Научная статья на тему 'СЕРИЯ ЗАРИСОВОК РУССКИХ НАРОДНЫХ ОДЕЖД Ф.Г. СОЛНЦЕВА КАК ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК'

СЕРИЯ ЗАРИСОВОК РУССКИХ НАРОДНЫХ ОДЕЖД Ф.Г. СОЛНЦЕВА КАК ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Солнцев Ф.Г. / акварель / этнографический / русский / одежда / традиционный / Solntsev F.G. / watercolour / ethnographic / Russian / clothes / folk

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Барабанова Екатерина Владимировна, Хорошева Юлия Альбертовна

Статья посвящена серии этнографических зарисовок русского крестьянского и купеческого костюма, выполненных художником-археологом Ф.Г. Солнцевым. Рисунки вызывают большой интерес у искусствоведов, историков костюма, а также у специалистов, изучающих традиционную материальную культуру и исследующих источники для практической реконструкции народной одежды. К сожалению, коллекция не была полностью издана и остается малоизученной. В настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Отечественным исследователям стала доступна не так давно благодаря развитию цифровых технологий. Публикация на сайте NYPL рисунков в качестве, пригодном для научной работы, позволяет изучать их и включать в оборот исследовательской деятельности. Федор Григорьевич Солнцев известен, прежде всего, зарисовками древних памятников зодчества, иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства, древних предметов вооружения. Рисунки Ф.Г. Солнцева отличают исключительная точность и большое внимание к деталям. При изучении комплекса изобразительных и вещественных материалов XIX в., посвященных народному костюму, и сравнении с акварелями из серии этнографических зарисовок становится очевидно, что лишь одна часть рисунков, выполненная по натурным наблюдениям во время его путешествий по России, отличается присущей ему документальностью. В результате проведенного исследования и анализа серия изображений «Народные одежды» была условно разделена на три части: рисунки, которые можно считать этнографически достоверными; рисунки, определенно носящие вторичный характер, «копийные», т.е. созданные не в результате непосредственных натурных зарисовок, и для которых найдены первоисточники; изображения, о которых нельзя пока сказать с определенностью оригинальны они или вторичны. Таким образом, серию этнографических зарисовок народных одежд Ф.Г. Солнцева нельзя использовать как безусловное доказательство, например, при атрибуции или экспертизе художественных ценностей, не подходя к этому критически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SERIES OF RUSSIAN FOLK CLOTHES SKETCHES BY FYODOR SOLNTSEV AS A HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC SOURCE

The article is devoted to a series of ethnographical sketches of Russian peasant and merchant costumes, made by an artist and archaeologist F.G. Solntsev. The drawings arouse great interest of art historians, costume historians, as well as specialists studying traditional material culture and exploring sources for the practical reconstruction of folk clothes. Unfortunately, the collection of drawings has not been fully published and remains little studied. Currently it is stored in the New York Public Library. For the domestic researchers, it became available not so long ago thanks to the development of digital technologies. The publication of drawings on the NYPL web-site in a quality suitable for scientific work allows them to be studied and included in the circulation of research activities. Fyodor Grigoryevich Solntsev is known primarily for his sketches of ancient architectural monuments, icons, objects of decorative and applied arts and ancient weapons. Drawings by F.G. Solntsev are characterized by exceptional accuracy and great attention to detail. During the study of the complex of pictorial and tangible materials of the 19th century devoted to folk costume, and comparing it with watercolors from a series of ethnographic sketches, it became obvious that only one part of the drawings was made according to field observations during his travels in Russia. It is distinguished by the documentary character. As a result of the study and analysis, the series of drawings “Folk Clothes” was relatively divided into three parts: drawings that can be considered ethnographically reliable; drawings that are definitely of a secondary nature, “copy”, that is, created not as a result of direct sketches from the nature, and for which primary sources were found; images about which it is not yet possible to say with certainty whether they are original or secondary. Thus, a series of ethnographic sketches of folk clothes by F.G. Solntsev cannot be used as unconditional evidence, for example, in the attribution or examination of artistic values, without approaching this critically.

Текст научной работы на тему «СЕРИЯ ЗАРИСОВОК РУССКИХ НАРОДНЫХ ОДЕЖД Ф.Г. СОЛНЦЕВА КАК ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК»

Е.В. Барабанова, Ю.А. Хорошева

СЕРИЯ ЗАРИСОВОК РУССКИХ НАРОДНЫХ ОДЕЖД Ф.Г. СОЛНЦЕВА КАК ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ

ИСТОЧНИК

Статья посвящена серии этнографических зарисовок русского крестьянского и купеческого костюма, выполненных художником-археологом Ф.Г. Солнцевым. Рисунки вызывают большой интерес у искусствоведов, историков костюма, а также у специалистов, изучающих традиционную материальную культуру и исследующих источники для практической реконструкции народной одежды. К сожалению, коллекция не была полностью издана и остается малоизученной. В настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Отечественным исследователям стала доступна не так давно благодаря развитию цифровых технологий. Публикация на сайте NYPL рисунков в качестве, пригодном для научной работы, позволяет изучать их и включать в оборот исследовательской деятельности.

