричными ручками, курильницы и красноохристые сосуды, приведенные в статье, происходят из раскопок И. В. Синицына и У. Э. Эрдниева на левом берегу Восточного Маныча в Республике Калмыкия (сокращенно «ВМЛБ») в 1965, 1966 гг. [Синицын 1978а; Синицын 1978б; Синицын, Эрдниев 1987; Очир-Горяева 2008]. Там же, в районе современного Чограйского водохранилища Республики Калмыкия, такие амфоры найдены в 1986 г. [Николаева, Сафронов 1987; Очир-Горяева 2008: 108-111] и в 1987 г. [Шишлина 2002; Очир-Горяева 2008: 106-110; Кекеев, Буратаев 2018: 92, 146]. Аналогии этим амфорам обнаружены также в курганах Центрального Северного Кавказа [Николаева, Сафронов 1978].

Список амфор с асимметричными ручками в зоне Чограйского водохранилища

1. Чограй-86: курган № 2, погребение 4 (в яме) (рис. 2Ь). Светло-коричневая амфора высотой 28,5 см, диаметром 26 см с шаровидным туловом, плоскодонная, с цилиндрической горловиной и скругленным венчиком; с сохранившимся (местами) ангобом, с асимметрично посаженными полушарными ручками (одна ручка присоединена к венчику, другая — к плечевой части). Ширина ручек у оснований 3,5 см; посередине 1,7 см. Вокруг каждой ручки по 4 налепа. Ручка от венчика покрыта оттисками клиновидно-треугольного штампа; вниз от основания одной ручки спускаются резные и «шнуровые» волнистые линии.

Другая ручка орнаментирована оттисками шнура; от нее вниз спускаются две линии треугольников, оконтуренных двумя линиями шнура. Орнаментальная полоса высотой 9,8 см, опоясывающая тулово сосуда, начинается от основания горловины и состоит (сверху вниз) из двойных линий спиралей и кружков, клиновидных треугольников, разделенных двойными линиями шнура и завершающихся двумя линиями клиновидных и одной линией плоских треугольников. Эта полоса делится посередине двумя фестонами-«полотенцами», обозначенными сдвоенными линиями оттисков шнура и треугольников, заштрихованными косыми оттисками шнура.

2. Зунда-Толга: курган № 9, погребение № 1 (в яме) (рис. 3). Амфора бежевого цвета высотой 30,7 см, диаметром 31,4 см с асимметричными ручками, плоскодонная, с шаровидным туловом, невысоким горлом. Плечевая часть сосуда украшена резным орнаментом. Высота орнаментальной полосы 10 см. Элементы орнамента — концентрические окружности, вписанные углы; волюты, соединенные с ромбами; волюты, образующие S-овидные и С-овидные фигуры. Зона вниз и вверх от ручек оформлена в другую композицию. От ленточно-труб-чатых канелированных ручек (сохранилась одна от венчика) идут (вверх и вниз) линии Л-овидных фигур и «лесенки», с шестиряд-ным зигзагом посередине, окаймляющие три трубчатых валика. Шнуровой штамп отсутствует [Шишлина 2002: рис. 6: 1].

3. Восточный Маныч, левый берег: погребение 33/4 (в катакомбе) (рис. 5: 2).

Амфора темнорозового цвета с красным ангобом высотой 21 см, диаметром 20 см с шаровидным туловом с невысокой горловиной, с асимметричными псевдополу-шарными ручками. Верхняя часть покрыта сложной орнаментальной композицией. Элементы резного орнамента: С-овидные фигуры с волютами на концах; расположенные вертикально и горизонтально серповидные фигуры со штриховкой, концентрические круги разного размера; узкие полосы с вертикальной штриховкой; заштрихованные треугольники, подвешенные к основной композиции с С-овидной фигурой. Пространство между горловиной и ручками не оформлено в отдельную композицию; закрыто большими волютами. Орнамент

Рис. 1a. Чограй-86 (Калмыкия). Курган 2, погребение 1: 1 — план и разрез погребения; 2 —красноохристый сосуд; 3 — фрагмент сосуда «жаровня»

[Fig. 1а. Chograi-86. Kalmykia. Kurgan 2, burial 1: 1 — plan and profile of the burial; 2 — red-ocher vessel; 3 — fragment of the vessel 'roasting pan']

I_I

О 30 см

Рис. 1b. Чограй-86 (Калмыкия). Курган 2, погребение 2: 1 — план и разрез погребения; 2 — курильница в трех проекциях; 3 — фото погребения 2/2

[Fig. 1b. Chograi-86. Kalmykia. Kurgan 2, burial 2: 1 — plan and profile of the burial; 2 — censer in three projections; 3 — photo of burial 2/2]

Рис. 2а. Чограй-86 (Калмыкия). Курган 2 (продолжение), погребение 2/3(5): 1,2 — разрез и план катакомбы; 3 — красноохристый сосуд (рисунок, фото, развертка орнамента);

