Научная статья на тему 'Северная Африка и Ближний Восток: финансово-экономические реформы энергетики 2010-х гг.'

Северная Африка и Ближний Восток: финансово-экономические реформы энергетики 2010-х гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-экономические преобразования / либерально-рыночные реформы / реструктурирование энергетики / энергобаланс / субсидирование энергопотребления / бюджетное реформирование / socioeconomic transformations / liberal market reforms / restructuring of the energy sector / energy balance / energy subsidies / state budget reforms

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кукушкин Владимир Юрьевич

В 2010-х годах государства Северной Африки – экспортеры нефти и газа – оказались перед усложняющимися проблемами. В регионе обострилась необходимость активизации социально-экономических реформ: структурных и либерально-рыночных. К преобразованиям почти синхронно приступили две крупнейшие по производству и потреблению энергии страны – Египет и Алжир. В рассматриваемый период нарушение египетского энергобаланса трансформировало АРЕ из энергоэкспортирующего в энергоимпортирующее государство, усугубило дефицит внешнеторгового баланса, ухудшило валютно-финансовое положение. Развитие атомной, солнечной и ветровой электроэнергетики, энергосбережение, повышение эффективности использования всех видов энергии – стали основами современной энергетической стратегии Египта. В число главных ее методов впервые включена жёсткая либерально-экономическая политика, резкое сокращение с 2014 г. субсидий на топливно-энергетическую продукцию. Диверсификация экономики АНДР растягивается на десятилетия и перспективы этого процесса по-прежнему неопределенны. Почти единственным источником финансирования бюджета остаются доходы от экспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. Двумя стратегиями, позволяющими увеличить или хотя бы сохранить финансово-экономическую отдачу от нефтегазовых отраслей, остаются либо всемерное наращивание абсолютных масштабов производства и экспорта продукции, либо повышение отраслевых экспортных квот. В первом случае главные инструменты – активизация иностранных инвестиций и вовлечение новых природных ресурсов в хозяйственный оборот; во втором – рационализация внутреннего потребления углеводородного сырья. В целях энергосбережения постепенно сокращаются государственные субсидии АНДР на топливо и энергию. Задача-максимум – полное выравнивание внутренних цен на эти товары (рекордно низких) с ценами мирового рынка энергоносителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Africa and the Middle East: Financial and Economic Reforms of Energy in the 2010s

The author concentrates on the issues of energy production, consumption, foreign trade and public finance in Egypt and Algeria – the two North African states with the largest-scale economies and the biggest energy industries in the middle of 2010s. The negative trends, which disrupted Egyptian energy balance in the first half of 2010-s have inevitably transformed ARE from an energy-exporting to an energy-importing country. Among their most important macroeconomic consequences have been the increasing foreign-trade deficits, deteriorating foreign accounts and financial positions in general. From the production point of view the principal way of solving Egyptian energy issues has become the adopted and implemented long-term strategy of the development of atomic electricity power-plants with the economic and technical support from Russia. From the consumption point of view, no less important for Egyptian energy strategy have become all the means of energy saving and more effective utilization, as well as the macroeconomic instruments: decisive, even harsh liberal market reforms including severe cuts in electricity and fuel subsidies since 2014. So far as the principal problems of economic diversification for independent Algeria have been in the forefront of its national agenda for decades, yet the prospects of their solving are rather dim, the export revenues from hydrocarbons and their immediate derivatives remain almost the only viable source for financing development, social and most other government expenses for the foreseeable future. Naturally, all the ways and means of increasing these revenues are extremely important. The events of 2010s have once again confirmed the very limited influence of developing energy-exporting countries, even as big as Algeria, on the market conditions in the world energy and raw-materials trade, whether that influence relied on a single-state or organized collective activities, e.g. of OPEC members. That is why the country can only rely on two main strategic methods to support and/or increase the financial gains from its hydrocarbon resources: firstly, to increase their absolute volumes of production; secondly, (but better all at once) to raise the export quotas of the oil and gas industries (the shares of foreign sales in their total output). In the first case the principal driving force should be the attraction of foreign investments, as well as the involvement of new fossil-fuel resources into the economic activities. In the second case, the application of more rational models of energy production and consumption, which should allow maximum saving of hydrocarbons as the most marketable Algerian export products and generators of rental income. Since 2016, the implemented gradual cuts in the government subsidies on electricity, natural gas and oil products (up to that year among the highest in the world) are expected to become a new and very important factor of energy saving.

Текст научной работы на тему «Северная Африка и Ближний Восток: финансово-экономические реформы энергетики 2010-х гг.»

Проблемы экономики

СЕВЕРНАЯ АФРИКА И БЛИЖНИЙ ВОСТОК: ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ ЭНЕРГЕТИКИ 2010-х годов

© 2017 В.Ю. Кукушкин

КУКУШКИН Владимир Юрьевич, кандидат экономических наук, Институт Африки Российской академии наук РАН. РФ, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1. кикшЬкт2003 @уаЬоо.сот

Аннотация. В 2010-х годах государства Северной Африки - экспортеры нефти и газа - оказались перед усложняющимися проблемами. В регионе обострилась необходимость активизации социально-экономических реформ: структурных и либерально-рыночных. К преобразованиям почти синхронно приступили две крупнейшие по производству и потреблению энергии страны - Египет и Алжир.

В рассматриваемый период нарушение египетского энергобаланса трансформировало АРЕ из энергоэкспортирующего в энергоимпортирующее государство, усугубило дефицит внешнеторгового баланса, ухудшило валютно-финансовое положение. Развитие атомной, солнечной и ветровой электроэнергетики, энергосбережение, повышение эффективности использования всех видов энергии - стали основами современной энергетической стратегии Египта. В число главных ее методов впервые включена жёсткая либерально-экономическая политика, резкое сокращение с 2014 г. субсидий на топливно-энергетическую продукцию.

Диверсификация экономики АНДР растягивается на десятилетия и перспективы этого процесса по-прежнему неопределенны. Почти единственным источником финансирования бюджета остаются доходы от экспорта углеводородного сырья и продуктов его переработки. Двумя стратегиями, позволяющими увеличить или хотя бы сохранить финансово-экономическую отдачу от нефтегазовых отраслей, остаются либо всемерное наращивание абсолютных масштабов производства и экспорта продукции, либо повышение отраслевых экспортных квот. В первом случае главные инструменты - активизация иностранных инвестиций и вовлечение новых природных ресурсов в хозяйственный оборот; во втором - рационализация внутреннего потребления углеводородного сырья. В целях энергосбережения постепенно сокращаются государственные субсидии АНДР на топливо и энергию. Задача-максимум - полное выравнивание внутренних цен на эти товары (рекордно низких) с ценами мирового рынка энергоносителей.

Ключевые слова: социально-экономические преобразования, либерально-рыночные реформы, реструктурирование энергетики, энергобаланс, субсидирование энергопотребления, бюджетное реформирование

В середине 2010-х годов государства Северной Африки и Ближнего Востока - экспортеры нефти, природного газа и их производных - оказались перед усложняющимися

проблемами. В регионе обострилась необходимость активизации социально-экономических реформ: структурных и либерально-рыночных. К преобразованиям почти синхронно приступили две страны - Египет и Алжир - крупнейшие в регионе почти по всем экономическим параметрам, включая производство и потребление энергии. Оба государства далеко не впервые в новейшей истории пытаются стимулировать рыночные механизмы. Однако их предыдущие опыты оказались сопряжены со снижением уровня жизни обширных слоев населения и социально-политической дестабилизацией. Преобразования не доводились до намеченных целей, приостанавливались либо поворачивали вспять.

Из той части бюджетных расходов всех стран мира, которые суммарно направлялись на субсидирование внутренних цен энергетических товаров, государства Северной Африки и Ближнего Востока до середины 2010-х годов тратили примерно половину [1]. Реформы в сторону сокращения этих видов субсидий вплоть до полной их отмены были начаты государствами - традиционными импортерами энергосырьевой продукции, из которых наиболее значимых результатов в данной сфере достигло Марокко. В странах - экспортерах энергетического сырья и энергоемких товаров такие финансово-экономические преобразования, как правило, начинаются заметно позже и проходят медленнее.

В Арабской Республика Египет (АРЕ) за 2005/06 - 2012/13 финансовые годы общая сумма годовых «энергетических» субсидий почти утроилась, а страна в конце этого периода из нетто-экспортера превратилась в нетто-импортера энергосырьевой продукции. В 2012/13 финансовом году затраты на субсидирование цен нефтепродуктов (70% субсидий этого вида) превысила пятую часть (22%, а вместе с ценами на электроэнергию 30%) государственных расходов Египта, треть ее государственных доходов и почти 10% ВВП [2]. В долларовом выражении «энергетические» субсидии в последний год правления президента М.Мурси составили около 21 млрд [3].

В Алжирской Народной Демократической Республике (АНДР) масштабы проблемы субсидирования энергопотребления в финансовых измерениях к тому же времени были аналогичны египетским. До начала падения мировых цен жидкого топлива в 2012 г. МВФ (Международный валютный фонд, International Monetary Fund) оценивал суммарный объем скрытых или «имплицитных» субсидий в $22.2 млрд или 10.9% алжирского ВВП [4]. Однако благодаря гораздо более стабильной социально-политической и экономической ситуации, особенно благодаря валютным сбережениям, накопленным за годы высоких мировых цен углеводородного сырья и в несколько раз превосходившим египетские, необходимость реформирования бюджета и внутреннего энергетического рынка в Алжире была заметно менее острой, нежели в АРЕ.

Энергосырьевой сектор Египта, а также связанные с этим отраслевым комплексом проблемы и перспективы играют ключевую роль не только в национальной экономике страны, но и во многом определяют позиции АРЕ на Африканском континенте. C 1984 г. Египет прочно занимает второе место среди африканских производителей природного газа (вслед за Алжиром). Причем в 1990-е и особенно в 2000-е годы темпы роста египетской газодобывающей промышленности резко ускорялись, континентальные позиции АРЕ вплотную приближались к АНДР, а отрыв этих двух лидеров от других африканских стран, добывающих природный газ, намного увеличивался. Динамика нефтедобывающей промышленности Египта на рубеже ХХ-ХХ1 вв. заметно уступала газовой. Национальный пик добычи нефти (47.5 млн т) был пройден в 1993 г., и с тех пор она почти неуклонно сокращалась до 35.6 млн т в 2015 году. Тем не менее, АРЕ удерживает первенство среди африканских государств-производителей нефти, остающихся за пределами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК, Organization of Petroleum Exporting Countries,). Она также сохраняет четвертое общеконтинентальное

место (после участников ОПЕК - Нигерии, Анголы и Алжира), главным образом ввиду резких сокращений ливийской нефтедобычи после 2011 года. Вплоть до 2009 г. собственная египетская нефтедобыча в целом количественно соответствовала потребностям внутреннего рынка. Однако позже в АРЕ производство нефти все значительнее отставало от ее потребления (39.2 млн т в 2015 г.), вызывая необходимость импорта свыше 3.6 млн т жидкого топлива ежегодно [5].