Федор Григорьевич Солнцев известен, прежде всего, зарисовками древних памятников зодчества, иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства, древних предметов вооружения. Рисунки Ф.Г. Солнцева отличают исключительная точность и большое внимание к деталям. При изучении комплекса изобразительных и вещественных материалов XIX в., посвященных народному костюму, и сравнении с акварелями из серии этнографических зарисовок становится очевидно, что лишь одна часть рисунков, выполненная по натурным наблюдениям во время его путешествий по России, отличается присущей ему документальностью. В результате проведенного исследования и анализа серия изображений «Народные одежды» была условно разделена на три части: рисунки, которые можно считать этнографически достоверными; рисунки, определенно носящие вторичный характер, «копий-ные», т. е. созданные не в результате непосредственных натурных зарисовок, и для которых найдены первоисточники; изображения, о которых нельзя пока сказать с определенностью оригинальны они или вторичны.

Таким образом, серию этнографических зарисовок народных одежд Ф.Г. Солнцева нельзя использовать как безусловное доказательство, например, при атрибуции или экспертизе художественных ценностей, не подходя к этому критически.

Ключевые слова: Солнцев Ф.Г., акварель, этнографический, русский, одежда, традиционный.

E.V. Barabanova, Yu.A. Horosheva

A SERIES OF RUSSIAN FOLK CLOTHES SKETCHES BY FYODOR SOLNTSEV AS A HISTORICAL AND ETHNOGRAPHIC SOURCE

The article is devoted to a series of ethnographical sketches of Russian peasant and merchant costumes, made by an artist and archaeologist F.G. Solntsev. The drawings arouse great interest of art historians, costume historians, as well as specialists studying traditional material culture and exploring sources for the practical reconstruction of folk clothes. Unfortunately, the collection of drawings has not been fully published and remains little studied. Currently it is stored in the New York Public Library. For the domestic researchers, it became available not so long ago thanks to the development of digital technologies. The publication of drawings on the NYPL web-site in a quality suitable for scientific work allows them to be studied and included in the circulation of research activities.

Fyodor Grigoryevich Solntsev is known primarily for his sketches of ancient architectural monuments, icons, objects of decorative and applied arts and ancient weapons. Drawings by F.G. Solntsev are characterized by exceptional accuracy and great attention to detail. During the study of the complex of pictorial and tangible materials of the 19th century devoted to folk costume, and comparing it with watercolors from a series of ethnographic sketches, it became obvious that only one part of the drawings was made according to field observations during his travels in Russia. It is distinguished by the documentary character.

As a result of the study and analysis, the series of drawings "Folk Clothes" was relatively divided into three parts: drawings that can be considered ethnographically reliable; drawings that are definitely of a secondary nature, "copy", that is, created not as a result of direct sketches from the nature, and for which primary sources were found; images about which it is not yet possible to say with certainty whether they are original or secondary.

Thus, a series of ethnographic sketches of folk clothes by F.G. Solntsev cannot be used as unconditional evidence, for example, in the attribution or examination of artistic values, without approaching this critically.

Keywords: Solntsev F.G., watercolour, ethnographic, Russian, clothes, folk.

Выдающийся русский художник Федор Григорьевич Солнцев, основатель «археологической живописи», не нуждается в специальном представлении. Сфера его деятельности была очень обширной: он принимал участие в реставрации Московского Кремля и Киево-Печерской Лавры, руководил иконописным классом при духовной семинарии в Санкт-Петербурге, сотрудничал как иллюстратор книг с Синодальной типографией.

Однако, прежде всего, он известен своими зарисовками древних памятников зодчества, иконописи, памятников декоративно-прикладного искусства, древних предметов вооружения. Рисунки Ф.Г. Солнцева отличает исключительная точность и большое внимание к деталям. Известен случай, когда профессор перспективы Академии художеств М.Н. Воробьев принял нарисованную им бляху из «рязанских древностей» (клад, найденный в 1822 г. около с. Старая Рязань) за настоящую и хотел рукой сдвинуть ее, но, увидев свою ошибку, воскликнул: «Неужели это нарисовано!»1.

Этот эпизод произошел в конце 1820-х годов, когда началось сотрудничество Ф.Г. Солнцева с Алексеем Николаевичем Олениным, историком, археологом, коллекционером и знатоком русской старины. Оленин привлек молодого и способного выпускника Императорской Академии художеств к работе по срисовыванию различных исторических предметов для своего грандиозного проекта - издания исторического атласа, в который бы вошли рисунки российских древностей. Для этой цели Федор Григорьевич был командирован в путешествие по российским городам, которое продолжалось с перерывами несколько лет. Из этих поездок он привез и свои первые этнографические рисунки, положившие начало созданию цикла акварелей «Одежды Русского государства». Очевидно, что эта тема очень увлекала Федора Григорьевича, и он обращался к ней практически до конца жизни. Из всего цикла рисунков была опубликована лишь незначительная часть (8 иллюстраций) в четвертом отделении «Древностей Российского государства» в 1851 году2.

Уже в почтенном возрасте, за несколько лет до смерти Ф.Г. Солнцев написал прошение в Императорский Эрмитаж о своих рисунках «акварелью числом 324, которые собраны и исполнены многомерным трудом моим, и я желаю... коллекцию эту на закате дней моих продать за сумму десять тысяч рублей серебром, хотя в рассрочку... дабы труд мой впоследствии мог принести пользу, находясь в более надежных руках». Однако, дирекция Эрмитажа ответила отказом. После смерти художника его племянник также безуспешно пытался продать коллекцию в Императорскую Академию художеств3.

