Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО И ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО И ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажигова Елена Микаиловна, Вазкаева Седа Сайд-Ахмедовна, Джамалдинов Муслим Абдулмежидович

Статья посвящена исследованию проблемы сетевого взаимодействия, организованного в системе общего образования и дополнительного образования, как практического ресурса для развития отечественного образования на данном этапе. Авторами анализируется проблема организационного сетевого взаимодействия для решения актуальных образовательных задач. В целом проведенный анализ показал, что развитие сетей и сетевых структур в настоящее время является характерной тенденцией экономической и социальной жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING AS A FACTOR OF INNOVATION AND INTEGRATION DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article is devoted to the study of the problem of network interaction, organized in the system of general education and additional education, as a practical resource for the development of domestic education at this stage. The authors analyze the problem of organizational network interaction for solving actual educational problems. In general, the analysis showed that the development of networks and network structures is currently a characteristic trend in the economic and social life of society.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО И ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_1 УДК 37.072

Мажигова Елена Микаиловна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита в цифровой экономике, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-таН: lauracullen@mail.ru

Вазкаева Седа Сайд-Ахмедовна,

старший преподаватель кафедры «ИТ и МПИ», Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-таИ: Sveta.vaz.75@mail.ru

Джамалдинов Муслим Абдулмежидович,

студент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: Dark.genius@list.ru

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО И ИНТЕГРАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена исследованию проблемы сетевого взаимодействия, организованного в системе общего образования и дополнительного образования, как практического ресурса для развития отечественного образования на данном этапе. Авторами анализируется проблема организационного сетевого взаимодействия для решения актуальных образовательных задач. В целом проведенный анализ показал, что развитие сетей и сетевых структур в настоящее время является характерной тенденцией экономической и социальной жизни общества.

Ключевые слова: сетевая модель; инновация; образование; учреждение; децентрализация.

UDC 37.072

Mazhigova Elena Mikailovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Accounting, Analysis and Audit in the Digital Economy", Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: lauracullen@mail.ru

Vazkaeva Seda Said-Akhmedovna

Senior Lecturer, Department of IT and MPI, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Sveta.vaz.75@mail.ru

Jamaldinov Muslim Abdulmezhidovich,

student, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Dark. genius@list.ru

NETWORKING AS A FACTOR OF INNOVATION AND INTEGRATION DEVELOPMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article is devoted to the study of the problem of network interaction, organized in the system of general education and additional education, as a practical resource for the development of domestic education at this

stage. The authors analyze the problem of organizational network interaction for solving actual educational problems. In general, the analysis showed that the development of networks and network structures is currently a characteristic trend in the economic and social life of society.

Keywords: network model; innovation; education; institution; decentralization.

В настоящее время в условиях активной глобализации образовательного пространства в современном мире появляются и начинают все более активно развиваться новые формы и модели функционирования различных образовательных структур. Одной из таких моделей является модель сети. Модель сетевого взаимодействия в образовании - это сложный механизм, при котором несколько образовательных организаций (как на одном уровне, так и на разных уровнях) участвуют в процессе образовательной и внеклассной деятельности.

Сетевое взаимодействие в образовании обеспечивает сложное и многоуровневое сотрудничество между структурными элементами одной и той же системы образования, что невозможно в других структурных и организационных моделях.

Сетевая модель сочетает в себе усилия различных образовательных учреждений, включая создание централизованной информации и образовательных ресурсов, которые обеспечивают особое развитие, включая инновационные формы социального партнерства, и обеспечивают многочисленные преимущества такого взаимодействия. Между всеми участниками сетевого взаимодействия в образовании создаются сложные контакты, как неформальные, так и формальные, что значительно обогащает образовательный процесс, способствует активному распространению образовательных технологий, внедрению и развитию инноваций и т. д.

