Научная статья на тему 'Сергей Алексеевич Стадников (1956-2015) - египтолог, историк, гид, переводчик, публицист и энциклопедист'

Сергей Алексеевич Стадников (1956-2015) - египтолог, историк, гид, переводчик, публицист и энциклопедист Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
188
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сергей Алексеевич Стадников (1956-2015) - египтолог, историк, гид, переводчик, публицист и энциклопедист»

ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 3, 2018 Issue 3, 2018

Сергей Алексеевич Стадников (1956—2015) — египтолог, историк, гид, переводчик, публицист и энциклопедист

В. Сазонов

Старший научный сотрудник Тартуского университета (Эстония) [email protected]

Сергей Алексеевич Стадников был не только ученым-египтологом — он был своего рода уникальным явлением во всей Эстонии, а возможно, и за ее пределами. Он был египтологом, историком, переводчиком, гидом, энциклопедистом, публицистом, эстетом и ценителем искусства, изысканных французских вин, хорошей кухни, греческой культуры.

Сергей был эрудитом, человеком колоссальных познаний в ряде областей, не ограничивавшихся историей, в том числе античности и Древнего Египта, и древними языками. Наряду с русским и эстонским он свободно владел немецким языком, сносно говорил по-французски, знал финский и греческий \ Его доклады на немецком языке, написанные с педантичной точностью немца, но со славянским темпераментом, которые он читал с неким драматизмом, производили глубокое впечатление. Он был превосходным лектором, рассказчиком. Сергей был человеком творческим, легко ранимым и импульсивным. Как мне кажется, он вполне мог стать поэтом или актером, но выбрал иной путь — египтологию.

Сергей родился 20 июля 1956 г. в городе Пярну в семье украинского происхождения, но себя считал русским. По словам родственников, он увлекся Древним Египтом еще в начальных классах школы. В 1977-1982 гг. Стадников учился в Тартуском университете на историческом факультете, где продолжил интересоваться страной пира-

1 Стадников также превосходно знал древнеегипетский язык.

мид, ее культурой, языком, историей, религией и литературным наследием. Именно тогда он начал изучать древнеегипетский язык у известного эстонского полиглота, переводчика, языковеда и лингвиста Пента Нурмекунда (1906-1996). Затем Сергей стажировался в Ленинградском государственном университете у именитого египтолога Игоря Владимировича Виноградова (1933-1984). Позже, уже ближе к концу советской эпохи, а также после развала Союза, Стадников неоднократно стажировался в лучших университетах Европы — в Германии, Финляндии и России, постоянно оттачивая свои познания в области древней истории, и в частности египтологии. Он был знаком со многими ведущими египтологами мира, в том числе с российским исследователем Олегом Дмитриевичем Берлевым (1933-2000) и немецким корифеем египтологии Яном Ассманном (р. 1938), который, к слову, шесть лет назад читал лекции в Таллиннском университете, где они с Сергеем виделись в последний раз.

Первые работы Сергея по Древнему Египту были опубликованы в конце 1970-х и в начале 1980-х гг. в эстонских литературных журналах Looming 2 и Vikerkaar 3. На их страницах увидел свет не один десяток его статей. Впоследствии Стадников также публиковался в известном эстонском научном журнале Akadeemia и во многих других изданиях. Однако Сергей писал работы не только на эстонском и немецком, но и на английском, русском, финском языках.

В советское время Стадникова притесняли за вольнодумство, он был почти диссидентом. Поэтому беспрепятственно заниматься научной деятельностью он смог лишь после распада СССР. Именно тогда, в год развала Союза, увидел свет первый крупный труд Сергея — статья о немецком исследователе Нубии и Египта Отто Фридрихе фон Рихтере, который был родом из Эстонии 4. Эта работа вышла в журнале Altorientalistische Forschungen, солидном и престижном издании для специалистов по Древнему Ближнему Востоку 5.

Когда СССР не стало и железный занавес пал, у Стадникова, которому тогда было 35 лет, появилась возможность публиковаться на Западе, и он сразу же ее использовал. В одном лишь 1991 г. он издал в Италии и Германии несколько научных работ на немецком языке. Например, в Италии, в Турине, в сборнике VI Международного конгресса египтологов вышла еще одна значимая статья, написанная Сергеем 6.

