Научная статья на тему 'Серый журавль grus grus в Белоруссии'

Серый журавль grus grus в Белоруссии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
309
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дорофеев Анатолий Максимович

Второе издание. Первая публикация: Дорофеев А.М. 1982. Серый журавль в Белоруссии // Журавли в СССР. Л.: 68-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Серый журавль grus grus в Белоруссии»

встречен 13 февраля 2006 у Боковской. Затем с 20 февраля по 21 марта, в период, когда численность белокрылых жаворонков была максимальной, в Боковском и Обливском районах учтено ещё 5 одиночных дербников, после чего они вслед за жаворонками исчезли. И лишь через месяц, 27 апреля 2006, когда уже прилетели чеглоки Falco sub-buteo (первая встреча - 23 апреля), близ станицы Боковская вновь наблюдался одиночный дербник. Это была птица, появившаяся, по-видимому, на пролёте из более южных районов Предкавказья.

Литература

Белик В.П. 2000. Птицы степного Придонья: Формирование фауны, её антропогенная трансформация и вопросы охраны. Ростов-на-Дону: 1-376. Белик В.П., Музаев В.М. 1995. Современный характер пребывания белокрылого жаворонка на Европейском Юго-Востоке России // Кавказ. орнитол. вестн. 7: 7-9.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 684: 1724-1730

Серый журавль Grus grus в Белоруссии

А. М. Дорофеев

Второе издание. Первая публикация в 1982*

Серый журавль Grus grus в Белоруссии — немногочисленная гнездящаяся птица, характеризующаяся крайне неравномерным распределением по территории и обнаруживающая отчётливую тенденцию к снижению численности. В соответствии с постановлением Государственного комитета БССР по охране природы от 12 ноября 1979 он занесён в список видов, подлежащих включению в Красную книгу БССР.

Литературные источники, историко-географические и археологические материалы свидетельствуют о повсеместном широком распространении серого журавля по территории Белоруссии в прошлом. Костные остатки журавля найдены при археологических раскопках городищ Бураково (IV век до н.э. — V век н.э.) и Лукомль (II век до н.э. — II век н.э.) в Витебской области, а также более поздних поселений — древних городов Волковыска (X-XIV века), Турова (X-XIII века), Гродно и Бреста (XI-XIII века), жители которых добывали серого журавля попутно с охотой на других птиц и, вероятно, содержали его как легко

* Дорофеев А.М. 1982. Серый журавль в Белоруссии //Журавли в СССР. Л.: 68-74. 1 ЮЛ Рус. орнитол. журн. 2011. Том 20. Экспресс-выпуск № 684

приручаемый вид. При раскопках Волковыска обнаружены костные остатки 5 особей (Бурчак-Абрамович, Зверуго 1969).

В условиях первобытных ландшафтов Белоруссии серый журавль был распределён по территории более равномерно, нежели в настоящее время. Рост численности населения, развитие городов и сельских населённых пунктов, усилившиеся с Х1У-ХУ веков, привели к быстрому истреблению лесов и интенсивному распространению открытых ландшафтов. В настоящее время лесистость Белоруссии составляет лишь 32%. Из 4.6 млн. га болот, имевшихся в конце XIX века, осушена почти половина (2.1 млн. га). При высокой озёрности территории (в Белоруссии около 10000 озёр) и густоте речной сети (до 27-30 км на 100 км2) поймы и берега многих озёр и рек сильно освоены и полностью утратили своё значение как гнездовые биотопы серого журавля.

Картина современного географического распространения серого журавля на территории Белоруссии окончательно сформировалась на протяжении последнего столетия, проявляя при этом отчётливую зависимость от ландшафтно-географических факторов и приуроченность к низменностям в бассейнах крупных рек — Западной Двины, Припяти и Немана. На остальной территории — сильно освоенных возвышенных водораздельных участках — журавль гнездится очень редко или вообще отсутствует. Об этом свидетельствуют данные ряда исследователей. В.Н.Шнитников (1913) и М.С.Долбик (1959) в первой половине ХХ века отметили серого журавля в качестве обычного вида, гнездящегося на обширных низинных болотах Западного и Восточного Полесья, а А.В.Федюшин (1926) - для Белорусского Поозерья. В.В.Семашко (1956) указывает на довольно многочисленные гнездовья в Лидском и Волковысском районах Гродненской области. В.В.Станчин-ский (1928) и А.В.Федюшин (1928) обратили внимание на крайне редкие случаи гнездования журавля в бассейне среднего течения Днепра, где крупных болот вообще мало, а территория сильно распахана.

