Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности'

Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ONLINE COMMUNITY / ORGANIZATION OF ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачёва Аэлита Николаевна

Предложена характеристика сетевой модели организации дополнительного профессионального образования, деятельности сетевого сообщества, главной целью которого является организация профессионального роста педагогов к воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачёва Аэлита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING AS FACTOR IN MODERNIZATION OF TEACHER TRAINING IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The paper presents characteristics of the network model of organization of additional vocational training, the network of community, whose main objective is to organize professional development of teachers to the educational activity.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как фактор модернизации подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности»

УДК 378

А.Н. Ткачёва

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предложена характеристика сетевой модели организации дополнительного профессионального образования, деятельности сетевого сообщества, главной целью которого является организация профессионального роста педагогов к воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, сетевое сообщество, организация дополнительного профессионального образования.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных стратегических факторов развития инновационной экономики страны, один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений.

Ожидаемый вклад образования в развитие общества, выполнение социального заказа определили новые направления в модернизации современной системы образования, выделив основные приоритеты. Среди них - изменение условий социализации в рыночной среде, противодействие негативным социальным процессам, обеспечение социальной мобильности в обществе, поддержка вхождения новых поколений в открытое информационное сообщество, реализация ресурса свободы, поля выбора для каждого человека.

Выделенные приоритеты предполагают устранение непрофессионализма во всех сферах социальной и образовательной политики, различных звеньях образовательной системы.

Потребность в непрерывном профессиональном развитии педагогического корпуса посредством дополнительного профессионального образования специалистов объясняется как объективным, все более ускоряющимся процессом устаревания знаний, так и необходимостью гибко и оперативно откликаться на требования рынка в освоении новых знаний, умений, социальных ролей, а также своевременного устранения различного рода искривлений в образовательной политике, преодоления профессиональных деформаций специалистов, снижающих уровень их компетентности в воспитании, обучении и социализации детей [1].

Современное образование в России переживает сложный период модернизации, ориентированный на обеспечение качественного, эффективного образования детей и взрослых, повышение воспитательного потенциала образовательных учреждений, создание единого культурно-образовательного пространства.

Поэтому главной задачей российской образовательной политики на данном этапе является раз-

витие системы образования на всех уровнях, пересмотр структурно-социального статуса образования и перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия образования с рынком труда [2].

Мы хотели бы подчеркнуть, что актуальность непрерывного образования, повышения квалификации обусловлена рядом факторов, таких как переход к многоступенчатой системе высшего образования, резко возрастающим социальным запросом на переподготовку и повышение квалификации специалистов социальной сферы, необходимостью формирования их профессиональной компетентности и адаптации в современных рыночных условиях. Совершенствование образовательной системы России предполагает предоставление каждому человеку возможности получения образования разных видов и уровней независимо от возраста и социальной принадлежности, профессионального развития и регулярного повышения своей квалификации, профессионального мастерства [3].

Модернизация системы образования, национальная инициатива «Новая школа» определяют совершенно другие, по сравнению с предыдущими годами, требования к школе, системе воспитания, новые образовательные стандарты, требования к педагогам, выявлению и решению проблем совершенствования учительского корпуса и системы повышения квалификации педагогических кадров.

Проблемы воспитания вновь вызывают всеобщий интерес в педагогическом и научном сообществе, особенно в связи с тем, что впервые в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) выделен воспитательный компонент. Модернизация образования, системы воспитания и социализации детей потребовала особого внимания к готовности учителей, педагогических кадров, специалистов в области воспитания к воспитательной деятельности, организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях разных типов и видов, разрешению тех проблем, которые возникают в процессе воспитания и социализации растущего человека в реальном социуме, реальной воспитательной среде [4].

Воспитание - это педагогическое слагаемое образования и культуры, и от того, как оно сложится, зависит поведение человека, его общение в социуме. В современных условиях реорганизации всей воспитательной работы в школе требуется качественно новая система профессиональной подготовки учителя, педагога, который выступает как индивидуальный субъект педагогической деятельности и в то же время представляет собой субъект социума, являясь носителем общественных знаний, ценностей. Общество нуждается в учителе активном, ищущем, творческом.

Практическая готовность педагога к воспитательной деятельности в образовательном учреждении трактуется нами как целостное личностное образование, соединяющее в себе ценностно-когнитивный, действенно-регулятивный, эмоциональный, технологический, оценочно-прогностический компоненты. Она реализуется на уровне стремления педагога к научному осмыслению действительности, способности к аксиологическому восприятию мира человеческих отношений, потребности к социально значимому действию.

