Решетневскуе чтения. 2013
3. Файнбург И. А. Научно-методическое обеспечение управления процессами поддержания летной годности воздушных судов : дис. ... канд. техн. наук / МГТУ ГА, М., 2009. 220 с.
References
1. Smirnov N. N., Vladimirov N. I., Chernenko Zh. S. Tehnicheskaja jekspluatacija letatel'nyh apparatov : ucheb. dlja vuzov. M. : Transport, 1990. 423 s.
2. Ickovich A.A. Upravlenie processami tehnicheskoj jekspluatacii letatel'nyh apparatov : ucheb. posobie ; MGTU GA M. 1994. Chast' 1. 116 s.
3. Fajnburg I. A. Nauchno-metodicheskoe obespeche-nie upravlenija processami podderzhanija letnoj godnosti vozdushnyh sudov : dis. ... kand. tehn. nauk ; MGTU GA. Moskva, 2009. 220 s.
© Афанасьев В. Ю., Марков К. Н., Чупряков П. С., Винокуров К. Н., Фурманова Е. А., 2013
УДК 656.7:658.012.011.56
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТОВ.
РЕСУРСЫ И СРОКИ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
В. В. Барабанщиков, Э. В. Горбунов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Рассмотрены эффективность технической эксплуатации авиационной техники на протяжении всего её жизненного цикла, срок службы летательных аппаратов, а также состояние авиапарка, имеющегося в распоряжении авиакомпаний Российской Федерации.
Ключевые слова: авиация, летательные аппараты, авиакомпании, техническая эксплуатация авиационной техники.
THE EFFECTIVENESS OF INTENSIVE TECHNICAL OPERATION OF AIRCRAFT.
RESOURCES AND TERMS OF SERVICE OF AVIATION TECHNICS
V. V. Barabanshchikov, E. V. Gorbunov
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia Е-mail: [email protected], eric. [email protected]
The effectiveness of technical exploitation of aviation equipment throughout its life cycle, the service life of aircraft as well as the state of the fleet available for airlines of the Russian Federation are considered in the paper.
Keywords: aviation, aircraft, airlines, technical maintenance of aviation equipment.
Эффективность технической эксплуатации самолетов существенно зависит, в частности, от следующих параметров летной эксплуатации:
1) средней продолжительности полета;
2) интенсивности полетов.
Продолжительность полета определяет затраты труда, времени и средств, необходимых для технической подготовки самолета к использованию по назначению и приведению его в исходное состояние после завершения каждого полета.
Интенсивность использования самолетов характеризует, в частности, интенсивность старения парка, т. е. выработку самолетами ресурсов и сроков службы.
Для авиационной техники ГА в целях обеспечения безопасности, надежности и эффективности эксплуатации могут задаваться:
1) ресурс до списания, задается для каждого типа самолета в целом и основных комплектующих изде-
лий из требований экономичности при условии обеспечения безопасности эксплуатации;
2) гарантийный ресурс самолета, определяет период действия гарантийных обязательств изготовителя и должен обеспечивать соответствие качества поставляемой продукции установленным в эксплуатационной документации требованиям;
3) межремонтный ресурс самолета - определяется условиями обеспечения надежности и экономичности эксплуатации парка самолетов данного типа и устанавливает ограничение по их применению.
Основным фактором старения парка отечественных типов самолетов является календарный срок их эксплуатации. Наиболее ярко тенденция старения прослеживается на самолетах, производство которых прекращено 10 и более лет назад [1].
Увеличение среднегодовых налетов до 3,5-4 тыс. ч позволит повысить эффективность эксплуатации парка самолетов как в плане удовлетворения спроса на
Эксплуатация и надежность авиационной техники
пассажирские перевозки, так и снижения удельных затрат на техническое обслуживание и ремонт.
За рубежом суточные налеты ближнемагистраль-ных самолетов достигают 6-9 ч, а дальнемагистраль-ных - 13-16 ч. Максимальные суточные и среднесуточные налеты ряда отечественных самолетов также достигают 10-14 ч, что свидетельствует о технической возможности интенсивной эксплуатации самолетов в ГА.
С учетом существующих технико-организационных резервов для самолетов Ил-96-300 и Ту-204 уже планируются и достигаются величины среднегодового налета до 4 000 ч. Однако практическая реализация таких возможностей для парка в целом требует существенного совершенствования организации эксплуа-
тации и изменения структуры парка самолетов ГА для каждого эксплуатанта и по стране в целом.
Библиографическая ссылка
1. Далецкий С. В., Деркач О. Я., Петров А. Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации // Воздушный транспорт. 2002. 216 с.
Reference
1. Daleckij S. V., Derkach O. Ja., Petrov A. N. Jeffek-tivnost' tehnicheskoj jekspluatacii samoletov grazhdan-skoj aviacii // Vozdushnyj transport, 2002. 216 s.
© Барабанщиков В. В., Горбунов Э. В., 2013
УДК 129.7.058.2
СЕРИИ АВИАЦИОННЫХ ЭЛЕКТРОМАШИННЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
И. В. Герасев, Е. С. Золкина
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: [email protected]
Обозначены серии авиационных электромашинных преобразователей. Рассмотрена область применения авиационных электромашинных преобразователей. Приведена классификация авиационных электромашинных преобразователей.
Ключевые слова: авиационные электромашинные преобразователи, область применения авиационных электромашинных преобразователей, классификация авиационных электромашинных преобразователей.
SERIES OF AIRCRAFT ROTATING CONVERTERS AND THEIR APPLICATIONS
I. V. Gerasev, E. S. Zolkina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: [email protected]
Series of aircraft rotating converters are described. The scope of application of air rotating converters is considered. The classification of aircraft rotating converters is given.
Keywords: aircraft rotating converters, application of air rotating converters, classification of aircraft rotating converters.
На летательных аппаратах, где основной системой электроснабжения является система постоянного тока, для получения переменного тока стабильной частоты применяются преобразователи. Если первичной системой электроснабжения является система переменного тока, то преобразователи служат аварийными источниками энергии.
По принципу действия преобразователи подразделяют на электромашинные и статические, по виду выходного напряжения - на однофазные, трехфазные и комбинированные.
Электромашинные преобразователи представляют собой комбинированный агрегат постоянного тока с регулятором частоты вращения и генератора переменного тока со стабилизацией выходного напряже-
ния. Вследствие двойного преобразования энергии имеют низкий коэффициент полезного действия -0,45-0,5.
Статические преобразователи не имеют подвижных частей, у них больше срок службы, более высокое качество переходных процессов, значительно меньшее время выхода на рабочий режим (в 5-10 раз), более простое техническое обслуживание. Коэффициент полезного действия - 0,55-0,7
Наиболее широкое распространение получили преобразователи: однофазные (ПО, МА), трехфазные (ПТ, ПАГ), трехфазно-однофазные (ПТО) и статические (ПТС, СПО).
Преобразователи однофазные типа ПО изготавливаются мощностью от 500 до 6 000 ВА. Преобразова-