К сожалению, сетевое взаимодействие в системе образования Российской Федерации в настоящее время более активно используется на уровне высших и средних профессиональных учебных заведений, в системе общеобразовательных учреждений России модель сетевого взаимодействия все еще очень слаба и недостаточно развита.

С другой стороны, сетевое взаимодействие интегрированных учебных заведений является очень перспективным механизмом, который может дать взаимосвязанным учебным заведениям единство образовательных

ресурсов, творческих целей и проектов и позволить им собирать, объединять, распределять и перераспределять доступные ресурсы для достижения наилучших результатов.

Создание сетей общеобразовательных учреждений также очень важно для повышения эффективности управленческой деятельности. Руководители школ могут воспользоваться помощью сетевых экспертов, а также активизировать и использовать навыки децентрализованных руководителей, которые участвуют в создании сетей, саморазвитии и т.д.

Создание сети предприятий и организаций и создание сети между ними - одна из тенденций на этапе развития современной экономики и общества. Сетевая структура (сеть) лежит в основе образования и всей экономической системы в целом.

С.А. Гулин подчеркивает, что в современной цивилизации «концепция сети отражает универсальное явление» [3]. Сетевая структура пронизывает все сферы человеческого общества, функционирующие на современном этапе развития: социальную, экономическую, культурную, личную. Следовательно, концепция сети является сквозной и междисциплинарной.

Активное развитие сетевой структуры на последнем этапе развития человеческого общества было естественным следствием глобализации всех социально-экономических процессов. Вот почему Т. Грачева в своих работах характеризует сеть как «метатех-нологию организации человека в условиях глобализации» [2]. Появление этой метатех-нологии является объективным следствием того факта, что организационная структура старого хозяйствующего субъекта оказалась недостаточно эффективной в новых условиях, поэтому пришлось создать новую современную организационную структуру [9, с. 3]. Сетевая структура, сеть стала одним из таких типов.

С глобализацией мы становимся свидетелями появления и активного развития сетевых структур в обществе посредством процесса компьютеризации. М. Кастельс

отмечает в своей книге «Формирование сетевых структур в обществе», что в информационную эпоху существует историческая тенденция, когда доминирующие функции и процессы все чаще организовываются в соответствии с принципами сети [6].

Сетевые структуры, или сети, - это разные интерпретации в работе ученых в зависимости от сферы применения этих терминов.

В широко распространенном понимании, оторванном от специфики социальной жизни, сеть понимается как «комплекс взаимосвязанных узлов», конкретное содержание которых зависит от типа рассматриваемой сетевой структуры [6].

М. Кастеллс отмечает: «Если мы говорим о глобальной сети финансовых потоков, этими узлами могут быть центры рынков ценных бумаг или дочерние компании, предоставляющие им услуги. Учитывая структуру политической сети Европейского союза, узлом может стать Совет министров каждого европейского государства и т. д.» [6].

В целом сеть характеризуется «структурой, которая не имеет единого центра (масштаба, линейки), но действует как результат совместного взаимодействия между элементами (узлами)» [11].

С точки зрения внутренней организации, Сеть (сетевая организация) также определяется исследователями как «структура, представляющая собой горизонтально организованную сеть, гибкую и слабо связанную, состоящую в основном из идентичных партнеров, имеющих разные и независимые роли» [10, с. 14-21].

Приведенные выше определения являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу, но базируются на следующих важных параметрах, присущих большинству сетевых структур (сетей):

- децентрализация (отсутствие единого центра);

- сотрудничество как основа взаимодействия структурных элементов сети;

- внутренняя гибкость;

- они независимы, и в то же время элемен -ты слабо связаны;

- доминирующий уровень отношений между элементами сети;

- равенство между элементами сети.

Теперь давайте немного подробнее рассмотрим особенности выделенной сети.

Децентрализация - это процесс перераспределения и распределения функций, власти, полномочий, людей, объектов и т.д. В сетевой структуре вдали от центра локализации или контроля.

