Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие международных лабораторий с распределенным участием как форма развития поликультурного образования в России и за рубежом'

Сетевое взаимодействие международных лабораторий с распределенным участием как форма развития поликультурного образования в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / международные научные лабора-тории / межвузовский научно-образовательный контент / поликультурное образование / профессиональная и межкультурная компетенции / network interaction / international research laboratories / interuniversity scientific and educational content / polycultural education / professional and cross-cultural competences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцева Е. Л., Зеленина Т. И., Утехина А. Н., Мифтахутдинова А. Н., Бубекова Л. Б.

Постоянные изменения в системе образования в связи с вхождением в Болонский процесс, внедрением Министерством образования и науки РФ стандартов нового поколения привели к необходимости консолидации усилий представителей разных вузов и других образовательных организаций в реализации поликультурного образования, востребованного и конкурентоспособного как в России, так и за ее пределами. Данные условия послужили толчком к созданию центров компетенций в разных регионах России и зарубежья в виде международных лабораторий с распределенным участием. Такие лаборатории предоставляют возможность взаимодействия «на равных» с возможностью распределения сфер интересов и области решаемых задач всех участников образовательного процесса – вузов, школ, дошкольных учреждений, центров дополнительного образования, в том числе некоммерческих организаций. Объединенные, но не утратившие своей структурной самостоятельности лаборатории, оказываются более мобильными, поскольку могут, приняв на себя в рамках одного из проектов роль ведущего звена, пользоваться ресурсами остальных лабораторий и вузов в целом и транслировать затем в них продукты своей деятельности. При этом важно отметить, что все лаборатории открываются в России и за рубежом с обязательным учетом региональной и уже сложившейся компетентностной специфики каждого партнера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудрявцева Е. Л., Зеленина Т. И., Утехина А. Н., Мифтахутдинова А. Н., Бубекова Л. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK INTERACTION OF INTERNATIONAL LABORATORIES WITH DISTRIBUTED PARTICIPATION AS A FORM OF PROMOTING POLYCULTURAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

Continuous changes in the education system, the need to join the Bologna Process and the introduction of new Standards of Education by the Russian Federation Ministry for Education and Science have brought about the necessity for consolidation of efforts on the part of representatives of different higher education institutions and other education structures, which promote competitive polycultural education sought after both by Russia and the countries beyond its borders. The existing situation has stimulated the opening of centers for competences development studies in different regions of Russia and abroad in the form of International laboratories with distributed participation. The laboratories of this type provide cooperation “on equal terms” with a possibility of sharing the spheres of interest and the problems to solve among the participants in the education process – higher education institutions, secondary schools, pre-school institutions, centers for supplementary education, including non-commercial organizations. joint laboratories, without losing their structural independence, prove to be more mobile; being in charge of a certain project they can make use of the resources of other laboratories and institutions and add their own products to them. It is important to note that all the laboratories are opened in Russia and abroad with the regional and competence specialization of each partner in mind.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие международных лабораторий с распределенным участием как форма развития поликультурного образования в России и за рубежом»

УДК 37.013.43.(045)

Кудрявцева Е. Л.

Университет Грайфсвальда, Грайфсвальд, Германия Зеленина Т. И., Утехина А. Н., Мифтахутдинова А. Н.

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

Бубекова Л. Б., Салимова Д. А.

Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга, Россия

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

С РАСПРЕДЕЛЕННЫМ УЧАСТИЕМ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Постоянные изменения в системе образования в связи с вхождением в Болонский процесс, внедрением Министерством образования и науки РФ стандартов нового поколения привели к необходимости консолидации усилий представителей разных вузов и других образовательных организаций в реализации поликультурного образования, востребованного и конкурентоспособного как в России, так и за ее пределами. Данные условия послужили толчком к созданию центров компетенций в разных регионах России и зарубежья в виде международных лабораторий с распределенным участием. Такие лаборатории предоставляют возможность взаимодействия «на равных» с возможностью распределения сфер интересов и области решаемых задач всех участников образовательного процесса - вузов, школ, дошкольных учреждений, центров дополнительного образования, в том числе некоммерческих организаций. Объединенные, но не утратившие своей структурной самостоятельности лаборатории, оказываются более мобильными, поскольку могут, приняв на себя в рамках одного из проектов роль ведущего звена, пользоваться ресурсами остальных лабораторий и вузов в целом и транслировать затем в них продукты своей деятельности. При этом важно отметить, что все лаборатории открываются в России и за рубежом с обязательным учетом региональной и уже сложившейся компетентностной специфики каждого партнера.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, международные научные лаборатории, межвузовский научно-образовательный контент, поликультурное образование, профессиональная и межкультурная компетенции.