В 1990-е гг. Стадников издал много научных статей в Эстонии и за рубежом, а также две монографии. В 1996 г. вышел перевод «Сказания о Синухете»7 на эстонский язык с подробным комментарием, а через два года, в 1998 г., Сергей выпустил обширную работу по культуре и истории Древнего Египта 8. Впоследствии он издал еще ряд монографий в Эстонии и Германии. Но я упомяну две его последние книги, которые

2 Stadnikov 1981; 1982.

3 См., к примеру: Stadnikov 1986.

4 Stadnikov 1991a.

5 Altorientalistische Forschungen — это известный

немецкий научный журнал, который и поныне вы-

соко котируется среди египтологов и ассириологов всего мира.

6 Stadnikov 1991b.

7 Stadnikov 1996a.

8 Stadnikov 1998a.

показывают нам Стадникова как разностороннего исследователя. Первая из них, «Поучения Аменемхета I своему сыну Сенусерту 9»10, была опубликована в 2014 г., ровно за год до смерти Сергея. Вторая, представляющая собой обширное (почти на 400 страниц) исследование об О. Ф. фон Рихтере, которое Стадников написал совместно с безвременно ушедшим историком Индреком Юрьё, была издана в Германии в 2013 г. 11

Сергей был признан как крупный специалист по Египту и в Финляндии, где неоднократно выступал на конференциях (в последний раз в 2013 г. на международной конференции ассириологов в Хельсинки) и публиковал статьи на финском языке 12. О том, сколь высок был статус Стадникова как ученого-египтолога, свидетельствуют и его работы, изданные Оксфордским, Мюнстерским, Гёттингенским университетами и рядом других высших учебных заведений Европы 13.

Однако не стоит забывать и работы Стадникова, написанные на русском языке и изданные в Эстонии и в России. Назову лишь некоторые из них. К примеру, большой интерес представляет работа о солярном аспекте древнеегипетской царской идеологии, опубликованная в таллиннском научно-литературном журнале «Вышгород»14. Также стоит отметить ряд исследований, вошедших в ведущие египтологические сборники и журналы Санкт-Петербурга и Москвы, в частности в издания Российской академии наук 15.

Рассказывать о научных изысканиях Сергея можно было бы еще очень долго. Следует помнить, что его интересы не ограничивались одной только египтологией. Он также занимался историей ассириологии и египтологии, изучал биографии прибалтийских немцев, путешествовавших по Ближнему Востоку и собиравших там ценности. Им он посвятил ряд публикаций на эстонском, русском, английском и немецком языках (я уже упомянул написанную на немецком монографию об О. Ф. фон Рихтере 16).

Но и это далеко не всё. Сергей работал гидом, организовывал и проводил экскурсии в страну фараонов, в Грецию, в том числе на Крит, в Турцию и на Кипр, историю, культуру и обычаи которых он превосходно знал. Стадников был также публицистом, общественным деятелем. Он писал статьи для газет, новостных порталов и т. д. на актуальные политические и другие острые темы, связанные с Европой, в том числе с Эстонией, и с Ближним Востоком. Когда Сергей умер, его коллеги — журналисты из Eesti Ekspress — опубликовали некролог под названием «Прощай, Сергей Тутанхамонович» (Huvasti, Sergei Tutanhamonovits). Сергей Тутанхамонович, а также Серж — именно так прозвали его собратья по перу — журналисты.

9 Сенусерт I.

10 Stadnikov 2014.

11 Stadnikow, Jurjo 2013. См. рецензию на эту книгу: Sazonov 2015.

12 См., к примеру: Stadnikov 1992.

13 См., к примеру: Stadnikov 1995a; 1995b; 1995с;

1995d; 1995e; 1995f; 1995g; Stadnikow 1996b; 2001a;

Stadnikov 2001b; Stadnikow 2003a; Stadnikov 2003b; 2015; 2016.

14 Стадников 2007.

15 См., к примеру: Стадников 2014.

16 Stadnikow, Jurjo 2013.

Я познакомился с Сергеем лет 18 назад на одной международной ассириоло-гической конференции, которая проходила в Тартуском университете. Шел 2001 год. Я слышал о Стадникове уже давно и в 1990-е гг. читал его книги, но нам не доводилось встречаться.

