Ю.В. Ромашов
аспирант, кафедра культурологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический
университет им. Гагарина Ю.А.»
СЕРБЫ В ВОСПРИЯТИИ РУССКИХ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Аннотация. Тема жизни балканского населения нашла широкое освещение в произведениях русских путешественников и участников Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Восприятие образа жизни и национального характера сербского населения русскими имело свою специфику, что порождало многие недоразумения и способствовало широкому мифотворчеству. При этом многое в жизни простого народа из того, что в России для многих оставалось несбыточной мечтой, в Сербии уже было для большинства повседневностью.
Ключевые слова: Русско-турецкая война 1877-1878 гг., сербы, образ жизни, взаимовосприятие, визуальная история.
Y.V. Romashov, Saratov State Technical University
SERBS IN THE PERCEPTION OF RUSSIAN IN THE LAST QUARTER XIX CENTURY
Abstract. Life theme Balkan population has found wide coverage in the works of Russian travelers and members of the Russian-Turkish war of 1877-1878. The perception of life and the national character of Russian Serbian population had its own peculiarities, which gave rise to many misunderstandings and contributed to the widespread myth-making. With this much in the life of the common people, in Russia for many remains a distant dream in Serbia has been for the majority of everyday life.
Keywords: Serbs, Russian-Turkish war of 1877-1878, Lifestyle, mutual perception, visual history.
При изучении политических и культурных контактов разных народов большое значение имеет их взаимовосприятие. В этом плане представляется важным, особенно в контексте изучения развития идей панславизма, обращение к вопросу особенностей восприятия русских и сербов, происходившего при непосредственных контактах с балканским населением участников Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и после нее. На бытовом уровне, при соприкосновении русских и сербов, и балканских славян в целом, их взаимовосприятие приобретало свою специфику и могло отличаться от сложившихся в России стереотипов. В сочинениях русских путешественников, бывших в 70-х годах XIX века на Балканах, а также у участников Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. нашла широкое отражение тема балканских народов и их духовной культуры.
Соприкасаясь с сербским населением, русские путешественники отмечали характерные черты сербского менталитета. Одной из них была простота и добросердечность сербского народа: «Серб добр, гостеприимен, общителен... Еще одно качество присуще сербскому народу - это замечательная честность, воровства здесь почти нет» [16, с. 246]. После разговора с одним из сербов русский журналист, доброволец 1876 года Н.В. Максимов, пришел к такому выводу: «По-моему, он был просто один из массы наивных сербов, которые, в сущности, одинаково любят всех на свете и которые так же любили бы и турок, если бы последние не выжигали их сел и деревень» [4, с. 179].
Сравнивая серба с русским крестьянином, Н.В. Максимов писал, что «Серб такой же наивный, сердечный, мягкого характера человек, как и наш крестьянин. Но наш крестьянин беден, серб богат; бедные люди в большинстве бывают добрыми
людьми, хлебосолами, богатый человек скорее жаден; серб такой же жадный человек. Русский человек безгласен, забит, привык гнуть свою покорную спину чуть ни перед каждым; серб, напротив, человек с голосом, с известными понятиями, чуждыми нам. Русский крестьянин сроднился с подзатыльниками, серб самолюбив и их не переваривает. «В сербах нет национального самолюбия», - говорят некоторые. Напротив, я всегда видел в сербах национальное чувство самолюбия и продолжаю видеть его до сих пор» [4, с. 198].
Член Санкт-Петербургского славянского комитета, майор в отставке А.Н. Хвостов, отправившийся добровольцем на Балканы, также отмечал это качество: «Сербы отличаются добродушием и мягкостью в обращении; в последнем они мало уступают полякам, но не льстивы. Они степенны в движениях и апатичны как малороссы, впрочем, не бесхитростны». Причину этого он видел в «слабости и вековом порабощении» [15, с. 234-235]. О доброте сербов писал и русский писатель и публицист Г.И. Успенский, находившийся в Сербии с 1876 года: «Всякий скажет, что они безукоризненно честны, добры, радушны, чисты, как дети, по выражению одного добровольца из простых русских крестьян» [13, с. 208].
