Журнал интегративных исследований культуры, 2023, т. 5, № 1 Journal of Integrative Cultural Studies, 2023, vol. 5, no. 1 _www.iik-journal.ru
Я Check for updates
Диалогика культуры
УДК 331 БЭЫ ШБУУЫ
https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-1-17-24
Сетевая коммуникация цифровых инициативных действий как предмет социокультурной регуляции в условиях мобилизационной экономики
Н. Н. Покровская01' 2' 3' 4' 5, Ф. Вэй6
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 2 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 197022, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5 3 Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого, 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, д. 29 4 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 190103, Россия, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44-А 5 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 236041, Россия, г. Калининград, ул. Александра Невского, д. 14 6 Северо-Западный университет сельского и лесного хозяйства, 712100, Китай, провинция Шаньси, Янлинь, ул. Тайчень, д. 3
Аннотация. Развитие цифровых технологий построения социальных взаимосвязей и выстраивание сетевых отношений как новой нормы коммуникационного пространства формируют новый предмет научных исследований. В статье показана логика постановки вопросов к сетевым формам социокультурной регуляции и предложен ряд объектов исследования, которые актуальны в период перехода от глобальной системы к региональным пространствам регуляции и социальной гражданской инициативы. Актуальность материала связана с противоречием между декларируемой моделью свободного рынка, включая свободу распространения информации, и вскрывшимися фактами цензурирования в ряде социальных сетей, давления нерыночных субъектов (прежде всего, государственных и правительственных органов) на средства массовой коммуникации, в частности, на цифровые площадки обмена информацией, например, через удаление из выдачи на поисковые запросы ссылок на информацию, подлежащую цензурированию, блокирование частных профилей и аккаунтов и сообществ в социальных сетях, если их позиция не соответствовала принятой в правительственных группах (причем, на примере США обнаружилось откровенное противостояние нелегитимными методами между демократической и республиканской партиями). В статье изучаются кейсы реализации практик двойных стандартов при освещении действий «истэблишмента» как сформировавшейся властной группы с тесной сетью взаимных зависимостей и поддержки, цензурирования информации в сети Интернет и блокировки каналов, в частности, официальных страниц российских органов информации (канала РБК) или власти (Министерства обороны). Показано, что эти практики формируют проблемное поле для изучения как государственных, так и частных коммуникативных возможностей в условиях давления цифровых корпораций. В статье показана роль инициатив граждан как самостоятельной активности. Проблематика эффективности саморегуляции сетевых коммуникаций проиллюстрирована рядом примеров социальных сетей и добровольческой деятельности. Сделан вывод об актуальности исследований сетевых коммуникационных форм с позиций их использования для социокультурной регуляции.
Ключевые слова: регулятивные механизмы, регуляция, сеть, сетевое общество, социокультурные регуляторы, коммуникации, гражданские инициативы
Для цитирования:
Вэй, Ф., Покровская, Н. Н. (2023) Сетевая коммуникация цифровых инициативных действий как предмет социокультурной регуляции в условиях мобилизационной экономики. Журнал интегративных исследований культуры, т. 5, № 1, с. 17-24. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-1-17-24 ЕБЫ ШБУУЫ
Получена 15 марта 2023; прошла рецензирование 8 июня 2023; принята 8 июня 2023. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Ф. Вэй, Н. Н. Покровская (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии СС БУ-ЫС 4.0.
Networking in digital communication for the social initiatives' regulation in the context of mobilization economy
N. N. Pokrovskaia01' 2' 3' 4 5, F. Wei6
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
2 Saint Petersburg Electrotechnical University "LETT, 5 Professora Popova Str., Saint Petersburg 197022, Russia
3 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, 29 Politekhnicheskaya Str., Saint Petersburg 195251,
Russia
4 Saint Petersburg University of Management Technologies and Economics, 44-A Lermontovskij Ave.,
Saint Petersburg 190103, Russia 5 Immanuel Kant Baltic Federal University, 4 Alexandra Nevskogo Str., Kaliningrad 236041, Russia 6 North-West A&F University, Yanling, People's Republic of China, No. 3 Taicheng Str., Yangling, Shaanxi 712100, China
Abstract. The development of digital technologies for building social interactions and the networking as a new norm of the communication space form new field for sociological analysis. The paper shows the research questions to socio-cultural regulation and proposes a number of research objects that are relevant during the transition from the single global system to multiple regional spaces of regulation and social civil initiative. The contradiction between the declared freedom of information and the revealed facts of censorship determines the relevance of the research of the practices in social media and mass media, through the removal of links and search requests on digital platforms, blocking private accounts if their position differs from the government.
