Научная статья на тему 'Сергей Яковлевич Садаков - первый профессиональный струнник-народник г. Челябинска'

Сергей Яковлевич Садаков - первый профессиональный струнник-народник г. Челябинска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / СТРУННЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков Владимир Федорович

В статье освещаются основные жизненные этапы С. Я. Садакова, организатора профессионального музыкального образования на струнных народных инструментах Челябинской области. Сергей Яковлевич принимал самое активное участие в становлении и развитии струнных народных инструментов на Южном Урале, он является первым педагогом-профессионалом в области струнных народных инструментов, воспитавшим целый ряд исполнителей и педагогов в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сергей Яковлевич Садаков - первый профессиональный струнник-народник г. Челябинска»

2. Кожинов, В. В. Нобелевский миф // Кожинов В. В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра [Текст] / В. В. Кожинов. - М. : Воениздат, 1997, - 399 с.

3. Allen, S. The Nobel Prize in Literature [Text] . An Introduction / Sture Allen, Kjell Esp-mark. - Stockholm : Swedish Academy, 2001. - 58 pp.

4. Espmark, K. The Nobel Prize in Literature / Kjell Espmark [Text] // The Nobel Prize: The First 100 years / edited by Agnetta Vallin Levinovitz, Nils Ringertz. - London: Imperial College Press, 2001. P. 137-163.

5. Espmark, K. The Nobel Prize in Literature [Text] . A Study of the Criteria behind the Choices / Kjell Espmark. - Boston, Mass. : G. K. Hall & Co, 1991. - 211 p.;

6. Feldman, B. The Nobel Prize [Text] : A History of Genius, Controversy and Prestige / Burton Feldman. - New York : Arcade Pub., 2000. - 489 p.

7. Kirsch, A. Nobel Gas: The Swedes have no clue about American literature / Adam Kirsch // Slate Magazine. 2008-03-10 [Electronic Source]. - URL: http://www.slate.com/id/2201447.

8. Lindberger, O. Manniskan i tiden. Eyvind Johnsons liv och forfattarskap 1938-1976 [Text] / Orjan Lindberger. - Stockholm : Bonnier, 1990. - S. 294-296.

9. Nobelpriset i litteratur. Nomineringar och utlatanden 1901-1950 / red. Bo Svensen. -Stockholm 2001: Swedish Academy. - 529 pp.

10. Rising, M. Judge: Nobel literature prizes «too Eurocentric» / Malin Rising // Guardian. 2009-10-06. [Electronic Source]. - URL: http://www.guardian.co.uk/world/ feedarticle/8742797.

11. Strindberg, A. Tal till svenska nationen samt andra tidningsarticlar [Text] / August Strindberg. - Stockholm: Albert Bonniers forlag, 1919. - S. 64-74.

12. Svenska Akademien Web Site [Electronic Source]. - URL: www.svenskaakademien. se/web/hem.aspx.

13. The official web site of the Nobel Prise [Electronic Source]. - URL: http://nobelprize. org/index.html.

В. Ф. Кочеков

СЕРГЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ САДАКОВ - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРУННИК-НАРОДНИК г. ЧЕЛЯБИНСКА

В статье освещаются основные жизненные этапы С. Я. Садакова, организатора профессионального музыкального образования на струнных народных инструментах Челябинской области. Сергей Яковлевич принимал самое активное участие в становлении и развитии струнных народных инструментов на Южном Урале, он является первым педагогом-профессионалом в области струнных народных инструментов, воспитавшим целый ряд исполнителей и педагогов в этой сфере.

Ключевые слова: ансамбль, оркестр русских народных инструментов, струнные народные инструменты, народно-инструментальное искусство, исполнительство, педагогика.

Тематика, связанная с национальной культурой, всегда является актуальной, так как, к сожалению, по прошествии времени забываются события, явления, люди, внесшие неоценимый вклад в формирование и развитие русской национальной культуры и искусства. В настоящее время все больше исследователей обращаются к вопросам, связанным с национальной культурой, чтобы «.. .пробудить интерес к русскому народному искусству, восполнить застойные пробелы в истории, попытаться заново осмыслить проблемы развития русского народного исполнительства.» [1. С. 6]. Актуальность работы

определяется необходимостью освещения процесса формирования и развития русского народно-инструментального искусства в нашем регионе, так как оно является одной из составляющих русской национальной культуры, а систематизированные, комплексные исследования по данному вопросу в настоящее время отсутствуют.