Однако не все путешественники отмечали расположение сербов к русским. Находившийся в Сербии с июля по декабрь 1876 г. С. Коломнин, врач-хирург, ординарный профессор Медико-хирургической академии, ученик Н.И. Пирогова, писал: «Мы хорошо жили между собой и могли утешать себя только тем, что тоже равнодушие и апатия, порой страшный эгоизм и черствость натуры обнаруживаются и для своих же солдат и раненых, приходивших в непосредственное соприкосновение с жителями» [1, с. 251].
Путешественник и писатель П.А. Ровинский представлял Сербию и её население как своих: «То, что недоступно в Сербии для каждого иностранца, вполне открыто для нас. Там вы чувствуете себя между своими, хотя и при другой обстановке», т.е. «Если вы отбросите все несущественное, перед вами воскреснет родной тип малоросса» [10, с. 187]. При подобном восприятии ни о каком противопоставлении «мы - они» не могло быть и речи. Славяне не были лишь объектом изучения или пустого любопытства для него. Впоследствии он вспоминал: «Я не только наблюдал и изучал их, но жил с ними и действовал. Так было со мною в Чехии, потом в Сербии, так случилось и в Черногории» [11, с. IV]. Существенно, что и в подобном обобщённом контексте Ровинский особенно выделяет сербов: «Характер и степень нашей культуры ... более приближают нас к сербам, чем к остальным славянам» [10, с. 187].
Естественно, что, рассказывая о Сербии, Ровинский не мог не сравнивать её с Российским государством. В своих письмах к литературоведу, этнографу, знатоку славянского вопроса А.Н. Пыпину он отмечал, что у него «постоянно идет сравнение со своей родиной», и затем: «мерка, по которой я оцениваю сербский народ, служит та же самая, которую я применяю к России» [2, с. 72].
Как следует из записок, крестьянское хозяйство Сербии, основа её экономики, имело реальные резервы для своего развития. Характерной чертой сербского народа было его относительное равенство на уровне прожиточного минимума. Причём, судя по описаниям, этот минимум не был уж так низок: «Сербы едят мясо по разу в день в то время, когда они не обязаны поститься» [3, с. 193], другими словами, почти каждый
день. Показательно и то, что даже заключенным в дневной рацион полагалось «полфунта мяса» [8, с. 71]. Что уж говорить про военных: «Едва ли когда иная армия пользовалась таким довольствием питательного материала, как сербская» [4, с. 192]. Сербские солдаты получали в день 300 г мяса и 1 кг пшеничного хлеба в мирное время [7, с. 92] и 400 г мяса, 20 сала и тот же килограмм белого хлеба на человека при участии в боевых действиях [5, с. 561].
Важно заключение еще одного русского путешественника: «Король Франции Генрих IV, говоривший, что он был бы счастлив, если бы последний из подданных его имел каждый день курицу, очутившись в Сербии, наверное, не знал бы, чего пожелать...» [15, с. 237]. Очевидно, поэтому в Сербии был низкий уровень преступности: «...никогда и не услышите в сельском быту о краже, мошенничестве, убийстве, грабеже и тому подобных преступлениях» [6, с. 158].
Если сравнивать с русским крестьянином, то относительная зажиточность сербов вполне очевидна. Ровинский в 1870 г. отмечал: «Счастье сербов, что их не коснулась еще язва пауперизма. Сравнительно с другими они имеют хорошую пищу и хорошо одеты» [9, с. 46]. А.А. Фет вспоминал, как в 1877 году, посещая свой уезд, он услышал от знакомого офицера: «Вы знаете, я только что из Сербии, для которой мы собираем вспомоществование; но я там нигде такой нищеты не видел...» [14, с. 326]. Как констатировал А.Н. Хвостов, «в Сербии везде и во всем видишь полное довольство и достаток». Жители «не испытывают и десятой доли нужды и бедствий нашего разоренного крестьянина», а жизнь их «отчасти напоминает быт наших мелкопоместных помещиков» [15, с. 237].