The paper investigates practices of double standards on case studies of mutual dependencies and support of Republicans, or pressure and censoring information on the Internet (the official profiles of Russian information agencies, such as RBC channel, or authorities, e.g. Russian Ministry of Defense) as the influence of digital corporations.
The role of citizens' initiatives as an independent activity relates to the self-regulation of network communications is illustrated by a number of examples of social networks and volunteer activities. The research on network communication forms from the standpoint of their use for sociocultural regulation is relevant.
Keywords: regulative mechanisms, regulation, networking, web society, sociocultural regulatory institutions, communications, citizen initiatives
For citation:
Wei, F., Pokrovskaia, N. N. (2023) Networking in digital communication for the social initiatives' regulation in the context of mobilization economy. Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 5, no. 1, pp. 17-24. https:// www.doi.org/10.33910/2687-1262-2023-5-1-17-24 EDN RUSVYN Received 15 March 2023; reviewed 8 June 2023; accepted 8 June 2023. Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © F. Wei, N. N. Pokrovskaia (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Цифровая трансформация поставила ряд вопросов технологической компетентности, вопросы цифрового разрыва широко освещаются в научных исследованиях, при этом обращается внимание в большей мере на знания и умения пользоваться оборудованием и программным обеспечением, на психологические особенности поколений и профессиональных категорий при использовании цифровых технологий, но изучение целевых аспектов нередко упускается из виду, предполагается, что главной (иногда единственной) целью преодоления цифрового разрыва выступает эффективность решения повседневных, бытовых задач жизнедеятельности. Одновременно, в обществе наблюдается активный переход от политической
и общественной активности, проявляемых в физической реальности, к сетевой коммуникации, которая определяет картину мира и интенции, ценностные суждения, регулятивные механизмы выбора дальнейшего поведения в действительности.
Сетевая коммуникация является формой для трансмиссии культурных репрезентаций, определяющих реальное поведение в сфере материальных активов. Накопленный сегодня опыт поколений россиян, находящихся в возрастных категориях старше 40 лет (переживших «перестройку»), позволяет иначе воспринимать принципы мобилизационной экономики, чем их сегодня воспринимает молодежь 20-25 лет, не успевшая пережить развал советской страны и заставшая лишь тяжелое социетальное строительство начала 2000-х.
Важным направлением стратегического развития является смягчение межпоколенческого социокультурного ценностно-смыслового разрыва наряду с технологическим цифровым. Для формирования новой мотивационно-аксиоло-гической модели, определяющей инициативную активность, необходимо понимать целевые ориентиры и установки граждан в контексте развития российского общества.
В условиях мобилизационной экономики, когда инициатива граждан является важным фактором развития общества в целом и его хозяйственных подсистем в частности, социальная коммуникация выступает значимым общественным инструментом, отражая механизмы социокультурной регуляции точечных действий активных индивидов и групп.
Теоретический анализ мобилизационного контекста регуляции
Развитие и трансформация информационного общества, повсеместное внедрение цифровых технологий и увеличение прозрачности общественных процессов, потребностей и проблемных зон, сокращение транзакционных издержек для обеспечения прохождения информационных потоков через разнообразные коммуникационные каналы, переосмысление роли человека в экономической системе как самостоятельного, мыслящего, ответственного и творческого участника ставят вопрос о пересмотре социальных структур и признании инициативной гражданской активности в целом как эффективного инструментария решения общественных задач.
Мобилизационная природа развития экономики стран и регионов в течение последних лет прошла два критических момента — глобальный коллапс финансовых институтов и рынков в 2007-2009 гг., поставивший под сомнение эффективность глобальной транснациональной корпоративной модели развития, и пандемию СОУГО-19, когда глобальное человечество признало превосходство интересов национальных, региональных и местных сообществ над любыми формами вертикальной межгосударственной политической структурно-организационной интеграции.
Мобилизационная экономическая модель, таким образом, стала ответом на ограниченность глобального рынка и надгосударственного регулирования.
