ЖУРНАЛИСТИКА
СЕТЕВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Г.Н. ТРОФИМОВА
Кафедра массовых коммуникаций Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
В статье анализируются некоторые тенденции развития сетевой журналистики и особенности ее функционирования, рассматриваются ее особенности, структура сетевых СМИ, взаимоотношения традиционных и онлайновых СМИ, исследуются некоторые проблемы становления интернет-журналистики и ее включения в общую структуру СМИ.
В 1998 г. развитие новых информационных технологий и телекоммуникационных сетей захватило журналистику и привело к ряду существенных изменений. Во-первых, в газетных компаниях произошел коренной пересмотр философии предоставления информации, заключающийся в том, что гвоздевые материалы стали печататься в сетевой версии раньше их появления в печатном виде. Во-вторых, интернет убедительно вошел в организационную и творческую жизнь редакций. В-третьих, сеть является для журналистов одним из основных источников и передающим звеном в поиске не только информации, но и тем для публикаций. В-четвертых, активно растет число изданий, выставляющих в интернете полные тексты публикаций. И, наконец, нарастает процесс объединения традиционных и сетевых редакций в единую структуру. Все это живо свидетельствует о том, что вопрос о существовании сетевых СМИ решен: они не только возникли, но и все громче заявляют о себе не только в количественном, но и в качественном аспектах.
Новые коммуникационные технологии всегда способствуют возникновению новых средств для распространения информации. Так было с изобретением массового производства бумаги, книгопечатанием, фотографией, радиовещанием и телевидением. Не стало в этом смысле исключением и создание телекоммуникационных сетевых технологий, которые являются не только средством передачи, но и - с появлением \V\VW - новой средой функционирования новостных материалов.
Научно-технический прогресс, развивавшийся на протяжении веков, привел общество к тому факту, что за очень короткий отрезок времени (около 15 лет) огромная масса людей (более 400 миллионов) не только приняла, но и
освоила новую технологию \V\VW. Особую позитивную роль, конечно, сыграла политика подключения к интернету образовательных учреждений: школ, колледжей, вузов.
С другой стороны, сеть предоставила всем желающим и имеющим способности стать издателями виртуально-печатной продукции, поскольку веб обладает практически всеми возможностями издательства и широчайшей аудиторией, а стоимость создания и поддержания простого веб-узла очень мала. Кроме того, веб-страница не имеет ограничений в объеме, следовательно, и себестоимость продукции не зависит ни от объема, ни от тиража, которого в сети не существует как такового.
Итак, средства массовой информации вышли в интернет. Кстати, интернет и сетевые СМИ - это разные понятия. Интернет вместе с его различными приложениями является техническим средством коммуникации, а полноценно использующие его возможности СМИ и едва сформировавшееся новое их воплощение - собственно сетевые СМИ - это уже предмет журналистики и ее исследователей.
Довольно скоро выяснилось, что сетевые издания (имеются в виду все СМИ, представленные в интернете) востребованы. Некоторые издания успешно начали реализовать платную подписку на свои сетевые версии. Читательский интерес к сетевой периодике пробудил живой интерес к ней и у рекламодателей, которые, в свою очередь, размещая рекламу, стали финансово поддерживать веб-медиа. А сами веб-медиа тоже начали осознавать открывшиеся перед ними перспективы по привлечению новых потребителей. Таким образом, все эти причины привели к активному росту сетевых источников в качестве уже привычного способа распространения информации.
Сетевые СМИ, безусловно, могут быть зачислены в структуру средств массовой информации еще и потому, что выполняют все присущие СМИ функции: информационную, образовательную, контрольную, мобилизационную, критическую, интеграционную и т. д. До сих пор под вопросом остается достоверность информации, размещаемой в интернете, но к сетевым СМИ, заинтересованным в доверии аудитории, это, как правило, не относится, так как их редакционные коллективы строго следят за качеством подлинности своих материалов.
Все средства массовой информации, заявившие о себе в интернете, можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных и телевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные вебстраницы профессиональных журналистов.
Информационные агентства обрели в интернете свое второе рождение, поскольку главное их предназначение - именно сбор, обработка и распространение информации. Однако теперь их возможности стали намного шире и разнообразнее. Во-первых, значительно облегчилась техника сбора и передачи информации, так как сеть одинаково легко преодолевает и маленькие, и большие расстояния. Кроме того, любое, даже самое маленькое региональное агентство получило равный со всеми доступ к техническим средствам, позволяющий не-
медленно рассказать всему миру о местных событиях в своем регионе. Также информационные агентства не только владеют информацией, но и могут самостоятельно на своем сайте поделиться ею с аудиторией, минуя посредников. Наконец, к сообщениям о событиях добавились справочники, архивы, комментарии, аудио- и видеоинформация. К тем же информационным агентствам можно причислить и дайджесты, собирающие и распространяющие наиболее интересную информацию, представленную на разных сайтах.
