места назначения"» [6, с. 136-137]. Хотя прошли десятки лет, эти пожелания ничуть не утратили своей актуальности, ибо положение учительской корпорации в постсоветской России никак не лучше, а то, пожалуй, и хуже, чем в России эпохи НЭПа.
Итак, на протяжении 1920-х гг. крестьянство и казачество Дона демонстрировало весьма неоднозначное отношение к подвергнутой советским преобразованиям системе народного образования. Большинство хлеборобов поддерживали партийно-советские органы в их стремлении охватить школьным обучением максимально возможное количество детей, но критиковали слабое внимание властей к нуждам школ и учителей, чрезмерную политизацию школьной программы, изгнание из нее Закона Божьего. Тем не менее критика недостатков и упущений в сфере школьного обучения не могла стимулировать антибольшевистские настроения в донских селах и станицах эпохи НЭПа, поскольку усилия компартии в деле народного просвещения характеризовались все же положительно большинством крестьян и казаков.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Центр документации новейшей истории Ростовской области (ЦДНИРО). - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 15. - Л.105.
2. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). - Ф. Р-2716. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 25.
3. Лицо донской деревни. - Ростов н/Д., 1925. -С. 117.
4. ЦДНИРО. - Ф. 75. - Оп. 1. - Д. 47. - Л. 4б.
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 1235. - Оп. 85. - Д. 1. - Л. 80.
6. Темкин М. Что думает землероб Донокруга о школе // Северо-Кавказский край. - 1926. -№ 6. - С. 122.
7. ЦДНИРО. - Ф. 75. - Оп. 1. - Д. 47. - Л. 4г.
8. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). - Ф. 396. - Оп. 3. - Д. 795. - Л. 484.
9. ЦДНИРО. - Ф. 30. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 12.
10. ЦДНИРО. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 107.
11. ГАРО. - Ф. Р-4021. - Оп. 1. - Д. 69. - Л. 18.
12. ЦДНИРО. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 50.
13. ЦДНИРО. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 155.
14. Чистяков В. Об антирелигиозной пропаганде (В порядке обсуждения) // Коммунистическое просвещение. - 1927. - № 2. - С. 67.
15. Зыков И. Кривизна на антирелигиозном фронте // Коммунистическое просвещение. - 1926. -№ 6. - С. 73.
16. Надо усилить антирелигиозную пропаганду (Отклики на ст. тт. Зыкова и Путинцева) // Коммунистическое просвещение. - 1927. - № 2. -С. 69.
17. ЦДНИ РО. - Ф. 5. - Оп. 1. - Д. 74. - Л. 117.
18. РГАЭ. - Ф. 396. - Оп. 3. - Д. 795. - Л. 5.
СЕПГ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ В 1945-1949 гг.
THE SOCIALIST UNITY PARTY OF GERMANY AND EDUCATION IN EAST GERMANY IN 1945-1949
В. В. Нефёдов
Используя материалы из российских архивов, автор изучает вопрос о политике СЕПГ в народном образовании в Восточной Германии в 1945-1949 гг. Показана роль СЕПГ в народном образовании Восточной Германии. Делается вывод, что в Восточной Германии были проведены реформы по образцу СССР.
Ключевые слова: ГДР, СЕПГ, СССР, народное образование.
V. V. Nefedov
Using materials from Russian archives, the author examines the question on the policy of the Socialist Unity Party of Germany (SED) on education in East Germany in 1945-1949. The author shows role of the SED in East Germany education and concludes that the education reforms in East Germany followed the Soviet pattern.
Keywords: GDR, SED, USSR, education.
К числу особенностей развития Восточной Германии, которые в значительной степени осложняли здесь проведение преобразований по советскому образцу, относился и тот факт, что все культурное строительство приходилось прово-
дить в условиях существования двух самостоятельных частей бывшего германского государства с различными социально-экономическими системами. В то же время использование опыта СССР в области народного образования, наличие дружественного сообщества
стран Восточного блока позволило избежать целого ряда трудностей.
После мая 1945 г. приказы и распоряжения СВАГ в Восточной Германии обычно совпадали с позицией левых сил по вопросам народного образования, выработанной еще до разгрома гитлеровского государства. Установки по вопросам образования были сформулированы левыми силами (включая и КПГ) в феврале 1945 г. в директиве немецким антинацистам в освобожденных советской армией районах [1].