4 — «яйцо» из песчаника и бронзовая подвеска

[Fig. 2а. Chograi-86. Kalmykia. Kurgan 2 (continuation), catacomb burial 2/3(5): 1, 2 — plan and profile of the catacomb burial; 3 — red-ocher vessel (drawing, photo, ornament);

4 — sandstone 'egg' and bronze pendant]

Рис. 2b. Чограй-86 (Калмыкия). Курган 2 (продолжение), погребение 4: 1 — план ямы и разрез; 2 — курильница в трех проекциях; 3 — амфора с асимметричными ручками;

4 — красноохристый сосуд

[Fig. 2b. Chograi-86. Kalmykia. Kurgan 2 (continuation), pit burial 4: 1 — plan and profile of the pit; 2 — censer in three projections; 3 — amphora with asymmetric handles;

4 — red-ocher vessel]

Рис. 3. Зунда-Толга (Калмыкия). Курган 9, погребение 1: 1, 2 — план и разрезы погребения; 3 — «курильница» — чаша с отделением на четырехлепестковой ножке (в двух проекциях); 4 — сосуд с овальным налепом на венчике; 5 — амфора с асимметричными ручками

[Fig. 3. Zunda-Tolga. Kalmykia. Kurgan 9, burial 1: 1, 2 — plan and profiles of the burial; 3 — censer in two projections; 4 — vessel; 5 — amphora with asymmetric handles]

Рис. 4. Ногир (Северная Осетия). Курган 1, погребение 12: 1 — план и разрез погребения; 2 — бронзовые пронизи; 3 — кружка; 4 — каннелированная ручка кружки (анфас); 5 — амфора со сдвоенными асимметричными ручками (анфас и профиль)

[Fig. 4. Nogir. North Ossetia. Kurgan 1, burial 12: 1 — plan and profile of the burial; 2 — bronze beads; 3, 4 — mug with a cannulated handle; 5 — amphora with double asymmetric handles]

резной. Нет оттисков шнурового и других штампов [Синицын 19786: табл. 79:8].

4. Восточный Маныч, левый берег-66: курган 28, погребение 6 (рис. 5: 4).

Амфора красноглиняная высотой 21 см, диаметром 20 см, плоскодонная, с шаровидным туловом и невысокой горловиной, с красным ангобом, с асимметричными полу-шарными ручками. Верхняя половина сосуда покрыта резным орнаментом. Основным элементом орнамента являются одинарные и парные волюты, обращенные завитками вовнутрь (С-овидная фигура). Горловину опоясывает полоса, заполненная вдавленными клиновидными оттисками, образующими выпуклый зигзаг. Эта орнаментальная кайма около ручек поворачивает вертикально вниз и ограничивает прямоугольником пространство под ручками с налепными валиками. К прямоугольнику присоединены с одной стороны две одинарные волюты, а с другой — парные волюты. Фронтальная поверхность сосуда между ручками покрыта резным орнаментом: разделена косым крестом на 4 зоны, заполненных С-овидными фигурами [Синицын, Эрдниев 1987: 86].

Стратиграфическая позиция амфор в курганах Калмыкии

1. Чограй-86: курган № 26, погребение 4 с амфорой.

Курган 2 группы 8 (рис. 1a, 1b, 2a, 2b) представлял всхолмление круглой формы диаметром 22 м, высотой 0,4 м. В кургане было 4 погребения катакомбного времени. Впускные погребения — в яме 2/1 (рис. 1a) и катакомбах 2/2, 2/3, 5 — близки по времени (рис. 1a, 1b, 2a) к основному погребению в яме 2/4 (рис. 2b), поскольку содержали аналогичные красноохристые сосуды и курильницы.

Погребение 4 с амфорой — основное, в яме размером 2,7х1,6х0,5 м, на правом боку, согнуто, головой на юго-восток. Дно окрашено охрой в области ног. Инвентарь: не-

6 В зоне Чограйского водохранилища были раскопаны 11 курганных насыпей, относящихся к группе 6 и 8 [Николаева, Сафронов 1987; Очир-Горяева 2008: 108-111]. Группа 8 из трех курганов находилась в 400 м от Чограйского водохранилища и включала два этапа восточно-манычской культуры [Очир-Горяева 2008: 111], поскольку захоронения содержали аналогичные красноохристые сосуды и курильницы.

орнаментированный красноохристый сосуд (рис. 2Ь, 4) высотой 10,8 см; курильница с отделением, крестовиной вверх, орнаментированная шнуровым штампом, высотой 7,4 см; амфора с асимметричными псевдо-полушарными ручками (рис. 2Ь, 3). Около черепа (слева и справа) лежала овальная бронзовая подвеска в 1,5 оборота с уплощенными концами длиной 2 см и бронзовое шило длиной 6,6 см. Комплекс 2/4 — единственный, который включает все три компонента рассматриваемого комплекса: амфору, красноохристый сосуд и курильницу.

