Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ'

СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
42
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
противоборство / информационная война / информационная безопасность / доктрина информационной безопасности / информационное пространство / информационные ресурсы / confrontation / information warfare / information security / doctrine of information security / information space / information resources

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пеньков А.Д.

Статья посвящена проблеме информационного противоборства, часто называемого «сетевой войной». Рассматриваются вопросы возникновения самого понятия «информационная война», а также парадигма данного явления. Уделяется внимание теоретико-методологическим взглядам на данное понятие, способы влияния информационных войн на политическую ситуацию в различных ситуациях и странах. Затрагиваются военно-политические и теоретические аспекты современного состояния и возможностей дальнейшего развития практики информационных войн. Приводятся примеры усилий различных стран в области создания соответствующих инфраструктур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK WAR

The article deals with information warfare, often called "network war". Discusses the emergence of the concept of "information war", as well as the paradigm of this phenomenon. Focuses on the theoretical and methodological views on this concept, ways of impact of information wars on the political situation in different situations and countries. Addressed a military-political and theoretical aspects of the current state and possibilities of further development of the practice of information warfare. Examples of efforts of countries in creating appropriate infrastructures.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ»

УДК 355.01

Пеньков А.Д. студент 4 курса

факультет «Правовое Обеспечение Национальной Безопасности» Саратовская Государственная Юридическая Академия научный руководитель: Кузьмина Е.А.

преподаватель Россия, г. Саратов

СЕТЕВЫЕ ВОЙНЫ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме информационного противоборства, часто называемого «сетевой войной». Рассматриваются вопросы возникновения самого понятия «информационная война», а также парадигма данного явления. Уделяется внимание теоретико-методологическим взглядам на данное понятие, способы влияния информационных войн на политическую ситуацию в различных ситуациях и странах. Затрагиваются военно-политические и теоретические аспекты современного состояния и возможностей дальнейшего развития практики информационных войн. Приводятся примеры усилий различных стран в области создания соответствующих инфраструктур.

Ключевые слова: противоборство, информационная война, информационная безопасность, доктрина информационной безопасности, информационное пространство, информационные ресурсы.

Penkov A.D.

Student

4 course of the faculty "Legal National Security" Saratov State Academy Of Law Russia, Saratov Supervisor: Kuzmina E. A.

Teacher

NETWORK WAR

Abstract:

The article deals with information warfare, often called "network war". Discusses the emergence of the concept of "information war", as well as the paradigm of this phenomenon. Focuses on the theoretical and methodological views on this concept, ways of impact of information wars on the political situation in different situations and countries. Addressed a military-political and theoretical aspects of the current state and possibilities of further development of the practice of information warfare. Examples of efforts of countries in creating appropriate infrastructures.

Key words: confrontation, information warfare, information security, doctrine of information security, information space, information resources.

Для чего начинаются войны? Этот вопрос выглядит несколько странным: конечно же, чтобы добыть победу и одолеть противника. Но что такое победа? Полное и тотальное уничтожение врага? Так тоже не раз бывало в истории человечества, но жесткий геноцид - это, скорее, исключение, чем правило. Как правило, войну начинают для того, чтобы навязать противнику свою волю, заставить его отказаться от собственной идеологии, части своей свободы и принудить делать то, что необходимо вам. Любой военный конфликт - это акт вооруженного насилия, который преследует чисто политические цели.

Понятие информационной войны появилось всего лишь несколько десятилетий назад, но на самом деле, человечество научилось вести ее много тысяч лет назад. 5 Иногда такую войну еще называют психологической, и в широком смысле - это комплекс действий, направленных на изменение сознания вашего противника, внедрения в него нужных вам установок. Информационная война может вестись или непосредственно в ходе боевых действий, или же предшествовать им. Основная задача информационных войн в военное время - это деморализовать армию противника, сломить ее волю к сопротивлению, склонить к капитуляции. 6 Информационная война неразрывно связана с таким термином, как пропаганда.

Главным методом информационных войн является дезинформация. В разные времена ее доносили до врага самыми причудливыми способами - у кого насколько хватало таланта и фантазии. Типичный способ - это заброска лазутчика в стан противника. Но иногда использовали и более интересные варианты. В очередной раз разбив венгров, монголы захватили личную печать венгерского короля и начали от его имени печатать указы о прекращении сопротивления захватчикам. Затем их рассылали во все концы Венгрии.

Излюбленной технологией информационной войны в Средневековье было подстрекательство к мятежу части феодальной знати государства-противника.

Учитывая высокий авторитет, к ведению информационной войны в прошлом нередко подключали церковь. Так, например, во время войны 1812 году католик Наполеон был дважды предан анафеме московской православной церковью, о чем было объявлено российским подданным.7 Правда, между отлучениями он был награжден высшей наградой империи -орденом Андрея Первозванного.

