Научная статья на тему 'Сетевая виртуальная идентичность: формат идентичности или сетевая реальность'

Сетевая виртуальная идентичность: формат идентичности или сетевая реальность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
294
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / СЕТЕВИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / VIRTUAL REALITY / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / VIRTUAL PERSONALITY / АКТОР СЕТЕВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ACTOR NETWORK OF INFORMATION EXCHANGE / СИМУЛЯКР / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / HYPERREALITY / ФАНТОМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / PHANTOMS OF THE INFORMATION SOCIETY / SETEVIZATSIYA / SIMULACRA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Немчина Вера Ивановна

В статье идентичность индивида в сетевом взаимодействии рассматривается как проявление виртуализации социальных отношений и социальных взаимодействий информационного общества, где основной ценностью выступает возможность и способность индивида соотнести себя с гипертекстом, его глобальной информированностью. Автором отмечается, что виртуальная реальность имеет черты гиперреальности, интерактивности, синхронности и асинхронности коммуникации, символичности общения, текстуальности и гипертекстуальности, глобальности, креативности, анонимности, мозаичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network virtual identity: the identity of the format or network reality

In the article the identity of the individual in networking is seen as a manifestation of the virtualization of social relations and social interactions of the information society, where the main value is the possibility and ability of the individual to relate to hypertext, its global awareness. The author notes that virtual reality has the features of hyper-reality, interactive, synchronous and asynchronous communication, symbolic communication, and textuality Hypertextuality, global, creativity, anonymity mosaic.

Текст научной работы на тему «Сетевая виртуальная идентичность: формат идентичности или сетевая реальность»

В.И. Немчина

кандидат социологических наук, доцент Южного федерального университета*

Сетевая виртуальная идентичность: формат идентичности или сетевая реальность

Актор информационно-коммуникационного взаимодействия в глобальной информационной сети и есть тот индивид информационного общества, об идентичности которого следует сегодня вести речь. В силу того, что этот индивид живет в мире информационно-коммуникационного взаимодействия, которое является виртуальным, гипертекстуальным, анонимным, интерактивным, визуальным и мозаичным, говоря о его идентичности, нужно учитывать эти качества. Данные качества становятся характеристиками сознания и мышления актора виртуального мира.

В современной реальности актор информационного взаимодействия является агентом сетевого социума. Термин «социальная сеть» был введен еще в 1954 г. Дж. Барнсом. М. Кастельс утверждает, что именно информационные сети есть те структуры, через которые происходит становление новых форм социальности, и именно они характеризуют новую социальную морфологию1. По его мнению, в этом выражается коренное изменение исторического процесса: впервые в истории формируются социальные сетевые сообщества, основанные не на территориальном принципе. Это глобальные социальные сообщества.

Социальная сеть - это соответствующая электронная платформа, цифровой онлайн-сервис или веб-сайт, которые предназначены для организации социальных информационно-коммуникационных форм взаимодействия и взаимоотношения между различными акторами, что осуществляется визуализацией и использованием гипертекстов.

Социальные сети представлены социальными каталогами, социальными библиотеками, социальными закладками, социальными медиа-хранилищами. Наряду с социальными сетями, как отмечают Д. Бойд и Н. Эллисон, существуют следующие:

• профессиональные социальные сети;

• корпоративные социальные сети;

• геосоциальные сети;

• социальные серверы для работы с документами;

• рекламные социальные сети;

* Немчина Вера Ивановна, e-mail: nemchina@sfedu.ru

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С. 232.

• сети продвижения бизнеса и т.д.1

Множество социальных и профильно-ориентированных информационных сетей образует сетевой социум. Сетевизация является знамением нашего времени. Она привела к возникновению множества формальных и неформальных социальных сетевых сообществ с присущими им практиками коммуникации.

Но это особый вид практик. Это новый вид реальности, и ее существование основано на реальности существования информации.

