Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как механизм развития региональной системы работы с одаренными детьми'

Сетевое взаимодействие как механизм развития региональной системы работы с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОЧНО-ЗАОЧНЫЕ ЛИЦЕИ / GIFTED CHILDREN / NETWORKING / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FULL-TIME SECONDARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запалацкая В. С.

На основе современных подходов к пониманию одаренности раскрываются возможности сетевого взаимодействия в организации работы с одаренными детьми. Описываются характеристики и структура современной информационно-образовательной среды, в которой происходит развитие одаренного школьника, и модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. В качестве примера продуктивного сетевого взаимодействия образовательных организаций региона представлена система очно-заочных лицеев для одаренных школьников Московской области, эффективность деятельности которой проиллюстрирована на основе статистических данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Запалацкая В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Networking as a means making the regional system ready to work with gifted children

The article gives a detailed analysis of networking potential for work with gifted children. It describes some characteristics and structure of the contemporary education where development of gifted schoolchildren is a priority. Moreover, the research presents the models of networking in educational institutions which work with gifted children. We looked into some secondary schools of full-time and part-time education as an example of efficient networking in the region. Their efficiency is shown according to statistical data

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как механизм развития региональной системы работы с одаренными детьми»

УДК 3721.2

В.С. ЗАПАЛАЦКАЯ

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

На основе современных подходов к пониманию одаренности раскрываются возможности сетевого взаимодействия в организации работы с одаренными детьми. Описываются характеристики и структура современной информационно-образовательной среды, в которой происходит развитие одаренного школьника, и модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. В качестве примера продуктивного сетевого взаимодействия образовательных организаций региона представлена система очно-заочных лицеев для одаренных школьников Московской области, эффективность деятельности которой проиллюстрирована на основе статистических данных.

Ключевые слова: одаренные дети, сетевое взаимодействие, образовательные организации, информационно-образовательная среда, очно-заочные лицеи.

The article gives a detailed analysis of networking potential for work with gifted children. It describes some characteristics and structure of the contemporary education where development of gifted schoolchildren is a priority. Moreover, the research presents the models of networking in educational institutions which work with gifted children. We looked into some secondary schools of full-time and part-time education as an example of efficient networking in the region. Their efficiency is shown according to statistical data.

Key words: gifted children, networking, educational institutions, information and educational environment, full-time secondary schools.

Современный I статус образования сегодня рассматривается как сфера формирования и развития образовательного сообщества, характеризующегося целостностью, эволюционностью, фундаментальностью, самоорганизацией и направленностью на человека, что существенно изменяет подходы к работе с одаренными детьми как категории обучающихся с ярко выраженной индивидуальностью, высоким уровнем мотивации и образовательных потребностей.

Основными идеями в теории и практике понимания, диагностики и развития одаренности выступают следующие.

© Запалацкая В.С., 2018

Одаренность, понимаемая как явление, которое рассматривается через соотношение наследственности и воспитания (А.М. Матюшкин [9], В.И. Панов [13]).

Одаренность как система высокого уровня развития когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения, а также мотивации и воли (Г. Мюнстерберг [11], Г.И. Рос-солимо [14], В. Мёде и Г. Пиорковский [10], У. Штерн [17] и др.).

Одаренность как высокий уровень развития интеллекта или умственных способностей, который может быть измерен с помощью тестов (начиная с воз-

растных тестов А. Бине [2] и У. Штерна

[17], а в дальнейшем многочисленных тестов Г. Айзенка [1], С.И. Векслера [22], Дж. Гилфорда [4] и др.).

Одаренность как характеристика дифференциальных различий в общих или специальных способностях (Б.М. Теплов [15], Н.С. Лейтес [8], В.Д. Небылицын [12], Э.А. Голубева [5], В.А. Крутецкий [7], В.Д. Шадриков [16], В.Н. Дружинин [6] и др.)

Одаренность как высокий уровень творческого потенциала, проявляющегося в высокой степени исследовательской активности человека, в возможностях легкого и творческого учения, в создании новых творческих продуктов в различных сферах человеческой деятельности (Д.Б. Богоявленская [3], А.М. Матюшкин [9], Н.Б. Шумакова

[18], В.С. Юркевич [20], Е.Л. Яковлева [21] и др.).