По своей сути, мобилизационная общественная модель отражает два основных компонента:
мобилизацию самих граждан в рамках местных и региональных сообществ для решения собственных проблем (что заставило обратиться к инициативным действиям, например, молодых добровольцев в период пандемии, приносивших пожилым людям в близлежащих домах продукты питания) и обращение к активизации государственных и местных органов управления с требованием более четкого обеспечения общественных благ (здравоохранение, образование, обеспечение правопорядка и т. п.) и долгосрочных инфраструктурных решений (коммуникации, энергетика, транспорт и проч.) на местах, с территориальной привязкой.
С точки зрения социологического анализа можно упрощенно определить мобилизационную модель как развитие гражданской инициативы и как расширение плановых инструментов развития хозяйства.
Горизонтальная социальная интеграция стала ответом на внезапное разрушение привычных институциональных форм решения основных задач.
В данном материале социальные инициативы рассматриваются как неформальная деятельность индивидов, выполняющая роль социального института, особенно значимого в цифровой экономике для воспроизводства и развития общества, учитывая личностную самореализацию граждан и точечный адресный характер их действий с учетом понимания локальных особенностей и потребностей, что обеспечивает эффективность решения общественно значимых проблем на основе местной гражданской инициативы.
Методологические подходы и теоретико-концептуальное
обоснование анализа социокультурной регуляции в цифровом обществе
Подходы позитивистской и феноменологической методологических систем, парадигмы социального конструктивизма, институционального и деятельностного анализа позволяют обратиться к сетевым коммуникациям как инструменту вовлечения и активизации граждан для осуществления частных инициативных действий.
Социокультурный регулятивный анализ опирается на теоретико-концептуальные основания моделирования и разработанные в прикладных управленческих отраслях и кибернетике социально-коммуникационные модели взаимодействий применительно к анализу
социальных интеракций, а также на семейство постсовременных теорий управления, в центре которых находится ценностно-смысловой анализ.
Нормативные поведенческие аспекты рассматриваются через призму социально-управленческого анализа ответственности и предпринимательской модели поведения, социально-экономических исследований дифференциации подходов к удовлетворению потребностей различных групп населения в условиях экономики знаний, в которой хозяйственная деятельность изучается как включение индивидов в сети создания ценности на основе изменения представлений о мире, интенциональных карт и оценочных суждений.
В ракурсе социокультурного анализа ключевую роль в исследовании регулятивных механизмов играет интерпретация национальных государств как системных субъектов предоставления общественных благ своим гражданам и одновременно как пространств единой социокультурной регуляции, опирающейся на общее символическое содержание (репре-зентативно-интерпретативную схему отражения реальности в сознании людей), на комфортный набор поведенческих моделей (картирование нормативных форматов канализации потребностей) и на принятую и близкую для каждого индивида систему ценностно-смысловых оценочных суждений (мотивационно-аксиологи-ческую шкалу).
Инициативные действия граждан трактуются в широком смысле как индивидуальные и групповые деятельностные системы, в формате сетевой горизонтальной организации, сегодня, особенно после пандемии 2020-2022 гг., они выступают значимым социальным институтом, замещающим инструментарий традиционного и современного общества (рынок и государство) в тех проблемных областях, где имеющиеся институты функционируют недостаточно эффективно.
Цифровое сетевое пространство социальных коммуникаций
Цифровые технологии позволяют формировать замкнутые сообщества в сети, в которых образуются не только «информационные пузыри», фильтры на границах которых не пропускают в набор получаемых человеком сигналов из внешней среды, не соответствующих его интересам (и напротив, обеспечивающих быструю реакцию маркетинговой системы на проявление интереса к тому или иному
товару посредством контекстной рекламы), но и «защищающих» восприятие человека от интерпретаций, отличающихся от привычных потребителю. Эта модель теоретически имеет хорошие показатели эффективности за счет саморегуляции: действительно, если человек ищет в поисковой системе нужный ему товар или услугу и затем получает рекламу именно этого продуктового предложения, то такая модель эффективна для обеих рыночных сторон — потенциального покупателя товара и производителя физического или нематериального продукта, желающего обеспечить сбыт.
Но такая идеальная картина не включает в себя нерыночных субъектов.