Глобальная информационная ноосфера есть субстанция этой реальности. А ее акциденциями являются формы и жанры информационно-коммуникационного взаимодействия, информационные сети, сетевые сообщества и все ее информационные ресурсы и электронные платформы, поддерживающие данные ресурсы. Именно она, эта реальность, множественна и является основанием для формирования идентичности индивида в информационном обществе.

В этой виртуальной реальности осуществляется виртуализация социальных отношений и социальных взаимодействий информационного общества. В этой же реальности социализируется индивид и приобретает свою персональную идентичность.

Эта виртуальная реальность является информационно-коммуникационной и имеет черты гиперреальности характера, интерактивности, синхронности и асинхронности коммуникации, символичности общения, текстуальности и гипертекстуальности, глобальности, креативности, анонимности, мозаичности, интенсивности использования ме-диасредств, постоянной обновляемости используемой информации, визуальной культуры общения.

Как следствие формирования информационно-коммуникационной реальности, по меткому замечанию М. Маклюэна, возникает «визуальный человек» как основной актор информационно-коммуникационного взаимодействия2. Этот человек, актор информационно-коммуникационного взаимодействия, имеет визуальную культуру, и его сознание и мышление также существенным образом трансформируются в виртуальной реальности.

Мы склонны согласиться с позицией В.И. Курбатова, который называет такие черты сетевым мышлением и характеризует его как совершенно новый тип мышления и сознания3. По его точке зрения, сознание индивида, осуществляющего свою идентичность с помощью опосредованного компьютером общения в глобальной информационной сети, связано с самовыражением (самопрезентацией) виртуальной личности.

1 Boyd D., Ellison N. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of ComputerMediated Communication. 2007. Т. 13, № 1. С. 216-218.

2 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2007.

3 Курбатов В.И. Виртуальная коммуникация, виртуальное сетевое мышление и виртуальный язык // Гуманитарий Юга России. 2014. № 11; 2014. № 12. С. 16-21.

Сетевое мышление и сознание имеют символический характер, и они реализуются в сетевой коммуникации в формате «указательности», т.е. указывают на вещь, но никак не характеризуют ее.

Сетевое мышление характеризуется полифоничностью, а именно в силу гипертекстуальности сетевой коммуникации и ее интерактивности актор (индивид) может одновременно участвовать в разных ветвях форума или в разных форумах, выражая расщепленность своего сознания на разные, а порой и на полностью противоположные суждения.

Основной спецификой виртуального сознания является то, что оно реализуется в коммуникации в текстуальных сообщениях. Текстовые сообщения виртуальной сетевой коммуникации являются своеобразными фреймами: это могут быть фреймы фона некоторого знания, фреймы ценности и оценки, фреймы выражения собственной позиции.

Если в обычном понимании мышление и сознание тесно связаны с языком, находят свое выражение в нем, проявляются в языке, то сознание индивида, который идентифицируется в глобальной информационной сети, связано прежде всего с текстом и гипертекстом.

Гипертекст как фундирующее основание сознания и мышления виртуальной личности - это не текст в обычном понимании слова и не язык в его привычной трактовке. Это универсальное хранилище символической информации, знаков, символов и образом с клишированными смыслами. Если индивид в своем информационно-коммуникационном взаимодействии через глобальную информационную сеть соотносится с гипертекстом как глобальным хранилищем клишированных смыслов, то, соответственно, его сознание наполняется этими смыслами, когда он подключен к этой емкости.

Суть гипертекста (в отличие от обычного текста) в том, что он, прежде всего, содержит систему ссылок на свои собственные и чужие тексты. Это означает, что носитель информации - гипертекст является не закрытым, а принципиально открытым текстом.

Проще говоря, идентичность индивида в сетевом социуме, коммуникация в котором основана на гипертексте как универсальном хранилище символов и смыслов, опосредована смыслами и символами этого гипертекста, отметим, его заданными и поэтому клишированными смыслами.

