СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО МЕТОДИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-ЦЕНТРА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Л.С. Лисицына
В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием сетевого сообщества МИЦ в 2006 году. Представлена структура сетевого сообщества, приведены сведения о развитии инициатив, связанных с разработкой ДОТ для подготовки преподавателей-тьюторов, создания «методической копилки» МИЦ в виде аннотированного каталога, проведения Интернет-семинаров в сетевом сообществе МИЦ.
Введение
Развитие методического Интернет-центра (МИЦ) <http://ito-center.ifmo.ru> [1] в 2006 г. проходило в рамках выполнения научно-исследовательской работы с Национальным фондом подготовки кадров № БЬ8Р/Б1/0г/004/020-06/360030 «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» (2006-2008 гг.).
Взаимодействие виртуальных центров в МИЦ было реализовано и апробировано в сетевом сообществе МИЦ, которое включало в 2005 г. районные научно-методические центры (НМЦ) и другие ОУ системы образования Санкт-Петербурга [2]. За период с мая 2005 по декабрь 2006 г. произошло расширение сетевого сообщества МИЦ за счет государственных университетов и образовательные учреждения (ОУ) системы дополнительного профессионального образования (ДНО) России, ведущих практическую деятельность по повышению ИКТ-компетентности работников образования и пользующихся методической поддержкой в МИЦ. За это время наблюдался не только количественный рост виртуальных представительств (к концу 2006 г. их было 65) и пользователей системы (к концу 2006 г. их было 258 чел.), но и совершенствование технологий и инструментов МИЦ для реализации новых инициатив:
• по разработке дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для подготовки методистов и преподавателей-тьюторов системы ДНО работников образования (в роли преподавателя-тьютора в МИЦ в 2006 г. было зарегистрировано 277 чел., а успешно прошло подготовку 240 чел);
• по проведению Интернет-семинаров и Интернет-конференций по актуальной тематике (в 2006 г. в МИЦ прошло три Интернет-семинара, на форумах которых было 96 публикаций с оригинальными авторскими учебно-методическими материалами (УММ));
• по созданию «методической копилки» в виде аннотированного каталога учебно-методических ресурсов, используемого центром разработки (ЦР) для доработки образовательного пространства МИЦ (только за период с ноября 2006 г. по апрель 2007 г. в каталоге появилось более 1000 аннотированных ресурсов).
Интернет-семинары для сетевого сообщества МИЦ
Структура сетевого сообщества к концу 2006 г. представлена на рис. 1. Характерной особенностью периода с 2005г. по 2006 г. является усиление мотивации к сетевому общению не только с конкретными разработчиками базовых образовательных модулей БОМ [3], но и в сообществе. Только во второй половине 2006 г. было проведено три Интернет-семинара, которые явились откликом на публикацию ЦР МИЦ популярных образовательных программ «Основы ИКТ для преподавателя-предметника» и «ИКТ для администратора ОУ» вместе с их электронными УММ. В результате сетевого взаимодействия на страницах форумов Интернет-семинаров, посвященных обсуждению методик данных программ, появились публикации участников семинаров с аль-
тернативными (авторскими) УММ. В этой связи появилась идея сбора, анализа и отбора новых методических материалов для последующей доработки образовательных модулей МИЦ. На рис. 2. приведены сведения о распределении публикаций в Интернет-семинарах, которые проводились в МИЦ в 2006 г. (всего было собрано от участников Интернет-семинаров 96 публикаций с оригинальными авторскими УММ).
1 -
2 -
3 -
системы
НМЦ и учреждения ДПО педагогов Санкт-Петербурга (18)
Учреждения системы ДПО работников образования РФ (8)
Государственные РФ (8)
университеты
Рис. 1. Структура сетевого сообщества МИЦ в 2006 г.
1 - Основы работы на ПК в Windows
2 - Основы работы с Приложениями MS Office
3 - Основы работы с СУБД MS Access
4 - Основы работы с архиваторами
5 - Основы работы в интернете
Рис. 2. УММ участников Интернет-семинаров МИЦ в 2006 г.
Разработка ДОТ для подготовки в МИЦ преподавателей-тьюторов
Главная цель подготовки преподавателей-тьюторов - распространение передового педагогического опыта, накопленного в профессиональном сообществе МИЦ, и его внедрение в практику компетентностного повышения квалификации работников образования в области ИКТ. Вместе с этим, подготовка преподавателей-тьюторов в МИЦ способствует распространению идей модульного компетентностного подхода в сфере ДПО, внедрению новой культуры сетевого общения между преподавателями и дистанционного обучения слушателей на основе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).
Тьюторская программа - это образовательная программа, построенная на основе изучения одного из модульных учебных курсов ЦР и реализуемая в МИЦ на основе ДОТ. Преподаватель-тьютор (далее тьютор) - это педагог, хорошо знающий предметную область и имеющий ИКТ-компетентность не ниже базового уровня по каждой из осваиваемых в тьюторской программе компетенций. Преподаватель-консультант -это преподаватель ЦР, как правило, являющийся одним из разработчиков изучаемого модульного учебного курса и ведущий подготовку тьюторов.
Основными задачами тьюторской программы являются:
• углубленное освоение компетенций, входящих в изучаемый модульный учебный курс;
• освоение компетенций, связанных с методиками дистанционного преподавания изучаемого модульного учебного курса;
• освоение компетенций, связанных с изучением и использованием эффективных приемов сетевого общения тьюторов с преподавателями-консультантами и между собой;
• стажировка тьютора на курсах повышения квалификации работников образования по программе изучаемого модульного учебного курса.