2. Зунда-Толга: курган № 9, погребение с амфорой 9/1 (рис. 3).

Высота кургана 80 см, диаметр 20 м. В кургане, кроме основного погребения в яме, было впускное 9/2 в катакомбе с лево-бочным захоронением и малоинформативным упоминанием о бронзовых подвесках [Шишлина 2002: 81-94].

Основное, в яме размером 152х192х148 см, левобочное захоронение мужчины 40-50 лет, головой на юго-запад не по центру ямы, а впритык к западной стенке и наклонно к центру при наклоне вовнутрь торцовых стенок, что наводит на мысль, что эта яма представляла собой имитацию одноуровневой катакомбы. Инвентарь: амфора с асимметричными ручками [Шишлина 2002: рис. 6, 1]; курильница с отделением на крестовине с отверстием между ножек; сосуд неясного происхождения с налепом в виде «барашка» на горловине (такие налепы характерны для керамики северокавказской КИО) (рис. 3).

3. ВМЛБ-65. Погребение с амфорой 33/4 (рис. 5: 2, 3) [Синицын 1978а: 89]7. Впускное в катакомбе при основном древнеямном, в материке. Входная яма: 1,4х1,2х1,3 м. Камера: 1,5х1,1х0,75 м. Разность уровней 0,4 м. Левобочное, детское, на северо-запад,

7 Курган № 33 [Синицын 1978а: 88-91]. Диаметр 40 м. Высота 3 м. В кургане 11 погребений. Основное — древнеямное, I группа, по В. А. Сафронову. Остальные представляют собой все стратиграфические горизонты (А-D) и культурные группы, по В. А. Сафронову. Погребение с умбонами 33/3 [Синицын 1978б: табл. 79: 5], в насыпи, парное, левобочное, два красноохристых сосуда и три бронзовых ум-бона, кованых полусферических (в основании 6 см, в высоту 4 см), относящееся к горизонту С, по В. А. Сафронову.

Рис. 5. Амфоры с асимметричными ручками: 1 — Чограй-86 2/4 (в яме); 2, 3 — Чограй-65 (ВМЛБ) 33/4 (в катакомбе); 4 — Чограй-66 (ВМЛБ) 28/6 (в катакомбе); 5 — Зунда Толга (ВМЛБ) 9/1; 7, 8 —

Ногир 1/12; 6, 9 — Ногир 1/13

[Fig. 5. Amphorae with asymmetric handles: 1 — Chograi-862/4 (pit); 2, 3 — Chograi-65 33/4 (catacomb); 4 — Chograi-66 28/6 (catacomb); 5 — Zunda-Tolga 9/1; 7, 8 — Nogir 1/12; 6, 9 — Nogir 1/13]

Ошеотаь 8тц01е8. 2020. Уо1. 13. 5

руки у колен. В ногах два сосуда. Один — красноохристая амфора с асимметричными ручками со сложной орнаментальной композицией высотой 20,0 см, другой сосуд — кружка с насечками на ребре высотой 8,0 см, но еще без выраженной двухчастности и без уступа или ребра, характерных для более поздних кружек.

4. ВМЛБ-66. Погребение с амфорой 28/6 (рис. 5: 4)8. Впускное при основном древне-ямном, в Т-катакомбе, в материке. Входная яма: 2,0х1,5х1,6 м. Камера: диаметр 1,85х0,95 м. Дромос: 0,75х0,6 м. Разность уровней дна 0,4 м. Левобочное, северо-восток. Руки у коленей. Инвентарь: красног-линяный сосуд с асимметричными ручками, курильница с отделением на крестовидной ножке, орнаментирована шнуровым штампом (диаметр чаши 17 см).

Обсуждение

Для характеристики группы погребений с амфорами в ямах и катакомбах9 в курганах Восточного Маныча следует установить степень однородности керамики, устойчивости комплекса, обряда погребения и стратиграфического положения этой группы в курганах.

Все амфоры идентичны по форме, близки по размерам (высота в пределах от 21 до 30 см), по набору элементов орнамента (комбинации волют, треугольный и трубчатый штамп, круглые налепы вокруг ручек и налепные валики, см. выше). Комплекс Чограй-86 2/4 содержит все три компонента: амфору, курильницу и красноохристый сосуд, что расширяет возможности поиска аналогий для этой группы керамики. Обряд погребения в группе с рассматриваемым комплексом идентичен (на левом боку, в согнутом положении), но по форме могилы разнятся — в ямах и в Т-образных катакомбах. Корреляция обряда и стратиграфической позиции этой группы (перекрывает III

8 Курган № 28 ВМЛБ-65 [Синицын, Эрдниев 1987]. Основное погребение относится к древне-ямной культуре. Остальные представляют собой все стратиграфические горизонты (А-Э) и культурные группы, по В. А. Сафронову.