И все же наиболее сильные отрицательные последствия для энергосырьевого баланса Египта имело падение производства в ключевой отрасли национальной нефтегазовой промышленности - добыче природного газа, которая сократилась с максимального уровня 62.7 млрд куб.м в 2009 г. до 45.6 млрд куб.м в 2015 году. На этом фоне внутреннее потребление природного газа продолжало почти непрерывно расти (до максимума 52.6 млрд куб.м в 2012 г.), вызвав резкий сдвиг в египетском балансе по этому энергоносителю: от положительного (+20.5 млрд куб.м в 2009 г.) до отрицательного (-3.1 млрд куб.м в 2015 г.). Поэтому в 2010-е годы Египет вынужден был перейти от экспорта газа к его импорту [6].

В октябре 2015 г. АРЕ провела тендер и заключила импортные контракты на суммарную поставку в 4.68 млрд куб.м сжиженного природного газа (СПГ), что эквивалентно примерно 10% национального потребления природного газа или грузоподъемности 55 стандартных танкеров (на 10 больше, чем предполагалось ранее) [7]. Весной 2016 г. Россия также приступила к экспорту СПГ в АРЕ, чтобы покрыть дефицит природного газа на внутреннем рынке Египта, который продолжает оставаться лидером среди стран Африки по потреблению этого топлива [8]. Египет намечает продолжить импорт СПГ по крайней мере до 2020 года. Более того, АРЕ вынуждена финансировать создание и расширение дополнительной инфраструктуры, уже не экспортной, а импортной. Например, в конце 2015 г. действовали два плавучих терминала для выгрузки СПГ из танкеров и объявлен тендер на строительство третьего [9].

Учитывая это, некоторые отечественные исследователи считают, что в интересах России внимательнее отнестись к среднесрочным и долгосрочным перспективам нефтегазового сотрудничества, возможно, отказавшись от погони за внешне привлекательными «ближними целями» [10].

Политический и социально-экономический кризис с начала 2011 г. не обошёл стороной наиболее динамичную до этого отрасль в египетском энергосырьевом комплексе - газовую промышленность. Тяжелее всего кризисные процессы проявились в самых высокотехнологичных её подразделениях, объединяющих предприятия по добыче природного газа на морском шельфе и экспорту СПГ. Общий объём поставок египетского газа на внешние рынки с максимального уровня 18.32 млрд куб.м в 2009 г. опустился до 7.3 млрд куб.м в 2012 г., сократившись более чем в 2.5 раза. В 2008 г. экспорт СПГ из АРЕ достиг своего максимума в 14.06 млрд куб.м, а в 2012 г. - упал до 6.7 млрд куб.м, или почти в 2.1 раза [11]. Затем падение продолжилось еще резче до 0.4 млрд куб.м в 2014 г. и, наконец, до полной остановки экспорта в 2015 году [12]. Причём даже при сокращении добычи природного газа и обострении его дефицита на внутреннем рынке египетская газовая промышленность продолжала наращивать некоторые из чрезвычайно капиталоёмких экспортных мощностей, исполняя ранее заключённые контракты. Загрузка действующих и вводимых в строй объектов неуклонно снижалась, вызывая дополнительные финансовые потери как государства, так и зарубежных партнёров [13].

Например, одна из наиболее успешных в 1990-2000-е годы газодобывающих и экспортирующих компаний - английская BG Group plc (British Gas), которая ещё недавно гордилась феноменальной, почти 100%-й результативностью поисково-разведочных работ на своих лицензионных участках в АРЕ, понесла серьёзные убытки и вынуждена

была списать существенную часть балансовой стоимости своих египетских активов на сумму $1.3 млрд в четвёртом квартале 2013 года. К началу 2014 г. государственные учреждения страны накопили непогашенную задолженность объёмом почти $1.4 млрд в отношении этой английской фирмы. В первом квартале 2014 г. она полностью прекратила экспортные поставки СПГ из Египта [14].

Другой партнёр Египта, испанская фирма Unión Fenosa Gas, испытывая аналогичные трудности с недогрузкой мощностей своих предприятий по экспорту СПГ, ищет иные способы обойти кризисную ситуацию. В мае 2014 г. она подписала декларацию о намерениях с консорциумом предприятий, эксплуатирующих газовое месторождение Тамар на израильском участке средиземноморского шельфа. Эта декларация предусматривает скорое заключение 15-летнего контракта на поставки 70 млрд куб.м израильского газа по трубопроводу в АРЕ для последующего сжижения на предприятии Unión Fenosa и дальнейшего реэкспорта из Египта в виде СПГ. Характерно, что до 2011 г. Израиль, напротив, довольно долго импортировал египетский газ по той же самой трубопроводной системе, которую теперь предполагается перевести в реверсивный режим для прокачки газа в обратном направлении [15].

Негативные тенденции, которые нарушили египетский энергобаланс и в первой половине 2010-х годов неотвратимо привели к трансформации АРЕ из энергоэкспорти-рующего в энергоимпортирующее государство, одним из наиболее серьёзных макроэкономических последствий имели повышение дефицита внешнеторгового баланса страны, ухудшение её валютного и финансового положения в целом [16]. Так, до конца 2010 г. чистые доходы Египта от торговли энергосырьевыми товарами, прежде всего от экспорта природного газа, составляли в среднем около $4 млрд ежегодно, а c 2012-2013 финансового года баланс египетской торговли углеводородным сырьём и продуктами его переработки становится отрицательным. Неблагоприятно складывались также внутриотраслевые расчёты с зарубежными инвесторами, операторами, и подрядчиками: к середине 2014 г. АРЕ накопила просроченные долги перед нефтяными и особенно газовыми компаниями объёмом $7.5 млрд [17].

В 2013 г. смещение М.Мурси и приход к власти президента Абдель Фаттаха ас-Сиси открыли перед АРЕ возможности роста внешнего финансирования со стороны аравийских нефтяных монархий (на первоначально согласованную сумму $12 млрд), а также поставок ими энергоресурсов на относительно благоприятных условиях. Однако начатое предоставление этих средств лишь частично ослабило трудности и никак не могло заменить остро необходимые радикальные реформы, начатые в июле 2014 г. Тогда, уже на первом этапе реализации многоступенчатой программы, в результате сокращения субсидий цены почти на все виды жидкого топлива для наземного и воздушного транспорта одномоментно повысились от 7% (на бензин с октановым числом 95) до 78% (на бензин 80). Также в разной степени выросли цены природного газа и мазута для всех категорий потребителей, за исключением электроэнергетики, для которой цены мазута остались стабильными на первом этапе реформы. Наиболее чувствительным для населения стало подорожание природного газа для коммунально-бытового сектора. Цены на него удвоились даже для домохозяйств, использующих газ в очень скромных количествах [18]. Исключение в данной группе энергоносителей составил только сжиженный нефтяной газ, не затронутый подорожанием на начальной стадии.

Чтобы минимизировать отрицательные социальные эффекты реформ, особенно неизбежные резкие скачки инфляции, часть средств, сэкономленных на «энергетических» субсидиях была сразу направлена на более активное субсидирование продовольствия. Кроме того, было начато целевое распределение финансовых ресурсов в виде персональных денежных выплат представителям наиболее бедных слоев населения. Для организации этого процесса АРЕ совместно со Всемирным банком (WorldBank) разверну-

ла две социальные программы - «Такафул» и «Карама», специально ориентированные на распределение наличности среди бедняков. Однако медленное формирование новой для Египта и достаточно сложной институционально-политической инфраструктуры существенно снизило эффективность этих программ, теоретически вполне уместных и рациональных, а соответственно и ослабила поддержку режима Абдель Фаттаха ас-Сиси со стороны малоимущих.

С валютно-финансовой точки зрения современная структура энергопотребления Египта сформировалась крайне нерационально. Особенно это относится к источникам топлива для электроэнергетики. В 2008/2009 финансовом году на пике производства газодобывающих промыслов 82.1% электроэнергии генерировали тепловые электростанции (ТЭС), использующие природный газ; 6.0% - нефтепродукты; 0.7% вырабатывали ветровые электростанции и 11.2% - гидроэлектроэнергетика, которая в Египте представлена единственной крупной гидроэлектростанцией (ГЭС) - Асуанской [19]. В 2011/2012 финансовом году, когда спад производства и дефицит природного газа уже проявились в полной мере, удельный вес этого топлива для электроэнергетики все еще продолжал повышаться, достигнув максимума - 86.5%. Вклад ГЭС сократился до 8.2%, теплоэлектростанций на нефтепродуктах - до 4.0%. Исключение среди альтернатив природному газу составила суммарная доля ветровых и солнечных электростанций, которая повысилась до 1.3% [20].

Только в 2013/2014 финансовом году, когда уже были приняты экстренные меры для экономии углеводородов, включая сокращение субсидий потребителям, удельный вес природного газа в производстве электричества также начал постепенно понижаться до 77.8%. Наряду с этим сократился вклад ГЭС до 7.9%, а также ветровых и солнечных электростанций до 0.9%, несмотря на активные меры стимулирования развития источников альтернативной энергии. При этом более чем втрое - до 13.4% - повысился удельный вес ТЭС, использующих жидкое топливо. С финансовой точки зрения, такую перестройку энергобаланса никак нельзя признать успешной, поскольку происходила замена природного газа другими углеводородами, не менее дефицитными для современной египетской экономики. Фактически суммарный вклад ТЭС на углеводородном топливе в генерирование электроэнергии повысился с 88.1% до 91.2% за период с 2008/2009 по 2013/2014 финансовые годы [21].