Например, государственные органы США оказывали системное давление на социальную сеть Twitter*1 по цензурированию в самых различных формах такого контента, который был невыгоден для политических групп, находящихся у власти («истэблишмента»), поддерживающих друг друга. В результате, после приобретения И. Маском данной социальной сети выяснилось, что Twitter*2 не саморегулировался, а управлялся целенаправленно и осознанно, смещая картину мира и диффузию информацию в пользу демократической партии в США.
Этот пример иллюстрирует смещение инструментальных систем в пользу давления общественного субъекта, собравшего во властных органах представителей конкретной группы: например, налоговые органы сразу же заинтересовались деятельностью компаний И. Маска, как только он публично сообщил 14 октября 2022 г. о нежелании оплачивать функционирование спутниковой связи на Украине, и уже через 3 дня, 17 октября 2022 г., И. Маск обещал Пентагону продолжить обеспечивать связь системы Starlink своей компании SpaceX (Marquardt 2022) и, судя по отсутствию сообщений о продолжившемся давлении на компанию, действительно продолжил предоставлять оборудование и обслуживание спутниковой связи.
Несовершенство саморегуляции связано с системной неравновесностью социальных групп, одни из которых получают в ходе общественных процессов власть над другими, как на основе государственного давления (в приведенных примерах социальной сети Twitter*3 и бесплатной спутниковой связи для вооруженных сил разных национальных государств, воюющих на Украине), так и за счет собственного
1 Заблокирован РКН на основании запроса Генпрокуратуры.
2 Заблокирован РКН на основании запроса Генпрокуратуры.
3 Заблокирован РКН на основании запроса Генпрокуратуры.
самостоятельного прямого воздействия субъектов, предоставляющих коммуникационную инфраструктуру, например, поисковая система Google компании Alphabet формирует иные органические выдачи содержательных материалов по российским запросам, чем система Yandex, а сеть Youtube навязывает, даже при просмотре детского контента (мультиков и обзоров детских фильмов), американские политические рекламные ролики с шокирующим контентом (с ужасами кровавых тел, разорванных бомбами), что один из авторов данного текста наблюдала лично со своим 11-летним сыном при просмотре со смартфона ребенка 25-28 февраля 2022 г.
В итоге, можно утверждать, что сетевая коммуникация выступает инструментом не сетевой саморегуляции, а активной информационной войны.
В этих условиях социокультурная регуляция инициативного поведения российских граждан выступает ключевым и, возможно, единственным действенным инструментом предотвращения, например, пожертвований противоборствующей стороне из кошелька родителей или выхода молодых граждан, включая несовершеннолетних, на несанкционированные митинги.
Сочетание мировых научных достижений (NASA) и соблазнительные образы западного кинематографа (Hollywood) во второй половине ХХ века создали в мире идеологический фундамент для иллюзорного обаяния американской цивилизации (Anholt 2010; Pokrovskaia 2012). Социально-коммуникативные практики рекламного продвижения иллюзий западной «гуманистической цивилизации» столкнулись с примерами фактического поведения субъектов общества, фактов силового военного противостояния, например, боевые действия США в Ираке, Ливии, Сирии. Тот факт, что сейчас среди граждан США 16 млн человек являются ветеранами военных действий, а 70% военных баз в мире принадлежит США, привели к накоплению противоречий между заявлениями и фактами и, в итоге, разочарованию в провозглашаемых западных ценностях.
Столкновение с реальностью жизни в США, прибалтийских странах, западной и восточной Европе привело к разочарованию в витринном капитализме, сегодня свидетельством разбитых иллюзий становятся появляющиеся в социальных сетях материалы, отснятые уехавшими в течение 2022 г. из России молодыми людьми.
Формулировка предмета исследовании социокультурной регуляции в цифровых сетевых пространствах
С февраля 2022 г. отсутствие правовой защиты частной собственности в западных странах и откровенная враждебность, высказываемая в СМИ к русским по признаку этнической принадлежности стали фактами, накопление которых формирует опыт разочарования в ценностях западноевропейской и североамериканской цивилизации. Этот вакуум необходимо заполнять иным содержанием, с чем, например, успешно справляется китайский и индийский кинематограф и, в целом регулятивная система (как авторы последовательно отмечали в своих исследованиях (Вэй, Покровская 2016; 2018)), но в российском культурном пространстве можно, скорее, говорить об исключительном примере успеха фильма о Чебурашке, за первые недели показа собравшем в российских кинотеатрах рекордные суммы (преодолев на третьей неделе уровень предыдущего лидера, первого фильма «Аватар»).
