УДК 3721.2
В.С. ЗАПАЛАЦКАЯ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
На основе современных подходов к пониманию одаренности раскрываются возможности сетевого взаимодействия в организации работы с одаренными детьми. Описываются характеристики и структура современной информационно-образовательной среды, в которой происходит развитие одаренного школьника, и модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. В качестве примера продуктивного сетевого взаимодействия образовательных организаций региона представлена система очно-заочных лицеев для одаренных школьников Московской области, эффективность деятельности которой проиллюстрирована на основе статистических данных.
Ключевые слова: одаренные дети, сетевое взаимодействие, образовательные организации, информационно-образовательная среда, очно-заочные лицеи.
The article gives a detailed analysis of networking potential for work with gifted children. It describes some characteristics and structure of the contemporary education where development of gifted schoolchildren is a priority. Moreover, the research presents the models of networking in educational institutions which work with gifted children. We looked into some secondary schools of full-time and part-time education as an example of efficient networking in the region. Their efficiency is shown according to statistical data.
Key words: gifted children, networking, educational institutions, information and educational environment, full-time secondary schools.
Современный I статус образования сегодня рассматривается как сфера формирования и развития образовательного сообщества, характеризующегося целостностью, эволюционностью, фундаментальностью, самоорганизацией и направленностью на человека, что существенно изменяет подходы к работе с одаренными детьми как категории обучающихся с ярко выраженной индивидуальностью, высоким уровнем мотивации и образовательных потребностей.
Основными идеями в теории и практике понимания, диагностики и развития одаренности выступают следующие.
© Запалацкая В.С., 2018
Одаренность, понимаемая как явление, которое рассматривается через соотношение наследственности и воспитания (А.М. Матюшкин [9], В.И. Панов [13]).
Одаренность как система высокого уровня развития когнитивных процессов (сенсорно-перцептивных процессов, внимания, памяти, мышления и воображения, а также мотивации и воли (Г. Мюнстерберг [11], Г.И. Рос-солимо [14], В. Мёде и Г. Пиорковский [10], У. Штерн [17] и др.).
Одаренность как высокий уровень развития интеллекта или умственных способностей, который может быть измерен с помощью тестов (начиная с воз-
растных тестов А. Бине [2] и У. Штерна
[17], а в дальнейшем многочисленных тестов Г. Айзенка [1], С.И. Векслера [22], Дж. Гилфорда [4] и др.).
Одаренность как характеристика дифференциальных различий в общих или специальных способностях (Б.М. Теплов [15], Н.С. Лейтес [8], В.Д. Небылицын [12], Э.А. Голубева [5], В.А. Крутецкий [7], В.Д. Шадриков [16], В.Н. Дружинин [6] и др.)
Одаренность как высокий уровень творческого потенциала, проявляющегося в высокой степени исследовательской активности человека, в возможностях легкого и творческого учения, в создании новых творческих продуктов в различных сферах человеческой деятельности (Д.Б. Богоявленская [3], А.М. Матюшкин [9], Н.Б. Шумакова
[18], В.С. Юркевич [20], Е.Л. Яковлева [21] и др.).
Одаренность, рассматриваемая в возрастном аспекте, которая проявляется:
• либо как сензитивные возрастные особенности психического (интеллектуального) развития ребенка и поэтому создающие впечатление очень высокой одаренности, проявляющейся в раннем детстве, но последовательно «убывающей по мере взросления»;
• либо как подход, согласно которому рано проявляющаяся высокая одаренность составляет устойчивый интеллектуальный или творческий потенциал, определяющие психологические проявления высокой одаренности. Отсюда одаренность выступает как объект лонгитюд-ных исследований (Е.И. Щеблано-ва [19]).
Современная информационно-образовательная среда, в которой происходит
развитие одаренного школьника, представляет собой программно-телекоммуникационное и педагогическое пространство с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса и его информационной поддержкой.
