вместе с тем более жесткий, чем на государственных предприятиях, трудовой режим и ограниченные права работников. Последние, боясь потерять выгодную работу, вынуждены вести себя "тише воды, ниже травы". Менеджеры промышленных предприятий определяют уровень и сроки выплаты заработной платы членам трудовых коллективов. Бывшие руководители крупных сельских хозяйств, арендовавшие лучшие земли и приватизировавшие лучшие постройки, технику, поголовье скота, тем самым резко дифференцировали положение разных групп колхозников. Небольшая часть из них получила более выгодную высоко оплачиваемую работу, большинство же осталось без работы. Однако рядовые граждане не всегда соглашаются с отведенной им ролью пассивных объектов. Об этом свидетельствуют те социальные трудности, на которые наталкивается становление фермерства в России. Жить и работать в социально враждебной среде оказалось по силам немногим.
Социально-инновационная деятельность в сочетании с адаптационным и протестным поведением населения формирует такие массовые трансформационные процессы, как формирование рынка труда, перераспределение акций приватизированных предприятий в пользу администрации, рост экономической зависимости СМИ от крупных собственников, распространение коррупции и др. Эти процессы изменяют массовые социальные практики, т.е. фактически действующие правила игры, которые отражают реальные результаты реформирования соответствующих институтов. Информация о текущих результатах реформ, ходе трансформационных процессов побуждает властные структуры исправлять допущенные ошибки и корректировать реализуемый курс.
Общий вывод из сказанного заключается в том, что успех реформ может быть обеспечен лишь серьезным предварительным изучением положения, интересов и поведенческих практик соответствующих групп населения; разработкой социально обоснованной и культурно приемлемой для россиян программы реформ; проверкой ее "работоспособности" в разных экономических, социальных и культурных условиях. Что касается науки, то одна из ее задач — добиться того, чтобы представители власти и, в частности, входящие в ее состав реформаторы, поняли, что люди — какое бы место они ни занимали в обществе — это субъекты, а не объекты. Именно они являются главными акторами социальных преобразований, и нельзя осуществить эффективные реформы, не считаясь с их ценностями и интересами.
Леонид СЕДОВ
Сентябрь 2000. Перемены в настроениях электората
Прошло девять месяцев со дня воцарения В.Путина на президентском престоле и около 200 дней после того, как его президентские полномочия были подтверждены всенародным голосованием. Разумеется, этот срок недостаточен, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы относительно дальнейших судеб "путинского режима". Однако некоторые наблюдения о том, как ведет себя наш переменчивый "броуновский"* электорат, какие в нем обнаруживаются течения, как он реагирует на происходящие в стране и мире события и откликается на осуществляемый В.Путиным политический курс, сделать можно. Восполь-
* См.: Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. № 5. С. 12-14.
зуемся для этого данными опроса ВЦИОМ, сентябрь 2000 г. (N=1601 человек).
Самое общее впечатление, получаемое на основании ответов о гипотетическом голосовании "в ближайшее воскресенье", состоит в том, что политическая активность и заинтересованность, отмеченная на выборах Президента России в марте 2000 г., пока не ослабевает и остается (по крайней мере, на словах) на уровне без малого 70%-ного участия в президентских выборах. При этом В.Путин не только не растерял свой электорат, а даже несколько приумножил его (36% взрослого населения в марте, 41% — в сентябре 2000 г.), в то время как поддержка основных его оппонентов — Г.Зюганова и Г.Явлинского — сокращается. Г.Зюганов потерял поддержку 6% населения (его электорат — 20% в марте, 14% — в сентябре). Можно отметить, что остающийся в распоряжении лидера КПРФ электорат становится все более антипутинским. Многие из тех, кто голосовали за Г.Зюганова на выборах в марте 2000 г., сегодня с одобрением воспринимают курс В.Путина — в их рядах соотношение тех, кто одобряет, и тех, кто не одобряет деятельность президента, больше единицы и составляет 50% к 41%, а у оставшихся верными Г.Зюганову избирателей это соотношение меньше единицы — 40% к 49%. Это означает, что группы, относящиеся более лояльно к В.Путину, отошли от Г.Зюганова, а его нынешний электорат можно считать умеренно оппозиционным.
Другой оппозиционный электорат — Г.Явлинского — также численно уменьшился на одну четверть (4% населения в марте, 3% — в сентябре 2000 г.), но при этом его эволюция противоположна той, которая отмечается в электорате Г.Зюганова — его оппозиционность стала по сравнению с мартом 2000 г. более умеренной. Голосовавшие в марте 2000 г. сегодня одобряют/не одобряют деятельность В.Путина в соотношении 37% к 52%, а в нынешнем электорате Г.Явлинского наблюдается соотношение 42% к 46%. Похоже, что настроенные против курса, проводимого В.Путиным, покидают "яблоневый сад", а пополняется он более дружелюбными по отношению к президенту и его курсу гражданами. Или же у одних и тех же "яблочников" настороженность по отношению к В.Путину сменяется более положительными эмоциями.
