Научная статья на тему 'СЕРЕБРЯНЫЙ ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ ИЗ СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА И АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТРОГАНОВСКИХ МАСТЕРОВ'

СЕРЕБРЯНЫЙ ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ ИЗ СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА И АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТРОГАНОВСКИХ МАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛЬВЫЧЕГОДСК / НИКИТА СТРОГАНОВ / ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ / ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ / БАСМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игошев В. В.

В статье исследуется серебряный оклад Евангелия из Музеев Московского Кремля, изготовленный в технике тиснения (басмы). Оклад ранее был датирован второй половиной - концом XVI в. и отнесен к работе мастеров Русского Севера. На основании комплексного исследования этого произведения и аналогичных предметов доказано, что оклад Евангелия выполнен строгановскими мастерами в начале XVII в. по заданию именитого человека Никиты Григорьевича Строганова для вклада в сольвычегодский Благовещенский собор. Такая атрибуция подтверждается архивными документами. Формы и декор серебряных окладов Евангелий, созданных в Сольвычегодске по заказам Никиты Строганова, воспроизводили лучшие образцы, сделанные московскими мастерами. Но строгановские предметы при сходстве с московскими, имеют свои особые черты и своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SILVER OKLAD OF THE HOLY GOSPEL FROM THE CATHEDRAL OF THE ANNUNCIATION IN THE CITY OF SOLVYCHEGODSK AND SIMILAR WORKS OF THE STROGANOV CRAFTSMEN

The article examines the silver oklad of the Holy Gospel from the Moscow Kremlin Museums, made by using the embossing technique (basma). This oklad was previously dated from mid to late 16th century and attributed to silversmiths of the Russian North. Based on a comprehensive study of this work and similar items it was proved that this piece was made by Stroganov craftsmen at the beginning of the 17th century, on the instructions of Nikita Stroganov, as a contribution to the Solvychegodsk Cathedral of the Annunciation. This attribution is confirmed by archival documents. The form and decoration of the silver Gospel oklad, created in Solvychegodsk by order of Nikita Stroganov, copied the best creations of Moscow silversmiths, but the Stroganov works in silver, while similar to those in Moscow, have their own special features and originality.

Текст научной работы на тему «СЕРЕБРЯНЫЙ ОКЛАД ЕВАНГЕЛИЯ ИЗ СОЛЬВЫЧЕГОДСКОГО БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА И АНАЛОГИЧНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СТРОГАНОВСКИХ МАСТЕРОВ»

УДК 7.04

Б01: 10.28995/2686-7249-2022-1-114-123

Серебряный оклад Евангелия из сольвычегодского Благовещенского собора и аналогичные произведения строгановских мастеров

Валерий В. Игошев

Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия, igoshev.valerij@mail.ru

Аннотация. В статье исследуется серебряный оклад Евангелия из Музеев Московского Кремля, изготовленный в технике тиснения (басмы). Оклад ранее был датирован второй половиной - концом XVI в. и отнесен к работе мастеров Русского Севера. На основании комплексного исследования этого произведения и аналогичных предметов доказано, что оклад Евангелия выполнен строгановскими мастерами в начале XVII в. по заданию именитого человека Никиты Григорьевича Строганова для вклада в сольвычегодский Благовещенский собор. Такая атрибуция подтверждается архивными документами. Формы и декор серебряных окладов Евангелий, созданных в Сольвычегодске по заказам Никиты Строганова, воспроизводили лучшие образцы, сделанные московскими мастерами. Но строгановские предметы при сходстве с московскими, имеют свои особые черты и своеобразие.