С 1934 г. этнографический цикл солнцевских акварелей хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Отечественным исследователям он стал доступен не так давно, благодаря развитию цифровых технологий. С тех пор отдельные изображения

периодически встречаются в различных изданиях, - как электронных, так и печатных, где их используют не только в качестве иллюстраций, но и как авторитетный истори-ко-этнографический источник.

Наша статья касается части этого цикла - серии зарисовок, посвященных русскому традиционному костюму, или, как называл ее сам автор, «народным одеждам».

В процессе своей работы по изучению русских традиционных женских украшений, в особенности низаных серег, мы не могли пройти мимо рисунков Ф.Г. Солнцева и обратились к ним как к изобразительному источнику, заслуживающему доверие, и доступному в электронном виде в хорошем качестве. При внимательном рассмотрении некоторые рисунки стали вызывать сомнения в достоверности изображения деталей не только украшений, но и традиционного костюма в целом. По нашему мнению, одна часть рисунков, выполненная Федором Григорьевичем во время его путешествий по России, отличается присущей ему точностью и, совершенно очевидно, создана на основе натурных зарисовок. Подтверждением этого является известный комплекс материальных, письменных и других изобразительных источников, которые используются в этнографии. К примеру, акварели, представляющие одежду города Торжка, отчасти Твери, Рязани, Смоленска, на наш взгляд, можно использовать как ресурс при исследовании народной вещественной культуры. Соотношение географических локаций путешествия Ф.Г. Солнцева и его зарисовок традиционной одежды показано в таблице 1.

Обратимся к другой части этнографических рисунков Ф.Г. Солнцева, которые, по нашему мнению, не являются вполне оригинальными произведениями и возникли на базе работ других авторов.

Прежде всего наше внимание привлек рисунок женщин г. Осташкова в праздничном наряде (ил. 1). На женщине слева изображен довольно странный головной убор и серьги, явно не несоответствующие этнографическим данным. Был найден источник, которым пользовался, как нам кажется, Федор Григорьевич, - иллюстрация из издания

«Художественная Россия» П.Н. Полевого 1884 г.4 Гравюра, выполненная по фотографии, исказила мелкие детали, и художнику пришлось их домысливать. Такого, возможно,

а) Ф.Г. Солнцев. «Женщины города Осташкова

в праздничном наряде» Источник: Rare Book Division. "Zhenshchiny goroda Ostashkova v prazd-nichnom nariade". Digital Collections. URL: https:// digitalcollections.nypl.org/ items/510d47e3-a573-a3d9-e040-e00a18064a99

б) «Женщины города Осташкова

в праздничном наряде» Источник: Художественная Россия: Общедоступное описание нашего отечества / Изд. П.Н. Полевого. СПб., 1884. Т. 1. С. 237

Ил. 1.

не случилось, если бы перед глазами автора был первоисточник - фотография, которая, кстати сказать, находится в фондах Российского этнографического музея. Рассмотренная гравюра не единственная иллюстрация из книги Полевого, которая легла в основу акварелей Ф.Г. Солнцева.

Еще один значительный источник солнцевских этнографических рисунков выявлен при анализе группы акварелей с образами женских и девичьих головных уборов и украшений (ил. 2). Некоторое недоумение вызвала невнятность рисунка серег и отдельных деталей убранства. Также есть несколько отличий от аналогичных изображений, опубликованных в «Древностях Российского государства». Мы уверены, что прообразом всех этих рисунков являются акварели из т. н. «Альбома Бороздина», хранящегося сейчас в Российской национальной библиотеке (РНБ ОСРК Е1К204/1-4э).

Ил. 2.

а) Ф.Г. Солнцев. «Головной убор Белозерской девицы» Источник: Rare Book Division. "Golovnoi ubor Beloz-erskoi devitsy. 1831". Digital Collections. URL: https:// digitalcollections.nypl.org/ items/510d47e3-a54b-a3d9-e040-e00a18064a99

б) «Белозерская девушка в венчике». Рисунок из альбома Бороздина (РНБ)

Источник: Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX века. М., 1984. С. 51

в) Jeune fille

Источник: Le costume historique: cinq cents planches, trois cents en couleurs, or et argent, deux cents en camaieu, types principaux du vêtement et de la parure, rapprochés de ceux de l'intérieur de l'habitation dans tous les temps et chez tous les peuples... / recueil publié sous la direction de M.A. Racinet. VI. Planches et notices 401 à 500. [Paris], 1888. Р. 219

Эти рисунки были выполнены художником Иваном Алексеевичем Ивановым5 во время научного путешествия по России, предпринятого в 1809-1810 гг. историком и генеалогом Константином Матвеевичем Бороздиным. К сожалению, целиком альбом никогда не публиковался, в электронном виде он также не существует (по крайней мере, в доступном для исследователей виде). Мы нашли только отдельные рисунки, помещенные в разных изданиях, и описание Бороздинского собрания, составленное секретарем Археологического общества Дмитрием Васильевичем Поленовым6. Однако и этих

сведений было достаточно, чтобы при сравнении акварелей Ф.Г. Солнцева и рисунков из альбома Бороздина стало ясно, что Федор Григорьевич не просто был знаком с изображениями И.А. Иванова, но копировал 14 из них.

