Научная статья на тему 'Северный морской путь как одно из ключевых направлений развития Российской Федерации'

Северный морской путь как одно из ключевых направлений развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТЕРИЯ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ГРУЗОПЕРЕВОЗКА / ИНФРАСТРУКТУРА / ARTERY / NORTHERN SEA ROUTE / FEDERAL PROJECT / CARGO TRANSPORTATION / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутырева Е.А.

В работе обозначена значимость Северного морского пути для развития Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемам, замедляющим развитие данной артерии, а также анализу федерального проекта, направленного на развитие инфраструктуры Северного морского пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTHERN SEA WAY AS ONE OF THE KEY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The significance of the Northern Sea Route for the development of the Russian Federation is indicated. Attention is paid to problems that slow down the development of this artery, as well as to the analysis of a federal project aimed at developing the infrastructure of the Northern Sea Route.

Текст научной работы на тему «Северный морской путь как одно из ключевых направлений развития Российской Федерации»

4. Ткаченко М.Ф. Интеграция рынков факторов производства в ЕАЭС / М.Ф. Ткаченко, А.В. Журова // Российская таможенная академия. - 2016. -С. 132.

5. Чудикова Т.П. Пути совершенствования законодательства стран-участниц ЕАЭС / Т.П. Чудикова, А.В. Губаревич // Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. - 2016. - С. 344-349.

6. Юрченко Д.П. Соотношение права ЕАЭС и права государств стран-участниц / Д.П. Юрченко // Санкт-Петербургский государственный университет. - 2017. - С. 61-67.

Бутырева Е.А.

магистрант

Северный (Арктический) Федеральный университет

имени М.В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ОДНО

ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в работе обозначена значимость Северного морского пути для развития Российской Федерации. Особое внимание уделяется проблемам, замедляющим развитие данной артерии, а также анализу федерального проекта, направленного на развитие инфраструктуры Северного морского пути.

Ключевые слова: артерия, Северный морской путь, федеральный проект, грузоперевозка, инфраструктура.

Butyreva E.A.

undergraduate Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

NORTHERN SEA WAY AS ONE OF THE KEY DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the significance of the Northern Sea Route for the development of the Russian Federation is indicated. Attention is paid to problems that slow down the

development of this artery, as well as to the analysis of a federal project aimed at developing the infrastructure of the Northern Sea Route.

Key words: artery, Northern Sea Route, federal project, cargo transportation, infrastructure.

Северный морской путь (далее - СМП) является артерией, которая обеспечивает экономическое развитие регионов севера России. Отсутствует вид транспорта, который в современных условиях способен обеспечить аналогичный объем перевозок грузов. Данная артерия напрямую связана с развитием малоосвоенных территорий страны, которые обладают лесными, рыбными запасами ресурсов, а также невообразимыми объемами запасов газа, нефти и иных полезных ископаемых. В условиях постоянного освоения месторождения их на севере России и шельфах арктических морей, СМП приобретает особую важность. Кроме того, СМП имеет огромную значимость в области обеспечения национальной безопасности России. В связи с этим, развитие СМП становится одной из первоочередных государственных стратегических задач.

В 1932 году советской экспедицией, которую возглавлял О.Ю. Шмидт, за одну навигацию был полностью пройден СМП. С этого момента рекорд объема перевозок грузов по СМП был поставлен СССР в 1987 году и составил 6,6 млн тонн. Превысить показатель получилось Россией только в 2016 году (7,3 млн тонн) [1].

В целом, конечно, СМП имеет значительные преимущества над альтернативным Суэцким каналом. В частности, это меньшее расстояния, более высокая пропускная способность, относительная безопасность. Например, по маршруту «Йокогама-Роттердам» путь составляет 7300 морских миль через СМП, через Суэцкий же канал - 11 200 морских миль. Рассматривая в количестве дней в пути, разница составляет порядка 13 дней. Во многом, конечно, на данный показатель влияет скорость движения судна, конечный пункта назначения, а также конкретные погодные условия.

Говоря о погодных условиях, необходимо отметить и недостатки СМП как транспортной артерии, а именно - в связи со сложившимися климатическими условиями, судоходство в артерии СМП без использования ледоколов возможно только 3-4 месяца в год. В иной временной период необходима ледокольная проводка.

Тарифы на ледокольную проводку судов, которую оказывает ФГУП «Атомфлот» в акватории СМП, представлены на рисунке 1 [2].