Абсолютно новым видом информационного суперагентства можно считать справочно-информационные порталы - веб-узлы, на которых базовый сервис и информационное пространство сочетаются с возможностью создать пользовательское сообщество. Особенно ярко это проявляется в тематических порталах. Справочно-информационные порталы вошли в нашу жизнь вместе с появлением интернета. Там же, в интернете, мы можем подробно ознакомиться с предлагаемыми классификациями порталов. Так, например, выделяются информационный портал, портал для совместной работы, порталы экспертизы и порталы знаний. Они могут быть горизонтальными и вертикальными. Все порталы должны отвечать одному требованию: быть «главным входом» в определенным образом структурированное пространство. К этому добавляют и еще несколько требований: высокую посещаемость; многоуровневость и многофункциональность; доступ к качественной информации; единое оформление всех страниц при оригинальном дизайне. Однако при всем разнообразии требований к порталу уже сегодня становится ясно, что портал, прежде всего, является «информационным накопителем». Задача быть справочником отходит на второй план, уступая приоритет новостному началу. Следовательно, можно говорить, что справочно-информационные порталы, по сути, становятся информационными агентствами нового поколения.
Возможности хорошего портала в интернете намного шире, чем просто информационного агентства. Наряду со справочной информацией в нем возможно размещение самых разнообразных рубрик: от форума до научного журнала. Если все они тематически совмещаются, то и портал становится тематическим, совмещающим в себе все вышеперечисленные категории: информационность, коммуникативность, экспертизность (то есть аналитичность) и познава-тельность. Другими словами, портал становится средством массовой информации и коммуникации, так как соответствует всем основным задачам журналистики. Формальным условием причисления таких порталов к СМИ является публичное наличие редакционного коллектива, который несет ответственность за достоверность информации на страницах портала. При том, что четкого определения портала как явления в журналистике до сих пор не существует, его включение (при выполнении вышеупомянутых условий) в систему средств массовой информации как информационного агентства нового типа вполне обосновано. Таким образом, мы можем рассматривать портал как сетевое информационное агентство новейшего времени.
Бумажные газеты и журналы начали освоение интернета с подборок адресов интернет-узлов для различных тематических разделов своих изданий, прежде всего, по политике и бизнесу. Затем появились первые электронные копии бумажных изданий. Постепенно копии стали превращаться в версии, в которых все активнее использовались возможности веб. Например, просмотр статьи со-
провождается аудиоклипом и др. Именно специфическая сетевая философия повлияла на изменение отношений с конкурентами. Теперь статьи обязательно включают в себя ссылки на издания, в которых можно познакомиться с другими материалами на ту же тему. На своей веб-странице бумажные издания могут размещать и радиоприложения: новости последнего часа, радиошоу в режиме реального времени или политический комментарий на тему дня и т. д. Здесь же возможно дать ссылки на архивы статей, адреса тех сетевых форумов, на которых обсуждается проблематика публикаций, наконец, разместить интерактивные игры и кроссворды. Еще один способ заинтересовать читателя сетевой версией своего издания - это расширение тематики новостных материалов с помощью гиперссылок. Таким образом, и у сетевой, и у бумажной версий традиционного печатного периодического издания есть свои достоинства и недостатки. Преимущества сетевой копии: отсутствие понятий тиража и географии распространения, автоматическая доставка, легкость формирования тематических подборок, наличие поисковых служб, неограниченный объем архивов, простота работы с материалами. Недостатки сетевой копии: привязанность к компьютеру, оснащенному необходимым программным обеспечением и выходом в интернет, отсутствие такой отработанной структуры, как в бумажных СМИ, отрывочность и бессистемность в распределении и передаче информации отрывочно и бессистемно.
Радио и телевидение пока еще мало активизировались в сети, хотя каждая уважающая себя радиостанция или телекомпания считает долгом чести иметь веб-страницу. На сегодняшний день сетевая инфраструктура не может обеспечить высокое качество изображения и звука. Но на своих страницах в интернете программы предлагают аудитории сводки «горячих новостей», ссылки на различные разделы и отсылки к родственным радио- и телеслужбам, создают информационные архивы и т. д. Очень удобны в электронной форме теле- и радиосетки, которые можно сортировать по индивидуальным запросам (по каналам, по времени, по фильмам, по новостям, сериалам и т. д.). Радиостанции используют сетевые возможности для того, чтобы показать «живую» картинку из студии, обменяться с виртуальными собеседниками мнениями об эфире, организовать интерактивное голосование, предложить список адресов, на которых имеется интересующая слушателей информация. Для телевидения картинку показывать трудно из-за качества изображения (в интернете качество видео еще намного хуже, чем у телесигнала), а остальные услуги □ коммуникация, голосование и ссылки - используются также и телевидением.