В первые месяцы оккупации Германии командование СВАГ неоднократно выражало сомнения по поводу возможности перевоспитания немцев. Тем не менее СВАГ осваивала информационное пространство Восточной Германии, стремясь к контролю над ним и утверждению в сознании немцев нового образа СССР - не «оккупанта», а «освободителя». Пропаганда достижений СССР в школах и вузах Восточной Германии считалась в советской зоне оккупации с 1945 г. важной, а с 1947 г. - неотъемлемой составляющей частью политики СВАГ в области культуры.
В обращении левых сил (включая КПГ) от 11 июня 1945 г. подчеркивалось, что при подготовке к возобновлению работы школ необходимо всегда помнить о том, что «речь идет о коренном изменении всего содержания народного образования, о замене буржуазной школы антиимпериалистически-демократической» [2]. Необходимо было систематически разъяснять варварский характер нацистской расовой теории, лживость учения о «жизненном пространстве», катастрофичность последствий гитлеровской политики для немецкого народа, способствовать свободе научных исследований и художественного творчества [3]. Также в данный период, по мнению ученого В. А. Власова, «как в Советской России, так и за ее рубежами острые дискуссии вызывал вопрос о политизации школы» [4].
Эти установки были сходными и у других системных партий. О необходимости коренного изменения дела воспитания молодежной культуры «в духе идей демократии, мира и справедливости» говорилось в опубликованных в июне 1945 г. воззваниях правления СДПГ и ЛДПГ и в учредительном документе ХДС [5].
Денацификация всей системы народного образования была сложным, требующим затраты огромных усилий делом, поскольку на первых порах ощущался огромный недостаток просоветски настроенных кадров в области народного образования. Несмотря на все трудности, сложная и ответственная задача подготовки кадров на востоке Германии была решена в сравнительно короткое время [6].
27 июня 1945 г. приказом Главноначальствующего СВАГ был утвержден состав Центрального управления народного образования и культуры. По согласованию со СВАГ был установлен срок начала занятий - 1 октября 1945 года. 25 августа 1945 г. был опубликован приказ № 40 о порядке возобновления работы школ и учрежде-
ний культуры. Этот приказ наметил четкую перспективу дальнейшего развития данных органов. Всего по численному составу работников культуры в советской зоне оккупации к концу 1945 г. был виден заметный рост по сравнению с 1939 годом [7].
Приказ Главноначальствующего Советской военной администрации от 8 сентября 1945 г. предписывал немедленное уничтожение нацистской литературы «в целях быстрейшего искоренения идей нацизма и милитаризма» [8].
18 октября 1945 г. был опубликован совместный призыв левых сил (включая руководство КПГ и правление СДПГ) о проведении школьной реформы [9] и мероприятий в области культуры [8]. Для выработки проекта реформы была создана комиссия. К маю 1946 г. работа над законопроектом была завершена - после согласования его с партиями антинацистского блока, земельными и провинциальными управлениями, и он был обнародован.
Главная цель образования и культуры формулировалась в данном законе следующим образом: «Немецкая демократическая культура должна воспитывать из молодежи самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности за свои действия людей, которые способны и готовы целиком поставить себя на службу всего народа. Ее задача, как проводника культуры, состоит в том, чтобы воспитывать молодежь свободной от нацистских и милитаристских взглядов, в духе миролюбивого и дружественного сосуществования народов и подлинной демократии, в духе истинного гуманизма» [8].
В законе подчеркивалось, что культурное воспитание является исключительно делом государства. Совместные, согласованные действия антинацистской и просоветски настроенной общественности, немецких органов управления и СВАГ [7] привели к решению одной из наиболее важных и сложных проблем в строительстве новой культуры - на востоке Германии возникла единая школа, чем было положено начало воспитанию молодежи в просоветском духе. Решение задач школьного строительства стало крупной победой левых сил в восточной зон оккупации. Значение школьной реформы состояло в том, что она открыла путь к такому развитию школы, которое после нескольких лет стало важнейшей составной частью «культурной революции» в советском стиле [10].
В восточной части Германии были осуществлены важные перемены в области высшего образования. Изданный 4 сентября 1945 г. приказ СВАГ № 50 предписывал в области высшего образования и культуры осуществлять «подготовку таких кадров, которые были бы способны на практике проводить демократические принципы» [8]. Характеризуя роль представителей СВАГ, принимавших участие вместе с немецкими антинацистами в его реализации, президент Центрального управления народного образования и культуры П. Вандель отмечал, что советские люди показали себя с лучшей стороны, как «подлинные представители первого в мире рабоче-крестьянского государства» [11]. 15 октября 1945 г. Йен-
ский университет первым из всех вузов возобновил деятельность всех своих факультетов [8].