Уже тогда, при первой встрече, он отнесся ко мне, студенту, не свысока, как мог бы повести себя корифей, известный ученый-египтолог, а как старший коллега и учитель, охотно делился знаниями и опытом. Позднее Сергей не раз давал мне ценные советы, приносил свои материалы и даже дарил книги, чтобы я просвещался. Со временем мы сдружились. Потом, когда я писал докторскую диссертацию о месопотамской царской идеологии, мы с Сергеем часто обсуждали наши работы и науку. Мы любили разговаривать не только о титулатуре египетских фараонов и месопотамских царей, изучением статуса которых занимались 17, но и о других вопросах, связанных с историей Древнего Ближнего Востока.

Наши исследования во многом были схожи, что, видимо, и сблизило нас на поприще науки. И хотя Сергей занимался Древним Египтом, а я Ассирией и хеттами, нас обоих интересовали вопросы царской власти, мы оба публиковали работы о царской титулатуре, концепции владычества над всем миром, взаимоотношениях религии и царской идеологии на Древнем Ближнем Востоке. Нас объединял и интерес к литературе этого региона, и мы оба переводили литературные памятники, правда с разных языков — Сергей с древнеегипетского, а я с шумерского и аккадского.

Годы спустя мы с Сергеем вместе работали в Центре востоковедения Тартуского университета и зачастую были участниками одних и тех же научных проектов. Тогда мы особенно часто спорили и обсуждали наши наработки.

В мае и июне 2015 г. Сергей, как и всегда, был полон планов, энергии и идей. В мае он принимал участие в международной конференции ассириологов Melammu, проходившей в Тарту и Хельсинки, живо участвовал в дискуссиях и задавал вопросы во время обсуждений докладов. Вечерами мы долго говорили о научных планах, о возможных новых работах и публикациях. Среди прочего Сергей рассказал, что задумал написать несколько новых исследований по Египту. После окончания конференции Сергей уехал в Таллинн. Ровно через месяц, 25 июня, ближе к вечеру, он позвонил мне, и мы обсудили его последнюю книгу, изданную в 2014 г. 18, на которую я написал отзыв для одного местного журнала. Он сообщил, что скоро приедет в Тарту, привезет хорошего французского вина (Сергей был ценителем и знатоком вин, особенно французских; наибольшую любовь он питал к напиткам из Прованса, где бывал много раз) и мы сможем обсудить новые работы и идеи. Сергей также поведал мне о планах опубликовать ряд новых статей и исследований. Однако, когда я беседовал с ним по телефону, он показался мне каким-то задумчивым и флегматичным, что не было характерно для него. Он говорил будто с некоторыми заминками, не свойственными его темпераменту.

17 Sazonov 2016; Stadnikov 1995b; 1998b; 2016. 18 Stadnikov 2014.

На следующий день, 26 июня 2015 г., Сергея не стало. Об этом я узнал из самой известной эстонской газеты Postimees, в которой был опубликован некролог. Шокированы были многие коллеги и друзья Сергея. Я не мог поверить тому, что прочел. Мой хороший коллега доцент кафедры древней истории Тартуского университета Майт Кыйв, который знал Сергея еще с университетской скамьи и с которым тот дружил более 30 лет, позже рассказал мне, что ночью или рано утром того же дня (26 июня) Сергей отослал ему свою статью, впоследствии вошедшую в наш сборник Gods, kings and people. Это была последняя научная работа Стадникова. Этот сборник был опубликован в 2016 г. в немецкой научной серии Alter Orient und Altes Testament, издаваемой Ugarit-Verlag, и мы посвятили его памяти Сергея 19.

Сергей умер в возрасте 58 лет, прогорев ярко, но быстро, словно пламя костра. Он был очень энергичной и колоритной фигурой, талантливым и разносторонним человеком, сочетавшим в себе египтолога, историка, знатока Древнего Ближнего Востока и эгейских культур. Он также внес большой вклад в историческую науку и филологию как литературовед, переводчик и историк литературы Древнего Востока — им переведен ряд значимых литературных памятников Древнего Египта, таких как «Сказание Си-нухета», «Наставление Аменемхета I своему сыну Сенусерту», «Поучения Птахотепа» и многие другие произведения. Как историк и культуролог, он написал и опубликовал десятки научных и научно-популярных статей, эссе, исследований по религии, истории, о царской идеологии и литературе Древнего Египта. Как лектор и преподаватель древнеегипетского языка, он останется в памяти студентов, всегда с интересом слушавших его лекции, которые он читал в Таллиннском и Тартуском университетах.

