Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОКОЛЕНИЯ Z'

СЕТЕВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОКОЛЕНИЯ Z Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КНИГА ФАНФИКОВ" / СЕТЕВОЕ ПИСАТЕЛЬСТВО / СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / СЕТЕВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алгави Лейла Омаровна, Волкова Ирина Ивановна, Кадырова Шуанат Набиевна, Расторгуева Наталья Евгеньевна

В статье представлены результаты жанрово-тематического анализа 1129 текстов, признанных самыми популярными по итогам 2019 г. на платформе Ficbook.net. Обнаружено, что молодые люди поколения Z - авторы этих произведений (проза, поэзия, публицистика) рассказывают истории, содержание которых связано преимущественно с насилием и сексом. Авторы статьи рассматривают наиболее популярные фанфики не просто как художественные произведения, а как явление социально-культурной практики. Полученные результаты (степень привлекательности определенных тем, форматов и жанров для аудитории самого большого русскоязычного сайта фанатских текстов) могут быть полезны специалистам по медиакоммуникациям, а также психологам, социологам и педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH LITERARY NETWORKS AS A KEY TO UNDERSTANDING GENERATION Z

The article represents the results of a genre-thematic analysis of the most popular texts (as many as 1129) published on the Ficbook.net platform in 2019. Research shows that the authors belonging to Generation Z mostly tell stories (in prose, verse, non-fiction) about violence and sex. The study is innovative in relation to the empirical material that has not been previously investigated in the context of socialization of the digital generation. The authors of the article identify the features of socialization and motivation of representatives of "digital natives", their behavior on social networks and in real life. The obtained results (degree of attractiveness of certain topics, formats and genres for the audience of the largest Russian-language fan text site) can be useful for media professionals as well as psychologists, sociologists and teachers.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОКОЛЕНИЯ Z»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2021. № 3

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Алгави Лейла Омаровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет Российского университета дружбы народов, Москва, Россия; e-mail: algawy_lo@rudn.ru

Волкова Ирина Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет Российского университета дружбы народов, Москва, Россия; e-mail: volkova-ii@rudn.ru

Кадырова Шуанат Набиевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет Российского университета дружбы народов, Москва, Россия; e-mail: kadyrova_shn@rudn.ru

Расторгуева Наталья Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики, филологический факультет Российского университета дружбы народов, Москва, Россия; e-mail: rastorgueva_ne@rudn.ru

СЕТЕВОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ПОКОЛЕНИЯ Z

В статье представлены результаты жанрово-тематического анализа 1129 текстов, признанных самыми популярными по итогам 2019 г. на платформе Ficbook.net. Обнаружено, что молодые люди поколения Z — авторы этих произведений (проза, поэзия, публицистика) рассказывают истории, содержание которых связано преимущественно с насилием и сексом. Авторы статьи рассматривают наиболее популярные фанфики не просто как художественные произведения, а как явление социально-культурной практики. Полученные результаты (степень привлекательности определенных тем, форматов и жанров для аудитории самого большого русскоязычного сайта фанатских текстов) могут быть полезны специалистам по медиа-коммуникациям, а также психологам, социологам и педагогам.

Ключевые слова: «Книга фанфиков», сетевое писательство, социоцен-трические жанры, сетевое поколение.

Leila O. Algavi, PhD in Philology, Associate Professor at the Chair of Theory and History of Journalism, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail: algawy_lo@rudn.ru

Irina I. Volkova, Doctor of Philology, Professor at the Chair of Mass Communications, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail: volkova-ii@rudn.ru

Shuanat N. Kadyrova, PhD in Philology, Assistant Professor at the Chair of Theory and History of Journalism, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail: kadyrova_shn@rudn.ru

Natalya E. Rastorgueva, PhD in Philology, Assistant Professor at the Chair of Theory and History of Journalism, Faculty of Philology, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail: rastorgueva_ne@ rudn.ru

YOUTH LITERARY NETWORKS AS A KEY TO UNDERSTANDING GENERATION Z

The article represents the results of a genre-thematic analysis of the most popular texts (as many as 1129) published on the Ficbook.net platform in 2019. Research shows that the authors belonging to Generation Z mostly tell stories (in prose, verse, non-fiction) about violence and sex. The study is innovative in relation to the empirical material that has not been previously investigated in the context of socialization of the digital generation. The authors of the article identify the features of socialization and motivation of representatives of "digital natives", their behavior on social networks and in real life. The obtained results (degree of attractiveness of certain topics, formats and genres for the audience of the largest Russian-language fan text site) can be useful for media professionals as well as psychologists, sociologists and teachers.

Key words: Ficbook.net, fan fiction, sociocentric genres, network generation.

DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.321 Введение

Идея данной статьи возникла у авторов в связи с исследованием проблематики телевизионного шоу «Пусть говорят» (Алгави, Волкова, Кадырова, Расторгуева, 2018). Тогда результаты количественно-качественного анализа показали, что основной темой разговоров и, вероятно, смыслом жизни большинства участников и экспертов шоу является обладание ребенком как ключом к благополучию. Ребенок фактически во всех выпусках — это «макгаф-фин», сюжетообразующий объект, «не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать»1. За небольшим исключением,

как участники, так и эксперты телевизионного шоу «Пусть говорят» являются представителями поколения «свидетелей эры до-интернета» или поколения X, согласно теории В. Штрауса и Н. Хоува (Strauss, Howe, 1991). Исследователи поколенческих ценностей (Алпатова, Семенихина, 2011; Асташова, 2014; Радаев, 2018; Шамис, Никонов, 2016 и др.) обозначают период рождения «иксов» с 1960 по 1984 г. «Иксы» пережили в сознательном возрасте Афганскую войну, аварию на Чернобыльской АЭС, эпидемию СПИДа, распад СССР, кризисные 1990-е, болезненную ломку культурно-нравственных ориентиров и ценностей. Эти люди нацелены на результат, при этом для них не столь важно, как он достигается, а главными ценностями для них является свобода, отсутствие постоянного контроля (Черников, 2014: 156), индивидуализм, надежда на себя, стремление к выбору (Волкова, 2013), готовность к переменам (Ожиганова, 2015: 96). На глазах у этого поколения многократно менялись технологии: сначала в их жизнь вошли кабельное и спутниковое телевидение, затем персональные компьютеры и компьютерные сети, следом мобильные телефоны и интернет вещей. А как известно, «технологические инновации издавна известны как факторы смены генераций» (Tulgan, 2009: 6). Причем каждое следующее поколение отличается от предыдущего привычками, характером, ценностями и целями.

Мы решили пристальнее взглянуть на тех самых детей-макгаф-финов, за обладание которыми их отцы и деды, матери и бабушки борются в прямом эфире. То есть на поколение «цифровых аборигенов» (digital natives), людей, родившихся в новых социально-политических условиях, период взросления которых пришелся на новое тысячелетие — 1999—2016 (Радаев, 2018). Эти люди «родились с кнопкой на пальце»2, их эвристические и творческие способности перенаправлены в виртуальную область, где онлайн — базовое состояние. Их главная цель — стать счастливыми. Достичь этого можно, только если найти свой путь. Это делается с помощью саморазвития, самосовершенствования, самореализации, под которыми понимается «любое увлечение, любая активность «по желанию»: путешествия, занятия музыкой или рисованием, походы в кино или театр, интерес к истории или фотографирова-ние»3. Логично, что артефакты этой самореализации следует искать в Интернете.

Изучение особенностей фанатского творчества началось сравнительно недавно — в первом десятилетии ХХ в. В частности, в поле

зрения российских и зарубежных авторов оказались такие вопросы, как проблема определения жанров произведений фанфикшн (Шатрова, Ласица, 2017; Коробко, 2015), теоретические подходы к изучению фанфиков (Буссе, 2007; Самутина, 2013; Busse, 2017), изучение феномена популярности фанфикшн (Jamison, 2013; Jenkins,1992), а также фандомов как явления эпохи экспансии ме-диакультуры (Быховская, Люлевич, 2018). Некоторые исследователи (Алгави, Харченко, 2020) изучают особенности фанатского творчества на материале фанфиков, в контексте активности аудитории, коллективного смыслообразования и способов выражения толкований оригинального медиаисточника, так как, по словам профессора кафедры философии Университета Южной Алабамы К. Буссе, «полноценное литературоведческое исследование фан-фикшена не представляется возможным без осознания того факта, что данные работы объединяют в себе авторское и общественное, являясь одновременно социальным и литературным продуктом» (2007: 347).

Методика исследования

Чтобы понять, каким видят мир «цифровые аборигены»-мак-гаффины, и предъявить его представителям нецифрового поколения родителей — «цифровым иммигрантам», мы решили проанализировать произведения (тексты), размещенные на платформе Ficbook.net («Книга фанфиков», далее «КФ»). Авторы данной статьи исходили из того, что всякий художественный текст, независимо от его качества, отражает мировоззрение и мировосприятие автора, в частности его представления о законах, которым подчиняется этот мир и которые управляют людьми. «Картина мира в художественном тексте создается языковыми средствами, при этом она отражает индивидуальную картину мира в сознании писателя и воплощается в отборе элементов содержания художественного произведения, языковых средств, а также в индивидуальном использовании образных средств (система тропов)» (Карасе-ва, Фирсова, 2012).

Ресурс «КФ» был создан в 2007 г. для фанатов фильмов, сериалов, книг; они публикуют здесь свои истории, фанфики (fanfic от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература), используя персонажи, сюжетные линии, художественный мир

и другие элементы любимых произведений. Ficbook.net — русскоязычная альтернатива существующему с 1998 г. международному архиву литературы фанатов Fanfiction.net.

Мониторинг платформы «КФ» с помощью аналитического сервиса Similar Web показывает, что целевым сайтом, с которым Fic-book.net связан наибольшим количеством «переходов», является социальная сеть «ВКонтакте» («ВК»)4, у которой самый широкий охват в России и 97 млн активных пользователей в месяц. Аналитики Rusability приводят следующие характеристики пользовательской аудитории «ВК»: «Максимальный уровень вовлеченности наблюдается в возрастной группе 18—24 года — почти каждый день соцсетями пользуется 91% респондентов. В категории 25—34 — 69%»5.

На «КФ» пользователи на безвозмездной основе размещают свои произведения. Отечественная платформа кроме фанфиков позволяет публиковать так называемые «ориджиналы» (originals) — оригинальную прозу, поэзию и публицистику. В данной статье изучаются тексты ориджиналов.

Выбор ориджиналов в качестве эмпирического объекта объясняется следующими причинами. Во-первых, в отличие от фанфи-ков, авторы ориджиналов не связаны с сообществом фанатов какого-либо конкретного фильма (сериала) и не обязаны придерживаться сюжетных предписаний и ограничений. Во-вторых, авторы свободны в способах самовыражения, они вольны конструировать какие угодно миры, даже если они не соответствуют ожиданиям их подписчиков.