Интенсивное преобразование ландшафтов и прежде всего широкие осушительные мероприятия, начавшиеся в 1950-х годах и продолжающиеся в 1980-е, обусловили дальнейшее падение численности журавля. Этот процесс охватил большую часть гнездовой области, в том числе и заповедные территории. М.С.Долбик с соавторами (1963), А.В.Федюшин и М.С.Долбик (1967), А.М.Дорофеев (1970) отметили серого журавля в качестве немногочисленной птицы как в Северной Белоруссии, так и по всей республике, обратив внимание на резкое сокращение численности в последние 20 лет. В.А.Дацкевич (1971) для Беловежской пущи указывает: «Если до 1960 г. в пуще насчитывалось до 20 гнездящихся пар, то в 1969 г. здесь обнаружено не более 2-3 пар». Старейший сотрудник Березинского заповедника А.Т.Хацкевич считает, что численность журавля на гнездовье в заповеднике за по-

следние 50 лет снизилась в 5 раз. Вдвое-втрое уменьшилась она в Козьянском и Ельнинском заказниках (Витебская область), где обширные верховые болота с лесными островами и многочисленными озерцами являются типичными местами обитания вида. Старожилы указывают на существование здесь крупных гнездовых скоплений ещё 35-40 лет назад.

За всю историю орнитологических исследований в Белоруссии серый журавль, к сожалению, не был предметом специального изучения, вследствие чего данные о его численности, распределении, гнездовании и других сторонах биологии настолько малочисленны и эпизодичны, что не представляется возможным свести их воедино. Первые фактические сведения о современном состоянии журавля в Северной Белоруссии (Витебская область) собраны сотрудниками Витебского пединститута в 1970-1980 годах путём распространения анкет для выявления мест гнездования редких и исчезающих видов (конкурс «Сокол»), опроса работников лесного и охотничьего хозяйств, обследования гнездовых биотопов, регистрации и картирования всех встреч птиц в гнездовое время и их послегнездовых скоплений.

В Витебской области, площадь которой 20100 км2, в настоящее время выявлено 19 постоянных мест гнездования, где за указанный выше период отмечены не менее 3 раз гнёзда, кладки, взрослые птицы с выводками. Территориальное распределение журавля здесь характеризуется, с одной стороны, наличием довольно значительных гнездовых поселений (8-15 пар) на крупных верховых болотах Березинского заповедника, Ельнинского гидрологического, Козьянского и Освейского охотничьих заказников и прилегающих к ним местностей. В общей сложности тут гнездится около 60 пар, или почти половина всех гнездящихся в Северной Белоруссии птиц. Одновременно в области есть 13 участков, где гнездится от 2 до 5 пар. Они относительно равномерно распределены по территории и приурочены к болотам с площадью 35 км2, находящимся на значительном расстоянии друг от друга. Подобное размещение — следствие сокращения площади специфичных биотопов. За годы наблюдений журавли перестали гнездиться в 4 местах области. Общая численность серого журавля в Северной Белоруссии оценивается в 110-120 пар. По нашим данным, плотность гнездовий на верховых болотах Козьянского, Освейского и Ельнинского заказников - в среднем 1 пара на 1200 га. Расстояние между парами, гнездившимися здесь по краю разреженных древесных насаждений и болота — от 1.9 до 1.5 км. Плотность поселения на верховых болотах Березинского заповедника - 1 пара на 900 га, а на низинных болотах -1 пара на 1500 га (Дучиц 1961).

В Южной Белоруссии (бассейн Припяти) основные места гнездования — обширные травянистые низинные болота в поймах рек и

междуречьях, изредка - разреженные берёзовые и сосновые леса на болотах (Шнитников 1913; Федюшин, Долбик 1967). В Полесье преобладают низинные болота, которые в Гомельской и Брестской областях составляют соответственно 90.2 и 85.1% от всей площади болот.

В Северной Белоруссии (бассейн Западной Двины) серый журавль селится преимущественно на крупных верховых болотах, составляющих 40.4% площади всех болот, а также в тростниково-кустарниковых поймах лесных озёр и рек. На основании постоянных встреч отдельных пар можно предположить их гнездование и на обширных лесных вырубках. Общим для всех мест гнездования было наличие разной густоты тростниковых зарослей, открытых участков воды - озерков и мочажин. Из 16 обнаруженных в Витебской области гнёзд 9 находились на краю болота и леса, 7 — в тростниково-кустарниковых поймах.

Пары чрезвычайно привязаны к однажды выбранному месту и, как правило, строят новое гнездо вблизи старого или занимают и достраивают прошлогоднее.

Сроки весеннего появления серого журавля в Белоруссии, приводимые в литературе, сильно запутаны вследствие регистрации одновременно прилёта местных и пролёта живущих севернее и северо-восточнее птиц. Первыми прибывают местные особи — в конце марта — начале апреля. Средняя многолетняя за 8 лет дата для Беловежской пущи — 21 марта, самая ранняя — 14 марта 1951, самая поздняя — 14 апреля 1958. В Минской области (Семково, Любань) прилёт отмечен 10 марта 1930 и 5 апреля 1928, в Гомельской — 14 марта 1925 (Калинко-вичи), 28 марта 1917 и 31 марта 1916 (Жабчицы).

