Научная статья на тему 'СЕРТИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

СЕРТИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление знаниями / повышение эффективности / модель управления знаниями / knowledge management / efficiency improvement / knowledge management model

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Джонсон К.Б.

Рациональное и эффективное использование информационных технологий возможно только в случае стандартизации информационных средств. При использовании методов стандартизации и сертификации достигается качественный обмен информацией между различными информационными системами. Стандартизация предоставляет возможность проведения проверки на соответствие, а также задокументированную сертификацию. Именно посредством стандартов обеспечивается улучшение управления и качества информационных технологий, процессов и продуктов. В данной статье рассматривается стандартизация и сертификация в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTIFICATION AND STANDARDIZATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODERN SOCIETY

Rational and effective use of information technologies is possible only in the case of standardization of information tools. When using standardization and certification methods, high-quality information exchange between various information systems is achieved. Standardization provides the possibility of conformance testing as well as documented certification. It is through standards that the management and quality of information technologies, processes and products are improved. This article discusses standardization and certification in the field of information technology.

Текст научной работы на тему «СЕРТИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

УДК 33

Джонсон К.Б.

Рыбинский государственный авиационный технический университет

им. П.А. Соловьёва (г. Рыбинск, Россия)

СЕРТИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация: рациональное и эффективное использование информационных технологий возможно только в случае стандартизации информационных средств. При использовании методов стандартизации и сертификации достигается качественный обмен информацией между различными информационными системами. Стандартизация предоставляет возможность проведения проверки на соответствие, а также задокументированную сертификацию. Именно посредством стандартов обеспечивается улучшение управления и качества информационных технологий, процессов и продуктов. В данной статье рассматривается стандартизация и сертификация в сфере информационных технологий.

Ключевые слова: управление знаниями, повышение эффективности, модель управления знаниями.

Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов. Понятие

информационных технологий включается в себя множество методов, автоматизированных производственных процессов, программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку для выполнения операций сбора, обработки, распространения, хранения и использования информации в интересах пользователя в целом.

В области информационных технологий также существуют свои стандарты. К ним, например, относятся стандарты жизненного цикла системы, взаимосвязи и среды открытых систем, а также стандарты, регулирующие документацию программного обеспечения и сферу информационной безопасности ИТ.

В настоящее время существуют стандарты, регламентирующие деятельность по двум направлениям: безопасность информации и CALS-технологии.

СЛЬБ-технология является информационной интеграцией всех процессов жизненного цикла изделий с целью минимизации затрат, повышения качества и конкурентоспособности. В первую очередь деятельность в этой области регламентируют такие международные стандарты, как стандарты серии ИСО 10303 «Системы автоматизации производства и их интеграция. Представление данных об изделии и обмен этими данными»,

Эти стандарты содержат конкретные требования к представлению в электронном виде различных типов данных об изделии (состав, структура, чертежи, геометрические модели и т.д.), а также методики испытаний соответствующих программно-технических решений.

По определению Международной организации по стандартизации стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарт — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Основные задачи стандартизации:

- обеспечение взаимопонимания разработчиков, изготовителей, продавцов и потребителей (заказчиков),

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.) и взаимозаменяемости продукции,

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов,

- установление метрологических норм, правил, положений и требований,

- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции,

- установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения применения малоотходных технологий,

- создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации,

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции,

- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами и средствами стандартизации и т.д.

Сертификация продукции — это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Объектом сертификации является продукция (работы, услуги) как отечественная, так и импортируемая,

процессы и системы качества. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

В 2004 году сформирован рабочий орган по стандартизации в области CALS-технологий в Российской Федерации - ТК 459 "Информационная поддержка жизненного цикла изделий". ТК 459 проводит единую техническую политику, направленную на обеспечение эффективности CALS-технологий на национальном и международном уровнях за счет гармонизации российских стандартов с международными, региональными и зарубежными стандартами.

CALS предполагает отказ от бумажной технологии оформления технической документации, базирующейся на сотнях стандартов и замене многочисленных автономных систем автоматизированного проектирования, подготовки производства и так далее, которые не решают проблем информационного обмена между различными участниками жизненного цикла изделия на интегрированную информационную среду.

Технологии, стандарты и программно-технические средства CALS позволяют быстро и дёшево обмениваться электронными данными и безбумажными электронными документами, а это даёт следующие преимущества:

возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработок,

планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей,

существенное уменьшение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции,

распространение средств и технологий информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла — интегрированная логистическая поддержка изделий.

Эти преимущества приводят к тому, что внедрение CALS-технологий способствует существенной экономии рабочего времени и других производственных ресурсов, требуемых для разработки того или иного изделия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Желены М. Управление высокими технологиями // Информационные технологии в бизнесе: Энциклопедия. СПб., 2002;

2. Жукова Е.А. Hi-Tech: феномен, функции, формы / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. Томск, 2007. (Серия: Системы и модели: границы интерпретаций);

3. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: Диалог-МИФИ, 2000;

4. Цветков В.Я. Стандартизация информационных программных средств и программных продуктов. М.: МГУГиК, 2000. 116 с

Johnson C.B.

Rybinsk State Aviation Technical University (Rybinsk, Russia)

CERTIFICATION AND STANDARDIZATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN MODERN SOCIETY

Abstract: rational and effective use of information technologies is possible only in the case of standardization of information tools. When using standardization and certification methods, high-quality information exchange between various information systems is achieved. Standardization provides the possibility of conformance testing as well as documented certification. It is through standards that the management and quality of information technologies, processes and products are improved. This article discusses standardization and certification in the field of information technology.

Keywords: knowledge management, efficiency improvement, knowledge management

model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.