Суммарная годовая производительность всех видов электростанций, объединенных в национальную систему линий электропередач по официальным данным к середине 2014 г. составила 32015 МВт, если измерять её формальным техническим максимумом [22]. Однако, по оценкам британского эксперта Н. Батлера (Nick Butler), фактически доступны для бесперебойной эксплуатации не более 60-70% указанных электроге-нерирующих мощностей. Недогрузка на уровне 30-40% объясняется прежде всего дефицитом топливных ресурсов, которые АРЕ вынуждена импортировать, но по финансовым и другим причинам далеко не всегда может это сделать в достаточных количествах, а также необходимостью ремонта, профилактики и модернизации значительной части оборудования [23]. Эти причины в августе 2014 г. спровоцировали в АРЕ - прежде всего в столичном регионе - многочасовые перебои электроснабжения. Вследствие внезапной остановки около половины всех электрогенерирующих мощностей страны, например, было прервано движение по нескольким линиям каирского метрополитена [24].

Наиболее быстрым и дешевым способом преодоления этого дефицита некоторые эксперты, включая упомянутого Н. Батлера, справедливо считают возврат страны к ввозу зарубежного энергетического угля, который вполне мог бы послужить альтернативой нефтепродуктам, в особенности мазуту. Однако наряду с технологическими и финансовыми преимуществами данный способ сбалансировать производство и по-

требление электричества обладает труднопреодолимым недостатком. Каменный уголь является самым «грязным» из традиционных источников энергии, что было причиной отказа от его импорта, замещения египетским природным газом и в меньшей степени - нефтепродуктами. Особенно сильным стимулом к переходу на относительно экологически чистые энергоносители в АРЕ послужили все более широкие перспективы развития туризма. Для этого отраслевого комплекса жизненно необходима экологическая защита египетских курортных зон, памятников и других рекреационных объектов.

Однако из-за перерывов в энергоснабжении некоторые отрасли египетской промышленности все же вынуждены брать на себя возрастающие экологические риски. Например, после того, как Egyptian Natural Gas Holding Company (EGAS) весной 2014 г. приостановила снабжение природным газом 10 основных предприятий, производящих более 2/3 цемента в Египте, вынудив их также прервать производство, несколько этих фирм приняли самостоятельные меры для диверсификации энергоснабжения. Так, компания Suez Cement Group of Companies (SCGC) объявила о планах перехода от использования природного газа к применению топливной смеси из 80% каменного угля и 20% отходов. Другая фирма Misr Beni Suef Cement Co. S.A.E (MBSC) в качестве промежуточной меры собиралась прибегнуть к дизельному топливу, но затем тоже перейти на уголь [25].

В качестве главного пути решения энергетических проблем АРЕ с точки зрения производства в 2015 г. окончательно утвердилась долгосрочная стратегия создания и развития атомной электроэнергетики при опоре на технико-экономическое содействие России. Реализация проекта строительства первой в Египте четырехблочной АЭС в эль-Дабаа при участии Госкорпорации «Росатом» начата в январе 2016 года. К середине года на строительной площадке в эль-Дабаа постоянно присутствовали несколько десятков российских специалистов, которые осуществляли мероприятия в рамках подготовки нулевого цикла работ [26]. Объект должен быть построен за 12 лет на северном побережье Египта, в 3.5 км от Средиземного моря. Проектная мощность каждого энергоблока составляет 1200 МВт, а всей АЭС - 4800 МВт. Согласно заключенному 19 ноября 2015 г. российско-египетскому договору, Каир получит $25 млрд в кредит, погашение которого должно начаться в октябре 2029 г. Строительство атомной электростанции в эль-Дабаа становится крупнейшим комплексным совместным проектом двух стран со времен возведения Асуанской плотины в 1970 году [27]. Он включает не только поставку новейших атомных реакторов поколения «три плюс», но и снабжение топливом АЭС, а также ее обслуживание вплоть до вывода из эксплуатации, возвращение использованного топлива на переработку в России, подготовку кадров в Египте и в российских университетах, создание инфраструктуры, помощь в формировании законодательной базы атомной энергетики, гибкое финансирование [28].

Не менее важными направлениями современной энергетической стратегии АРЕ являются энергосбережение и повышение эффективности использования всех видов энергии. По аналогии с Алжиром в реализации этих задач одним из главных инструмента-риев становится макроэкономический. Это очень решительная, даже жёсткая либерально-экономическая политика правящего режима, включая резкое сокращение субсидий с последующим средневзвешенным ростом цен всей топливно-энергетической продукции на 78%. Вынужденные «либертарианские» меры сопровождались некоторыми положительными результатами уже на первом этапе. Дефицит национальных электроге-нерирующих мощностей (20% относительно потребления электроэнергии), приводивший к массовым отключениям 2014 г., уже к июню 2015 г. трансформировался в резервный избыток не менее 10.5%. Примененные «горькие лекарства», по выражению египетского президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, хоть и «опоздали почти на полвека»,

пока не вызвали активных социальных протестов типа «хлебных бунтов» 1977 г., связанных с подорожанием ряда продуктов питания первой необходимости [29].

Однако начавшее складываться равновесие никак нельзя считать устойчивым в стране, где более половины населения по-прежнему живёт за чертой бедности, а каждый третий египтянин в возрасте до 25 лет не имеет работы (безработица в этой категории почти втрое выше средней). Многие египетские мегапроекты могут серьёзно пострадать от новых усилений социальной напряженности, терроризма и падения доходов. Кроме того, отрицательные последствия сокращения субсидий на топливо и энергию очень быстро проявились во вполне конкретных трудностях, переживаемых рядом отраслей промышленности. Так, весной 2014 г. почти сразу за объявлением бюджетной экономии в АРЕ последовало повышение цен цемента примерно на 30% до $100-114 за тонну. В то же время цемент на внешних рынках стоил $65, что свидетельствовало о более чем полуторакратном отставании египетской цементной промышленности по ценовой эффективности от зарубежных конкурентов. Аналогичные тенденции проявились в отраслях химической промышленности, производящих азотные удобрения и нитрат аммония, которые до начала либерализации в значительной мере направлялись на экспорт (в сумме $1.21 млрд в 2012 г.). В середине 2014 г. издержки производства удобрений выросли более чем на 33%, что наряду с перебоями снабжения природным газом привело к убыткам и затруднениям, особенно во внешней торговле [30].

В 2016 г., несмотря на некоторые положительные результаты экономических реформ, валютно-финансовое положение Египта вновь заметно ухудшилось. Главной причиной новых трудностей стало прекращение платежей в счет обещанных АРЕ займов, кредитов, инвестиций и помощи со стороны почти всех арабских монархий района Персидского залива за частичным исключением одной лишь Саудовской Аравии. Это произошло вскоре после резкого удешевления углеводородного сырья на мировых рынках в 2014 г. В последующие годы приоритеты большинства аравийских государств явно сместились в сторону решения собственных обострившихся внутриэкономических проблем.

Усложнение финансовой ситуации, а также необходимость переориентации в сфере экстренного привлечения внешних источников валютных ресурсов, условно говоря, вынужденный «уход» от арабских союзников и обращение за помощью к МВФ, подтолкнуло власти Египта к проведению в августе 2016 г. второго раунда энерго-финан-совых реформ. Среди важных функций этого второго этапа - выполнение одного из главных институциональных условий для получения трехлетнего кредита от МВФ на сумму $12 млрд[31]. Одним из наиболее серьезных отрицательных последствий второго этапа сокращения субсидий почти синхронно с выполнением других требований МВФ стало резкое ускорение темпов инфляции в АРЕ до многолетнего максимума 30.2% в феврале 2017 г. [32]

В Алжире начала 2000-х годов постепенное выравнивание возможностей национальных и зарубежных инвесторов, государственного и частного капитала, внедрение элементов конкурентной среды в нефтегазовый комплекс улучшало инвестиционный климат. На 2005-2009 гг. было намечено инвестировать в эту группу отраслей $24.5 млрд [33], однако эта программа не была реализована ввиду очень скорого прекращения либеральных преобразований и частичного возврата к прежним, государственно-монополистическим традициям. После 2007 г. относительно невысокую активность иностранного капитала в нефтегазовом комплексе АНДР, недостаточную даже для восстановления и/или стабилизации уровня доказанных запасов углеводородного сырья хотя бы на периоды в несколько лет, российский автор [34], а также зарубежные эксперты, в том числе алжирский Хишам Йезза (Hicham Yezza) [35], английский Джордж

Иоффе (George Joffe) [36], марокканский Лахсен Аши (Lahcen Achy) [37], специалисты из МВФ - Масуд Ахмед (Masood Ahmed) [38] и другие объясняют рядом природно-ре-сурсных, политических и экономических причин, но прежде всего ухудшением инвестиционного климата из-за усиления государственного контроля. Так, либеральный закон 2005 г., который в ряде случаев предоставлял иностранным фирмам право полного владения их алжирскими филиалами, уже в 2006 г. был отчасти изменен: восстановлено обязательное мажоритарное (в размере 51%) участие государственной компании Sonatrach в капитале всех предприятий нефтяных и газовых отраслей, а также повышены налоги на сверхприбыль. Это спровоцировало тенденцию к сокращению производства и еще более существенному уменьшению экспорта «традиционных» видов топливно-энергетической продукции (сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа и газового конденсата).

В 2007-2014 гг. объем добычи в Алжире нефти (с учетом газоконденсатных жидкостей) почти непрерывно сокращался (с 86.5 до 64.8-66.0 млн т) наряду с производством природного газа (с 84.8 до 81.5-83.3 млрд куб.м) [39]. Между тем за 2005-2010 гг. доля внутреннего потребления нефти (и нефтепродуктов) по отношению к уровню добычи повысилась с 13.7% до 15.4%, а природного газа - с 28.6% до 33%. Соответственно доля нефти, направляемой на экспорт, понизилась до 84.6%, а газа - до 67%.

В следующем десятилетии эти процессы заметно ускорились. Так, в 2014 г. внутреннее потребление нефти (преимущественно переработанной) превысило 20.8% от объема ее добычи, а экспорт понизился до 79.2%. Еще заметнее это применительно к природному газу, который уже на 46.4% использовался в Алжире и лишь на 53.6% -экспортировался [40]. При сохранении подобной динамики возникает опасность, что Алжир уже в 2020-е годы может приблизиться к исчерпанию «традиционных» экспортных ресурсов углеводородного сырья, начиная с газообразного, и продуктов его первичной переработки [41]. В данном случае сталкиваются потребность централизованной экономики в повышении рентных компонентов бюджета посредством усиления государственной монополии с необходимостью использования либеральных принципов для мобилизации других социально-экономических факторов развития, включая привлечение зарубежных инвесторов.

В первой половине 2010-х годов действия алжирского государства, направленные на эту ключевую отрасль, как впрочем, и на большинство других, ограничивались преимущественно кадровыми перестановками. Например, в Sonatrach, по-прежнему крупнейшей по большинству параметров компании на Африканском континенте, за пять лет вплоть до середины 2015 г. произошла пятикратная смена руководителей.