Особенностями информационно-образовательной среды, способствующими самореализации личности одаренного учащегося, являются:
• вариативность обучения;
• интеллектуальная насыщенность содержания образования;
• организация широкого спектра дополнительных образовательных услуг;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки одаренных школьников.
Педагогическим компонентом информационно-образовательной среды является внедрение в процесс обучения одаренных школьников технологий, направленных на активизацию творческой и исследовательской деятельности учащихся, овладение ими приемами научного мышления, освоения процесса оформления и презентации результатов исследований, что позволяет говорить об обогащенной образовательной среде. Она формируется на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений, предметом которого являются:
• взаимодействие участников - различных учреждений, объединенных для обмена и эффективного использования ресурсов всеми участниками;
• совместная образовательная программа, для реализации которой каждый участник взаимодействия вносит свой вклад, который может иметь разное ресурсное обеспечение - кадровое, материально-тех-
Рис. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих
с одаренными детьми
ническое, финансовое и др.; • обеспечение индивидуального образовательного маршрута для одаренных школьников посредством доступа ко всем компонентам образовательной сети, организованной соответствующими образовательными учреждениями.
На рисунке представлены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Одним из примеров сетевого взаимодействия образовательных организаций, работающих с одаренными детьми в Московской области, является система очно-заочных лицеев - объединение образовательных организаций региона по обеспечению сетевой
формы реализации дополнительных общеобразовательных программ для развития интеллектуально одаренных детей с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий через организацию специализированного портала.
Цель создания системы очно-заочных лицеев - формирование и развитие системы дополнительного образования интеллектуально одаренных детей Московской области, обеспечивающей их развитие и самореализацию в конкретной предметной области.
В рамках системы очно-заочных лицеев обучающиеся осваивают дополнительные общеобразовательные программы, тьюторы и учителя повышают квалификацию, осваивая новые
технологии по работе с одаренными детьми, коллектив менторов (преподаватели и научные сотрудники вузов региона) формирует специальный образовательный контент, инициируя совместные образовательные проекты, реализуемые одаренными детьми через горизонтальные связи системы очно-заочных лицеев.
Основными задачами системы очно-заочных лицеев являются:
• создание и развитие информационно-образовательной среды для организации дополнительного образования интеллектуально одаренных школьников Московской области с использованием дистанционных образовательных технологий;
• разработка и внедрение учебно-методических материалов и пользовательских сервисов для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• научно- и организационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций Московской области в условиях сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ для интеллектуально одаренных детей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• формирование и развитие информационно-методической базы, направленной на обеспечение содержательной и процессуальной доступности образовательных услуг для интеллектуально одаренных школьников в условиях сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
• проведение «виртуальных» учебно-тренировочных сборов для резерва команд школьников Московской области с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для участия во всероссийских предметных олимпиадах;
• обеспечение дистанционной поддержки профессионального сообщества педагогических работников, осуществляющих работу с интеллектуально одаренными детьми, включая организацию их непрерывного методического сопровождения и консультирования.
В системе очно-заочных лицеев реализуются дополнительные общеобразовательные программы для следующих категорий интеллектуально одаренных и высокомотивированных детей:
• обучающиеся, являющиеся победителями и призерами регионального и заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (учащиеся 9-11 классов), участники дистанционных учебно-тренировочных сборов;
• обучающиеся, являющиеся участниками всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (учащиеся 8-11 классов), желающие повысить эффективность своего участия в ее региональном и заключительном этапе, а также в других интеллектуальных состязаниях различного уровня;
• обучающиеся, являющиеся потенциальными участниками всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам (юниоры, учащиеся 5-7 клас-
сов), обучение которых направленно на стимулирование интереса к участию в олимпиаде и других интеллектуальных состязаниях; • обучающиеся, проявившие свои интеллектуальные способности на региональных и всероссийских интеллектуальных состязаниях учащихся начальной школы (учащиеся 3-4 классов).