В конце июня 1946 г. в шести университетах Восточной Германии обучалось 8100 студентов, в Веймарскую консерваторию было принято 165 человек [12]. Несколько позже в том же году начали работу Высшая школа архитектурного и изобразительного искусства в Веймаре, Высшее техническое училище в Дрездене и др. [8]. В связи с ориентацией на Советский Союз постепенно изменился социальный состав студентов. Студенты из числа рабочих и крестьян составляли в наборе 1945 г. 11,6%, а в ноябре 1946 г. - уже 25,8% [11]. Такой быстрый рост был достигнут благодаря созданным по инициативе руководства СЕПГ рабоче-крестьянским факультетам. Впервые в истории Германии было введено не только бесплатное обучение, но и установлены государственные стипендии [12].
Подводя итог культурно-образовательному развитию, Немецкая экономическая комиссия отмечала в своем постановлении от 31 марта 1949 г.: «В Советской зоне уже сейчас работают 19 высших учебных заведений против всего 13 в 1939 г. Более четверти всех учащихся наших вузов - дети рабочих и крестьян. В 1948 г. было выдано стипендий на сумму, в 100 раз превышающую расходы на стипендии в кайзеровской Германии и в 15 раз те же расходы в Веймарской республике» [8].
Приказом СВАГ №24 было отменено ограничение пользования публичными библиотеками, введенное при Гитлере. Впервые после периода нацистского правления появились издания марксистской литературы. К началу 1947 г. вышли в свет до 250 названий педагогической, политической и художественной литературы - общим тиражом около 30 млн экземпляров
[13]; не все они имели ярко выраженный прокоммунистический характер.
21 апреля 1946 г. в Берлине была создана Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) на основе объединения Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ), которая стала затем в Восточной Германии правящей партией, полностью определявшей политику в области народного образования республики.
В начале 1948 г. «активно наступательный характер»
[14] СВАГ был придан всем формам народного образования в Восточной Германии. В середине января 1948 г. появился приказ № 6 СВАГ, в соответствии с которым в Немецком управлении народного образования (НУНО) в отделе искусства и литературы создавался сектор по работе в землях советской зоны. Сектор должен был, в частности, координировать работу соответствующих министерств с Культурбундом и обеспечивать систематический контроль над деятельностью этой организации в землях Восточной Германии [15].
В феврале 1948 г. началось изъятие «идеологически вредной» литературы из библиотек и торговой сети советской зоны. Изымались все произведения, содержавшие критику советского руководства. В крупных библио-
теках в указанные сроки были проверены разделы - философской, социально-экономической и политической, а также русской, немецкой и художественной иностранной литературы. Изъятая литература передавалась в отделы специального хранения, которые были созданы при пяти крупных библиотеках Восточной Германии. Читатели и рядовые работники этих библиотек не имели права доступа в эти отделы [15].
В 1947 г. СВАГ взяла курс на постепенную передачу властных полномочий в руки немецких органов. Была проведена чистка немецкого аппарата управления в советской зоне, особенно в юстиции и культуре от «буржуазных и фашистских элементов» [12]. Началась трансформация СЕПГ в «партию нового типа». На консультациях в Москве В. Пик, В. Ульбрихт и другие члены партийного руководства внимательно изучали опыт советского народного образования, чтобы затем использовать его на территории востока Германии.
30 июня 1947 г. было образовано Общество по изучению культуры (ОИК) СССР, а уже 22-23 мая 1948 г. состоялось заседание его I конгресса. В эти ОИК СССР вошло за короткое время более 42 тыс. человек. Группы имелись в 194 населенных пунктах, ячейки появились на многих крупных предприятиях и во всех университетах. Самыми активными его членами были служащие, представители интеллигенции, учащиеся и студенты.
23 марта 1948 г. ландтаг Саксонии принял региональный закон об охране прав лужицкого сербского населения (славянского происхождения) - единственного национального меньшинства на востоке Германии, которые могли получать образование на родном языке.
В советской зоне власть по-прежнему принадлежала СВАГ, хотя в 1947 г. в ее аппарате было проведено первое заметное сокращение штатов.
Важной с точки зрения СЕПГ задачей в области культуры была борьба с чуждой ей идеологией. В Берлине 5-7 мая 1948 г. состоялась первая конференция СЕПГ по вопросам культуры, провозгласившая главной целью «демократизацию культуры и образования» на марксистской основе. Речь шла о серьезном повороте в политике СЕПГ.