Проблемы, которые большинство комментаторов, например, упомянутые алжирский Хишам Йезза и английский Джордж Иоффе [42], рассматривали как непосредственные побудительные мотивы к перестановкам в алжирском правительстве и руководстве государственных корпораций, связаны с многолетними, громкими коррупционными скандалами, затронувшими нескольких высокопоставленных чиновников Sonatrach, которых обвиняли в получении взяток от зарубежных партнеров (например, от сотрудников итальянской компании Saipem на общую сумму $207 млн ради получения контрактов объемом $8.4 млрд на серию проектов по техническому обслуживанию и модернизации алжирской нефтегазовой промышленности) [43].

Каких-либо законодательных новаций для данной группы отраслей до начала 2018 г. в АНДР не вводилось. Вместо этого активность сосредоточивалась на прямых переговорах между Sonatrach и потенциальными иностранными инвесторами о возможном приобретении последними долей участия (до 49%) примерно в 20 действующих или готовящихся к эксплуатации нефтяных и газовых промыслах. Прямые переговоры рассматриваются как «более эффективный и быстрый, а также менее затратный и менее

бюрократический подход» к привлечению инвестиций, чем проведение тендеров на разведку и разработку углеводородных ресурсов. Подобные переговоры проводились с итальянским энергетическим концерном ENI и рядом других крупных зарубежных фирм. Так, в 2016 г. обсуждались перспективы активизации, а также распространение на новые объекты уже действующих партнерских отношений алжирской компании с китайскими SINOPEC и China National Petroleum Corporation (CNPC).

Однако эффективность таких переговоров пока сомнительна, если только не произойдет принципиальный пересмотр базовых условий алжирских международных контрактов. Предыдущая их корректировка в 2013 г. оказалась недостаточной. Эти позднейшие коррективы состояли прежде всего в отказе от прежнего налогообложения преимущественно валовых доходов нефтегазовых предприятий, то есть от приоритетов фискальных функций отраслевых налогов над регулирующими с макроэкономической точки зрения. Фискально-ориентированная налоговая политика заменялась обложением прибылей, то есть переносом акцента на гораздо более избирательные, регулирующие функции. Избирательность состояла в понижении налоговых ставок на прибыли от операций, связанных с освоением и разработкой «нетрадиционных» ресурсов углеводородного сырья, что автоматически вызывало относительное повышение соответствующих ставок, связанных с «традиционными» ресурсами углеводородов, особенно с их частью, уже вовлеченной в хозяйственный оборот. Кроме того, предельные сроки контрактов на разведочные работы, связанные с первой из двух категорий ресурсов удлинялись до 11 лет, тогда как для второй категории ограничивались семью годами. Сроки первичных контрактов на обустройство и эксплуатацию промыслов, добывающих «нетрадиционные» жидкие углеводороды, увеличивались до 30 лет, а применительно к газообразному топливу - до 40 лет, тогда как для «традиционных» ресурсов они сохранились в пределах 25 и 30 лет соответственно. Однако осталось условие обязательного мажоритарного (51%) участия Sonatrach во всех проектах добычи, транспортировки, переработки и сбыта всех видов углеводородного сырья и продуктов на его основе притом, что все расходы на стадии поисково-разведочных работ несут только иностранные инвесторы [44].

Недостатки проведенного налогового реформирования при отсутствии институциональных преобразований (прежде всего незыблемые ограничения иностранных инвесторов правами миноритарных собственников) проявились во время аукциона по распределению нефтегазовых промысловых территорий в 2014 г., когда на торги было выставлено 31 предложение, но подписано всего четыре контракта с иностранными участниками. Под влиянием этих итогов было решено отменить аналогичный аукцион, намечавшийся на конец 2015 года [45]. Соответственно усугубляется дефицит новейшего отраслевого оборудования и технологий, продолжается снижение и/или стагнация общего объема производства всех видов углеводородного сырья (в нефтяном эквиваленте) с максимального уровня 233 млн т в 2007 г. до 187 млн т в 2012 г. и 190 млн т в 2015 году [46].

Несмотря на отмеченные трудности, более полувека нефтегазовый сектор остается не только ключевым, но практически единственным валютно-финансовым и фискальным инструментом для решения важнейшей макроэкономической задачи АНДР - преодоления моноотраслевой специализации и обеспечения диверсификации ее хозяйства. В предыдущий период, характеризовавшийся тенденцией к повышению мировых цен на углеводородное сырье и продукты его переработки (2002-2013 гг.), на нефтегазовые отрасли приходилось в среднем 98% алжирского экспорта, 69% доходов централизованного государственного бюджета и 36% ВВП [47]. После резкого ухудшения конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа с 2014 г. современные значения трех пере-

численных показателей тоже стали снижаться, но не принципиально. По данным МВФ за 2015 г. они измерялись 94.48% и 25% соответственно [48].

Одновременно отмечается снижение «индекса качества» алжирского экспорта в

*

2000-е годы по сравнению с началом 1990-х . Это означает, что национальные продукты нефтепереработки, а также основной органической нефте-, газохимии и неорганической химии, на которые приходится преобладающая часть стоимости экспортной продукции обрабатывающей промышленности, не отличаются ни высокой долей в них добавленной стоимости, ни большим вкладом передовых, прогрессивных технологий в их производство. Наконец, чрезвычайно высокая капиталоемкость энергосырьевых и других добывающих отраслей определяет их очень скромный вклад в расширение внутреннего рынка труда. Занятость в добывающем отраслевом комплексе Алжира не превышает 2% общенациональной [49]. В результате стратегические планы диверсификации, как макроэкономические, так и более конкретные - внешнеэкономические, многократно подтвержденные разными правящими режимами, остаются не реализованными с 1960-х годов. Новая конституция АНДР, принятая в феврале 2016 г., зафиксировала эти задачи в качестве общенациональных приоритетов наряду с принципами рыночного, инвестиционного либерализма, а также борьбой против монополий, недобросовестной конкуренции и коррупции [50].

Поскольку диверсификация экономики растягивается на десятилетия и перспективы этого процесса по-прежнему неопределенны, практически единственным источником его финансирования на обозримое будущее остаются доходы от экспорта углеводородного сырья и продуктов его первичной переработки. Соответственно сохраняет актуальность и всемерное повышение этих доходов. События середины 2010-х годов вновь подтвердили крайне ограниченное влияние на конъюнктуру мировых энергосырьевых рынков индивидуальных, а зачастую и коллективных действий развивающихся стран-экспортеров этой продукции, даже столь крупных, как Алжир. Поэтому двумя стратегическими направлениями, на которых возможно увеличить или хотя бы сохранить финансово-экономическую отдачу от нефтегазовых отраслей, остаются либо всемерное наращивание абсолютных масштабов производства и экспорта их продукции, либо (но желательнее одновременно) повышение отраслевых экспортных квот (т.е. долей экспорта в производстве). На первом направлении, как уже отмечалось выше, главной движущей силой служит привлечение иностранных инвестиций и вовлечение новых природных ресурсов в хозяйственный оборот; на втором - различные меры рационализации внутреннего энергопотребления, позволяющие максимально экономить углеводородное сырье и продукты как наиболее востребованные на внешнем рынке генераторы рентных доходов.

Отставание в развитии нефтегазовых добывающих отраслей за последние десять лет (с 2007 г.) и опережающий рост внутреннего потребления углеводородов относи-

По методологии МВФ и ВТО (Всемирная торговая организация, World Trade Organization), индекс качества экспорта предназначается в основном для измерения вклада в его структуру товаров, во-первых, с относительно большой «стоимостью, добавленной обработкой», и, во-вторых, с широким применением в производстве наиболее передовых, высоких технологий. (Подробнее см.: Christian Henn, Chris Papageorgiou, Nikola Spatafora. Export Quality in Developing Countries. IMF Working Paper WP/13/108, May 2013. http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2013/ wp13108.pdf; Christian Henn, Chris Papageorgiou, Nikola Spatafora. Export Quality in Advanced and Developing Economies: Evidence from a New Dataset. WTO Working Paper ERSD-2015-02, 20 February 2015. https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201502e. pdf) Например, в 2010 г. доля высокотехнологичных товаров в общей стоимости экспорта продукции обрабатывающей промышленности Алжира едва достигала десятых долей процента, тогда как Туниса и Марокко - 5-7%, а Республики Корея (высокоразвитой новой индустриальной страны) - 26-27%. (См. диаграмму в: Algeria. Selected Issues. IMF Country Report No. 14/342, December 2014. р. 27.)

тельно экспорта, а позже и обострение конкуренции наряду с падением с 2014 г. мировых цен на энергосырьевую продукцию вызвало огромные потери от недогрузки объектов экспортной инфраструктуры АНДР. Согласно оценкам экспертов Европейского союза, в 2013 г. Испания и Италия импортировали и переправили транзитом 25 млрд куб.м природного газа по трем трансконтинентальным (транссредиземноморским) газопроводам из Алжира [51], что означало использование менее половины их пропускной способности - 54 млрд куб.м в год. Экспорт алжирского СПГ в том же году составил 15 млрд куб.м при наличии действующих мощностей предприятий по сжижению газа, а также пропускной способности морских погрузочных терминалов не менее чем для 40 млрд куб.м. Следовательно, загрузка экспортного потенциала СПГ составила немногим выше трети - 37.5% [52]. В 2014 г. эти показатели удалось повысить лишь очень незначительно благодаря росту добычи природного газа на 4% после частичного восстановления производства на газовых промыслах Айн Аменас (In Amenas), которые в феврале 2013 г. подверглись массированной террористической атаке (с потерей 3 8 человек, учитывая только иностранный персонал) и были полностью выведены из строя [53].