Тарифы на ледокольну» проводку судии, оказываемую Ф1 > II «Атомфлот» в иенагорнн Северною морскою пути

Д.т суши влитии нмсп импс1ьи> .ю 5 1Н)(1

Тлбли)л 1 - Тярнфы И-КТПН-ОС^НРНРМ РРфРК1,1 11»-: <1М 1

Ледовый кллге гулка тзртяф в руолт и :иш\ валовом ьче^тимсн-тн судна

нрпвплыа * цкдеп * 1 К111Ы лропгмки ■ 1 [V -,Г "Л" рцкшлка в. | |Л'. К' и х 1 мн 1РРОШ.1П ■ лрс.Х1и 4 ии 1Гр(1Ы1.|КЛ я пределах 5 ни нрокмЕД в приделах б ИРЕ ■гривпляа Я фЫиНД 7 ЮРЕ

Нет 1073.4: 1Ш1 1424,41) КИК,63 ПЯТ.ДТ 17*7,37

1« 1 7М.70 S7i.HL 1000.41 1126,14 125!,]« 1251,1«

[сс г 647.07 В13Д5 104? .61 1161,79 1161,74

к»3 116.21 641,4} 750.70 857,44 9*5, !8 1072.42 1072,42

АТС 4 446 ,Я4 635.Я1 714.4; 804.}; 1ЮЗ.ЙК ЮЗ Л*

Ал,' 5 442.3Т 53о.щ 614.32 !07л0 1Ч6Л *В4,75 НМЛ

Ап: 6 Ал- 9 4ST.i1 НМ4 611.07 ни.»

1 ло.нпи 2 - 1 ир( фы в ртрк вкерпнй периол |пр|[та|]|1н

ЛпкЛ ■■Л ( У 1|1|: Т^рррф В рутляк и 'Л 111 ЦПУ ПЛ-.ЧЛI ВЯГССТРРМОГТРР -¿>Л ни

ЩЮВОЩКЛ В 'Iх' 1.М111 1 лини [РрОВИЛЕЛ в мрслслол 2 ив провал ки Р1 |Ч'||||Л 3 лорр 1|Ч' !М\1». • 11 III "I. II'^ Д 4 ФН В [V 1' III 5 лен ■: | но уп IIIII л ,|Ч _; \ б КНР прово.ркл Н примем 1 7 Ю1!

Ак4 1117.11 134153 15ЬЗ.Ч5 2010.74 2234,21 2234,21

1 105.44 1327,12 154Н.31 1764,50 1440.6Е 221 |,Я7 221 1.87

Ли. 6 А п. V 1044.76 1313,72 1532/1? 1751,62 1Ч70.5К 21 »4,53 2ИН.53

¡ССЬкпкеГ 6 -|нЬтЬт Я 10Я3.59 1300.31 1517,03 1733,75 1450.47 2167.14 2167.14

Рис. 1. Тарифы на ледокольную проводку судов в акватории СМП

Акватория СМП состоит из 7 зон. В зависимости от ледового класса судна, времени года и погодных условий ледокольная проводка судов требуется либо на протяжении всего маршрута, либо же на определенных участках - именно данных зонах. Необходимость ледокольной проводки подразумевает определенные ограничения. Во-первых, это зависимость от ледокольного флота, во-вторых, влияние на скорость движения.

Проанализировав существующие тарифы, следует сделать вывод о том, что затраты на ледокольную проводку в осенне-зимний период «съедает» достаточно большую часть экономии на топливе при выборе СМП, тем самым понижает коммерческую привлекательность СМП.

Кроме того, существующие климатические условия, в которых располагается СМП, создают ограничения на виды перевозимых грузов. Температура воздуха в зимний период колеблется в диапазоне от -43° С до -26° С. В летний период средняя температура равна 0° С. Это неподходящие условия для перевозки электроники, некоторых типов пластиков, химической продукции или продуктов питания. Перевозка

в рефконтейнерах при некоторых условиях возможна, однако это также значительно повышает стоимость перевозки.

Кроме того, присутствуют бюрократические и административные трудности, которые проявляются при использовании СМП иностранными судами, в частности особая, занимающая достаточно большое количество времени, процедура получения разрешения на проход. Для прохода же через Суэцкий канал данная процедура отработана годами и упрощена. Так, например, в 2017 году Администрацией СМП на плавание в акватории судам было выдано 662 разрешения, только 107 из которых 107 - судам, плавающим под иностранным флагом [2].

В современных условиях также существуют риски военно-политического характера, связанные с недовольством западных стран в отношении политики России, которая направлена на укрепление своих позиций в Северном Ледовитом океане. Привлекательность маршрута по СМП может быть под ударом при обострении конкуренции за арктические ресурсы.

