Научная статья на тему 'СЕНСОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕЛЕСНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ'

СЕНСОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕЛЕСНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕСНОСТЬ / ВОСПРИЯТИЕ ТЕЛА / ИСКАЖЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ТЕЛА / САМООЦЕНКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ушакова Владислава Романовна

Статья посвящена проблеме сенсорному компоненту телесности у студентов с разным уровнем самооценки. В исследовании приняло участие 120 студентов женского пола 2-4 курсов кафедры психологии ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», в возрасте 18--21 год. Выявлены и распределены на группы студенты в зависимости от уровня выраженности самооценки. В группу 1 вошло 50 студентов с высоким уровнем самооценки (завышенный), средний возраст 18,8 лет, в группу 2 - 43 студента со средним уровнем самооценки (адекватный), средний возраст 20,4 года, в группу 3 - 27 студентов с низким уровнем самооценки, средний возраст 19,8 лет. Определены характерные особенности восприятия и ощущения размеров частей собственного тела в соотнесении с реальными замерами у студентов с разной самооценкой. Выявлены параметры искажения восприятия своего тела, а именно частей тела у студентов с разной самооценкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ушакова Владислава Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSORY COMPONENT OFPHYSICALITY IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF SELF-ASSESSMENT

The article is devoted to the problem of the sensory component of physicality in students with different levels of self-esteem. The study involved 120 female students of 2-4 courses of the Department of Psychology of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Republic of Kazakhstan "KIPU named after Fevzi Yakubov", aged 18-21 years. Students were identified and divided into groups depending on the level of self-esteem. Group 1 included 50 students with a high level of selfesteem (overestimated), average age 18.8 years, group 2 - 43 students with an average level of self-esteem (adequate), average age 20.4 years, group 3 - 27 students with low self-esteem, mean age 19.8 years. The characteristic features of the perception and sensation of the size of parts of one's own body in relation to real measurements in students with different self-esteem are determined. The parameters of the distortion of the perception of one's body, namely body parts in students with different self-esteem, were revealed.

Текст научной работы на тему «СЕНСОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕЛЕСНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ»

2. Polozhiy, B.S. (2019), "Suicides among minors (epidemiological aspect)", Suicidology, No. 10 (1), pp. 21-26.

3. Boyko, E.O., Vasyanina, Yu.Sh., Mylnikova, Yu.A. and Brizhak, S.S. (2019), "Analysis of suicidal activity of the child and adolescent population of Krasnodar Krai", Social and clinical psychiatry, Vol. 29, No. 3, pp. 19-22.

4. Sagalakova, O.A., Truevtsev, D.V. and Zhirnova, O.V. (2022), "Rumination as a psychological mechanism for the formation and maintenance of suicidal behavior", Modern foreign psychology, Vol. 11, No. 1., pp. 124-136.

5. Ati N.A.L., Paraswati, M.D. and Windarwati, H.D. (2021), "What are the risk factors and protective factors of suicidal behavior in adolescents? A systematic review", Journal of Child and Adolescent Psychiatris Nursing, Vol. 34 (1), pp. 7-18.

6. Garnefski, N. and Kraaij, V. (2007), "The Cognitive Emotion Regulation Questionnaire Psychometric Features and Prospective Relationships with Depression and Anxiety in Adults", European Journal of Psychological Assessment, Vol. 23(3), pp. 141-149.

7. Razuvaeva, T.N. (1993), Personality diagnostics, Iset, Shadrinsk.

8. Rasskazova, E.I., Leonova, A.B. and Pluzhnikov, I.V. (2011), "Development of the Russian-language version of the questionnaire of cognitive regulation of emotions", Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology, No. 4, pp. 161-179.