В 2015-2016 гг. экспортный потенциал алжирской газовой промышленности продолжал функционировать на нижних границах технических возможностей. В 2015 г. после падения мировых цен на нефть ее конкурентоспособность повысилась относительно природного газа, поставляемого по долгосрочным контрактам, которые преобладают и в торговле АНДР этим сырьем. Цены в таких контрактах индексируются с помощью «корзин» из нескольких сортов нефти и нефтепродуктов, но поскольку индексация осуществляется с некоторым временным лагом, то понижение газовых цен отставало от нефтяных. Учитывая высокую степень взаимозаменяемости жидких и газообразных углеводородов в ряде сфер применения, особенно в электроэнергетике, поставщики природного газа по «длинным» контрактам в данной ситуации проигрывали не только поставщикам нефти на «сопредельном» энергосырьевом рынке, но и своим прямым конкурентам, торгующим газом по более «коротким» сделкам или на условиях поставок с непосредственной отгрузкой («спот»). В 2016 г. отрицательный эффект перечисленных факторов для Алжира постепенно начал ослабевать благодаря дешевеющему сырью в долгосрочных контрактах, но одновременно в марте произошел повторный ракетный обстрел террористами уже упомянутых промыслов Айн Аменас. И хотя эта позднейшая атака обошлась без жертв, она свидетельствовала о явно недостаточных мерах, принятых для охраны ключевых экономических объектов за прошедшие три года, и сопровождалась полной эвакуацией иностранных специалистов с промыслов. В результате только к середине 2016 г., похоже, удалось переломить спад в развитии газового экспорта из АНДР и восстановить повышательную тенденцию, прежде всего благодаря некоторому росту поставок в Италию и Испанию. Но все же это небольшое повышение ограничивалось в основном компенсацией предыдущих потерь [54]. Например, производственные мощности Айн Аменас - 9 млрд куб.м природного газа ежегодно - для полного восстановления потребовали почти трех с половиной лет от начала 2013 г. до июня 2016 года [55].

Более существенный прогресс ситуации специалисты министерства энергетики США прогнозируют только на среднесрочную перспективу, начиная с 2019 г. и позже. К тому времени ожидается ввод в строй (прежде всего на юго-западе АНДР) более десяти новых газовых промыслов, которые должны обеспечить рост производства так называемого «сухого природного газа» в стране по меньшей мере на 33%. Реализация этих отраслевых проектов уже откладывалась на несколько лет по сравнению с первоначальными контрольными сроками ввиду проволочек утверждения планов государственными инстанциями, трудностей привлечения иностранных партнеров, запаздывания в развитии инфраструктуры и технических проблем. Причем из перечисленных про-

блем привлечение зарубежных инвесторов, а также задержки строительства новой и/или модернизации действующей инфраструктуры почти не утратили актуальности и могут негативно повлиять на осуществление позднейших прогнозов [56].

Более рациональному использованию наличного инфраструктурного потенциала в алжирской газовой промышленности могло бы во многом способствовать освоение нетрадиционных ресурсов сланцевого газа. Однако эта задача оказалась сопряжена со сложнейшими экологическими и социально-политическими проблемами.

Обоснованные опасения жителей алжирской Сахары, ставшие причиной их протестов, а вскоре и массового экологического движения, - это прежде всего ускоренное истощение и/или загрязнение (химическое и/или радиоактивное) и без того чрезвычайно скудных поверхностных запасов пресной воды в регионе, а, возможно, и более обширных, но мало изученных ресурсов грунтовых вод. Именно практическое отсутствие пресноводных рек и водоемов, а также дефицит водных запасов в редких оазисах и известных подземных резервуарах, эксперты рассматривают главным препятствием на пути освоения ресурсов «нетрадиционных» углеводородов во всем североафриканском регионе. На современном уровне технико-экономического развития при разведке и разработке сланцевых месторождений велика угроза загрязнения запасов подземных вод. Все подготовительные и производственные операции являются чрезвычайно водоемкими. Причем использованная в них вода пока не поддается очистке и рециклированию, по мнению большинства экспертов, особенно экологов. Эти обстоятельства почти исключают повторение успехов североамериканской «сланцевой революции» в странах Северной Африки [57].

Появляются, правда, и альтернативные, более позитивные оценки научно-технических достижений в рассматриваемой области, а также менее категоричные оценки трудностей и более оптимистические прогнозы темпов внедрения технических усовершенствований. «Оптимисты», как правило, горячо защищают необходимость реализации пилотных промышленных проектов для ускорения прогресса в освоении сланцевых углеводородов. Подобные точки зрения преобладают, например, в публикациях алжирского отраслевого журнала Revue Algérienne de l'Energie [58]. Однако они не оказывают убедительного влияния на общественное мнение - ни национальное, ни международное.

Активисты-экологи Айн Салаха, где реализуется первый проект освоения сланцевого газа, напоминают, что западные транснациональные корпорации (Total, BP, Shell, ENI, Halliburton) предпочитают или бывают вынуждены осуществлять эти масштабные эксперименты за пределами своих стран базирования.

Гражданские активисты АНДР также акцентируют внимание на том, что в октябре 2013 г. французский конституционный суд утвердил ранее принятый законодательный запрет использовать технологии гидравлического разрыва пластов на территории Франции. Даже усилий мощного французского нефтегазового лобби, поддержанного к тому же во французском правительстве министром промышленности (среди прочих аргументов он ссылался на возможности создать много новых рабочих мест благодаря освоению сланцев), оказалось недостаточно для предотвращения упомянутого запрета. Так, крупнейшая французская профильная компания Total SA наряду с другими национальными и зарубежными фирмами лишилась ранее выданной лицензии на проведение разведочных работ на месторождениях Франции для подготовки развития сланцевой индустрии [59].

В АНДР гражданские протесты против создания этой отрасли очень быстро переросли из локальных в общенациональные. В 44-ю годовщину национализации алжирской нефтегазовой промышленности (24 февраля 2015 г.) они охватили уже не только сахарские, но и более северные районы и городские центры АНДР, включая ее столицу,

несмотря на сохраняющийся запрет проводить протестные акции в г. Алжир [60]. Затем активисты совершили очередную попытку блокировать базу американской корпорации Halliburton близ Айн Салаха вслед за сообщениями о доставке туда технологических химикатов 28 февраля 2015 года. Тогда же силы безопасности для разгона демонстрантов развернули операции с привлечением подразделений алжирской армии [61].

На фоне отсутствия продуктивного диалога между алжирскими властями, а также экологами и гражданским обществом в целом перспективы освоения «нетрадиционных» ресурсов углеводородного сырья в АНДР остаются неопределенными.

Отмеченные сложности расширения производства практически всех видов продукции нефтегазовой промышленности повышают актуальность экономии углеводородов для поддержания экспорта. Продолжающийся период относительно низких мировых цен на жидкое и газообразное топливо Алжир встретил с очень высоким удельным весом этих видов энергоносителей в национальном энергопотреблении. Особенно отчетливо выделяется эта тенденция в развитии электроэнергетики страны. В 2013 г. вклад теплоэлектростанций на газовом топливе в генерирование электроэнергии составил 93%. К тому времени в АНДР уже второй год действовала национальная программа развития «возобновляемой» и «гибридной» электроэнергетики, а также повышения энергоэффективности на 2011-2030 годы. Она сосредоточивалась на активном расширении использования преимущественно энергии солнца и в меньшей степени - ветра с целью довести их вклад в генерирование электричества от практически нулевого уровня до 40% в 2030 г.: солнечных электростанций до 37% и ветровых - 3%. Кроме того, предполагалось осуществление экспериментов и пилотных проектов развития электростанций, использующих энергию биомассы и геотермальных источников, а также проектов опреснения жесткой (слабоминерализованной) воды. Причем отмечалось, что даже в случае успешного достижения контрольных показателей программы, полное удовлетворение спроса на электроэнергию, который повышался среднегодовым темпом более 8% в 2008-2015 гг., а также других нужд производства и потребления вызовет необходимость дальнейшего роста использования природного газа, включая неэнергетическое (в основном газохимической промышленностью и металлургией) с фактического уровня 39.5 млрд куб.м в 2015 г. до 45 млрд куб.м в 2020 г. и 55 млрд куб.м в 2030 году [62].

В последние годы первоначальный вариант программы «возобновляемой» электроэнергетики подвергался довольно серьезным модификациям. Причем различные контрольные показатели менялись, как ни странно, в противоположных направлениях. Например, в начале 2015 г. были опубликованы планы довести установленные мощности солнечных и ветровых электростанций до 22000 МВт к 2030 г., что более чем в полтора раза превышает их показатель 14600 МВт к тому же сроку, опубликованный в 2011 году. Однако при полуторакратном увеличении использования возобновляемых источников энергии прогнозируется не более высокий, что было бы вполне логично, а наоборот, более низкий их вклад в генерирование электричества в 2030 г.: вместо 40% (по документу 2011 г.) всего 27% (по источникам 2015 г.) [63].

Подобное развитие событий можно оправдать единственным гипотетическим сценарием - резким ускорением роста общего потребления всех видов энергии, опережающим даже более активный ввод в строй солнечных и ветровых электростанций. Однако такое предположение противоречит «вторым частям» всех вариантов действующей энергетической программы - повышению эффективности энергопотребления и всемерной экономии энергозатрат. Уже ранний вариант 2011 г. предусматривал такие способы решения этих задач, как повышение качества термоизоляции зданий, использование более экономного электроосветительного оборудования, участие государства в инвестиционных затратах промышленных предприятий, способствующих внедрению энергосберегающих технологий и ряд других направлений энергоэффективного развития. В

более поздних вариантах все эти направления не только сохранены, но также во многом конкретизированы и детализированы. Например, в 2015 г. за счет энергосбережения предусматривалось снизить общее потребление энергии на 9% (прежде всего, в жилищно-коммунальном хозяйстве, инфраструктуре, на транспорте и в промышленности), а на период 2015-2030 гг. ее суммарная итоговая экономия предусмотрена объемом 63 млн т в нефтяном эквиваленте [64]. Наконец, с 2016 г. новым фактором энергосбережения должно стать постепенное сокращение государственного субсидирования топлива и энергии, возможно, вплоть до полного выравнивания внутренних цен на эти товары (пока одних из самых низких в мире) с ценами мирового рынка энергоносителей [65].

Источники

1. Devaux, Pascal. Egypt. Energy subsidies: a regional dilemma. http://economic-research.bnpparibas.com/Views/DisplayPublication.aspx?type=document&IdPdf=24529

2. Ibid.; Clarke, Kieran. Assessing Egypt's Energy Subsidy Reforms, p.1 // Energy Subsidy Country Update. August 2014 // International Institute for Sustainable Development. Global Subsidies Initiative. Geneva // https://www.iisd.org/GSI/sites/default/files/ffs_egypt_update_august_2014.pdf

3. Moerenhout, Tom. Energy pricing reforms in Egypt, p. 34 // MENA Energy Pricing Reforms. Oxford Energy Forum (OEF). Oxford Institute for Energy Studies, March 2017: Issue 108 // https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2017/04/0EF-108.pdf

4. Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. p. 3 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

5. Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy June 2016. Data Workbook -http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-workbook.xlsx

6. Там же.