Мы проанализировали 1129 оригинальных работ, попавших в августе 2019 г. в топ архива «КФ» по количеству наград от читателей, комментариев и лайков. Приоритетным для нас был первый критерий. Отметка «лайк» не требует от читателя никаких усилий; что касается комментариев, то при их подсчете учитываются даже односложные ответы автора, а значит, происходит своеобразная «накрутка» общего числа отзывов. Награда же, кроме времени и усилий, требует от читателя денег. Так что именно награды, по мнению авторов, являются мерилом читательской заинтересованности в фанфике на «КФ»: аудитория голосует рублем. Обработанный для данного исследования эмпирический материал размещены в открытом доступе6.

Результаты

Следует сразу отметить, что понимание жанров на «КФ» отличается от ставшего классическим определения Р. Уэллека и О. Уоррена, согласно которому жанром условно можно считать группу литературных произведений, в которых теоретически выявляется общая внешняя (размер, структура) и внутренняя (настроение, отношение, замысел, иными словами — тема и аудитория) форма (Wellek, Warren, 1956). На «КФ» ни стихотворный размер, ни структура сами по себе не имеют значения при отнесении произведения к тому или иному жанру— лишь фабула, а точнее, характер отношений между героями. Именно последнее особенно привлекает публику. Из 1129 работ августовского списка популярных ориджиналов 83% относятся к категории «слеш», что вместе с фанфиками категории «фемслеш» и «смешанное» составляет 87% (см. табл. 1). Следует обратить внимание на рейтинг (принятые среди фикрайтеров предупреждающие отметки, ограничивающие просмотр): 89% всех работ имеют рейтинг от R (присутствие секса и насилия, нецензурная лексика) до NC-21 (описание секса и насилия).

Таблица 1

Распределение популярных ориджиналов (2019) по жанрам

Направленность Описание Кол-во %

джен не описываются и не упоминаются сексуальные взаимоотношения, они не играют решающей роли 48 4

гет романтические и/или сексуальные отношения между мужчиной и женщиной 100 9

слеш романтические и/или сексуальные взаимоотношения между мужчинами 933 83

фемслеш романтические и/или сексуальные взаимоотношения между женщинами 12 1

смешанное несколько равнозначных романтических линий (гет, слэш, фемслэш) 33 3

другое публицистический текст о фэндоме или писательстве, строящийся по структуре «тезис — аргументы в его пользу — вывод» 4 0

Внутри пяти направлений (иногда фикрайтеры называют их жанрами), показанных в таблице, существует множество поджан-

ровых категорий. Основания классификации разнообразны: содержание, в которое включают время и место действия, особенности отношений между персонажами, характер самого повествователя. В отдельные группы выделяются произведения, описывающие события и ситуации повседневной жизни героев — «повседневность»; истории про учебные заведения, их сотрудников и учащихся — «учебные заведения». Авторы романов и стихов в поджанре «любовь/ненависть» описывают взаимоотношения персонажей, которые обожают и одновременно ненавидят друг друга, а если они изначально находятся в романтических и/или сексуальных отношениях — это уже ER (от англ. established relationship — устоявшиеся отношения). Произведения, написанные от первого лица, так и маркируются POV (от англ. point of view — точка зрения) и т. д.

Все так называемые жанры можно распределить на три группы: внутренняя жизнь персонажа, взаимоотношения персонажей, взаимодействие персонажа с внешним миром. В целом рассмотренный нами массив текстов позволяет сделать вывод о том, что все три категории представлены равномерно. Однако если сузить выборку до первых ста популярных ориджиналов, то окажется, что наиболее востребованные из них относятся к первым двум группам, т. е. произведения, сосредоточенные на внутреннем мире героя, на его переживаниях или на романтических отношениях персонажей.

Нас особенно интересует третья категория жанров — социоцен-трических (взаимодействие персонажа с внешним миром), именно она с наибольшей очевидностью показывает, каким представляет современный мир цифровое поколение. Выборка первых десяти самых популярных ориджиналов демонстрирует приверженность к социоцентрическим повествованиям, при этом молодая публика предпочитает произведения, в которых преобладают негативные эмоции и переживания. В жанре «ангст» (депрессивные мотивы, фокус на физических, а чаще духовных страданиях персонажей) написано 9 из 10 фанфиков, 5 фанфиков из 10 относятся к жанру «драма» (конфликты героев с собой, обществом или друг с другом). Еще 5 фанфиков относятся к жанру «психология», где подробно описываются психологические проблемы, приводятся размышления о причинах и мотивах поступков, еще 4 к жанру hurt/comfort — рассказ об эмоциональных и/или физических страданиях персонажей, о том, как заботятся о них другие. Все это

разбавлено романтикой (5/10) и юмором (5/10), но в целом картина весьма удручающая.

Жанры, сформированные и принятые пользователями платформы «КФ» (названия и описания в том виде, который используется фикрайтерами), указаны в таблице 2.