Необходимо сказать несколько слов и о других малочисленных электоратах, которые вряд ли можно назвать оппозиционными, поскольку в общей их совокупности рассматриваемое соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности президента складывается в пользу последнего. Отметим, что пропрезидентская позиция В.Жириновского пошла ему на пользу: его поддержка выросла с 2 до 3% населения. А.Тулеев сохранил свои 2% сторонников. Не участвовавшие в прошедших выборах Е.Примаков и Ю.Лужков имеют совокупный прожектив-ный электорат численностью в 3% (2% за Е. Примакова и 1% за Ю.Лужкова). Наконец, в числе политиков, которых хотели бы видеть на президентском посту некоторые малозаметные группы избирателей (около 1% за каждым), фигурируют С.Кириенко, Э.Памфилова и, что неожиданно, В.Рушайло.
Как видим, демократическая оппозиция В.Путину становится более мягкой, а левая — более жесткой, что косвенно свидетельствует о том, что проводимый В.Путиным курс больше устраивает "правых" и не оправдывает ожидания "левых". Если же взять общество в целом, оно пока на стороне В.Путина, что выражается в отмеченном выше количественном росте его поддержки и в отсутствии оппозиционных лидеров, способных составить ему серьезную конкуренцию. Эти общие наблюдения могут быть детализированы посредством анализа процессов, происходящих в каждом из электоратов в отдельности в период после выборов.
Усиление государственного контроля за средствами массовой информации пошло бы сейчас в целом на пользу или во вред России, или не принесло бы ни особой пользы, ни особого вреда?
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
Вариант ответа Среднее Электорат Отошедшие от электората В.Путина
Г.Зюганова Г.Явлинского В.Путина
На пользу 31 48 27 34 31
Во вред 27 14 44 26 27
Ни пользы, ни вреда 29 23 27 30 31
Затруднились ответить 13 15 2 10 13
Электорат В.Путина. Твердое ядро сторонников В.Пу-тина насчитывает примерно четверть взрослого населения страны. Это те, кто голосовали за В.Путина в марте 2000 г. и не меняют своих намерений по сей день. Заметим, что число не одобряющих деятельность В.Путина достигает сегодня 27%, но это довольно разрозненная и неоднородная оппозиция, в то время как ядро сторонников В.Пу-тина окружено внушительной мягкой "оболочкой", в которой и происходят интересующие нас процессы перетекания из числа сторонников в число противников или "нейтралов" в зависимости от конкретных событий и конъюнктурных соображений. Что касается ядра, то наибольшую устойчивость симпатий к В.Путину обнаруживают совсем пожилые люди (старше 70 лет; в этом же слое, кстати, высока доля сохраняющих верность Г.Зюга-нову — слой по природе своей консервативен), а также лица в возрасте от 40 до 49 лет; жители малых городов (особенно на европейском юге России); люди бедные, но не бедствующие или даже относительно состоятельные; военные и работники правоохранительных органов. Наименьшая доля "верных" отмечается среди лабильных в своих пристрастиях москвичей, а также в Сибири и Дальневосточном регионе, где в дальнейшем вполне может локализоваться очаг "антипутинской" оппозиции (возможно, даже в какой-то мере сепаратистской).
К твердому ядру сторонников В.Путина за последнее время добавились 16% "новобранцев" — тех, кто по разным причинам не голосовал за В.Путина в марте 2000 г., а теперь, опять-таки в силу различных мотивов, был бы готов это сделать. Особенно много таких вновь приобретенных сторонников среди молодых людей (до 30 лет), которые, как известно, плохо ходят на выборы и, возможно, уже в марте 2000 г. симпатизировали ВЛутину, да не собрались прийти на участки для голосования*. Так что и нынешнее желание отдать ему свои голоса может быть чисто вербальным. Другую часть "новобранцев" составляют состоятельные люди с высшим образованием, москвичи. Это те, кто опасался прихода к власти В.Путина как "контрреформатора", но со временем изменил свое мнение. Наиболее активно В. Путин "добирает" свой электорат в предпринимательской среде, среди учащихся и студентов, а также военнослужащих и других "силовиков", а кроме Москвы, к числу регионо'в добавляются Поволжье и Урал.
Вместе с тем за этот же период В.Путин лишился электоральной поддержки (и доверия) 10% населения, не оправдал надежд каждого десятого жителя России. Эта часть населения голосовала за ВЛутина в марте 2000 г., а сегодня они не стали бы считать его своим кандидатом. В наибольшей степени этот процесс прослеживается среди людей среднего достатка в возрасте 50-59 лет (пенсионном для части жен-
* В группе "новобранцев" только 30% принимали участие в голосовании на президентских выборах в марте 2000 г. и половина из них голосовала за Г.Зюганова.