В 1948 г. существенные изменения претерпела сфера образования. Во всех университетах советской зоны было введено обязательное изучение марксистско-ленинской философии и «политэкономии социализма». Необходимые учебники и первоисточники были переведены с русского языка и отпечатаны в типографии СВАГ. Особенно остро встал вопрос о преподавательских кадрах: в каждом университете был открыт марксистский институт для подготовки специалистов, кроме того, к чтению лекций привлекли советских офицеров из управления пропаганды и информации СВАГ. Часть студентов и особенно профессора обрушились на марксистские курсы с резкой критикой, их сопротивление подавлялось при помощи пропагандистских кампаний в СМИ и студенческих советов в университетах, большинство в которых принадлежало СЕПГ и ССНМ. С 1948 г. начался
ВОПРОСЫ истории
переход к единым учебным планам и программам для всех университетов. Мероприятия середины - второй половины 1948 г. закрепили полное отделение Восточной Германии от Запада.
Росла массовая численность эмигрантов - деятелей культуры, которые хотели жить в Восточной Германии, среди немцев росло число просоветски настроенных людей. Если все они проявляли минимум лояльности, то после этого встречали неизменно радушный прием и материальную поддержку со стороны как СВАГ, так и СЕПГ.
Де-факто еще до осени 1949 г. уже не было единой Германии. На востоке, в советской зоне оккупации, в народном образовании в 1945-1949 гг. произошли преобразования по образцу Советского Союза.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тимофеева Н. П., Фойтцик Я. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты 1945-1949: Комментир. сб. док. - М., РОССПЭН, 2005.
2. Dokumente und Materialien zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. - Reihe III. - Bd. I. - Berlin, 1959. - S. 19.
3. Revolutionaere deutsche Parteiprogramme: Vom Kommunistischen Manifest zum Programm des Sozialismus. - Berlin, 1964. - S. 197.
4. Власов В. А. Школа и общество. - Пенза, 1998. - С. 192.
5. Neue Zeit. - 1945. - № 1; Morgen. - 1945. - № 1, 3.
6. Государственный архив Российской Федерации ГАРФ (далее - ГАРФ). - Ф. 7317. - Л. 165-166.
7. Uhlig G. Der Beginn der antifaschistisch-demokratischen Schulreform 1945-1946 // Monumenta Pa-edagogika. - Bd. II. - Berlin, 1965. - S. 36, 264.
8. За антифашистскую демократическую Германию: Сб. док. 1945-1949 гг. - М.: Политиздат, 1969.- С. 143-144, 147, 170-173,248,616.
9. Система образования в Восточной Германии 1945-49 гг. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996.
10. Сборник документов, одобренных СКС и КК Германии за период с 1 по 31 января 1946 г. - Берлин, 1946. - С. 84.
11. Wandel P. Unsere Hochschulen des Volkes - ein Werk der Einheit der Arbeiterklasse // Hochschulwesen. - 1966. - №4. - S. 248, 251.
12. ГАРФ. - Ф. 7317. - Оп. 8. - Д. 14. - Л. 192-193, 205; Ф. 7317. - Оп. 19. - Д. 12. - Л. 123-148.
13. Николаев П. А.. Политика Советского Союза в германском вопросе 1945-1964. - М., 1966. - С. 43.
14. Архив внешней политики РФ (АВП РФ). - Ф. Р-5283.-Оп. 22. - Д. 106. - Л. 17-20.
15. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 19451949. Сб.док. - М., 2006.- С. 229-230,231.
ИЗ ИСТОРИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДАГЕСТАНА В 1946-1991 гг.
FROM THE HISTORY OF PROVIDING PERSONNEL FOR MANUAL WORK TRAINING AND EDUCATION OF DAGESTAN SCHOOLCHILDREN IN 1946-1991
М. С. Муцалханов, Н. Ш. Мугутдинова
Статья посвящена изучению истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. В работе освещена деятельность государственных и партийных органов по подготовке учителей трудового обучения в средних специальных и высших учебных заведениях Дагестана.
M. S. Mutsalkhanov N. S. Mugutdinova
The article examines the history of providing personnel for labor training and education of Dagestan schoolchildren in 1946-1991. The authors dwell upon the activities of the structures involved in the training of labor education teachers in secondary vocational schools and higher educational establishments of Dagestan.
Ключевые слова: послевоенная история Дагестана, общеобразовательная школа, учителя трудового обучения.
Keywords: postwar history of Dagestan, comprehensive school, labor education teachers.
Несмотря на свою актуальность, данная проблема до сих пор не стала предметом специального изучения. Опубликованы только тезисы совместного с профессором Ш. Г. Магидовым доклада, написанного
одним из авторов настоязщей статьи на материале середины 1970-х - первой половины 1980-х годов [1].
Об уровне подготовки будущих учителей со средним специальным педагогическим образованием к ве-