Бесспорным является тот факт, что наследие Стадникова колоссально. Им было опубликовано свыше 800 работ на пяти языках: эстонском, русском, немецком, финском и английском, а также почти десяток книг. Его научные статьи увидели свет на страницах разных исторических, египтологических и даже некоторых ассириологических журналов, а монографии вышли в издательствах Германии, Великобритании, Финляндии, Эстонии, России и Италии.

Библиография

Стадников 2007

Стадников С., 'Окруженный солнцем владыка. Универсализм как феномен в идеологии египетских царей', Вышгород 5 (2007): 104-127.

Стадников 2014

Стадников С., Первый россиянин в Абу Симбеле. Поездка Александра фон Икскюла в Египет и Нубию. В кн.: Чегодаев М. А., Лаврентьева Н. В. (ред.), Aegyptiaca Rossica 2 (Москва, 2014): 200-205.

Köiv et al. 2016

Köiv M., Sazonov V., Kämmerer Th. R. (ed.), Kings, gods and people: founding and confirming monarchies in the Ancient Near East and Mediterranean (Alter Orient und Altes Testament 390/4; Acta Antiqua Mediterranea et Orientalia 4; Münster, 2016).

Sazonov 2015

Sazonov V., 'Indrek Jüijo, Sergej Stadnikov (eds.): Briefe aus dem Morgenland — Otto Friedrich von Richters Forschungsreise in den Jahren 1814-1816 (Hamburger Beiträge zur Geschichte des östlichen Europa 20). Hamburg: Verlag Dr. Kovac, 2013', Res An-tiquitatis. Journal of ancient history 4 (2015): 159-169.

19 Köiv et al. 2016.

Sazonov 2016 Sazonov V., Die Assyrischen Königstitel und -epitheta vom Anfang bis Tukulti-Ninurta

I und seinen Nachfolgern (Winona Lake, IN, 2016).

Stadnikov 1981 Stadnikov S., 'Vanem egüptoloogia-alane kirjandus TRÜ teaduslikus raamatukogus',

Looming 8 (1981): 1195-1197.

Stadnikov 1982 Stadnikov S., 'Thutmosis III esimene Aasia-söjakäik', Looming 1 (1982): 115-120.

Stadnikov 1986 Stadnikov S., 'Kadunud isa otsinguil', Vikerkaar 4 (1986): 52-55.

Stadnikov 1991a Stadnikov S., 'Otto Friedrich von Richter und Ägypten', Altorientalistische Forschun-

gen 8 (1991): 195-203.

Stadnikov 1991b Stadnikov S., Die universalistischen Ausdrücke der Könige des Alten Reiches. In:

Thesen. S. Curto (ed.), Sesto Congresso Internationale di Egittologia. Abstracts of papers (Torino, 1991): 372-373.

Stadnikov 1992 Stadnikov S., 'Maailman historiasta ennen "maailmanhistoriaa" ', Suomen Egyptologi-

nen Seura. Tiedotuslehti IX (1992): 11-19.

Stadnikov 1995a Stadnikov S., Himmelsrichtungen und „Bogenvölker" in den Pyramiden texten. In:

C. Eyre (ed.), Seventh International Congress of Egyptologists. Cambridge, 3-9. September 1995 (Oxford, 1995): 177-178.

Stadnikov 1995b Stadnikov S., 'Gottkönig und außerägyptische Bereiche: Universalistische Ausdrücke

der Könige des Alten Reiches in Ägypten nach den Pyramidentexten', Mitteilungen für Anthropologie und Religionsgeschichte 10 (1995): 143-169.

Stadnikov 1995c Stadnikov S., Burchart, Johannes. In: Lexikon Who Was Who in Egyptology (London,

1995): 74.