Таким образом, необходимо сформулировать общие проблемы, присущие СМП в современных условиях.

Во-первых, медленное развитие инфраструктуры, связанное с дефицитом инвестиций.

Во-вторых, недоиспользование потенциала СМП, связанное, в том числе, с низким спросом и фобиями иностранных грузоотправителей.

В-третьих, непостоянная стоимость грузоперевозок, зависящая от времени года, погодных условий, ледового класса судна, вместимости судна и даже политической ситуации.

В-четвертых, низкое качество сервисных услуг, оказываемых в процессе обеспечения грузоперевозок.

Говоря о нормативном регулировании развития СМП, необходимо отметить, что основными документами, регулирующими политику государства в области СМП, являются:

- транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года;

- Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года;

- Морская доктрина Российской Федерации.

В 2018 году в Российской Федерации, как известно, были определены 12 ключевых направлений развития, имеющих название «Национальные проекты», кроме того, 13 направлением является развитие магистральной инфраструктуры, которое получило название «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

на период до 2024 года», утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р [3].

Комплексный план представляет собой ряд федеральных проектов, среди которых представлен проект «Северный морской путь». На развитие Северного морского пути (далее - СМП) предусмотрено 707 337,33 млн руб., из них 246 084,45 млн руб. средств федерального бюджета, 461 252,88 млн руб. средств из внебюджетных источников. Примечательно, что только 34,8% запланированного объема денежных средств будут изысканы в бюджете. Большая же часть, соответственно 65,2%, приходится на внебюджетное финансирование проекта - средства таких инвесторов как «Росатом», НОВАТЭК и иных, имеющих заинтересованность в транспортировке грузов по СМП, инвесторов.

Работа по реализации мероприятий федерального проекта начата 1 октября 2018 года. К основным результатам в случае успешной реализации мероприятий следует отнести следующее:

- создание объектов портовой инфраструктуры СМП (строительство угольного терминала Чайка в морском порту Диксон для перевалки угля, терминала сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта, Морской терминал в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений);

- создание средств обеспечения безопасности мореплавания;

- расширение группировки атомного ледокольного флота (завершение строительства 3 ледоколов и запуск строительства 1 ледокола на сжиженном природном газе для оказания услуг ледокольного флота);

- создание группировки гидрографических и аварийно-спасательных судов (строительство гидрографических, лоцмейстерских, буксирно-спасательных, многофункциональных аварийно-спасательных судов, многофункциональных буксиров-спасателей различных ледовых классов);

- проведение гидрографических исследований в акватории СМП.

Иными словами, к моменту завершения данного федерального

проекта, обозначенного на 31 декабря 2024 года, при подготовленной портовой инфраструктуре и с учетом всех требований безопасного мореплавания, запланировано достижение цели по увеличению грузопотока по СМП до 80 млн тонн в год, установленной указом Президента российской Федерации от 7.05.2018 г. № 204.

На рисунке 2 представлены фактические показатели объемов грузоперевозок в акватории СМП с 2014 по 2018 год, а также плановые показатели, представленные в федеральном проекте на период с 2019

по 2024 год. По плановым значениям показателя объема перевозок грузов в акватории СМП можно заметить, что наибольший прирост в значении данного показателя в сравнении с предыдущим годом запланирован на 2024 год. Прирост должен составить 77,8% или 35 млн тонн грузов за год [3,4].

Рис. 2. Объем грузоперевозок в акватории СМП

Однако по последним подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации наиболее вероятно, что к 2024 году по маршруту СМП объем транспортировки грузов составит лишь 52 млн тонн в год. Данный прогноз последовал исходя из экспертных оценок. Так, например, директор компании «Гекон» М.Н. Григорьев обозначил столь резкий рост грузооборота на 35 млн тонн за 2024 год как неоправданный, основанный на «подгонке» под объемы майского указа, поскольку в планах компаний не предусматривается рост объема перевозки грузов по СМП за 2024 год в два раза» [5].

С учетом влияния быстроизменяющихся внешних факторов, действительно, однозначно предсказать будет ли достигнут столь значительный показатель в установленный срок достаточно сложно.

Но также стоит заметить, что с 2017 до 2018 года прирост показателя объема грузоперевозок составил 104%, иными словами, объем возрос за год более, чем в 2 раза. В основном увеличение произошло за счет роста объема перевозок сжиженного природного газа (далее -СПГ) в 37,7 раза. Большой рост перевозок СПГ по СМП связан с вводом в эксплуатацию в декабре 2017 г. Ямал СПГ [6].