Надо сказать, что сейчас регулярно «всплывают» как «солнцевские» иллюстрации из VI части сборника «Исторический костюм», опубликованного французским историком костюма и художником Альбером Расине (1825-1893) в 1888 г.7 Действительно, в этом издании использованы иллюстрации Ф.Г. Солнцева из «Древностей Российского государства», в частности, изображения женщин в традиционных летних и зимних костюмах г. Торжка, Твери и другие. Что же касается серии зарисовок головных уборов, то при сопоставлении их с рисунками из альбома Бороздина (которыми мы располагаем) и акварелями Солнцева, становится очевидным, что гравюры к французскому изданию были выполнены на основе альбома Бороздина. Более того, А. Расине тщательно указал все источники, откуда он черпал сведения для своего издания. Рассматриваемые иллюстрации имеют примечание: «Воспроизведение с оригинала картин, присланных правительством России в Париж на Выставку Географического общества в 1875 году»8.

При анализе других акварелей Ф.Г. Солнцева из серии «Народные одежды», были выявлены еще несколько изобразительных источников, послуживших Федору Григорьевичу основой для создания акварелей с этнографическими зарисовками.

Среди них:

1. Жан-Батист Лепренс (Jean-Baptiste Le Prince, 1734-1781), французский график и живописец. Между 1758 и 1763 гг. работал в России, а позже создал значительный объем произведений на русскую тематику, которые не раз включались в издания, посвященные России. Например, они есть в первом русском художественном журнале «Открываемая Россия»9 и в русском издании Иоганна Готтлиба Георги «Описание всех обитающих в русском государстве народов»10. Нам же кажется, что Ф.Г. Солнцев пользовался иллюстрациями из напечатанного в 1772 г. IV тома популярной «Коллекции одежды разных народов, древних и современных»11. Акварель с изображением женщины Ярославской губернии Мышкинского уезда наглядно это демонстрирует (ил. 3).

Ил. 3.

а) Ф.Г. Солнцев. «Ярославской губернии Мышкинского уезда. 1836»

Источник: Rare Book Division. "Iaroslavskoi gubernii Myshkinska-go uezda. 1836". Digital Collections. URL: https:// digitalcollections.nypl.org/ items/510d47e3-a587-a3d9-e040-e00a18064a99

б) Habit of a Russian market woman in 1764. Matchande Russe Источник: Le Prince J.-B. A Collection of the dresses of different nations, ancient and modern.... L.: Jefferys, Vol. 3, 1772, LXXIII. Р. 73

Но у Ф.Г. Солнцева персонаж - безусловно, крестьянка, несущая воду, а у Лепренса -это женщина, торгующая яйцами, маслом и клюквой. (Надпись на авторской гравюре 1764 г. из серии «Première suite de cris et divers marchands de Pétersbourg et de Moscou»: "Marchande d'oeufs, de beurre et de Clougwa" (Британский музей)12. Надпись на гравюре в издании "A Collection Of The Dresses Of Different Nations": "Habit of a Russian. Market women in 1764.")

2. Адольф Ивон (Adolphe Yvon, 1817-1893), французский художник, известный, прежде всего как баталист, за два года пребывания в России (1843-1845) исполнил множество карандашных рисунков, очень живо и верно запечатлевших жителей страны и их быт. По его зарисовкам (являются частью Собрания рисунков и миниатюр малых альбомов Музея д'Орсе) выполнены литографии для 4-й сюиты серии «Музей разных наций и «Собрание костюма» - издания, выпускавшегося Обером (1842-1863)13. Она, без сомнений, была перед глазами Федора Григорьевича и послужила прототипом рисунков серпуховской крестьянки и извозчика на акварели «Извозчик и разносчик кваса» (ил. 4).

Ил. 4.

а) Ф.Г. Солнцев. «Извозчик и разносчик кваса. 1824 г.» Источник: Rare Book Division. "Izvoshchik i raznosh-chik kvasa. 1824 g.". Digital Collections. URL: https:// digitalcollections.nypl.org/ items/510d47e3-a591-a3d9-e040-e00a18064a99

б) A. Yvon. "Cocher de place"

Источник: Costumes Russes. Musee cosmopolite et Musee de costumes. Paris, 1842-1863

3. Удивительно часто Ф.Г. Солнцев обращался к фотографиям Вильяма Каррика (William Carrick, 1827-1878, шотландский и российский художник и фотограф). Городские типы, созданные в ателье фотографа, сцены крестьянской жизни, снятые на открытом воздухе, были выразительны и очень популярны. В том числе среди художников, которые пользовались не только мотивами, но и целиком включали в свои произведения его фотографии. Не избежал обаяния фотографии и Федор Григорьевич. Например, образы на акварели «Крестьянин и мещанка Псковской губернии 1836» (ил. 5)

заимствованы с фотографий В. Каррика «Крестьянин» (МАЭ № 160-46) и «Уличные торговцы тканями» (ГЭ ЭРТФ-21645).

Ил. 5.