В сети децентрализация важна, но не абсолютна. То есть в сети всегда есть децентрализация, но она не полная. Например, в сети магазинов сформированные магазины распределены между собой, причем каждый из них функционирует независимо. В то же время в сети магазинов есть распределительный центр, который отвечает за доставку товаров в магазин, и управляющая компания, которая отвечает за общее управление компанией цепочки (организационная, юридическая, экономическая и т.д.).

С другой стороны, современное общество также знает о сетях, в которых децентрализация достигается оптимальным образом. Прекрасным примером является глобальный Интернет, который характеризуется тем, что он в основном децентрализован и не управляется из одного центра. В Интернете существует только один координационный орган, который выступает в качестве регистратора. Регистратор ведет реестр ресурсов и обеспечивает уникальность своих идентификаторов [12, с. 5].

Подводя итог, можно подчеркнуть, что децентрализация является более или менее характерной чертой структуры сети, и хотя она не является абсолютной в сети, тенденция элементов (узлов), составляющих сеть, замечательна.

В частности, что касается экономической сети, исследователи отмечают, что основной задачей структуры нового образования является построение системы взаимодействия между участниками, способствующей максимальному снижению затрат, понесенных в процессе существования структуры, то есть транзакционных издержек, обязательно связанных с взаимодействием хозяйствующих субъектов, и достижению эффективности. «Эти формы характеризуются высокой гибкостью, опытом и высоким уровнем контроля в управлении связями и отношениями. Сегодня сетевое сотрудничество является одной из форм взаимодействия между хозяйствующими субъектами, которая наиболее динамично развивается для достижения этих целей» [14].

В рамках сетевой структуры современной экономики внутрисетевое сотрудничество означает «достижение крупного экономического эффекта за счет интеграции ключевых бизнес-процессов, создания общих планов, совместной оценки спроса и, самое главное, создания общего информационного поля» [14].

Однако сотрудничество в рамках сети не ограничивается структурой сети в бизнесе, а является характерным сотрудничеством между элементами, содержащимися в сети, одной из основных характеристик сети, поэтому она более или менее оснащена другими структурами социальных сетей.

Благодаря сотрудничеству элементы сети (узлы) могут формировать единое информационное и коммуникационное пространство интрасети для развития, интегрировать процессы стратегического планирования, объединять общие ресурсы для более эффективного взаимодействия и повышения качества отдельных лиц и совместной деятельности, и это всегда помогает в некоторой степени снизить операционные издержки. Важным фактором, определяющим необходимость внутрисетевого сотрудничества, является возможность экономии транзакционных издержек.

Третья важная особенность сети заключается в том, что ее элементы почти независимы друг от друга, но соединены слабой системой связи. Самым ярким примером, до -казывающим особенности такой сети, является Интернет. Короче говоря, это n-й набор удаленных и независимых рабочих компьютеров с автономным питанием, автономного контроля и автономного определения местоположения. Эти компьютеры по мере необходимости связаны между собой определенными информационными технологиями и протоколами HTTP и объединяют свои ресурсы, чтобы разные пользователи Сети могли делиться ими.

Способность и готовность элементов сети одновременно взаимодействовать с другими узлами сети относительно друг друга (а в некоторых случаях практически абсолютным образом) определяют потенциал эффективного сотрудничества в сети, описанной выше.

Кроме того, независимость элементов сети требует их равенства между собой. Это называется пестрой сетью [8, с. 26], и, как от-

мечают исследователи, в отличие от систем с иерархической структурой, взаимодействующие элементы равны в отношениях, которые устанавливаются в сети. То есть функция всех узлов следует тем же правилам взаимодействия с другими узлами [5, с. 26].