Одаренность, рассматриваемая в возрастном аспекте, которая проявляется:

• либо как сензитивные возрастные особенности психического (интеллектуального) развития ребенка и поэтому создающие впечатление очень высокой одаренности, проявляющейся в раннем детстве, но последовательно «убывающей по мере взросления»;

• либо как подход, согласно которому рано проявляющаяся высокая одаренность составляет устойчивый интеллектуальный или творческий потенциал, определяющие психологические проявления высокой одаренности. Отсюда одаренность выступает как объект лонгитюд-ных исследований (Е.И. Щеблано-ва [19]).

Современная информационно-образовательная среда, в которой происходит

развитие одаренного школьника, представляет собой программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса и его информационной поддержкой.

Особенностями информационно-образовательной среды, способствующими самореализации личности одаренного учащегося, являются:

• вариативность обучения;

• интеллектуальная насыщенность содержания образования;

• организация широкого спектра дополнительных образовательных услуг;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных школьников.

Педагогическим компонентом информационно-образовательной среды является внедрение в процесс обучения одаренных школьников технологий, направленных на активизацию творческой и исследовательской деятельности учащихся, овладение ими приемами научного мышления, освоения процесса оформления и презентации результатов исследований, что позволяет говорить об обогащенной образовательной среде. Она формируется на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предметом которого являются:

• взаимодействие участников - различных учреждений, объединенных для обмена и эффективного использования ресурсов всеми участниками;

• совместная образовательная программа, для реализации которой каждый участник взаимодействия вносит свой вклад, который может иметь разное ресурсное обеспечение - кадровое, материально-тех-

Рис. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих

с одаренными детьми

ническое, финансовое и др.; • обеспечение индивидуального образовательного маршрута для одаренных школьников посредством доступа ко всем компонентам образовательной сети, организованной соответствующими образовательными учреждениями.

На рисунке представлены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.

Одним из примеров сетевого взаимодействия образовательных организаций, работающих с одаренными детьми в Московской области, является система очно-заочных лицеев - объединение образовательных организаций региона по обеспечению сетевой

формы реализации дополнительных общеобразовательных программ для развития интеллектуально одаренных детей с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий через организацию специализированного портала.

Цель создания системы очно-заочных лицеев - формирование и развитие системы дополнительного образования интеллектуально одаренных детей Московской области, обеспечивающей их развитие и самореализацию в конкретной предметной области.

В рамках системы очно-заочных лицеев обучающиеся осваивают дополнительные общеобразовательные программы, тьюторы и учителя повышают квалификацию, осваивая новые

технологии по работе с одаренными детьми, коллектив менторов (преподаватели и научные сотрудники вузов региона) формирует специальный образовательный контент, инициируя совместные образовательные проекты, реализуемые одаренными детьми через горизонтальные связи системы очно-заочных лицеев.

Основными задачами системы очно-заочных лицеев являются:

• создание и развитие информационно-образовательной среды для организации дополнительного образования интеллектуально одаренных школьников Московской области с использованием дистанционных образовательных технологий;

• разработка и внедрение учебно-методических материалов и пользовательских сервисов для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• научно- и организационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций Московской области в условиях сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ для интеллектуально одаренных детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

• формирование и развитие информационно-методической базы, направленной на обеспечение содержательной и процессуальной доступности образовательных услуг для интеллектуально одаренных школьников в условиях сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;

• проведение «виртуальных» учебно-тренировочных сборов для резерва команд школьников Московской области с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для участия во всероссийских предметных олимпиадах;

• обеспечение дистанционной поддержки профессионального сообщества педагогических работников, осуществляющих работу с интеллектуально одаренными детьми, включая организацию их непрерывного методического сопровождения и консультирования.

В системе очно-заочных лицеев реализуются дополнительные общеобразовательные программы для следующих категорий интеллектуально одаренных и высокомотивированных детей:

• обучающиеся, являющиеся победителями и призерами регионального и заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (учащиеся 9-11 классов), участники дистанционных учебно-тренировочных сборов;

• обучающиеся, являющиеся участниками всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (учащиеся 8-11 классов), желающие повысить эффективность своего участия в ее региональном и заключительном этапе, а также в других интеллектуальных состязаниях различного уровня;

• обучающиеся, являющиеся потенциальными участниками всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (юниоры, учащиеся 5-7 клас-

сов), обучение которых направленно на стимулирование интереса к участию в олимпиаде и других интеллектуальных состязаниях; • обучающиеся, проявившие свои интеллектуальные способности на региональных и всероссийских интеллектуальных состязаниях учащихся начальной школы (учащиеся 3-4 классов).