а) Солнцев Ф.Г. «Крестьянин и мещанка Псковской губер[нии]. 1836 г.»

Источник: Rare Book Division. "Krestianin i meshchanka Pskovskoi guber[nii]. 1836 g.". Digital Collections. URL: https:// digitalcollections.nypl.org/ items/510d47e3-a577-a3d9-e040-e00a18064a99

б) В.А. Каррик. «Крестьянин. Русские, город Санкт-Петербург». 1860-1869 гг. Источник: МАЭ № 160-46. URL: https://mrf.museumart. ru/exhibitions/carrick-wil-liam-mrf

в) В.А. Каррик. «Уличные торговцы тканями", 1860-е Источник: ГЭ ЭРТФ-21645. URL: https://mrf. museumart.ru/exhibitions/ carrick-william-mrf

4. Еще один любопытный источник рисунков традиционного русского костюма в цикле «Одежды Русского государства» - иллюстрации в книге писателя, издателя, художника, собирателя русских древностей Павла Петровича Свиньина (1787-1839) «Картины России и быт разноплеменных ее народов»14. По нашему мнению, гравюры в этой книге по рисункам Свиньина, на которых присутствуют образы купцов, мещан и прочих горожан, грешат неточностью. Возможно, это искажения при создании гравюр, возможно, сами рисунки имели некоторые фантазийные черты. Мы не располагаем сведениями об оригиналах зарисовок Павла Петровича к названному изданию, чтобы окончательно решить этот вопрос. Однако, Ф.Г. Солнцев несомненно использовал гравюры из этой книги для создания акварелей с образами воронежских, галичских, костромских костюмов (ил. 6).

5. Федор Григорьевич безусловно был знаком с творчеством Джона Огастеса Аткинсона (John Augustus Atkinson, ок. 1775-1830); английского гравера и акварелиста, который несколько лет (1784-1801) жил в России и впоследствии опубликовал «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских», на 100 листах, нарисованных и выгравированных им самим (1803)15. Мы предполагаем, что, по крайней мере, один из рисунков Аткинсона вдохновил Ф.Г. Солнцева на создание акварели «Кулачный бой 1836».

Хочется отметить, что коллекция создавалась на протяжении многих лет, поэтому нельзя ее датировать одним годом, указанным на титульном листе - 1869. Вызывают недоумение авторские подписи и датировка отдельных рисунков. Чем руководствовался

Ил. 6.

а) Ф.Г. Солнцев. «Женский галичский наряд»

Источник: Rare Book Division "Zhenskii Gal-ichskii nariad." Digital Collections. URL: https:// digitalcollections.nypl.org/ items/510d47e3-a557-a3d9-e040-e00a18064a99

б) «Галичанка» Источник: Из путешествий П.П. Свиньина. Ч. 1 / [Изд. И. Делакроа]. СПб., 1839. С. 186-189

Федор Григорьевич, подписывая рисунки, до конца не понятно. Иногда место и время указаны точно и подтверждаются другими данными (например, рисунки из Торжка), в других же случаях мы не можем понять, почему у рисунка стоит тот или иной год и место. Показательна в этом отношении акварель «Московской губернии станция Черная грязь 1848». Этот рисунок является копией студийной фотографии В. Каррика «Мужики за самоваром», созданной в Санкт-Петербурге в 1860-х годах (МАЭ РАН 160-45).

В результате анализа серии «Народные одежды» мы условно разделили ее на три части. В одну вошли рисунки, которые, как нам кажется, можно считать этнографически достоверными (табл. 1), что подтверждается комплексом предметов народной материальной культуры, сохранившихся до наших дней, географией путешествия Федора Григорьевича по России и подкреплена его автобиографическими записками, в которых он упоминает о зарисовках бытующего в данной местности костюма.

Таблица 1. Рисунки, которые, по нашему мнению, можно считать этнографически достоверными

№ колл. Подпись к рисунку

(Номера акварелей соответствуют номерам, написанным в верхнем правом углу листа.)

20 Торжковская девушка в лучшем зимнем платье и в венце 1832

21 Торжковская девушка в лучшем летнем платье и в венце 1832

22 Торжковская женщина в самом лучшем летнем платье 1832

23 Торжковская женщина на балу 1832

24 Зимний наряд торжковских женщин 1832

25 Торжковская женщина в простом летнем платье 1832

26 Торжковская девушка в летнем платье без венца

30 Наряд пожилых женщин г.Торжка 1832

31 Торжковские девушки в венце без фаты 1832

32 Наряды г. Вышнего Волочка 1833

33 Наряды г. Твери 1832

34 Одежда тверских женщин и девицы 1832

41 Тверские девушки 1840

42 Тверские женщины

46 Ржевские купеческие девицы 1852

47 Одежда ржевских женщин 1844

53 Одежда рязанских женщин 1835

54 Одежда рязанских женщин 1832-1835

Во вторую группу мы отнесли рисунки, определенно носящие вторичный характер, «копийные», т. е. созданные не в результате непосредственных натурных зарисовок, и для которых найдены первоисточники (табл. 2), а в третью - ряд изображений, о которых нельзя пока сказать с определенностью, оригинальны они или вторичны.

