Научная статья на тему 'Сетература как художественное явление: между постмодернизмом и массовой культурой'

Сетература как художественное явление: между постмодернизмом и массовой культурой Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4056
688
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕРАТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОБЛЕМА ГРАФОМАНСТВА / ПРОБЛЕМА ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ / ЖАНРЫ СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ELECTRONIC LITERATURE / POSTMODERNISM / VIRTUAL LITERATURE GRAPHOMANIA PROBLEM / PROBLEM OF INTERTEXTUALITY / GENRES OF ELECTRONIC LITERATURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сарин Лина

В статье речь идет о сетературе как продолжении традиций постмодернизма и как об отрицании этих традиций. Автор анализирует процессы, происходящие в сетевой литературе. С одной стороны, она становится продолжением постмодерна, являясь его детищем, а с другой новый тип сетевого повествования воспринимается как гибель постмодерна, а не его развитие, поскольку сетература плодит графоманов, бездумно тиражирующих приемы постмодернизма, искажающих саму сущность литературы. Обзор материалов разных жанров, представленных в сетературе, показывает ту трансформацию, которую претерпевают литературные приемы в пространстве сетевой словесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LITERATURE AS AN ARTISTIC PHENOMENON: BETWEEN POST-MODERNISM AND MASS CULTURE

The submitted article is about Electronic literature as a continuation of post-modernism and tradition as a denial of these traditions. The author analyzes two different processes in the electronic literature. On the one hand, it becomes an extension of the postmodern, as his brainchild, the other side a new type of networking narration which perceived as the death of the postmodern, but not its development, because electronic literature breeds graphomaniacs, thoughtless duplicating techniques of postmodernism, which distort the essence literature. Overview of the contributions of different genres represented in electronic literature shows the transformation undergone by literary methods in the space of electronic literature.

Текст научной работы на тему «Сетература как художественное явление: между постмодернизмом и массовой культурой»

УДК 82-1/-9

ББК 83.3(2РОС=РУЕ)6

СЕТЕРАТУРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ: МЕЖДУ ПОСТМОДЕРНИЗМОМ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРОЙ

Лина Сарин

Аннотация. В статье речь идет о сетературе как продолжении традиций постмодернизма и как об отрицании этих традиций. Автор анализирует процессы, происходящие в сетевой литературе. С одной стороны, она становится продолжением постмодерна, являясь его детищем, а с другой - новый тип сетевого повествования воспринимается как гибель постмодерна, а не его развитие, поскольку сетература плодит графоманов, бездумно тиражирующих приемы постмодернизма, искажающих саму сущность литературы. Обзор материалов разных жанров, представленных в сетературе, показывает ту трансформацию, которую претерпевают литературные приемы в пространстве сетевой словесности.

Ключевые слова: сетература, постмодернизм, виртуальная литература, проблема графоманства, проблема интертекстуальности, жанры сетевой литературы.

Leena Sareen

Abstract. The submitted article is about Electronic literature as a continuation of post-modernism and tradition as a denial of these traditions. The author analyzes two different processes in the electronic literature. On the one hand, it becomes an extension of the postmodern, as his brainchild, the other side - a new type of networking narration which perceived as the death of the postmodern, but not its development, because electronic literature breeds graphomaniacs, thoughtless duplicating techniques of postmodernism, which distort the essence literature. Overview of the contributions of different genres represented in electronic literature shows the transformation undergone by literary methods in the space of electronic literature.

Keywords: Electronic literature, postmodernism, virtual literature graphs-mania problem, problem of intertextuality, genres of electronic literature.