9 Левобочные захоронения в ямах с данным

комплексом керамики, по нашим наблюдениям,

появляются раньше катакомб с этим обрядом и керамикой (Чограй-86: курган 2, см. выше рис. 1а, 1Ь и 2а, 2Ь).

и IV группу горизонта «С» и перекрывается поздними восточноманычскими катакомбами Н-типа с неорнаментированной, типологически и технологически иной керамикой) позволяет относить всю группу с этим комплексом керамики к одному достаточно короткому промежутку времени и выделять их в стратиграфический горизонт на рубеже «С» и «Э1», по В. А. Сафронову.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналогии амфорам и красноохри-стым сосудам на Северном Кавказе

Для определения хронологии, происхождения и культурной атрибуции исследуемого комплекса керамики следует рассмотреть его в более широком историко-архео-логическом контексте и обратиться к материалам бронзового века Северного Кавказа [Николаева, Сафронов 1978; Николаева 2011: 392-399, рис. 92-95].

Действительно, в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии найдены амфоры с асимметричными ручками в стратиграфической ситуации, сходной со стратиграфией рассматриваемой группы с амфорами и соответствующим комплексом в курганах Восточного Маныча.

Амфора с асимметричными ручками и псевдополушарными ручками происходит из кургана у с. Ногир, погребение № 1210 (рис. 4). Впускное в материке, под булыж-никовой наброской в яме с трапециевидным контуром в плане: 2,5х2,1-2,4х1,7 м. Левобочное, сильно скорченное, головой на север; кисти рук — у черепа. Инвентарь: два сосуда, бронзовые пронизи (сегменто-видные длиной 2 см; флажковидные длиной 1 см; В-образные пронизи). Сосуд 1 — амфора красно-коричневого цвета, с двумя сдвоенными ручками, находящимися на разных уровнях. Высота сосуда — 26,5 см. (рис. 3: 4). Сосуд 2 — кружка с выраженным уступом на переходе в тулово и с ка-нелированной ручкой. Цвет светло-коричневый. Кружка становится основной формой керамики на следующем позднем этапе восточноманычской культуры и обеспе-

10 Курган у с. Ногир (г. Владикавказ, Пригородный район, Северная Осетия) [Николаева, Сафронов 1978] представлял собой насыпь диаметром около 50 м, высотой 2,2 м. В кургане было найдено 15 объектов, из них 9 — это погребения в ямах и ящиках (№ 8, 11, 12, 13, 14, 15), а № 1, 2, 3 — катакомбы.

чивает культурную преемственность двух стратиграфических горизонтов [например, Чограй-86 курган 3. См.: Николаева, Сафронов 1987].

Амфора с асимметричными ручками из разрушенного кургана у «станицы Архонская, р. Дур-Дур, в Северной Осетии» [Деген 1941: 242, рис. 40: 10]. Была обнаружена в Северо-Осетинском музее среди случайных находок и опубликована Б. Е. Дегеном [Марковин 1960: рис. 13: 85]11. Высота сосуда 28 см. Орнамент — 3 круглых налепа под каждой из ручек и в пространстве между ними.

Амфора из станицы Архонская была сопоставлена Б. Е. Дегеном с такими же амфорами по форме, размерам и орнаменту в виде круглых налепов, но с двумя симметричными ручками (Кабардинский парк в г. Нальчике 2/4, 4/1). Обряд погребения с этими амфорами — на левом боку, сильно скорченно, головой на север [Деген 1941: 220, рис. 13, 16; Марковин 1960: 57, рис. 21] — полностью соответствует обряду погребения Ногир 1/12 с амфорой с асимметричными ручками и подтверждает правомерность сравнения восточно-манычских амфор с северокавказскими амфорами безотносительно наличия или отсутствия асимметрии ручек на амфорах или вообще отсутствия ручек (см. выше и рис. 4, 5 и 5, 7).

Круг аналогий «восточноманычскому» комплексу керамики может быть расширен с привлечением аналогий орнаменту, отмеченному и на других типах амфор на Северном Кавказе. Так, аналогией орнаменту на амфорах из ВМЛБ 28/6, 33/4, Зунда-Толга 9/1 является полоса декора из С-овидных фигур с волютами на концах и оттисков трубчатого штампа на амфорах

с симметричными ручками из Лечинкая12 10/3, 10/5 [Николаева 2011: 380, рис. 76]. С лечинкайскими амфорами были обнаружены такие же бронзовые украшения, как в Ногире 1/12, что указывает на синхронность сравниваемых объектов и относительную датировку их рубежом «Среднебронзовый 1с / Среднебронзовый II [Николаева 2011: 276, № 312 по каталогу], что соответствует по стратиграфии Калмыкии переходу от раннекатакомбной культуры — по Н. И. Шишлиной, к восточноманычской культуре — по М. В. Андреевой [Шишлина 2007; Андреева 2014].