Контактная информация: doterekhina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2022

УДК 159.9.072

СЕНСОРНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕЛЕСНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ

УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Владислава Романовна Ушакова, кандидат психологических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь

Аннотация

Статья посвящена проблеме сенсорному компоненту телесности у студентов с разным уровнем самооценки. В исследовании приняло участие 120 студентов женского пола 2-4 курсов кафедры психологии ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова», в возрасте 18--21 год. Выявлены и распределены на группы студенты в зависимости от уровня выраженности самооценки. В группу 1 вошло 50 студентов с высоким уровнем самооценки (завышенный), средний возраст 18,8 лет, в группу 2 - 43 студента со средним уровнем самооценки (адекватный), средний возраст 20,4 года, в группу 3 - 27 студентов с низким уровнем самооценки, средний возраст 19,8 лет. Определены характерные особенности восприятия и ощущения размеров частей собственного тела в соотнесении с реальными замерами у студентов с разной самооценкой. Выявлены параметры искажения восприятия своего тела, а именно частей тела у студентов с разной самооценкой.

Ключевые слова: телесность, восприятие тела, искажение восприятия тела, самооценка, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p681-685

SENSORY COMPONENT OF PHYSICALITY IN STUDENTS WITH DIFFERENT

LEVEL OF SELF-ASSESSMENT Vladislava Romanovna Ushakova, the candidate of psychological sciences, docent, Crimean Engineering and Pedagogical University by Fevzi Yakubovа, Simferopol

Abstract

The article is devoted to the problem of the sensory component of physicality in students with different levels of self-esteem. The study involved 120 female students of 2-4 courses of the Department of

Psychology of the State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Republic of Kazakhstan "KIPU named after Fevzi Yakubov", aged 18-21 years. Students were identified and divided into groups depending on the level of self-esteem. Group 1 included 50 students with a high level of self-esteem (overestimated), average age 18.8 years, group 2 - 43 students with an average level of self-esteem (adequate), average age 20.4 years, group 3 - 27 students with low self-esteem, mean age 19.8 years. The characteristic features of the perception and sensation of the size of parts of one's own body in relation to real measurements in students with different self-esteem are determined. The parameters of the distortion of the perception of one's body, namely body parts in students with different self-esteem, were revealed.

Keywords: corporality, body perception, distortion of body perception, self-esteem, students.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальным вопросом в современной клинической психологии выступает феномен телесности. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением количества стрессов, что приводит к проявлению психических изменений и нарушений. С другой стороны, все больше появляются психосоматические концепции и теории, согласно которым причиной соматических заболеваний является психологический фактор.

Первые разработки вопросу телесности принадлежат У Джеймсу, который изучал «физическую самость» как телесные проявления и ощущения. Он выделил в структуре личности три составляющих звена: «физическое Я», «социальное Я» и «духовное Я». Автор задавался вопросом: телесные проявления определяют психические изменения или наоборот [2].

В детском возрасте благодаря телесным переживаниям и телесному опыту формируется «телесное Я», которое определяет физическую самоидентификацию личности [5].

Ряд авторов расширяют понятия телесности, включая чувственный опыт, который отображается в виде образов и выражается посредством телесной экспрессии - мимика, жесты, пантомима, танец и т. д. [1, 4]. Одним из составляющих компонентов «телесного Я» как субъективного отображения телесного опыта и переживаний является принадлежность к полу. Такого рода внутреннее восприятие тела является элементом самосознания и базируется на внутреннем мире человека. К внешнему восприятию тела относятся внешние характеристики тела, более наблюдаемые и осязаемые [7].

В структуре телесности можно выделить реальное и идеальное. Если реальное восприятия тела и идеальное не совпадает или существенно отличается, тогда можно говорить об искаженном восприятии своего тела [6].

В свою очередь, не выраженные и не осознанные эмоциональные проявления, неразрешимые эмоциональные конфликты в детском возрасте приводят к мышечным зажимам и частичной потери телесной чувствительности. Это формирует «телесный сценарий» или доминанта как телесная реакция на эмоционально насыщенные ситуации, которая закрепляется на нейронном уровне. В дальнейшем происходит искажение восприятия своего тела и ощущения частей тела [3, 8].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУРК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова». В настоящем исследовании принимало участие 120 испытуемых в возрасте 18-21 года. Все респонденты женского пола и являются студентами 2-4 курсов кафедры психологии.