ELECTRONIC LITERATURE AS AN ARTISTIC PHENOMENON: BETWEEN POST-MODERNISM AND MASS CULTURE

433

434

Сетература — это относительно новое и пока мало изученное явление современной культуры. Наиболее подробно на данный момент этот социокультурный феномен осмыслен авторами электронного издания «Сетевая словесность» [1], среди которых такие известные критики и теоретики литературы, как: А. Генис, Вячеслав (Слава) Курицын, Дмитрий Кузьмин и др. Под сетературой автор данной статьи, вслед за авторами журнала, понимает не весь корпус литературных текстов, размещенных в сети Интернет, но литературу, специально созданную для публикации на сетевых порталах с учетом тех технических и визуальных возможностей, которые предоставляет сеть своим литераторам. В частности, нам близко определение, сформулированное бельгийским исследователем В. Схелтйен-сом специально для «Сетевой словесности»: «Во-первых, сетература имеет, как общее слово для всех литературных произведений в Сети, широкое и узкое значение. В широком смысле этого слова, термин «Сетера-тура» означает каждое помещенное в Интернет литературное произведение. В таком случае, нельзя говорить о Сетературе, как об особом жанре. И, напротив, в узком смысле этого слова, под термином «Сетература» понимаются те произведения, которые возникли в Интернете, благодаря его специфическим и характерным возможностям... Именно поэтому эти произведения невозможно переместить на традиционный носитель литературы, то есть на бумагу, потому что при этом и особенный характер, и образ произведения сильно разрушаются, и произведение вообще обе-

сценивается. Во-вторых, Сетература является средством самовыражения, исходя из уникального характера Интернета» [2]. По мнению автора настоящей статьи, сетература обладает не только набором узнаваемых формальных черт, обусловленных ее электронными каналами тиражирования, но и рядом специфических содержательных свойств. Особенный интерес вызывают те аспекты сете-ратуры, которые указывают на близость ее семантики к постмодернистскому мироощущению.

Большинство авторов полагают, что литература, написанная специально для размещения в сети Интернет, представляет собой порождение постмодернистской культуры и умонастроения. В какой-то степени это справедливо. Рассмотрим основные постмодернистские черты современной сетературы. В основе творчества сетевых авторов лежит постмодернистская картина мира, поэтому следует обратить внимание на ее особенности. Отличительной приметой современного сознания становится переосмысление достижений человечества, глобальный анализ общечеловеческих ценностей, не привязанных к определенному мировоззрению народа, той или иной идеологии государства [3, с. 105].

Виртуальная литература, которая в настоящее время претендует на звание современного искусства, использует техники деконструкции, отказа от цельной художественной модели мира. Неправильно говорить о том, что авторы в сети уничтожают привычную культуру — это вовсе не так, но при этом на остатках прежних представлений возникает принципиально новая формация.

Как правило, писатель в сети Интернет не создает текст с нуля, он лишь воспроизводит те архетипы, которые содержались в текстах до него. Каждый текст «играет» огромным количеством различных смыслов. При этом они не создаются заново, но раз за разом воспроизводятся вновь, дробясь на огромное количество новых смыслов. «Здесь мы вплотную подходим к одной существенной проблеме Интернет-текста — проблеме графоманства: «Сегодня в жанр превращается сам автор, которому приходится самостоятельно конструировать своего читателя, "приручать" его к себе» [4, с. 98].

Далее перейдем к еще одной важной проблеме, связанной с изучением сетевой литературы в одном из ее главных аспектов взаимоотношений с литературной традицией. Эта проблема — интертекстуальность [5].

Интертекст сетевого произведения порождается сочетанием огромного количества литературных эпох в пределах одного текста. Такая методика подачи информации зачастую не является отражением мировоззрения художника, но следствием современных текстопорождающих механизмов в виртуальном пространстве.

Многие исследователи говорят о том, что сетевая литература как игровое пространство намеренно разрушает представление о классическом построении текста. На основании этого предположения можно сделать вывод о том, что в полной мере нельзя говорить о каких-либо сводах правил подобного текста. Каждый автор создает тот материал, который кажется ему наиболее подходящим для выражения его индивидуальности. Отсюда и своеобразное стихосложение, получившее название «пирожки», и текст в де-

мотиваторах и т.д. Попытки определить специфику данного текста делались неоднократно [6, с. 120], но единой исчерпывающей концепции сетевой литературы пока не существует в силу разнородного самого материала.