Несомненно, резной криволинейный орнамент, сочетание волюты и геометрических фигур на восточноманычских амфорах связаны с прямым или опосредованным влиянием (через кубано-терскую культуру СК КИО) куро-аракской культуры на ка-такомбную культуру Восточного Маныча. Весомым, если не решающим доводом в пользу происхождения восточноманычских амфор с Северного Кавказа могут служить их полушарные ручки «энеолитического типа» [Синицын 1978а: 12; Марковин 1960: 116], которые являются признаком присутствия или влияния куро-аракской культуры на формирование кубано-терской культуры. Ярким примером тесных контактов этих двух культур на Северном Кавказе является, в частности, могильник Дзуарикау, в котором смешаны в одних керамических комплексах традиции кубано-терской (топоры кабардино-пятигорского типа) и куро-арак-ской культур (бронзовые топоры сачхерско-го типа) [Николаева 2011: 208, 439 и сл.].

В группу погребений с амфорами и курильницами нами включаются красноохри-стые сосуды на основании их совместного нахождения в погребении Чограй-86 2/4. В Калмыкии (Восточный Маныч) их насчитывается и опубликовано 26 экземпляров

11 Идентичная архонской амфора найдена в могильнике Бага-Бурул в Ики-Бурульском районе Калмыкии (Восточный Маныч). Это красноглиняная амфора, с красным ангобом, без орнамента, с тремя вертикальными валиками и круглыми налепами под ручками (хранится в Государственном историческом музее). Аналогия в Лечинкае 10/8 — красноохристая амфора без ручек с тремя налепными вертикальными валиками с кольцевидными окончаниями по 4 сторонам амфоры.

12 Лечинкай 10/3: основное, левобочное, скорченное, юго-запад. Красноохристая амфора с полушарными ручками от венчика, высотой 27,7 см. Орнамент: С-овидные фигуры с волютами на концах [Батчаев 1984: 123, рис. 15, 9]. Лечинкай 10/5: впускное (вытянутое, юго-запад-запад). Светлоохристая амфора, как в 10/3, с орнаментом (полудуги и шнуровой штамп) + кружка с налепными волютами и бронзовые бусы «шарик на трубочке», как в Ногире 1/12 [Батчаев 1984: 122-124, рис. 15: 8, 17: 33].

[Синицын 1978а: 12], хотя в настоящее время выборка увеличилась в связи с новыми раскопками. Красноохристые сосуды часто встречаются в комплексе с курильницами и в ямах, и в катакомбах, причем три курильницы найдены с древнеямным обрядом в катакомбах и яме (Чограй 1-65: 4/8, 8/2; Чограй 11-65: 25/6) [Сафронов 1974: 86; Синицын 1978а: 20, 86]. На сходство красноохристых сосудов Восточного Маныча (по пропорциям, элементам орнамента и композициям) с керамикой северокавказской культуры археологи указывали давно [Марковин 1960: 88, 126, 140, табл. 20, 26, 40, 41; Марковин 1994: табл. 80: 1-21; Державин 1991: 93]. Конкретные аналогии можно указать в курганах Кабардино-Балкарии (Лечинакай 19/1) [Батчаев 1984: рис. 17: 1, 2, 3] и Северной Осетии (Дзуарикау 4/1) [Николаева 2011: 439 и сл.].

В Закавказье этот тип керамики, как и криволинейный орнамент в виде волют, соединенных с геометрическими фигурами, встречается начиная от куро-аракской культуры [Мунчаев 1994: табл. 3, 15] и продолжает жить в триалетской и тазакенд-ской культурах [Кушнарева 1994: табл. 15, 29-33]. Поздний этап куро-аракской культуры [Мунчаев 1994: табл. 12] по металло-комплексу синхронен как дольменам станицы Новосвободной, так и начальному этапу кубано-терской культуры — Дзуарикау 1/15, 2/2 [Николаева 2011: табл. 1], который уже отмечен появлением красноох-ристых сосудов Дзуарикау 4/1-3. Эта традиция сохраняется и в ранних катакомбах у с. Чикола Северной Осетии (раскопки Н. А. Николаевой, В. А. Сафронова в 1978 г.) [Марковин 1994: табл. 81: 13-14]. Однако серия аналогий может быть значительно расширена, если учесть, что орнамент (шнуровой и треугольный штамп) на красноох-ристых сосудах Восточного Маныча встречается на таких же (по всем параметрам) сосудах северокавказской КИО [Марковин 1994: табл. 80: 1-21; табл. 81: 12-14], иногда с парными ручками или рельефными выступами [Николаева 2011: 493, 498, табл. 25г].

