Научная статья на тему 'Север Англии в "войне Роз"'

Север Англии в "войне Роз" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
107
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
XV ВЕК / XV CENTURY / СЕВЕР АНГЛИИ / NORTH OF ENGLAND / ВОЙНА РОЗ / THE WAR OF THE ROSES / РИЧАРД III / RICHARD III / ЙОРКИ / YORKIES / СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокина Т.Б.

В статье рассматриваются политические события в Англии времён «войны Роз» через призму северного региона. Такой подход позволяет увидеть скрытые механизмы многих явлений, традиционно остававшихся за рамками верхушечного противостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Север Англии в "войне Роз"»

Сорокина Т.Б. ©

Доцент, кандидат исторических наук, кафедра истории и обществознания, Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

СЕВЕР АНГЛИИ В «ВОЙНЕ РОЗ»

Аннотация

В статье рассматриваются политические события в Англии времён «войны Роз» через призму северного региона. Такой подход позволяет увидеть скрытые механизмы многих явлений, традиционно остававшихся за рамками верхушечного противостояния.

Ключевые слова: XV век, Север Англии, война Роз, Ричард III, Йорки, сепаратизм.

Keywords: XV century, The North of England, the war of the roses, Richard III, Yorkies, separatism.

В середине XV века в Англии разразился затяжной политический кризис, достигший наибольшей остроты в годы войны, которая получила в исторической науке одно из самых звучных и красивых названий - Алой и Белой розы. Многолетняя внутренняя борьба между феодальными группировками наложила отпечаток на развитие всего общественного организма и оказала влияние на всю последующую историю страны. Кризис вскрыл самые глубинные противоречия, накопившиеся в социально-политической сфере, обнажил этнические и локальные проблемы феодальной Англии. Страна на некоторое время оказалась в водовороте непрерывных военных столкновений, мятежей и распрей, которые задевали интересы самых различных слоев населения.

Во всём многообразии событий и явлений этого смутного периода проступают определённые закономерности и связи, которые необходимо выявить и объяснить.

При всём богатстве историографии по данной теме до сих пор не потеряла своей актуальности мысль, высказанная в начале XX века американским историком Д. Винстоном о том, что единственно правильный путь, который позволит создать точную картину «войны Роз» - детальное изучение борьбы магнатских партий в графствах [10, 5-7].

В отечественной историографии локальную методику активно развивали Е.А. Косминский [3], С.И. Архангельский [1], Д.М Петрушевский. В предисловии ко второму изданию своей известной работы «Восстание Уота Тайлера» Д.М. Петрушевский сформулировал мысль, достойную стать эпиграфом ко всем региональным и локальным исследованиям: «Интересы исторической науки, как науки об индивидуальном, о конкретном переплетаются здесь самым тесным образом с интересами ее как науки об общем, и изучение индивидуального явления английской социальной истории превращается в изучение процесса разложения феодального строя на западе Европы. Только сохраняя характер науки о конкретном, может историческая наука приходить к общим научным результатам. Только в индивидуальном, конкретном познаётся исторической наукой общее, а не каким-либо иным путём» [6, 4-5].

Английский Север - один из тех регионов, который сыграл весьма заметную роль в водовороте событий «войны Роз», более того, многие побудительные мотивы и импульсы многолетней борьбы в стране исходили именно оттуда.

В рассматриваемый период Север оставался наиболее бедной и отсталой частью страны. Природно-географические особенности этого региона не способствовали активному хозяйственному развитию северных графств, за исключением Йоркшира [2, 35]. Зато в общеполитической жизни Англии Север был одним из самых заметных центров на протяжении всей средневековой истории. Война с Шотландией, которая шла долгие годы с

© Сорокина Т.Б., 2016 г.

переменным успехом и разной степенью напряженности, превратила пограничные северные графства в настоящий военный плацдарм и одновременно базу для многочисленных воинских контингентов.

Подобная специфика выдвинула Север в ряд областей, нуждавшихся в повышенном внимании со стороны центральной власти. Организация системы обороны северных границ королевства тесно увязывалась с другой серьезной проблемой - преодоление сепаратизма местных магнатов и превращение их в союзников центра.

На протяжении всего рассматриваемого периода самыми влиятельными в северных графствах оставались два старейших клана - Перси и Невили, в руках которых соединились важнейшие военные, административные, а затем и судебные должности [8, 6]. Разумеется, для центральной власти в Лондоне плохие друзья в лице этих северных правителей были предпочтительнее самых хороших врагов. Именно по этому принципу старались строить свои отношения с северянами и Ланкастеры и Йорки, так как на иное рассчитывать не приходилось. Ситуацию осложняло давнее соперничество Перси и Невилей, которое приводило к частым кровавым столкновениям. В них принимали участие многочисленные вассалы с той и с другой стороны, ливрейные слуги, набранные по договору, и дворовые слуги. «Малые» северные войны стали неотъемлемым фоном всего многолетнего политического противостояния в Англии. Начавшийся в центре династический конфликт придавал определенную партийную направленность противоборствующим группировкам. Перси оказались на стороне ланкастерцев, а Невили - в рядах йоркистов. Однако подобное разграничение является весьма условным и не только в отношении северных феодалов. Верность тому или иному лагерю не являлась нравственным императивом для участников «войны роз», они, как правило, мало были озабочены судьбами Йорков и Ланкастеров и могли менять партии с изумительной готовностью.

