Научная статья на тему 'Сертификация и модели CALS-технологий'

Сертификация и модели CALS-технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лонцих Павел Абрамович, Рева Марина Александровна, Луцкая Нонна Владиславовна

Анализируется ключевые позиции концепции CALS. Показано, что сертификация является важнейшим фактором обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сертификация и модели CALS-технологий»

е

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

удовлетворяют критериям - требованиям и заданным критериям надежности и эффективности; - выбор рабочего варианта профиля на множестве альтернатив, который соответствует максимальной функции полезности по обобщенному критерию эффективности и максимальной функции полезности по обобщенному критерию надежности.

Формализованная методика проектирования профиля производственной системы через объекты охраны труда и промышленной безопасности, построенная с использованием базовых стандартов, стандартизованных решений и формализованных экспертных знаний, позволяет выявить степень корреляции функциональных элементов и скрытые закономерности в поведении ОУ, исключить их избыточность при одновременном повышении степени интеграции функциональных модулей и качество технологических процессов производственной системы. Аппарат профилирования позволяет снизить непроизводственные затраты на достижение преемственности и эффективной эксплуатации функциональных элементов при переходе на более совершенные технологии. Профиль производственной системы позволяет проводить анализ и оценку текущего состояния оборудования, транспортных средств и определять сте-

пень их влияния на критичность возникающих ситуаций, предупреждение аварийных ситуаций для безопасного функционирования особо важных объектов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Парфенов И.И., Парфенова М.Я. Практика Великой теоремы Ферма применительно к интеллектуальным информационным технологиям. -М.: Новые технологии, 2003.- Усл. печ. л.2,94. (Приложение к журналу "Информационные технологии" № 12/2003). С.46-52.

2. Сухомлин В.А. Введение в анализ информационных технологий. -М.: Горячая линия - Телеком, 2003. 262с.

3. Артемьев В.И. Проблемы принятия стандартов в проектировании больших сис-тем.//М1р://^^^о8р.ш/сю/2001/06/039. htm, M.: Открытые системы, 2001.

4. Парфенова М.Я., Голубов А.А. Системное моделирование операционной среды автоматизированной системы с принятием решений в режиме реального времени //Машиностроитель.- 2005.- №5. - С.15-20.

5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. -М.: Логос, 2003.-392 с.

ЛонцихП.А., РеваМ.А., Луцкая Н.В.

УДК 621.01(07)

СЕРТИФИКАЦИЯ И МОДЕЛИ CALS-ТЕХНОЛОГИЙ

В условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация. Сертификат от лат. сегйт — верно, facere — делать. Сертификация в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных стран кон-

кретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие. Сертификация — это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий) ,проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.

Многие зарубежные фирмы расходуют большие средства и время на доказывание потребителю, что их продукция имеет высокое качество. Так, по зарубежным источникам величина издержек на эти работы составляет

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

около 1-2% всех затрат предприятий-изготовителей.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и так далее) за ввод в обращение недоброкачественной продукции; с другой стороны — устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные требования по характеристикам, могут относиться в целом к группе продукции или к отдельным ее параметрам.

Таким образом, устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции, которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в законодательно регулируемую область. Если характеристики продукции в целом и частично не подпадают под действие национальных законов, то такая продукция может свободно перемещаться в пределах соответствующего рынка, и при этом говорят, что продукция попадает в область, законодательно не регулируемую.

Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям.

В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый "сертификат соответствия", подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной.

1.Испытания образца продукции.

2.Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за за-

водскими образцами, закупаемыми на открытом рынке.

3.Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами.

4.Испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, приобретенными на открытом рынке и полученными с завода.

5.Испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода и открытого рынка.

6.Только оценка заводского управления качеством.

7.Проверка партий изделий.

8.100%-ный контроль.

Система управления качеством не может считаться полностью отвечающей современным требованиям, если она не обеспечивает оперативной управленческой информации для принятия обоснованных решений с минимальным запаздыванием, минимизации дублирования, упрощения и систематизации информационных потоков. Это определяет применение и внедрение CALS-технологий при создании на предприятиях систем качества.

Разработка и реализация концепции CALS была начата в 80-х годах в оборонном комплексе США и ориентировались на управление материально- техническим обеспечением армии. В то время понятие CALS расшифровывалось как Computer Aided Logistic Support-компьютерная поддержка логистических процессов. В течение ряда лет концепция последовательно совершенствовалась, дополнялась и, сохранив существующую аббревиатуру (CALS ),получила более широкую трактовку: Continuous Acquisition and Life cycle Support-непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла (ЖЦ) продукции. С учетом особенностей построения англоязычной фразы можно утверждать, что ее первая часть- Continuous Acquisition [Support ]-означает непрерывность информационного взаимодействия поставщика и заказчика в ходе формализации потребностей последнего, формирования заказа, процесса поставки и т.д.