Исследование проводилось в групповой и индивидуальной форме.

Нами был выбран следующий комплекс методик, который позволил определить особенности сенсорного компонента телесности в структуре самосознания у студенческой молодежи:

1. Методика диагностика самооценки, разработанная Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн, в модификации.

2. Методика «Бессознательный образ тела», разработанная М. Фельденкрайзом.

Статистическая обработка материалов исследования выполнялась с помощью компьютерного пакета статистических программ Statistica 22.0. Определение различий по показателям среди студентов с разным уровнем самооценки осуществлялось с использованием критерия ф * - угловое преобразование Фишера.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У 41,7% студенческой молодежи выявлен высокий уровень самооценки. Следовательно, студенты склонны преувеличивать себя, свои возможности и способности, они идеализировать себя, чтобы показать в лучшем свете. Для них является важным показать свою значимость среди окружающих людей.

Для 35,8% студентов характерен средний уровень самооценки, другими словами, адекватной. Эти представители студенческой молодежи чувствуют уверенность в себе, в своих силах и способностях. Они адекватно оценивают свои сильные и слабые стороны. Стремятся к позитивному выстраиванию отношений с самим собой и социальным окружением. Студенты со средней самооценкой ощущают внутренний баланс и стабильность.

Для 22,5% студентов характерен низкий уровень самооценки. Студенты не уверенны в себе, проявляют несамостоятельность, нерешительность, застенчивость и достаточно осторожны. Они нуждаются в одобрении, поощрении и поддержке близких людей. студенты с низкой самооценкой тревожатся по малейшему, зачастую несущественному поводу. Для них характерно застревание на проблемах и мысленное возвращение к ним.

В соответствии с целью настоящего исследования выборку студентов разделили на 3 группы в зависимости от уровня выраженности самооценки. В группу 1 вошло 50 человек с высокой самооценкой, средний возраст 18,8 лет. В группу 2 вошло 43 студента со средней самооценкой, средний возраст 20,4 года. В группу 3 вошло 27 студентов с низкой самооценкой, средний возраст 19,8 лет.

С помощью методики «Бессознательный образ тела», разработанная М. Фель-денкрайзом, определяли восприятия и ощущения размеров частей собственного тела в соотнесении с реальными замерами у студентов с разным уровнем самооценки. Норма искажения в соотношении ощущаемого и реального тела составляет 20-25%.

Студенты с высокой самооценкой воспринимают длину шеи на 46% длиннее, чем есть на самом деле, высоту ноги на 35% выше, высоту головы на 28% выше, длину рук на 29% длиннее, длину торса на 27% длиннее, длину стопы на 27% длиннее и ширину грудной клетки на 32,5% шире, чем реальные размер. У испытуемых с высокой самооценкой наиболее близкие к реалистичному представлению о собственном теле показатели по следующим измеряемым параметрам: ширина таза (8,5%), талия (14%), ширина бедра (14,5%) и ширина плеч (15,2%).

Студенты со средним уровнем самооценки воспринимают длину шеи на 32,6% длиннее, высоту головы на 30,5% выше и ширину шеи на 28,7% шире, чем реальные размеры. У респондентов со средней самооценкой максимально приближенные к реалистичному представления о собственном теле по таким параметрам, как высота ноги (7,2%), длина торса (10,2%), длина стопы (11,6%), длина торса до паха (12,7%), талия (13,8%), ширина грудной клетки (15,2%) и ширина головы (15,6%).

