Научная статья на тему 'СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ: ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ'

СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ: ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1682
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ / ПРОЕКТЫ ОРОШЕНИЯ СЕВЕРНОГО КРЫМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ / ВСЕСОЮЗНАЯ КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНАЯ СТРОЙКА 1961-1995 ГГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ СЕВЕРО-КРЫМСКОГО КАНАЛА / NORTH CRIMEAN CANAL / PROJECTS OF IRRIGATION OF THE NORTHERN CRIMEA IN THE PRE-REVOLUTIONARY AND SOVIET PERIODS / THE ALL-UNION KOMSOMOL-YOUTH CONSTRUCTION PROJECT 1961-1995 / FINANCING OF THE NORTH CRIMEAN CANAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галкина Маргарита Александровна, Королева Лариса Иосифовна

В статье на основе разнообразных письменных источников и литературы, в том числе неопубликованных архивных материалов из фондов Государственного архива Республики Крым комплексно исследуются вопросы обводнения Крымского региона в дореволюционный и советский периоды (1940-е-1950 XIX в.), истории строительства Северо-Крымского канала (1961-1995), а также вопросы, связанные с финансовым обеспечением проекта, анализируется финансовый вклад союзных бюджетов СССР и затраты человеческого ресурса. Дополнительно аргументируется версия экономической причины включения Крыма в состав УССР в 1954 году. Северо-Крымский канал - масштабный строительный проект, аналогов которому нет в Европе. Возможности плановой, централизованной экономики Советского союза позволили осуществить строительство главной магистрали Северо-Крымского канала в краткие сроки. Темпы строительства Северо-Крымского канала, 402,6 км главной магистрали, составили 14 лет. В 1950 г. решение вопроса водоснабжения степной части Крыма водами реки Днепр была сопряжена с решением этой же проблемы для южных земель УССР. Северо-Крымский канал имел статус Комсомольско-молодежной Всесоюзной стройкой, также являлся Ударной стройкой Крымской области. На строительстве Северо-Крымского канала трудились представители восемнадцати национальностей Советского Союза. В общей численности, в строительстве канала принялоучастие около 10 тысяч человек. Лучшим присвоены почетные звания: «Заслуженный строитель УССР», «Заслуженный мелиоратор СССР», «Герой Социалистического Труда».Анализируя финансовые затраты за период стройки на материке, отметим важные цифры: вклад из общесоюзного бюджета составил 6 млн. 330 тыс. рублей, из бюджета Совмина УССР - 1 млн. 610 тыс. рублей. На втором этапе, когда строительство велось уже на крымской земле, финансирование осуществлялось только за счет средств из общесоюзного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTH CRIMEAN CANAL: THE COMMON HERITAGE OF THE SOVIET ERA

Based on unpublished archival materials from the funds of the State Archive of the Republic of Crimea, the article for the first time comprehensively examines the issues of the history of fl of the Crimean region in the pre-revolutionary and Soviet periods (40s of the XIX century - 1950), the history of the construction of the North Crimean Canal (1961 -1995 years), as well as issues related to the financial support of the project and the cost of human resources. as well as issues related to the financial support of the project, the financial contribution of the Union budgets of the USSR and the cost of human resources are analyzed. Additionally, the version of the economic reason for the inclusion of the Crimea in the Ukrainian SSR in 1954 is argued.The North Crimean Canal is a large-scale construction project, which has no analogues in Europe. The possibilities of the planned, centralized economy of the Soviet Union allowed the construction of the main highway of the North Crimean Canal in a short time. The pace of construction of the North Crimean Canal, 402.6 km of the main highway, was 14 years. In 1950, the solution of the water supply problem for the steppe part of Crimea with the Dnieper River was associated with the solution of the same problem for the southern lands of the Ukrainian SSR.The North Crimean Canal had the status of the Komsomol-Youth All-Union Construction Site, and was also the Shock Construction Site of the Crimean Region. Eighteen nationalities worked on the construction of the North Crimean Canal. In total, about 10 thousand people took part in the construction of the canal. Thebest were awarded honorary titles: "Honored Builder of the Ukrainian SSR", "Honored Land Reclamator of the USSR", "Hero of Socialist Labor".Analyzing financial costs for the construction period on the mainland, we note important figures: the contribution from the all-Union budget amounted to 6 million 330 thousand rubles, from the budget of the Council of Ministers of the Ukrainian SSR - 1 million 610 thousand rubles. At the second stage, when construction was already underway on Crimean land, financing was carried out only at the expense of the funds from the Union budget.