Вторая особенность гипертекстуальности, равно как особенность идентифицирующегося индивида, актора сетевого информационного взаимодействия, заключается в том, что это - так называемая экранная текстуальность. А это значит, что специфика сознания и мышления актора сетевого информационного взаимодействия - это визуализация мышления, т.е. представление и воплощение его только в зримых, а значит, упрощенных образах и ассоциациях.

Третья особенность виртуального сознания и мышления идентифицирующегося индивида как актора сетевого информационного взаимодействия заключается в том, что это - виртуальное, т.е. искусственно

модулируемое, сознание. Индивид как актор сетевого обмена идентифицирует себя с потребителем смыслов гипертекста. Для актора гипертекст есть возможность расширения собственных границ, границ информированности, границ смыслов, границ понимания окружающей виртуальной реальности и границ понимания себя, элемента этой виртуальной реальности. Прав М. Маклюэн, понимая глобальные медиа как внешнее расширение человека1.

И это, по сути, идентичность индивида в сетевом информационном взаимодействии - соотнести себя с гипертекстом, его глобальной информированностью, которая выступает основной ценностью сетевого социума.

Как известно, акторы сетевого информационного взаимодействия анонимны. Они в своем информационно-коммуникационном взаимодействии элиминируют личностные характеристики и пользуются персональными именами-никами.

Исследователи полагают, что это связано с переходом от традиционного индивидуального сознания к состоянию постсознания. Это характеризует новое состояние сознания, состояние постсознания в виде наделения его надындивидуальными качествами и свойствами.

Виртуальное сознание является трансперсональным, и именно в этом оно реализуется как анонимное. А трансперсональность индивидуального виртуального сознания - это его надындивидуальное2.

Соответственно, говоря об идентичности индивида, уместно рассмотреть и его реальную идентичность, и его виртуальную идентичность.

Перечислим характеристики виртуального сознания сетевого актора и информационно-коммуникационного взаимодействия, которые, на наш взгляд, имеют большое значение при формировании идентичности индивида в информационном обществе:

• индивидуальное сознание индивида есть параметр соизмеримости его с информационной емкостью гипертекста;

• цель формирования идентичности индивида как актора сетевого информационного взаимодействия есть достижение смыслового резонанса с гипертекстом как глобальным хранилищем информации, знаний и ценностей;

• смысловой резонанс - это формирование надындивидуального (сетевого) сознания индивида и, соответственно, его надындивидуальной сетевой идентичности;

• надындивидуальная идентичность актора сетевого информационного взаимодействия распределена в глобальной сети;

• надындивидуальная идентичность актора сетевого информационного взаимодействия, распределенная в сети, есть пересечение мно-

1 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. С. 135.

2 Курбатов В.И. Виртуальная коммуникация, виртуальное сетевое мышление и виртуальный язык // Гуманитарий Юга России. 2014. № 11.

жества информационных векторов, точка виртуального пространства, место встречи информационно-коммуникационного контакта с другими индивидами, акторами сетевого информационного взаимодействия;

• поскольку надындивидуальная идентичность как место встречи акторов сетевого информационного взаимодействия, сопряженных с гипертекстом как хранилищем клишированных смыслов, имеет много информационных входов и выходов, постольку надындивидуальная идентичность есть процесс, а не результат, при этом данный процесс принципиально не может быть завершен.

Можно указать еще на некоторые особенности сознания виртуальной личности, актора сетевого информационного взаимодействия.

Это, во-первых, монтажный характер его сознания, которое монтируется из фрагментов разных сегментов гипертекста, его аудиовизуальный характер, порождаемый комбинированием различных звукозрительных образов, порождающих многообразие ассоциативных связей и отношений.

Во-вторых, это то, что называется его «месседжевый» характер, молекулярность, мозаичность и клиповую природу. Подобное его свойство связано с тем, что наиболее массовым средством передачи информации через информационный канал является коммуникационное сообщение (message).