щин и предпенсионном для мужчин), управленческих работников и домохозяек, и связан он не столько с разочарованием в В.Путине как таковом, сколько с потерей доверия к политикам вообще. В группе "разлюбивших" В.Путина 26% заявляют, что не доверяют никому из политиков, еще 14% — не интересуются политикой и политиками и 10% затрудняются назвать имя политика, которому они доверяют. В выборах "в ближайшее воскресенье" не стали бы участвовать 63% представителей этой группы, а из оставшихся 8% проголосовали бы за Г.Зюганова, 4% — за В.Жириновского и 4% — за В.Рушайло.
Анализируя мотивы, определившие отход данного контингента избирателей от В.Путина, следует оговорить, что мотивы эти довольно разнородны, как и сам состав этой группы. Достаточно сказать, что повышенным (по отношению к среднему распределению) доверием пользуются здесь, с одной стороны, А.Тулеев, Е.Примаков и В.Жири-новский, с другой — В.Матвиенко, Б.Немцов, Е.Гайдар и Г.Греф. Совершенно невозможно определить какой-то доминирующий и объединяющий всю группу признак, а можно лишь уловить симптомы, выражающиеся в повышенном присутствии в группе тех или иных мнений. Ясно, например, что группа отличается повышенной чувствительностью к чеченским потерям — в ней 15% высказываются за начало мирных переговоров в случае больших потерь, в то время как в среднем по населению эта доля составляет 9%. Это симптом того, что у части "покинувших" В.Путина избирателей причиной изменения позиции является продолжающаяся партизанская война в Чечне. Другая причина — несогласие с отношением власти к СМИ. В группе явно преобладает мнение, что критика власти в средствах массовой информации идет на пользу обществу (70% опрошенных в этой группе поддерживают эту точку зрения и лишь 15% — с ней не согласны; в среднем по населению это соотношение выглядит как 55% к 27%, в электорате В.Путина 53% к 33% и даже в демократическом электорате Г.Явлинского как 67% к 22%). Справедливости ради надо отметить, что в вопросе о пользе или вреде усиления государственного контроля за СМИ группа не столь разительно отличается от основного электората В.Путина и сильно уступает "яблочникам", демонстрируя скорее индифферентизм, а заодно и непоследовательность взглядов (табл. 1).
Из других "выходящих из ряда" мнений его вчерашних сторонников, указывающих на источники недовольства В.Путиным, можно указать на то, что 8% "отошедших" полагают, что в стране нарастают хаос и анархия (даже среди сторонников Г.Зюганова этот взгляд разделяют только 5%). Почти треть представителей этой группы ожидали осенью 2000 г. обострения борьбы "в верхах".
Видимо, не снискала популярности В.Путину среди избирателей из данной группы и борьба с "олигархами". Во всяком случае, очень большая доля этих избирателей (23%) не знает слова "олигарх" или затрудняется назвать
Идет сейчас на пользу обществу деятельность российских предпринимателей и бизнесменов?
(в % от числа опрошенных в каждой группе)
Вариант ответа Среднее Электорат "Ядро" электората В.Путина "Новобранцы" в электорате В.Путина
Г.Зюганова Г.Явлинского
На пользу 40 17 39 48 55
Во вред 45 76 49 38 30
Затруднились ответить 15 7 12 14 15
какое-либо конкретное имя. Солидная доля людей этой группы обнаруживает знание дел в нефтяном бизнесе, выступая при этом на стороне "Сибнефти" против "Лукойла", — последний считается самым большим должником в бюджет страны. "Сибнефть" же, по их мнению, имеет очень высокую эффективность руководства и, наряду с "Газпромом" и "Альфа-банком", является наиболее богатой. По части отрицательных характеристик крупных компаний (влияние криминальных структур и т.п.) группа проявляет сдержанность.
Трудно объяснить и то, что в группе "отошедших" от
В.Путина больше сторонников перераспределения через федеральный центр собираемых в регионах налогов, чем в группе "твердых" его сторонников. Вообще же характерно, что порядок, при котором большая часть налогов должна оставаться в регионах, пользуется поддержкой не только среди большинства населения (72%), но и среди избирателей В.Путина (74%). Среди "отошедших" от В.Путина эта доля равняется 71%, и в этом смысле они ближе к той массе населения, которую не столь рьяно интересует судьба регионов (это те, кто не голосовали на выборах или поддержали неперспективных кандидатов).