Таблица 2. Рисунки, имеющие вторичный характер

№ колл. (Номера акварелей соответствуют номерам, написанным в верхнем правом углу листа.) Подпись на акварелях Солнцева Источник изображения

2 Курская женщина (профиль) К.М. Бороздин, «Курская женщина в повойнике сбоку»

3 Курская женщина К.М. Бороздин, «Курская женщина в повойнике с лица»

4 Головной убор белозерской девицы К.М. Бороздин, «Белозерская девушка в венчике»

5 Головной убор белозерской женщины К.М. Бороздин, «Белозерская женщина в повойнике»

6 Воронежская мещанка П.П. Свиньин, 25 л. ил., «Воронежские мещанки»

7 Воронежская купчиха П.П. Свиньин, 24 л. ил., «Воронежские купчихи»

8 Женщина города Устюжна Железно-польская К.М. Бороздин, «Женщина Устюжны Железно-польской»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Девушка города Устюжна Железно-польская К.М. Бороздин, «Девушка Устюжны Железнополь-ской»

10 Девица города Устюжна Железно-польская К.М. Бороздин, «Курская девушка в повязке»

11 Боровская женщина (профиль) К.М. Бороздин, «Боровская женщина в кокошнике с поднизью сбоку»

12 Боровская женщина К.М. Бороздин, «Боровская женщина в кокошнике с поднизью»

13 Боровская девица (профиль) К.М. Бороздин, «Девушка города Боровска Калужской губернии сбоку»

14 Боровская девица К.М. Бороздин, «Девушка города Боровска Калужской губернии с лица»

15 Девичий галичский подвенечный убор П.П. Свиньин, 18 л. ил., «Древний галичский убор»

16 Женский галичский наряд П.П. Свиньин, 19 л. ил., «Галичанка»

17 Головной убор тихвинской девушки К.М. Бороздин, «Тихвинская девушка в короне»

18 Головной убор тихвинской женщины К.М. Бороздин, «Тихвинская женщина сбоку в повойнике с платком вместо подзора»

19 Тихвинская женщина в повойнике К.М. Бороздин, «Тихвинская женщина в повойнике с подзором»

35 Старинный праздничный наряд тверских женщин Н.П. Полевой, с. 173, «Старинный наряд тверитя-нок, еще сохранившийся в тверском купечестве»

37 Тверской губернии 1830 г. В.А. Каррик, «Крестьянин». Русские, город Санкт-Петербург. 1860-1869 гг., МАЭ РАН № 16011

44 Женщины города Осташкова в праздничном наряде Н.П. Полевой, с. 237, «Женщины города Осташкова в праздничном наряде»

45 Старинный наряд ржевской богатой женщины Н.П. Полевой, с. 209, «Старинный портрет ржевской красавицы в полном наряде»

49 Плотник и крестьянин Тверской губернии 1836 г. Левая фигура: В.А. Каррик, «Истопник», 1860-е, ГЭ ЭРТФ-29855; правая фигура: Н.П. Полевой, с. 241, «Крестьянин Новгородской и Тверской губернии»

50 Полуверка из окрестностей Изборска Н.П. Полевой, с. 273, «Полуверки (из окрестностей Изборска)»

51 Крестьянин и мещанка Псковской губ. 1836 г. Мужчина: В.А. Каррик, «Крестьянин». Русские, город Санкт-Петербург. 1860-1869 гг., МАЭ РАН № 160-46; женщина: В.А. Каррик, «Уличные торговцы тканями», 1860-е, ГЭ ЭРТФ-21645

55 Рязанские крестьянки 1832 года Правая фигура: Ж.-Б. Лепренс (J.-B. Le Prince), "Paysanne Moscovitte dans son habit simple (Peasant woman from Moscow, in simple clothes)", 1768, The British Museum 1859,1210.138; левая фигура: «Паломники и странники» (фото неизвестного автора)

62 Ярославской губернии 1826 В.А. Каррик, «Извозчик», 1860-е, МАЭ РАН № 160-8

67 Ярославской губернии Мышкинского уезда 1836 Центральная фигура: Ж.-Б. Лепренс (J.-B. Le Prince), A Collection of the dresses of different nations modern... L.: Jefferys, 1772. Vol. 3. LXXIII.

70 Кулачный бой 1836 Atkinson J.A., Walker J. A picturesque representation... of the manners, customs and amusements of the Russians. Vol. III. 1804, "Boxing matches. Kulatshnoi boe."

75 Барышники 1871 В.А. Каррик (?), фотография

76 С-Петербургские ямщики 1869 Правая фигура: Каррик В.А. «Ломовой извозчик». Русские, город Санкт-Петербург. 1860-1869 гг., МАЭ РАН № 160-10

77 Извозчик и разносчик кваса 1824 Левая фигура («извозчик»): A. Yvon, "Cocher de place."

91 Каширского уезда Тульской губернии (профиль) К.М. Бороздин, «Крестьянская женщина Медынского уезда, Калужской губернии сбоку». - Замечено, что такой же убор носят крестьянки Каширского уезда Тульской губернии

92 Каширского уезда Тульской губернии К.М. Бороздин, «Крестьянская женщина Медынского уезда, Калужской губернии с лица». - Замечено, что такой же убор носят крестьянки Каширского уезда Тульской губернии

101 Тихвинский крестьянин К.М. Бороздин, «Тихвинский житель в шапке, называемой корабликом»

103 Серпуховская крестьянка 1843 A. Yvon, "Paysanne de Serpoukoff."