Внедрение воспитательного компонента ФГОС актуализировало подготовку педагогов к проектированию воспитательного процесса, разработке программ социального партнерства всех субъектов воспитательного процесса, моделей реализации содержания воспитания, реализации в воспитательной практике технологий организации проектной деятельности, социальных инициатив детей, педагогического сопровождения в процессе освоения ими окружающей среды, формирования у них актуального социального опыта, создания условий для духовно-нравственного становления, самовоспитания, самореализации.

Сегодня проблемы воспитания, по утверждению ряда ученых (В. И. Вагнер, С. В. Дармодехин, Б. В. Куприянов, Л. Я. Олиференко, В. В. Рубцов, Г В. Сабитова, Н. Л. Селиванова, Я. С. Турбовской, Г Н. Филонов, Н. Е. Щуркова и др.), общественности и педагогов-практиков, относятся к злободневным и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. Эти проблемы формулируются как на уровне государственных структур, так и на уровне сообщества ведущих ученых в области воспитания и профессионального педагогического образования и ведущих практиков отечественного воспитания. При этом отмечается, что современная образовательная система представляет собой более сложный организм, нежели это было несколько лет тому назад [5].

Характерными стали многоликость, диверсификация образовательной системы, ее открытость, сочетание различных видов и типов образовательных учреждений, разнообразие программ, техно-

логий образования, требования усиления воспитательной эффективности учебно-воспитательного процесса, самообследование и самоанализ результативности учебно-воспитательной деятельности образовательных и научных учреждений при прохождении ими процедуры государственной аккредитации, аттестации и лицензирования. Образование представляет собой процесс развития и самосовершенствования человека как субъекта взаимодействия с окружающим миром, социумом. По мере взросления человек приобретает жизненный и профессиональный опыт.

Федеральное государственное научное учреждение «Институт семьи и воспитания» Российской академии образования играет значимую роль в разработке различных аспектов государственной политики в области воспитания, реализации государственных программ повышения социального статуса воспитания, усилении воспитательных функций образовательных учреждений и всех социальных институтов, работающих с различными категориями детского и взрослого населения, формировании ценностей воспитания и социализации, базовых культурных ценностей, гражданского становления личности.

Особое внимание уделяется совершенствованию системы дополнительного профессионального образования института с целью подготовки педагогов к воспитательной деятельности, повышению квалификации специалистов в области воспитания. В этой связи действуют курсы повышения квалификации, проводятся семинары-практикумы, регулярно выпускаются интернет-обзоры, аннотированные каталоги, информационно-аналитические выпуски по темам, связанным с проблемами воспитания и семьи, проблемами педагогического профессионализма, профессиональной подготовки, развития непрерывного социально-педагогического образования.

Профессиональная подготовка к воспитательной деятельности - это процесс психолого-педа-гогического, социально-педагогического и профессионального совершенствования, предполагающий создание условий для повышения воспитательного потенциала учителя, побуждающий его к поиску личностно значимого смысла профессии, профессиональному самоанализу, самореализации, саморазвитию. Практическая готовность педагога к воспитательной деятельности соединяет в себе ценностно-когнитивный, действенно-регулятивный, эмоциональный, технологический, проектно-организаторский, оценочно-прогностический компоненты, аналитические, прогностические, организаторские и коммуникативные умения. Ступени профессионального роста учителя - педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство.

Многоплановое реформирование образования требует очень высокого профессионального уровня учителя. Причем ведущей составляющей профессионализма должна стать творческая компонента, проявляющаяся в компетенциях. При этом, говоря о подготовке учителей к воспитательной деятельности, мы рассматриваем проблемы кадровой политики в двух ракурсах: подготовку учителей в системе высшей школы и совершенствование учительского корпуса, повышение профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования.

В данном контексте мы представляем модернизацию подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования как комплекс целевых нормативных и технологических изменений в организации курсов переподготовки и повышения квалификации, тьюторское сопровождение профессионального роста педагогов, обеспечение методиками диагностики и самоанализа и организацию педагогического мониторинга, который позволяет корректно, объективно, своевременно и последовательно осуществлять наблюдение за воспитательным процессом, его динамикой, изменением и содержательным обновлением, дает возможность аналитически работать с получаемыми воспитательными результатами, корректировать логику их достижения, добиваясь при этом устойчивого наращивания требуемой эффективности управления всем воспитательным процессом, выявить проблемы профессиональной компетентности всех субъектов воспитательной деятельности [6].

Большинство воспринимает модернизацию как разработку и использование новой техники и технологий, основанных на достижениях современной науки. А ведь главное - это модернизация сознания людей, всех специалистов социально-педагогической сферы, которые должны понимать смысл проводимых преобразований в области воспитания и иметь мотивацию на их успешную реализацию.