Наконец, можно обратить внимание на то, что среди "покинувших" ряды сторонников В.Путина велика доля (20% при среднем 14%) тех, кто считают его выразителем интересов прежде всего государственных чиновников, бюрократии и одновременно меньше всего (26% при среднем 30%) людей, наделяющих его способностью "связно излагать свои мысли". Такие классовые и "имиджевые" претензии также, возможно, послужили импульсами, предопределившими смену ориентации некоторой части из тех 10%, о которых идет речь.
Подвергнув подобному же анализу ту часть населения (16%), которая, наоборот, склонилась в последнее время к голосованию за В.Путина, можно обнаружить следующие характерные признаки. Во-первых, это люди, которые еще не совсем приспособились к переменам, но уверены, что приспособятся в ближайшем будущем. Столь же оптимистично они воспринимают многие аспекты жизни страны. Большинство из них (19% при среднем 12%) уверены, что в Чечне победа уже не за горами или, во всяком случае, что "нельзя сказать, близка она или далека" (38% при среднем 28%), пессимистов же здесь всего 32% (при среднем 44%). Соответственно, самую большую поддержку они выражают продолжению военных операций — 65% при среднем 49%. Им чужда точка зрения, согласно которой неуязвимость лидеров чеченских боевиков проистекает из выгодности войны определенным силам в России, включая ее руководство. Вместе с тем они склонны требовать от руководства страны большей решительности, а военных обвинять в том, что они либо подкуплены боевиками, либо боятся вступать с ними в опасные стычки. В целом же, оценивая ситуацию в Чечне, они в значительном своем числе (32% при среднем 20%) находят ее улучшившейся за время президентства В.Путина. Они убеждены, что за время правления В.Путина укрепилась обороноспособность страны. Гибель субмарины "Курск" они
склонны квалифицировать как трагическую случайность и больше, чем кто-либо (58% при среднем 46%), уверены, что тела погибших моряков будут подняты.
В оценках экономического положения России представители группы также обнаруживают завидный оптимизм. Среди них наименьшее, в сравнении с другими группами, число людей ожидает роста цен и наибольшее — роста промышленного производства. Значительная их часть (32%; это столько же, сколько среди "верных" сторонников В.Путина и значительно больше, чем в среднем по стране, — 19%) уверена, что у руководства страны имеется продуманная экономическая программа, что В.Путин осуществляет последовательную политическую линию в интересах среднего класса (а не банкиров и "олигархов"). Самым решительным образом они отстаивают взгляд на деятельность российских предпринимателей и бизнесменов, как на полезную для общества, значительно опережая в этом отношении электорат Г.Явлинского, который, впрочем, уступает в этом смысле и ядру электората В.Путина (табл. 2).
В своем отношении к крупным компаниям представители группы "новобранцев" проявляют солидарность с действиями властей. Так, самым большим должником бюджета они готовы считать "Медиа-Мост". В то же время в этой группе явно просматривается солидная доля сим-патизантов детищу А.Чубайса РАО "ЕЭС России": 15% (при среднем 6%) полагают, что в РАО "ЕЭС России" осуществляется наиболее эффективное руководство; 14% (при среднем 8%), что там работают наиболее профессиональные и квалифицированные кадры; 9% (при среднем 5%) отдают ему пальму первенства в плане общественного уважения. Впрочем, лично А.Чубайс не значится в числе пользующихся доверием политиков не только в этой группе, но и в целом среди опрошенных (в то время, как даже Б.Березовский получил 1% упоминаний, а в группе "новобранцев" в электорате Г. Зюганова — 3%)*.
Перечень политиков, пользующихся у членов рассматриваемой группы повышенным, по сравнению со средним, доверием, позволяет судить о составе этой группы и ее настроениях. Ниже приводится этот список с указанием процента упоминаний и (в скобках) среднего их распределения: В.Путин — 69% (39%), М.Касьянов — 12% (8%),
С.Шойгу — 12% (8%), В.Матвиенко — 9% (7%), Ю.Луж-ков — 7% (6%), С.Кириенко — 6% (4%), И.Хакамада — 5% (4%), А.Лебедь — 5% (3%), К.Титов — 4% (2%), Л.Слиска — 4% (1%), В.Рушайло - 3% (1%), Г.Греф - 3% (1%).
Электорат Г.Зюганова. Ядро электората Г.Зюганова на сегодняшний день составляет чуть меньше 11% взрослого населения, и наибольшая верность наблюдается в крайней возрастной группе, старше 70 лет. Вместе с тем из электората лидера коммунистов за время, прошедшее
* Группа, отдающая свои симпатии Б.Березовскому, обнаруживает большое своеобразие своих политических ориентации. Это бывшие избиратели Г.Явлинского, решившие теперь голосовать за Г.Зюганова, но не за КПРФ, а за "Яблоко" на выборах в Думу.