С именем Сергея Яковлевича неразрывно связано народно-инструментальное искусство Южного Урала. Благодаря этому блестящему музыканту и замечательному педагогу струнные народные инструменты получили широкое признание в нашем регионе, сформировались как оркестровые, так и сольные инструменты. С. Я. Садаков заложил основу профессионального искусства региона. Становление С. Я. Садакова как музыканта - это отражение одного из этапов формирования профессионального народноинструментального искусства Южного Урала.

Сергей Яковлевич родился в 1905 году в крестьянской семье в деревне Идяш Бирского уезда Уфимской губернии. Неизгладимый след оставили детские впечатления от ярких деревенских праздников, определивших любовь к народной песне, струнным народным инструментам, коллективному музицированию.

Сергей рано начал свою трудовую деятельность. Из-за непосильной арендной платы семье пришлось переехать в город Челябинск. В 1919 году Садаков-старший, работавший почтальоном, в числе других почтовиков был мобилизован в Сибирь. Служебная командировка растянулась на год. Чтобы как-то поддержать семью в голодное время Сергей поступил учеником в типографию, а затем, рассыльным на телеграф. Вскоре рассыльный был назначен телеграфистом и в течение короткого промежутка времени в совершенстве освоил незнакомую до этого специальность. Блестящий музыкальный слух (на телеграфном аппарате «Клопфер» работали как раз на слух) и высокие профессиональные навыки позволили занять Сергею первое место в городском конкурсе телеграфистов, прошедшего в апреле 1927 года. За победу конкурсанту была вручена денежная премия в размере 25 рублей и командировка на областной конкурс телеграфистов. Там Сергею «.постановлением Жюри Телеграфистов выдана денежная премия в сумме ста двадцати (120) рублей за лучшую работу на аппарате “Клопфер” на происходившем в мае 1927 г. в г. Свердловске Первом Уральском Конкурсе Телеграфистов»[2]. В этом же году победитель был командирован в г. Москву на Всесоюзный конкурс телеграфистов. На нем челябинский телеграфист также одержал блестящую победу [2].

Уже тогда начали проявляться организаторские способности юноши. Он принимал самое активное участие в общественной деятельности («.Имеет ряд выборных должностей»).

К музыке Сергея влекло непреодолимо, он самостоятельно осваивает балалайку, гитару, мандолину. Так же самостоятельно изучает нотную грамоту, знакомится с классическими произведениями.

1920—1930-е годы прошлого столетия в нашей стране характеризуются массовым привлечением самых широких слоев населения к народным инструментам. Властные структуры, отвечающие за развитие культуры, нашли один из самых коротких путей в этом направлении — посредством приобщения к игре на гармони, балалайке, домре и гитаре. Поэтому в эти годы отмечается появление огромного числа ансамблей струнных народных инструментов, кружков при различных организациях и учреждениях. «... Создание и интенсивное развитие коллективных форм музицирования стало своего рода социальным заказом нового государства» [3. С. 16]. Любительские коллективы активно привлекались к концертной деятельности в самых различных формах «Читался доклад под тихие звуки струнного оркестра. Замечалось внимательное отношение к докладу, объясняемое игрой музыки» [4].

Организация ансамблей, оркестров струнных народных инструментов всячески поощрялась, поэтому, когда молодой телеграфист решил организовать в 1923 году струн-

ный ансамбль при Челябинском телеграфе, администрация не препятствовала. Таким образом, появился небольшой ансамбль.

Инструменты являлись дефицитом, вследствие этого сами будущие оркестранты приобретали балалайки, домры, мандолины, гитары. Репертуар ансамбля состоял из русских народных, революционных песен. Первое выступление перед коллегами-телеграфистами прошло успешно. Ансамбль заметили и начали приглашать на городские мероприятия. Постепенно в репертуаре появились классические произведения композиторов П. И. Чайковского, Ф. Шуберта. Все переложения и инструментовки делал сам руководитель. Росло исполнительское мастерство коллектива. В городской газете отмечалось: «.в отношении музыки в клубе Нарсвязи есть настоящие виртуозы» [5].

К 1924 году в ансамбле было уже 17 участников. Среди них Н. Федоров, М. Антипов,

А. Шангин, Н. Артемьев и др.

