Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазитов М.Р., Бельская Е.Е., Соловьева Э.И., Ганеев К.А.

Для эффективной работы сотрудников необходимо грамотно наладить внутреннюю коммуникацию. На сегодняшний день десятки компаний предоставляют разные сетевые средства внутренней коммуникации, однако не все из них подходят для медицинской организации.Цель исследования - изучить сетевые средства внутренней коммуникации в медицинской организации.Материалы и методы. Проведён анализ и систематизация всех электронных средств внутренней коммуникации, их преимущества и недостатки. Представлены определения и виды коммуникационных сетей и коммуникационного менеджмента. Описаны правила безопасности персональных данных при использовании сетевых средств коммуникации. Проведено анкетирование сотрудников для выявления основных используемых средств внутренней коммуникации, а также удовлетворенность от них на базе Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21». По результатам опроса проведен SWOT-анализ.Результаты. В исследовании приняли участие 85 сотрудников. Оно показало, что основными используемыми средствами электронной внутренней коммуникации являются мессенджер WhatsApp и система электронного документооборота. Мессенджером WhatsApp значительной части сотрудников неудобно пользоваться, также наблюдается слишком много рабочих чатов и сообщений в них. Системой электронного документооборота сотрудники пользуются нечасто, и есть значительная часть пользователей, которой не нравится им пользоваться.Выводы. Одной из самых удобных средств внутренней сетевой коммуникации является корпоративная социальная сеть, которая, однако, тяжела во внедрении и дорога по затратам. Более доступным средством внутренней коммуникации является мессенджер Telegram.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK FACILITIES OF INTERNAL COMMUNICATION OF A MEDICAL ORGANIZATION

For the effective work of employees, it is necessary to competently establish internal communication. To date, dozens of companies provide various network means of internal communication, but not all of them are suitable for a medical organization.Purpose of the study is to study the network means of internal communication in a medical organization.Materials and methods. Network facilities of internal communication, their advantages and disadvantages were analyzed and systematized in the article. The definitions, types of communication networks and communication management are presented. The rules for the security of personal data when using network communication tools are described. A survey of employees was carried out to identify the main facilities of internal communication used, as well as satisfaction from them on the basis of the State Autonomous Healthcare Institution “City Polyclinic No. 21”. A SWOT based on the survey results analysis was carried out.Results. 85 employees participated in the study. It showed that the main facilities of electronic internal communication used are the WhatsApp messenger and the electronic document management system. WhatsApp isn’t convenient for a significant part of employees to use, also there are too many working chats and messages in this messenger. Employees don’t often use the electronic document management system and there is a significant part of users who don’t like using it.Findings. One of the most convenient facilities of internal network communication is a corporate social network, which, however, is difficult to implement and expensive in terms of costs. A more accessible means of internal communication is the Telegram messenger.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-85-94 УДК: 614.2

СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА ВНУТРЕННЕЙ КОММУНИКАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

М.Р. Мазитова, Е.Е. Бельскаяь, Э.И. Соловьева0, К.А. ГанееваИ

а, ь, с, d ГАУЗ «Городская поликлиника № 21» г. Казань, Россия; b ГБОУ ДПО КГМА, г. Казань, Россия. d https://orcid.org/0000-0002-9574-7574

И Автор для корреспонденции: Ганеев К.А.

АННОТАЦИЯ

Для эффективной работы сотрудников необходимо грамотно наладить внутреннюю коммуникацию. На сегодняшний день десятки компаний предоставляют разные сетевые средства внутренней коммуникации, однако не все из них подходят для медицинской организации.

Цель исследования — изучить сетевые средства внутренней коммуникации в медицинской организации. Материалы и методы. Проведён анализ и систематизация всех электронных средств внутренней коммуникации, их преимущества и недостатки. Представлены определения и виды коммуникационных сетей и коммуникационного менеджмента. Описаны правила безопасности персональных данных при использовании сетевых средств коммуникации. Проведено анкетирование сотрудников для выявления основных используемых средств внутренней коммуникации, а также удовлетворенность от них на базе Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21». По результатам опроса проведен SWOT-анализ.

Результаты. В исследовании приняли участие 85 сотрудников. Оно показало, что основными используемыми средствами электронной внутренней коммуникации являются мессенджер WhatsApp и система электронного документооборота. Мес-сенджером WhatsApp значительной части сотрудников неудобно пользоваться, также наблюдается слишком много рабочих чатов и сообщений в них. Системой электронного документооборота сотрудники пользуются нечасто, и есть значительная часть пользователей, которой не нравится им пользоваться.

Выводы. Одной из самых удобных средств внутренней сетевой коммуникации является корпоративная социальная сеть, которая, однако, тяжела во внедрении и дорога по затратам. Более доступным средством внутренней коммуникации является мессенджер Telegram.