107 Костромская мещанка 1838 П.П. Свиньин, 15 л. ил., «Костромская мещанка»

108 Московской губернии 1831 В.А. Каррик, «Портрет мужчины», 1860-е, МАЭ РАН № 160-31

109 Московской губернии станция Черная грязь 1848 В.А. Каррик. «Мужики за самоваром». Русские, город Санкт-Петербург. 1860-1869 гг., МАЭ РАН № 160-45

114 Торговец и крестьянин Новгородской губернии. 1837 г Правая фигура: Н.П. Полевой, с. 241, «Крестьянин Новгородской и Тверской губернии»

Сокращения в Таблице:

К.М. Бороздин - Альбом Бороздина, РНБ.

H.П. Полевой - Художественная Россия: общедоступное описание нашего Отечества: публицистика / Изд. П.Н. Полевого. Т. 1. СПб., 1884.

П.П. Свиньин - Картины России и быт разноплеменных ее народов, из путешествий П.П. Свиньина. Ч. 1. СПб., 1839.

A. Yvon - Costumes Russes. Musee cosmopolite et Musee de costumes. Paris : chez Aubert, 1842-1863.

Выводы:

I. Серию этнографических зарисовок народных одежд Ф.Г. Солнцева нельзя использовать как безусловное доказательство, например, при атрибуции или экспертизе художественных ценностей, не подходя к этому критически.

2. Данная коллекция, несомненно, требует дополнительного исследования.

Список сокращений

ГЭ - Государственный Эрмитаж

МАЭ РАН - Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук

Примечания

1. Аксенова Г.В. Федор Солнцев - создатель «археологической живописи» // Образовательный портал «Слово»: [сайт]. - URL: https://www.portal-slovo.ru/history/35459. php (дата обращения: 05.09.2021).

2. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению. Отд. 4: Древние великокняжеские царские, боярские и нарядные одежды, изображения и портреты. [Альбом иллюстраций]. М. : в Тип. Александра Семена, [1851]. -[37 л. цв. ил.]

3. Евтушенко М.М. Академик живописи Ф.Г. Солнцев (1801-1892). М. : Кучково поле, 2017. - 351 с.

4. Художественная Россия: общедоступное описание нашего Отечества: публицистика / Изд. П.Н. Полевого. Т. 1. СПб. : [б.и.], 1884. - [417 с.]

5. Раздорский А.И. Курск и его жители в альбоме путешествия по России К.М. Бороздина // Открытый музей. 2013. № 1. С. 24-26.

6. ПоленовД.В. Описание Бороздинского собрания рисунков к его археологическому путешествию по России с гг. Ермолаевым и Ивановым в 1809-1810 годах // Труды первого археологического съезда в Москве: в 2 т. / под ред. А.С. Уварова. Т. 1. М., 1871. С. 62-71.

7. Le costume historique: cinq cents planches, trois cents en couleurs, or et argent, deux cents en camaieu, types principaux du vêtement et de la parure, rapprochés de ceux de l'intérieur de l'habitation dans tous les temps et chez tous les peuples... / recueil publié sous la direction de M.A. Racinet. VI. Planches et notices 401 à 500. [Paris], 1888.

8. Reproduction d'après les peintures originales envoyées à Paris par le gouvernement russe à l'Exposition de la Société de géographie, en 1875. P. 222.

9. Открываемая Россия, или Собрание одежд всех народов в Российской империи обретающихся. [№№ 1-13]. СПб. : [б.и.], 1774-1776.

10. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов: Так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей / Пер. с нем. [И.И. Богаевским]. Ч. 1-3. СПб. : [б.и.], 1776-1777.

11. A Collection Of The Dresses Of Different Nations, Ancient and Modern. Particularly Old English Dresses. After The Designs of Holbein, Vandyke, Hollar, and others. With An Account of the Authorities, from which the Figures are taken; and some short Historical Remarks on the Subject. To which are added The Habits of the Principal Characters on the English Stage. Vol. III. Recueil Des Habilements De Differentes Nations, Anciens et Modernes, Et en particulier Des Vieux Ajustements Anglois... L. : Jefferys, 1772.

12. The British Museum. Collection online. Object: Marchande d'oeufs, de beurre et de Clougwa (Woman selling eggs, butter, and 'clougwa'), Jean Baptiste Le Prince, 1764. Museum number 1853,1210.687. URL: https://www.britishmuseum.org/collection/ object/P_1853-1210-687 (дата обращения: 04.09.2021).

13. Musee cosmopolite et Musee de costumes [Suites de planches de costumes des différentes nations modernes publiees. Costumes Russes]. Paris, 1842-1863.

14. Картины России и быт разноплеменных ее народов, из путешествий П.П. Свиньина. Ч. 1. СПб. : Тип. Н. Греча, 1839. - 38 с.

15. Atkinson J.A., Walker J. A picturesque representation of the Manners, customs, amusements of the Russians, in one hundred coloured plates, with an accurate explanation of each plate in English and French in three volumes. Vol. I-III. L.: Printed by W. Bulmer and Co, St. Petersbourg, and Messers, riss and saucet. Moscow, 1803.