Текст научной работы на тему «СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ: ОБЩЕЕ НАСЛЕДИЕ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ»

ТАРИХ - ИСТОРИЯ

Галкина Маргарита Александровна 1 Королева Лариса Иосифовна E-mail: [email protected]

Северо-крымский канал: общее наследие советской эпохи

УДК: 94(470+571)312:297:070

Аннотация. В статье на основе разнообразных письменных источников и литературы, в том числе неопубликованных архивных материалов из фондов Государственного архива Республики Крым комплексно исследуются вопросы обводнения Крымского региона в дореволюционный и советский периоды (1940-е-1950 XIX в.), истории строительства Северо-Крым-ского канала (1961-1995), а также вопросы, связанные с финансовым обеспечением проекта, анализируется финансовый вклад союзных бюджетов СССР и затраты человеческого ресурса. Дополнительно аргументируется версия экономической причины включения Крыма в состав УССР в 1954 году.

Северо-Крымский канал - масштабный строительный проект, аналогов которому нет в Европе. Возможности плановой, централизованной экономики Советского союза позволили осуществить строительство главной магистрали Севе-ро-Крымского канала в краткие сроки. Темпы строительства Северо-Крымского канала, 402,6 км главной магистрали, составили 14 лет. В 1950 г. решение вопроса водоснабжения степной части Крыма водами реки Днепр была сопряжена с решением этой же проблемы для южных земель УССР.

Северо-Крымский канал имел статус Комсомольско-молодежной Всесоюзной стройкой, также являлся Ударной стройкой Крымской области. На строительстве Северо-Крымского канала трудились представители восемнадцати национальностей Советского Союза. В общей численности, в строительстве канала приняло

участие около 10 тысяч человек. Лучшим присвоены почетные звания: «Заслуженный строитель УССР», «Заслуженный мелиоратор СССР», «Герой Социалистического Труда».

Анализируя финансовые затраты за период стройки на материке, отметим важные цифры: вклад из общесоюзного бюджета составил 6 млн. 330 тыс. рублей, из бюджета Совмина УССР - 1 млн. 610 тыс. рублей. На втором этапе, когда строительство велось уже на крымской земле, финансирование осуществлялось только за счет средств из общесоюзного бюджета.

Ключевые слова: Северо-Крымский канал, проекты орошения Северного Крыма в дореволюционный и советский периоды, Всесоюзная комсомольско-молодежная стройка 1961-1995 гг., финансирование Се-веро-Крымского канала.

Проблема водообеспечения Крыма во все времена была актуальной. Для нас на сегодня важен исторический опыт освоения источников воды для региона, важнейшая составляющая этого опыта - успешно реализованный в СССР проект Северо-Крым-ского канала. Строительство канала практически было завершено в 1991 (по плану в 1995) году. Но после окончания строитель-

1 Галкина Маргарита Александровна,

магистрант факультета истории, искусств, крымскотатарского языка и литературы ГБО-УВО РК КИПУ имени Февзи Якубова; Королева Лариса Иосифовна, к.и.н., доцент кафедры истории ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова (Симферополь, Крым)