Комплекс с амфорой с асимметричными ручками и курильницей (Зунда Толга 9/1) (рис. 3; 5: 5) Н. И. Шишлина относит к ран-некатакомбной культуре, которую считает полиритуальной, включая в один стратигра-фическо-хронологический горизонт и ката-

комбы со скорченниками и с вытянутыми на спине, и катакомбы с левобочными захоронениями [Шишлина 2007: 149, 197-218]. В то же время, несмотря на признание амфор и красноохристых сосудов «северокавказским импортом» [Шишлина 2002], к «северокавказской культуре» Н. И. Шишлина относит только вытянутые на спине погребения в ямах, без включения амфор и красноохристых сосудов [Шишлина 2007: 123130, 148], хотя биритуальность (захоронения на боку и вытянуто на спине) характерна для предгорной культуры бронзового века Центрального Кавказа на протяжении всего ее существования (от Новосвободной до появления первых катакомб в горах) [Николаева 2011: 503; Бетрозов, Нагоев 1984: 58].

По нашему мнению, амфоры — более избирательная категория для установления их культурной атрибуции в керамике Предкавказья, для которой эта форма совсем не характерна [Николаева 2011: 509-511], тогда как для кубано-терской культуры амфоры — культурно-определяющая форма. Амфоры с асимметричными ручками в комплексе с красноохристыми сосудами (Чограй-86 2/4, Чограй-65 33/4, Чограй-66 28/6) обнаруживают при левобочных захоронениях в ямах и в Т-катакомбах, стратиграфически перекрывающих катакомбы с древнеямным обрядом (III группа, по В. А. Сафронову) и катакомбы с вытянутыми на спине погребениями и «северокавказским» инвентарем (IV группа, по В. А. Сафронову) и, в свою очередь, перекрывающихся Н-катакомбами восточнома-нычской культуры с неорнаментированной керамикой [Николаева, Сафронов 1987]. Хронология этой группы определяется стратиграфией двух комплексов бронзовых украшений. В кургане у с. Ногир (1/11) и в Чограе (ВМЛБ 33/3) найдены одинаковые полусферические кованые колпачки — ум-боны при погребениях в ямах, которые перекрывались в Ногире погребениями куба-но-терской культуры в ямах и катакомбами, а в Чограе 33/3 — катакомбой с амфорами. Такие умбоны характеризуют горизонт «С» в Предкавказье и СБ 1с на Северном Кавказе [Сафронов 1974: 97, 154, 159; Николаева 2011: 126] и предшествуют появлению литых бронзовых умбонов с мно-гомолоточковидными булавками, соответ-

ствующих первым катакомбам в предгорьях Северного Кавказа (Хазнидон/Урух 1976, курган 2 и 4) [Николаева 2010; Николаева 2011: 126, 281, каталог № 383-385, 387] и синхронных поздней фазе восточноманыч-ской культуры.

Выводы

1. Время появления «северокавказской традиции» в керамике катакомбной культуры в Предкавказье уточняется на основе относительной хронологии и периодизации ку-бано-терской культуры. Северокавказские аналогии амфорам с асимметричными руч-

Источники

Николаева, Сафронов 1978 — Николаева Н.А., Сафронов В. А. Отчет о раскопках курганов у с. Ногир Пригородного района СО АССР в 1977 году // Архив ИА РАН. Р-1. № 6847. Николаева, Сафронов 1987 — Николаева Н. А., Сафронов В. А. Отчет о раскопках курганов в зоне орошаемого участка совхоза «Чограйский» (600 га) в Калмыцкой АССР в 1986 году. Архив ИА РАН. Р-1. № 11627.

Литература

Андреева 2014 — Андреева М. В. Восточноманычская катакомбная культура: анализ материалов погребальных памятников. М.: Таус, 2014. 272 с.

Артамонов 1937 — Артамонов М. И. Раскопки курганов в долине реки Маныча в 1935 г. // Советская археология. 1937. Вып. IV. С. 93132.

Батчаев 1984 — Батчаев В. М. Погребальные памятники у селений Лечинкай и Былым // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Вып. 1. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 112-164.

Бетрозов, Нагоев 1984 — Бетрозов Р. Ж., Нагоев А. X Курганы эпохи бронзы у селений Чегем I и Чегем II и Кишпек (1 и 3 группа) // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Вып. 1. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 7-88.

Деген 1941 — Деген Б. Е. Курганы в Кабардинском парке г. Нальчика // Материалы по археологии Кабардино-Балкарии: Материалы и исследования по археологии. № 3. М.; Л., 1941. С. 213-316.

ками и обряду на левом боку курганных погребений Восточного Маныча указывают на вклад носителей кубано-терской культуры в формирование раннего этапа восточно-манычской катакомбной культуры по аналогии с механизмом образования катакомб с древнеямным и северокавказским обрядом (III и IV группа, по В. А. Сафронову) c учетом того, что происхождение куба-но-терской культуры связано с культурами шнуровых керамик и шаровидных амфор Восточной Европы (Западная Украина) [Николаева 2010; Николаева 2011].

Sources

Nikolaeva N. A., Safronov V. A. Kurgans of Nogir Village, Prigorodny District, North Ossetian ASSR: 1977 Archaeological Excavation Report. At: Institute of Archaeology (RAS), Scientific Archive. Coll. Р-1. File no. 6847. (In Russ.) Nikolaeva N. A., Safronov V. A. Kurgans in the Irrigated Plot of Chograysky Sovkhoz (600 ha), Kalmyk ASSR: 1986 Archaeological Excavation Report. At: Institute of Archaeology (RAS), Scientific Archive. Coll. Р-1. File no. 11627. (In Russ.)