7. Egypt buys 55 LNG cargoes via tender. // Reuters Middle East, October 12th, 2015 -https://en-maktoob.news.yahoo.com/egypt-buys-55-lng-cargoes-via-tender-150058257--sector.html

8. «Роснефть» начинает поставки СПГ в Египет. // Центр энергетической экспертизы, 5 мая 2016 - http://www.energy-experts.ru/news19363.html

9. Hegazy K. Egypt's Energy Sector: Regional Cooperation Outlook and Prospects of Furthering Engagement with the Energy Charter. Energy Charter Secretariat Knowledge Centre 2015, р. 4 -http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Occasional/Egypt_and_the_Charter.pdf; Egypt buys 55 LNG cargoes via tender. // Reuters Middle East, October 12th, 2015 - https://en-maktoob.news.yahoo.com/egypt-buys-55-lng-cargoes-via-tender-150058257--sector.html

10. Абрамова И.О., Фитуни Л.Л. Перспективы развития ТЭК Африки и интересы России //Азия и Африка сегодня. 2014. № 11 (688).с. 12; Abramova I.O., Fituni L.L. (2014). Perspektivy razvitiya TEK Afriki i interesy Rossii [Prospects for the development of the FEC of Africa and the interests of Russia] // Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 11 (688). р. 12

11. Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy... 2009, ...2010, ... 2013

12. BP Statistical Review of World Energy June 2015. Data Workbook -http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-workbook.xlsx; BP Statistical Review of World Energy June 2016. Data Workbook - http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-workbook.xlsx

13. Подробнее см.: Морозенская Е.В. (ред.) Экономическая инфраструктура стран Африки. М.: 2012. с. 98-99.

14. Там же, с. 101; Williams S. BG Group's Egypt Woes Continue. // The Wall Street Journal (WSJ). N.Y.: May 1, 2014 - http://online.wsj.com/article/SB10001424052702303678404579534 991692516198.html

15. Mitnick J. Israeli Offshore Natural Gas Is Headed to Egypt. - WSJ, May 6, 2014 -http://online.wsj.com/article/SB10001424052702303417104579545902477622762.html

16. Абрамова И. Глобальный экономический кризис и страны Африки // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 9. с. 90-98; Abramova I. (2009с) Global'nyy

ekonomicheskiy krizis i strany Afriki [Abramova I. Global economic crisis and African countries // World economy and international relations. 2009. № 9. р. 90-98 ]. // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World economy and international relations]. 2009. № 9. р. 90-98

17. Hegazy K. Egypt's Energy Sector: Regional Cooperation Outlook and Prospects of Furthering Engagement with the Energy Charter. Energy Charter Secretariat Knowledge Centre 2015, р. 2, 8 -http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Occasional/Egypt_and_the_Charter.pdf

18. Moerenhout, op. cit., pр. 34, 36

19. Рассчитано по: Egyptian Electricity Holding Company Annual Report 2008/2009. p. 9 // Arab Republic of Egypt. Ministry of Electricity and Renewable Energy - http://www.moee.gov.eg/ english_new/EEHC_Rep/2008-2009en.pdf

20. Рассчитано по: Egyptian Electricity Holding Company Annual Report 2011/2012. p. 9 -http://www.moee.gov.eg/english_new/EEHC_Rep/2011-2012.pdf

21. Рассчитано по: Egyptian Electricity Holding Company Annual Report 2013/2014. p. 9 -http://www.moee.gov.eg/english_new/EEHC_Rep/REP-EN2013-2014.pdf

22. Там же

23. Butler N. Egypt's looming energy crisis // The Financial Times. L., 2014, August 03 -http://blogs.ft.com/nick-butler/2014/08/03/egypts-looming-energy-crisis

24. Michael, Maggie. Power outage hits Egypt subway, TV stations. // Associated Press, Sep. 4, 2014 - http://bigstory.ap.org/article/power-outage-hits-cairo-subway-tv-stations

25. A powerhouse revives: The sector is recovering thanks to a more favourable economic climate. Egypt. Industry // Oxford Business Group. The Report: Egypt 2014 - http://www.oxford businessgroup.com/egypt-2014

26. Россия и Египет близки к окончанию согласования контракта по строительству АЭС в Эль-Дабаа // Центр энергетической экспертизы, 17 мая 2016 - http://www.energy-experts.ru/ news19432.html

27. В январе Россия начнет строить в Египте АЭС нового поколения // Центр энергетической экспертизы, 6 декабря 2015 - http://www.vesti.ru/doc.html?id=2695031

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Египет признал российское предложение по строительству АЭС самым лучшим с точки зрения безопасности и экономики // Центр энергетической экспертизы, 22 ноября 2015 -http://www.energy-experts.ru/comments 18193 .html

29. El-Tablawy, Tarek; El Wardany, Salma. El-Sisi Says Price Rises to Save Egypt From Debt Drowning // Bloomberg, July 7, 2014 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-07-06/el-sisi-says-price-rises-to-save-egypt-from-debt-drowning; Egypt subsidies cut much-needed 'bitter medicine': Sisi. // AFP, July 7, 2014 - https://www.yahoo.com/news/egypt-subsidies-cut-much-needed-bitter-medicine-sisi-181438235.html?ref=gs

30. A powerhouse revives: The sector is recovering thanks to a more favourable economic climate. Egypt. Industry // Oxford Business Group. The Report: Egypt 2014 - http://www.oxford businessgroup. com/egypt-2014

31. Moerenhout, op. cit., p. 36

32. Egypt's Economic Outlook - April 2017, p.2. World Bank // http://pubdocs.worldbank.org/ en/178901492266017397/Egypt-MEM2017-ENG.pdf

33. Sonatrach. The Algerian Oil and Gas Company. 2005, February. р. 20 - http://www.world energy.org/wec-geis/global/downloads/member_news/sonatrach.pdf.

34. См., например: Кукушкин В.Ю. Северная Африка: «арабская весна» и перспективы модернизации стран-экспортеров углеводородного сырья // Азия и Африка сегодня (далее АиАС). М., 2014, № 8. с. 19, 24, 25.

35. Yezza, Hicham. A toxic dependency: Algeria's love-hate relationship with its oil // openDemocracy, 12 March 2013 - https://www.opendemocracy.net/arab-awakening/hicham-yezza/ toxic-dependency-algeria%E2%80%99s-love-hate-relationship-with-its-oil

36. Joffe, George. Oil curse takes Algeria's economy to the brink // Al-Araby al-Jadeed, 28 August, 2015 - http://www.alaraby.co.uk/english/comment/2015/8/28/oil-curse-takes-algerias-economy-to-the-brink

37. См., например: Achy, Lahcen. On the Algerian Economy: A Widening Gap Between Resources and Achievements // Al-Hayat, November 12, 2013 - http://carnegie-mec.org/2013/ 11/12/on-algerian-economy-widening-gap-between-resources-and-achievements/guny, 2013, Novem-

ber 12; Achy L. The Price of Stability in Algeria. - http://carnegie-mec.org/2013/04/25/price-of-stability-in-algeria/g 1 cs

38. См., например: Ahmed, Masood. Oil price decline must hasten policy revision // The National. UAE.: May 5, 2015 - http://www.thenational.ae/opinion/comment/oil-price-decline-must-hasten-policy-revision; Algeria. 2016 Article IV Consultation - Press Release and Staff Report. IMF Country Report No. 16/127. Wash. (DC), May 2016. рр. 2, 3

39. Рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy June 2015 Workbook -http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/Energy-Economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-workbook.xlsx

40. Рассчитано по: Bilan énergetique national de l'année 2006. Ministère de l'énergie et des mines. Alger, Septembre 2007. рp. 13, 17, 18 - http://www.energy.gov.dz/fr/statistiques/ Bilan_ Energetique_National_%202006.pdf; Bilan énergetique national de l'année 2010..., Alger, édition

2011, pp. 10, 14, 15 // http://www.energy.gov.dz/fr/statistiques/Bilan_Energetique_National_ 2010_edition_2011.pdf; Bilan énergetique national de l'année 2014..., Alger, édition 2015.p. 7, 10, 11 - http://www.energy.gov.dz/francais/uploads/2016/Bilans_et_statistiques_du_secteur/Bilan_Energeti-que_National/Bilan_Energetique_National.pdf

41. Achy, Lahcen. On the Algerian Economy: A Widening Gap Between Resources and Achievements. - http://carnegie-mec.org/2013/11/12/on-algerian-economy-widening-gap-between-resources-and-achievements/guny, 2013, November 12

42. Joffe, George. The political roots of Algeria's corruption scandals // Al-Araby al-Jadeed, 18 April, 2015 - http://www.alaraby.co.uk/english/politics/2015/5/18/the-political-roots-of-algerias-corruption-scandals#sthash.UICoP4pa.dpuf

43. Yezza, Hicham. Op. cit.

44. Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. p. 4 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

45. Там же с. 1, 3

46. Chikhi L., Markey P. Oil revenues down, Algeria woos energy investors // Reuters, March 23, 2016 - http://news.yahoo.com/oil-revenues-down-algeria-woos-energy-investors-084737031-finance. html

47. Algeria. 2016 Article IV Consultation-Press Release and Staff Report. IMF Country Report No. 16/127, May 2016, p. 4

48. Algeria. Selected Issues. IMF Country Report No. 16/128, May 2016. р. 5.

49. Algeria. Selected Issues. IMF Country Report No. 14/342, December 2014. P. 23-28; Algeria shies away from growth amid political doubt // Thomson Reuters Zawya, 2013, June 20 -www.zawya.com/middle-east/countries/algeria/

50. Algeria. 2016 Article IV Consultation-Press Release and Staff Report. IMF Country Report No. 16/127, May 2016. р. 5

51. Морозенская Е.В. (ред.) Экономическая инфраструктура стран Африки. М.: ИАфр РАН,

2012. с. 91, 92, 97, 98.