ных работ на объекте Северо-Крымском, не было опубликовано ни одного специального и итогового научного исследования по данному проекту, что говорит о неактуальности темы в период 90-х гг. прошлого века. Чего не скажешь о настоящем моменте, когда судьбу канала после 2014 года решили украинские современные политики и воды Днепра перестали поступать в Крым. «Но правомерны ли такие шаги?» - с этой точки зрения на сегодня приобретают интерес ряд вопросов: как решалась проблема обводнения Крыма до реализации проекта Се-веро-Крымского канала, непосредственно история строительства канала, финансовый вклад союзных республик в данный проект, производительные силы. В статье использованы разнообразные письменные источники и литературы, в том числе неопубликованные архивные материалы из фондов Государственного архива Республики Крым. Отметим внушительную составляющую опубликованных источников по теме, представленной материалами крымской прессы той поры, воспоминаний современников. Для исследования важными явились материалы кандидатской диссертации В.А. Романа «Рост трудовой и творческой активности рабочих ирригационных строек 1966-1975 гг.: На материалах УССР» [Роман, 1980]. Исследование содержит ценные сведения по истории использования производительных сил (человеческого ресурса) задействованных в проекте так же и Северо-Крымском, но ограничивается более узкими, чем наше исследование хронологическими рамками. Воды Днепра поступили в Крым в 1963 году. Стройка продолжалась до начала 90-х гг. ХХ века, в этот период были реализованы следующие две очереди проекта. Помимо этого, в диссертации не решалась задача показать и проанализировать финансовую составляющую проекта. Предыстория строительства Северо-Крымского канала освещена в недавно вышедшей публикации авторов нынешнего исследования, где представлены более подробные материалы по истории обводнения региона в период с 40-ых годов XIX в. по 1950 год [Королева, 2015].

Северо-Крымский канал - масштабный строительный проект, аналогов которому нет в Европе. Вот несколько цифр, характеризующих это уникальное ирригационное

сооружение. Общая протяженность канала от Новой Каховки до Керчи составляет 402,6 километров, длина магистрального канала и всех его ответвлений превышает 10 тысяч километров. Возможности плановой, централизованной экономики Советского союза позволили осуществить строительство главной магистрали Северо-Крымского канала в краткие сроки. Темпы строительства Северо-Крымского канала 402,6 км главной магистрали составили 14 лет [Зотиев, 1964. с. 9]. Северо-Крымский канал стоял в одном ряду с такими грандиозными проектами, как Волго-Донской канал (1948-1952), построенный за 4,5 года, что являлось уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений; Байкало-Амурская магистраль (1938-1984), одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире; Волжская ГЭС (1953-1961), крупнейшая гидроэлектростанция в Европе.

История водообеспечения Крымского полуострова включает в себя три периода: предысторию водоснабжения Крымского региона в дореволюционный период, советский периоды (до 1950 г.), а также строительство трех очередей Северо-Крымского канала (1961-1995).

Проблема водообеспечения Крымского полуострова всегда была актуальной. Для ее решения составлялись всевозможные проекты, как, например, опреснение вод Азовского моря, прокладка водопровода с Кубани по дну Керченского пролива и множество других, но, чтобы обеспечить население пресной водой, необходим был постоянный источник воды, таким источником мог стать только Днепр [Докладная записка инженера, 1929, л. 4].

Об этом первым высказался действительный статский советник, инспектор Южнороссийского сельского хозяйства Христиан Стевен, основатель и директор Никитского ботанического сада. Знаменитый русский ботаник в 1846 году представил в Министерство государственных имуществ описание устройства канала для орошения крымских земель днепровской водой [Говберг, 1950, с. 123].

С 1867 по 1875 годы в Крыму исследовательскую работу проводила экспедиция профессора Козловского, с результатами исследований которой вскоре ознакомился

российский император Александр II. Проект был отложен по причине перспективы больших затрат, которые должны были составить 40 млн. рублей [Беляева, 1958, с. 55-58].

В 1912 году в свет появилось предложения добывать воду из воздуха. Известно, например, о существовании в давние времена так называемых «феодосийских куч», которые давали воду. Видный русский исследователь Федор Зибольд утверждал, что «феодосийские кучи», представляли собой сооружения из камня и имели самую простую конструкцию. Изобретатель построил некий конденсатор, и в течение некоторого времени ему удавалось получать в сутки по 36 ведер воды. Но из-за поломки конденсатора Федор Зибольд не смог продолжить свои наблюдения и решить вопрос о том, какие факторы необходимы для интенсивной конденсации и какой материал нужен для сооружения подобных установок [Говберг, 1950, с. 121].

