Эксплуатация и надежность авиационной техники
пассажирские перевозки, так и снижения удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт.
За рубежом суточные налеты ближнемагистраль-ных самолетов достигают 6-9 ч, а дальнемагистраль-ных - 13-16 ч. Максимальные суточные и среднесуточные налеты ряда отечественных самолетов также достигают 10-14 ч, что свидетельствует о технической возможности интенсивной эксплуатации самолетов в ГА.
С учетом существующих технико-организационных резервов для самолетов Ил-96-300 и Ту-204 уже планируются и достигаются величины среднегодового налета до 4 000 ч. Однако практическая реализация таких возможностей для парка в целом требует существенного совершенствования организации эксплуа-
тации и изменения структуры парка самолетов ГА для каждого эксплуатанта и по стране в целом.
Библиографическая ссылка
1. Далецкий С. В., Деркач О. Я., Петров А. Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации // Воздушный транспорт. 2002. 216 с.
Reference
1. Daleckij S. V., Derkach O. Ja., Petrov A. N. Jeffek-tivnost' tehnicheskoj jekspluatacii samoletov grazhdan-skoj aviacii // Vozdushnyj transport, 2002. 216 s.
© Барабанщиков В. В., Горбунов Э. В., 2013
УДК 129.7.058.2
СЕРИИ АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОМАШИННЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
И. В. Герасев, Е. С. Золкина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: [email protected]
Обозначены серии авиационных электромашинных преобразователей. Рассмотрена область применения авиационных электромашинных преобразователей. Приведена классификация авиационных электромашинных преобразователей.
Ключевые слова: авиационные электромашинные преобразователи, область применения авиационных электромашинных преобразователей, классификация авиационных электромашинных преобразователей.
SERIES OF AIRCRAFT ROTATING CONVERTERS AND THEIR APPLICATIONS
I. V. Gerasev, E. S. Zolkina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
Series of aircraft rotating converters are described. The scope of application of air rotating converters is considered. The classification of aircraft rotating converters is given.
Keywords: aircraft rotating converters, application of air rotating converters, classification of aircraft rotating converters.
На летательных аппаратах, где основной системой электроснабжения является система постоянного тока, для получения переменного тока стабильной частоты применяются преобразователи. Если первичной системой электроснабжения является система переменного тока, то преобразователи служат аварийными источниками энергии.
По принципу действия преобразователи подразделяют на электромашинные и статические, по виду выходного напряжения - на однофазные, трехфазные и комбинированные.
Электромашинные преобразователи представляют собой комбинированный агрегат постоянного тока с регулятором частоты вращения и генератора переменного тока со стабилизацией выходного напряже-
ния. Вследствие двойного преобразования энергии имеют низкий коэффициент полезного действия -0,45-0,5.
Статические преобразователи не имеют подвижных частей, у них больше срок службы, более высокое качество переходных процессов, значительно меньшее время выхода на рабочий режим (в 5-10 раз), более простое техническое обслуживание. Коэффициент полезного действия - 0,55-0,7
Наиболее широкое распространение получили преобразователи: однофазные (ПО, МА), трехфазные (ПТ, ПАГ), трехфазно-однофазные (ПТО) и статические (ПТС, СПО).
Преобразователи однофазные типа ПО изготавливаются мощностью от 500 до 6 000 ВА. Преобразова-
Решетневскуе чтения. 2013
тели представляют собой двигатель-генераторные агрегаты, состоящие из электродвигателя постоянного тока и однофазного синхронного генератора, которые имеют общий корпус и вал [1].
Трёхфазные преобразователи типа ПТ изготавливаются мощностью от 70 до 6 000 ВА. Преобразователи представляют собой двигатель-генераторные агрегаты, состоящие из электродвигателя постоянного тока и расположенного с ним на одном валу трёхфазного синхронного генератора.