И все же, несмотря на то, что глобальное виртуальное пространство стало воплощением культуры постмодернизма, всех требований этого направления сетевая литература собой не воплощает. Она, наоборот, профанирует основные черты постмодернистской поэтики и философии, делает их чертами массовой культуры. Можно сказать, что в сетературе с реализацией основных положений постмодернизма в массовой культуре и утратой ими статуса собственно литературных и культурных постмодернизм, как культурное течение, был доведен до своего логического финала.

Таким образом, в настоящий момент можно говорить о сложных процессах в сетевой литературе. С одной стороны, она становится продолжением постмодерна, являясь его детищем, а с другой — новый тип сетевого пове- .„.-ствования воспринимается как гибель 435 постмодерна, а не его развитие. Попытаемся проанализировать изменения, которые традиционные литературные жанры переживают в сети. Среди жанров РуЛиНета, выбранных для данного анализа, были миниатюры, различные поэтические формы, фельетоны и дневниковые записи.

Поэзия

Он-лайн литература в России переживала настоящий бум в начале 1990-х. Это неудивительно, ведь Россия, родина великих писателей, считается одной из самых «литературных» стран.

Приведем несколько примеров наиболее известных сайтов:

• «Чего хочет автор» http://www. litkonkurs.ru

• «Раскрытая книга» http://www. lit.lib.ru/

• «Свисток», или «Большая литературная среда» http://www.svistok.ru/

• «Новая литература» http:// www.newlit.ru/

Это — та самая непрофессиональная поэзия, которая становится основным массивом сетературы и обращается к банальным игровым приемам. Приведем пример, когда сетевая поэзия использует образы сетевой культуры: и на уровне метафорики, и на уровне сетеграфики (знак смайлика). Александр Кабанов [7] в одном из своих стихотворений употребляет смайлик в качестве заголовка, а пространство сети — для передачи своих чувств, и этим самым участвует в создании нового поэтического «сетевого» языка.

Пахнет рыбой интернет-кафе, сохнут сети по второй строфе, 4иИ в третьей — начинается регата: ухты, ахты, яхты, морячье! Море — шепелявое, ничье, как дитя под листьями шпината. На закате — красная строка, топот Зевса (местного быка), Улочка — тесна и угловата, бархатные персики в саду, в прошлом веке, в гадостном году. Рыбка, рыбка, ты не виновата! Еперное пение ханыг, сеть в пыльце от бабочек ночных, золотится — новое корыто... .. .Яндекс держит свечку

над строкой, там, где рифма женская — мужской рифмой, по традиции, накрыта.

Фельетон

Фельетон (франц. feuilleton, от feuille — лист, листок). Это жанр художественно-публицистической литературы, который содержит критические, сатирические и комические элементы, иногда имеет пародийный смысл. Он связан в первую очередь с периодической печатью (газеты, журналы).

В Интернете немало сайтов, посвященных этому жанру, и фельетоны могут быть посвящены любой теме. Для примера возьмем текст с подзаголовком «фельетон», написанный Михаилом Задорновым и посвященный теме финансового кризиса: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ КРИЗИС!» [8]. Тема настоящего фельетона — одна из самых модных на сегодняшний день — экономический кризис. Автор, давая волю фантазии, пытается сделать своеобразный прогноз для мира, охваченного кризисом, на целых 15 лет вперед.

Принципиальное отличие этого текста от классического газетного фельетона заключено в обильном использовании карикатур, иллюстрирующих текст и разбивающих повествование в соответствии с современными тенденциями «клипового сознания». В содержательном плане известный сатирик пользуется популярными интертекстуальными отсылками, играя смыслами: «Наро-

Рис. 1. Да здравствует Кризис!