Составлялись и обсуждались и многие другие проекты. «Водный вопрос» неоднократно поднимался и в Государственной думе.

Одним из первых серьезных проектов была записка, представленная Херсонскому Земству инженером Л.И. Картацци о механическом подъеме воды из Днепра у Алешек для орошения нескольких десятков тысяч гектаров. В 1913 году инженером Д.П. Могуненковым была напечатана статья «Днепровские пороги», с изложением схемы самотечного магистрального канала Днепровских порогов. В 1916 году вышла в свет книга, составленная В.В. Чичиковым «Орошение материковых уездов Таврической губернии водами р. Днепра» с обстоятельной оценкой различного рода проектных предложений [Докладная записка инженера, 1929, л. 4].

Таким образом, в дореволюционный период мы видим множество проектов и предложений по обводнению Крыма, но в силу ряда обстоятельств, главным образом из-за финансового положения государства, они не были реализованы.

В советский период к 1923 году были созданы благоприятные обстоятельства для разработки проектной схемы орошения степной части Крыма водами Днепра, под руководством инженера Никольского. До-

кладная записка Никольского, вышедшая в свет в 1929 году, являлась одной из первых намеченных и начатых в этом направлении работ [Докладная записка инженера, 1929, л. 8].

Иной вариант решения водной проблемы представлен в работе профессора В.Н. Демчинского «Докладные записки бюро исследовательских проектных работ по проблеме орошения Северного Крыма водами Днепра, схема организации хозяйств в условиях орошения степных районов Крыма» (1932). Проект включал в себя ряд решений: использование вод Азовского моря посредством устройства в Керченском проливе дамб со щитками; переброска воды реки Кубань через Керченский пролив в район Керчи и через Керченский полуостров далее на запад; изъятие части стока Днепровских вод посредством насосной станции и магистрального канала, транспортирующего эти воды в пределы Северного Крыма. Последнее решение являлось на тот момент наиболее реальным и экономичным [Докладные записки бюро, 1932, л. 88-89].

Только в послевоенный период открылись реальные возможности для решения данного вопроса. Проекты по водоснабжению Крыма начали активно рассматриваться правительством, подыскивались оптимальные варианты. Проблема нашла свое решение 21 сентября 1950 г., когда вышло постановление Совета Министров СССР «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на р. Днепр, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма» [Бабков, 1951, с. 3-9].

В 1950 г. решение вопроса водоснабжения степной части Крыма водами реки Днепр была сопряжена с решением этой же проблемы для южных земель УССР.

Знаменательной датой Великой стройки является 22 февраля 1961 года, когда ЦК КПУ и Совет Министров УССР принял постановление «О начале строительства Севе-ро-Крымского канала». Выполнение работ по сооружению канала было возложено на трест «Крымводстрой», под руководством Т.П. Сенкевича [Приказы Государственного комитета, 1961, л. 1-19].

В общей сложности строительство трех очередей канала в Крыму длилось с 1961-го

по 1995-й годы. 17 октября 1963 года был осуществлен пуск воды по каналу на территорию Крымского региона [Васильев, 1986, с. 2]. На торжественном пуске воды присутствовали руководители партии и правительства, во главе с Н.С. Хрущевым [Большое богатство, 1963].

Северо-Крымский канал брал свое начало от Каховского водохранилища и продолжался до города Керчь, но как самостоятельная водная магистраль начинался с 61-го километра верхней части Краснознаменного канала [Григоренко, 1961]. Протяженность Северо-Крымского канала от Каховского водохранилища до Керчи составила 402, 6 километров, длина магистрального канала и всех его ответвлений превысила 10 тысяч километров.