Контингент обучающихся в системе очно-заочных лицеев формируется на добровольной безвозмездной основе из учащихся образовательных организаций Московской области, являющихся участниками сетевого взаимодействия
по результатам вступительного тестирования.
Специально разработанная образовательная платформа позволяет участникам просматривать занятия как в прямом эфире, так и в записи, изучать текстовые лекционные материалы, а также дополнительную литературу, подобранную по каждому предмету и доступную в личном кабинете. Контроль знаний осуществляется путем онлайн-тестиро-вания по каждой пройденной теме.
По завершении учебного года для всех обучающихся системы очно-заочных лицеев проводится заключительное тестирование (далее - экза-
Таблица 1
Результаты обучающихся университетского лицея «Созвездие» в региональном
и заключительном этапах ВсОШ
Учебный год Региональный этап ВсОШ Заключительный этап ВсОШ
Победители Призеры Победители Призеры
2014/2015 7 32 - 1
2015/2016 18 93 - 5
2016/2017 42 113 5 18
Таблица 2
Результаты обучающихся университетского лицея «Созвездие» в заключительном
этапе ВсОШ в разрезе предметов
Предмет Победители Призеры
География - 1
История 3 4
Литература - 3
Математика - 1
МХК - 2
Немецкий язык - 1
Обществознание - 2
Русский язык 1 -
Физика 1 2
Французский язык - 2
Итого 5 18
мен). По результатам экзамена для обучающегося системы очно-заочных лицеев сохраняется или пересматривается его статус путем издания приказа о переводе на следующую ступень обучения или об отчислении в связи с невыполнением требований учебного плана.
Обучающиеся, успешно освоившие отдельные учебные курсы в рамках дополнительных общеобразовательных программ, получают сертификат об их окончании.
В табл. 1-2 приведены данные о результатах обучающихся в системе очно-заочных лицеев в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) за три учебных года (с 2014 по 2017 г.), которые доказывают эффективность представленной модели сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми на уровне региона (муниципалитета), позволяет участникам этого взаимодействия решать образовательные и организационные задачи, которые не под силу одному
учреждению, в том числе:
• создание современного образовательного пространства для одаренных детей, а также для личностного и профессионального роста педагога;
• организация сетевых проектов;
• привлечение ученых и методистов к решению проблем обучения одаренных школьников и т.д.
Несмотря на преимущества сетевого взаимодействия образовательных учреждений, для их организации необходимо решить ряд проблем. К организационным и субъективным проблемам следует отнести:
• отсутствие гибкости в структурах управления образованием;
• недостаточное правовое обеспечение процесса организации сетевого взаимодействия;
• неясность финансирования сетевой деятельности;
• слабая готовность педагогических работников к реализации механизмов сетевого взаимодействия;
• отсутствие механизмов признания результатов образовательной деятельности в системе сетевого взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г., Эванс Д. Тесты IQ для юных гениев. М.: Эксмо, 2011.208 с.
2. Бине Л. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1999. 432 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.320 с.
4. Гилфорд Д.П. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
5. Голубева ЭА. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993.306 с.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.368 с.
7. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.431 с.
8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.
9. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.
10. Мёде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и ихрезультаты/под ред. Б.М. Варшава. М.: Работник просвещения, 1925.120 с.
11. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Либроком, ЛКИ, КомКнига, 2007.280 с.
12. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. A.B. Брушлинского, Т.Н. Ушаковой. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2000. 682 с.
13. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности // Прикладная психология. 1998. № 3. С. 87.
14. Россолимо Г.И. Психологические профили. Ч. 1. Методика. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1910. 53 с.
15. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.385 с.
16. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»//Психологический журнал. 1983. № 5. С. 3-10.
17. Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности и их применение к детям школьного возраста. СПб.: Союз, 1997. 128 с.
18. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса//Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27-32.
19. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2004.368 с.
20. Юркевич В.С. Одаренный ребёнок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с.
21. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1997. 222 с.
22. Wechsler D. Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. N.Y., 1955.