Ключевые слова: Сольвычегодск, Никита Строганов, церковная утварь, оклад Евангелия, басма

Для цитирования: Игошев В.В. Серебряный оклад Евангелия из сольвычегодского Благовещенского собора и аналогичные произведения строгановских мастеров // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2022. № 1. С. 114-123. Б01: 10.28995/2686-7249-2022-1-114-123

© HromeB B.B., 2022

The silver oklad of the Holy Gospel from the Cathedral of the Annunciation in the city of Solvychegodsk and similar works of the Stroganov craftsmen

Valery V. Igoshev State Research Institute for Restoration, Moscow, Russia, igoshev.valerij@mail.ru

Abstract. The article examines the silver oklad of the Holy Gospel from the Moscow Kremlin Museums, made by using the embossing technique (basma). This oklad was previously dated from mid to late 16th century and attributed to silversmiths of the Russian North. Based on a comprehensive study of this work and similar items it was proved that this piece was made by Stroganov craftsmen at the beginning of the 17th century, on the instructions of Nikita Stroganov, as a contribution to the Solvychegodsk Cathedral of the Annunciation. This attribution is confirmed by archival documents. The form and decoration of the silver Gospel oklad, created in Solvychegodsk by order of Nikita Stroganov, copied the best creations of Moscow silversmiths, but the Stroganov works in silver, while similar to those in Moscow, have their own special features and originality.

Keywords: Solvychegods, Nikita Stroganov, church utensils, Gospel salary, basma

For citation: Igoshev, V.V. (2022), "The silver oklad of the Holy Gospel from the Cathedral of the Annunciation in the city of Solvychegodsk and similar works of the Stroganov craftsmen", RSUH/RGGU Bulletin. "Philology. Linguistics. Cul-turology"Series, no. 1, pp. 114-123, DOI: 10.28995/2686-7249-2022-1-114-123

В Сольвычегодске - родовой вотчине именитых людей Строгановых изготавливались замечательные, но малоизученные произведения серебряного дела, отмеченные высочайшим художественным и техническим уровнем исполнения. К подобным предметам относится серебряный золоченый басменный оклад напрестольного Евангелия, сохранившийся в музеях Московского Кремля, опубликованный как работа мастеров Русского Севера второй половины -конца XVI в. (рис. 1)1. Однако место изготовления и происхождение этого замечательного памятника ранее не было установлено.

1 ММК. Инв. № Кн-72. Серебро, басма, камни, перламутр. 33 х 20 см. Оклад совмещен с Евангелием, напечатанным в Москве в 1685 г., которое заменило оригинальное. См. также: [Зюзева 2009]; Рукописные и печатные Евангелия XIII - начала XX в. в собрании Музеев Московского Кремля: Каталог / Сост. Т.С. Борисова, С.Г. Зюзева. М., 2019. Т. 2. С. 296-299. Кат. 89.

Рис. 1. Серебряный оклад Евангелия из сольвычегодского Благовещенского собора.

Начало XVII в. Сольвычегодск. ММК

Верхняя и нижняя деревянные крышки переплета книги обиты темно-красным бархатом. Верхняя крышка украшена серебряным басменным окладом с «сетчатым» узором в виде повторяющихся мелких четырехконечных крестиков. Здесь же крепятся 9 басменных дробниц с лицевыми изображениями (7 - прямоугольных, 1 - в виде киотца с килевидным верхом и 1 - круглая), а также 15 кабошонов камней и перламутровых плашек в оправках2.

В центре на прямоугольном среднике в низком рельефе оттиснуто изображение «Спас в силах», вверху - «Богоматерь Воплощение» с парными херувимами. По сторонам средника крепятся две басменные дробницы с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей в рост и поясными фигурами ветхозаветных царей Давида и Соломона. По углам верхней крышки Евангелия прибиты четыре басменных наугольника прямоугольной формы с фигурами евангелистов вместе с их трехголовыми символами и изображением благословляющего Спаса в облаках. В центре вверху на окладе крепится киотец с басменным изображением

2 Одна оправка (внизу в центре) - без камня.

«Троицы Ветхозаветной», а внизу - круглый медальон с «Благовещением».