Строительство канала шло быстрыми темпами. Уже в сентябре 1965 года магистраль дошла до Джанкоя. В мае 1968 года вода пришла в Нижнегорский район, а в сентябре того же года - в Красногвардейский [Моргачев, 1963; Дубров, 1968]. В апреле 1972-го - устремилась дальше, на Керченский полуостров. Первая очередь Строительства Северо-Крымского канала (19611975) обеспечила подачу воды на земли Красноперекопского, Джанкойского, Азовского, Красногвардейского, Нижнегорского, Советского, Кировского, Ленинского районов Крымской области, тем самым оросила 187 тыс. га земли, а также решила проблему водоснабжения Феодосии и промышленной Керчи: 29 декабря 1975 года в Керчь поступила вода. Таким образом, в процессе строительства первой очереди Северо-Крым-ского канала было освоено 670 миллионов рублей. Помимо магистрального канала были проложены четыре отводящих канала - Раздольненский, Черноморский, Красногвардейский и Азовский, общей протяженностью 320 километров. С 1960 по 1980 годы водами канала наполнились и шесть водохранилищ для водоснабжения Феодосии, Керчи и других населенных пунктов: Феодосийское, Фронтовое, Керченское, а также Ленинское, Самарлинское и Старокрымское [Чтобы краше стала, 1977].

Следующим этапом в преобразовании Крымского полуострова являлась вторая очередь строительства Северо-Крымского канала (1977-1985), сооружение которой

было предусмотрено «Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы», утвержденными XXV съездом КПСС [Солдатский, 1976].

Главным объектом второй очереди строительства стал 42-х километровый Соединительный канал, связывающий Раздоль-ненскую и Черноморскую ветви каналов, а также 5 насосных станций, поднимающих воду на высоту 88 метров. Благодаря Соединительному каналу поливные площади в области увеличились еще на 80 тыс. гектаров [Махлин, 1976]. Общая сметная стоимость второй очереди строительства канала составила 286 миллионов рублей [Годовой план, 1985, л. 3].

Одним из главных объектов для подачи днепровской воды в Симферополь, Севастополь и на ЮБК являлось Межгорное водохранилище, строительство которого началось в 1981 году. План расходов составил 7 млн. рублей. Для проведения пресной воды в города были построены два водовода: в Симферополь - 45 км, Севастополь -72 км, общей стоимостью 2,3 млн. рублей [Чтобы краше стала, 1977]. В результате преобразований, 20 сентября 1985 года Межгорное водохранилище было заполнено днепровской водой, а в скором времени, во многие квартиры Симферополя поступила питьевая вода. Наряду со строительством Межгорного водохранилища, в 1982 году началось строительство 42-х километрового Сакского канала, заполненного уже днепровской водой в конце 1985 года [Воды Днепра, 1986]. Что же касается обводнения Южного берега Крыма, то в этом направлении возникли финансовые проблемы. Так, существовал план, согласно которому необходимо было построить два водохранилища «Заповедное-1» и «Заповедное-2» южнее Симферополя, но к строительству так и не приступили.

На XXVI съезде КПСС было принято решение о строительстве третьей очереди Северо-Крымского канала (1986 - 1995) [Огурцов, 1980]. Предполагалось, что третья очередь не только расширит орошаемую площадь еще на 87 тысяч гектаров, а также положит начало строительству Западной Черноморской ветки протяженностью 34 километра и Соединительного канала длиной 16 км. Днепровскую воду получат Чер-

номорский, Раздольненский, Первомайский, Симферопольский районы и г. Севастополь. Для претворения в жизнь этого масштабного плана было израсходовано 301 миллион рублей [Годовой план, 1985, л. 111].

Относительно строительства Западной ветви и прокладки путей к ЮБК, в связи с сокращением финансирования, темпы строительства постепенно угасали, особенно после событий 1991 года, данные проекты были реализованы частично, а окончательной границей строительства стал 1995 год [Гукасов, 1981].