Еще одной важной особенностью сети является ее внутренняя гибкость. В случае сетевой структуры существуют два аспекта гибкости. Во-первых, сеть может быть расширена (путем включения новых элементов) или уменьшена (путем удаления элементов) без потери общей функциональности сети, а не жесткой, фиксированной структуры. Второе - это устойчивость сети за счет способности (адаптивности) гибко реконструировать внутреннюю структуру сети с учетом изменений внешней среды.

Таким образом, если мы проанализируем определение слова «сеть», мы увидим, что сеть является очень характерной структурой в природе, которая отличается своей внутренней структурой и составом взаимодействия элементов. Ее характеристиками являются децентрализация (отсутствие единого центра), кооперация во взаимодействии элементов сети, внутренняя гибкость, независимость и свободное соединение элементов сети, степень взаимосвязи между элементами, взаимное равенство элементов сети и т.д.

Сетевая структура (сеть), существующая в обществе, противостоит другим типам структур, наиболее важными из которых являются следующие:

- иерархическая структура (также называемая вертикальной или зависимой структурой), основанная на едином центре деятельности и зависимости от этого центра периферийных элементов;

- в структурах рыночного и рыночного типа (также называемых конкурентно-контрактными, индивидуалистическими) взаимодействие элементов носит преимущественно конкурентный характер (рис. 1).

6 6 6 6 0 0

Сетевая Иерархическая Квазирыночная Рисунок 1 - Модели сетевой, иерархической и рыночной (квазирыночной) структуры

Сетевые структуры часто сравнивают с иерархическими структурами. Особенностью сети как социальной структуры является то, что в отличие от иерархической структуры, которая в принципе является закрытой, сеть потенциально является «открытой структурой», которую можно бесконечно расширять, включая новые узлы, если она является коммуникабельным узлом [6, с. 471].

Примером открытой сети в бизнесе является, в частности, сеть франшиз, где появляются новые франчайзи по мере роста франчайзи. В настоящее время большинство крупных торговых сетей в России по своей сути являются открытыми сетями, целенаправленно нацеленными не только на то, чтобы обеспечить географическое расширение своего присутствия в том или ином регионе и все больше и больше новых элементов внутри себя, но и обеспечить это присутствие в стратегическом плане.

В современной социальной деятельности сети создаются в разных областях, поэтому стало обычным различать типы сетей. Основными типами являются следующие:

- вычислительная сеть;

- социальная сеть;

- экономическая сеть.

В последние годы социальные и экономические сети стали наиболее продуктивной и перспективной формой взаимодействия между социальными субъектами и, следовательно, самой большой проблемой в системе социальных наук.

Социальные и экономические сети представляют собой интегрированную систему структурных элементов, взаимосвязанных по горизонтали и вертикали и основанных на формальных взаимодействиях (организация, экономика, производство, сотрудничество, информация, договорная стабильность, гарантия кондоминиума, ресурсная база, товары) и неформальных (социальных, межличностных и институциональных).

Социальная и экономическая сетевая структура возникла в результате длительного процесса эволюции организационной структуры, которая превратилась из линейной и функциональной структуры в междепартаментскую, матричную и сетевую структуру.

Современная организационная структура отличается от традиционной тем, что она

использует активный коллектив, несколько элементов сети, которые находятся на разных этапах цепочки создания, а не сосредоточивает все активы, необходимые для производства продукции, в одной компании или заключает эксклюзивный контракт.

По мнению экспертов, сетевую структурв, функционирующую в современном социально-экономическом пространстве, характеризуют пять ключевых организационных принципов, наиболее важными из которых являются:

- существование общих целей, которые не могут быть достигнуты за пределами сети;

- спонтанность участия в сети;

- независимость партнеров;

- множество лидеров;

- многоуровневое взаимодействие позволяет каждому участнику напрямую общаться с каждым партнером в Сети [9, с. 4].