Параллельно с ансамблем Нарсвязи Сергей руководил струнным ансамблем медицинских работников. В репертуар ансамбля входили старинные вальсы («В старом лесу», «Грусть», «Осенний сон», «Амурские волны») русские народные песни («Утушка луговая», «Светит месяц» и др.), музыка композиторов Э. Вальдтейфеля, Е. Меццакапо, классика (музыка из оперетты И. Кальмана «Баядера», увертюра из оперы Р. Вагнера «Тангейзер», увертюра к оперетте В. Валентинова «Жрицы огня»). Это говорит не только о хорошем музыкальном вкусе руководителя, но и о его достаточно серьезном профессиональном музыкальном багаже с одной стороны, а с другой — о значительном исполнительском уровне участников любительского коллектива медиков. В составе ансамбля были: А. Валеев — мандолина, Л. Кутикова — балалайка, З. Черепанова — домра, Н. Топорков — мандолина, С. Дробис — контрабас и др.

С 1929 года радиоузел Челябинска начал стабильно проводить местные радиопередачи. Своих музыкантов на радиоузле не было, для выступлений приглашались коллективы и солисты. Предложили сыграть и ансамблю медиков. После первого выхода в эфир Садакову выдали гонорар на всех, и в последующем каждый выход в эфир так же оплачивался. Достаточно высокий исполнительский уровень, мобильность коллектива позволили осуществлять выход в эфир по 2—3 раза в неделю. Такая интенсивная деятельность требовала постоянного обновления репертуара, систематической репетиционной работы. Музыка сразу шла в «живой» эфир, поэтому качество исполнения должно было быть достаточно высоким, ошибки, остановки не допускались. Таким образом, начиная с 1929 года, жители Челябинска по радио могли регулярно слушать в качественном исполнении ансамбля струнных народных инструментов русскую народную музыку, произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.

Сергей Садаков руководил ансамблями по 1929 год, а в 1929 году по комсомольской путевке направился для учебы в Свердловский музыкальный техникум.

Для обучения в музыкальном техникуме, получения профессионального музыкального образования со всего Урала направлялись юноши и девушки. Дни занятий заполнялись до предела: это и большой цикл теоретических дисциплин, практика, самоподготовка, экскурсии в театр. Сергей Садаков, благодаря своим прекрасным организаторским способностям, энергии, сразу попал в гущу общественной работы. Он принял самое активное участие в комсомольской деятельности, избирался председателем профкома. Заводила всех студенческих вечеров и «капустников», настоящий товарищ, постоянно помогающий отстающим, Сергей никогда не забывал своих основных обязанностей — учился только на «хорошо» и «отлично». Первый в учебе и на субботнике будущий специалист удостаивался почетного звания ударника 1-й и 2-й Пятилеток. Квинтет домр, куда кроме Сергея входили учащиеся Шуплецов, Башкирцев, Подковыров, Глотов постоянно привлекался к концертным выступлениям. На призыв «Поднимем пролетарскую культуру!»

С. Садаков отозвался одним из первых и, несмотря на большую загруженность, взялся

вести самодеятельный струнный оркестр в клубе им. А. М. Горького. На своем коллективе руководитель уже практически применял осваиваемую в техникуме теорию. Руководство этим оркестром явилось хорошей школой для будущего специалиста в области народного музыкального инструментария.

После завершения учебы по распределению Сергей Садаков направляется в Куль-тсектор Облоно инспектором музыки и эстрады. Затем назначается уполномоченным по контролю зрелищ Свердловской области. С этой должности С. Садаков ушел по собственному желанию в 1938 году, так как его зрение было сильно подорвано постоянным просмотром нескольких кинофильмов в день, что входило в его обязанности уполномоченного по контролю зрелищ.

В 1938 году С. Садаков приезжает в Челябинск и начинает работать руководителем струнного оркестра в клубе Тракторостроителей. Челябинск тех лет испытывал большую нужду в специалистах-струнниках. Официально занимая только одну должность руководителя оркестра, С. Я. Садаков работал с различными кружками. Занятия с детьми проводились каждый день. После приобретения определенных исполнительских навыков очередной подросток переходил в основной состав оркестра. Детей обучалось очень много: просто учились играть на народных инструментах, играли в детском домровом и неаполитанском оркестрах, занимались в подготовительных группах. По вечерам в клубе становилось тесно от рабочих тракторного завода — участников художественной самодеятельности. До поздней ночи продолжались занятия кружковцев, репетиции оркестра русских народных инструментов. Хотя коллектив должен был собираться в определенные дни, самодеятельные музыканты приходили каждый день: музицировали, устраивали по поводу важных событий диспуты, выпускали стенгазету, просто общались. Этому процессу социализации, объединению кружковцев содействовали и коллективные выезды на природу. Таким образом, руководитель оркестра разработал целый воспитательный комплекс для своих воспитанников. Концерты всегда проходили с большим успехом. Часто выступали в заводских цехах.

