Научная статья на тему 'Сеть Интернет как глобальное унифицирующее явление культуры'

Сеть Интернет как глобальное унифицирующее явление культуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
702
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИИ / САМОБЫТНЫЕ КУЛЬТУРЫ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / СМАРТМОБ / ФЛЭШМОБ / ТРОЛЛИНГ / УНИФИЦИРОВАННАЯ ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / CIVILIZATION / UNIQUE CULTURE / INTERNET / INTERNET MEME / SMART MOB / FLASH MOB / TROLLING / UNIFIED INTERNET CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Литвинов Андрей Александрович

В статье рассматривается значимость феномена сети Интернет в аспекте унификации мировых культурных сообществ в виде собственного кумулятивного культурного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet as a global unifying phenomenon of culture

The article discusses the significance of the phenomenon of the Internet in terms of the unification of the world cultural communities in the form of cumulative cultural space.

Текст научной работы на тему «Сеть Интернет как глобальное унифицирующее явление культуры»

УДК 004.738.5:008

ББК 73

Л-64

Литвинов Андрей Александрович, аспирант Майкопского государственного технологического университета, т.:(928)4707127

СЕТЬ ИНТЕРНЕТ КАК ГЛОБАЛЬНОЕ УНИФИЦИРУЮЩЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

(рецензирована)

В статье рассматривается значимость феномена сети Интернет в аспекте унификации мировых культурных сообществ в виде собственного кумулятивного культурного пространства.

Ключевые слова: цивилизации, самобытные культуры, сеть Интернет, интернет-мем, смартмоб, флэшмоб, троллинг, унифицированная Интернет-куль-тура.

Litvinov Andrey Alexandrovich, postgraduate of Maikop State Technological University, tel.:(928) 4707127.

INTERNET AS A GLOBAL UNIFYING PHENOMENON OF CULTURE

(reviewed)

The article discusses the significance of the phenomenon of the Internet in terms of the unification of the world cultural communities in the form of cumulative cultural space.

Keywords: civilization, unique culture, internet, internet meme, smart mob, flash mob, trolling, unified Internet culture.

К середине XIX в. историософская наука пришла к множественному пониманию человеческой истории, выделяя в ней различные самостоятельные культурные центры, самобытно развивающиеся в русле собственной истории, чему были посвящены труды таких мыслителей как Ж. Гобино, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон и др. Все они стремились в той или иной степени рассмотреть характерные черты цивилизаций, культур, культурно-исторических типов и прочих автономных исторических образований в своих типологиях, а также излагали взгляды на способы и возможности культурного диалога или обмена. Однако, течение времени, а вернее технологический прогресс вносят существенные новшества в вопросы конвергенции исторических единиц, например, изобретение электромагнитных телеграфов, телетайпов и телефонов в XIX, их совершенствование и распространение в XX столетиях создали новый облик мировой арены, как чрезвычайно коммуникабельной, ориентирующей своих членов на всеобъемлющие официальные контакты в области политики, экономики, культуры. В XX в. формируется целостное интернациональное многоконтактное мировое общество с постоянно углубляющимися международными связями, в результате чего возникает закономерное явление глобализации, активно продвигаемое в Западной Европе и Северной Америке.

Важнейшую роль в данном процессе играет наивысшая точка человеческой коммуникации на сегодняшний момент - глобальная сеть Интернет, появившаяся еще в 60-х годах XX в., но с тех пор охватившая всю планету, став практически неотъемлемой частью современной жизни.

Сегодня сеть Интернет распространяется на бесчисленное множество государств, объединяя в себе представителей различных религиозных конфессий, культур, взглядов и, безусловно, является инструментом унификации мирового общества, неся в себе огромный

массив духовного материала. Возможно ли, что окончательно интегрировавшись в жизнь человека, эта международная сеть оформила и свою собственную культурную реальность?

Как известно, термин «культура» имеет более 250 дефиниций [1, с. 35], в социологическом подходе определяясь как совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека [2, с. 151], со временем начинающая довлеть и обуславливать вектор дальнейшей жизни социума [3, с. 99]. Как глобальный феномен, охватывающий разномастные слои человечества, сеть Интернет вместе с широтой и доступностью своего распространения накапливает собственные отличительные культурные единицы, оказывая значительное влияние на реальную жизнь человека.

Большое значение в этом имеет чрезвычайная популярность сетевого общения в виде чатов, форумов, имиджборд, конференций, блогов, социальных сетей и т.д. Нельзя переоценить тот вклад в консолидацию мирового общества, который внесли в последние несколько лет социальные сети, самая объемлющая из которых - «Facebook» достигла летом 2013 г. показателя в один миллиард пользователей, из которых 168 млн. находятся в США, 76 млн. - в Бразилии, 72 млн. - в Индии, 54 млн. - в Индонезии [4]. По данным на октябрь 2013 г. количество пользователей Facebook в Китае составляет 87 млн. человек, и это несмотря на запрет этой социальной сети, действующий с 2009 г., который, как ожидается, будет лишь частично отменен для некоторых торговых регионов страны [5]. Аналитики прогнозируют и дальнейший рост в азиатском макрорегионе, при сегодняшней оценке пользователей Facebook в 351 млн. [6].

