УДК 370.1
Бавкунова О.А.
студентка 1 курса магистратуры, кафедры менеджмента и бизнеса Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ВЫЗОВАМ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ
Аннотация: в статье рассматривается сетевая модель обучения как современный подход в управлении образовательным процессом. Акцент сделан на её значимости для подготовки специалистов в сфере менеджмента образования в условиях цифровой трансформации. Рассматриваются перспективы использования сетевых технологий, среди которых: интеграция внешних образовательных ресурсов, профессиональное развитие педагогов и глобальное сотрудничество. Обозначены ключевые вызовы, такие как обеспечение качества контента, цифровое неравенство и управленческая координация.
Ключевые слова: сетевая модель, менеджмент образования, цифровая трансформация, образовательные сети, профессиональное развитие.
Современная образовательная среда динамично трансформируется, адаптируясь к вызовам цифровой эпохи. В этом контексте сетевая модель обучения становится одной из ключевых стратегий, способствующих развитию образования. Она базируется на принципах кооперации, интеграции ресурсов и гибкости, что делает её особенно актуальной для подготовки современных специалистов [4, с. 38].
Как указано в ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», сетевая форма реализации образовательных программ позволяет обучающимся осваивать учебные предметы, курсы, дисциплины, модули и практики с использованием ресурсов
различных организаций, включая образовательные учреждения, научные центры, культурные и спортивные организации, а также зарубежные партнёрские структуры. Такой подход обеспечивает интеграцию разнообразных ресурсов и возможностей, необходимых для реализации образовательных программ разного уровня и направленности, расширяя доступ к современным образовательным технологиям и профессиональному опыту [6]. Взаимодействие в сети позволяет не только делиться ресурсами, но и формировать уникальные образовательные траектории для студентов, что особенно важно для сферы менеджмента в образовании.
На текущий год цифровые технологии играют ключевую роль в реализации сетевой модели. Развитие платформ для онлайн-обучения, таких как Coursera, EdX или российские аналоги вроде «Открытого образования», позволяет образовательным учреждениям эффективно включать в свои программы внешние курсы [3, с. 45]. Это открывает возможности для освоения студентами новых навыков, требуемых современным рынком труда, например, в сфере управления образовательными проектами или анализа данных в образовательной статистике. При этом важно, чтобы вузы адаптировали такие материалы к своим образовательным стандартам, сохраняя национальные и культурные особенности [5, с. 255].
Сетевое взаимодействие также способствует профессиональному развитию педагогов. В рамках сетей учителя и управленцы образовательных организаций могут обмениваться опытом, совместно разрабатывать методики и участвовать в международных проектах. Например, в последние годы активно развиваются программы транснационального сотрудничества, где школы из разных стран создают совместные образовательные проекты. Эти инициативы развивают межкультурное взаимодействие, которое необходимо будущим лидерам в области образовательного менеджмента [2, с. 54].
Однако сетевая модель обучения несёт и вызовы. Среди них - проблема обеспечения качества образовательного контента, особенно если речь идёт о внешних ресурсах. Не все материалы, доступные на открытых платформах,
соответствуют академическим стандартам, что требует тщательной оценки со стороны образовательных организаций. Также встает вопрос цифрового неравенства: не все учреждения и студенты имеют доступ к высокоскоростному интернету и современным устройствам, что ограничивает участие в сетевых программах [7, с. 100].
Кроме того, управленческие аспекты сетевой модели требуют высокой координации. Менеджеры образовательных учреждений должны организовывать эффективное взаимодействие между различными участниками сети, выстраивать механизмы обратной связи и обеспечивать защиту данных. Для решения этих задач необходимо обучать управленцев современным подходам к цифровой трансформации и навыкам работы в сетевых структурах [1, с. 28].
Таким образом, в 2024 году сетевая модель обучения становится не просто трендом, а необходимым инструментом для повышения конкурентоспособности образовательных учреждений. Она позволяет интегрировать лучшие мировые практики, готовить студентов к сложным вызовам будущего и укреплять позиции образования в эпоху глобальных изменений. Для управленцев в сфере образования это открывает новые горизонты, требующие стратегического подхода, гибкости и готовности к постоянному обновлению знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арутюнова А. Е., Лаврентьева А. В. Сетевое взаимодействие организаций сферы образования как фактор, способствующий развитию человеческого потенциала // Вестник Академии знаний. 2020. №1 (36) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-organizatsiy-sfery-obrazovaniya-kak-faktor-sposobstvuyuschiy-razvitiyu-chelovecheskogo-potentsiala (дата обращения: 16.11.2024);
2. Гаврилов П. С. Международное образовательное сотрудничество: современные тренды и перспективы развития // Caucasian Science Bridge. 2022. №1 (15) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-obrazovatelnoe-sotrudnichestvo-sovremennye-trendy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 16.11.2024);
3. Закалкина Е. В. Обзор образовательных платформ для создания и размещения онлайн-курсов / Е. В. Закалкина, Н. П. Еремеева, Е. А. Рогозянская // Проблемы управления качеством образования: сборник статей XI Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18-19 декабря 2018 года / ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет», Межотраслевой научно-информационный центр Пензенского государственного аграрного университета. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. 2018. С. 43-47;
4. Ромм Т. А., Ромм М. В. Сетевой подход в дополнительном образовании: стратегия и тактика // Вестник ТГПУ 2019. №3 (200) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7setevoy-podhod-v-dopolnitelnom-obrazovanii-strategiya-i-taktika (дата обращения: 16.11.2024);
5. Степанова С. А. Платформы для онлайн-образования в России // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018. №4 (34) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/platformy-dlya-onlayn-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 16.11.2024);
6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: https://w. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de 3b173bb4953a33419c/ (дата обращения: 15.11.24);
7. Филимонов А. А. Сетевая организация образовательного процесса // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №1 (14) [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 16.11.2024)
Bavkunova O.A.
Surgut State University (Surgut, Russia)
NETWORK TRAINING MODEL AS TOOL FOR ADAPTATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO CHALLENGES OF DIGITAL AGE
Abstract: the article considers the network training model as a modern approach to managing the educational process. The emphasis is placed on its importance for training specialists in the field of education management in the context of digital transformation. The prospects for using network technologies are considered, including: integration of external educational resources, professional development of teachers and global cooperation. Key challenges are identified, such as ensuring content quality, digital inequality and management coordination.
Keywords: network model, education management, digital transformation, educational networks, professional development.