На нижней деревянной крышке Евангелия по углам закреплены четыре небольших узорчатых наугольника и круглый средник, сделанные в технике оброна и украшенные темно-синей эмалью. Здесь же по краю нижней крышки гвоздиками прибиты две басменные дробницы прямоугольной формы, предназначенные для крепления кожаных ремней с парными застежками. К торцу верхней крышки прибиты парные серебряные пластины с прорезью («ответы»), декорированные «кафимскими» узлами, к которым примыкают застежки фигурной формы с крючками на кожаных ремнях. Такой тип фурнитуры больше напоминает металлические детали переплетов «готического» типа, отличаясь от застежек (замков) с парными шпеньками и с накидными на них кольцами (петлями) на ремнях, встречающихся на переплетах древнерусских книг XIV - середины XVI в. или на переплетах «романского» типа [Мокрецова 2005, с. 36, 38].

В 1922 г. это Евангелие поступило в Музеи Кремля через Гохран из Северодвинской области. Оно было отобрано экспертами Главмузея из предметов, изъятых в фонд Помгола и датировано XV в., что зафиксировано в архивных документах: «Евангелие напрест[ольное] 1681 г.3 поволочено в красный бархат. Верхняя крышка басменная. Средник Спаситель, наверху Знамение, по бокам Б[ожия] М[атерь] и Предтеча, 4 евангелиста, Троица и Знамение. Украшено каменьями, 15 века»4.

Этот же предмет отмечен в Описи сольвычегодского Благовещенского собора 1577 г. с поздними вставками начала XVII в. как вклад Никиты Строганова: «Евангелие напрестольное печатное в десть, оболочено бархатом червчатым золотным, цка обложена серебром золоченым басмою, а на предней цке Деисус на средине, а по узгам и евангелисты да два праздника серебряные, позолочены, с каменьем, а застежки и жучки серебряные, золочены, с финифты. Положение Никиты Строганова»5. Оклад упомянут также в Описи 1789 г. сольвычегодского Благовещенского собора: «Евангелие с[вя]тое печатное обложено шелковой материей, на верхней цке деисус, вверху и внизу по углам евангелисты серебряные чеканные

3 Год печатного Евангелия указан неверно. Книжный блок напечатан в Москве в 1685 г.

4 ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1922. Д. 41, л. 198 об.: Описи вещей, отобранных для Московских музеев, Антиквариата и Оружейной палаты.

5 Савваитов П.И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор. СПб., 1886. С. 41.

между ими четырнатцать камешков и четыре раковины, застежки и жучки серебряные с финифтью»6.

В ходе исследования этого оклада Евангелия выявлены аналогичные серебряные предметы, выполненные по заказам Никиты Григорьевича Строганова для вкладов в деревянные церкви в собственных вотчинах - в храм Воздвижения в Орле - городке в Пермском крае в 1603 г.7 (рис. 2) и в Поньгамскую церковь Кемского уезда Архангельской области в 1606 г.8 (рис. 3). Эти предметы сохранились в Пермской художественной галерее и Архангельском музее9.

На верхней крышке оклада 1603 г. (ПГХГ) и на окладе начала XVII в. (ММК) идентичны накладные басменные дробницы прямоугольной формы: средник с изображением «Спаса в силах», две дробницы с предстоящими и четыре наугольника с евангелистами (рис. 1, 2). Наугольники с евангелистами на этих двух предметах идентичны также наугольникам на окладе Евангелия 1606 г. (АОМИИ) (рис. 3).

Верхние крышки окладов Евангелий (ММК) и (ПГХГ) украшены идентичным «сетчатым» узором в виде повторяющихся мелких крестиков (размером 8 х 8 мм) на гладком фоне (рис. 1, 2). Точно такой же «сетчатый» узор басмы крепится на окладах икон, выполненных в сольвычегодских мастерских: на золоченом медном венце иконы «Симеон Богоприимец» письма Семёна Бороздина начала

6 ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 3985. Л. 48 об.: Опись вещей Сольвычегодского Благовещенского собора. 1789 г.