Таблица 2

Жанры фанфикшена, как их описывают фикрайтеры

Жанры Описание Кол-во %

повседневность Ситуации из повседневной жизни персонажей 490 43

омегаверс Действие происходит в мире, где персонажи распределены на три типа: альфы, беты и омеги, каждый из которых обладает рядом физиологических особенностей, сексуальных пристрастий, определенным положением в социальной иерархии 342 30

учебные заведения Ключевая роль у работников учебных заведений и обучающихся 236 21

фэнтези Используются фантазийные и сказочные мотивы. События чаще всего происходит в вымышленном мире, герои сталкиваются со сверхъестественными существами и явлениями, при этом чудеса являются нормой описываемого мира 234 21

мифические существа В повествовании значительную роль играют выдуманные создания, не существующие в реальности 144 13

фантастика Работа основывается на элементе, который не встречается или не может существовать в реальном мире 88 8

попаданцы Описываются персонажи, которые тем или иным способом попадают в другой мир или переселяются в тело обитателя другого мира 69 6

экшн Произведение насыщено действиями, боями, погонями, акцент делается на активных действиях персонажей 61 5

мистика Существенную роль играют явления, реальность которых нельзя доказать и обосновать с научной точки зрения 45 4

детектив Процесс исследования загадочного происшествия, чаще всего преступного характера. Главной целью персонажей является выяснение обстоятельств события, раскрытие загадки и обнаружение виновных 28 2

AU (от англ. — alternate universe) Один или несколько элементов канона подвергаются изменению: это может быть другой мир, другой исторический период, помещение персонажей в обстоятельства, не связанные с каноном, частичное или полное изменение канонических событий и т. д. 26 2

антиутопия Действие происходит в мире, где пренебрежение человеческими правами достигло высшей точки. Характерные признаки антиутопии: тоталитарные режимы, экологические и техногенные катастрофы, общий упадок общества 11 1

постапокалип-тика Описывается мир, где случилась некая катастрофа, поставившая население на грань вымирания или же в очень тяжелые для выживания условия 9 1

ужасы Игра на неизвестности, создается за счёт опасностей, встречающихся на пути персонажа 8 1

исторические эпохи Действие происходит в определенный исторический период в соответствующем антураже, повествование стремится к отражению реальных исторических событий 6 1

Как видно из таблицы, мы имеем дело с местом действия (пространством) и антуражем (в английском языке — setting), по содержанию же большинство произведений являются любовными романами. Произведения с подобными характеристиками (нередко с другими обозначениями жанра) давно знакомы читателям, за исключением сравнительно нового, но очень популярного направления «слэш» (см. табл. 1) и его жанровой разновидности «омегаверс». Последний возник в 2010 г. в фанатском сообществе Supernatural в ответ на запрос написать фанфик о любовных отношениях между актерами Джаредом Падалеки (Jared Padalecki) и Дженсеном Эклсом (Jensen Ackles), исполняющими главные роли в сериале «Сверхъестественное (SN)». При этом один из них должен был быть самцом альфа, второй — омега. Альфа отличался от

омеги некоторыми физиологическими особенностями, которые автор запроса почерпнул из анатомии особей мужского пола семейства собачьих. У волков есть иерархические отношения, в которых присутствуют альфа, бета, омега. Альфа — самец, вожак. В редких случаях это может быть самка. Бета — его заместитель. Омега — самый бесправный и самый низший по рангу волк в стае. В какой-то мере такое строение общества напоминает принятую в сообществах животных систему подчинения—доминирования, в которой каждый занимает определенное место, выполняет свои функции. И права, которыми обладает тот или иной представитель вымышленного мира, зависят от его принадлежности к альфам или омегам.

Идея переноса физиологически предопределенной иерархии доминирования животных на человеческое общество понравилась фанатам: к 2013 г. «омегаверс» вышел за пределы сообщества любителей SN, обрел популярность. Исследователи назвали его «идеальной коллизией» (Busse, 2013: 293). К 2015 г. «омегаверс» стал востребованным среди авторов ориджиналов, а профессиональные издательства начали публиковать романы в этом жанре. В 2018 г. был инициирован судебный процесс об авторских правах, в котором противостояли друг другу два автора и два издательст-ва7. Материалы судебного процесса, известного в фанатском сообществе как Omegaverse Litigation, содержат юридическое описание признаков «омегаверс»8.

В целом «омегаверс» можно назвать альтернативной вселенной, где существует деление на альф, бет и омег, различия между которыми проявляются не при рождении (как в классовом обществе), а во время пубертатного периода. В какой-то мере своеобразной предтечей «омегаверса» можно считать ориентированный на женскую аудиторию жанр гомоэротической манги BL (от англ. — boys love). В интерпретации авторов фанфиков альфы — сильные, крупные особи, имеющие командный голос, вызывающий покорную реакцию у омег и даже у более молодых или менее сильных бет или альф. Омеги — более низкие и худые. Это покорные и любезные люди с сильной эмоциональной зависимостью, а потому обычно ищут защиты у более сильных особей и могут быть «отданы» альфе без их согласия. Бета похожи на обычных людей. У них есть свободный выбор для установления отношений с любым из трех видов. Обычно они подчинены альфам, но иногда приобретают такой же социальный статус (благодаря собственным

усилиям или женитьбе на альфе). Какого бы вида ни были оба представителя пары, у них могут родиться дети любого вида.

Жанр «омегаверс» привлекателен для авторов своей гибкостью. Для создателей этих произведений изначально нет ничего «правильного» или «неправильного». Они сами выстраивают придуманный мир и систему отношений в нем.