1. Aksenova G.V. Fedor Solncev - sozdatel' «arxeologicheskoj zhivopisi» // Obrazovatelnyj portal «Slovo»: [sajt]. - URL: https://www.portal-slovo.ru/history/35459. php (data obrashheniya: 05.09.2021).

2. Drevnosti Rossijskogo gosudarstva, izdannye po Vy'sochajshemu poveleniyu. Otd. 4: Drevnie velikoknyazheskie czarskie, boyarskie i naryadnye odezhdy, izobrazheniya i portrety'. [AFbom illyustracij]. M. : v Tip. Aleksandra Semena, [1851]. - [37 l. czv. il.]

3. Evtushenko M.M. Akademik zhivopisi F.G. Solncev (1801-1892). M. : Kuchkovo pole, 2017. - 351 s.

4. Xudozhestvennaya Rossiya: obshhedostupnoe opisanie nashego Otechestva: publicistika / Izd. P.N. Polevogo. T. 1. SPb. : [b.i.], 1884. - [417 s.]

5. Razdorskij A.I. Kursk i ego zhiteli v albome puteshestviya po Rossii K.M. Borozdina // Otkrytyj muzej. 2013. № 1. S. 24-26.

6. Polenov D.V. Opisanie Borozdinskogo sobraniya risunkov k ego arxeologicheskomu puteshestviyu po Rossii s gg. Ermolaevym i Ivanovym v 1809-1810 godax // Trudy' pervogo arxeologicheskogo s^ezda v Moskve: v 2 t. / pod red. A.S. Uvarova. T. 1. M., 1871. S. 62-71.

7. Le costume historique: cinq cents planches, trois cents en couleurs, or et argent, deux cents en camaieu, types principaux du vêtement et de la parure, rapprochés de ceux de l'intérieur de l'habitation dans tous les temps et chez tous les peuples... / recueil publié sous la direction de M.A. Racinet. VI. Planches et notices 401 à 500. [Paris], 1888.

8. Reproduction d'après les peintures originales envoyées à Paris par le gouvernement russe à l'Exposition de la Société de géographie, en 1875. P. 222.

9. Otkryvaemaya Rossiya, ili Sobranie odezhd vsex narodov v Rossijskoj imperii obretayushhixsya. [№№ 1-13]. SPb. : [b.i.], 1774-1776.

10. Georgi I.G. Opisanie vsex v Rossijskom gosudarstve obitayushhix narodov: Tak zhe ix zhitejskix obryadov, ver, obyknovenij, zhilishh, odezhd i prochix dostopamyatnostej / Per. s nem. [1.1. Bogaevskim]. Ch. 1-3. SPb. : [b.i.], 1776-1777.

11. A Collection Of The Dresses Of Different Nations, Ancient and Modern. Particularly Old English Dresses. After The Designs of Holbein, Vandyke, Hollar, and others. With An Account of the Authorities, from which the Figures are taken; and some short Historical Remarks on the Subject. To which are added The Habits of the Principal Characters on the English Stage. Vol. III. Recueil Des Habilements De Differentes Nations, Anciens et Modernes, Et en particulier Des Vieux Ajustements Anglois... L. : Jefferys, 1772.

12. The British Museum. Collection online. Object: Marchande d'oeufs, de beurre et de Clougwa (Woman selling eggs, butter, and 'clougwa'), Jean Baptiste Le Prince, 1764. Museum number 1853,1210.687. URL: https://www.britishmuseum.org/collection/ object/P_1853-1210-687 (data obrashheniya: 04.09.2021).

13. Musee cosmopolite et Musee de costumes [Suites de planches de costumes des différentes nations modernes publiees. Costumes Russes]. Paris, 1842-1863.

14. Kartiny' Rossii i byt raznoplemennyx ee narodov, iz puteshestvij P.P. Svinina. Ch. 1. SPb. : Tip. N. Grecha, 1839. - 38 s.

15. Atkinson J.A., Walker J. A picturesque representation of the Manners, customs, amusements of the Russians, in one hundred coloured plates, with an accurate explanation of each plate in English and French in three volumes. Vol. I-III. L.: Printed by W. Bulmer and Co, St. Petersbourg, and Messers, riss and saucet. Moscow, 1803.

Сведения об авторах

Барабанова Екатерина Владимировна - художник-реставратор мастерской реставрации тканей, ФГБУК «Государственный исторический музей». 109012, Москва, Красная площадь, д. 1. Федеральное Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей». E-mail: kub6rub@yandex.ru

Хорошева Юлия Альбертовна - заведующая сектором учета отдела реставрации фондов, ФГБУК «Государственный исторический музей».

109012, Москва, Красная площадь, д. 1. Федеральное Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей». E-mail: kub6rub@yandex.ru

Barabanova Ekaterina Vladimirovna - conservator, textile conservation workshop, State

Historical Museum.

State Historical Museum. Russia, 109012, Moscow, Red Square, 1. E-mail: kub6rub@yandex.ru

Horosheva Yuliya Albertovna - head of the Accounting Sector of the Conservation

Department, State Historical Museum.

State Historical Museum. Russia, 109012, Moscow, Red Square, 1. E-mail: kub6rub@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.