Принципы сотрудничества между предприятиями, организациями и другими структурами, содержащимися в сети, таковы [15, с. 17]:

- необходимо постоянное сотрудничество и высокий уровень доверия с партнерами;

- общие стратегии продаж и ценовая политика для сети (в случае корпоративных сетей);

- совместное присутствие на рынке;

- взаимная поддержка и обмен информацией;

- передовой предпринимательский дух каждого партнера, входящего в сеть;

- стандартизация и координация планирования и прогнозирования развития сети;

- обеспечение общих стандартов качества, услуг и товаров;

- контроль качества продукции, услуг и процессов управления;

- организованная структура поставок.

Как мы уже упоминали выше, сетевые

структуры возникли в различных сферах экономической и социальной жизни, включая образование [17].

В последние годы проблема создания сетей и развития сетей в образовании была закрыта. Практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений предполагает модернизацию основных процессов, происходящих в образовательных учреждениях и инновационную деятельность. Как отмечают эксперты, совместное использование сетей

и ресурсов становится важным не только для общего развития образования, но и в некоторых случаях для развития определенных учебных заведений. Эти обстоятельства также определяют степень интеграции, которая приводит к формированию общего образовательного пространства и, что более важно, к возникновению образовательных комплексов и развитию сетевых взаимодействий [4, с. 19].

Исследователи указывают, что технология образовательных сетей в настоящее время рассматривается как «один из инструментов социокультурной модернизации образования» [18, с. 44].

В то же время следует проводить различие между образовательной сетью в традиционном смысле и образовательной сетью как инновационной моделью сетевого взаимодействия образовательных организаций.

В традиционном смысле образовательная сеть - это набор учреждений, выполняющих определенную функцию, набор образовательных программ и образовательных учреждений, реализующих непрерывные образовательные программы на разных уровнях и направлениях [9, с. 8-9].

В этой интерпретации характеристики образовательной сети (ЕЕ^ следующие:

- композиция (набор элементов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- структура (связь между элементами);

- цель и функция.

Ее можно рассматривать как систему, которая функционирует в соответствии с ограничениями этой внешней среды (например, национальными образовательными стандартами, требованиями к доступу к образованию и т.д.) [9, с. 9]. Однако в современном прогрессивном понимании образовательная сеть (сеть образовательных организаций) понимается более сложным и всеобъемлющим образом.

На основе сетевого взаимодействия, с точки зрения современной инновационной экономики, соединение этих или других образовательных структур в одну сеть понимается как результат процесса естественной эволюции самодеятельности образовательных организаций, как результат добровольного сотрудничества, самоорганизации и саморазвития образовательных организаций [4, с. 103].

В результате формирования сложных сетевых связей между образовательными

организациями, входящими в единую образовательную сеть, устанавливается внутренний обмен недостающими ресурсами и информацией между ними, происходит перевод студентов. Как отмечают Н.В. Пинчук и М.С. Якушкина, каждое учреждение, участвующее в сети, имеет доступ ко всем интегрированным ресурсам для наращивания собственного потенциала. Благодаря сетевому взаимодействию учащиеся получают более разнообразные условия развития и имеют возможность создавать индивидуальные планы [13, с. 35-39].

Как особый тип современной сетевой образовательной структуры существует образовательная сеть франшиз на основе сетевого взаимодействия. С другой стороны, в современном российском образовании, прежде всего в коммерческом секторе, развиваются образовательные сети, основанные на принципе франшизы.

Таким образом, по мнению А. Коваленко, образовательная франшиза является «формой сетевого образовательного бизнеса, в котором высшие учебные заведения обозначают различные образовательные продукты и программы и передают права на их исполь -зование в качестве объектов интеллектуальной собственности другим организациям» [7, с. 4]. Таким образом, ученый ограничивает понятие «образовательная франшиза» функциональной областью средних школ.

Это неудивительно, поскольку, как показывает современная российская практика, франшиза как сетевая модель развивается не только в образовательной среде, но и на других уровнях системы образования, особенно в системе платного дополнительного образования.