В поведении героев романов в жанрах «слеш» и «омегаверс» отчетливо прослеживаются черты поколения Z, выделенные главным научным сотрудником ВНИИ МВД России профессором И. Сундиевым9:

— снижение либидо, отсутствие ярко выраженного интереса к противоположному полу (из 10 самых популярных произведений 2019 г. лишь одно написано в жанре «гет», все остальные — «слеш»; в произведении «Вторая сережка Леди» отец выдает замуж своего старшего сына, чтобы выполнить условия мирного договора);

— упрощенное представление о реальности (герой ориджинала «Уйти и остаться» выбирает самоубийство, не справившись с жизненными сложностями);

— психологическая лабильность, повышенная склонность к социальным девиациям и агрессии (для героев практически всех произведений топ-10 характерно частое употребление нецензурной лексики).

Обсуждение

Специалист компании Google по Data Science C. Стивен-Давидо-виц уверен: новые данные, ставшие более доступными в цифровую эпоху, способны радикально расширить наше понимание человеческой природы, открыть в человеческом сообществе то, что ранее было скрыто10. Иными словами, те тенденции в обществе, которые нельзя было выявить традиционными методами, стали вполне очевидны, после того как одни люди получили возможность размещать свое творчество в Сети в открытом доступе, а другие — потреблять его. В мире, в котором пропагандируются идеи демократии, появились и быстро набрали популярность среди молодежи произведения, герои которых стремятся жить в иерархическом обществе. Пока взрослые спорили за обладание детьми как некоей ценностью, дети выросли и создали собственный мир, малопонятный идеализировавшим детство представителям старшего поколения. Об этом, в частности, пишут авторы книги

«Любыми средствами массовой информации: новый молодежный активизм», раскрывая понятие «гражданское воображение». Согласно им, способное оперировать любыми необходимыми медиа гражданское воображение подразумевает «умение представлять альтернативы существующим социальным, политическим или экономическим институтам и проблемам», сочувствовать другим людям, фантазировать, а значит, проектировать лучший мир» (Романенко, 2018: 215).

Родители в изученных нами произведениях часто предстают как поборники условностей, узурпировавшие власть циники, которые стремятся командовать собственными чадами. Дети же в большинстве случаев соглашаются с установленными правилами, отдавая свое будущее воле случая («Двое в лодке, не считая контракта»), или принимают решение, которое может шокировать родителей («Услышанный во второй жизни»). Тем не менее редкое произведение не заканчивается хэппи-эндом: герой подстраивается под условия, находит положительные моменты в той ситуации, в которой оказался, и в конце концов обретает гармонию и благополучие. В этом ему помогает другой главный персонаж, который в образе «принца на белом коне» вовремя спасает попавшего в беду молодого человека, даря ему спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, из одних отношений подчинения—доминирования герой попадает в другие, которые на этот раз приносят ему удовлетворение.

Любопытно, что, по мнению русского мыслителя Н. К. Михайловского, как раз «появление четкой сложной иерархии в обществе стесняет личность. Человек теряет самостоятельность, он принужден исполнять свою узкую роль внутри общественного организма. Стесненный своими узкими обязательствами перед обществом, человек теряет возможность расширять формулу своей жизни, а значит, и возможность обрести личное счастье» (Вязин-кин, 2012: 290). Таким образом, мы видим, что понятие личного счастья в XXI в. претерпело изменения. Для современной молодежи оно заключается в спокойствии и комфорте, в получении удовольствия от жизни.

Возвращаясь к трудам В. Штрауса и Н. Хоува (Strauss, Howe, 1991), отметим, что описанная ими цикличность смены поколений (примерно 80 лет) отчетливо проявляется в сопоставлении «цифровых аборигенов» и «молчаливого поколения» (1925—1942 г. р.). И те и другие формировались не на реально переживаемых событиях,

а на их интерпретациях (Мирошкина, 2014: 55—56). И если первые (их называют «книжниками») стремились отгородиться от внешней среды, погружаясь в чтение приключенческой литературы, то вторые формируют альтернативный виртуальный мир из произведений, написанных ими самими.

Выводы

Итак, анализ 1129 оригинальных работ позволил выявить жанровые и тематические предпочтения аудитории Ficbook.net. Мы приходим к выводу, что наибольший интерес у любителей фанфи-ков вызывают секс и различные формы насилия (от морального подавления до грубой агрессии). Авторами фанфиков в жанре «омега-верс» и «слеш», как и любовных романов (а мы считаем, что в данных произведениях любовная линия является превалирующей), выступают преимущественно лица женского пола. «Собранная разными исследователями в разное время статистика показывает, что большинство (более 90%) творчески активных участников фанатского сообщества — женщины, представительницы среднего класса, занятые в «недооцененных» профессиональных областях: работники библиотек, секретари, школьные учителя, воспитательницы детских садов и пр.» (Прасолова, 2008: 103). В данном случае в этой роли чаще всего выступают девушки, которые, отвергая традиционную модель построения сюжета, основанную на гетеросексуальных отношениях, делают главными героями большинства своих произведений сексуально привлекательных лиц мужского пола, взаимодействие между которыми происходит исключительно в формате «подчинение/доминирование».