Державин 1991 — Державин В. Л.Степное Ставрополье в эпоху ранней и средней бронзы. М.: Изд-во Инст. арх. АН СССР, 1991. 186 с.

Ильин-Томич, Сафронов А. 2010 — Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В. Датировка и возможный исторический контекст «Речения Ипувера» // Вестник древней истории. 2010. № 4. С. 3-22.

Кекеев, Буратаев 2018 — Кекеев Э. А., Буратаев Е. Г. Археологические коллекции Национального музея Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова (по материалам полевых экспедиций 1961-1967 гг.). Элиста: КалмНЦ РАН, 2018. 171 с.

Кияшко 2000 — Кияшко А. В. Динамика культурных изменений на территории Восточноевропейских степей в эпоху бронзы // Нижневолжский археологический вестник. 2000. Вып. 3. С. 58-63.

Кушнарева 1994 — Кушнарева К. X Памятники триалетской культуры на территории Южного Закавказья // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. М.: Наука, 1994. С. 93-106.

Марковин 1960 — Марковин В. И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (II тыс. до н. э.). М.: Изд-во АН СССР, 1960. 150 с.

Марковин 1994 — Марковин В. И. Северокавказская культурно-историческая общность // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. М.: Наука, 1994. С. 226-287.

Мимоход 2013 — Мимоход Р. А. Лолинская культура. Северо-западный Прикаспий на рубеже среднего и позднего периодов бронзового века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2013. 25 с.

Мунчаев 1994 — Мунчаев Р. М. Куро-Аракская культура // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Археология СССР. М.: Наука, 1994. С. 8-58.

Николаева 1990 — Николаева Н. А. О происхождении и хронологической позиции группы катакомбных погребений Калмыкии с крас-ноохристыми сосудами // Проблемы изучения катакомбной культурно-исторической общности: тез. докл. Всесоюз. семинара. Запорожье, 1990. С. 52-54.

Николаева 2010 — Николаева Н. А. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в III - первой половине II тыс. по данным археологии, лингвистики, мифологии // Краткие сообщения Института археологии РАН. 2010. № 223. С. 121-142.

Николаева 2011 — Николаева Н. А. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в III -II тыс. до н. э. в контексте древней истории Европы и Ближнего Востока. М.: Изд-во Моск. гос. обл. ун-та, 2011. 536 с.

References

Andreeva M. V. East Manych Catacomb Culture: Analysis of Burial Sites. Moscow: Taus, 2014. 272 p. (In Russ.)

Artamonov M. I. Kurgans of the Manych River Valley: 1935 excavations. Sovetskaya arkheologiya. 1937. No. IV. Pp. 93-132. (In Russ.)

Batchaev V. M. Burial sites near the villages of Lechinkay and Bylym. In: Archaeological Excavations in Housing Development Areas of Kabardino-Balkaria. Vol. 1. Nalchik: Elbrus, 1984. Pp. 112-164. (In Russ.)

Betrozov R. Zh., Nagoev A. Kh. Bronze Age kurgans near the villages of Chegem I, Chegem II and Kishpek (Groups 1 and 3). In: Archaeological

Очир-Горяева 2008 — Очир-Горяева М. А. Археологические памятники Волго-Манычских степей (свод памятников, исследованных на территории Республики Калмыкия в 1929-1997 гг.). Элиста: Герел, 2008. 298 с.

Сафронов 2013 — Сафронов А. В. Датировка угаритского письма RS 88.2009 // Вестник Московского гос. обл. ун-та. Сер.: История и политические науки. 2013. № 2. С. 5-10.

Сафронов 1974 — Сафронов В. А. Классификация и датировка памятников бронзового века Северного Кавказа // Сообщения Научно-Методического совета по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. Вып. VII. М.: Знание, 1974. С. 23-307.

Синицын 1978а — Синицын И. В. Древние памятники Восточного Маныча. Ч. 1: [Археологические раскопки]. Саратов: Изд-во СГУ, 1978. 132 с.

Синицын 1978б — Синицын И. В. Древние памятники Восточного Маныча. Ч. 2: [Альбом иллюстраций]. Саратов: Изд-во СГУ, 1978. 118 с.

Синицын, Эрдниев 1987 — Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. 174 с.

Шишлина 2007 — Шишлина Н. И. СевероЗападный Прикаспий в эпоху бронзы (VIII тыс. до н. э.). Вып. 165. М.: Труды ГИМ, 2007. 400 с.

Шишлина 2002 — Шишлина Н. И. О северокав-казско-катакомбных погребениях Калмыкии // Вопросы археологии Поволжья. 2002. № 2. С. 81-100.