Так, описаниям своеобразия национального характера, различных культурных особенностей славянских народов было уделено достаточно много внимания в публикациях русских людей, оказавшихся на Балканах. В период популярности славянофильских идей в России сербы были представлены в качестве естественного объекта для сострадания. Относительно благополучные материальные условия жизни в обстановке господства турок определяли особенности быта сербов и их национальный характер. Русские современники отмечали добродушие сербов, трудолюбие в отношении своего хозяйства, но, в то же время, путешественники говорили и об их тяге к праздности. При этом многое в жизни простого народа из того, что в России для многих оставалось несбыточной мечтой, в Сербии уже было для большинства повседневностью.
Список литературы:
1. Коломнин С. Общий медицинский очерк Сербо-турецкой войны 1876 г. и тыла армии в Бессарабии и Румынии во время Турецкой войны 1877 г. // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
2. Котлярская Л.А. Из истории отечественной славистики: П.А. Ровинский в Черногории / Л.А. Котлярская, М.М. Фрейденберг. Калинин, 1989.
3. Лавелэ Э. де. Балканский полуостров. М., 1889. Ч. I.
4. Максимов Н.В. Две войны 1876-1878 гг.: воспоминания и рассказы из событий последних войн: в 2 ч. // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
5. Мартынов Е.И. Сербы в войне с царем Фердинандом: заметки очевидца // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
6. Мещерский В.П. Правда о Сербии. Письма // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
7. МилиЬевиЬ М. Реформа во]ске Срби]е. 1897-1900. Београд, 2002.
8. Раш Г. Срби]а и Срби. Нови Сад, 2001.
9. Ровинский П.А. Белград. Его устройство и общественная жизнь: из записок путешественника // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
10. Ровинский П.А. Наши отношения к сербам (поучения из прошлого и настоящего) // Древняя и новая Россия. 1877. Т. 1, № 2.
11. Ровинский П.А. Черногория в ее прошлом и настоящем. СПб., 1888. Т. 1. С. IV.
12. Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
13. Успенский Г.И. Из Белграда: (письмо невоенного человека) // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
14. Фет А.А. Мои воспоминания. М., 1890. Ч. 2.
15. Хвостов А.Н. Русские и сербы в войну 1876 г. за независимость христиан. Письма // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
16. Ящеров В. В Сербии 1876-1877 гг.: записки добровольца // Русские о Сербии и сербах. СПб., 2006.
List of references:
1. Kolomnin C. General Medical essay Serbo-Turkish War of 1876 and the rear of the army in Bessarabia and Romania during the Turkish War of 1877 // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg, 2006.
2. Kotlyarskaya L.A., Freudenberg M. From the history of Russian Slavic Studies: PA Rovinskii in Montenegro. Kalinin, 1989.
3. Lavele E. de. The Balkan Peninsula. M., 1889. Part I.
4. Maksimov N.V. Two wars 1876-1878. Memories and stories from the events of the last war. In two parts. // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg., 2006.
5. Martynov E.I. Serbs in the war with King Ferdinand. Notes eyewitness // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg, 2006.
6. Meschersky V.P. The truth about Serbia. Letters // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg, 2006.
7. Milifievifi M. Reform vojske Srbije. 1897-1900. Beograd, 2002.
8. Rush G. Srbija Srbija. Novi Sad, 2001.
9. Rovinskii P.A. Belgrade. Its structure and social life. From the notes of the traveler // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg, 2006.
10. Rovinskii P.A. Our relations with the Serbs (the teachings of the past and present) // Old and new Russia. 1877, V. 1. № 2.
11. Rovinskii PA Montenegro in its past and present. T. 1. St. Petersburg, 1888. 12. Russian about Serbia and the Serbs. St. Petersburg., 2006.
12. Russian about Serbia and the Serbs. St. Petersburg, 2006.
13. Uspensky G.I. From Belgrade. (Letter of non-military person) // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg, 2006.
14. Fet A.A. My memories. Moscow, 1890. Part 2.
15. Khvostov A.N. Russian and Serbs in the 1876 war of independence Christians. Letters // Russian of Serbia and Serbs. St. Petersburg, 2006.
16. Yashcherov V. In Serbia, 1876-1877. Notes volunteer // Russian on Serbia and the Serbs. St. Petersburg, 2006.