7 ПГХГ. Инв. № ДМ-5. 1603 г. Сольвычегодск. Серебро, басма, литье, оброн, эмаль, камни, перламутр, стекло, золочение, дерево, бархат. 28,5 х 22,5 см. Оклад выполнен одновременно с рукописной книгой Евангелия в 1603 г. О вкладе Евангелия в церковь Воздвижения в Орле-городке в 1603 г. свидетельствует запись чернилами в книге, начиная с первого листа: «Лета 7111 (1603) / авгу(с)та в 17 (дн) / сия книга / 1еу(г)лие / напре-сто(л)ное / домовое / ц(е)рко(в)ное / всеми(р)ного / во(з)двежешя / ч(с) тного / и ж1вотворяща(г) / кр(с)та г[о](с)[под]ня / в городе / на устье / на Орле / на(д) Камою / рекою / на оусть / явы рею / положеше / Никиты / Григо(р)ева с[ы]на Строганова / в своей во(т)чине / для своего / поми-нашя за(з)дра(в)наго / и для сво1хъ / ро(д)теле(и) / за упоко(и)» [Игошев 2018, с. 234-235].

8 Оклад Евангелия. АОМИИ. Инв. № 117 гу. 1606 г. Сольвычегодск. Серебро, басма, гравировка, золочение, дерево, бархат. 35 х 21 см. Вероятно, оклад сделан в одно время с Евангелием, напечатанным в 1606 г. [Игошев 2018, с. 238-239].

9 На всех окладах имеются следы поздних переделок, появившихся при их «поновлениях» и реставрациях.

Рис. 2. Серебряный оклад Евангелия из храма Воздвижения в Орле-городке в Пермском крае. 1603 г. Сольвычегодск. ПГХГ

Рис. 3. Серебряный оклад Евангелия из Поньгамской церкви Кемского уезда Архангельской области. 1606 г. Сольвычегодск. АОМИИ

XVII в. (СИХМ) [Игошев 2018, с. 344-345] и на свету золоченого медного оклада иконы «Прокопий и Иоанн Устюжские, предстоящие Спасу». Последняя икона вложена Никитой Строгановым в Благовещенский собор Сольвычегодска в 1610 г. (СИХМ) [Игошев 2018, с. 347-348].

В результате исследования басменных окладов Евангелий и икон можно сделать вывод, что эти предметы выполнены по заказу Никиты Строганова в собственной мастерской сольвычегодскими серебряниками, поскольку при изготовлении окладов были использованы идентичные низкорельефные басменные матрицы10.

Никита Григорьевич Строганов (1561-1616) в Сольвычегодске за «крепким острогом» в своих дворах, построенных рядом с родовым каменным Благовещенским собором, организовал и обустроил художественные мастерские, где писались иконы, вырезались из

10 При изучении басмы очень важно выявить раппорт, размеры матриц, а также их идентичные отпечатки на вещах [Игошев 2009, с. 42-68].

дерева и кости кресты, образки, складни, изготавливались из серебра оклады икон и произведения богослужебной утвари [Игошев 2018]. По его заданию создавались или приобретались многочисленные рукописные или печатные книги [Мудрова 2015]. Разнообразные предметы церковного искусства и богослужебные книги в окладах поступали в виде вкладов в «домовые» храмы, которые именитые люди строили в своих вотчинах, а также для «поставле-ния» в жилых хоромах и иконных горницах.

Серебряные предметы церковной утвари и оклады икон, сделанные в Сольвычегодске по заказам Никиты Строганова, при общем сходстве с работами московских царских мастеров, выполненных по заказам Годуновых, несколько отличаются в деталях. Последние отмечены более изысканно-утонченными формами, аристократическим, рафинированным характером узора по скани, большим разнообразием ярких и контрастных эмалей, в том числе - красного и белого цвета [Игошев 2019]. Формы и декор серебряных предметов работы строгановских мастеров больше связаны с народным творчеством, с памятниками декоративно-прикладного искусства Русского Севера, где отражались древнейшие мотивы орнаментики. Здесь проявлялась любовь к узору, сплошным ковром покрывающего поверхность предмета, к его многоцветию и красочности. Сольвычегодские вещи обильно декорировались камнями, перламутровыми плашками в серебряных оправках, именуемые в церковных описях «раковинами». Такие детали, имитирующие очень крупные жемчужины, не встречаются на московских драгоценных предметах.