Ключевые слова: организация здравоохранения, информатизация здравоохранения, менеджмент, система коммуникации, коммуникационный менеджмент, информационное пространство, коммуникационные сети, повышение эффективности работы медицинской организации, коммуникационная безопасность, система менеджмента качества.

Для цитирования: Мазитов М.Р., Бельская Е.Е, Соловьева Э.И., Ганеев К.А. Сетевые средства внутренней коммуникации медицинской организации // Менеджер здравоохранения. 2022; 2: 85-94. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-85-94.

Введение

последние годы в системе здравоохранения все больше ценит, ся умение руководителей медицинских организаций достигать взаимопонимания и сотрудничества как во внутренней среде, так и с внешними структурами. Однако практически нет организаций, в которых отсутствуют коммуникационные проблемы и необходимость в их профессиональном разрешении. Коммуникационные проблемы напрямую связаны с коммуникационными потребностями организации.

К коммуникационным потребностям организации могут быть отнесены как потребности в информации, так и собственные коммуникационные потребности, т.е. потребности в общении и в эффективной обратной связи. Увеличение объемов поступающей информации, средств и возможностей ее получения обусловливают потребность в коммуникационном менеджменте.

Новизна данной работы состоит в применении методов библи-ометрического анализа процессов коммуникаций в медицинских

© Мазитов М.Р, Бельская Е.Е, Соловьева Э.И, Ганеев К.А., 2022 г.

•КС

№2 Manager

2022 ZdrevoochrBnenie ,

'Менеджер

здравоохранения

организациях, благодаря чему выполняется работа по выявлению и формулированию тенденций развития коммуникаций.

Насколько удалось выяснить, попыток подобной систематизации источников в сфере менеджмента в здравоохранении ранее почти не предпринималось, в силу чего подобная работа представляется действительно актуальной и востребованной.

В данной статье мы рассмотрим разные сетевые средства внутренних коммуникаций, рассмотрим плюсы и минусы каждого из них и подберем наиболее подходящие варианты для использования в медицинской организации.

Изучение процессов предоставления медицинской помощи пациентам невозможно без анализа организационной структуры и модели внутрикомму-никативных сетей организации.

Основная задача руководителей любой организации заключается в сборе и анализе информации, планировании, координации работы и управлении исполнителями этой работы [1]. Эффективная деятельность медицинской организации зависит от её организационной структуры, коммуникационного менеджмента и действующей системы менеджмента качества (СМК).

Менеджмент качества предполагает наличие входа - это требования потребителей как внешних, так и внутренних. На выходе стабильно работающая СМК должна удовлетворить потребителей действующей системой. Наибольшая удовлетворённость пациентов как потребителей достигается, только если все организационные структуры медицинской организации способны максимально эффективно обмениваться данными между собой.

Коммуникационный менеджмент - система управления, которая посредством встроенной коммуникации служит инструментом для достижения максимальной эффективности по всем направлениям развития организации. Политика коммуникационного менеджмента в организации - это грамотный выбор и формирование оптимальных каналов коммуникации руководителем. Руководитель организации, используя коммуникационный менеджмент, развивает следующие направления: выбирает и формирует стратегии эффективности, организационную культуру и оптимальные каналы коммуникации [2].

Коммуникативные сети - это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникативные сети делятся на

централизованные, где руководитель сам управляет и контролирует коммуникативные процессы, и децентрализованные, где коммуникативные процессы распределены и управляются равномерно всеми сотрудниками. Коммуникационные сети объединяют в одно целое все формальные и неформальные, дублирующие и дополняющие друг друга коммуникационные каналы управленческих элементов.

Выделяют три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. Открытые коммуникационные сети характеризуются тем, что движение информации может быть прервано, так как она попадает в тупик, замкнутые коммуникационные сети - отсутствуют тупики для движения информации, или их можно обогнуть, и комбинированные, которые сочетают в себе оба вида построения и характерны больше для крупных многоуровневых организаций.

В медицинских организациях коммуникационные сети по замкнутому типу и коммуникационные каналы возможны на всех уровнях управленческой структуры [3].

Также следует отметить тот факт, что в соответствии с 152 ФЗ «О персональных данных», запрещено предоставлять и распространять персональные данные третьим лицам без согласия пациента, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Вследствие этого персоналу медицинской организации не следует отправлять персональные данные пациентов в сетевых средствах внутренней коммуникации, которые не способны защитить эти данные.

Для увеличения безопасности персональных данных пациентов при использовании сетевых средств внутренней коммуникации можно провести следующие улучшения:

1. Передавать информацию о пациенте в анонимном или шифрованном виде.