Какие 3—■4 из следующих направлений деятельности правительства были бы сейчас самыми важными?
(для сравнения приводятся и данные по электоратом В.Путина и Г.Явлинского; в % от численности каждой группы)
Вариант ответа Бывшие сторонники Г.Зюганова Электорат
Г.Зюганова В.Путина Г.Явлинского
Рост промышленного производства 58 79 64 71
Возвращение к государственному регулированию экономики 40 54 27 25
Государственная поддержка базовых отраслей 22 35 24 41
Закрытие убыточных предприятий 16 8 14 21
Стимулирование частного предпринимательства 17 3 11 28
после президентских выборов, выбыли 9% избирателей, теперь не проявляющих желания голосовать за него, но добавились 3% готовых поддержать Г.Зюганова, однако не голосовавших за него на прошедших выборах. Наибольшую верность Г.Зюганову хранят избиратели старших возрастов (25% — в возрастной группе 60-69 лет и 15% — в группе 70 лет и старше). Однако любопытно то, что и наибольшая доля "покинувших" электорат Г.Зюганова (14%) приходится на ту же группу 60-69-летних, а также традиционную для Г.Зюганова сельскую местность, особенно на относительно зажиточную часть сельского населения. У Г.Зюганова практически не осталось сторонников среди состоятельной части населения как села, так и всей страны. (Впрочем, многие из этих состоятельных "отвернулись" от Г.Зюганова, но не от КПРФ.)
Присмотримся внимательнее к тем 9% избирателей, которые после президентских выборов "покинули" электорат Г.Зюганова. Прежде всего надо отметить, что их отход от Г.Зюганова вовсе не означает, что они полностью отошли от идей коммунизма и КПРФ. Их перестал удовлетворять Г.Зюганов как лидер компартии, но при этом 43% в этой группе заявляют о своем сочувствии коммунистам и 49% проголосовали бы за КПРФ на "гипотетических" выборах в Думу (для какой-то части отход от Г.Зюганова связан с потерей политической ориентации и разочарованием в политиках — 30% говорят, что не сочувствуют никакой из политических сил и 25% негативно относятся ко всем партиям из возможного списка на выборах в Думу; на персональном уровне 34% заявляют, что нет таких политиков, которым они доверяли бы). Вместе с тем очень весомым противовесом, определившим эту "измену" Г.Зюганову, выглядит лично В.Путин, за которого готовы проголосовать 28% этой группы (другие политики, получающие в этой части избирателей повышенную, по сравнению со средней, поддержку, — это Е.При-маков, Д.Аяцков, С.Кириенко, В.Матвиенко, Г.Селезнев). Одобряют деятельность В.Путина на посту президента и полностью или частично доверяют ему 62% членов этой группы, что существенно больше, чем в электоратах Г.Зю-ганова и Г.Явлинского (около 40%). Это одобрение во многом связано с тем, что если преданная часть электората Г.Зюганова считает В.Путина продолжателем курса Б.Ельцина (58%), "то среди "покинувших" Г.Зюганова это мнение бытует значительно реже (35%). Обращает на себя внимание и гораздо более лояльное отношение к советникам В.Путина: в вопросе о полезности их деятельности для общества соотношение положительных и отрицательных ответов составляет 33% к 25% у "покинувших" электорат Г.Зюганова и 13% к 60% в нынешнем электорате Г.Зюганова (психология "твердой" части электората Г.Зю-ганова в этом вопросе традиционно русская — не так плох царь, как его бояре). Доверие "покидающих" Г.Зюганова избирателей к власти вообще и к В.Путину, в частности, проявляется и в их взглядах на чеченскую ситуацию. Так, 56%
верных сторонников Г.Зюганова и 70% Г.Явлинского уверены в том, что властям прекрасно известно местонахождение лидеров боевиков, а среди бывших сторонников Г.Зюганова эта доля составляет лишь 39% (меньше, чем даже в электорате самого В.Путина, где она равна 41%). Или, скажем, в том, что назначенный Москвой А. Кадыров является законным главой администрации Чечни, в группе бывших сторонников Г.Зюганова сомневаются 19%, а в его электорате — 39% (в электорате В.Путина — 30%, Г.Явлинского — 45%).
Даже приведенные выше имена политиков, которые котировались в рассматриваемой группе как претенденты на пост президента, свидетельствует о том, что речь идет о "розовых" либерал-коммунистах. Любопытны те различия между бывшими сторонниками Г.Зюганова и верными ему избирателями, которые выявляются в отношении к вопросу о первоочередных статьях государственного бюджета. Верные сторонники Г.Зюганова в сравнении с "покинувшими" его гораздо более настойчивы в отстаивании государственного финансирования промышленности (соответственно 61% и 47%), сельского хозяйства (соответственно 69% и 41%) и здравоохранения (соответственно 68% и 49%). Зато приоритетными для значительной части "покинувших" представляются такие сферы финансирования, как государственное управление и местное самоуправление (17% при среднем 9%), финансовая помощь бюджетам местного и регионального уровней (17% при среднем 9%), пополнение государственных запасов и резервов (12% при среднем 8%) и международная деятельность (10% при среднем 4%).