Следует отметить следующие ключевые идеи концепции CALS:

•системность подхода, в рамках которого ставится и решается задача поддержки всех

е

УПРАВЛЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

процессов в ЖЦ изделия ( от замысла до утилизации ), не ограничиваемая рамками одного предприятия и географическими границами;

•радикальный отказ от бумажных документов как способа представления результатов интеллектуальной деятельности и обмена информацией; переход к прямому использованию и обмену электронными данными без их бумажного документирования;

•переход от традиционных технологий, методов и средств организации инженерного труда к современным компьютерным технологиям, методам и средствам; адаптация действующих нормативных документов к новым условиям; в РФ это означает существенную корректировку и последующую замену стандартов ЕСКД, ЕСТД и аналогичным им систем норм;

•акцент на информационную интеграцию и совместное использование данных. достигаемые применением комплекса международных стандартов, определяющих технику и формат представления информации в различных процессах ЖЦ изделия;

•ориентация на использование универсальных ( не заказных ) программно- технических решений, представленных на рынке (COTS- Commercial Off The Shelf products ).

Таким образом, суть непрерывной информационной поддержки изделия заключается в том, что каждой стадии ЖЦ изделия должна

соответствовать своя информационная модель. По мере реализации ЖЦ эти модели преобразуются. Так, первоначальный замысел изделия преобразуется в набор функциональных, эксплуатационных и иных технических требований, которые описываются в соответствующей информационной модели.

Информационная модель объекта — это совокупность данных и отношений между ними, описывающая различные свойства объекта, интересующие разработчика модели и потенциального или реального пользователя. Затем на базе требований разрабатывается проект, которому соответствует конструктор-ско-технолоическая модель, содержащая все данные, необходимые для изготовления изделия. На основе этих данных изготавливается изделие, для которого формируется модель экземпляра. Таким образом, информационные модели являются основной формой представления результатов каждой стадии ЖЦ и источником информации для его последующих стадий.

Процесс преобразования информационных моделей в ходе ЖЦ показан на рис. 1. Здесь отображены три уровня процессов. Основные процессы («средний уровень») изображаются прямоугольниками, входами и выходами которого являются информационные модели (ИМ):

М1 — Итр — информационная модель требований;

Рис. 1. Процесс преобразования ИМ в ходе ЖЦ.

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

М2 — Ипр — информационная модель проекта (конструкторская);

М3 — Итн — технологическая мнформа-ционная модель;

М4 — Ифз — информационная модель экземпляра (фактически изготовленного изделия);

М5 — Иэк — информационная модель изделия в процессе эксплуатации;

М6 — Ирм — информационная модель изделия в процессе технического обслуживания и ремонта.

Эти модели отличаются друг от друга составом информационных объектов, отношениями и свойствами изделия (СИ).

Информация о свойствах изделия передаётся на «верхний», управленческий уровень, где происходит сравнение свойств и их значений, сформированных на последующем этапе ЖЦ, со свойствами и значениями, зафиксированными на предыдущем этапе и являющимися требованиями для текущего этапа. Обнаруженные различия в свойствах, обозначенными на рис. 1, служат своего рода «управляющими сигналами», на основе которых корректируется ход основных процессов.

«Нижний» уровень образуют обеспечивающие процессы, связанные с созданием и использованием ресурсов.

Штриховыми линиями показаны воздействия на процессы проектирования, связан-

ные с отклонением от требований, выявленными на последующих этапах ЖЦ. Это отображает использование накапливаемого в процессе производства и эксплуатации изделия опыта.

Штрихпунктирные линии отображают воздействие проектных (конструкторских и технологических) данных на процессы создания ресурсов.

Представление ЖЦ на всех этапах изделия в виде информационных моделей обеспечивает целостность системы, выпуск качественной продукции и соответствует международными стандартам представления данных, что является определяющим показателем процесса сертификации.

Таким образом сертификация — важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

Аршинский Л.В.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБРАБОТКИ НЕПОЛНЫХ И ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ДАННЫХ НА ОСНОВЕ ЛОГИК С ВЕКТОРНОЙ СЕМАНТИКОЙ

1. Введение са явлений реального мира, для анализа кото-

Предметной областью математического рых они создаются. Объективность моделиру-

моделирования, как правило, являются техни- емых предметных областей, их независимость

ческие системы, социально-экономические от мнений, суждений, оценок исследователей,

процессы, природные явления. Такие модели статичность и однозначность управляющих

представляют собой выраженные языком ма- ими законов привели к возникновению в об-

тематики приближенные описания того клас- ласти математического моделирования набора

УДК 517.958

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.