2. Использовать двойную идентификацию.

3. Удалять информацию о пациенте сразу после окончания её обработки в канале связи сетевого средства внутренней коммуникации и у отправителя, и у получателя.

4. Разработать и внедрить правила по обеспечению безопасности использования персональных данных пациентов в этический корпоративный кодекс и в политику конфиденциальности медицинской организации.

Уже давно большинство организаций завели собственные официальные сайты, аккаунты в социальных сетях (Вконтакте, Instаgrаm и т. п.) и многое

Менеджер

здравоохранения /

Мападег №2

2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2022

другое. Но все эти средства предназначены только для коммуникации организации с внешней средой.

В настоящий момент стоит задача, как использовать развитие и улучшение электронных средств внутренней коммуникации, как с их помощью обеспечить эффективную связь структур организации и её работников между собой, а также оптимизировать рабочие процессы.

В современный век массовой цифровизации виды внутренних коммуникаций в виде рабочих совещаний, вербального общения и телефонных переговоров уже давно ушли на второй план. Вместо них для общения и связи между сотрудниками пришли электронная почта и почтовые сервисы, мессен-джеры и система электронного документооборота, интранеты, корпоративные порталы и корпоративные социальные сети.

1. Электронная почта и почтовые сервисы

Электронная почта (e-mail) - один из электронных коммуникационных сервисов Интернета, ранее самый популярный и эффективный из них. Электронная почта похожа на обычную по принципу работы и функционалу, в ней используются те же термины, такие как «письмо», «почтовый ящик», «доставка» и другие.

Пользователь отправляет письмо в виде обычного текста с возможностью прикрепления различных файлов, адресат получает его на свой почтовый ящик и просматривает полученное письмо, когда ему удобно [4].

В электронном письме можно указать тему письма, чтобы получатель был в курсе о чем в нем идет речь [5].

Достоинствами электронной почты являются:

1. скорость отправки и простота эксплуатации;

2. доступность использования;

3. универсальность форматов писем и вложений;

4. бесплатное пользование;

5. надежность.

Недостатками электронной почты являются:

1. получение спама и спам-атаки на почтовый ящик;

2. традиционная структура письма (приветствие, текст письма, подпись, контактные данные);

3. утечка информации;

4. распространение через вложенные файлы вредоносных программ;

5. невозможность возврата писем после их отправки;

6. отсутствие гарантий правильности отправки;

7. однопотоковость и, как следствие, невозможность общаться с группой людей в виде чата;

8. отсутствие интеграции с почтовой службой других компаний;

9. отсутствие какого-либо другого функционала.

2. Мессенджеры

Мессенджер - это программа для мгновенного обмена сообщениями в режиме реального времени между собеседником или группой собеседников.

Достоинствами мессенджеров являются [6, 7]:

1. возможность организовать групповые чаты;

2. присутствие у большинства мессенджеров аудио- и видеосвязи;

3. удобство использования и простота интерфейса;

4. возможность обмена файлами;

5. бесплатное пользование;

6. кроссплатформенность и веб-версии;

7. возможность настройки чат-ботов для упрощения получения и обмена информацией.

Недостатками мессенджеров являются [6, 7]:

1. необходимость установки приложения;

2. ошибки в выборе получателя;

3. некоторые мессенджеры недостаточно защищены;

4. общение проходит в неформальном стиле и оформлении.

Первый распространённый и популярный мессенджер в мире - это ICQ, появившийся в 1996 г. Со временем его вытеснили Skype (появился в 2003 г.), WhatsApp (2009 г.), Viber (2010 г.), Telegram (2013 г.).

Skype перестал быть популярным из-за того, что в нем есть только шифрование данных при их передаче, а также из-за плохого обеспечения целостности каналов связи. Также в адрес мессенджера звучали обвинения в содействии правительственному шпионажу.

WhatsApp, принадлежащий компании Facebook, остается самым популярным мессенджером среди россиян по итогам 2020-го - начала 2021 года [8]. Число пользователей, которые хотя бы один раз воспользовались мессенджером в августе 2020, составило 70,6 млн. человек [9]. Однако WhatsApp в течение времени теряет активных пользователей. Это связанно с тем, что в нем присутствует слабая защита данных, фактически нет системы шифрования, а также в связи с изменениями в пользовательском соглашении и политике конфиденциальности мессенджер будет передавать пользовательские данные компании Facebook.

Viber потерял свою популярность из-за того, что долгое время данные пользователей, находящиеся

С

#хс

№2 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

на серверах компании, и обмен контентом не были зашифрованы.