Относительный "либерализм" рассматриваемого контингента избирателей проявляется и в том, что только 51% из их числа убеждены, что деятельность российских предпринимателей и бизнесменов идет сейчас во вред обществу, и в этом отношении он мало отличается от электората Г.Явлинского (49%), но зато резко контрастирует с верными сторонниками Г.Зюганова (76%). Примечательно, что отрицательное отношение к бизнесу менее всего присуще электорату В.Путина (38%). Очень многие представители "покинувших" Г.Зюганова (26%) не определились в этом вопросе.
Другой вопрос, в ответах на который проявляется либеральный уклон бывших сторонников Г.Зюганова, — это вопрос о легализации вывезенных за рубеж капиталов. За то, чтобы эти капиталы получили возможность легализоваться и инвестироваться в экономику, выступают 45% этой группы при среднем по населению показателе 38% и только 22% среди верных сторонников Г.Зюганова. Весьма выразительны и данные об оценке последними и бывшими его союзниками тех или иных направлений деятельности правительства (табл. 3).
Сравнительно либеральными (по сравнению с твердыми сторонниками Г.Зюганова) предстают и взгляды бывших сторонников Г.Зюганова на роль средств массовой информации (табл. 4).
Идет сейчас на пользу обществу деятельность независимых СМИ?
(в % от численности соответствующей группы; затруднившиеся с ответом не приводятся)
Вариант ответа Идет на пользу Бывшие сторонники Г.Зюганова 52 Электорат
Г.Зюганова 32 В.Путина 58 Г.Явлинского 68
Идет во вред 33 46 25 16
Выше мы рассмотрели особенности группы избирателей, отошедших от Г.Зюганова. Но есть и такие, которые не голосовали за Г.Зюганова в марте, но изъявляют желание голосовать за него сегодня (3% населения и на 60% — это те, кто по тем или иным причинам не смог принять участие в голосовании, но почти половина голосовавших — это избиратели В. Путина, успевшие после марта 2000 г. разочароваться в нем). Этот тип избирателя шире всего представлен в группах наиболее пожилых (старше 70 лет) жителей села и женщин-домохозяек. Мотивы их перемещения от В.Путина к Г.Зюганову или просто желания включиться в выборы на стороне последнего довольно разномастны, но какие-то особенности группы вырисовываются достаточно рельефно.
Прежде всего надо отметить, что в группе "новобранцев" Г.Зюганова не все, а лишь 71% отмечают его в перечне пользующихся доверием политиков; остальные голосуют за него, что называется, не от хорошей жизни. В то же время без малого пятая часть этой группы заявляет о доверии В.Путину. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что примерно 5% взрослого населения России питает доверие одновременно и к тому и к другому и, следовательно, может в электоральной ситуации проявлять изрядную маневренность. О персональных симпатиях этой группы свидетельствует также проявляемая ее членами повышенная степень доверия к Е.Примакову (13%), Г.Селезневу (12%), С.Говорухину (6%) и, как ни странно, Е.Гайдару (6%) и Б.Ельцину (5%)*. Явно улавливается присутствие какого-то ностальгического мотива, поскольку никто из "демократов" второй и третьей "волн" — ни В.Черномырдин, ни Б.Немцов, ни И.Хакамада, ни Г.Греф, ни К.Титов — в перечне не упоминаются. При этом группа состоит из явно интересующихся политикой людей — в ней нет ответов "не интересуюсь политикой, политиками". Всего 9% не испытывают симпатий ни к одной из политических сил; 75% состава группы идентифицируют себя с коммунистами, но никто не высказывает симпатии к "демократам".
То, что настроения в группе не отмечаются высоким уровнем оппозиционности, подтверждается тем, что ее члены гораздо больше, чем население в целом, готовы соглашаться с официальными версиями причин гибели "Курска" и считать правдивой выдаваемую властями информацию — такое мнение выражают 31% "новобранцев" Г.Зюганова при 11% в среднем. Так что переход этой категории избирателей в лагерь Г.Зюганова едва ли связан с трагедией в августе 2000 г. Из тех же мотивов, которые сближают их с коммунистами, можно выделить высокую степень согласия с тем, что "ради спасения страны можно было бы ограничить свободу слова" (согласны/не согласны 47% к 34% при среднем по стране 30% к 53%). Еще один признак авторитарности и имперской ностальгии членов этой группы — ответы на вопрос об отношении к странам Балтии. Здесь фиксируется самая большая доля отрицательных ответов (58% при среднем распределении —
* По своим ориентациям это бывшие избиратели Г.Явлин-ского, сохранившие верность "Яблоку", но не ее лидеру, или же собирающиеся голосовать за "Женщин России".