Стоит также отметить и немаловажное значение человеческого вклада в строительство Северо-Крымского канала. Се-веро-Крымский канал имел статус Комсо-мольско-молодежной Всесоюзной стройкой, также являлся Ударной стройкой Крымской области и принять участие в строительстве было почетным делом. С первых дней строительства сюда постепенно начали съезжаться десятки и сотни людей из разных мест СССР Десятки писем, телеграмм приходили в Крымский обком комсомола, в трест «Крымводстрой», с просьбой о зачислении в ряды строителей. В 1961 году по путевкам комсомола на стройку было направлено 5 тысяч комсомольцев, юношей и девушек. На строительстве Северо-Крым-ского канала трудились представители восемнадцати национальностей СССР. В общей численности, в строительстве канала приняло участие около 10 тысяч человек. В феврале 1961 года на стройку прибыло 16 первых комсомольцев. В июне геодезисты произвели разбивку первой трассы, прибыла первая техника. Молодые механизаторы Николай Захарин, Алексей Чаплыгин, Михаил Дидек изъяли первые кубометры грунта на трассе канала [Моргачев, 1963].

На Северо-Крымском сложились прославленных династий мелиораторов: Федо-ряченко, Слипченко, Радионовых и многие другие [Донец, 1988].

Самоотверженный труд строителей был высоко оценен Советским правительством. За успешное выполнение планов по вводу в эксплуатацию орошаемых земель и строительству оросительных систем Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1967 года управление «Крымканалстрой» было награждено орденом Трудового Крас-

ного Знамени, а в 1969 году Северо-Крым-скому каналу присвоено имя Комсомола Украины. Множество строителей Всесоюзной стройки получили звания «Заслуженный строитель УССР», «Заслуженный мелиоратор СССР», награждены Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УССР, грамотами Президиума Верховного Совета СССР, награждены орденами и медалями СССР, медалями ВДНХ СССР, лучшим мелиораторам присвоено звание Героев Социалистического Труда [Днепр в Крыму, 1977, с. 10]. Таким образом, строительство Се-веро-Крымского канала коренным образом изменило внешний облик Крымского полуострова. Канал стал грандиозной стройкой в истории Крыма прошлого века, руководство и координацию которого осуществляли союзные структуры. Все это вместе, наряду с другими факторами ставило строительство Северо-Крымского канала в рамки Всесоюзного значения и масштаба.

Строительство Северо-Крымского канала являлось весьма дорогостоящим проектом для того времени. Общие финансовые затраты трех очередей строительства составили колоссальную сумму, а именно 1 млрд. 257 млн. рублей. Финансирование стройки условно можно разделить на два этапа. Первый этап, когда строительство велось на территории УССР: 1961-1962 гг., второй, когда строительство велось на крымской земле:1963-1991 гг. В первый период финансирование осуществлялось из двух источников: общесоюзный бюджет и за счет средств из резерва Совмина УССР. По годам распределение было таково: 1961г. союзный бюджет - 1 млн. 950 тыс. рублей, Совмин УССР - 1 млн. 10 тыс. рублей; 1962 г. союзный бюджет - 4 млн. 380 тыс. рублей, Совмин УССР - 1 млн. 600 тыс. рублей. Суммируя финансовые данные за первые два года стройки на материке, сравним цифры: вклад из общесоюзного бюджета - 6 млн. 330 тыс. рублей, Совмина УССР - 1 млн. 610 тыс. рублей. Во второй период, когда строительство велось уже на крымской земле, финансирование осуществлялось только за счет средств из общесоюзного бюджета [Приказы, 1961, л. 64].

В связи с политическими изменениями, распадом СССР в 1991 году, Украина, став независимым государством, самостоятель-

но продолжила финансирование проекта. Ежегодно на обслуживание системы канала требовалось 51 миллион гривен, а в госбюджете Украины было заложено лишь 24,2 миллиона гривен. Необходим был и капитальный ремонт в общей сумме 600 тыс. гривен, но при этом выделялось лишь 200 тыс. гривен.

Существуют различные версии причин передачи Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, произошедшей 19 февраля 1954 года на основании указа Президиума Верховного Совета СССР Одна из версий была экономическая. По этой версии вышеуказанное событие помогало решить ряд совместных экономических проблем Крыма и юга УССР, в том числе и проблемы, связанные с водой. В данном постановлении отмечалось: «Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР, Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР» [Днепр в Крыму, 1977, с. 187].