Однако, даже при достижении запланированного показателя объема грузоперевозок по СМП в 80 млн тонн к 2024 году, по мнению автора, нельзя сказать, что данная артерия сразу же станет полноценным конкурентом для Суэцкого канала, поскольку объемы перевозок по последнему исчисляются в значительно отличимых единицах измерения. Так, средний ежегодный объем транзита через Суэцкий канал составляет 1 млрд тонн, что на порядок больше, чем соответствующий показатель в рамках СМП.

Достижение заявленного объема грузооборота только частично заберет выручку у Суэцкого канала, поскольку большая часть объема перевозок будет обеспечивать удовлетворение потребностей России. При наилучшем раскладе это будет эквивалентно нескольким процентным пунктам от грузоперевозок через Суэцкий канал. Исходя из этого, существует мнение, что в ближайшее десятилетие на Суэцкий канал СМП будет оказывать совсем незначительное влияние. Однако в более отдаленной перспективе, когда в России будут созданы современные объекты портовой инфраструктуры, безопасность мореплавания окажется на высоком уровне, расширится группировка атомного ледокольного флота, ситуация может измениться, но не стоит также забывать о влиянии многих глобальных и региональных факторов.

В целом, СМП является транспортной артерией, которая может использоваться не только для транспортировки нефти и газа. Например, присутствует идея перевозки рыбы, добываемой на Дальнем Востоке. Объемы вылова составляют 3-4 млн тонн рыбы в год [7].

Кроме того, в направлении туризма СМП также имеет потенциал. До 2014 года СМП был ограничен для коммерческого плавания, однако на сегодняшний день любой желающий может отправиться в круиз. В августе 2019 года Британское издание Wanderlust представило рейтинг 20 наиболее интересных круизных маршрутов мира. СМП вошел в данный список. Путешествие продолжительностью 25-28 дней, в которое можно отправиться с июля по сентябрь, начинается в Анадыре и заканчивается в Мурманске [8].

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что полноценная реализация всех запланированных в рамках Федерального проекта «Северный морской путь» мероприятий, безусловно, станет мощным толчком в развитии и становлении СМП как глобальной транзитной артерией. Огромным потенциалом является заинтересованность компаний в развитии данной артерии, подкрепленная серьезными глобальными инвестициями, превышающими даже федеральные бюджетные средства, выделенные на данное направление, поскольку увеличение мощностей ледокольного флота, его модернизация

и расширение становится непростой задачей, требующей внебюджетного финансирования. Реализация Федерального проекта также обеспечит размещение заказов на строительство судов ледокольного флота, портофлота и транспортного флота на российских судостроительных заводах, что, несомненно, положительно повлияет и на развитие судостроения в России.

Но сможет ли государство превратить СМП со всеми его преимуществами и недостатками в действительно конкурентную артерию, являющуюся центром как международного сотрудничества, так и туризма, пока остается вопросом. Несомненно, что данная тема требует дальнейшего продолжения исследований по затронутой проблематике.

Список литературы

1. Романова С. «Холодный Шелковый путь» [Электронный ресурс] / С. Романова // Атомный эксперт: науч.-метод. журн. - 2018. - № 5. - Режим доступа: http://atomicexpert.com/cold-silkpath - (Дата обращения: 01.11.2019).

2. Официальный сайт Администрации Северного морского пути. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsra.ru - Заглавие с экрана. -(Дата обращения: 02.11.2019).

3. Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 № 2101-р (ред. от 17.08.2019) Режим доступа: Система Гарант.

4. ЕМИСС - государственная статистика. Объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/51479 - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.11.2019).

5. V Международная Конференция Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arctic.s-kon.ru/novosti/mintrans-predusmotrel-udvoenie-gruzopotoka-seve mogo-morskogo-puti-za-god/ - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 14.11.2019).

6. Хейфец Б. Северный морской путь - новый транзитный маршрут «Одного пояса - одного пути» [Электронный ресурс] / Б. Хейфец // Международная жизнь: науч.-метод. журн. - 2018. - № 7. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2047 - (Дата обращения: 01.12.2019).

7. Прошлое и будущее Северного морского пути. Специальный проект ТАСС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icebreakers.tass.ru/ dolgij-put-na-sever/direkciya-severnogo-morskogo-puti- Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.11.2019).

8. Северный морской путь вошел в рейтинг самых интересных круизных маршрутов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20190815/ 1557549880.html Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 10.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.