Telegram же с каждым днем набирает популярность из-за наличия сверхзащищённого протокола шифрования, большому, по сравнению с конкурентами, функционалу, возможности создания чатов с возможностью самоуничтожения контента.

На сегодняшний день Whatsapp и Telegram являются в России лидерами по использованию чатов и отправки контента (52% и 44% соответственно).

Достоинства и недостатки вышеперечисленных мессенджеров представлены в таблице 1.

3. Система электронного документооборота, интранеты, корпоративные порталы и корпоративные социальные сети

Система электронного документооборота (СЭД) - программное обеспечение, позволяющее работать с документами и взаимодействовать с сотрудниками своей и чужой организации (разработка, изменение, отправка, поиск отправленных и полученных документов). СЭД позволяет отправлять файлы любого формата. Файлы имеют своё название, отправителя, дату создания, адресатов, кому они были отправлены. С 2008 года в Республике Татарстане (РТ) начали вводить электронный документооборот. На данный момент в системе работают с более чем 150 тысячами документами в электронной форме, которые изначально не имели бумажного носителя.

Согласно поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина к 15 апреля 2020 года необходимо обеспечить переход от бумажных к электронным носителям информации в сфере здравоохранения. На сегодняшний день в РТ запрещено отправлять друг другу бумажные документы, если только они

не подлежат постоянному хранению, всем государственным организациям и министерствам допускается только электронная форма [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интранет - это инструмент, выполняющий только задачи организации, но он не выполняет социальных функций. Есть две технологии его использования в организациях: ЕСМ-системы и корпоративные порталы.

ЕСМ-система (англ. Enterprise content management) служит только для управления, поддержки, хранения, обработки и доставки цифровой документации и другой неструктурированной информации различных типов и форматов [10, 11, 12].

ЕСМ-система в отличие от СЭД имеет больше функциональных возможностей. Помимо электронного документооборота она также может работать и управлять web-контентом (WCM), знаниями (knowledge management), потоками работ (Workflow), записями (RM) и файлами [10, 13].

Корпоративный портал (социальный интранет) соединяет в себе информационные системы, системы бухгалтерского учета, управления проектами, файловыми ресурсами, базы данных, а также частично выполняет социальные функции.

Корпоративная социальная сеть (КСС) -это корпоративный портал для определенной целевой аудитории организации, построенный по принципу социальной сети и включающий расширенный функционал для общения и взаимодействия между участниками. Обычно КСС создаётся для общения и обмена информацией внутри компании, а также с внешней средой - поставщиками, подрядчиками, импортёрами и др. Лучшими в области коммуникационного менеджмента по праву считаются японские компании - основатели системы

Таблица 1

Функции / Платформа Whatsapp Telegram

Веб-приложение + +

Сквозное шифрование + + (для секретных чатов)

Самоудаляющиеся по таймеру сообщения - + (для секретных чатов)

Защита от скриншотов - + (для секретных чатов)

Возможность запрета пересылки сообщений - + (для секретных чатов)

Удаление сообщения для всех участников чата + +

Отправка файлов, фото, видео + +

Максимальное количество участников 256 1000

Синхронизация между устройствами - +

Нахождение пользователя по псевдониму - +

Менеджер

здравоохранения /

Manager №2

ZdrevoochrBnenÍB 2022

бережливого производства и её концепции Кайдзен. Ими в середине 20 века, используя эту систему, была разработана концепция корпоративных социальных сетей. Один из принципов Кайдзен - Не-маваси - принятие решений на основе консенсуса, то есть используя командную работу. Командная работа предполагает в том числе и постоянный обмен информацией между участниками [14].

В начале 2000 годов социальные сети начинают широко использоваться коммерческими бизнес-организациями для привлечения новых клиентов и увеличения объема продаж, а также разрабатываются первые интранеты с отдельными социальными модулями [15].

На настоящее время существуют следующие крупные КСС: Yammer, Office365, Jive, CyberCloud, Битрикс 24, Microsoft SharePoint, Podio, Facebook Workplace, DaOffice, «Пряники» и LOQUI BUSINESS.

Исследования агентством Ipsos, проведенные в 32 странах, для Microsoft показали, что сотрудники организаций положительно относятся к КСС для решения внутриорганизационных задач. Опрос 9908 работников организаций разных секторов экономики всего мира показал, что 40% из них считают, что КСС будут способствовать гораздо более эффективному взаимодействию с коллегами, а 31% готовы потратить на них собственные деньги. Данные, полученные из России, говорят о том, что всё чаще используются электронные средства коммуникации, однако 34% организаций запрещено использование любых социальных сетей. Основными причинами запрета считают низкую информационную безопасность (74%), возможное падение производительности (65%) и потерю данных (31%). Сами же российские сотрудники считают, что использование КСС повышает эффективность работы (67%), улучшает совместное сотрудничество (45%), а то, что преимущества КСС в их организациях недооценивается, считает 43% [16].