С появлением книгопечатания и постепенного проникновения грамотности в широкие массы в информационной войне все чаще стали использовать печатное слово. 8 Так началась информационная война в СМИ. Типичным носителем пропаганды и дезинформации стала листовка, их

5 См.: Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: ИЦ Гарант, 2008, - 453 с.

6 См.: Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: ИЦ Гарант, 2008, - 453 с.

7 См.: Тоффлер Э. Третья волна. М.: Палея, 2007, - 458 с.

8 См.: Техника дезинформации и обмана. - М.: Слово, 2008, - 139 с.

разными способами доставляли до вражеских солдат или населения. В «промышленных» масштабах использование листовок началось во время Первой мировой войны. В этот же период основные участники конфликта создали специальные службы, которые занимались пропагандой.

23 июня 1941 года вышла первая передача вещательной корпорации Би-би-си на русском языке, Русская служба Би-би-си заработала в 1946 году. 7 февраля 1947 года радиостанция «Голос Америки» начала своё вещание на Советский Союз на русском языке. Позднее к ним присоединились «Радио Свобода», «Немецкая волна» и другие. Так началась эпоха информационных войн, заменивших все горячие войны в современном мире.

Главной целью этих радиостанций было формирование мышления и направление воли народов Советского Союза на необходимость ликвидации коммунистического режима.

В официальных инструкциях ставились цели:

■ сеять вражду между народами Советского Союза и народами других социалистических стран;

■ подрывать доверие к СССР, изображая Советское государство как «неоимпериалистическую» державу;

■ распространять дезинформацию, разжигать националистические чувства.

Также велась популяризация принципов «свободного мира»: свобода передвижения, слова и вероисповедания, отсутствие унижающей уравнительной системы и т.д.

Передачи отличались не только содержанием, но и стилистикой подачи материала. Мягкие, приятные голоса дикторов чередовались с музыкой, которую невозможно было услышать на союзных радиостанциях или купить в магазинах: Beatles, RollingStones, Элла Фитцджеральд...

Методы информационной войны различны и многообразны. Самым старым из известных является запугивание противника. 9 Например, персидский царь Ксеркс I перед тем как вторгнуться в Грецию, через своих агентов распространял слухи о непобедимости своего войска: «. если все персидские воины выстрелят из луков, то стрелы затмят солнце». Неплохо работала дезинформация о секретном оружии, от которого нет спасения. Так поступали Чингисхан и Ганнибал. Чтобы добиться покорности населения захваченных территорий, против него нередко устраивали тотальный террор, граничащий с геноцидом. Любая попытка сопротивления захватчикам подавлялась максимально кроваво и демонстративно. С помощью таких действий в сердца людей вселяли ужас и заставляли их отказаться от дальнейшей борьбы. Так обычно поступали монголы.

Одной из блестящих технологий информационной войны, которую вероломные англосаксы применяли против немцев, стала так называемая пропаганда ужасов. В самых известных газетах печатали полностью

' См.: Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М.: Знание, 2005, - 119 с.

выдуманные материалы о жестокостях и зверствах германских войск: насилии над монашками, казнях священников, жестоких убийствах пленных британских солдат. Типичным примером фейка того времени является история распятого канадского солдата.

В настоящее время современные информационные технологии вывели психологическую войну на абсолютно новый уровень. Компьютерные технологии практически стерли государственные границы, превратив планету в единое информационное поле. Современные средства массовой информации имеют такие возможности, что великие пропагандисты прошлого просто не могли подумать, что информационные войны достигнут такого пика. 10

Начиная с первой войны в Персидском заливе, западные страны (а сейчас и Россия) могут вести боевые действия просто в прямом эфире, в режиме онлайн. При этом современное телевидение не только способно давать искаженную информацию, оно может создавать новую реальность, весьма далекую от действительности. Действия собственных войск подаются с максимально позитивных ракурсов, противник всячески демонизируется. Подход мало изменился со времен Первой мировой войны, но инструментарий пропагандистов просто сказочно обогатился.

В ход идет все: «абсолютно правдивые репортажи» с места чудовищных и массовых злодеяний противника (с привлечением тщательно подобранных свидетелей, конечно), сокрытие важных фактов или погружение их в информационную шелуху. При этом само качество репортажей настолько реалистично, что не вызывает у зрителя никаких вопросов.

Одна из основных целей информационной войны - достижение полного доминирования в информационном пространстве. Противник просто не должен иметь возможность донести альтернативную точку зрения. Достигается этот результат разными средствами: полным контролем над СМИ, которые работают в зоне боевых действий, или военными методами. Ретранслятор или телецентр можно просто разбомбить, как это делали американцы в Югославии.