А.С. Лопата предлагает более широкое определение образовательной франшизы, основанное на сетевой модели взаимодействия между образовательными учреждениями. По его словам, франшизы в сфере образования (образовательные франшизы) следует рассматривать как совместную деятельность образовательных учреждений по предложению, предоставлению и продвижению образовательных и смежных услуг и продуктов на рынке образовательных услуг [8, с. 39-42].

А. В. Горбунова считает, что суть образо-

вательной франшизы заключается в заклю-.

чении образовательными учреждениями договоров коммерческой концессии. В договоре указаны основные условия сотрудничества, права и обязанности сторон, финансовые положения, срок действия договора и т.д. Обучение студентов, зачисленных в качестве стажеров в учреждение, осуществляется сертифицированными опекунами. То есть лицами, уполномоченными правообладателем проводить обучение в соответствии с программой и учебной программой правообладателя. Каждая программа обучения имеет учебное пособие, специально подготовленное правообладателем. Это необходимо для потребителей и клиентов, которые являются студентами (стажерами) образовательных учреждений [1, с. 18].

В современном состоянии развития рынка образовательных услуг в России представляется правильным интерпретировать его более широко и не ограничивать франчайзинг образования деятельностью высших учебных заведений, а как концепцию, охватывающую различные сферы образовательного рынка, такие как дошкольное образование, дополнительное образование и т.д.

Существует несколько объективных причин, объясняющих растущий спрос на модели франшизы сетевого образования в современной бизнес-среде. Как отмечает Решетняк, франшиза может не только увеличить количество предоставляемых образовательных услуг и повысить их качество, но и повысить интеллектуальный уровень общества и предоставить доступ к различным уровням образования, которые ранее были недоступны. По ее словам, франшиза в области образования имеет особое значение в то время, когда развитие современных образовательных, информационных и коммуникационных технологий позволяет нам активно внедрять методы дистанционного обучения в обществе. Это дает образовательным учреждениям возможность построить обширную образовательную сеть с использованием технологий дистанционного обучения, основанных на модели франшизы, и позволяет каждому иметь равный доступ к качественному современному образованию.

Среди моделей сетевой франшизы выделяются два основных типа сетевой франшизы в сфере образования, в зависимости от объема рынка образования.

1) Федеральная образовательная франшиза. Ее отличительные черты:

высокая цена;

она устанавливает новый уровень качества образовательных услуг;

наиболее активно развивается в крупных городах;

не подходит для маленьких городов;

требует многого от франчайзи;

укрепляет образовательные связи между регионами.

2) Региональные франшизы на обучение имеют следующие особенности:

- включают местные учебные заведения, в том числе небольшие учебные заведения;

- приемлемые цены на франшизы;

- признанный бренд в этом районе;

- обеспечивают лояльность клиентов к региональным услугам;

- франчайзи и франчайзер тесно взаимодействуют;

- содействуют развитию общин;

- укрепляют образовательные связи в регионе.

Образовательный франчайзинг рассматривается как перспективная организационная модель сетевого взаимодействия образовательных организаций в рыночной среде. Благодаря сетевому образовательному франчайзингу организации, которые покупают франшизу и присоединяются к образовательной сети, могут воспользоваться следующими преимуществами:

- как независимое юридическое лицо сетевые образовательные организации получают готовые образовательные технологии, которые позволяют им легко войти в интегрированное образовательное пространство сети;

- одновременно с приобретением исключительных прав в соответствии с соглашением о франшизе франчайзи учебного заведения приобретает репутацию и имя, уже известные потребителям на рынке образования, и повышает узнаваемость;

- франшизы включают учебные заведения - франчайзи также получают пакеты коммерческой поддержки научно-технического, консультационного и методологического характера, включая информационные материалы, методические материалы в виде четких инструкций о том, как внедрять образовательные продукты и услуги, методы

для образовательной деятельности и многое другое.