52. Markey P., Chikhi L. Europe courts Algerian gas cooperation // Reuters, 24 May 2016 -https://www.yahoo.com/news/europe-courts-algerian-gas-cooperation-95013770.html?ref=gs

53. Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. рр. 10, 13-14 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

54. Gilblom, Kelly. Algeria's Depressed Gas Exports See Spring Surge on Price // Bloomberg, Updated on May 6, 2016 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-05-05/algeria-s-depressed-gas-exports-see-spring-surge-as-price-drops

55. Chikhi L., Markey P. Algeria's In Amenas gas plant due back at full capacity in June - source // Reuters - UK Focus, May 25, 2016 - https://uk.finance.yahoo.com/news/algerias-amenas-gas-plant-due- 154726697.html

56. Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. р. 10-12 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

57. Thompson, Neil. Investors eye Algeria's hydrocarbons with caution. // African Business Magazine, 5 May 2016 - http://africanbusinessmagazine.com/region/north-africa/investors-eye-algerias-hydrocarbons-caution/#sthash.C617vxLX.dpuf; Water Scarcity Will Hamper North African Shale Boom // MEES, 12 Sep 2014, Volume: 57 Issue: 37 - http://archives.mees.com/issues/

1547/articles/51899; Shale Protests Continue Apace in Algeria. // MEES, 06 Mar 2015, Volume: 58 Issue: 10 - http://archives.mees.com/issues/1572/articles/52503

58. L'extraction du gaz de schiste : L'avis des scientifques européens // Revue Algérienne de l'Énergie. Alger, No. 04, Avril-Mai 2015. рр. 34-37 - www.energy.gov.dz; Les études d'impact sur l'environnement. Un outil pour la préservation des ressources // Revue Algérienne de l'Énergie, N°01, Janvier 2015. рр. 30-34

59. Patel, Tara; Viscusi, Gregory. France's Fracking Ban 'Absolute' After Court Upholds Law // Bloomberg Business, October 11, 2013 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2013-10-11/fracking-ban-upheld-by-french-court-as-constitutional; France cements fracking ban. Last modified on Tuesday 7 April 2015 - http://www.theguardian.com/uk/environment/2013/oct/11/france-fracking-ban-shale-gas

60. Февральский документ оппозиции 2015 г. содержит подробное, аргументированное досье, включая видео, фотоматериалы и другие доказательства, что экологические нормативные акты уже были серьезно нарушены зарубежными партнерами Sonatrach к тому времени. Подробнее см.: Gaz de schiste en Algérie. Argumentation et documentation scientifique à l'attention de la société civile algérienne et aux habitants d'In Salah. - http://nofrackingfrance.fr/wp-content/uploads/2015/02/Gaz-de-schiste-en-Algérie-N0-Fracking-France .pdf

61. Lamri, Rachida. A question of sovereignty, justice and dignity: the people vs. the government on fracking in Algeria. - openDemocracy, 4 March 2015 - https://www.opendemocracy.net/arab-awakening/rachida-lamri/question-of-sovereignty-justice-and-dignity-people-vs-government-on-fracking

62. Расчеты и оценки по: Renewable Energy and Energy Efficiency Program. Ministry of Energy and Mines. Alger, March 2011. рр. 4-8; Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. рр. 10-12 - http://www.eia.gov/beta/international/ analysis.cfm?iso=DZA; Résultats Préliminaires des réalisations du secteur de l'Énergie à fin septembre 2015. La consommation nationale d'énergie en hausse de 7,5% // Revue Algérienne de l'Énergie, N°07, Novembre - Décembre 2015. рр. 28, 29; Premiers résultats du secteur pour l'année 2015 // Revue algérienne de l'Énergie, N°08, Janvier - Février 2016. рр. 32, 33.

63. Рассчитано по: Renewable Energy and Energy Efficiency Program. Ministry of Energy and Mines. Alger, March 2011. рр. 8, 9; Programme national de développement des énergies renouvelables et de l'efficacité énergétique à l'horizon 2030 actualisé // Revue Algérienne de l'Énergie, N° 02, Février 2015. р. 9; Le dispositif d'encouragement des énergies renouvelables // Revue Algérienne de l'Énergie, N°04, avril-mai 2015. рр. 40-43.

64. Renewable Energy and Energy Efficiency Program. Ministry of Energy and Mines. Alger, March 2011. рр. 14-16; Programme national de développement des énergies renouvelables et de l'efficacité énergétique à l'horizon 2030 actualisé // Revue Algérienne de l'Énergie, N° 02, Février 2015. р. 9

65. Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. р. 3 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

NORTH AFRICA AND THE MIDDLE EAST: FINANCIAL AND ECONOMIC REFORMS OF ENERGY IN THE 2010S

© 2017 Vladimir Kukushkin

KUKUSHKIN Vladimir Y., PhD, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 30/1 Spiridonovka Str., Moscow 123001, Russian Federation. kukushkin2003 @yahoo.com

Abstract. The author concentrates on the issues of energy production, consumption, foreign trade and public finance in Egypt and Algeria - the two North African states with the largest-scale economies and the biggest energy industries in the middle of 2010s.

The negative trends, which disrupted Egyptian energy balance in the first half of 2010-s have inevitably transformed ARE from an energy-exporting to an energy-importing country. Among their most important macroeconomic consequences have been the increasing foreign-trade deficits, deteriorating foreign accounts and financial positions in general. From the production point of view the principal way of solving Egyptian energy issues has become the adopted and implemented long-term strategy of the development of atomic electricity power-plants with the economic and technical support from Russia. From the consumption point of view, no less important for Egyptian energy strategy have become all the means of energy saving and more effective utilization, as well as the macroeconomic instruments: decisive, even harsh liberal market reforms including severe cuts in electricity andfuel subsidies since 2014.

So far as the principal problems of economic diversification for independent Algeria have been in the forefront of its national agenda for decades, yet the prospects of their solving are rather dim, the export revenues from hydrocarbons and their immediate derivatives remain almost the only viable source for financing development, social and most other government expenses for the foreseeable future. Naturally, all the ways and means of increasing these revenues are extremely important. The events of 2010s have once again confirmed the very limited influence of developing energy-exporting countries, even as big as Algeria, on the market conditions in the world energy and raw-materials trade, whether that influence relied on a single-state or organized collective activities, e.g. of OPEC members. That is why the country can only rely on two main strategic methods to support and/or increase the financial gains from its hydrocarbon resources: firstly, to increase their absolute volumes of production; secondly, (but better all at once) to raise the export quotas of the oil and gas industries (the shares of foreign sales in their total output). In the first case the principal driving force should be the attraction of foreign investments, as well as the involvement of new fossil-fuel resources into the economic activities. In the second case, the application of more rational models of energy production and consumption, which should allow maximum saving of hydrocarbons as the most marketable Algerian export products and generators of rental income. Since 2016, the implemented gradual cuts in the government subsidies on electricity, natural gas and oil products (up to that year among the highest in the world) are expected to become a new and very important factor of energy saving.

Keywords: socioeconomic transformations, liberal market reforms, restructuring of the energy sector, energy balance, energy subsidies, state budget reforms

References

A powerhouse revives: The sector is recovering thanks to a more favourable economic climate. Egypt. Industry. Oxford Business Group. The Report: Egypt 2014 - http://www.oxford businessgroup.com/egypt-2014

Abramova I.O., Fituni L.L. (2014). Perspektivy razvitiya TEK Afriki i interesy Rossii [Prospects for the development of the FEC of Africa and the interests of Russia] Aziya i Afrika segodnya. [Asia and Africa today]. № 11 (688). p. 12

Abramova I. (2009c) Global'nyy ekonomicheskiy krizis i strany Afriki [Global economic crisis and African countries] Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnyye otnosheniya. [World economy and international relations]. 2009. № 9. pp. 90-98

Achy, Lahcen. On the Algerian Economy: A Widening Gap Between Resources and Achievements // Al-Hayat, November 12, 2013 - http://carnegie-mec.org/2013/11/12/on-algerian-economy-widening-gap-between-resources-and-achievements/guny, 2013, November 12; Achy L. The Price of Stability in Algeria. - http://carnegie-mec.org/2013/04/25/price-of-stability-in-algeria/g1cs

Achy, Lahcen. On the Algerian Economy: A Widening Gap Between Resources and Achievements. - http://carnegie-mec.org/2013/11/12/on-algerian-economy-widening-gap-between-resources-and-achievements/guny, 2013, November 12

Ahmed, Masood. Oil price decline must hasten policy revision // The National. UAE.: May 5, 2015 - http://www.thenational.ae/opinion/comment/oil-price-decline-must-hasten-policy-revision; Algeria. 2016 Article IV Consultation - Press Release and Staff Report. IMF Country Report No. 16/127. Wash. (DC), May 2016. pp. 2, 3

Algeria. 2016 Article IV Consultation-Press Release and Staff Report. IMF Country Report No. 16/127, May 2016, p. 4

Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. p. 3 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. p. 4 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. pp. 10, 13-14 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. pp. 10-12 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA

Algeria. Selected Issues. IMF Country Report No. 14/342, December 2014. pp. 23-28; Algeria shies away from growth amid political doubt // Thomson Reuters Zawya, 2013, June 20 -www.zawya.com/middle-east/countries/algeria/

Algeria. Selected Issues. IMF Country Report No. 16/128, May 2016. p. 5. Algeria. 2016 Article IV Consultation-Press Release and Staff Report. IMF Country Report No. 16/127, May 2016. p. 5

Bilan énergetique national de l'année 2006. Ministère de l'énergie et des mines. Alger, Septembre 2007. P. 13, 17, 18 - http://www.energy.gov.dz/fr/statistiques/Bilan_Energetique_National_%202006. pdf; Bilan énergetique national de l'année 2010..., Alger, édition 2011, pp. 10, 14, 15 // http://www.energy.gov.dz/fr/statistiques/Bilan_Energetique_National_2010_edition_2011.pdf; Bilan énergetique national de l'année 2014..., Alger, édition 2015. pp. 7, 10, 11 -http://www.energy.gov.dz/ francais/uploads/2016/Bilans_et_statistiques_du_secteur/Bilan_Energetique_National/Bilan_Energetiq ue_National.pdf

BP Statistical Review of World Energy... 2009, ...2010, ... 2013.