дится новое поколение, уверенное в том, что кризис был всегда».

В школьных сочинениях ученики будут писать: «Анна Каренина легла под поезд, потому что не смогла выплатить ипотеку в срок».

Изменятся даже народные сказки.

К примеру, в сказке о тридцати трех богатырях из пучины морской с дядькой Черномором выйдут только три богатыря — остальных сократят.

У Белоснежки останется четыре гнома — семерых она не прокормит.

Золотую рыбку дед, как только поймает, даже не даст ей вякнуть — сразу съест!

В сказке «Репка» дед никого не позовет, сам чуть инсульт не заработает, но вытащит репку и сожрет ее под одеялом!

А сказка про кашу из топора уже будет рассматриваться не как сказка, а как рецепт».

Миниатюра

Миниатюра (от лат. minium — красная краска, применявшаяся в оформлении рукописных книг) — живописные, скульптурные и графические произведения малых форм в изобразительном искусстве. Этот литературный жанр развивался в средние века в христианских и исламских странах. Миниатюрная живопись популярна в восточных странах. В Индии во времена Империи Моголов раджастанская миниатюра была рас-

пространенна по всей стране. Она создавалась совместно индийскими и персидскими мастерами. Миниатюрная тиражная графика была распространенна по всему миру благодаря развитию книгопечатания.

Существует несколько сайтов, на которых авторы публикуют произведения, получившие определение «миниатюры». Надо признать, что размытость границ между двумя жанрами — миниатюрой и коротким рассказом — требует дополнительного осмысления и, возможно, специального исследования [9] (см. пример на рис. 2).

Наличие в интернет-миниатюре, как жанре интернет-коммуникации, активного внешнего адресата, ожидание от адресата обратной связи с автором, не предполагаемое в традиционном художественном дискурсе, указывает на сетевую трансформацию жанра с учетом интерактивности интернет-прозы.

Дневники

Изложение повседневных событий по датам называется дневником. Главная характеристика дневника — описание скрытой человеком информации от всего мира. Первая причина написания дневника — деление своего дня по времени и по числу. Другой причиной является предположение, что у автора в дальнейшем будущем появятся читатели. В таком случае автор мало пишет о себе, но предостав-

НЕРАЗМЕННАЯ МОНЕТА

Я не гневаюсь на своих обидчиков, так как в моём кошельке неводится таких монет. Я моту тратить только те монеты, что имею-Любовь.

СЛУГА И ХОЗЯИН

- О чём ты плачешь?

- Я потерял своего хозяина, и вот теперь безутешный плач;...

- Стань моим слугой, и перестань плакать.

- Слугой я моту стать, но ты не сможешь стать моим хозяином.

437

Рис. 2. Интернет-миниатюра

438

ляет такую информацию, которая может заинтересовать читателя.

Преимущества: 1) каждый грамотный человек может легко пользоваться дневником; 2) ежедневные записи учат человека уважать себя и время другого человека; 3) человек может себя анализировать. Таким образом, человек выражает искренние чувства. Он становится наблюдательным и привыкает к литературным формам. Этот жанр развивается благодаря новым технологиям. Интернет создал новый тип литературного дневника в виде БЛОГА

[10]. Наиболее популярная площадка тут — так называемый «Живой журнал» http://www.livejoumal.com/.