Профессиональное развитие специалистов является главным фактором совершенствования воспитательной, социально-педагогической деятельности, и в этой связи особая роль принадлежит дистанционному обучению, в котором мы выделяем следующие, наиболее распространенные модели организации образовательного процесса: модель КТ («кейс-технология»), модель СО (Интернет или сетевое обучение), модель РТ (радио и телевидение) и перспективную модель МТ (мобильные информационные технологии), активно используемые при разработке инновационных педагогических технологий.

Как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей модернизации образования се-

годня рассматривается сетевая организация взаимодействия образовательных учреждений для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений, социальных институтов. При этом сеть может создаваться или по определенному поводу и предусматривает получение общего результата посредством объединения ресурсов, или сеть может создаваться для обмена ресурсами, но при этом каждый участник сетевого взаимодействия получает свой запланированный результат. Сетевые технологии, использование интернет-инструментария, сетевое взаимодействие занимают прочное место на различных ступенях системы образования и особо значима их роль в модернизации дополнительного профессионального педагогического образования.

Сетевые формы общения и взаимодействия более эффективные и экономичные. Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. Сетевая форма взаимодействия является одним из вариантов социального партнерства.

Значимость и актуальность сетевого взаимодействия отражены и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. в части развития системы непрерывного образования, где в числе важнейших задач определена следующая: создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий, широкого спектра качественных инновационных программ непрерывного профессионального образования, в т. ч. сетевых.

Анализ образовательной, социально-педагогической практики создания и использования этих технологий, а также трудов ученых (Л. Н. Антонова, А. В. Золотарёва, Б. А. Куган, О. А. Фиофанова и др.) позволил выделить следующие модели организации сетевого взаимодействия в практике регионов России: «Ресурсный центр», «Консалтинговый центр», «Научно-образовательный центр», «Паритетная (автономная) кооперация», «Модель площадок», «Модель проектов», «Образовательный округ», «Школьный округ», «Университетский округ» и многое другое, что нашло свое место в образовательной практике российских регионов. Применяются разнообразные формы организации сетевого партнерства: сетевые воспитательные события, проекты, программы, общественные акции,

конференции, семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, очные и заочные (в дистанционном режиме) курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Данный анализ позволил также выделить следующие характерные особенности образовательных технологий дистанционного обучения и сетевого взаимодействия: доступность, эголитарность гибкость, адаптивность, модульность, интерактивность, асинхронность, открытость и массовость, рентабельность, добровольность связей, множественность уровней взаимодействия, объединяющие цели сотрудничества.

Сетевое взаимодействие, интеграционные процессы в сфере науки и образования могут принимать различные формы и носить институциональный, программный либо кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам интеграционных структур - высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности. Гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры) являются наиболее развитой формой интеграции науки и образования и создаются на основе многосторонних соглашений и объединяющих вузы, научные организации, образовательные учреждения, инновационные фирмы.

Мы представляем модернизацию подготовки педагогических кадров к воспитательной деятельности в системе дополнительного профессионального образования как комплекс целенаправленных, нормативных и технологических изменений в организации курсов переподготовки и повышения квалификации, направленных на создание эффективной и открытой системы непрерывного профессионального образования

Все вышесказанное актуализирует необходимость разработки моделей и технологий дистанционного обучения, организации сетевых педагогических мастерских, мастер-классов, заочных и непрерывных форм повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Особое значение это имеет для тех специалистов, которые проживают вдалеке от крупных городов и научнометодических центров.

Информационная компетентность обеспечивает эффективный поиск и структурирование информации, ее адаптацию к особенностям образовательного процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, которые позволяют проектировать решение педагогических проблем и практических задач, регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, ис-

пользование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов.

Система дополнительного профессионального образования ФГНУ «Институт семьи и воспитания» Российской академии образования представляет сетевую, накопительную, блочно-модульную модель повышения квалификации, которая включает такие формы организации, как семинары-практикумы, научно-практические конференции, очно-заочные курсы, дистанционные конференции и семинары, мастер-классы, социальный заказ территории на определенную тематику образовательной программы. При прохождении отдельных модулей слушатель получает сертификат, удостоверение или свидетельство. По результатам освоения образовательной профессиональной программы слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

Занятия на курсах ведут ученые (доктора и кандидаты наук) ИСВ РАО, авторы программ курсов повышения квалификации, профессорско-преподавательский состав. Общее руководство реализацией программ курсовой подготовки осуществляет заместитель директора по научной работе, доктор педагогических наук, профессор И. В. Вагнер.

Характерной особенностью данной модели является персонификация государственных обязательств, самостоятельное формирование слушателем индивидуального образовательного маршрута с учетом своих профессиональных потребностей, выбора модулей, которые интересны и необходимы для совершенствования профессиональной компетентности, наиболее приемлемых сроков их реализации и оплату курсов повышения квалификации в дробном режиме (отдельно за каждый модуль). Особое значение приобретает профильная направленность организации курсовой подготовки кадров в области воспитания, т. е. профильный институт - профильные курсы по проблемам развития воспитания в разных типах образовательных учреждений и социально-педагогической работы с семьей.