Excavations in Housing Development Areas of Kabardino-Balkaria. Vol. 1. Nalchik: Elbrus, 1984. Pp. 7-88. (In Russ.)

Degen B. E. Kurgans in the Kabardian Park of Nalchik. In: Archaeology of Kabardino-Balkaria. Collected Materials. Ser.: Archaeological Materials and Studies. Vol. 3. Moscow; Leningrad, 1941. Pp. 213-316. (In Russ.)

Derzhavin V. L. Stavropol Steppe in the Early and Middle Bronze Ages. Moscow: Institute of Archaeology (USSR Acad. of Sc.), 1991. 186 p. (In Russ.)

Ilyin-Tomich A. A., Safronov A. V Dating and historical circumstances of the Admonitions of Ipuwer. Journal of Ancient History. 2010. No. 4. Pp. 3-22. (In Russ.)

Kekeev E. A., Burataev E. G. Archaeological Collections of the Palmov National Museum of Kalmykia: A Case Study of Materials Discovered during the Expeditions of 1961— 1967. Elista: Kalmyk Scientific Center (RAS), 2018. 171 p. (In Russ.)

Kiyashko A. V. Dynamics of cultural changes across Eastern European steppes in the Bronze Age. The Lower Volga Archaeological Bulletin. 2000. No. 3. Pp. 58-63. (In Russ.)

Kushnareva K. Kh. Monuments of the Trialeti culture in Southern Transcaucasia. In: Bronze Age in the Caucasus and Soviet Central Asia. Ser.: Archaeology of the USSR. Moscow: Nauka, 1994. Pp. 93-106. (In Russ.)

Markovin V. I. A cultural and historical community of the North Caucasus. In: Bronze Age in the Caucasus and Soviet Central Asia. Ser.: Archaeology of the USSR. Moscow: Nauka, 1994. Pp. 226-287. (In Russ.)

Markovin V. I. Culture of North Caucasian Tribes in the Bronze Age: 2nd Millennium BC. Moscow: USSR Academy of Sciences, 1960. 150 p. (In Russ.)

Mimokhod R. A. Lola Culture. The Northwestern Caspian between the Middle and Late Bronze Ages. Cand. Sc. (history) thesis abstract. Moscow, 2013. 25 p. (In Russ.)

Munchaev R. M. Kura-Araxes culture. In: Bronze Age in the Caucasus and Soviet Central Asia. Ser.: Archaeology of the USSR. Moscow: Nauka, 1994. Pp. 8-58. (In Russ.)

Nikolaeva N. A. Ethnocultural processes in the North Caucasus in the 3rd - Mid-2nd Millennia BC: analysis of archaeological, linguistic and mythological materials. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii RAN {BriefCommunication of the Institute of Archaeology). 2010. No. 223. Pp. 121-142. (In Russ.)

Nikolaeva N. A. Ethnocultural Processes in the North Caucasus, 3rd to Mid-2nd Millennia BC: A Perspective from the Ancient History of Europe

and the Near East. Moscow: Moscow Region State University, 2011. 536 p. (In Russ.)

Nikolaeva N. A. Kalmykia's group of Catacomb burials with red-ocher vessels: origins and chronological position revisited. In: Challenges of Investigating the Catacomb Cultural-Historical Community. Seminar Proceedings. Zaporizhia, 1990. Pp. 52-54. (In Russ.)

Ochir-Goryaeva M. A. Archaeological Monuments of the Volga-Manych Steppe: A Corpus of Monuments Investigate in Kalmykia between 1929 and 1997. Elista: Gerel, 2008. 298 p. (In Russ.)

Safronov A. V. The date of Ugaritic letter RS 88.2009. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences. 2013. No. 2. Pp. 5-10. (In Russ.)

Safronov V. A. Classifying and dating Bronze Age monuments of the North Caucasus. Soobshcheniya Nauchno-Metodicheskogo soveta po okhrane pamyatnikov kul'tury Ministerstva kul'tury SSSR. 1974. No. VII. Pp. 23-307. (In Russ.)

Shishlina N. I. North Caucasian Catacomb burials of Kalmykia. In: Issues of Volga Archaeology. Vol. 2. Samara, 2002. Pp. 81-100. (In Russ.)

Shishlina N. I. The Northwestern Caspian in the Bronze Age: 5th - 3rd Millennia BC. Ser.: Transactions of the State Historical Museum. Vol. 165. Moscow, 2007. 400 p. (In Russ.)

Sinitsyn I. V. Ancient Monuments of the East Manych. Saratov: Saratov State University, 1978. Vol. 1: Archaeological Excavations. 132 p. (In Russ.)

Sinitsyn I. V. Ancient Monuments of the East Manych. Saratov: Saratov State University, 1978. Vol. 2: Album of Illustrations. 118 p. (In Russ.)

Sinitsyn I. V., Erdniev U. E. Antiquities of the East Manych. Elista: Kalmyk Book Publ., 1987. 174 p. (In Russ.)

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.