В Витебской области средний срок прилёта за 17 лет наблюдений — 1 апреля. Самые ранние даты — 17 марта 1966 (Козьянский заказник) и 22 марта 1979 (Сураж), самые поздние — 8 апреля 1968 (Козьянский заказник) и 10 апреля 1980 (Сураж).

Весенняя миграция длится около 3 недель; птицы летят в северовосточном направлении стаями по 20-50 особей. Валовой пролёт обычно приходится на 10-22 апреля. Разница в сроках прибытия местных и движения северных птиц очевидна: первые оседают на гнездовье к середине апреля и нередко имеют свежие полные кладки в то время, когда вторые ещё вовсю продолжают мигрировать.

В.Н.Шнитников в 1905 году в Пинском Полесье обнаружил сильно насиженные кладки 29 апреля, 13 и 15 мая; в 1903 году он отметил вылупление птенцов 5 июня. В Витебской области птенцы появились: в 1947 и 1951 годах 17 мая (Березинский заповедник); 28 мая 1977 (Сураж); 29 мая 1964 (Козьянский заказник); 3 июня 1980 (озеро Освея). 12 июня 1966 и 14 июня 1978 в Козьянском заказнике встречены уже подросшие птенцы. Летающие молодые в Витебской области были 16, 19 и 24 июля (1966, 1970, 1977 годы).

Все известные из Белоруссии кладки содержали по два яйца.

Первое время после прилёта журавли держатся на посевах озимых (3 встречи) и верховых болотах (11 встреч). Анализ следов добывания корма свидетельствует об использовании птицами в это время зелени озимых, а также в значительной степени — ягод клюквы. В мае-июне они кормятся на болотах, добывая земноводных (отмечены визуально) в мочажинах и лужах на краю болота, охотно посещают поля, недавно засеянные зерновыми и бобовыми.

По окончании гнездового периода с подъёмом молодых на крыло происходит образование стай. Места их концентрации из года в год довольно постоянны. В августе в Березинском заповеднике и Козьян-ском заказнике собирается 40-50 птиц. На территории Ельнинского заказника в августе 1966, 1971 и 1974 годов предотлётные скопления достигали 500-700 особей, явно не только местных, но и слетевшихся с соседних территорий. После отлёта этих птиц (с конца августа и до начала миграции с севера) наблюдается своеобразный «вакуум», почти полное отсутствие журавлей.

Осенний пролёт, начавшись 10-15 сентября, достигает максимума в конце сентября — первой половине октября и заканчивается в середине октября; в 1952, 1958, 1962 и 1974 годах стаи встречены в Белоруссии во второй половине октября. Число птиц в них обычно не превышало 60 (чаще 30-40). Интенсивная осенняя миграция отмечена с 15 сентября по 15 октября 1974, когда в стаях было 500 и более особей. 25 сентября 1973 и 10 октября 1974 в окрестностях озера Освея останавливалось на отдых по 500-600 птиц.

Многолетние наблюдения за пролётом журавлей в Витебской области и данные по остальной территории республики свидетельствуют о том, что Белоруссия лежит на пути интенсивного пролёта птиц, гнездящихся в северных и северо-восточных районах европейской части СССР. В отдельные дни в поле зрения наблюдателя регистрировали более 15 стай, общая численность которых достигала 700-800 особей (13 октября 1974, Городокский район). Направление движения осенних стай - юго-западное.

Численность пролётных журавлей за последние 15-20 лет резко уменьшилась. Так, в Беловежской пуще и её окрестностях в 1946-1954 годах весной останавливались на отдых стаи в 400-600 особей, уже к 1969 году их не стало. Осенью в эти же годы над пущей пролетали сотни стай, к 1969 году число их сократилось в несколько раз (Дацкевич 1971).

Резкое падение численности серого журавля произошло также в Литве (1уапаи8ка8 1957; Навасайтис 1981), Латвии (Тауриньш 1961) и в ряде других мест на обширной европейской части видового ареала. Причина этого явления в сильно возросшем влиянии комплекса ан-

тропогенных факторов, в первую очередь - в преобразовании ландшафтов, сокращении площадей, пригодных для обитания, действии фактора беспокойства в местах гнездования, пролёта и зимовок птиц.

Для сохранения серого журавля во всех европейских странах необходимо принятие срочных действенных согласованных мер, направленных, в первую очередь, на сбережение среды его обитания и исключение беспокойства птиц в гнездовое время.

В Белоруссии на территории государственных заповедников и заказников охраняется более 250000 га болот, запрещена охота на журавля. Первоочередными мероприятиями по его охране должны стать: всебелорусский учёт численности, выявление и учёт всех гнездовий, составление кадастра и обеспечение строгой охраны мест гнездовий, дальнейшее развитие сети охраняемых территорий.