О феномене популярности таких произведений должны размышлять психологи, социологи, педагоги. Для специалистов в сфере массовых коммуникаций важно отметить, что интернет-технологии способствуют стремительному распространению по всему миру новых форм повествования, как это случилось с жанром «слеш». Благодаря цифровым технологиям, у молодых писателей-любителей, представителей цифрового поколения, появилась возможность самореализации: они создают и самостоятельно публикуют в Интернете произведения, которые являются важным источником для выявления особенностей их социализации и мотивации, поведения в социальных сетях и реальной жизни. Нельзя не упомянуть и о так называемой «культуре соучастия», детально

описанной американским исследователем медиа Генри Дженкин-сом (Jenkins, 1992). В ее рамках создателей фанфиков можно рассматривать не просто как пассивных потребителей оригинального информационного продукта, но как активных участников процесса, создателей нового произведения, аудиторией которого, благодаря Интернету, становятся объединенные в фанатские сообщества читатели со всего мира. «Если рядовой телезритель, наслаждающийся сериалами со своей семьей, не мог понять сложные продукты «качественного телевидения», то зритель, в распоряжении которого находится коллективный разум фанатских сообществ, может усиливать свой опыт и понимать гораздо больше» (Афанасов, 2019: 254).

Взгляды, интересы и ценности современной молодежи претерпели в последнее время значительные изменения, поэтому изучение их на основе интернет-источников, подобных «Книге фанфиков» с многомиллионной аудиторией, — важнейшее условие гармонизации цифрового общества.

Исследования текстов Ficbook.net будут продолжены авторами статьи совместно с сотрудниками Лаборатории № 0-6 «Компьютерная лингвистика и интеллектуальный анализ информации» Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук.

Примечания

1 Chandler C. (2006) It's only a movie: Alfred Hitchcock: a personal biography. Applause Theatre & Cinema Books.

2 Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи // Волна: ше-ринг-платформа // Adindex. 2017. Мар., 10. Режим доступа: https://adindex.ru/ news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата обращения: 06.11.2020).

3 Там же.

4 Traffic Overview. Similarweb. Available at: https://www.similarweb.com/website/fic-book.net/#referrals (accessed: 12.09.2020).

5 Пфанштиль И. Пользователи соцсетей в России: статистика и портреты аудитории // Церебро Таргет. 2019. Режим доступа: https://vk.com/@cerebro_vk-polzovateli-socsetei-v-rossii-statistika-i-portrety-auditori (дата обращения: 14.09.2020).

6 Режим доступа: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1V6nlNZvuUSbI1UIh 8dKX11Ys5-bTc2Y_55Rn--AG4n8/edit#gid=0 (дата обращения: 25.05.2021).

7 На самом деле профессиональные авторы позаимствовали свои «оригинальные» идеи из фанфиков, созданных тысячами писателей-любителей и размещенных в открытом доступе.

8 «...defines stories in which humans are not only categorized by gender but also by a second dynamic, namely whether they present as alphas (dominant, physically large,

quick-tempered, natural leader) or omegas (submissive, delicate, calm, peace maker), with an undetermined number of humans being default betas. Just that Omegaverse can reveal so much about how we structure societies». Quill Ink's Complaint In The United States District Court For The Western District Of Oklahoma (см.: https://docs.wixstatic. com/ugd/9757a1_8b7166541a084d5ebe957b896cdc8132.pdf, стр. 7, пп. 19-21).

9 Сундиев И. Теряемое поколение: на смену членам социума пришли узлы в Сети // Огонек. 2020. Февр., 3. Режим доступа: www.kommersant.ru/doc/4219147 (дата обращения: 6.11.2020).

10 Стивен-Давидовиц С. Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все. М.: Эксмо, 2019. С. 29.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алгави Л. О., Харченко А. В. Феномен фанатского творчества: основные направления изучения // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 3. С. 531-541. DOI 10.22363/2312-92202020-25-3-531-541

Алгави Д. О., Волкова И. И., Кадырова Ш. Н, Расторгуева Н. Е. Тематические доминанты телешоу «Пусть говорят» // Вестн. РУДН. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 441-452. DOI 10.22363/2312-9220-2018-23-4-441-452

Алпатова К. А., Семенихина Т. А. Роль ценностей в формировании смыслового поля социализации «Я» и «другого» (на примере теории поколений) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 6. С. 238-243.

Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. Сер.: Экономика и менеджмент. 2014. № 1. Т. 8. С. 108-114.

Афанасов Н. Б. Генри Дженкинс и фанфик по теории медиа // Галактика медиа: журнал медиаисследований. 2019. Т. 1. № 3. С. 250-263. DOI: 10.24411/2658-7734-2019-10033

Быховская И. М., Люлевич И. Ю. Фандомы — сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении // Социология власти. 2018. Т. 30. № 2. C. 40-54.

Буссе К. Канон, контекст и консенсус: новый подход к пониманию фанфикшена // Балтийский филологический курьер. 2007. № 6. С. 345362.

Волкова И. И. Поколенческая специфика восприятия игрового медийного контента // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/aiticle/view?id= 11154 (дата обращения: 30.11.2020).

Вязинкин А. Ю. Личное счастье и «Формула жизни» как основные понятия теории борьбы за индивидуальность Н. К. Михайловского // Вестн. Тамбовск. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 4 (108). С. 287-292.

Карасева Ю. А., Фирсова Н. М. Особенности отражения национальной и индивидуально-авторской картин мира в художественном тексте (на

материале произведений художественной литературы андских стран: Перу, Боливии и Эквадора) // Электронный научно-практический журнал «Филология и литературоведение». 2012. № 2. Режим доступа: http:// philologysnauka.ru/2012/02/124 (дата обращения: 23.03.2021).