Как следствие, увеличение сетевой мировой коммуникабельности породило постоянно эволюционирующий интернет-сленг с большим количеством собственных неологизмов, интернационализмов, фразеологизмов и терминов, один из которых «интернет-мем» -единица культурной информации любого вида, будь то изображение, слово, жест, отрывок музыкального или кинопроизведения, получившая вирусное распространение и узнаваемость на просторах большого количества веб-ресурсов, в виду своей оригинальности, остроумия или юмора. Это явление характеризуются высокой степенью динамичности: многие интернет-мемы, теряя актуальность, уходят в прошлое, заменяясь новыми исходя из современных модных тенденций, так и наоборот влияя на них. Например, комедийный клип южнокорейского рэп-исполнителя PSY «Gangnam style» с демонстрацией неординарного танца взорвал видеохостинг «Youtube» в 2012 г., породив неимоверное количество пародий и заработав в рекордный срок миллиард просмотров, а также стал видео, собравшим самое большое количество «лайков» за всю историю, что не обошлось без внимания «Книги рекордов Гиннеса» [7]. Но начало 2013 г. принесло новое вирусное видео - танец «Harlem shake», добившийся огромного количества подражателей по всему миру, начиная рядовыми гражданами и заканчивая известными медийными, спортивными, бизнес-личностями. Однако со временем потеряв популярность, мемы, в отличие от прочих элементов массовой культуры, быстро надоедают интернет-аудитории и их последующее использование считается дурновкусием и скорее всего вызовет раздражение у собеседников, например, известное в середине первого десятилетия XXI в. выражение «Превед Медвед» и прочая подобная эрративная лексика практически потеряли былую славу в русскоязычном сегменте: социальная сеть «Вконтакте» при попытке поиска сообществ с наименованием «Превед Медвед» выводит лишь 239 сообществ [8], тогда как запрос находящегося на пике мема «Trollface» обнаруживает 22 239 сообществ на данный момент с сотнями тысяч участников

[9].

Говард Рейнгольд в своей книге «Умная толпа: новая социальная революция» дает описание новому виду кооперирования граждан с помощью современных

коммуникационных технологий - мобильной связи и сети Интернет для достижения каких-либо целей, назвав этот феномен «умная толпа» («смартмоб») [10], яркими примерами чего обычно бывают резонансные протестные акции, такие как массовые беспорядки иммигрантов в Париже в 2005 г. или движение антиглобалистов, координирующихся в социальных сетях. Однако, если смартмобы преследуют устойчивые цели по необходимости, их разновидность - «флэшмоб» основывается на развлекательном характере, являясь по сути встречей в оговоренном месте незнакомых участников акции и осуществлением ими абсурдных и забавных для стороннего наблюдателя сценарных действий, после чего все участники как правило быстро покидают текущее место. Между тем, получив популярность в молодежной среде середины 2000-х гг. благодаря удешевлению доступа к сети Интернет, к настоящему моменту флэшмобы потеряли большую часть энтузиастов, по всей видимости, просто надоев аудитории.

Само веб-общение содержит в себе ряд международных особенностей, проявляющихся независимо от отличительных черт респондентов, например, «интернет-троллинг» - понятие, обозначающее чаще всего размещение заведомо провокационных сообщений с целью внесения сумятицы в обсуждение и получения ответной негативной реакции пользователей. Для открытого троллинга характерны колкость, саркастичность, агрессия в адрес уязвимых мест объекта или тематики обсуждения, но в других случаях тролли могут применять латентное поведение, прикидываясь малоопытными пользователями и прося совета, в ответ на рекомендации снова заявляя о своей некомпетентности, испытывая терпение откликнувшихся людей. Также характерна обратная ситуация: тролль дает бессмысленные советы, софистически споря, запутывая и внося хаос. В целом, подобное асоциальное поведение выражает маниакальное желание манипулировать человеческими эмоциями и несомненно причинами столь большого применения троллинга служат анонимность и, как следствие, безнаказанность провокаторов. Отметим факт существования специализированных веб-сообществ троллей, участники которых договариваются о целенаправленных атаках на «мирные» ресурсы с деструктивными намерениями. По мнению Р. А. Внебрачных это говорит о том, что «формируется определенная виртуальная субкультура троллинга» [11, с. 50], но добавим, что цели её несут скорее контркультурный оттенок.

Одним из самых посещаемых ресурсов глобальной сети Интернет является «Википедия» - свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия, позволяющая буквально любому посетителю принять участие в написании статей. Сегодня Википедия создается на 276 языках мира, являясь самым крупным справочником в сети и пятым по посещаемости сайтом в мире [12].