В-третьих, это его мозаичный характер, который обусловлен тем, что в своей основе виртуальное сознание представляет собой мозаику картинок, хаос различных восприятий, эклектику различных смыслов, мифологемы и идеологемы разнообразных ценностных убеждений, смесь представлений об иллюзиях и реальности, набор заблуждений, обусловленных несистематической картиной мира, и результатов манипуляций и рекламных интервенций.

Глобальный сетевой мир является фантомом, и ценности этого мира, мира господства информационных технологий, медийного мира, мира массового воздействия на психику каждого индивида средствами рекламы, также фантомы, но это доминантные фантомы. Такими же фантомами выступают и ценности традиционного и индустриального общества. Но это уже не доминантные фантомы.

Говоря о фантомах, мы имеем в виду двойственность любого социального артефакта, которая выражается в следующем:

• распадение социального и личного бытия на реальное и виртуальное бытие; онтологическая двусмысленность любой визуальной презентации бытия;

• бытие есть как видеореальность, и бытие есть иллюзия этой реальности;

• воздействие на сознание рекламы как аудио- и видеоряда и трансформация ее же в реальный товар;

• манипулятивное воздействие на сознание индивида и воплощение его в реальную психическую установку индивидуального сознания;

• информационное проектирование некоторого предмета и «распечатка» его на 3D-принтере и т.п.

Фантомы информационного общества - это его информационная реальность, основанная на высоких информационных технологиях. Они есть научное, инженерное и технологическое достижение. Но вместе с этим фантомы оказывают существенное влияние на индивидуальное и массовое сознание, соответственно, они трансформируют и идентификационный процесс и меняют идентичность индивида.

В социальном плане фантомы изменяют социальные топологические (пространственные) и темпоральные (временные) пропорции, меняют масштаб социальных событий, трансформируют представления о правде и неправде, истине и лжи, размывают границы между реальностью и иллюзиями. Можно сказать, что они конституируют индивидуальное и социальное бытие индивида, трансформируют его и порождают новое бытие, в котором индивид и идентифицирует себя.

Ж. Бодрийяр назвал эпоху виртуализации социальных и личностных отношений эпохой симулякров и симуляции1. И это может рассматриваться как некий ключ для характеристики идентичности индивида в данную эпоху. Симулякр (от лат. simulo - «делать вид, притворяться») означает копию, которая не имеет оригинала в реальности. Другими словами, симулякр - это некий знак, с помощью которого осуществляется презентация реальности.

В трактовке Ж. Бодрийяра симулякр - некий объект гиперреальности, который предназначен для отражения базовой реальности и, имитируя реальность своими фантомными свойствами, сначала отражает реальность, затем искажает ее, а впоследствии вообще теряет всякую связь с реальностью. Глубинное предназначение симулякра состоит в том, чтобы отразить не только базовую реальность, но и действия и отношения, характерные для реальности. И в этом отображении симулякр, потерявший всякую связь с реальностью, не отображает действия, имеющие место в реальности, а имитирует их, по сути воспроизводя их симуляцию.

Фактически симуляция становится тотальным социальным процессом, в котором осуществляется подмена всего того, что имеет реальное содержание. Это касается аспектов социальной жизни: экономики, производства, идеологии, политики, образования, духовной жизни и жизни семейной, человеческих чувств и верований и т.д.

Впервые в истории человеческой цивилизации индивид становится обладателем амбивалентной индивидуальной идентичности: идентичности как выражения собственной индивидуальности, включающей личностную, групповую, профессиональную, гендерную, этничную, граждан-

1 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкина. Тула, 2013.

скую, которую можно назвать реальной идентичностью, и идентичность виртуальную - его индивидуальный IP-адрес, идентичность как пользователя информационного ресурса.

IP-адрес (сокращение от англ. Internet Protocol Address) - это уникальный идентификатор (адрес) устройства (обычно компьютера), подключённого к локальной сети или Интернету. IP-адрес представляет собой 32-битовое (по версии IPv4) или 128-битовое (по версии IPv6) двоичное число. Удобной формой записи IP-адреса (IPv4) является запись в виде четырёх десятичных чисел (от 0 до 255), разделённых точками, например 164.118.3.7.