Кроме того, согласно Гражданскому кодексу РФ, образовательные франчайзи имеют право изучать и знакомиться с опытом образовательных франчайзи и использовать эти знания в рамках специальных учебных программ и программ по разработке систем управления для образовательных учреждений.

Таким образом, образовательные франшизы как эффективная модель сетевого взаимодействия в образовании оказывают различное влияние, например, стимулирование конкуренции на рынке образования, выбор и возможность для потребителей получить различные уровни образования, а также вклад в пул интеллектуальных, людских, финансовых и других ресурсов в образовательной сети франшизы. Как и другие модели организации сетевых взаимодействий в образовании, образовательные франшизы имеют очень хорошие перспективы развития в современной России.

В целом анализ, проведенный в этой статье, показал, что развитие сетей и сетевых структур в настоящее время является характерной тенденцией экономической и социальной жизни общества. Сеть как особая форма сети различных организаций, предприятий и учреждений в настоящее время появляется в социально-культурной сфере, включая бизнес и образование. Взаимодействие между образовательными учреждениями дает новые уникальные возможности для развития российского рынка образования, предоставления образовательных услуг гражданам, повышения качества образования и совершенствования процесса управления образованием.

Список литературы

1. Горбунова А.В. Франчайзинг в сфере образовательных услуг как фактор инновационного развития экономики // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года. URL: www.scienceforum.ru/2014/502/1999 (дата обращения: 19.12.2021).

2. Грачева Т. Сеть против иерархии. URL: www. moskvam.ru/2016/05/gracheva.htm (дата обращения: 10.11.2021).

3. Гулин С.А. Сетевые структуры как объект экономической науки. URL: http://3minut.ru/images/

PDF/2015/18/setevye-struktury.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

4. Давыдова Н.Н., Дорожкин Е.М., Федоров В.А. Научно-образовательные сети: теория, практика. Екатеринбург: РГППУ, 2019.

5. Иванюк В.А., Абдикеев Н.М., Пащенко Ф.Ф., Гринева Н.В. Сетецентрические методы управления // Управленческие науки. 2017. № 1.

6. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 2019. С. 494-505.

7. Коваленко А. Образовательный франчайзинг // Высшее образование в России. 2019. № 12.

8. Лопата А.С. Франчайзинг в образовании: социально-экономический аспект // Российское общество: история и современность: сборник научных работ студентов и аспирантов. Екатеринбург: РГППУ, 2019. Вып. 5.

9. Николаев М.А., Ступаков Б.А. Сетевые организационные структуры: основные понятия, признаки, виды и роль в современной экономике // Вестник ПсковГУ. Серия «Экономические науки». 2018. № 5.

10. Олейник А.Н. Модели сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2019. № 8.

11. Олескин А.В. Сетевые структуры: межфакультетский курс URL: www.bio.msu.ru/ res/ DictionaryAttachment/216/DOC_FILENAME/ MFK2015vesna_Setevie_strukturi_5.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

12. Паринов С.И. Онлайновые сообщества: методы исследования и практическое конструирование: авто-реф. дис. ... д-ра тех. наук. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2020.

13. Пинчук Н.В., Якушкина Н.В. Моделирование социокультурных сетей в процессе формирования образовательного пространства // Человек и образование. 2018. № 4.

14. Романова А.И. Сетевая кооперация как направление сокращения транзакционных издержек // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2018. № 4. С. 317.

15. Семенова А.С. Образовательный франчайзинг: сущность, принципы построения и функционирования сети: дис. ... канд. экон. наук. М., 2019.

16. Мартынов В.Г, Абдулкадыров А.С., Жигулина Е.П. Технология моделирования как способ оптимизации системы высшего профессионального образования // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1. С. 68-71.

17. Мартынов В.Г, Еремина И.Ю., Абдулкадыров А.С. Особенности кластеризации в системе профессионального образования // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2015. № 2. С. 150-156.

18. Цирульников А.М. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2020. № 2.