Информационное противоборство присутствует практические во всех сферах нашей жизни: духовной, политической, дипломатической, финансовой, экономической, организационно-управленческой, военной, воздушно-космической, медико-биологической, коммуникационной. 11 Вот примеры некоторых из них:

В военной сфере - вооруженный конфликт на Кавказе в августе 2008 года, 14 августа телеканал Евроньюс показывает телезрителям европейских стран и России кадры разрушенного Цхинвала после бомбардировок грузинской авиацией. Однако в титрах сообщается, что это город Гори,

10 См.: Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. М.: Слово, 2008, - 234 с.

11 См.: Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Наука, 2008, - 235 с.

который якобы уничтожен после бомбардировок России. Наиболее характерный пример информационной войны - подмена фактов. Таких примеров в ходе этого вооруженного конфликта было очень много.

В финансово-экономической сфере - борьба доллара с другими международными валютами, которая наиболее активно развивается в последнее время. Задача - сохранить доллар в качестве главной мировой валюты, который ничем не подкреплен, и заставить валюты других стран снизить свою покупательную способность. Если рассматривать в этом контексте события на Ближнем Востоке, то, конечно, в рамках информационной войны, это удар, прежде всего, по Европе, потому что из Ливии только 300 тысяч беженцев устремилось на Запад, а из Туниса около 500 тысяч человек. Попадая в страны Европейского Союза, беженцы сразу получают определенные социальные гарантии, карточки, деньги для этих полутора миллионов человек не предусмотрены. Таким образом наносится колоссальный удар по экономикам трех стран: Франции, Германии и Италии (страны, куда активно направляются беженцы). Не случайно итальянское руководство обратилось к руководству ЕС с призывом о помощи, потому как поток беженцев хлынул именно на территорию Италии. Это и есть особый прием информационной войны.

В дипломатической сфере - пример острого политического противоборства - великолепные действия нашего представителя в ООН Чуркина Виталия в ходе событий в августе 2008 года, где он блестяще провел операцию и, с моей точки зрения, выиграл.

В политической сфере мне бы хотелось отметить выборы. Этой теме посвящена моя книга "Информационная война и выборы". Все, что происходило на территории Украины, Грузии и ряда других республик в начале XXI века, с моей точки зрения, были не способы легитимного выражения воли народа, а проведение специальных информационно-наступательных операций с целью приведения к власти сил, действующих в интересах "заокеанских спонсоров".

Информационная война может проводиться в узком или широком диапазонах. В узком диапазоне означает то, что война проводится в одной из сфер: военной, политической, финансово-экономической или дипломатической. А в широком понимании - когда она проводится во всем диапазоне 4 главных основных сфер деятельности, а также в других, например, в инновационной сфере (когда из России производится вывоз интеллектуального капитала - "выкачка мозгов". Самые лучшие специалисты, ученые из России уезжают за границу и работают в Силиконовой долине или в Шанхае (там сейчас около 30 тысяч российских специалистов), где получают 3-5 тысяч долларов в месяц в то время, как в собственной-стране им предлагают менее одной тысячи).

В чем принципиальная разница информационных войн от Трои (около 3000 лет назад) до господина Ассанжа, который использовал новый элемент ведения информационной войны XXI века с помощью не только сети

интернет, но и других информационных технологий. 12 Хотелось бы обратить внимание, что содержание практически не изменилось: слухи, дезинформация, искажение фактов - все это присутствует. Но способы доведения информации кардинально отличаются. На сегодняшний день создана глобальная информационная среда, так, в Китае зарегистрировано около 468 млн пользователей сети интернет, в России - около 50 млн пользователей. Практически за долю секунды информация любого содержания, как положительного, так и отрицательного появляется в этом глобальном поле. Возникает вопрос, как на эту информацию реагировать, как с ней обращаться, чтобы защитить свои национальные интересы?

Хорошим примером, на котором можно показать роль информационной войны в современном мире, являются первая и вторая чеченские кампании. Первую войну на Северном Кавказе в информационном плане Россия проиграла, что называется «в одни ворота». Именно поэтому этот конфликт для большинства россиян является символом позора, предательства, абсолютно бессмысленных жертв и страданий, слабости страны и армии.

Вторая чеченская война освещалась в российских СМИ совсем по-другому. Доступ журналистов в зону конфликта был предельно ограничен, информация контролировалась. Под жесткий бан попали любые интервью с сепаратистами, теперь основные российские СМИ транслировали только точку зрения федерального центра. Что до визуального компонента репортажей, то из него полностью пропали кадры раненых и убитых российских солдат и сожженной бронетехники.

Пример чеченских войн четко показывает самую суть информационной войны: не важно, что происходит на самом деле, главное, какую картинку видит обыватель на телеэкране.

