УДК 94
Бондаренко Наталья Григорьевна
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории и философии права Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказского федерального университета (филиал в г. Пятигорске)
Соснина Екатерина Леонидовна
кандидат исторических наук, доцент Пятигорского государственного лингвистического университета, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, член Московского межрегионального Лермонтовского общества, постдокторант высшей школы социальных наук по изучению русского мира советского и постсоветского периода Национального Центра научных исследований при Парижском университете Сорбонна [email protected]
Мухортова Татьяна Валентиновна
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии права Института сервиса, туризма и дизайна Северо-Кавказского федерального университета (филиал в г. Пятигорске) [email protected]
Северный Кавказ
ГААЗАМИ ФРАНЦУЗСКИХ И ФРАНКОЯЗЫЧНЫХ УЧЕНЫХ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XIII—XIX ВЕКОВ
Natalya G. Bondarenko
doctor of Philosophy, professor, the manager of department of history and legal philosophy of Institute of service, tourism and design of the North Caucasian Federal university (branch in Pyatigorsk) [email protected]
Ekaterina L. Sosnina
candidate of historical sciences, associate professor Pyatigorsk state linguistic university, the senior research associate of the State memorial estate of M.Yu. Lermontov in Pyatigorsk, member of the Moscow interregional Lermon-tovsky society, the post-doctoral candidate of the higher school of social sciences on studying of the Russian world of the Soviet and Post-Soviet period of the National Center of scientific researches at the Parisian university Sorbonne [email protected]
Tatyana V. Mukhortova
candidate of historical sciences, the associate professor of history and legal philosophy of Institute of service, tourism and design of the North Caucasian Federal university (branch in Pyatigorsk) [email protected]
North Caucasus
WITH EYES OF THE FRENCH AND FRENCH-SPEAKING SCIENTISTS AND TRAVELLERS OF THE XIII-XIX CENTURIES
Аннотация. В статье изучение Северного Кавказа связывается с историей развития мирового ориентализма. Речь идёт о франкоязычной исследовательской традиции в изучении Кавказского региона. Автором рассматриваются различные точки зрения на вхождение Кавказа в состав России, делается вывод об узости монистического подхода к проблеме вхождения этого региона в культурное поле России в результате её завоевательной политики. Подобная интерпретация негативно влияет на генезис самосознания многих кавказских народов. Делается вывод о необходимости разработки научной концепции о восприятии Кавказа как части не только Востока, но и России. Данное восприятие можно рассматривать с различных позиций: в статье затронуты важнейшие из них.
Annotation. In article the study of the North Caucasus links with the history of the development of the world orientalism. It is about French exploratory tradition in study of the Caucasian region. The author considers various points of view on the entry of the Caucasus into Russia, and notes the narrowness of a conclusion that the entering of this region in cultural field of the Russia was a result of its colonial policy. It is emphasized that such interpretation has a negative effect on the genesis of self-consciousness of many Caucasian peoples. The author concludes that it is necessary to develop the scientific concept about perception of the Caucasus as a part not only of the East, but also of Russia. This perception can be considered from different positions: the article discusses the most important of them.
116
Ключевые слова: Ориентализм, кавказоведение, источниковедение, межнациональные отношения, сведения западноевропейцев о Кавказе.
Keywords: Orientalism, Caucasus studies, source study, international relation, Western Euro-peans’information about Caucasus.
Хотя детальное изучение Азиатской части России и, в частности, Кавказа было предложено в 1876 г., различные сведения о кавказских народах доходили до западноевропейцев гораздо раньше. Представляется чрезвычайно важным рассмотреть, каким образом шло постепенное накопление знаний о Кавказе западноевропейскими (в данном случае французскими и франкоязычными) исследователями.