Достоинства КСС перед корпоративными порталами:

1. Информацию и контент генерируют все пользователи, в порталах для этой задачи обязательно необходим модератор или администратор.

2. КСС предполагает свободное общение между пользователями, в порталах любое общение должно выполнять задачу организации.

3. В отличие от большинства порталов, имеет удобный и лаконичный интерфейс.

4. КСС формирует корпоративный дух и дружеские отношения между работниками, мотивирует

и вовлекает их в работу, сокращает обучение и улучшает адаптацию новых сотрудников.

5. Наличие единой базы знаний, которую постоянно развивают её пользователи. Это способствует коллективному обсуждению задач и, следовательно, росту количества и качества идей. В некоторых организациях в рамках КСС работники имеют свой рейтинг, а предложения, поданные работником с наивысшим рейтингом, рассматриваются в первую очередь как потенциально удачные.

Недостатки КСС:

1. Сложность при введении в эксплуатацию.

2. Подавляющее количество приложений является платным.

3. Отвлечение от работы сотрудников на просмотр новостей в КСС и изменения в профайлах коллег.

Функционал КСС [17, 18]:

1. Личные объявления - публикация объявлений (например, о продаже вещей).

2. Персональные RSS-потоки - персональная лента, где можно наблюдать активность коллег в сети, включая и нерабочую.

3. Календарь - показывает и напоминает о всех встречах, совещаниях и планерках.

4. Информационная лента - предоставляет актуальную информацию из жизни организации.

5. Инструменты для обсуждения - общение работников в чатах, блогах, отзывах и комментариях.

6. Уведомления и напоминания - донесение важной и актуальной информации до сотрудников.

7. Публикация контента - создание и публикация работниками контента без форматных ограничений.

Была разработана анкета и проведён опрос среди 85 работников ГАУЗ ГП № 21. Вопросы анкеты направлены на выявление основных используемых средств внутренней коммуникации, а также удовлетворенность от них.

Список вопросов:

1. Ваша должность?

2. Пользуетесь ли Вы электронной почтой в рабочей переписке?

Если да, то:

3. Сколько в среднем Вы отправили писем по рабочим вопросам за последний месяц?

4. Удобно ли Вам использовать электронную почту для решения рабочих вопросов?

5. Нравится ли Вам общение по рабочим вопросам посредством электронной почты?

6. Пользуетесь ли Вы мессенджерами в рабочей переписке?

с

#хс

->

№ 2 Manager

2022 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

Если да, то:

7. Сколько в мессенджере у Вас используется рабочих чатов?

8. Сколько в среднем сообщений в месяц у Вас поступает по рабочим вопросам?

9. Каким мессенджером Вы пользуетесь для решения рабочих вопросов?

9.1. Whatsapp.

9.2. Viber.

9.3. Telegram.

10. Удобно ли Вам использовать этот мессен-джер для решения рабочих вопросов?

11. Нравится ли Вам общение по рабочим вопросам в этом мессенджере?

12. Пользуетесь ли Вы системой электронного документооборота (СЭД) для решения рабочих вопросов?

Если да, то:

13. Сколько в среднем Вы получили документов по рабочим вопросам за последний месяц?

14. Сколько в среднем Вы отправили документов по рабочим вопросам за последний месяц?

15. Удобно ли Вам использовать СЭД для решения рабочих вопросов?

16. Нравится ли Вам использовать СЭД для решения рабочих вопросов?

17. Пользуетесь ли Вы ЕСМ-системой для решения рабочих вопросов?

Если да, то:

18. Удобно ли Вам использовать ЕСМ-систему для решения рабочих вопросов?

19. Нравится ли Вам решение рабочих вопросов посредством ЕСМ-системы?

20. Знали ли Вы до этого о существовании ЕСМ-систем?

21. Пользуетесь ли Вы корпоративными социальными сетями (КСС) в рабочей переписке?

Если да, то:

22. Сколько в среднем Вы отправили сообщений за последний месяц посредством КСС?

23. Удобно ли Вам использовать в КСС для решения рабочих вопросов?

24. Нравится ли Вам решение рабочих вопросов посредством КСС?

25. Знали ли Вы о существовании корпоративной социальной сети?

26. Хотели бы Вы перейти на альтернативу текущему средству рабочей электронной документации?

Анкетирование показало, что

1) Электронную почту для решения рабочих вопросов используют 38 опрошенных (44,7%). Однако больше половины (60,5%) мало ею пользуются и отправляют меньше 10 писем в месяц. Подавляющему большинству работников (81,5%) удобно пользоваться электронной почтой, но меньше половины сотрудников (44%) ответило, что им нравится пользоваться электронной почтой.