BP Statistical Review of World Energy June 2015. Data Workbook - http://www.bp.com/ content/dam/bp/excel/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-workbook.xlsx; BP Statistical Review of World Energy June 2016. Data Workbook -http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-workbook.xlsx

BP Statistical Review of World Energy June 2016. Data Workbook - http://www.bp.com/ content/dam/bp/excel/energy-economics/statistical-review-2016/bp-statistical-review-of-world-energy-2016-workbook.xlsx

BP Statistical Review of World Energy June 2015 Workbook -http://www.bp.c0m/c ontent/dam/bp/excel/Energy-Economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-workbook.xlsx

Butler N. Egypt's looming energy crisis // The Financial Times. L., 2014, August 03 -http://blogs.ft.com/nick-butler/2014/08/03/egypts-looming-energy-crisis

Chikhi L., Markey P. Oil revenues down, Algeria woos energy investors // Reuters, March 23, 2016 - http://news.yahoo.com/oil-revenues-down-algeria-woos-energy-investors-084737031--finance. html

Chikhi L., Markey P. Algeria's In Amenas gas plant due back at full capacity in June - source // Reuters - UK Focus, May 25, 2016 - https://uk.finance.yahoo.com/news/algerias-amenas-gas-plant-due-154726697.html

Clarke, Kieran. Assessing Egypt's Energy Subsidy Reforms, p.1 // Energy Subsidy Country Update. August 2014 // International Institute for Sustainable Development. Global Subsidies Initiative. Geneva // https: //www. iisd.org/GSI/site s/default/file s/ffs_egypt_update_august_2014.pdf

Devaux, Pascal. Egypt. Energy subsidies: a regional dilemma. http://economic-research. bnpparibas.com/Views/DisplayPublication.aspx?type=document&IdPdf=24529

Egipet priznal rossijskoe predlozhenie po stroitel'stvu AJeS samym luchshim s tochki zrenija bezopasnosti i jekonomiki [Egypt recognized the Russian proposal for building the nuclear power plant the best in terms of security and economy] Centr jenergeticheskoj jekspertizy [Center for Energy Expertise] 22.11.2015 - http://www.energy-experts.ru/comments18193.html

Egypt buys 55 LNG cargoes via tender. // Reuters Middle East, October 12th, 2015 - https://en-maktoob.news.yahoo.com/egypt-buys-55-lng-cargoes-via-tender-150058257--sector.html

Egypt's Economic Outlook - April 2017, p.2. World Bank // http://pubdocs.worldbank. org/en/178901492266017397/Egypt-MEM2017-ENG.pdf

Egyptian Electricity Holding Company Annual Report 2008/2009. P. 9 // Arab Republic of Egypt. Ministry of Electricity and Renewable Energy - http://www.moee.gov.eg/english_new/EEHC_Rep/ 2008-2009en.pdf

El-Tablawy, Tarek; El Wardany, Salma. El-Sisi Says Price Rises to Save Egypt From Debt Drowning // Bloomberg, July 7, 2014 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2014-07-06/el-sisi-says-price-rises-to-save-egypt-from-debt-drowning; Egypt subsidies cut much-needed 'bitter medicine': Sisi. // AFP, July 7, 2014 - https://www.yahoo.com/news/egypt-subsidies-cut-much-needed-bitter-medicine-sisi-181438235.html?ref=gs

Gaz de schiste en Algérie. Argumentation et documentation scientifique à l'attention de la société civile algérienne et aux habitants d'In Salah. - http://nofrackingfrance.fr/wp-content/uploads/2015/02/ Gaz-de-schiste-en-Algérie-NO-Fracking-France.pdf

Gilblom, Kelly. Algeria's Depressed Gas Exports See Spring Surge on Price // Bloomberg, Updated on May 6, 2016 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-05-05/algeria-s-depressed-gas-exports-see-spring-surge-as-price-drops

Hegazy K. Egypt's Energy Sector: Regional Cooperation Outlook and Prospects of Furthering Engagement with the Energy Charter. Energy Charter Secretariat Knowledge Centre 2015, p. 4 -http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Occasional/Egypt_and_the_Charter.pdf ; Egypt buys 55 LNG cargoes via tender. // Reuters Middle East, October 12th, 2015 - https://en-maktoob.news.yahoo.com/egypt-buys-55-lng-cargoes-via-tender-150058257--sector.html

Hegazy K. Egypt's Energy Sector: Regional Cooperation Outlook and Prospects of Furthering Engagement with the Energy Charter. Energy Charter Secretariat Knowledge Centre 2015, pp. 2, 8 -http://www.energycharter.org/fileadmin/DocumentsMedia/Occasional/Egypt_and_the_Charter.pdf

Joffe, George. Oil curse takes Algeria's economy to the brink // Al-Araby al-Jadeed, 28 August, 2015 - http://www.alaraby.co.uk/english/comment/2015/8/28/oil-curse-takes-algerias-economy-to-the-brink

Joffe, George. The political roots of Algeria's corruption scandals // Al-Araby al-Jadeed, 18 April, 2015 - http://www.alaraby.co.uk/english/politics/2015/5/18/the-political-roots-of-algerias-corruption-scandals#sthash.UICoP4pa.dpuf

Kukushkin V.Ju. Severnaja Afrika: «arabskaja vesna» i perspektivy modernizacii stran-jeksporterov uglevodorodnogo syr'ja [North Africa: "Arab spring" and prospects for modernization of

the countries-exporters of hydrocarbon raw materials]. Azija i Afrika segodnja [Asia and Africa today] M., 2014, No. 8. pp. 19, 24, 25.

L'extraction du gaz de schiste : L'avis des scientifques européens // Revue Algérienne de l'Énergie. Alger, No. 04, Avril-Mai 2015. p. 34-37 - www.energy.gov.dz; Les études d'impact sur l'environnement. Un outil pour la préservation des ressources // Revue Algérienne de l'Énergie, N°01, Janvier 2015. pp. 30-34

Lamri, Rachida. A question of sovereignty, justice and dignity: the people vs. the government on fracking in Algeria. - openDemocracy, 4 March 2015 - https://www.opendemocracy.net/arab-awakening/rachida-lamri/question-of-sovereignty-justice-and-dignity-people-vs-government-on-fracking

Markey P., Chikhi L. Europe courts Algerian gas cooperation // Reuters, 24 May 2016 -https://www.yahoo.com/news/europe-courts-algerian-gas-cooperation-95013770.html?ref=gs

Michael, Maggie. Power outage hits Egypt subway, TV stations. // Associated Press, Sep. 4, 2014 - http://bigstory.ap.org/article/power-outage-hits-cairo-subway-tv-stations

Mitnick J. Israeli Offshore Natural Gas Is Headed to Egypt. - WSJ, May 6, 2014 -http://online.wsj.com/article/SB10001424052702303417104579545902477622762.html

Moerenhout, Tom. Energy pricing reforms in Egypt, p. 34 // MENA Energy Pricing Reforms. Oxford Energy Forum (OEF). Oxford Institute for Energy Studies, March 2017: Issue 108 // https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2017/04/OEF- 108.pdf Moerenhout, op. cit., pp. 34, 36

Morozenskaja E.V. (ed.) Jekonomicheskaja infrastruktura stran Afriki. [Economic infrastructure of African countries] M.: 2012. pp. 98-99.

Patel, Tara; Viscusi, Gregory. France's Fracking Ban 'Absolute' After Court Upholds Law // Bloomberg Business, October 11, 2013 - http://www.bloomberg.com/news/articles/2013-10-11/fracking-ban-upheld-by-french-court-as-constitutional; France cements fracking ban. Last modified on Tuesday 7 April 2015 - http://www.theguardian.com/uk/environment/2013/oct/11/france-fracking-ban-shale-gas

Renewable Energy and Energy Efficiency Program. Ministry of Energy and Mines. Alger, March 2011. P. 4-8; Algeria. Country Analysis Brief. US Energy Information Administration. Last Updated: March 11, 2016. pp. 10-12 - http://www.eia.gov/beta/international/analysis.cfm?iso=DZA; Résultats Préliminaires des réalisations du secteur de l'Énergie à fin septembre 2015. La consommation nationale d'énergie en hausse de 7,5 % // Revue Algérienne de l'Énergie, N°07, Novembre -Décembre 2015. pp. 28, 29; Premiers résultats du secteur pour l'année 2015 // Revue algérienne de l'Énergie, N°08, Janvier - Février 2016. pp. 32, 33.

Renewable Energy and Energy Efficiency Program. Ministry of Energy and Mines. Alger, March 2011. pp. 8, 9; Programme national de développement des énergies renouvelables et de l'efficacité énergétique à l'horizon 2030 actualisé // Revue Algérienne de l'Énergie, N° 02, Février 2015. P. 9; Le dispositif d'encouragement des énergies renouvelables // Revue Algérienne de l'Énergie, N°04, avril-mai 2015.pp.40-43.

Renewable Energy and Energy Efficiency Program. Ministry of Energy and Mines. Alger, March 2011. P. 14-16; Programme national de développement des énergies renouvelables et de l'efficacité énergétique à l'horizon 2030 actualisé // Revue Algérienne de l'Énergie, N° 02, Février 2015. p. 9

«Rosneft'» nachinaet postavki SPG v Egipet [Rosneft starts supplying LNG to Egypt] Centr jenergeticheskoj jekspertizy [Center for Energy Expertise], May 05, 2016 - http://www.energy-experts.ru/news19363 .html

Rossija i Egipet blizki k okonchaniju soglasovanija kontrakta po stroitel'stvu AJeS v Jel'-Dabaa [Russia and Egypt are close to the end of the agreement on the construction of the nuclear power plant in El-Dabaa] Centr jenergeticheskoj jekspertizy [Center for Energy Expertise] May 17, 2016 -http : //www.energy-experts.ru/news 19432 .html

Sonatrach. The Algerian Oil and Gas Company. 2005, February. p. 20 - http://www.worldenergy. org/wec-geis/global/downloads/member_news/sonatrach.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Thompson, Neil. Investors eye Algeria's hydrocarbons with caution. // African Business Magazine, 5 May 2016 - http://africanbusinessmagazine.com/region/north-africa/investors-eye-algerias-hydrocarbons-caution/#sthash.C617vxLX.dpuf; Water Scarcity Will Hamper North African Shale Boom // MEES, 12 Sep 2014,Volume: 57 Issue: 37 - http://archives.mees.com/ issues/1547/

articles/ 51899; Shale Protests Continue Apace in Algeria. // MEES, 06 Mar 2015, Volume: 58 Issue: 10 - http://archives.mees.com/issues/1572/articles/52503

V janvare Rossija nachnet stroit' v Egipte AJeS novogo pokolenija [In January, Russia will start building a new generation of nuclear power plants in Egypt] Centr jenergeticheskoj jekspertizy [Center for Energy Expertise] December 6, 2015 - http://www.vesti.ru/doc.html?id=2695031

Williams S. BG Group's Egypt Woes Continue. // The Wall Street Journal (WSJ). N.Y.: May 1, 2014 - http://online.wsj.com/article/SB10001424052702303678404579534991692516198.html

Yezza, Hicham. A toxic dependency: Algeria's love-hate relationship with its oil // openDemocracy, 12 March 2013 - https://www.opendemocracy.net/arab-awakening/hicham-yezza/toxic-dependency-algeria%E2%80%99s-love-hate-relationship-with-its-oil Yezza, Hicham. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.