Формируется всеобщая эпоха симуляции, активной имитации реальной жизни. Этот процесс, конечно же, не может не касаться и идентичности индивида. Его идентичность также представляет собой симу-лякр как некий фантом, теряющий или уже потерявший всякую связь с реальностью. Симулякр, являясь иллюзией, хотя и цифровой, сводит персональную идентичность к иррациональным ценностям и установкам, что вряд ли способствует адекватной социализации личности.

Скорее наоборот, такая идентичность способствует дезадаптаци-онным стратегиям личности. А если учесть то обстоятельство, что симулякр является элементом цепочки аддиктивной зависимости индивида от ресурсов иллюзорной реальности, то это скорее способствует деструктивным элементам в идентификационном процессе.

Подмена в виде симуляции базовой реальности иллюзорными симу-лякрами - процесс, который стал реальностью. Размываются не только границы между реальностью и иллюзией, размываются и еще более значимые границы. Информационный мир создает свой порядок, свои нормы поведения, свою мораль, свои компетентности и значимости. Это все можно назвать инфоэтическими проблемами информационного бытия.

Это проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости. С учетом трансформации базисных ценностей традиционного и классического общества в ценности утилитарные, прагматические, гедонистические возникают новые форматы оценки событий и явлений. Возникает новая рациональность - информационно-технологическая рациональность. И все это с неизбежностью сказывается на всем спектре идентификационного процесса.

К тому же подмена реального материального мира миром иллюзорным существенно деформирует процессы социальной адаптации и социализации индивида. Сопоставление реального мира и мира виртуального, а также размежевание масс и элит, создание двух несоприкасающихся миров со своими ценностями и своей свободой доступа к информационным ресурсам приводят к умножению, к плюрализации миров.

Все эти миры порождаются реальностями информационного общества, и все эти миры являются социальностями. Возникает феномен

множественности социальности. Соответственно, возникает и множественность форматов идентификации в этих мирах.

Когда реальный мир подменяется иллюзорным миром, информация, получаемая индивидом в информационном взаимодействии, не требует творческой оценки, ценностного предпочтения и выбора, а является лишь формой утилитарного, прагматического или гедонистического потребления, когда реальные ценности подменяются симулякрами, то и сам индивид тоже становится своеобразным симулякром. Идентичность в таком отношении становится сложносочинённым лабиринтом.

Немчина В.И. Сетевая виртуальная идентичность: формат идентичности или сетевая реальность. В статье идентичность индивида в сетевом взаимодействии рассматривается как проявление виртуализации социальных отношений и социальных взаимодействий информационного общества, где основной ценностью выступает возможность и способность индивида соотнести себя с гипертекстом, его глобальной информированностью. Автором отмечается, что виртуальная реальность имеет черты гиперреальности, интерактивности, синхронности и асинхронности коммуникации, символичности общения, текстуальности и гипертекстуальности, глобальности, креативности, анонимности, моза-ичности.

Ключевые слова: социальная сеть, сетевизация, виртуальная реальность, виртуальная личность, актор сетевого информационного взаимодействия, симулякр, гиперреальность, фантомы информационного общества.

Nemchina V.I. Network virtual identity: the identity of the format or network reality. In the article the identity of the individual in networking is seen as a manifestation of the virtualization of social relations and social interactions of the information society, where the main value is the possibility and ability of the individual to relate to hypertext, its global awareness. The author notes that virtual reality has the features of hyper-reality, interactive, synchronous and asynchronous communication, symbolic communication, and textuality Hypertextuality, global, creativity, anonymity mosaic.

Keywords: social network, setevizatsiya, virtual reality, virtual personality, actor network of information exchange, simulacra, hyperreality, phantoms of the information society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.