Первые известия о Кавказе восходят к XIII в. (Рубрук) [1]. Франкоязычные западноевропейские путешественники начали проникать на Восток ещё в XIII в., в связи с развитием торговли и началом накопления торгового капитала. Естественно, что в это время они появляются и на Кавказе. Многие франкоязычные путешественники побывали в отдалённые времена в самых труднодоступных горных селениях Северного Кавказа и имели возможность непосредственно наблюдать жизнь его народов. Впоследствии материалы, содержащиеся в их трудах, явились ценным источником для характеристики многих сторон жизни этих народов по такому малоизученному периоду их истории, как XVIII - первая половина XIX вв.
Первые европейские с разведочными целями путешествия на Восток, в те страны, откуда шли в Европу наиболее ценные товары, начались в связи с развитием в Западной Европе торгового обмена и началом накопления торгового капитала. На первых порах эти путешествия направлялись в достигшее к тому времени необычайных размеров государство монголов, пределы которого подходили непосредственно к европейским странам, включившего в свой состав почти все культурные области Азии, и через которое шли пути из Европы в страны, представлявшие наибольший интерес для европейской торговли - в Индию и Китай.
Надо отметить, что в XIII-XIV вв. франкоязычные путешественники появляются на Кавказе случайно. С середины XV в. путешествия на Кавказ и через Кавказ значительно учащаются и принимают планомерный характер. Это связано, прежде всего, с происходившим в это время развитием мировых торговых путей. Дальнейшее накопление в Европе торгового капитала приводит к тому, что в XIV-XV вв. европейская торговля принимает гораздо больший размах и устремляется на поиски далёких заморских рынков. Ещё в XIV в. Такая экспансия европейского торгового капитала выразилась в возникновении на Ближнем Востоке, во владениях ещё существовавшей тогда Византийской империи, итальянских, главным образом, венецианских и генуэзских колоний. С проникновением в XIV в. итальянского торгового капитала на Чёрное, а затем и на Каспийское море, и в особенности с оживлением в XV-XVI вв. волжско-каспийского пути,
получил большую значимость для европейской торговли прикаспийский рынок, главным образом, как рынок шёлка. В связи с этим в XV и XVI вв. поднимается торговое значение для Европы путей сообщения с Востоком через Кавказ.
С XIII в., после завоевания монголов, почти совершенно замирает путь через Кавказский хребет, через Дарьяльское ущелье. В эту эпоху сохраняет своё значение только один путь через Кавказ - по каспийскому побережью. С конца XIV в., в связи с развитием итальянской торговли на Черноморье, и в особенности в XV и XVI вв., в связи с оживлением северного, волжско-каспийского пути, начинают активно эксплуатироваться и обе эти кавказские дороги. Одновременно с этим, в XV-XVI вв., повышается и политическая значимость для Европы как кавказских путей, так и самого Кавказа, за который велась борьба между государством османов (Турция), возникшим на обломках Византийской империи, и Персией.
Деятельными пособниками проникновения в Персию и на Кавказ были католические миссии. Представители этих миссий, подолгу проживавшие на Кавказе, сообщают много интересных сведений об этом крае. Французские иезуиты (Гранже,Авриль Филипп, Жак Виллот) [2] внесли определённую лепту в изучение кавказского края.
И хотя эти первые сведения о Кавказе как о части Востока были собраны задолго до того, как востоковедение оформилось как самостоятельная научная дисциплина, их анализ представляется важным в том плане, что эти сведения о кавказском регионе повлияли на формирование взглядов западноевропейских авторов более позднего периода (XVIII-XIX вв.). Не случайно труды ранних авторов-путешественников по Кавказу входили в библиотеки более поздних исследователей, которые они брали с собой в поездки по этому региону.