В этой связи распространенное в литературе мнение о том, что Север в «войне Роз» отстаивал интересы ланкастерской династии, не соответствует действительности. Участие северных графств в этом конфликте было значительно более широким и далеко не столь однозначным. Политическая ориентация северных баронов и их вассалов проявлялась достаточно гибко в течение всего кризисного периода. В конце 50-х годов воинственный пыл джентльменов и йоменов северных графств разожгли деньги Маргариты Анжуйской, супруги Генриха VI, ее союзников и друзей, в том числе французского короля Людовика XI. Их активное участие в военных действиях 1459-1461 гг. на стороне ланкастерской партии объяснялось стремлением укрепить свои хозяйственные и политические позиции в рамках существовавшей тогда политической системы английского королевства. (Сепаратизм и лозунги за обособление северных территорий, характерные для первых десятилетий XV века на время отошли на второй план).

Следующий этап политической активности северян связан с именем Ричарда Йорка, младшего сына герцога Йорка, погибшего в борьбе со своими соперниками из ланкастерского королевского дома, поддерживаемого в тот период феодалами Севера. Подобная метаморфоза лишний раз подчеркивает неоднозначность политических и династических пристрастий северян.

Ричард Йорк, оставаясь более десяти лет королевским наместником на Севере, сумел завоевать к себе благосклонное отношение местных жителей. На этом этапе росту авторитета Ричарда среди северян способствовали его военные заслуги и щедрая финансовая политика [9,720]. Укрепляя свои позиции на Севере, он создал здесь мощную военную базу, вовлекая в ряды своих союзников воинственных северных феодалов [7]. Стремление противопоставить себя центральному правительству, несомненно, являлось тем связующим звеном, которое позволило объединить на время усилия сепаратистов Севера и амбициозного политического лидера. Могущественные магнаты рассматривали Ричарда в качестве своего ставленника и связывали с ним реализацию своих самых честолюбивых замыслов.

Захват Ричардом королевского трона сопровождался серией обманов, подкупов, убийств, а также политической агитацией с применением демагогии и политического

лицемерия, с непременной апелляцией к религии и морали [5]. Но главной опорной силой, благодаря которой оказался возможным произведенный государственный переворот, явились ополчения северных графств [9, 754-755]. Именно они и их руководители получили самые щедрые пожалования от нового короля. Оказавшись заложником интересов партии своих сторонников, узурпатор не мог проводить твердую политику, нацеленную на объединение государства и восстановление внутренних связей.

Раскол в лагере приверженцев Ричарда III обозначился, как только политический маятник начал склоняться в другую сторону. Самые близкие союзники из числа могущественных феодалов Севера предпочли занять выжидательную позицию. Развязка произошла в битве при Босворте, когда сам Ричарда III оказался жертвой политической беспринципности своих бывших друзей. Круг замкнулся: интриги, подкупы, предательства, с помощью которых Ричард сумел захватить королевский трон, породили новую цепь предательств и обманов, лишивших его и короны и жизни; северяне, которые помогли Ричарду прийти к власти, стали одной из причин его падения.

Битва при Босворте не поставила точку в затянувшемся политическом кризисе. Первые годы правления Генриха VII Тюдора прошли в непрерывной борьбе с мятежами, заговорами английских феодалов и народными волнениями [4]. Север Англии снова оказался в числе самых «неблагополучных» регионов страны. Большая часть общественно активных групп северян продолжала симпатизировать погибшему Ричарду III, тем более, что победители обрушили репрессии и конфискации, в первую очередь, на самых активных сподвижников бывшего короля - жителей северных графств.

Многолетний политический кризис привел к существенным изменениям в социальной структуре и устоявшейся общественной иерархии. По мере ослабления экономических позиций «старого» дворянства и физического истребления немалой части его представителей, а также благодаря политике выдвижения на государственные должности людей из непривилегированных слоев, которую активно начал проводить Эдуард IV и Ричард III, на верхние этажи политической элиты поднялись новые люди. Новая аристократия была тесно связана с джентри, которые в свою очередь, формировались за счет фермеров, торговцев и юристов. С другой стороны, произошло и «географическое» обновление правящего класса. При Ричарде III в первый и единственный раз в истории средневековой Англии северные феодалы оказались в положении политической элиты государства. Находясь в ближайшем окружении короля, они получали особые привилегии, но при этом не собирались отказываться от своих клановых и региональных интересов в угоду государственного единства и стабильности. Без большой натяжки можно утверждать, что северяне еще недостаточно воспринимали себя в этническом отношении частью английской нации, и соображения национального единства на этом этапе не играли для них первостепенной роли.

Литература

1. С.И. Архангельский - Локальный метод в исторической науке // Краеведение (Орган центрального бюро краеведения). - 1927. - №2. - С. 181-194; Он же. - Аграрное законодательство Великой английской революции. 1643-1648. В двух частях. М.-Л. 1935. - 303с.

2. В.А. Евсеев - Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново: ИвГУ, 1995.

- 157 с.

3. 3. Е.А. Косминский - Новые проблемы в аграрной истории Англии // Историк-марксист.

- 1925. - №2. - С. 257-262; Он же. - Исследования по аграрной истории Англии XIII в. М., 1947. - 484с.

4. Е.В. Кузнецов - Была ли битва при Босворте концом «войны Роз»? // Учёные записки Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Вып. 67. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1965. - С. 138-159.

5. Т. Мор - История короля Ричарда III // Томас Мор. Эпиграммы. История Ричарда III. М.: Наука, 1973. - 254 с.

6. Д.М. Петрушевский - Восстание Уота Тайлера. М., 1937. - 488 с.

7. Т.Б. Сорокина - Ричард III и Совет Севера // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. - 2015. - №10. - С. 30-36.

8. F.W. Brooks - The Council of the North / F. W. Brooks. L.: Historical Association. 1966. - 31p.

9. J. Stow - The Annales of England / J. Stow. L. 1631. - 1426 p.

10. J. E. Winston - English Towns in the Wars of the Roses. Princeton University Press, 1921. - 88p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.