Идеологическое значение милого мохнатого любителя апельсинов состоит в противостоянии вечных человеческих ценностей, значимых в конкретной цивилизации на территории России (возможно, на постсоветском пространстве), опирается как на утверждение доброты и искренности как социокультурного регулятора, так и на всю системную укорененность и встро-енность героя Чебурашки в систему трудового и интеллектуального воспитания (крокодил учил Чебурашку читать, а Чебурашка — вместе решать задачи и строить, конструировать новый мир). В этом смысле стремительный успех Чебурашки связан с утверждением системы ценностей, которые могли бы быть выражены в религиозных регуляторах (Svetlov, Shmonin 2020), но оказались на российском пространстве выражены в мультфильме и фильме.
Можно сделать обобщение, что массовая российская культура отвечает не столько государственной модели изменения социокультурных регуляторов, сколько отличается эволюцией малых культурных форм — в первые же месяцы СВО России на Украине начали публиковаться музыкальные видеоролики (Shaman, Таня Буланова о Вагнере и др.) и формироваться легенды (об отключении микрофона Шамана при его выступлении, когда весь зал подпевал Шаману несколько минут подряд). Эти коллективные действия отражают поддержку не только конкретного действия, но системного
мировоззренческого и геополитического позиционирования.
Наиболее эффективным и точечным, «плакатным» инструментом социокультурной регуляции в сети выступают сегодня мемы. Совершенно очевидно, что культура и история мемов, «мемология» и эволюция мемов как картинок и фраз заместила собой «кухонные концерты» и анекдоты советского периода. Принято изучать «мораль» басен И. А. Крылова, но на протяжении уже почти года российское социокультурное пространство находится в активном инициативном противодействии давлению глобальных сетей (Rutube так и не смог заместить собой Youtube (Бибарс, Абабкова 2022), зато по популярности среди молодежи на первое место вышел Telegram, ВКонтакте успешно заполняется огромными массивами интересных материалов и разнообразных сообществ, что раньше можно было найти скорее в зарубежных социальных сетях) — и до сих пор практически нет значимых аналитических исследований, не говоря о научных исследованиях или научных работах, в области инициативной сетевой коммуникации.
В частности, наряду с мемами, недостаточно изучается новый пласт общественного контента — комментарии под публикуемыми в социальных сетях записями, хотя их прочтение может быть объектом контент-анализа и может дать бесценную информацию для понимания поддержки (через число лайков и подписчиков) тех или иных позиций и идей, с учетом формируемых любым сообществом информационных пузырей (Pokrovskaia, Garin 2022).
Представляется интересным рассмотреть, например, не только призывы выходить на антивоенные митинги, но и публикуемую в социальных сетях информацию о сборах денежных и материальных пожертвований, подарков и детских писем для российских военнослужащих, например, об организациях, где в месте проживания люди собираются для плетения маскировочных сеток.
Целесообразно изучить причины недостаточного распространения информации о таких молодежных тенденциях, как, например, мода на туризм в нестандартные направления, когда фотографиями из Турции уже никого не удивишь, а истории и видеоролики из Арктических территорий вызывают у друзей и подписчиков настоящую жажду приключений и желание последовать примеру путешественника, решившегося попробовать что-то новое и испытывать
себя (что обсуждалось, в частности, на Арктических форумах в 2019-2020 гг. с участием авторов данной статьи (Вэй, Покровская 2021)).
В целом, можно сделать вывод о необходимости переосмысления и научного анализа регулятивных механизмов, определяющих выбор моделей инициативного поведения, с учетом цифровой трансформации общества и расширения сетевых коммуникационных возможностей.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Вклад авторов
Оба автора осуществляли теоретико-концептуальный анализ, в ходе дискуссий был сформулирован единый подход к анализу кейсов, Ф. Вэй — проверка фактологической основы и структурирование логики статьи, редактирование по смыслу и формулировкам, Н. Н. Покровская — написание и редактирование текста.