2) Мессенджеры для решения рабочих вопросов используют 62 опрошенных (72,9%), и все они используют WhatsApp. У больше половины опрошенных (53,2%) имеются более 4 рабочих чатов. Самая большая группа опрошенных (30,6%) ответила, что у них поступает более 50 сообщений по рабочим вопросам в день. Большинству удобно (61,7%) и нравится (95,2%) использовать WhatsApp для решения рабочих вопросов.

3) Системой электронного документооборота пользуется только 18 опрошенных (21,2%). В среднем за месяц по рабочим вопросам (44,4%) большинство получило 20 и более документов. Но 55,6% пользователей СЭД отправило от 1 до 5 документов. Удобно пользоваться СЭД 94,4% пользователям, но только 56,3% нравится ею пользоваться.

4) ЕСМ-системой пользуется только 11 опрошенных (12,9%), почти всем им удобно (90,9%) и 54,6% нравится ею пользоваться. Большинство опрошенных (86,5%), не пользующихся ЕСМ-системой, не знают о её существовании.

5) Корпоративными социальными сетями пользуется только 9 человек (10,6%). Всем пользователям КСС удобны и большинству они нравятся (66,6%). Большинство опрошенных (76,3%), не пользующихся КСС, не знают об их существовании.

6) Чуть больше половины опрошенных (68,2%) не хотят переходить на альтернативу текущему сетевому средству внутренней коммуникации.

Пользователи электронных средств сетевой коммуникации по категориям представлены наглядно в таблице 2.

Проведён опрос среди работников ГАУЗ ГП № 21 г. Казани, который показал, что нужно обратить внимание на неудобство пользования одной из основных средств электронной внутренней коммуникации - мессенджером WhatsApp. Был проведен SWOT-анализ сетевых средств внутренней коммуникации ГАУЗ ГП № 21 (таблица 3).

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 2

ZdrevoochreneniB 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Пользователи сетевых средств внутренней коммуникации

47 23 СО 74 76

62

38

11 9

Электронная почта Мессенджеры СЭД ЕСМ-система

■ Пользуются И Не пользуются

КСС

Таблица 3

Сильные стороны (внутренние, положительные факторы) Слабые стороны (внутренние, негативные факторы)

1. Большая часть сотрудников пользуются WhatsApp/ и им нравится это делать. 2. Большинство работников работает в СЭД, и им удобно это делать. 1. В мессенджере WhatsApp у большинства сотрудников наблюдается слишком много рабочих чатов и сообщений в них. 2. Значительной части работников неудобно пользоваться WhatsApp. 3. Низкий уровень вовлеченности работников в отправке документов через СЭД. 4. Почти половине пользователей СЭД не нравится работать в ней. 5. Почти никто не пользуется ЕСМ-системой и КСС. 6. Высокий процент неготовности к переходу на альтернативные средства внутренней коммуникации.

Возможности (внешние, положительные факторы) Угрозы (внешние, негативные факторы)

1. Перейти на более удобный бесплатный альтернативный мессенджер. 2. Проведение курсов и тренингов по повышению уровня владения СЭД. 3. Увеличить удобство пользования СЭД. 4. Внедрить во всей поликлинике единую ЕСМ-систему или КСС. 1. Существует угроза отсутствия финансирования на улучшение текущих средств внутренней коммуникации или на переход на альтернативные средства. 2. Нежелание работников переходить на альтернативные средства внутренней коммуникации.

Заключение

Изучив внутренние средства электронной коммуникации, был сделан вывод, что среди представленных сетей самым удобным является корпоративная социальная сеть, которая объединяет в себе функции ЕСМ-системы и социальной сети. Однако её существенным минусом

является сложность внедрения и дороговизна эксплуатации. Альтернативой КСС может послужить мессенджер, однако, как показывает статистика, большинство использует WhаtsApp, основными минусами которого являются слабая защищенность и отсутствие синхронизации между устройствами.

№ 2 Мападег /Менеджер

2022 2с1гв\/оосЬгвпвп1в / здравоохранения

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бычин В.Б. Организация и нормирование труда: учеб. пособие / под ред. В.Б. Бычина, Е.В. Шубенковой, С.В. Малинина. - М.: ИНФРА-М. - 2019. - 248 с.

2. Камы/нина Н.Н. Менеджмент и лидерство: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Камыниной, И.В. Островской, А.В. Пьяных и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. - С. 158-173.

3. Чернышев М.А. и др. Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышов и др. - М.: Наука-Пресс. - 2006. - 291 с.