39%). Похоже, что такого рода настроениям все же больше отвечает Г.Зюганов, чем В.Путин.
Электорат Г.Явлинского. Твердое ядро сторонников Г.Явлинского составляют те 2% избирателей, которые до сих пор сохраняют верность лидеру "Яблока". Еще примерно 2% покинули стан его приверженцев, а 1%, наоборот, примкнул к нему. В большей степени верны ему москвичи с высшим образованием, работники руководящего звена. Наибольшее же число (в долевом отношении) тех, кто покидает ряды его сторонников, также относится к москвичам, главным образом — это предприниматели и другие состоятельные люди.
Для группы покинувших электорат Г.Явлинского характерно прежде всего, что отход этот часто совершается "в никуда": в ней очень высока доля отвечающих, что нет политиков, которым можно было бы доверять (48%). Пятая часть состава группы сохраняет доверие Г.Явлинскому (но не желает голосовать за него), примерно столько же доверяют В. Путину. Далее в рейтинге доверия следуют Е.Примаков (14%), Б.Немцов (13%), И.Хакамада (12%), Ю.Лужков (12%) и совершенно отсутствующие у твердых "явлинцев" В.Жириновский и С.Кириенко (по 9%). Распределение голосов на гипотетических выборах примерно соответствует этому раскладу: против всех — 23%, не участвуют в выборах — 25%, голосуют за В.Путина — 17%, за Е.Примакова — 13%, за С.Кириенко (в тройке С.Кириенко — Б.Немцов — И.Хакамада при одинаковом к ним доверии первому отдается предпочтение как кандидату в президенты) — 12%, за Г.Зюганова — 5%. В партийном голосовании члены группы явно придерживаются принципа "Путин — да, "Единство" — нет": за "медведей" на гипотетических выборах в Думу проголосовали бы 5%, в то время как за "Яблоко" — 28%, за СПС — 22%, за "Отечество" — 9%. С известной степенью приблизительности можно сказать, что группа отошедших от Г.Явлинского наполовину состоит из людей, называющих себя "демократами", наполовину — из разочаровавшихся во всех политических силах. Любопытно, что в этой группе доверие В.Путину находится на более низком уровне, чем в группе "верных явлинцев" (39% к 50% по сравнению с 45% к 45%, а если сравнивать с показателем в электорате Г.Зюганова, то он составляет 39% к 49%), и это, несмотря на явное присутствие в ней по идее лояльных В.Путину сторонников СПС. Члены рассматриваемой группы явно меньше склонны давать В.Путину такие положительные характеристики, как "сдержанность, рассудительность" (11 против 32% среди верных сторонников Г.Явлинского), "волевые качества, мужественность" (29 против 47%), "культура, образованность" (5 против 22%), но зато находят в нем "опыт политической деятельности" (33 против 2%) и "уважительное отношение к простым людям" (18 против 0%).
Анализ ответов на различные вопросы анкеты позволяет выявить те главные пункты, расхождение в которых с "верным" электоратом Г.Явлинского могло служить фактором отхода. Группу "покинувших" Г.Явлинского резко выделяет озабоченность возможностью введения в России цензуры (табл. 5).
Таблица 5
Опасаетесь ли Вы сейчас введения цензуры в России?
(в % от численности соответствующей группы; затруднившиеся с ответом не приводятся)
Вариант ответа Электорат Отошедшие С". электората Г.Явлинского
Г.Зюганова В.Путина Г.Явлинского
Опасаются 24 29 27 48
Не опасаются 68 64 71 37
Можно заключить, что эту часть бывших избирателей Г.Явлинского не устраивает, как им кажется, пассивная позиция "Яблока" в вопросах, связанных с наступлением властей на СМИ и попытками установления над ними государственного контроля.
В чеченской проблеме, напротив, группа проявляет повышенную агрессивность и не разделяет миролюбивых устремлений лидеров "Яблока" и его "верного" электората, который твердо стоит на позициях примирения (табл. 6 и 7).
Расхождение с Г.Явлинским в вопросе о Чечне, как видим, носит очевидный и принципиальный характер.
Интересно то, что рассматриваемая группа гораздо менее положительно, чем "твердые явлинцы" и все остальные электораты, воспринимает определенные реалии и символы советской эпохи и ее пережитки в настоящем. Например, такой яркий символ советской идеологии и заповедник социализма, как Куба (в вопросе "Как Вы в целом сейчас относитесь к Кубе?"), встречает положительный отклик у 91% "твердых явлинцев", и только у 58% отошедших от них (31% затруднились с ответом; в электорате Г.Зюганова положительный ответ дали 87%, В.Путина — 78%).