Author contributions
Both authors conducted theoretical and conceptual analysis. Mutual discussions resulted in the development of a single approach to case studies. Prof. Wei Feng checked the facts, structured and edited the paper. Prof. Pokrovskaia drafted and edited the manuscript.
Благодарности
Вклад в размышления, представленные в статье, внесли профессор Александр Львович Слободской и горный инженер, зам. директора НИИ «Механобр», главный инженер проектной части Александр Алексеевич Теребков.
Acknowledgments
The authors would like to extend their appreciation to Prof. Alexander L. Sloboskoi and Alexander А. Terebkov, mining engineer, Chief Design Engineer, Deputy Director of the Research Institute 'Mekhanobr, for their contribution to the discussion.
Литература
Бибарс, А. Х. Б., Абабкова, М. Ю. (2022) Метавселенная: следующая фаза Интернета и революция в рекламе. В кн.: Н. Н. Иванов (сост.). Подготовка профессиональных кадров в магистратуре для цифровой экономики (ПКМ-2021): Всероссийская научно-методическая конференция магистрантов и их руководителей. Сборник лучших докладов конференции. Санкт-Петербург, 30 ноября — 2 декабря 2021 г. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, с. 494-499.
Вэй, Ф., Покровская, Н. Н. (2016) Регулятивные механизмы и налоговое стимулирование передачи знаний: опыт Китая. В кн.: А. Е. Карлик (ред.). Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, с. 244-249. Вэй, Ф., Покровская, Н. Н. (2018) Смещение инновационного роста на Восток: развитие российско-китайских
инфраструктурных проектов. Вестник факультета управления СПбГЭУ, № 3-1, с. 436-440. Вэй, Ф., Покровская, Н. Н. (2021) Изучение и развитие культуры в Арктической зоне России: социокультурное сопровождение Ледяного Шелкового пути. В кн.: Е. Ю. Терещенко (ред.). Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития: материалы III Международного форума, 27-29 ноября 2019 г. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, с. 65-71. Anholt, S. (2010) Places: Identity, image and reputation. Basingstoke: Palgrave Macmillan Publ., 168 p. Marquardt, A. (2022) Exclusive: Musk's SpaceX says it can no longer pay for critical satellite services in Ukraine, asks Pentagon to pick up the tab. CNN, 14 October. [Online]. Available at: https://www.cnn.com/2022/10/13/ politics/elon-musk-spacex-starlink-ukraine (accessed 30.11.2022). Pokrovskaia, N. N. (2012) Global and local regulating approach for sustainable development. In: G. Seliger (ed.). Sustainable manufacturing: Shaping global value creation. Berlin; Heidelberg: Springer Publ., pp. 287-292. https://doi.org/10.1007/978-3-642-27290-5 45 Pokrovskaia, N. N., Garin, A. K. (2022) Strategies for bridging the digital divide by enhancing communication competence. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022 (ComSDS 2022). Saint Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Publ., pp. 166-170. https://doi.org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769146 Svetlov, R. V., Shmonin, D. V. (2020) Rational theology in polemic strategies of early Christian apologues. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, vol. 13, no. 8, pp. 1398-1404. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0650
References
Anholt, S. (2010) Places: Identity, image and reputation. Basingstoke: Palgrave Macmillan Publ., 168 p. (In English) Bibars, A. H. B., Ababkova, M. Yu. (2022) Metavselennaya: sleduyushchaya faza Interneta i revolyutsiya v reklame [The metaverse: The next phase of the Internet and the revolution in advertising]. In: N. N. Ivanov (comp.). Podgotovka professional'nykh kadrov v magistrature dlya tsifrovoj ekonomiki (PKM-2021): Vserossijskaya nauchno-metodicheskaya konferentsiya. Sbornik luchshikh dokladov konferentsii. Saint Petersburg, 30 noyabrya — 2 dekabrya 2021 g. [Training of Professional Personnel in the Master's Program for the Digital Economy (PKM-2021): All-Russian Scientific and Methodological Conference. Collection of the best reports of the conference, Saint Petersburg, 30 November — 2 December, 2021]. Saint Petersburg: The Bonch-Bruevich Saint Petersburg State University of Telecommunications Publ., pp. 494-499. (In Russian) Marquardt, A. (2022) Exclusive: Musk's SpaceX says it can no longer pay for critical satellite services in Ukraine, asks Pentagon to pick up the tab. CNN, 14 October. [Online]. Available at: https://www.cnn.com/2022/10/13/ politics/elon-musk-spacex-starlink-ukraine (accessed 30.11.2022). (In English) Pokrovskaia, N. N. (2012) Global and local regulating approach for sustainable development. In: G. Seliger (ed.). Sustainable manufacturing: Shaping global value greation. Berlin; Heidelberg: Springer Publ., pp. 287-292. https://doi.org/10.1007/978-3-642-27290-5 45 (In English) Pokrovskaia, N. N., Garin, A. K. (2022) Strategies for bridging the digital divide by enhancing communication competence. In: Proceedings of the 2022 Communication Strategies in Digital Society Seminar 2022 (ComSDS 2022). Saint Petersburg: Institute of Electrical and Electronics Engineers Publ., pp. 166-170. https://doi. org/10.1109/ComSDS55328.2022.9769146 (In English) Svetlov, R. V., Shmonin, D. V. (2020) Rational theology in polemic strategies of early Christian apologues. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences, vol. 13, no. 8, pp. 1398-1404. https://doi. org/10.17516/1997-1370-0650 (In English) Wei, F., Pokrovskaia, N. N. (2016) Regulyativnye mekhanizmy i nalogovoe stimulirovanie peredachi znanij: opyt Kitaya [Regulatory mechanisms and tax incentives for the transfer of knowledge: China experience]. In: A. E. Karlik (ed.). Sovremennyj menedzhment: Problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. V 2 ch. Ch. 1 [Modern management: Problems and
prospects: Collection of articles on the materials of the XI International scientific-practical conference. In 2parts. Pt. 1]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Economics Publ., pp. 244-249. (In English) Wei, F., Pokrovskaia, N. N. (2018) Smeshchenie innovatsionnogo rosta na Vostok: razvitie rossijsko-kitajskikh infrastrukturnykh proektov [Easternisation of innovative growth: China-Russia infrastructure development]. Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU, no. 3-1, pp. 436-440. (In English) Wei, F., Pokrovskaia, N. N. (2021) Izuchenie i razvitie kul'tury v Arkticheskoj zone Rossii: sotsiokul'turnoe soprovozhdenie Ledyanogo Shelkovogo puti [The study and development of culture in the Arctic zone of Russia: The sociocultural support of the polar Silk Road]. In: E. Yu. Tereshchenko (ed.). Kreativnye industrii Arkticheskogo regiona: opyt iperspektivy razvitiya: materialy IIIMezhdunarodnogo foruma, 27-29 noyabrya 2019g. [Creative industries of the Arctic region: Experience and development prospects: Proceedings of the III International Forum, 27-29 November, 2019]. Murmansk: Murmansk Arctic State University Publ., pp. 65-71. (In English)
Сведения об авторах
Фэн Вэй, e-mail: [email protected]
Доктор управленческих наук, профессор, профессор Института русского языка и культуры Северо-Западного университета сельского и лесного хозяйства
Надежда Николаевна Покровская
SPIN-код: 9551-5297, Scopus AuthorID: 56939283900, ResearcherID: M-4586-2016, ORCID: 0000-0002-0795-8102, e-mail: [email protected]
Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, профессор кафедры Инновационного менеджмента Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), профессор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами Института экономики, управления и информационных технологий Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, профессор Высшей школы философии, истории и социальных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта
Authors
Feng Wei, e-mail: [email protected]
Professor, Doctor of Management North-West A&F University, Yanling, People's Republic of China Nadezhda N. Pokrovskaia
SPIN: 9551-5297, Scopus AuthorID: 56939283900, ResearcherID: M-4586-2016, ORCID: 0000-0002-0795-8102, e-mail: [email protected]
Doctor of Sciences (Social Sciences); Professor of the Department of Public Relations and Advertising, Herzen State Pedagogical University of Russia; Professor of the Department of Innovation Management, Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI"; Professor of The Graduate School of Media Communications and Public Relations of the Institute of Humanities, Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University; Professor of the Department of Economics and Management of Socio-Economic Systems of Institute of Economics, Management and IT, Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics; Professor of the Higher School of Philosophy, History and Social Science, Immanuel Kant Baltic Federal University