4. Едалина Д.И., Горячев Н.В., Юрков Н.К. Электронная почта в сети Интернет // НиКа. -2017. - Том 1.

5. Маркова Т.И. Роль электронной почты в информационном обмене. Анализ рисков, связанных с использованием электронной почты // Вестник ВУиТ. - 2010. - № 16.

6. Гатиятуллин Т.Р. К вопросу выбора безопасного мессенджера // Наука, техника и образование. - 2016. - № 1 (19).

7. Титов Е.Ю. Обеспечение информационной безопасности в мессенджерах // Проблемы науки. - 2019. - № 12 (48).

8. WhatsApp остаётся самым популярным мессенджером среди россиян, несмотря на новую политику сервиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://3dnews.ru/1031041/whatsapp-ostayotsya-samim-populyarnim-messendgerom-sredi-rossiyan-nesmotrya-na-novuyu-politiku-servisa.

9. Аудитория Telegram за месяц выросла на 1,2 млн. человек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/9743857?utm_source=ixbtcom.

10. Что такое ECM? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://auto-metal.ru/spravka/ upravlenie-korporativnym-kontentom.html.

11. Управление корпоративным информационным контентом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.microsoft.com/ru-ru/previous-versions/office/developer/sharepoint-2010/ee55486 8(v=office.14)?redirectedfrom=MSDN.

12. Тищенко Е.Н., Федотов В.В. Использование ЕСМ-систем для управления производством наукоемкой продукции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -№ 10-2.

13. Клишин А.П., Волкова Н.Р., Еремина Н.Л., Мытник А.А., Клыжко Е.Н. Подходы к автоматизации документооборота в вузе // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. - 2017. -№ 1.

14. Герасимов Н.А., Стрелецкий А.А. Анализ и управление в корпоративных социальных сетях // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2010. - № 1.

15. Ахметова С.Г. Корпоративные социальные сети в деятельности компаний // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2013. - № 21.

16. Исследование Microsoft: социальные сервисы помогают сотрудникам российских компаний работать продуктивнее [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.microsoft.com/ru-ru/ issledovanie-microsoft-sotsial-ny-e-servisy-po.

17. Мащенко П.Л., Пилипенко М.О. Корпоративные средства внутренних коммуникаций // Наука, техника и образование. - 2017. - № 2 (32).

18. Трофименко Е.Ю. Использование корпоративных социальных сетей на российских предприятиях // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - № 3.

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 2

ZdrevoochreneniB 2022

92

1ЩКШЖ

ORIGINAL PAPER

NETWORK FACILITIES OF INTERNAL COMMUNICATION OF A MEDICAL ORGANIZATION

M.R. Mazitova, E.E. Belskayab, E.I. Solovievac, K.A. Ganeevd H

a, b, c, d State Autonomous Healthcare Institution "City Polyclinic № 21", Kazan, Russia; b Kazan State Medical Academy, Kazan, Russia. d https://orcid.org/0000-0002-9574-7574

H Corresponding author: Ganeev K.A.

ABSTRACT

For the effective work of employees, it is necessary to competently establish internal communication. To date, dozens of companies provide various network means of internal communication, but not all of them are suitable for a medical organization. Purpose of the study is to study the network means of internal communication in a medical organization. Materials and methods. Network facilities of internal communication, their advantages and disadvantages were analyzed and systematized in the article. The definitions, types of communication networks and communication management are presented. The rules for the security of personal data when using network communication tools are described. A survey of employees was carried out to identify the main facilities of internal communication used, as well as satisfaction from them on the basis of the State Autonomous Healthcare Institution "City Polyclinic No. 21". A SWOT based on the survey results analysis was carried out.

Results. 85 employees participated in the study. It showed that the main facilities of electronic internal communication used are the WhatsApp messenger and the electronic document management system. WhatsApp isn't convenient for a significant part of employees to use, also there are too many working chats and messages in this messenger. Employees don't often use the electronic document management system and there is a significant part of users who don't like using it.

Findings. One of the most convenient facilities of internal network communication is a corporate social network, which, however, is difficult to implement and expensive in terms of costs. A more accessible means of internal communication is the Telegram messenger.

Keywords: healthcare organization, healthcare informatization, management, communication system, communication management, information space, communication networks, improving the efficiency of a medical organization, communication security, quality management system.

For citation: Mazitov M.R., Belskaya E.E., Solovieva E.I., Ganeev K.A. Network facilities of internal communication of a medical organization // Manager Zdravoohranenia. 2022; 2: 85-94. DOI: 10.21045/1811-0185-2022-2-85-94.