Наша практика организации повышения квалификации педагогических кадров в области воспитания показывает, что эффективность реализации задач модернизации инфраструктуры современного детства, развития социального партнерства в сфере воспитания зависит от согласованной совместной деятельности, направленной на использование научно-методического и воспитательного потенциала как научного, так и образовательных учреждений в модернизации системы дополнительного профессионального образования.

Это подтверждают и представители опытноэкспериментальных площадок ФГНУ ИСВ РАО,

активные участники и организаторы сетевого взаимодействия в организации курсов повышения квалификации по программам, разработанным учеными института, которые говорят, что им необходима помощь в подборе «ключей» для реализации на практике тех теоретических подходов, которые они разделяют, с которыми знакомы по книгам, интернет-сети или услышали на курсах. Институт и образовательные учреждения - соратники и партнеры в реализации государственных программ воспитания, усилении воспитательных функций образовательных учреждений и всех социальных институтов, работающих с различными категориями детского и взрослого населения, формировании ценностей воспитания и социализации, базовых культурных ценностей, гражданского становления личности. Интеграция усилий, централизация ресурсов по сетевой модели приносят свои плоды. Отношения «двусторонней полезности», возникновение многочисленных социальных связей, формальных и неформальных контактов, лежащие в основе особого социального партнерства, являются одним из характерных признаков сетевого взаимодействия.

В 2010 г. прошел консультативный семинар-совещание представителей экспериментальных учреждений ИСВ РАО «Развитие воспитания в системе образования: содержание, технологии, условия и оценка результативности (в контексте реализации воспитательного компонента ФГОС)» (руководитель - И. В. Вагнер, заместитель директора, доктор педагогических наук, профессор) как ком-

понент очно-заочной формы курсовой подготовки. В 2011/12 учеб. году организованы курсы повышения квалификации для руководителей и педагогов общеобразовательной школы по теме «Программы воспитания и социализации учащихся: разработка и реализация в общеобразовательной школе (в контексте реализации воспитательного компонента ФГОС)». Институт имеет лицензию (серия ААА № 001311 от 17 мая 2011 г.) и свидетельство о государственной аккредитации от 20 июля 2010 г., регистрационный № 0527 серия ВВ 000634), что дает право выдачи слушателям курсов документов государственного образца о повышении квалификации.

В 2011 г. проходила апробацию накопительная блочно-модульная модель организации курсовой подготовки, были организованы и проведены краткосрочные курсы повышения квалификации совместно с лабораторией аксиологических основ воспитания (руководитель курсов - А. И. Шемшурина, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией) по программе «Аксиологический подход в теории и практике воспитания в современной школе». Участниками были педагоги и руководители образовательных учреждений, представители Московской, Ульяновской областей, городов Москвы, Липецка, Обнинска, Нижнего Тагила, Анапы. Повышение квалификации слушателей курсов осуществлялось в системе с июня по октябрь 2011 г. в форме участия в научно-практическом семинаре, межрегиональной конференции, мастер-классах и открытых занятиях.

Список литературы

1. Дармодехин С. В., Вагнер И. В., Климин С. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. М.: ИСВ РАО, 2010.

2. Дармодехин С. В., Вагнер И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. М.: ИСВ РАО, 2010.

3. Образование и социальные вызовы XXI века: коллектив. монография / под ред. М. Л. Левицкого, Г. Н. Филонова, О. В. Суходольской-Кулишовой. М.: ИНИМ РАО, 2010.

4. Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. 7-9 декабря 2011 г.: в 2 т. М.: ИСВ РАО, 2012.

5. Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества: сб. науч. тр. междунар. науч.-теор. конф. 24 октября 2011 г.: в 2 т. / под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. М.: Учреждение РАО «Институт теории и истории педагогики», 2011.

6. Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 89-94.

Ткачёва А. Н., кандидат педагогических наук, зав. лабораторией.

Институт семьи и воспитания РАО.

Ул. Погодинская, 8, Москва, Россия, 119121.

E-mail: niisv@mail.ru

Материал поступил в редакцию 11.05.2012.

A. N. Tkacheva

NETWORKING AS FACTOR IN MODERNIZATION OF TEACHER TRAINING IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The paper presents characteristics of the network model of organization of additional vocational training, the network of community, whose main objective is to organize professional development of teachers to the educational activity.

Key words: educational activities, online community, organization of additional vocational education.

Institute of Family and Education of RAE.

Ul. Pogodinskaya, 8, Moscow, Russia, 119121.

E-mail: niisv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.