Студенческая молодёжь с низким уровнем самооценки воспринимают ширину таза на 42,5% шире, талию на 36,2% шире, ширину плеч на 32,4% шире, ширину бедра на 30,5% шире, ширина грудной клетки на 29,4% шире и ширину головы на 28,3% шире, чем реальные замеры. У представителей данной группы максимально приближенные к реалистичному представлению о собственном теле показатели по таким параметрам, как длина торса (7,6%), длина стопы (10%), высота ноги (11,5%) и длина шеи (12,5%).

Следовательно, наибольшее искажение в восприятии ширины таза, талии, плеч, бедра, грудной клетки и головы у студентов с низкой самооценкой. Они себя воспринимают намного шире, чем являются в реальности. Студенты с высокой самооценкой считают себя более высокими, длинными, чем есть в реальности - длинноногими, с длинной шеей, руками и торсом, - чем молодежь с низкой и средней самооценкой. У молодежи со средней самооценкой наибольшее искажение в восприятии ширины шеи, чем у студентов с низкой и высокой самооценкой.

У представителей группы испытуемых с высоким уровнем самооценки искаженное восприятие образа собственного тела проявляются в 7 из 14 параметров, то есть 50% от всех параметров. В свою очередь, максимально приближенными к реалистичному представлению собственного тела выявлены 4 из 14 параметров, что, выражая в процентном соотношении, будет равно 28,6% от всех параметров.

У студенческой молодежи со средним уровнем самооценки искаженное восприятие образа собственного тела проявляется в 3 из 14 параметров, если, выражая в процентах, то 21,4% от всех параметров. Максимально приближенными к реалистичному представлению собственного тела выявлены 7 из 14 параметров, что, выражая в процентном соотношении, будет равно 50% от всех параметров.

У студенческой молодежи с низким уровнем самооценки искаженное восприятие образа собственного тела проявляется в 6 из 14 параметров, что представляет собой 42,8% от всех параметров. Максимально приближенными к реалистичному представлению собственного тела выявлены 4 из 14 параметров, что, выражая в процентном соотношении, будет равно 28,6% от всех параметров.

С помощью ф* - угловое преобразование Фишера - выявлены статистически достоверные различия восприятия тела между студентами с высокой самооценкой и студентами с низкой самооценкой по таким параметрам, как длина шеи (ф=3,2, при р=0,01), высота ноги (ф=2,5, при р=0,01), ширина грудной клетки (ф=2,0, при р=0,01), ширина плеч (ф=2,03, при р=0,01), талия (ф=2,2, при р=0,01), ширина таза (ф=3,5, при р=0,01), длина стопы (ф=1,9, при р=0,05), длина торса (ф=2,0, при р=0,01) и ширина бедра (ф=1,63, при р=0,05).

Между студентами с высокой самооценкой и студентами со средней самооценкой по таким параметрам, как высота ноги (ф=3,5, при р=0,01), ширина шеи (ф=1,6, при р=0,05), длина стопы (ф=1,9, при р=0,05), длина торса (ф=1,9, при р=0,01).

Между студентами со средней самооценкой и студентами с низкой самооценкой по таким параметрам, как длина шеи (ф=2,01, при р=0,01), высота головы (ф=1,72, при р=0,01), ширина головы (ф=1,24, при р=0,05), ширина шеи (ф=1,4, при р=0,05), талия (ф=2,4, при р=0,01), ширина таза (ф=1,8, при р=0,05) и ширина бедра (ф=1,24, при р=0,05).

ВЫВОДЫ

Таким образом, студенты с высоким уровнем самооценки воспринимают свое тело как более высокое и части тела как более длинные, чем реальные размеры. Искажение восприятия длины шеи, высоты ноги, высоты головы, длины рук, длины торса, длины стопы и ширины грудной клетки свидетельствует о непринятие этих частей тела и стремление иметь другие параметры тела.

Студенты со средним уровнем самооценки более реалистично воспринимают свои части тела, в отличие от студенческой молодежи с высоким и низким уровнем самооценки. Они видят себя с более высокой головой, более длинной и широкой шеей, чем реальные размеры. Студенческая молодежь со средней самооценкой более адекватно оценивают себя в целом и воспринимают свое тело в частности.