REFERENCES

1. Bychin V.B. Organization and rationing of labor: textbook. the manual / edited by V.B. Bychin, E.V. Shubenkova, S.V. Malinin. - M.: INFRA-M. - 2019. - 248 p.

2. Kamynina N.N. Management and leadership: textbook. manual / edited by N.N. Kamynina, I.V. Ostrovskaya, A.V. Pyanykh et al. - Moscow: GEOTAR-Media. - 2012. - P. 158-173.

3. Chernyshev M.A. et al. Fundamentals of management: textbook. the manual / edited by I.Y. Soldatova, M.A. Chernyshov and others-M.: Nauka-Press. - 2006. - 291 p.

4. Edalina D.¡, Goryachev N. K, Yurkov N.K. E-mail on the Internet // NiKa. - 2017. - Vol. 1.

5. Markova T.¡. The role of e-mail in information exchange. Analysis of the risks associated with the use of e-mail // Vestnik VUiT. - 2010. - No. 16.

6. Gatiyatullin T.R. On the issue of choosing a safe messenger // Science, technology and education. - 2016. -No. 1 (19).

7. Titov E.Yu. Ensuring information security in messengers // Problems of science. - 2019. - № 12 (48).

8. WhatsApp remains the most popular messenger among Russians, despite the new policy of the service [Electronic resource]. - Access mode: https://3dnews.ru/1031041/whatsapp-ostayotsya-samim-populyarnim-messendgerom-sredi-rossiyan-nesmotrya-na-novuyu-politiku-servisa.

9. The Telegram audience grew by 1.2 million people in a month [Electronic resource]. - Access mode: https:// tass.ru/obschestvo/9743857?utm_source=ixbtcom.

10. What is ECM? [electronic resource]. - Access mode: https://auto-metal.ru/spravka/upravlenie-korporativnym-kontentom.html.

11. Management of corporate information content [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.microsoft. com/ru-ru/previous-versions/office/developer/sharepoint-2010/ee554868(v=office.14)?redirectedfrom=MSDN.

№ 2 Manager

2O22 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

12. Tishchenko E.N., Fedotov V.V. Using ESM-systems for managing the production of high-tech products // Humanities, socio-economic and social sciences. - 2015. - № 10-2.

13. Klishin A.P., Volkova N.R., Eremina N.L., Mytnik A.A, Klyzhko E.N. Approaches to document management automation in higher education institutions // Vestnik NSU. Series: Information Technologies. - 2017. - № 1.

14. Gerasimov N.A., Streletsky A.A. Analysis and management in corporate social networks // Bulletin of the REA named after G.V. Plekhanov. - 2010. - No. 1.

15. Akhmetova S.G. Corporate social networks in the activities of companies // Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. - 2013. - № 21.

16. Microsoft research: social services help employees of Russian companies to work more productively [Electronic resource]. - Access mode: https://news.microsoft.com/ru-ru/issledovanie-microsoft-sotsial-ny-e-servisy-po

17. Mashchenko P.L., Pilipenko M.O. Corporate means of internal communications // Science, technology and education. - 2017. - No. 2 (32).

18. Trofimenko E.Yu. The use of corporate social networks in Russian enterprises // Bulletin of SUSU. Series: Economics and Management. - 2018. - No. 3.

S

ZKO

зЯо f

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Мазитов Марат Рафаэлович — первый заместитель главного врача по медицинской части Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21», г. Казань, Россия.

Marat R. Mazitov — First Deputy Chief Medical Officer of the State Autonomous Healthcare Institution "City Polyclinic No. 21", Kazan, Russia.

E-mail: marat.mazitov@tatar.ru

Бельская Елена Евгеньевна — заместитель главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21», ассистент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА, г. Казань, Россия.

Elena E. Belskaya — Deputy Chief Physician for the examination of temporary disability of the State Autonomous Healthcare Institution "City Polyclinic No. 21", Assistant of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics of KSMU, Kazan, Russia. E-mail: e_belskaya@bk.ru

Соловьева Эльвира Исмагиловна — заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21», г. Казань, Россия.

Elvira I. Solovyova — Deputy Chief Physician for work with nursing staff of the State Autonomous Healthcare Institution "City Polyclinic No. 21", Kazan, Russia. E-mail: email: elvira71-15@mail.ru

Ганеев Карим Ахмедович — старший медицинский брат Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 21», студент 2 курса магистратуры ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Казань, Россия.

Karim A. Ganeev — senior medical brother of the State Autonomous Healthcare Institution "City Polyclinic No. 21", 2nd year master's student of the Federal State Educational Institution "Peoples' Friendship University of Russia", Kazan, Russia. E-mail: ganeev.ka@gmail.com

Менеджер

здравоохранения /

Manager № 2

ZdrevoochreneniB 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.