Контингент обучающихся в системе очно-заочных лицеев формируется на добровольной безвозмездной основе из учащихся образовательных организаций Московской области, являющихся участниками сетевого взаимодействия

по результатам вступительного тестирования.

Специально разработанная образовательная платформа позволяет участникам просматривать занятия как в прямом эфире, так и в записи, изучать текстовые лекционные материалы, а также дополнительную литературу, подобранную по каждому предмету и доступную в личном кабинете. Контроль знаний осуществляется путем онлайн-тестиро-вания по каждой пройденной теме.

По завершении учебного года для всех обучающихся системы очно-заочных лицеев проводится заключительное тестирование (далее - экза-

Таблица 1

Результаты обучающихся университетского лицея «Созвездие» в региональном

и заключительном этапах ВсОШ

Учебный год Региональный этап ВсОШ Заключительный этап ВсОШ

Победители Призеры Победители Призеры

2014/2015 7 32 - 1

2015/2016 18 93 - 5

2016/2017 42 113 5 18

Таблица 2

Результаты обучающихся университетского лицея «Созвездие» в заключительном

этапе ВсОШ в разрезе предметов

Предмет Победители Призеры

География - 1

История 3 4

Литература - 3

Математика - 1

МХК - 2

Немецкий язык - 1

Обществознание - 2

Русский язык 1 -

Физика 1 2

Французский язык - 2

Итого 5 18

мен). По результатам экзамена для обучающегося системы очно-заочных лицеев сохраняется или пересматривается его статус путем издания приказа о переводе на следующую ступень обучения или об отчислении в связи с невыполнением требований учебного плана.

Обучающиеся, успешно освоившие отдельные учебные курсы в рамках дополнительных общеобразовательных программ, получают сертификат об их окончании.

В табл. 1-2 приведены данные о результатах обучающихся в системе очно-заочных лицеев в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) за три учебных года (с 2014 по 2017 г.), которые доказывают эффективность представленной модели сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми на уровне региона (муниципалитета), позволяет участникам этого взаимодействия решать образовательные и организационные задачи, которые не под силу одному

учреждению, в том числе:

• создание современного образовательного пространства для одаренных детей, а также для личностного и профессионального роста педагога;

• организация сетевых проектов;

• привлечение ученых и методистов к решению проблем обучения одаренных школьников и т.д.

Несмотря на преимущества сетевого взаимодействия образовательных учреждений, для их организации необходимо решить ряд проблем. К организационным и субъективным проблемам следует отнести:

• отсутствие гибкости в структурах управления образованием;

• недостаточное правовое обеспечение процесса организации сетевого взаимодействия;

• неясность финансирования сетевой деятельности;

• слабая готовность педагогических работников к реализации механизмов сетевого взаимодействия;

• отсутствие механизмов признания результатов образовательной деятельности в системе сетевого взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г., Эванс Д. Тесты IQ для юных гениев. М.: Эксмо, 2011.208 с.

2. Бине Л. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1999. 432 с.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.320 с.

4. Гилфорд Д.П. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.

5. Голубева ЭА. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.306 с.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.368 с.

7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.431 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.

9. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

10. Мёде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и ихрезультаты/под ред. Б.М. Варшава. М.: Работник просвещения, 1925.120 с.

11. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Либроком, ЛКИ, КомКнига, 2007.280 с.

12. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. A.B. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2000. 682 с.

13. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3. С. 87.

14. Россолимо Г.И. Психологические профили. Ч. 1. Методика. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1910. 53 с.

15. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.385 с.

16. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»//Психологический журнал. 1983. № 5. С. 3-10.

17. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности и их применение к детям школьного возраста. СПб.: Союз, 1997. 128 с.

18. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса//Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27-32.

19. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2004.368 с.

20. Юркевич В.С. Одаренный ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с.

21. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997. 222 с.

22. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N.Y., 1955.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.