Попытка организации класса народных струнных инструментов в Челябинском музыкальном училище связана с именем С. Я. Садакова. Он «.действительно работал в Челябинском музыкальном училище в качестве педагога по классу народных инструментов с 1-го сентября 1940 по 1-е декабря 1940 г. Выбыл в связи с ликвидацией данного отделения» [2].

В августе 1941 года в звании техника-интенданта 2 ранга С. Я. Садаков военкоматом направился для сопровождения эшелона в г. Ленинград. В мае 1942 года музыкант был мобилизован в Красную Армию и направлен в 215-ю стрелковую дивизию. Вначале служил в должности библиотекаря, затем в должности капельмейстера организованного им дивизионного духового оркестра. Параллельно с оркестром Сергей Яковлевич создал при дивизии концертную бригаду. После подготовки репертуара начали выступать перед красноармейцами. Концертная бригада никогда не простаивала. Часто выступать приходилось в экстремальных условиях, на передовой, но концерты давали большой положительный эффект, поднимали боевой дух красноармейцев.

В силу объективных причин, связанных с военным временем, интенсивность деятельности оркестра тракторостроителей значительно снизилась, но он продолжал функционировать. О прекрасном музыкальном «наследстве», оставленном Сергеем Яковлевичем, можно судить по следующему факту. В годы войны в Челябинске находился эвакуированный из Москвы Малый драматический театр им. В. И. Ленина. Театр активно работал на новом месте жительства. В одном из спектаклей по ходу действия в оркестровом сопровождении понадобилось звучание струнных русских народных инструментов. Руководство театра обратилось за помощью в клуб тракторостроителей. Квартет домр (именно такой требовался состав) из числа оркестрантов бывшего оркестра С. Я. Сада-кова после прослушивания сразу же приняли. Самодеятельные музыканты В. Бобров,

Е. Прилепский, Т. Шабурова, В. Яковлев осуществляли музыкальное сопровождение в спектакле вечерами, после своей основной работы.

Демобилизовавшись в 1946 году, Сергей Яковлевич вернулся в Челябинск и начал работать директором и вторым дирижером в профессиональном коллективе - филармоническом хоре «Южный Урал».

Хор организовался при Челябинской филармонии 22 марта 1942 г. Аккомпанирующая группа состояла из музыкантов, играющих на русских народных инструментах. Это были, в основном, бывшие участники оркестра клуба тракторного завода «.Бобров В. В., Яковлев А. А., Покровский Е. Ф., Кутикова Л. М., Крылова А. Ф., Быков Д. Т., Шабурова Т.» [6]. Кроме струнных инструментов в состав ансамбля входил баян (баянист П.

В. Тацин). Работа в коллективе в военные годы приравнивалась к службе в армии, только на культурном фронте. Все функции по музыкальной деятельности коллектива осуществлял Д. А. Коломейцев, «.опытный хоровик и культурный музыкант» [7. С. 47]. В 1944 г. на Всероссийском смотре хоровых коллективов и солистов-исполнителей в Москве хор «Южный Урал» завоевал третье место.

После отъезда Д. А. Коломейцева С. Я. Садаков стал художественным руководителем и дирижером данного коллектива. Эта была профессиональная работа, требующая качественного уровня подготовки, но для Сергея Яковлевича, имеющего к тому времени большой практический опыт, она не являлась достаточно сложной. Выступления хора всегда проходили с успехом. Мастерски выполненные инструментовки органично сливались с хоровым пением. Музыканты-струнники к тому времени уже имели достаточно высокий исполнительский уровень. Ансамбль в обязательном порядке выступал в концертах и с сольными инструментальными произведениями. В хоре «Южный Урал» в полной мере проявился талант Сергея Яковлевича и как грамотного музыканта, и как прекрасного руководителя.