Kudryavtseva E. L.

University of Greifswald, Greifswald, Germany Zelenina T. I., Utekhina A. N., Miftahutdinova A. N.

Udmurt State University, Izhevsk, Russia Bubekova L.B., Salimova D.A.

Yelabuga Institute of Kazan Federal University, Yelabuga, Russia

NETWORK INTERACTION OF INTERNATIONAL LABORATORIES WITH DISTRIBUTED PARTICIPATION AS A FORM OF PROMOTING POLYCULTURAL EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD

Continuous changes in the education system, the need to join the Bologna Process and the introduction of new Standards of Education by the Russian Federation Ministry for Education and Science have brought about the necessity for consolidation of efforts on the part of representatives of different higher education institutions and other education structures, which promote competitive polycultural education sought after both by Russia and the countries beyond its borders. The existing situation has stimulated the opening of centers for competences

development studies in different regions of Russia and abroad in the form of International laboratories with distributed participation. The laboratories of this type provide cooperation "on equal terms" with a possibility of sharing the spheres of interest and the problems to solve among the participants in the education process - higher education institutions, secondary schools, preschool institutions, centers for supplementary education, including non-commercial organizations. joint laboratories, without losing their structural independence, prove to be more mobile; being in charge of a certain project they can make use of the resources of other laboratories and institutions and add their own products to them. It is important to note that all the laboratories are opened in Russia and abroad with the regional and competence specialization of each partner in mind.

Keywords: network interaction, international research laboratories, interuniversity scientific and educational content, polycultural education, professional and cross-cultural competences.

Постоянные изменения в системе образования, необходимость вхождения в Болонский процесс, внедрение Министерством образования и науки РФ стандартов нового поколения привели к необходимости консолидации усилий представителей разных вузов и других образовательных организаций в реализации поликультурного образования, востребованного и конкурентоспособного как в России, так и за ее пределами. Данные условия послужили толчком к созданию центров компетенций в разных регионах России и зарубежья в виде Международных лабораторий с распределенным участием.

Международные лаборатории с распределенным участием предоставляют возможность взаимодействия «на равных» с возможностью (пере)распределения (детализации или расширения) сфер интересов и области решаемых задач всех участников образовательного процесса - вузов, школ, дошкольных учреждений, центров дополнительного образования (в том числе некоммерческих организаций) и т. д., поскольку субъектами и объектами их трудовой деятельности являются по сути одни и те же индивидуумы и социальные (этносоциальные) сообщества: дети, подростки, семьи, развивающиеся в поликультурном и многоязычном пространстве и нуждающиеся в преемственной и регулярно, последовательно и системно проводимой всеми перечисленными организациями поддержке.

Первым шагом к созданию подобных лабораторий послужило подписание договора о сотрудничестве и объединение в сетевую структуру при поддержке Международного методического совета по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации двух лабораторий: «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» Елабужского института КФУ (директор Е. Е. Мерзон, Елабуга) и «Многоязычие и межкультурная коммуникация» Удмуртского госуниверситета (ректор Г. В. Мерзлякова, Ижевск), позже в эту структуру вошла также лаборатория Актюбинского университета им. С. Баишева «Интернационализация образовательного пространства» (ректор А. Б. Агзамова, Казахстан, г. Актобе). К 2020 году предполагается объединение 11 российских и 9 зарубежных вузов, ряда общественных организаций с образовательным компонентом в 14 странах мира - с головным центром при Елабужском институте Казанского федерального университета.

Объединенные, но не утратившие своей структурной самостоятельности лаборатории оказываются более мобильными, поскольку могут, приняв на себя в рамках одного из проектов роль ведущего звена, пользоваться ресурсами остальных лабораторий и вузов в целом и транслировать затем в них продукты своей деятельности.

При этом важно отметить, что все лаборатории открываются в России и за рубежом с обязательным учетом региональной и уже сложившейся компетентностной специфики каждого партнера.

Так, в Елабужском институте КФУ головная лаборатория «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» создана с учетом приоритетов развития ЕИ КФУ в соответствии с «Дорожной картой» и «Программой развития» вуза до 2020 г.