Но широкое знакомство как русских, так и франкоязычных исследователей с жизнью горцев Северного Кавказа началось только с XVIII в. Изучение Кавказа в это время, как, впрочем, и других окраин России, осуществлялось главным образом русской Академией наук, организовывавшей экспедиции под руководством русских и западноевропейских учёных. Эти экспедиции (Палласа, Гмели-на, Гюльденштедта) [3] собрали большое количество сведений о населении кавказского края, его занятиях, промыслах, быте, культуре, верованиях, памятниках материальной культуры. Это было начало научного изучения данного региона. И, хотя современная французская исследовательница Катрин Пужоль показала роль этих экспедиций в последующем завоевании Кавказа [4, с. 5-21; 5, с. 11-20; 6, с. 19-24; 7, с. 37-52; 8, с. 229], сопоставив его с развитием ориентализма в Европе и в России, не стоит умалять тот вклад, который они внесли в науку об этом крае.
117
То есть, представляется интересным рассмотреть исторический фон, который предшествовал исследовательской традиции ориентализма. Рассмотрение этого исторического фона представляется важным для разработки научной концепции о восприятии Кавказа как части не только Востока, но и России. Данное восприятие можно рассматривать с различных позиций:
а) с позиции учёта колоссального наследия европейского востоковедения,
б) с позиции утверждения, что Кавказ выступал «как Запад для Востока и Восток для Запада» (Ю.М. Лотман),
Литература:
1. Rubruk Guillaume (de), Relation du voyage en Orient de Guillaume de Rubruk // Recueil des Voyages. Paris, 1839. IV.
2. Полиевктов МЛ. Европейские путешественники XIII-XIX вв. по Кавказу. Тифлис, 1935.
3. Лавров Л.И. К 250-летию академического кавказоведения в России. М. : «Наука», 1976.
4. Islam et mondialisation en Asie centrale. Une trajectoire entre islam local et islam global. Poujol, Catherine. 2004, La Pensee 338.
5. L'an III des Republiques d'Asie Centrale. Poujol, Catherine. Politique internationale, 64, 1994.
6. L'Asie centrale dix ans apres la chute de l'URSS ou pourquoi repenser la transition. Poujol, Catherine. 2002. Geopolitique 79.
7. L'islame en Asie centrale: la part des heritage, le pris des transition. Poujol, Catherine. Notes et Etudes documentaires, 5102-03, 30 nov. 1999.
8. Peuples des steppes en Asie centrale. Poujol, Catherine. Gentelle, Pierre (Collaborateur). 2002, Autrement. Collection Monde 132.
в) с позиции «инаковости» и образа «Чужого» (Сара Дикинсон).
И, наконец, учитывая все противоположные точки зрения в отношении присоединения Кавказа к России, широко представленные как в российских, так и западных научных и популярных изданиях, сегодня необходимо выработать обоснованный на историческом материале правдивый взгляд на те процессы, которые происходили в регионе в рассматриваемый период, и во время протекания которых были заложены основы многих дискуссионных вопросов, волнующих современных исследователей.
Literature:
1. Rubruk Guillaume (de), Relation du voyage en Orient de Guillaume de Rubruk // Recueil des Voyages. Paris, 1839. IV.
2. Polievktov M.A. European travelers of XIII-XIX centuries on the Caucasus. Tiflis, 1935.
3. Lavrov L.I. On the 250th anniversary of the academic Caucasiology in Russia. M. : «Science», 1976.
4. Islam et mondialisation en Asie centrale. Une trajectoire entre islam local et islam global. Poujol, Catherine. 2004, La Pensee 338.
5. L'an III des Republiques d'Asie Centrale. Poujol, Catherine. Politique internationale, 64, 1994.
6. L'Asie centrale dix ans apres la chute de l'URSS ou pourquoi repenser la transition. Poujol, Catherine. 2002. Geopolitique 79.
7. L'islame en Asie centrale: la part des heritage, le pris des transition. Poujol, Catherine. Notes et Etudes documentaires, 5102-03, 30 nov. 1999.
8. Peuples des steppes en Asie centrale. Poujol, Catherine. Gentelle, Pierre (Collaborateur). 2002, Autrement. Collection Monde 132.
118