С не меньшим успехом современные СМИ можно использовать для манипулирования собственным населением, чем с удовольствием пользуются существующие ныне авторитарные режимы. 13 Сегодня не нужно организовывать концлагеря для оппозиции, проводить аресты несогласных или жечь книги на площадях. Для обеспечения власти достаточно просто контролировать основные средства массовой информации. Как показывает практика, этого хватает, чтобы внушить обществу практически любые установки.

Современные информационные войны ведутся не только государствами, но и крупными корпорациями, общественными организациями, религиозными сектами и даже частными лицами.

В последние десятилетия в информационную войну активно включились и различные террористические организации, прежде всего мусульманские. ИГИЛ (запрещенный в России) очень грамотно использует

12 См.: Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Наука, 2008, - 235 с.

13 См.: Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Наука, 2006, - 154 с.

интернет для ведения пропаганды и вербовки новых членов. Кроме обычной агитации (статьи, видеоролики, подача новостей в нужном для себя ключе), игиловцы весьма умело работают в социальных сетях, привлекая для этой работы профессиональных психологов.

Что может Россия сегодня противопоставить тому мощному потоку информации, который льётся в наши звуковые уши и дезориентирует, сбивает с нашего ментального пути?

Можно пытаться фильтровать интернет, заняться выпуском своих процессоров и программного обеспечения. Создать свои кибер-войска и улучшить техническое оснащение служб безопасности госучреждений. С сильнейшими, но, к сожалению, пока не очень популярными докладами на тему информационных войн в современном мире выступает российский специалист в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов. Как обезопасить себя от информационного воздействия? Здесь необходимо упомянуть Александра Невского - великого русского князя, гения информационной войны. Он провозгласил, на мой взгляд, великолепную формулу ведения информационной войны: кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.

В информационной войне мы должны иметь четкий щит - это Федеральное законодательство, Доктрина об информационной безопасности, защита собственного информационного пространства правовыми, организационными и техническими средствами. Но одновременно должен быть и острый меч, который бы поражал нашего противника. Информационная война - это борьба двух щитов и двух мечей. В нашей стране должен быть крепкий щит и острый информационный меч, а между ними должно быть пространство интеллекта - анализ. Это три составные части информационной войны - воздействие, анализ и противодействие.

Сегодня, как никогда, России и всему многонациональному русскому народу важно не только понимать и чтить свою историю, но и разобраться, почему раз за разом между нами и Западом возникают конфликты и натяжение. Возможно, таким образом удастся избежать повторения самой большой трагедии человечества - Мировой Войны.

Использованные источники:

1. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М.: Знание, 2005, - 119 с.

2. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М.: Наука, 2007, - 256 с.

3. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Наука, 2006, - 154 с.

4. Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. М.: Слово, 2008, - 234 с.

5. Малькова Т.В. Массы. Элита. Лидер. М.: Яуар, 2006, - 232 с.

6. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: ИЦ Гарант, 2008, - 453 с.

7. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Наука, 2008, - 235 с.

8. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Палея, 2007, - 458 с.

9. Танскотт Д. Электронно-цифровое общество. Плюсы и минусы сетевого интеллекта. М.: Прогресс, 2006, - 673 с.

10. Техника дезинформации и обмана. - М.: Слово, 2008, - 139 с.

11. Фирсов Б. Телевидение глазами социолога. - М. Слово, 2008, - 418 с.

УДК 34

Прилепина Д.И. студент 4 курса факультет «Юридический» Зверева Н.А. студент 4 курса факультет «Юридический» Оренбургский государственный университет научный руководитель: Журкина О.В., к.ю.н.

доцент Россия, г. Оренбург

ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ В ТАМОЖЕННОМ ПРАВЕ Аннотация: Статья посвящена использованию электронной цифровой подписи в таможенной сфере. В статье рассматривается процесс получения электронной цифровой подписи, ее виды. А также выясняется актуальность электронной подписи и проблемы ее применения при таможенном декларировании. В работе используются статистические данные, полученные в результате исследования данного вопроса.

Ключевые слова: таможенное право, электронная цифровая подпись, таможенное регулирование, таможенное декларирование, таможенные органы, квалифицированная электронная подпись.

Prilepina D. student

4 course, faculty of ""Law" Orenburg state University Russia, Orenburg Zvereva N. student

4 course, faculty of ""Law" Orenburg state University Russia, Orenburg Scientific supervisor: O. Zhurkina K. Yu.N., associate Professor DIGITAL SIGNATURE IN CUSTOMS LAW Abstract: the Article is devoted to the use of electronic digital signature in the field of customs. The article discusses the process of obtaining digital signature and its types. And it turns out the relevance of electronic signature and its use for customs Declaration. We use statistical data obtained in the study of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.