Блог содержит в себе пост, который является сообщением в электронном онлайн-дневнике. Составными элементами текста являются дата и время публикации, далее, если есть: теги, шкала настроения, картинки и комментарии. Он создан для того, чтобы посетители читали и комментировали сетевые тексты в режиме реального времени. В настоящее время блог является новым жанром литературного дневника, одна из особенностей которого — моментальность и интерактивность ответной реакции. Авторы блогов сами выбирают тематику бло-га, но чутко реагируют на комментарии читателей. http://shakin.ru — один из популярных сайтов, где авторы пишут свои блоги и получить комментарии и оценки от читателей. Предлагаем один пример блога с этого сайта

[11] (пример см. на рис. 3). Интервью — Павел, русский дальнобойщик в Америке (Михаил Шакин)

С одной стороны, повсеместное распространение писательских практик может быть положительно расце-

нено в контексте расширения письменной культуры, умения создавать относительно длинные повествовательные тексты по заданным жанровым или структурным канонам, что важно на фоне повсеместного пользования мессенджерами, в которых общение сводится к коротким, зачастую неграмотным фразам, нередко заменяемым смайлами и эмотиконами. Но, с другой, безусловно, это становится профанацией художественного творчества, его массовым упрощением и выхолащиванием.

Творчество в глобальном сетевом пространстве может быть рассмотрено как игра с прежними культурными кодами, с традицией, в частности — с традиционными жанрами словесности. Но в сетературе мы имеем дело с виртуальным литературным процессом, который фактически не производит нового содержания, а переосмысливает известное. Если обращаться к сетературе с позиции литературоведения, то необходимо констатировать, что авторы сознательно подходят к интертекстуальности и литературной игре, но при этом эстетическая значимость сетевой литературы с позиции литературоведческой ценности до сих пор не обоснована. Это объясняется, по мнению автора настоящей статьи, двумя причинами — во-первых, недостаточной продуманностью категориального аппарата для изучения сетевой литературы как таковой. И, во-вторых, по-настоящему ценных Интернет-авторов не так много, сетература пока остается в массе своей приютом графоманов и массовой культуры, адаптирующим и развенчивающим любые эстетические поиски.

Помню, в Арканзасе дороги постоянно ремонтировали, и при этом они были одними из худших во всей Америке. Где, на твой взгляд, сейчас самые плохие дороги?

В Арканзас я еще не заезжал - По-моему мнению, самые конченные дороги в Индиане, Нью-Йорке, Нью-Джерси, восточной части Пенсильвании (ближе к Филадельфии), Иллинойсе и Мичигане. Б общем, чем дальше на Ист - тем хуже дороги.

Хочу рассказать об одной большой проблеме на дорогах в США — это дальний свет водителей. Каждый третий едет с дальним! Это реальная проблема.

Я за два месяца устал от бесконечного ослепляющего света фар. Плюс у нас тут перевели часы, так что светло всего 7 часов в сутки. Остальное время приходится ехать по ночи, а дебилы с дальним портят весь настрой.

Оцените, пожалуйста, статью, я старался :) : ***** (Всего оценок: 11, средняя 4.64 из 5)

А1ехеу Pereverzev 5 месяцев назад

Может и нетривиально прозвучит, но лучше буду инженером в России, чем дворником в США...

л V * Ответить * Поделиться >

Михаил Шакин

•+ А1ехеу Регеуеггеу ■ 5 месяцев назад

Про дворника соглашусь.

По своему опыту могу сказать, что по молодости в США пожить несколько лет очень полезно как для заработка, так и для кругозора. Особенно поработав на траке.

1л V ■ Ответить ■ Поделиться >

439

Пев Каролинский -+А1ехеу Регеуегау ■ месяц назад А я лучше буду инженером в США, чем дворником в России!

Ответить на этот комментарий Спасибо за прочтение.

Насчет дождей, еще помню... Как бегали под ними босиком....

Вообще-то, девяносто процентов моих рассказов так или иначе связаны с Баку.

Заходите еще...

Михаил Нейман [24.03.05 18:03]

Рис. 3. Литературный дневник в виде блога

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лаборатория сетевой литературы «Сетевая словесность» [Электронный ресурс].

- URL: http://www.netslova.ru (дата обращения: 29.05.2015).

2. Схелтйенс, В. Сетература: новое литературное движение? [Электронный ресурс].

- URL: http://www.netslova.ru/teoriya/ werner.html (дата обращения: 29.05.2015).