Общие закономерности в стиле и технике изготовления произведений московских царских мастеров и строгановских серебряников можно видеть при сопоставлении драгоценных церковных вкладов Дмитрия Ивановича Годунова и Никиты Григорьевича Строганова. Отдельные изображения и орнаментация, встречающиеся на годуновских предметах, с небольшими изменениями повторялись строгановскими мастерами. Например, басменные изображения трех центральных клейм Деисуса на серебряном окладе храмовой иконы «Преподобный Сергий Радонежский с житием» 1586 г. (КГИАМЗ)11, вложенной Д.И. Годуновым в Ипатьевский

11 Оклад иконы «Преподобный Сергий Радонежский с житием» 1586 г. Царские мастерские. КГИАМЗ. Инв. № КОК 7668. Серебро, басма, золочение. Верхняя полоса оклада состоит из 11 двухъярусных клейм Деисуса. В прямоугольных клеймах нижнего ряда оттиснуты 11 изображений: «Спас в силах»; Богоматерь; Иоанн Предтеча, архангел Михаил и Гавриил, Василий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Даниил Столпник

монастырь, послужили образцом строгановским мастерам при изготовлении серебряных басменных окладов Евангелий: начала XVII в. (ММК) (рис. 1) и 1603 г. (ПГХГ) (рис. 2).

Три басменных клейма - «Спас в силах», Богоматерь, Иоанн Предтеча с поясными фигурами святых праотеческого ряда, закрепленные на верхнем горизонтальном поле иконы «Преподобный Сергий Радонежский с житием» (КГИАМЗ)12 схожи с тремя аналогичными дробницами на окладах Евангелий (ММК, ПГХГ). Но на московских и строгановских окладах имеется ряд небольших отличий в изображении престола, в складках одежд святых, в надписях и в других мелких деталях, а это указывает, что басма на этих вещах сделана с различных матриц и в разных мастерских.

Серебряные оклады напрестольных Евангелий, выполненные по заказам Н.Г. Строганова, выделяются особым типом, сложной многофигурной композицией, своеобразием стиля, иконографии, разнообразием технологических приемов изготовления. Такие предметы сделаны в традиционных для Средневековья ювелирных техниках: басмы, оброна, литья, эмали по оброну, чеканки и украшены кабошонами камней, перламутром, золочением. Высокий художественный уровень, тщательность исполнения, разнообразие используемых материалов и технологических приемов объясняется привлечением Строгановыми для работы опытных и прославленных своим искусством ювелиров разных специальностей. В произведениях строгановских мастеров отразились лучшие традиции среброделия Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Ростова и Ярославля [Игошев 2018]. На основании комплексного исследования доказано, что серебряный басменный оклад Евангелия из музеев Кремля выполнен строгановскими мастерами в на-

и Семион Столпник, а в верхнем ряду - «Богоматерь Воплощение» и

10 поясных изображений пророков с надписями. На окладе имеются два

вида басмы с узорами трав на мелком решетчатом фоне. Такой орнамент встречается на серебряных окладах московской работы последней четверти XVI в.

12 В Переписных книгах Ипатьевского монастыря 1595 г. есть описание этой иконы, украшенной серебряным басменным окладом: «Образ местной Сергий Чудотворец с деяньем, девяти пядей, оболочен серебром, позолочен, венец серебрян золочен, басмян, у него цата серебряна басмян-ная, а прежде того те образы стояли в Троице» (Соколов М.И. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890. С. 35. Отмеченные в Описи 1595 г. басменный венец с цатой - не сохранились ([Масленицын 1968, с. 46-47]; Костромская икона ХШ-ХК вв. / Авт.-сост. Н.И. Комашко, С.С. Каткова. М., 2004. С. 475. Кат. 20. Ил. 28).

чале XVII в. и вложен Никитой Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. Два аналогичных оклада Евангелия также были изготовлены сольвычегодскими ювелирами для вклада в храмы, расположенные в собственных вотчинах Никиты Строганова в Пермском крае в 1603 г. и в Архангельской области в 1606 г.