Аргументом в пользу экономической теории являлось постановление Совета Министров СССР от 21 сентября 1950 г. «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на р. Днепр, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Передача Крымской области в состав УССР предполагала объединение двух территорий в решении общего экономического вопроса, орошения юга Украины и Крымского полуострова [Днепр в Крыму, 1977, с. 187]. Однако, став независимым государством, Украина финансировала Северо-Крымский канал по остаточному принципу. К 2010 году стало ясно, что техническое состояние Северо-Крымского канала подходит к критическому уровню, потери водного ресурса на тот период составили 20%, каналу требовалась капитальная реконструкция.

До недавних политических событий, основным источником по возмещению дефицита пресной воды для Крыма был Севе-ро-Крымский канал. После воссоединения Крыма с Россией ситуация с водой на полуострове осложнилась. Сначала подача воды была резко сокращена, а 14 мая 2014

года прекращена вовсе. Государственное агентство водных ресурсов Украины прекратило подачу воды в Республику Крым по причине «отсутствия конструктивных предложений по оформлению договорных отношений для обеспечения водными ресурсами потребностей Крымского полуострова». Позднее стало известно о возводимой на территории Херсонской области дамбе, которая перекрыла Северо-Крымский канал. Правительство Российской Федерации ожидало такого развития событий, так как уже в середине апреля 2014 года были озвучены проблемы канала, в котором потери воды достигали 50%, и возможные пути их решения, включая строительство водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и разработку подземных месторождений пресных вод в Джанкойском и Нижнегорском районах.

На сегодняшний день, российские специалисты прорабатывают возможность подачи воды из реки Кубань в Краснодарском крае в перекрытый Украиной Северо-Крымский канал, для пуска его в обратном направлении. Полвека, конечно, не такой уж большой срок, но Северо-Крымский канал уже успел стать неотъемлемой частью полуострова. Канал - это не только вода. Это еще и история, и самоотверженный труд тысяч людей, это наше общее прошлое, которое невозможно забыть или разделить.

Galkina Margarita Aleksandrovna, Koroleva Larisa losifovna.

North Crimean Canal: the Common Heritage of the Soviet Era

Summary. Based on unpublished archival materials from the funds of the State Archive of the Republic of Crimea, the article for the first time comprehensively examines the issues of the history of flooding of the Crimean region in the pre-revolutionary and Soviet periods (40s of the XIX century -1950), the history of the construction of the North Crimean Canal (1961 -1995 years), as well as issues related to the financial support of the project and the cost of human resources. as well as issues related to the financial support of the project, the financial contribution of the Union budgets of the USSR and the cost of human resources are analyzed. Additionally, the version of the economic reason for the

inclusion of the Crimea in the Ukrainian SSR in 1954 is argued.

The North Crimean Canal is a large-scale construction project, which has no analogues in Europe. The possibilities of the planned, centralized economy of the Soviet Union allowed the construction of the main highway of the North Crimean Canal in a short time. The pace of construction of the North Crimean Canal, 402.6 km of the main highway, was 14 years. In 1950, the solution of the water supply problem for the steppe part of Crimea with the Dnieper River was associated with the solution of the same problem for the southern lands of the Ukrainian SSR.

The North Crimean Canal had the status of the Komsomol-Youth All-Union Construction Site, and was also the Shock Construction Site of the Crimean Region. Eighteen nationalities worked on the construction of the North Crimean Canal. In total, about 10 thousand people took part in the construction of the canal. The

best were awarded honorary titles: "Honored Builder of the Ukrainian SSR", "Honored Land Reclamator of the USSR", "Hero of Socialist Labor".

Analyzing financial costs for the construction period on the mainland, we note important figures: the contribution from the all-Union budget amounted to 6 million 330 thousand rubles, from the budget of the Council of Ministers of the Ukrainian SSR - 1 million 610 thousand rubles. At the second stage, when construction was already underway on Crimean land, financing was carried out only at the expense of the funds from the Union budget.