Коробко М. А. Жанр в фанфикшн: закономерности использования (на материале фандомов «Шерлок», «Мерлин», «Сверхъестественное») // Ученые записки Орловск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6 (69). С. 154-157.

Мирошкина М. Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 50-57.

Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94-97.

Прасолова К. А. Слэш: проблемы дефиниции // Вестн. Российск. гум. ун-та им. И. Канта. Вып. 8. Филологические науки. 2008. С. 101-107.

Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 1533. DOI: 10.7868/S0132162518030029

Романенко К. Р. От культуры соучастия к политике соучастия // Социология власти. 2018. Т. 30. № 3. С. 210-217.

Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 137-194.

Черников Б. В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2014. № 386. С. 153-158. D0I:10.17223/15617793/385/27

Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. М.: Институт Синергия, 2016.

Шатрова Е. Д., Ласица Л. А. К проблеме определения жанров произведений фанфикшн // Вестн. Оренбургск. гос. ун-та. 2017. № 1 (201). С. 41-48.

Busse C. (2013) Pon Farr, Mpreg, Bonds, and the Rise of the Omegaverse. In A. Jamison (ed.) Fic: Why Fanfiction Is Taking Over the World. Dallas: BenBella Books. Dallas: BenBella Books. Pp. 288-294.

Busse C. (2017) Framing Fan Fiction: Literary and Social Practices in Fan Fiction Communities. Iowa City: University of Iowa Press.

Jamison А. (2013) Fic: Why Fanfiction Is Taking Over the World. Dallas: BenBella Books.

Jenkins H. (1992) Textual Poachers. Television Fans and Participatory Culture. London; New York: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/978020 3114339

Strauss W, Howe N. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584—2069. New York: William Morrow and Company.

Tulgan B. (2009) Not Everyone Gets A Trophy: How to Manage Generation Y. San Francisco: John Wiley Trade.

Wellek R., Warren A. (1956) Theory of Literature. New York: Harcount, Brace & World.

Notes

Chandler C. (2006) It's Only a Movie: Alfred Hitchcock - a Personal Biography. Applause Theatre & Cinema Books.

Issledovanie Sberbanka: 30 faktov o sovremennoy molodezhi. Volna: sher-ing-platforma [Sberbank Study: 30 Facts About Modern Youth. The Wave: a Sharing Platform]. (2017) Adindex, 10 March. Available at: https://adindex.ru/ news/researches/2017/03/10/158487.phtml (accessed: 06.11.2020).

Traffic Overview. Similarweb. Available at: https://www.similarweb.com/ website/ficbook.net/#referrals (accessed: 12.09.2020).

Pfanshtil' I. (2019) Pol'zovateli sotssetey v Rossii: statistika i portrety audi-torii [Social Network Users in Russia: Statistics and Audience Profiles]. Cerebro Target. Available at: https://vk.com/0cerebro_vk-polzovateli-socsetei-v-rossii-statistika-i-portrety-auditori (accessed: 14.09.2020).

Stiven-Davidovits S. (2019) Vse lgut. Poiskoviki, Big Data i Internet znayut o vas vse [Everybody Lies. Search Engines, Big Data and the Internet Know Everything About You]. Moscow: Eksmo Publ.

Sundiev I. (2020) Teryaemoe pokolenie: na smenu chlenam sotsiuma prishli uzly v Seti [The Generation Being Lost: Societal Members Are Replaced by Internet Nodes]. Ogonek, 3 February. Available at: www.kommersant.ru/ doc/4219147 (accessed: 06.11.2020).

References

Afanasov N. B. (2019) Genri Dzhenkins i fanfik po teorii media [Henry Jenkins and Media Theory Fanfic]. Galactica Media: Journal of Media Studies 3 (8): 250-263. DOI: 10.24411/2658-7734-2019-10033 (In Russian)

Algavi L. O., Harchenko A. V. (2020) Fenomen fanatskogo tvorchestva: os-novnye napravleniya izucheniya [Phenomenon of Fan Creativity: the Main Directions of Studies]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism 25 (3): 531-541. DOI 10.22363/2312-9220-2020-25-3-531-541 (In Russian)

Algavi D. O., Volkova I. I., Kadyrova Sh. N., Rastorgueva N. E. (2018) Tematicheskie dominanty teleshou «Pust' govoryat» [Key Topics of the Television Show "Let Them Talk"]. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism 23 (4): 441-452. DOI 10.22363/2312-9220-2018-23-4-441-452 (In Russian)

Alpatova K. A., Semenihina T. A. (2011) Rol' tsennostey v formirovanii smyslovogo polya sotsializatsii «Ya» i «drugogo» (na primere teorii pokoleniy) [The Role of Values in the Formation of the Semantic Field of Socialization of "Me" and "the Other" (on the example of the theory of generations)]. Nauch-nyeproblemy gumanitarnykh issledovaniy (6): 238-243. (In Russian)

Astashova Ju. V (2014) Teoriya pokoleniy v marketinge [The Theory of Generations in Marketing]. Vestn. Yuzhno-Ural'sk. gos. un-ta. Ser.: Ekonomika i menedz,hment 8 (1): 108-114. (In Russian)

Bykhovskaya I. M., Lyulevich I. Yu. (2018) Fandomy — soobshhestva cifro-voj jepohi: gibridnaja kul'tura v okolosportivnom izmerenii [Fandoms as Com-

munities in the Digital Age: Hybrid Culture in the Sports-Related Dimension]. Sotsiologiya vlasti 30 (2): 40—54 (In Russian)

Busse C. (2007) Kanon, kontekst i konsensus: novyy podkhod k ponimaniyu fanfikshena [Canon, Context and Consensus: a New Approach to Understanding Fanfiction]. Baltiyskiy filologicheskiy kur'er 6: 345—362. (In Russian)

Busse C. (2013) Pon Farr, Mpreg, Bonds, and the Rise of the Omegaverse. In A. Jamison (ed.) Fic: Why Fanfiction Is Taking Over the World. Dallas: BenBella Books. Pp. 288-294.