Дистанционное обучение и консультирование тьюторов в сетевой информационно-образовательной среде МИЦ направлено на освоение двух групп компетенций:
1. предметных компетенций, полученных при детализации исходной компетенции РО «Применять ИКТ в образовательной деятельности»;
2. компетенций по формированию следующих навыков дистанционного взаимодействия:
- педагогического субъект-субъектного взаимодействия с преподавателем-консультантом и освоение дистанционных технологий проведения занятий, консультаций, аттестаций;
- организационного субъект-субъектного взаимодействия с разработчиками образовательных модулей и курсов, с администрацией МИЦ, с другими преподавателями-тьюторами;
- педагогического субъект-ресурсного взаимодействия в МИЦ с сетевыми образовательными и аттестующими ЦОР;
- организационного субъект-ресурсного взаимодействия с сетевыми ресурсами для планирования и организации учебного процесса, с электронным документооборотом дистанционного обучения.
Нри разработке ДОТ для подготовки преподавателей-тьюторов следует руководствоваться следующими принципами:
• каждая элементарная компетенция (ЭК) [3], входящая в перечень изучаемого модульного учебного курса, осваивается тьютором на углубленном уровне компетентности (принцип углубленного обучения тьютора);
• освоение каждой ЭК контролируется в виде примеров и заданий, которые тьютор разрабатывает для проведения практических занятий по этой теме курса и публикует на специальном форуме в МИЦ для проверки и рецензирования преподавателем-консультантом (промежуточная аттестация тьютора по освоению предметных компетенций и компетенций педагогического субъект-субьектного и субъект-ресурсного взаимодействия);
• целевая компетентность изучаемого модульного учебного курса контролируется в виде плана подготовки выпускной работы, который тьютор разрабатывает для слушателей этого курса и публикует на специальном форуме в МИЦ для проверки и рецензирования преподавателем-консультантом (заключительная аттестация тьютора по освоению предметных компетенций и компетенций педагогического субъ-ект-субьектного и субъект-ресурсного взаимодействия);
• итоговая аттестация тьютора заключается в подготовке под руководством преподавателя-консультанта пробной лекции или практического занятия и их апробации на курсах повышения квалификации слушателей (педагогическая стажировка тьютора);
• методические материалы, подготовленные и апробированные тьютором на курсах повышения квалификации слушателей, публикуются тьюторами на специальном
форуме МИЦ и обсуждаются совместно с другими преподавателями-тьюторами и с преподавателями-консультантами в рамках проведения Интернет-семинаров (заключительная аттестация тьютора по освоению компетенций педагогического и организационного субъект-субьектного взаимодействия).
В 2006 г. было подготовлено 103 преподавателя для системы ДПО педагогов Санкт-Петербурга, на рис. 3 приведены сведения о распределении выпускников курсов.
1 - преподаватели информатики
2 - методисты ИКТ
3 - администраторы ОУ
Рис. 3. Распределение выпускников курсов по подготовке преподавателей-тьюторов в МИЦ в 2006 г.
Создание аннотированного каталога ресурсов МИЦ
Для работы с каталогом в МИЦ введена роль «Редактор каталога»; разработана сетевая среда для внесения, модификации и удаления ресурса из каталога МИЦ; разработана сетевая среда для открытого поиска и просмотра ресурсов в каталоге.
«Каталог» - это раздел МИЦ, доступ к которому имеют пользователи с ролью «Администратор» или «Редактор каталога» для дистанционных публикаций новых учебно-методических материалов (УММ) или ссылок на них. В этом разделе пользователь может добавлять в хранилище МИЦ, редактировать и удалять ресурсы каталога, владельцем которых он является, а также осуществлять поиск по каталогу.
Выбор в меню рубрики «Каталог» приведет к окну просмотра и поиска списка ресурсов аннотированного каталога. Для создания новой записи необходимо воспользоваться кнопкой «Добавить» и в открывшейся форме заполнить следующие поля:
• название;
• URL;
• аннотация.
Для создания аннотированного каталога УММ сообщества для доработки образовательного пространства МИЦ была доработана сетевая среда МИЦ, и ряд виртуальных центров МИЦ получил право заполнять аннотированный каталог ресурсов МИЦ. В каталоге осуществляется сбор по темам, типам и форматам ресурсов. Материалы каталога аккумулируют лучшие материалы по итогам рейтингового голосования среди участников Интернет-семинаров и методических форумов, по итогам конкурсов на создание лучшего ЦОР по данной тематике и т.п. Аннотированный каталог является «методической копилкой» сообщества МИЦ, своеобразным местом публичной экспертизы и апробации новых УММ у коллег-единомышленников.
Литература
1. Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В. Методический Интернет-центр. СПб: Питер, 2005. 96 с.
2. Васильев В.Н., Лисицына Л.С. От курсов повышения квалификации на базе СПбГУ ИТМО - к созданию методического Интернет-центра для учреждений системы дополнительного профессионального педагогического образования Санкт-Петербурга // Сб. «Развитие информатизации образования Санкт-Петербурга (состояние, опыт, перспективы)». СПб: ЦПИ, 2005. С. 47-54.
3. Лисицына Л.С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. 147 с.