References

1. Gorbunova A.V. Franchajzing v sfere obrazovatel'ny'x uslug kak faktor innovacionnogo razvitiya e'konomiki. Materialy VI Mezhdunarodnoj studencheskoj e'lektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchny'j forum» 15 fevralya - 31 marta 2014 goda. URL: www.scienceforum. ru/2014/502/1999 (data obrashheniya: 19.12.2021).

2. Gracheva T. Set'protivierarxii. URL: www.moskvam. ru/2016/05/gracheva.htm (data obrashheniya: 10.11.2021).

3. Gulin S.A. Setevye struktury' kak ob"ekt e'konomicheskoj nauki. URL: http://3minut.ru/images/ PDF/2015/18/setevye-struktury.pdf (data obrashheniya: 20.01.2022).

4. Davy'dova N.N., Dorozhkin E.M., Fedorov V.A. Nauchno-obrazovatel'nye seti: teoriya, praktika. Ekaterinburg: RGPPU, 2019.

5. Ivanyuk V.A., Abdikeev N.M., Pashhenko F.F., Grineva N.V. Setecentricheskie metody' upravleniya. Upravlencheskie nauki. 2017. № 1.

6. Kastel's M. Stanovlenie obshhestva setevy'x struktur. Novaya postindustrial'naya volna na Zapade. Antologiya. M., 2019. S. 494-505.

7. Kovalenko A. Obrazovatel'ny'j franchajzing. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2019. № 12.

8. Lopata A.S. Franchajzing v obrazovanii: social'no-e'konomicheskij aspekt. Rossijskoe obshhestvo: istoriya i sovremennost': sbornik nauchnyx rabot studentov i aspirantov. Ekaterinburg: RGPPU, 2019. Vy'p. 5.

9. Nikolaev M.A., Stupakov B.A. Setevy'e organizacionny'e struktury': osnovny'e ponyatiya, priznaki, vidy' i rol' v sovremennoj e'konomike. Vestnik PskovGU. Seriya «E'konomicheskie nauki». 2018. № 5.

10. Olejnik A.N. Modeli setevogo kapitalizma. Voprosy ekonomiki. 2019. № 8.

11. Oleskin A.V. Setevy'e struktury': mezhfakul'tetskij

kurs URL: www.bio.msu.ru/res/ DictionaryAttachment/216/ DOC_FILENAME/MFK2015vesna_Setevie_strukturi_5. pdf (data obrashheniya: 04.11.2021).

12. Parinov S.I. Onlajnovye soobshhestva: metody' issledovaniya i prakticheskoe konstruirovanie: avtoref. dis. ... d-ra tex. nauk. Novosibirsk: lE'OPP SO RAN, 2020.

13. Pinchuk N.V., Yakushkina N.V. Modelirovanie sociokul'turny'x setej v processe formirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva. Chelovek i obrazovanie. 2018. № 4.

14. Romanova A.I. Setevaya kooperaciya kak napravlenie sokrashheniya tranzakcionny'x izderzhek. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, e'konomiki i prava. 2018. № 4. S. 317.

15. Semenova A.S. Obrazovatel'ny'j franchajzing: sushhnost', principy postroeniya i funkcionirovaniya seti: dis. ... kand. e'kon. nauk. M., 2019.

16. Marty'nov V.G., Abdulkady'rov A.S., Zhigulina E.P. Texnologiya modelirovaniya kak sposob optimizacii sistemy' vy'sshego professional'nogo obrazovaniya. E'konomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 1-1. S. 68-71.

17. Marty'nov V.G., Eremina I.Yu., Abdulkady'rov A.S. Osobennosti klasterizacii v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: E'konomika i pravo. 2015. № 2. S. 150-156.

18. Cirul'nikov A.M. Setevoe obrazovanie: kontury' novoj paradigmy'. Pervoe sentyabrya. 2020. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.