Как видим, глобальная сеть Интернет содержит в себе немало социокультурных явлений, получивших международное распространение, и данная репрезентация показывает лишь наиболее типичные из них, но каждое достойно отдельного внимания социологических, философских, историософских, культурологических, психологических и прочих научных исследований. И хотя для киберпространства характерна высокая степень гетерогенности, смеем утверждать о наличии унифицированной кумулятивной Интернет-культуры-реципиента, объединяющей в себе признаки локальных культур-доноров, но в то же время на основе них выводящей собственный дистиллированный от противоречий духовный материал. В XXI в. диалог культур приобретает новое всеобъемлющее значение, ведь сегодня почти нет изолированных сообществ, государств, великих культур, а единое информационное пространство будет все больше охватывать будущие цивилизованные поколения, таким образом, ставя вопрос о сохранности самобытных национальных культур под влиянием такого мощного инструмента глобализации как сеть Интернет и его культурных единиц.

Литература:

1. Внебрачных РА. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. В. 1. С. 48-51.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учеб. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 687 с. (Cogito ergo sum).

3. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с франц. М.: Прогресс, 1973. 409 с.

4. Рейнгольд Г. Умная толпа. Новая социальная революция / пер. с англ. А. Гарькавого. Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2006. 416 с.

5. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. / Под ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2000. 488 с.

6. Википедия [Электронный ресурс] Википедия — свободная энциклопедия.

7. Поиск сообществ по запросу «Превед медвед» [Электронный ресурс] «Вконтакте» /

Режим доступа:

http://vk.com/search?c[q]=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%20%D0% BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4&c[section]=communities свободный, Загл. с экрана. Рус.

8. Поиск сообществ по запросу Trollface [Электронный ресурс] «Вконтакте» / Режим

доступа: http://vk.com/search?c[q]=Trollface&c[section]=communities, свободный, Загл. с

экрана. Рус.

9. «Gangnam Style» holds Guinness World Record for most «liked» video in YouTube history [Электронный ресурс] Guinness World Records / Режим доступа: http://www.guinnessworldrecords.com/news/2012/9/gangnam-style-now-most-liked-video-in-youtube-history-44977/, свободный. Загл. с экрана. Англ.

10. This Is How Facebook's 87 Million Users In China Have Done An End-Run Around The Government Ban [Электронный ресурс] Business Insider / Режим доступа: http://www.businessinsider.com.au/facebook-has-roughly-86-million-more-users-in-china-than-it-says-it-has-2013-10, свободный. Загл. с экрана. Англ.

11. Facebook Country Statistics Turnaround Of Data Provided By Ads Data [Электронный ресурс] Quintly / Режим доступа: http://www.quintly.com/blog/2013/06/facebook-country-statistics-major-turnaround/, свободный. Загл. с экрана. Англ.

12. Facebook now has 351 million active users in Asia [Электронный ресурс] Tech in Asia / Режим доступа: http://www.techinasia.com/facebook-asia-numbers-q3-2013/, свободный. Загл. с экрана. Англ.

References:

1. Vnebrachnykh R.A. Trolling as a form of social aggression in virtual communities // Bulletin of Udmurt University. Philosophy. Sociology. Psychology. Pedagogy. Izhevsk: Udmurt State University, 2012. Iss. 1. P. 48-51.

2. Grushevitskaya T.G., Sadokhin A.P. Cultural Studies: textbook. M.: UNITY-DANA, 2010. 687p. (Cogito ergo sum).

3. Mol A. Sociodynamics of culture / transl. from French. M.: Progress, 1973. 409p.

4. Reinhold G. Smart crowd. The new social revolution / transl. from English by A. Garkavy. M.: FAIR-PRESS, 2006. 416p.

5. Encyclopedic Dictionary of Sociology. On Russian, English, German, French and Czech. /Ed. G.V. Osipova. M.: INFRA-MNORMA, 2000. 488p.

6. Wikipedia [electronic resource] Wikipedia - the free encyclopedia.

7. Search for communities on request "username Bear" [electronic resource] “Inkontact” /

Access:

http://vk.com/search?c[q]=%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%20%D0% BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4&c[section]=communities free, Caps. from the screen. Eng.

8. Search for communities on request Trollface [electronic resource] “Inkontact” / Access mode: http://vk.com/search?c [q] = Trollface & c [section] = communities, free, Caps. from the screen. Eng.

9. «Gangnam Style» holds Guinness World Record for most «liked» video in YouTube history [electronic resource] Guinness World Records / Access: http://www.guinnessworldrecords.com/news/2012/9/gangnam-style-now-most-liked-video-in-youtube-history-44977/, free. Caps. from the screen. Engl.

10. This Is How Facebook's 87 Million Users In China Have Done An End-Run Around The Government Ban [electronic resource] Business Insider / Access: http://www.businessinsider.com.au/facebook-has-roughly-86-million-more-users-in-china-than-it-says-it-has-2013-10, free. Caps. from the screen. Engl.

11. Facebook Country Statistics Turnaround Of Data Provided By Ads Data [electronic

resource] Quintly / Access mode: http://www.quintly.com/blog/2013/06/-facebook-country-

statistics-major-turnaround/, free. Caps. from the screen. Engl.

12. Facebook now has 351 million active users in Asia [electronic resource] Tech in Asia / Access mode: http://www.techinasia.com/facebook-asia-numbers-q3-2013/, free. Caps. from the screen. Engl.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.