Лаборатория при УдГУ «Многоязычие и межкультурная коммуникация» основывается на результатах более чем двадцатилетней научной деятельности Института иностранных языков и литературы и факультета удмуртской филологии практико-ориентированных исследований в области раннего, билингвального и мультилингвального образования в полиэтническом регионе. Созданная лаборатория органично вписалась в структуру научно-образовательного центра (НОЦ) Удмуртского государственного университета (см. рис. 1).

Лаборатория Актюбинского университета им. С. Баишева «Интернационализация образовательного пространства» занимается в данный момент разработкой международного научно-исследовательского проекта «Тестирование детей-билингвов с национально-русским двуязычием на уровень сформированности коммуникативной компетенции (уровень сбалансированности естественного билингвизма) на двух языках» совместно с учеными из Ассоциации русскоязычных образовательных центров ОЦ «ИКаРуС-Межкультурная коммуникация и русский язык» (ФРГ). В г. Актобе 30 октября состоялась Международная научно-практической конференция «Инновационные технологии в образовании: поиск новых парадигм», а также «круглый стол» с международным участием «Культурные и духовные ценности тюркских народов: этногенез и преемственность».

Одним из значимых продуктов сетевого взаимодействия лабораторий ЕИ КФУ и УдГУ стал Международный семинар повышения квалификации «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: русский, национальный и иностранные языки», прошедший 27-30 октября 2014 г. в г. Ижевске (первый совместный семинар в рамках лабораторий с распределенным участием: Удмуртия - Татарстан - Германия). В рамках семинара стало возможным приглашение разработчиков Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог» О. Л. Соболевой и Е. Л. Кудрявцевой, выпущенной издательством «Дрофа» (г. Москва). Их авторские методики работы с детьми-билингвами вызвали живой интерес. Обсуждение проблем поликультурного образования продолжилось на заседании круглого стола «Перспектива сетевого взаимодействия» с участием представителей Министерства образования и науки Удмуртской Республики, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования УР, Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, образовательных организаций разных типов (под руководством заместителя министра образования и науки УР И. Н. Белозерова). Одним из пунктов Решения круглого стола является создание рабочей группы при Министерстве образования и науки УР с участием представителей других ведомств по реализации сетевого взаимодействия.

Следующим этапом продвижения Лабораторий станет подготовка кадров, подготовленных к сетевому взаимодействию в совместных проектах, как научных, так и общественных. Так, уже в январе 2015 г. запланирована стажировка двух студенток ЕИ КФУ и УдГУ в ФРГ при Международном методическом совете по вопросам многоязычия и межкультурной коммуникации. Их стажировка позволит ускорить подготовку и внедрение таких продуктов Лаборатории, как Дорожная карта билингва (переведенная на более чем 20 языков мира) и «Календарь-портфолио дошкольника / ученика начальной школы» (в том числе с билингвальным компонентом), создаваемые с учетом этнокультурного компонента Татарстана и Удмуртии. В феврале-марте в ЕИ КФУ по направлению деятельности Лаборатории будет проходить стажировку докторантка Университета им. Масарика (Чехия).

Рис. 1 7

Как справедливо отмечает М. Н. Губогло, д-р ист. наук, профессор, заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, «многие затруднения, с которыми встретилась сегодня национальная политика, вызваны ... отказом разработчиков основ этой политики от структурно-функционального понимания этничности и этнической общности, в-третьих, игнорированием тех достижений, которые возникли в таких пограничных дисциплинах, как этносоциология, этнодемография, этноэкология, этнопсихология, этническая социолингвистика и в некоторых других» [Новая этническая политика России в XXI веке http://www.kazanfed.ru/actions/konfer6/doklad4/].

В связи с этим мы сочли особенно актуальным проведение в Елабуге в рамках деятельности Лаборатории профильной этнокультурной международной студенческой смены в лагере ЕИ КФУ «Буревестник» с приглашением российских и зарубежных (из Испании и ФРГ) модераторов по этнопедагогике, этнопсихолигии и этноэкологии. В смене примут участие студенты вузов разных республик России (Татарстан, Удмуртия, Марий-Эл) и зарубежья (ФРГ).