В основу включающего 30 объектов проекта охраняемых территорий Витебской области, который разработан на перспективу до 2000 года сотрудниками кафедры зоологии Витебского педагогического института и проблемной лабораторией освоения, реконструкции и охраны животного мира Белорусского Поозерья, положен комплексный подход к охране болотных ландшафтов, гидрологического режима местности, уникальных сообществ растений и животных. Наряду с этим, в Север -ной Белоруссии назрела острая необходимость создания генетического банка видов животных, хорошей базой для которого может быть Козь-янский охотничий заказник. В заключение следует отметить, что для сохранения и увеличения численности серого журавля в Белоруссии имеются все необходимые условия.

Литература

Бурчак-Абрамович Н.И., Зверуго Я.Г. 1969. К изучению орнитофауны древнего

Волковыска // Тез. докл. конф. по археологии Белоруссии. Минск: 216-223. Дацкевич В.А. 1971. Орнитофауна Беловежской пущи и её окрестностей // Беловежская пуща. Минск, 5: 184-222. Долбик М.С. 1959. Птицы Белорусского Поозерья. Минск: 1-268. Долбш М.С., Дучыц У.М., Тарлецкая Р.Ю. 1963. Птушк1 науначы Беларуа. //

Васщ АН БССР. Серю б1ал. навук 2: 84-98. Дорофеев А.М. 1970. Гнездящиеся птицы Городокской гряды // Животный мир

Белорусского Поозерья. Минск: 37-79. Дучиц В.Н. 1961. К изучению орнитофауны верховых и низинных болот Белорусской ССР // Экология и миграции птиц Прибалтики. Рига: 317-322. Навасайтис А. 1981. Об охране редких лесных птиц в Литве // Тез. докл. 10-й

Прибалт. орнитол. конф. Рига, 1: 50-52. Семашка В.В. 1956. Птушт Грозденскай вобласщ. Мшск: 1-62. Станчинский В.В. 1928. К познанию орнитофауны Гомельского и Речицкого Полесья // Науч. изв. Смол. ун-та 5, 1: 77-155. Тауриньш Э.Я. (1961) 2002. Орнитофауна верховых болот Латвийской ССР // Рус. орнитол. журн. 11 (173): 65-70.

Федюшин А.В. 1926. Материалы к изучению птиц Белоруссии (О птицах Витеб-

щены) // Бюл. МОИП. Отд. биол. 35, 1/2: 112-168. Федюшин А.В. 1928. Материалы к изучению птиц Восточной Белоруссии // Пра-

цы Беларус. ун-ту 17/18: 251-307. Федюшин А.В., Долбик М.С. 1967. Птицы Белоруссии. Минск: 1-520. Шнитников В.Н. 1913. Птицы Минской губернии // Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 12: 1-475. Ivanauskas T. 1957. Lietuvos pauksciai. Vilnius, 1: 1-332.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 684: 1730-1731

О весеннем пролёте шилохвости Anas acuta в Верхнем Приобье в 1977 году

А. П. Яновский

Второе издание. Первая публикация в 1978*

Наблюдения проведены с 1 апреля по 10 июня 1977 в окрестностях села Чёрный Мыс, в 100 км севернее Новосибирска. Постоянный наблюдательный пункт находился в пойме, в 3 км от русла Оби. Учёты проводились ежедневно по 2 ч утром и вечером, а каждые 5 дней — в течение всего светлого времени суток. В период наблюдений стояла тёплая безветренная погода, что благоприятствовало как самому пролёту, так и слежению за ним. За 96 ч наблюдений в миграционном направлении пролетело 239 стай шилохвости Anas acuta, в которых насчитывалось 2 тыс. птиц.

Первые шилохвости появились 9 апреля, что совпало с началом второй волны весеннего потепления, когда на реках появились промоины и на лугах образовались обширные проталины и временные водоёмы. Через 9-10 сут после прилёта первых птиц началась откладка яиц. Начало массового пролёта совпало с ледоходом на реках - в конце второй декады апреля. Наибольшую интенсивность пролёта наблюдали в середине третьей декады апреля, когда у местных шилохвостей была в разгаре откладка яиц. Последние пролётные стаи были отмечены в конце первой декады мая.

Пролёт начинался незадолго перед восходом солнца и происходил преимущественно в утренние часы: с 5 ч 30 мин до 11-12 ч. После дневного перерыва утки летели ещё около 2 ч, а с наступлением суме-

* Яновский А. П. 1978. О весеннем пролёте шилохвости в Верхнем Приобье в 1977 г. // 2-я Всесоюз. конф. по миграциям птиц: тез. сообщ. Алма-Ата, 2: 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.