В 1949 г. хор расформировали без всяких видимых на то причин. Ансамбль народных инструментов преобразовался в квинтет домр и функционировал одно время как самостоятельная концертная единица. Сергей Яковлевич вернулся в клуб ЧТЗ на руководство оркестром русских народных инструментов и неаполитанским оркестром. Это были годы активнейшей работы по пропаганде народных музыкальных инструментов, подготовки струнников-народников, созданию струнных коллективов. В неаполитанском оркестре Сергей Яковлевич осуществил смелую по тем временам инновацию - ввел в струнный состав два аккордеона (для властей аккордеон являлся «буржуазным» инструментом). Клубные оркестры под руководством С. Я. Садакова постоянно участвовали в многочисленных концертах - праздничных, отчетных, шефских и т. д., выполняя очень важную пропагандистскую и воспитательную функции.

В 1951 г. в Челябинском музыкальном училище им. П. И. Чайковского открылся класс домры. Сергей Яковлевич Садаков перешел работать в штат училища, где сразу же организовал оркестр русских народных инструментов. Единственной струнницей оркестра, как и всего отделения народных инструментов, была Тамара Шабурова (её приняли сразу на 3 курс), остальными оркестрантами (первоначальный состав - 12 человек) стали баянисты, на время оркестровых занятий «переквалифицировавшиеся» в балалаечников, домристов. Несмотря на скромное число начинающих музыкантов оркестр вскоре заявил о себе как о достаточно подготовленном коллективе, о чем говорит постоянное его привлечение в концертах на городских и областных мероприятиях. Через два года оркестр предстал перед Государственной экзаменационной комиссией, которая на «отлично» оценила дирижерскую подготовку первой выпускницы-домристки Т. Шабуровой.

Именно с 50-х годов в Челябинском музыкальном училище началась подготовка профессиональных кадров музыкантов-струнников. С. Я. Садаков создал для этого прекрасную базу: оркестр Дворца культуры ЧТЗ не одно десятилетие являлся коллективом, в

котором воспитывались будущие учащиеся отделения народных инструментов Челябинского музыкального училища.

Помимо руководства оркестром ДК ЧТЗ, работы в музыкальном училище, С. Я. Са-даков являлся постоянным консультантом и помощником от Дома народного творчества в оркестровых коллективах в самых отдаленных уголках Челябинской области. Он вел курсы для руководителей оркестров и ансамблей народных инструментов, был членом жюри многочисленных смотров художественной самодеятельности самого разного уровня, активно занимался шефской работой, безоговорочно считался самым авторитетным специалистом в сфере струнных народных музыкальных инструментов, ансамблевого и оркестрового исполнительства.

Сергей Яковлевич Садаков, беззаветно преданный русским народным музыкальным инструментам, проделал работу, значение которой трудно переоценить. Он заложил основу ансамблевого, оркестрового и сольного исполнительства в нашем уральском регионе, определил пути развития струнных русских народных инструментов, организовал систему музыкального образования и воспитания народников. О педагогическом таланте Сергея Яковлевича можно судить по его ученикам. Для многих из них музыкальное училище стало лишь одним из этапов в большую музыкальную жизнь — консерваторию, институт искусств. Учениками Сергея Яковлевича были Г. Пулькин, Т. Лихачева — первый педагог-домрист с высшим образованием, О. Власов, также окончивший Уральскую консерваторию, А. Лоскутов — композитор, дирижер, музыкант, и многие другие. Множество детей и взрослых прошло через оркестры и ансамбли, руководимые С. Я. Сада-ковым, приобщаясь к русской музыкальной культуре, к коллективному музицированию посредством русских народных инструментов.

«Люди, своим титаническим трудом возрождающие нашу музыкальную историю, сами вошли в историю. Дела и творения их. становятся памятниками, представляющими собой уникальную ценность, составляющими национальное богатство» [1. С. 7].

Эти слова в полной мере можно отнести к результатам деятельности Сергея Яковлевича Садакова — пропагандиста, исполнителя, педагога и общественного деятеля в сфере русских народных инструментов Челябинска, Челябинской области.

Список литературы

1. Богданов, Ю. Б. Исторический путь В. В. Андреева и современные проблемы жанра [Текст] / Ю. Б. Богданов // Творческое наследие В. В. Андреева и практика самодея-

тельного инструментального исполнительства. — Л., 1988.

2. Личный архив С. Я. Садакова.

3. Имханицкий, М. И. История исполнительства на русских народных инструментах [Текст] / М. И. Имханицкий. — М., 2002.

4. Советская правда. 1922. 17 декабря.

5. Советская правда. 1923. 10 ноября.

6. ОГАЧО. Р-94. О. 01. Д. 244. Л.10.

7. Синецкая, Т. М.. Челябинская филармония: люди и время (1937—2007) [Текст] / Т. М. Синецкая. — Челябинск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.