3. Аверинцев, С.С. Авторство и авторитет [Текст] / С.С. Аверинцев // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. - М., 1994. - С. 105-125.

4. Азеева, К.В. Игровой дискурс русской культуры конца XX века: Саша Соколов, Виктор Пелевин: Автореф. ... дис. канд. культурол. наук [Текст] / К.В. Азеева. - Ярославль, 1999. - 22 с.

5. Арнольд, И.В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста) [Текст] / И.В. Арнольд. - СПб., 1995. - 317 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Козловский, П. Современность постмодернизма [Текст] / П. Козловский // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 85-94.

7. Кабанов, А. «:)»[Текст] / А. Кабанов. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www. poezia.ru/article.php?sid=31683 (дата обращения: 29.05.2015).

8. Задорнов, М. Да здравствует кризис! [Текст] / М. Задорнов. - [Электронный ре-

440 сурс]. - URL: http://coollib.eom/b/89065/ read / (дата обращения: 29.07.2015).

9. Сигачев, А.А. Миниатюра [Текст] / А.А. Си-гачев. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chitalnya.ru/work/848467/ (дата обращения: 29.07.2015).

10. Кумар, М. Русская художественная литература в РуЛиНете. Новое явление современной жизни [Текст] / М. Кумар. - Дели, 2009. - С. 34-35.

11. Шакин, М. Павел, русский дальнобойщик в Америке (интервью) [Текст] / М. Шакин. -[Электронный ресурс]. - URL: http://shakin. ru/interview/interview-with-russian-trucker-in-america.html (дата обращения: 26.11.2015).

REFERENCES

1. Arnold I.V., Problemy dialogizma, intertek-stualnosti i germenevtiki (v interpretacii khudozhestvennogo teksta), St. Petersburg, 1995, 317 p. (in Russian)

2. Averincev S.S., "Avtorstvo i avtoritet", in: Istoricheskaja poehtika. Literaturnye epokhi i tipy khudozhestvennogo soznanija, Moscow, 1994, pp. 105-125. (in Russian)

3. Azeeva K.V., Igrovojj diskurs russkojj kul-tury konca XX veka: Sasha Sokolov, Viktor Pelevin, Extended abstract of PhD dissertation (culturology), Jaroslavl, 1999, 22 p. (in Russian)

4. Kabanov A., ":)", available at: http://www. poezia.ru/article.php?sid=31683 (accessed: 29.05.2015). (in Russian)

5. Kozlovskijj P., Sovremennost postmoderniz-ma, Voprosy filosofii, 1995, No. 10, pp. 8594. (in Russian)

6. Kumar M., Russkaja khudozhestvennaja literatura v RuLiNete. Novoe javlenie sovre-mennojj zhizni, Deli, 2009, pp. 34-35. (in Russian)

7. Laboratorija Setevojj Literatury "Setevaja slovesnost', available at: http://www.netslo-va.ru (accessed: 29.05.2015). (in Russian)

8. Shakin M., Pavel, russkijj dalnobojjshhik v Amerike (intervju), available at: http://sha-kin.ru/interview/interview-with-russian-trucker-in-america.html (accessed: 26.11.2015) (in Russian)

9. Sigachjov A.A., Miniatjura, available at: http://www.chitalnya.ru/work/848467/ (accessed: 29.07.2015). (in Russian)

10. Skheltjjens V., Seterratura: novoe literaturn-oe dvizhenie, available at: http://www.net-slova.ru/teoriya/werner.html (accessed: 29. 05.2015). (in Russian)

11. Zadornov M., Da zdravstvuet krizis, available at: http://coollib.com/b/89065/read/ (accessed: 29.07.2015). (in Russian)

Сарин Лина, аспирантка, Московский педагогический государственный университет,

leenasareen1@gmail.com Sareen Leena, Post-graduate Student, Moscow State University of Education, leenasareen1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.