Собственно сетевые СМИ - это, прежде всего, сетевая печать, то есть газеты и журналы. Естественно, что корневой основой сетевых публикаций, как и в традиционных печатных СМИ, является словесный текст. Однако принципиально новое техническое решение организации этого текста определило его специфику. Несмотря на неограниченность объема, существует размерное ограничение экрана монитора, из-за которого необходимо много раз прокручивать большой текст, чтобы дочитать его до конца. Поэтому тексты в веб-газетах достаточно сжаты и по своему характеру приближены к жанру расширенной заметки или репортажа. Кроме того, текст дробится на части, в соответствии с системой веб-окон или уровней. Конкретизация, широта и глубина содержания достигаются за счет гиперссылок, количество которых, хотя и не безгранично, но вполне достаточно.
Хотя в целом сетевой периодике подвластна вся палитра жанров, довольно редко здесь можно встретить корреспонденции, теоретико-философские статьи, очерки. Отсутствие больших аналитических материалов объясняется еще и тем, что сетевая медийная среда воспринимается как средство коммуникации, которое предполагает разговорный стиль общения, непринужденный и рекреативный. И в информационных, и в аналитических, и в художественнопублицистических жанрах журналистики гипертекстовая структура - это углубленный уровень и восприятия информации, и ее трактовки, предлагаемой журналистом.
Гипертекстовая структура предполагает нелинейное расширение текста за счет гиперссылок и мультимедиа. Главное и определяющее условие возникновения текста - это его коммуникативная задача. В этом аспект немаловажен и так называемый контекст. Связность и цельность текста в сочетании с наличием контекста приводят к его интертекстуальности, то есть к явлению наложения одного текста на другой, при котором возникают многочисленные ассоциации, придающие тексту дополнительный смысл.
По своей сути гипертекст, который является своего рода непоследовательной записью, в отличие от письма, основан именно на принципе интертекстуальности. В этом смысле он больше напоминает нелинейную последовательность ассоциативного мышления, когда нелинейная форма представления знаний широко использует многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на комментарии. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое.
Гипертекстовая система, содержащая сеть ссылок, порождающих ассоциативные связи, формирует трехмерное информационное пространство. Связки гипертекста, называемые гиперссылками, создают сложную виртуальную паутину соединений. В отличие от обыкновенного текста, который можно читать только от начала к концу, гипертекст позволяет совершать мгновенный переход от одного фрагмента текста к другому, либо не совершать его, сознательно ограничивая объем информации.
Структура гипертекста, безусловно, должна быть востребована не только справочно-информационными системами, но и другими жанрами современной сетевой журналистики. Гипертекст - это качественно новый уровень подачи информации и воздействия на аудиторию. Не случайно в недрах интернета зародилось и активно развивается явление сетературы. Это не просто ссылки на дополнительные источники информации, что уже само по себе немаловажно в журналистике, но и новаторская форма ее структурирования, облегчающая доступность и усиливающая привлекательность журналистского материала. Однако до настоящего времени сетевая журналистика недостаточно использует возможности гипертекста.
Конечно, сетевые издания несоизмеримо оперативнее традиционных СМИ, поэтому они ориентированы, прежде всего, на информационное «вещание», которое реализуется в режиме реального времени и с постоянным обновлением. Тем более что создание архивов, доступ к разнообразным сетевым источникам и удаленным экспертам дают всестороннее видение события и позволяют проводить самостоятельное журналистское расследование, при котором сущест-
венно повышается качество разработки информации. Чтобы новость появилась в сети, требуется только время для ее формулирования в письменном виде. Презентация на сайте занимает несколько секунд, и после такого же мгновенного анонсирования по электронной рассылке новость известна всем. Наиболее «продвинутые» сайты обновляют материалы не только по временным параметрам, но и в соответствии с меняющимися потребностями общества (утро-день, будни-выходные и т. д.). В силу своей демократичности они способны отражать альтернативные мнения. Интерактивные возможности возвращают СМИ потерянную ими в последнее время коммуникативную функцию, а управление массовыми коммуникационными процессами сегодня чрезвычайно актуально. Кроме того, интерактивность - очень важное преимущество сетевых СМИ, учитывая склонность массовой аудитории к участию в создании информации посредством писем, голосований, дискуссий и т. д. По существу, старый традиционный принцип СМИ «от одного ко многим» меняется на принцип «многие -многим», причем на смену пассивному читателю приходит активный участник творческого процесса, который сообщает новые сведения, интересные идеи. Так СМИ приобретает еще одну функцию: помогать аудитории разбираться не только в ситуации, но и в самой себе.
Немаловажным плюсом сетевых СМИ оказывается и легкость перемещения по публикациям (поскольку понятие полос в веб-журналистике отсутствует). Удобная навигация позволяет реализовать доступ к любому материалу с любой страницы через постоянно сохраняющийся анонс.