И наконец, бросается в глаза, что в экономическом плане группа менее других озабочена ростом производст-
Таблица 6
Сейчас следует продолжать военные операции в Чечне или начать мирные переговоры?
(в % от численности соответствующей группы; затруднившиеся с ответом не приводятся)
Таблица 7
Если войска будут нести большие потери, надо все равно сейчас продолжать военные операции или начать мирные переговоры? (вопрос тем, кто дал ответ "продолжать военные операции", см. табл. 6)
(в % от численности соответствующей группы; затруднившиеся с ответом не приводятся)
ва и более всего — улучшением сбора налогов: первую проблему считают приоритетной в работе правительства 46% группы (79% в электорате Г.Зюганова, 71% — Г.Явлинского, 64% — В.Путина); вторую проблему — 40% ее состава (22% в электорате В.Путина, 15% — Г.Зюганова, 10% — Г.Явлинского). Можно предположить, что именно с подходом Г.Явлинского к налоговым новациям правительства связано недовольство им в какой-то (должно быть, предпринимательской) части данной группы.
Заключение. Проделанный выше, возможно, излишне детальный анализ происходящих в электорате "турбулентных" процессов, не должен заслонить от нас того гораздо более фундаментального обстоятельства, что сам электоральный процесс как таковой на ближайшее время, по-видимому, может утратить свою важность ввиду тотального превосходства В.Путина в электоральном пространстве и отсутствия сколько-нибудь заметных легитимных соперников, способных составить ему конкуренцию. Выше говорилось о количественном "съеживании" поддержки и Г.Зюганова, и Г.Явлинского и о том, что их электораты лишь с большой натяжкой можно считать оппозиционными президенту. Если же взять электораты всех ныне существующих заметных партий, то, как показывают данные опросов, среди них нет ни одной, где наблюдается отрицательное соотношение числа ответов в пользу и против В.Путина (электораты КПРФ и "Яблока" здесь не исключение). Все это свидетельствует об исчезновении и личностной, и в еще большей степени партийной оппозиции, опирающейся на массы.
Доверие, которым располагает В.Путин, вполне сопоставимо с тем доверием, которое имел Б.Ельцин сразу после победы над путчем: 50% — "вполне заслуживает доверия", 40% — "не вполне заслуживает доверия", 8% — "не заслуживает доверия". Характерно, однако, что уже в марте 1992 г. эти показатели резко ухудшились и выглядели как і 22, 40 и 23%. Сопоставимые показатели В.Путина сохраняют j свою устойчивость вот уже в течение девяти месяцев со i дня его вступления в должность президента: 45% — "вполне заслуживает", 33% — "не вполне заслуживает" и ! 9% — "не заслуживает" — таковы данные августа—сентября 2000 г. Гораздо более скромного электорального ре- І сурса к тому же при худшей динамике Б.Ельцину хватило, по крайней мере, до 1996 г. Сознавая, что в этом во- і просе прямая экстраполяция неуместна, рискнем все же ■ предположить, что к концу первого президентского срока і электоральное преимущество В.Путина перед любым! претендентом останется непреодолимым. j
Иное дело — ожидающие его в конце срока ожесточенные схватки с влиятельными элитарными группами, выходящие за рамки легитимной борьбы на выборах. Уже сейчас вырисовываются контуры этого конфликта и состав противоборствующих групп. На днях в интервью газете "Фигаро" В.Путин открыто объявил "олигархам" свое "иду на Вы" и назвал свое оружие — дубину. Оно вполне может оказаться "дубиной народной войны", поскольку большинство россиян (правда, не абсолютное — 45%) расценивает сегодняшнюю деятельность российских предпринимателей и бизнесменов как вредную для общества (40% — как полезную). Другой оппозиционной силой может оказаться часть "обиженных" губернаторов. Наконец, почти неотвратимым представляется медленно назревающий конфликт с "семьей". А также с правозащитной частью пока еще поддерживающих В.Путина "демократов". Какое оружие будет избрано этими оппонентами президента, пока судить рано. Уж не окажется ли им отравленный кинжал? Россиянам же остается незавидный выбор между Россией В.Путина и Россией Б.Березовскоп^ в котором их участие может оказаться и не решающим.
Вариант ответа Электорат Отошедшие от электората Г.Явлинского
Г.Зюганова В.Путина Г.Явлинского
Продолжать военные операции 40 42 24 51
Начать переговоры 6 8 5 8
Вариант ответа Электорат Отошедшие от электората Г.Явлинского
Г.Зюганова В.Путина Г.Явлинского
Продолжать военные операции 48 51 27 59
Начать переговоры 38 37 53 31