Трёхфазные преобразователи типа ПАГ по принципу действия и устройства аналогичны преобразователям типа ПТ малой мощности. У преобразователей серий ПАГ и ПТ малой мощности (например, ПТ-125Ц) регулирование напряжения не осуществляется, так как они рассчитаны на постоянную нагрузку. Стабилизация частоты вращения ротора преобразователей осуществляется или с помощью центробежного регулятора (ПТ-70), или с помощью напряжения, подаваемого на обмотку управления двигателя.
Трехфазно-однофазные преобразователи типа ПТО (ПТО-400/750М, ПТО-500/3000, ПТО-1000/1500М и др.) предназначены для преобразования постоянного тока напряжением 27 В в переменный однофазный ток напряжением 115 В и переменный трёхфазный ток напряжением 36 В частотой 400 Гц [2].
Преобразователи типа МА (мотор-альтернатор, т. е. двигатель-генератор) предназначены для преобразования постоянного тока бортовой сети в переменный ток напряжением 115 В, частотой 400 Гц. Преобразователи типа МА состоят из двух электромашин, размещённых в одном корпусе: электродвигателя постоянного тока смешанного возбуждения и бесколлекторного однофазного синхронного генератора переменного тока индукторного типа (ротором генератора является индикатор, выполненный из листов электротехнический стали, имеющей полюсные выступы). Сверху корпуса преобразователя размещена коробка управления, предназначенная для регулирования напряжения генератора, дистанционного включения преобразователя, регулирования режима работы.
Трехфазные статические преобразователи типа ПТС предназначены для преобразования постоянного тока в трехфазный переменный напряжением 36 и 115 В, частотой 400 Гц, мощностью 25-800 ВА. Они используются на ЛА в качестве вторичных источников электропитания. Преобразователь устанавливают на амортизационную раму. Основные элементы преобразователя - блоки управления и питания, стабилизатор напряжения, задающий генератор, инверторы, трансформаторно-фильтрующее устройство, электровентилятор, фильтры радиопомех.
Библиографические ссылки
1. Кондрашов В. И., Федоренко В. Н. Бортовые радиотехнические средства ближней навигации и инструментальной посадки летательных аппаратов // Технология и конструирование в электронной аппаратуре. 2002. № 1. С. 3-9.
2. Кондрашов В. И., Федоренко В. Н. Анализ влияния частотно-модулированных помех, создаваемых УКВ радиовещательными станциями, на функционирование бортовой навигационно-посадочной аппаратуры // Науч. вестн. Моск. гос. техн. ун-та гражд. авиации. 2003. Сер. Радиофизика и радиотехника. № 62. С. 20-25.
References
1. Kondrashov V. I., V. N. Fedorenko Bortovye radiotehnicheskie sredstva blizhnej navigacii i instrumental'noj posadki letatel'nyh apparatov // Tehnologija i konstruirovanie v jelektronnoj apparature. 2002. № 1. S. 3-9.
2. Kondrashov V. I., Fedorenko V. N. Analiz vlijanija chastotno-modulirovannyh pomeh, sozdavaemyh UKV radioveshhatel'nymi stancijami na funkcionirovanie bor-tovoj navigacionno-posadochnoj apparatury // Nauch. vestn. Mosk. gos. tehn. un-ta grazhd. aviacii. 2003. Ser. Radiofizika i radiotehnika. № 62. S. 20-25.
© Герасев И. В., Золкина Е. С., 2013
УДК 621.67
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ АГРЕГАТА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ СИТЕМЫ С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ НАСОСОМ
А. В. Дегтярев, О. А. Лысенко, Р. Н. Хамитов
Омский государственный технический университет Россия, 644123, г. Омск, просп. Мира, 11. Е-шаЛ: [email protected], [email protected], [email protected]
Рассматриваются вопросы моделирования динамических процессов авиационной системы «асинхронный двигатель - центробежный насос» на основе совместного рассмотрения подсистем, из которых состоит рассматриваемый комплекс.
Ключевые слова: моделирование, асинхронный двигатель, центробежный насос.