Stadnikov 1995d Stadnikov S., Balodis, Franz Alexander. In: Lexikon Who Was Who in Egyptology

(London, 1995): 28.

Stadnikov 1995e Stadnikov S., Lemm, Oskar Eduardovitch von. In: Lexikon Who Was Who in Egyptol-

ogy (London, 1995): 248.

Stadnikov 1995f Stadnikov S., Sieber, Franz. In: Lexikon Who Was Who in Egyptology (London, 1995):

391.

Stadnikov 1995g Stadnikov S., Richter, Otto Friedrich von. In: Lexikon Who Was Who in Egyptology

(London, 1995): 357.

Stadnikov 1996a Stadnikov S., Sinuhe jutustus. Vana-egiptuse keelest tölkinud ja kommenteerinud Ser-

gei Stadnikov (Tallinn, 1996).

Stadnikov 1998a Stadnikov S., Vana Egiptuse Kultuurilugu: valitud artikleid, tölkeid ja esseid (Tallinn,

1998).

Stadnikov 1998b Stadnikov S., Himmelsrichtungen und Bogenvölker als Herrschaftsbereiche des ägyp-

tischen Königs in den Pyramidentexten. In: Eyre C. J. (ed.), Proceedings of the Seventh International Congress of Egyptologists, Cambridge, 3-9 September 1995 (Leuven, 1998): 1095-1102.

Stadnikov 2001b Stadnikov S., Otto Friedrich von Richter's journey to Egypt and Nubia. In: Anu Laansa-

lu et al. (ed.), International Restitution Conference: "Estonian-Russian co-operation in museology — the history and the disposition of an art collection established by professor Morgenstern at Tartu University in 1803", 15-16 September 2000 Tartu, Estonia (Tartu, 2001): 130-140.

Stadnikov 2003b Stadnikov S., 'Heilige Geschichte als Paradigma am Bei-spiel von Jerusalem', For-

schungen zur Anthropologie und Religionsgeschichte 36 (2003): 205-214.

Stadnikov 2014 Stadnikov S., Amenemhet I öpetus oma pojale Senusertile, Vanaegiptuse keelest tölki-

nud ja kommenteerinud Sergei Stadnikov (Tallinn, 2014).

Stadnikov 2015 Stadnikov S., Von der göttlichen Vorherbestimmung und der menschlichen Willens-

freiheit in der „Lehre des Ptahhotep". In: Kämmerer Th. R., Köiv M. (ed.), Cultures in comparison. Religion and politics in ancient Mediterranean regions. Comparative approaches (Alter Orient und Altes Testament 390/3; Acta Antiqua Mediterranea et Orientalia 3; Münster, 2015): 177-185.

Stadnikov 2016

Stadnikow 1996b

Stadnikow 2001a

Stadnikow 2003a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stadnikow, Jürjo 2013

Stadnikov S., Claims for universalistic rule in the Egyptian royal ideology, and their restatement by the 12th dynasty kings. In: Köiv M., Sazonov V., Kämmerer Th. R. (ed.), Kings, gods and people: founding and confirming monarchies in the Ancient Near East and Mediterranean (Alter Orient und Altes Testament 390/4; Acta Antiqua Mediterranea et Orientalia 4; Münster, 2016): 1-30.

Stadnikow S., Jenseitsvorstellungen der Alten Ägypter: Der Begriff des Todes in der „Lebensgeschichte des Sinuhe". In: Sybille Fritsch-Oppermann (ed.), Stark wie der Tod ist die Liebe (Protokolle der Evangelische Akademie 19; Loccum, 1996): 85-92. Stadnikow S., '„d.t — Unendlichkeit" und „nhh — Ewigkeit" in den Pyramidentexten der Könige des Alten Reiches', Mitteilungen für Anthropologie und Religionsgeschichte 14 (2001): 275-310.

Stadnikow S., 'Otto Friedrich von Richters Forschungsreise in Unternubien im Jahre 1815. Auszüge aus dem Tagebuch', Mitteilungen für Anthropologie und Religionsgeschichte 14 (2003): 125-161.

Stadnikow S., Jürjo I., Briefe aus dem Morgenland — Otto Friedrich von Richters Forschungsreise in den Jahren 1814-1816 (Hamburg, 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.