Указанные мероприятия соответствуют основным задачам сетевого взаимодействия лабораторий:

• проведение совместных научных практико-ориентированных исследований в области инновационных технологий в сфере поликультурного образования;

• совершенствование на основании полученных результатов исследований образовательного процесса в дошкольных, школьных и вузовских организациях и образовании взрослых (с учетом преемственности и мобильности);

• формирование совместного интерактивного фонда методических разработок, занятий и пособий для различных целевых аудиторий (дошкольники, школьники, студенты, вольнослушатели, педагоги различных уровней системы образования и родители) по направлениям деятельности лаборатории;

• формирование сети партнерских организаций по направлениям деятельности лаборатории с конечной целью - реализации ее как компетентностного центра по вопросам инновационных технологий образовательной деятельности в поликультурной среде;

• привлечение профессорско-преподавательского состава, студентов и партнерских организаций к практической деятельности по специальности (оказание образовательных услуг, в том числе дополнительного образования и повышения квалификации; проведение мониторингов и опросов; профориентационная работа, активное участие в поликультурном воспитании и обучении студентов и учащихся других учебных заведений).

• поддержка модернизации обучения в связи с интеграцией РФ в международное образовательное пространство и мобильностью российских и зарубежных учащихся и специалистов;

• обобщение и распространение положительного опыта работы образовательных организаций различных уровней, государственных структур, некоммерческих организаций и отдельных педагогов по исследованию, развитию и поддержанию многоязычия, оказание им организационно-методической помощи и трансфер образовательных технологий;

• содействие реализации, защите, восстановлению многоязычия и межкультурной коммуникации на (много)национальных территориях РФ в различных сферах жизнедеятельности; взаимодействие с профессиональными и общественными объединениями, государственными и религиозными организациями и гражданами по вопросам популяризации и сохранения многоязычия и межкультурной коммуникации;

• популяризация историко-культурного наследия России в мировом контексте (например, г. Елабуга, г. Ижевск и др. как образовательные и историко-культурные бренды);

• привлечение внимания государственных структур регионов и РФ в связи с принятием нового ФГОС и нового Стандарта педагога образовательной организации к необходимости направленной ориентации образовательных организаций всех типов и уровней на внедрение инновационных технологий в сфере поликультурного образования.

Время ставит нас перед необходимостью создания научных консорциумов, способных участвовать в грантах ЕС, не только разрабатывать, но и реализовывать востребованные обществом образовательные проекты.

Созданная сеть Международных лабораторий с распределенным участием за очень короткий срок, менее года, получила мощные положительные результаты взаимовыгодного и взаимообогащающего сотрудничества и стала образцом междисциплинарного сетевого взаимодействия в образовательной среде.

Литература

1. Кудрявцева Е. Л. Проект «Дети мира» как образец междисциплинарного и международного сетевого взаимодействия в образовательной среде // Ресурсы педагогического сообщества в глобальном информационном пространстве: сб. материалов первой Всерос. науч.-практ. конф. Киров: ИРО Кировской области, 2014 г. С. 19-26 (http://krcdo.ru/news/itogi_konferencii_resursy_pedagogicheskogo_soobshhestva_v_ globalnom_informacionnom_prostranstve/2014-03-07-473).

2. Хенчель, Томас; Волкова Т. Интеграция неформального образования в процесс обучения длиною в жизнь (Lebenslanges lernen) // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. Международный форум, 17-19 апреля 2013 г. Ч. 2. Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2013. С. 25-28. http://forum.yar.ru/fileadmin/ obr_forum1/files/Chast_2.pdf

3. Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: русский, национальный и иностранные языки: программа международного семинара повышения квалификации в Ижевске (27-30 октября 2014 г.) / сост.: Е. Л. Кудрявцева, Л. Б. Бубекова, Т. И. Зеленина, А. Н. Утехина; под ред. Т. И. Зелениной, Л. М. Малых; Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2014. 16 с.

4. Бубекова Л. Б., Данилова Ю. Ю. К вопросу о языковой ситуации в Татарстане и о самоидентификации представителей разных лингвокультур в условиях экономического развития провинциальных городов // Русский язык сегодня: между иностранным и родным. Серия: Новое в изучении и преподавании русского языка и литературы. Книга 3. Ред.: Серей Афонин, Елена Плаксина. Берлин. 2014. С.32-46.

5. Кудрявцева Е., Бубекова Л., Буланов С., Зеленина Т. Инновационные игровые технологии в изучении и освоении языков первичной и вторичной социализации в рамках межкультурной коммуникации // Теоретична i дидактична фшолопя: Збiрник наукових праць. Випуск 18. Переяслав-Хмельницький, 2014. C. 55-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.