Список сокращений

АОМИИ - Архангельский музей изобразительных искусств Гохран - Государственное хранилище ценностей

КГИАМЗ - Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник

ММК - Государственные Музеи Московского Кремля ОРПГФ - Отдел рукописных печатных и графических фондов ПГХГ - Пермская государственная художественная галерея СИХМ - Сольвычегодский историко-художественный музей

Литература

Зюзева 2009 - Зюзева С.Г. Оклад Евангелия из Музеев Московского Кремля: Неизвестный памятник искусства Северной Руси XVI в. // Древнерусская скульптура: Научный сборник. М., 2009. Вып. 6. С. 108-117.

Игошев 2009 - Игошев В.В. Драгоценная церковная утварь XVI-XVII веков. Великий Новгород. Ярославль. Сольвычегодск. М., 2009. 545 с.

Игошев 2018 - Игошев В.В. Строгановское художественное серебро XVI-XVII вв. М., 2018. 397 с.

Игошев 2019 - Игошев В.В. Развитие традиций кремлевских мастеров в строгановском серебре // Московский Кремль XVII столетия: Древние святыни и исторические памятники: В 2 кн. Кн. 2. М., 2019. С. 315-329.

Масленицын 1968 - Масленицын С.И. Кострома. Л., 1968. 128 с.

Мокрецова 2005 - Мокрецова И.П. Средневековый книжный переплет: история, материалы и техника, принципы реставрации. М.: РГГУ, 2005. 82 с.

Мудрова 2015 - Мудрова Н.А. Библиотека Строгановых: Вторая половина XVI -начало XVII в. Екатеринбург, 2015. 540 с.

References

Zyuzeva, S.G. (2009), "Oklad of the Gospel from the Moscow Kremlin Museums. Unknown piece of art from Northern Russia. XVI century", in Drevnerusskaya skulptura: Nauchnyiy sbornik [Old Russian sculpture: Scientific collection], Moscow, Russia, issue 6, pp. 108-117.

Igoshev, V.V. (2009), Dragotsennaya tserkovnaya utvar XVI-XVII vekov. Velikiy Novgorod. Yaroslavl. Solvyichegodsk [Precious church objects of the 16th - 17th centuries. Velikiy Novgorod. Yaroslavl. Solvychegodsk], Indrik, Moscow, Russia. Igoshev, V.V. (2018), Stroganovskoe hudozhestvennoe serebro XVI-XVIIvekov [Stroganov

art silver of the 16th - 17th centuries], BooksMArt, Moscow, Russia. Igoshev, V.V. (2019), "Development of the traditions of the Kremlin craftsmen in Stroganov silver", in Moskovskii Kreml XVII stoletiya. Drevnie svyatyini i istoricheskie pamyatniki [Moscow Kremlin of the 17th century. Ancient relics and historical artefacts], book 2, Moscow, Russia, pp. 315-329. Maslenitsyin, S.I. (1968), Kostroma [Kostroma]. Leningrad, Russia. Mokretsova, I.P. (2005), Srednevekovyiy knizhnyiypereplet. Istoriya, materialyi i tehnika, printsipyi restavratsii [Medieval bookbinding. History, materials and technology, principles of restoration. Russian State University for the Humanities], Moscow, Russia.

Mudrova, N.A. (2015), Biblioteka Stroganovyih. Vtoraya polovina XVI - nachalo XVII v. [Stroganov's Library. Second half of the 16th - early 17th century], Yekaterinburg, Russia.

Информация об авторе

Валерий В. Игошев, доктор искусствоведения, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия; 107014, Россия, Москва, ул. Гастелло, д. 44, с. 1; igoshev.valerij@mail.ru

Information about auhtor

Valery V. Igoshev, Dr. of Sci. (Art Studies), State Research Institute for Restoration, Moscow, Russia; bldg. 1, bld. 44, Gastello St., Moscow, Russia, 107014; igoshev.valerij@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.