Keywords: North Crimean Canal, projects of irrigation of the Northern Crimea in the pre-revolutionary and Soviet periods, the All-Union Komsomol-youth construction project 1961-1995, financing of the North Crimean canal.

Литература:

1. Бабков И.И. Южно-Украинский и Северо-Крымский канал и их влияние на преобразование природы. Ленинград, 1951. 48 с.

2. Беляева Л. Напоенная земля. О профессоре Козловском, его проекте строительства канала в Крыму // Крым. 1958. № 17. С. 55-63.

3. Большое богатство // Крымская правда. 1963. Октябрь 22.

4. Васильев О., Туровский В. Большой, радостный день // Крымская правда. 1963. Октябрь 18.

5. Воды Днепра в Симферополе // Крымская правда. 1986. Октябрь 7.

6. Говберг С. Драгоценная вода. По страницам старых крымских изданий и архивных документов // Крым. 1950. № 6. С. 116-128.

7. Годовой план капитальных вложений в водохозяйственное строительство на 1985 год. ГАРК. Ф.Р. 4236. Оп. 1. Д. 385. 136 л.

8. Годовые планы капитальных вложений в водохозяйственное строительство и материалы к ним за 1975 год. ГАРК. Ф.Р. 4236. Оп. 1. Д. 205. 75 л.

9. Григоренко С. Воды Днепра идут в Крым // Крымская правда. 1961. Февраль 17.

10. Гукасов Г. Голубые артерии Крыма // Крымские известия. 1981. Январь 9.

11. Днепр в Крыму / под ред. В.Ф. Кобзаря. Симферополь: Таврия, 1977. 254 с.

12. Докладная записка инженера Никольского к проектной схеме орошения степной части Крыма водами Днепра, 1929 г. ГАРК. Ф.Р. 137. Оп. 3. Д. 24. 64 л.

13. Докладные записки бюро исследовательских проектных работ по проблеме орошения Северного Крыма водами Днепра, схема организации хозяйств в условиях орошения степных районов Крыма, 1932 г. ГАРК. Ф.Р. 137. Оп. 7. Д. 38. 143 л.

14. Донец М. Магистраль плодородия // Крымский комсомолец. 1988. Октябрь 29.

15. Дубров С. Вдоль Северо-Крымского // Крымская правда. 1968. Март 10.

16. Зотиев А.Н., Мохнощеков И.Г. Канал изобилия. Симферополь, 1964. 40 с.

17. Королева Л., Галкина М. Предыстория строительства Северо-Крымского канала // Крымское историческое обозрение. - 2015, - № 3. - С. 47-58.

18. Махлин М. Северо-Крымский канал // Экономическая газета. 1976. Апрель 17.

19. Моргачев А. По комсомольским путевкам // Крымская правда. 1963. Октябрь 17.

20. Огурцов И. Северо-Крымский канал: от второй очереди - к третьей // Крымская правда. 1980. Декабрь 30.

21. Приказы Государственного комитета Совмина УССР по водному хозяйству по вопросам строительства канала и переписка с ним за 1961 год. ГАРК. Ф.Р. 4236. Оп. 1. Д. 1. 80 л.

22. Роман В.А. Рост трудовой и творческой активности рабочих ирригационных строек 1966-1975 гг.: на материалах УССР: дис. канд. ист. наук. Симферополь, 1980. 216 с.

23. Роман В.А. Трудовая активность рабочих ирригационных строек Украины (19661975) // Актуальные проблемы аграрной истории Украины. Сб. научных трудов ДГУ. Днепропетровск, 1980. С. 16-23.

24. Солдатский А. Второй гигантский шаг // Сельская жизнь. 1976. Март 20.

25. Стронгин М. Ускорить приход днепровской воды // Крымская правда. 1984. Январь

12.

26. Чтобы краше стала земля крымская // Крымская правда. 1977. Апрель 29.

о\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.