Busse C. (2017) Framing Fan Fiction: Literary and Social Practices in Fan Fiction Communities. Iowa City: University of Iowa Press.

Chernikov B. V (2014) Differentsiatsiya trudovykh tsennostey sredi pokole-niy sovremennykh rabotnikov [Differentiation of Labor Values Among Generations of Contemporary Employees]. Vestn. Tomsk. gos. un-ta 386: 153-158. (In Russian)

Jamison A. (2013) Fic: Why Fanfiction Is Taking Over the World. Dallas: BenBella Books.

Jenkins H. (1992) Textual Poachers. Television Fans and Participatory Culture. London; New York: Routledge. DOI: https://doi.org/10.4324/9780 203114339

Karaseva Ju. A., Firsova N. M. (2012) Osobennosti otrazheniya natsional'noy i individual'no-avtorskoy kartin mira v khudozhestvennom tekste (na materiale proizvedeniy khudozhestvennoy literatury andskikh stran: Peru, Bolivii i Ekvadora) [Reflection of the National and Subjective Pictures of the World in the Literary Text (based on the works of fiction of the Andean countries: Peru, Bolivia and Ecuador)]. Elektronnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal «Filologiya i literaturovedenie» 2. Available at: http://philology.snauka. ru/2012/02/124 (accessed: 23.03.2021). (In Russian)

Korobko M. A. (2015) Zhanr v fanfikshn: zakonomernosti ispol'zovaniya (na materiale fandomov «Sherlok», «Merlin», «Sverkh»estestvennoe») [Genre in Fanfiction: Patterns of Use (based on the fandoms «Sherlock», «Merlin», «The Supernatural»)]. Uchenye zapiski Orlovsk. gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki 6 (69): 154-157. (In Russian)

Miroshkina M. R. (2014) X, Y, Z. Teoriya pokoleniy. Novaya sistema koordi-nat [X, Y, Z. Theory of Generations. New Coordinate System]. Voprosy vospi-taniya 2: 50-57. (In Russian)

Ozhiganova E. M. (2015) Teoriya pokoleniy N. Khouva i V Shtrausa. Voz-mozhnosti prakticheskogo primeneniya [Theory of Generations by N. Howe and W Strauss. Possibilities of Practical Application]. Biznes-obrazovanie v eko-nomike znaniy 1 (1): 94-97. (In Russian)

Prasolova K. A. (2008) Slesh: problemy definitsii [Slash: Problems of Definition]. Vestn. Rossiysk. gum. un-ta im. I. Kanta. Vyp. 8. Filologicheskie nauki 8: 101-107. (In Russian)

Radaev V V. (2018) Millenialy na fone predshestvuyushchikh pokoleniy: empiricheskiy analiz [Millennials Against the Background of the Previous Generations: an Empirical Analysis]. Sotsiologicheskie issledovaniya 3: 15-33. (In Russian)

Romanenko K. R. (2018) Ot kul'tury souchastiya k politike souchastiya [From a Culture of Complicity to a Policy of Complicity]. Sotsiologiya vlasti 30 (3): 210-217. (In Russian)

Samutina N. (2013) Velikie chitatel'nicy: fanfikshn kak forma literaturnogo opyta [Great Women Readers: Fanfiction as a Form of Literary Experience]. Sotsiologicheskoe obozrenie 12 (3): 137-194. (In Russian)

Shamis E., Nikonov E. (2016). Teoriyapokoleniy. Neobyknovennyy Iks [Theory of Generations. An Extraordinary X]. Moscow: Sinergiya Insitute Publ. (In Russian)

Shatrova E. D., Lasica L. A. (2017) K probleme opredelenija zhanrov proiz-vedenij fanfikshn [Towards the Problem of Defining the Genres of Fanfiction Works]. Vestn. Orenburgsk. gos. un-ta 1 (201): 41- 48. (In Russian)

Strauss W, Howe N. (1991) Generations: The History of America's Future, 1584—2069. New York: William Morrow and Company.

Tulgan B. (2009) Not Everyone Gets A Trophy: How to Manage Generation Y. San Francisco: John Wiley Trade.

Volkova I. I. (2013) Pokolencheskaya spetsifika vospriyatiya igrovogo medi-ynogo kontenta [Generational Specificity of Perception of Game Media Content]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya 6. Available at: http://www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=11154 (accessed: 30.11.2020). (In Russian) Vyazinkin A. Yu. (2012) Lichnoe schast'e i «Formula zhizni» kak osnovnye ponyatiya teorii bor'by za individual'nost' N. K. Mikhaylovskogo [Personal Happiness and "Life Formula" as the basic concepts of the theory of struggle for individuality by N. K. Mikhailovsky]. Vestn. Tambovsk. un-ta. Ser.: Gumanitar-nye nauki 4 (108): 287-292. (In Russian)

Wellek R., Warren A. (1956) Theory of Literature. New York: Harcount, Brace & World.

Поступила в редакцию 01.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.