Стало возможным по-новому организовать работу редакционного коллектива. Во-первых, многие получили возможность больше работать дома, во-вторых, авторский состав значительно расширился, так как редакция может оперативно заказывать материал специалистам или профессионалам высокого уровня в любой точке Земного шара.
Относительная дешевизна создания и поддержки веб-страницы дала реальную возможность каждому журналисту иметь свое минииздание. Камерность такого веб-узла придает ему определенную оригинальность и привлекательность. Но все же современный информационный поток и тенденции глобализации требуют мультиглобальных изданий, и веб-возможности как нельзя лучше отвечают этим потребностям.
Широко развернулось на вебе «строительство» сетевых журналов, так как и формат, и организация подготовки издания весьма близки к работе именно над традиционным журналом. Веб-журнал - явление чрезвычайно многогранное. Он все время обновляется, развивается, пополняется новыми разделами и экспериментирует с разного рода видео- и аудиоинформацией. Именно журналы предоставляют свои электронные «страницы» для исследователей, не стремящихся к краткости, поэтому во многих журналах обязательно присутствует жанр короткой статьи. Процесс издания журнала не ограничен во времени. Смена публикаций происходит практически перманентно. Журналы в большей степени, чем газеты, идут на эксперименты не только с содержанием, но и с формой. Например, используется автоматическая плавающая командная панель или включаются в некоторые разделы функции использования видеозаписей и прослушивания аудиоинформации в режиме реального времени и т. д. Таким образом, в области поиска новых путей разви-
тия журналистики на вебе журналы как вид СМИ наиболее мобильны и перспективны.
Развитие сетевых СМИ поставило перед журналистикой ряд новых вопросов, и первый среди них - это тенденция к стиранию различий между новостной информацией, рекламными публикациями и материалами, осуществляющими связь с общественностью. Система гиперссылок позволяет обращаться к любым текстам, в том числе и рекламного характера, а правил оформления ссылок в публикации пока еще не существует.
Еще одна нерешенная проблема - сочетание различного рода информации в целом. Ведь журналист должен отвечать за достоверность своего материала, а подлинность информации, содержащейся на страницах гиперссылкок, объективно не может находиться в его компетенции.
В связи с тем, что все средства массовой информации устремились в интернет, возникла и третья проблема - проблема конвергенции между ними. С одной стороны, это вопрос не сегодняшнего дня, так как и до интернета подобное явление уже происходивших ранее случаев совмещения медиа-технологий сетевые издания показывают наибольшее количество примеров соединения различных СМИ в методах их функционирования. Именно веб оказалась способной сочетать в себе качества традиционных СМИ и свои специфические признаки - интерактивность и формирование архивов. Тем более что сами сетевые СМИ еще во многом опираются на наработки традиционных СМИ, что обусловлено и объективными причинами (недостаточное развитие инструментария, то есть языков программирования), и субъективными (сильное давление авторитета традиционных СМИ). Таким образом, интернет и \VW\V предоставили журналистам новое и очень эффективное средство для совершенствования их профессионализма, свободное от многих ограничений, присущих традиционным средствам массовой информации.
Итак, на современном этапе развития СМИ и печать, и радио, и телевидение активно используют интернет для создания своих «зеркальных» отражений в традиционном формате, лишь слегка видоизменяя его, подпитывая за счет оригинальных телекоммуникационных возможностей. Между тем, именно такая миграция постепенно подготавливает базу для последующего этапа развития СМИ, а именно, для конвергенции всех форм, включая и собственно сетевые издания, в новый вид СМИ, обладающий сразу всеми средствами представления информации: текст, графика, видеоряд, звукоряд и интерактивная коммуникация. Конечно, это потребует универсализации в подготовке журналистов, в формировании качественно нового уровня творческого и технологического мышления. Однако в то же время такое новое СМИ будет полностью отвечать запросам нового времени, гуманитарного и технического прогресса. С помощью новейших технологий журналистика сможет еще больше приблизиться к реализации своей главной задачи - сообщения наиболее главной, полноценной, всесторонней и достоверной информации о событиях в оперативном режиме.
Веб-журналистика не отменит уже существующих СМИ, однако, при условии совершенствования средств программирования, а также широкой информатизации массовой аудитории будет востребована и займет свое место в соответствии с запросами развивающегося общества.
JOURNALISM ON-LINE: SOME TENDENCIES OF EVOLUTION
G.N. TROFIMOVA
Department of Mass Communications Russian Peoples’ Friendship University 6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia
The article analyses some tendencies of evolution of journalism on-line and some peculiarity of your functions, examines its particularities, structure of mass media on-line, correlation between traditional and on-line mass-media, some problems of evolution of journalism on Web and your inclusion in the structure of mass media.