У студентов с низким уровнем самооценки искаженное восприятие образа тела проявляется по большинству количества параметров, в отличие от групп респондентов со

средним и высоким уровнями самооценки. Данный факт говорит о непринятии своего тела, а именно форма тела воспринимается больше, чем оно есть в реальности. Они видят себя с более широкими головой, плечами, грудной клеткой, талией, тазом и бедрами.

Важно отметить, что по среднему значению возраста студенты с высокой в большей степени завышенной самооценкой младше (18,8 лет), чем студенты со средней и низкой. Студенты со средней самооценкой по среднему значению возраста являются самыми старшими (20,4 лет).

ЛИТЕРАТУРА

1. Васютина Е.Н. Телесная карта эмоций как инструмент управления психическим состоянием / Е.Н. Васютина // Инновации в медицине, психологии, педагогике : материалы XII международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2021. - 79-83 с.

2. Джеймс У. Психология / У Джеймс. - Москва : Амрита-Русь, 2019. - 448 с

3. Лоуэн, А. Психология тела / А. Лоуэн. - Москва : Корвет, 2016. - 224 с.

4. Луцик М.Ю. Разработка и психометрическая проверка диагностики экзистенциала телесности (ДЭТ) / М.Ю. Луцик, А.В. Дронго // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2019. - Том 16, № 3 (43). - С. 89-105

5. Чемеревская В.А. Особенности образа телесного «Я» у мальчиков и девочек младшего школьного возраста / В.А. Чемеревская // Вестник Вятского государственного университета. - 2020.

- № 2 (136). - С. 150-162.

6. Чупина В.Б. Образ телесного Я у женщин с нарушениями пищевого поведения / В.Б. Чупина, Л.С. Гавриленко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 9.

- С. 15-19.

7. Dreiskamper D. The physical self-concept across childhood: Measurement development and meaning for physical activity / D. Dreiskaemper, M. Tietjens, N. Schott. - DOI: 10.1016/j.psychsport.2022.102187 // Psychology of Sport and Exercise. 2022. - Vol. 61. - URL: https://www.sciencedkectcom/science/article/abs/pii/S1469029222000553?via°/o3Dihub (дата обраше-ния: 01.10.2022)

8. Ramsey R. Neural Integration in Body Perception / R. Ramsey // Journal of Cognitive Neuroscience, 2018. - Vol. 30(10). - Р. 1442-1451.

REFERENCES

1. Vasyutina, E.N. (2021 ), "The body map of emotions as a tool for managing the mental state", "Innovations in Medicine, Psychology, Pedagogy", XII International Scientific and Practical Conference, Novosibirsk, рр. 79-83.

2. Dzhejms, U. (2019), Psychology, Amrita-Rus, Moscow.

3. Louen, A. (2016), Psychology of the body, Corvette, Moscow.

4. Lucik, M.Yu. and Drongo, A.V. (2019), "Development and psychometric verification of the diagnosis of the existential of corporality (DET)", Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, Vol. 16, No. 3(43), рр. 89-105.

5. Chemerevskaya, V.A. (2020), "Features of the image of the bodily "I" in boys and girls of primary school age", Bulletin of the Vyatka State University, No. 2 (136), рр. 150-162.

6. Chupina, V.B. and Gavrilenko, L.S. (2018), "The image of the body I in women with eating disorders", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 9, рр. 15-19.

7. Dreiskamper, D. andTietjens M., Schott N. (2022), "The physical self-concept across childhood: Measurement development and meaning for physical activity", Psychology of Sport and Exercise, Vol. 61, DOI: 10.1016/j .psychsport.2022.102187.

8. Ramsey R. (2018), "Neural Integration in Body Perception", Journal of Cognitive Neuroscience, Vol. 30(10), рр. 1442-1451.

Контактная информация: vladislava.psyhologist@gmail.com

Статья поступила в редакцию 09.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.