Научная статья на тему 'Сенная площадь — первая парадная площадь Петербурга'

Сенная площадь — первая парадная площадь Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юркова Зоя Владимировна

Автор впервые анализирует роль Сенной площади в градостроительной структуре СанктПетербурга, а также исследует вопрос авторства ее планировки в период правления императора Александра I.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sennaja square—the first main square of Saint-Petersburg

The role of Sennaja square in Saint-Petersburg plan structure is analyzed for the first time in his­toriography. The author also reveals which architect designed the plan of reconstruction of Sennaja square in period of tsar Alexander I.

Текст научной работы на тему «Сенная площадь — первая парадная площадь Петербурга»

3. В. Юркова

СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ—ПЕРВАЯ ПАРАДНАЯ ПЛОЩАДЬ ПЕТЕРБУРГА

Сенная площадь, находясь вдали от центра Петербурга, всегда была местом притяжения горожан В 2000 г. на участке от Сенной площади до Невского проспекта зафиксирован абсолютный городской рекорд плотности людского потока—от 5500 до 6200 человек в час1. После пожаров 1862 г., когда в огне погибли несколько петербургских рынков, в том числе и деревянные строения Сенной, в городе развернулась настоящая битва за право строительства рынка на этой площади. При разработке генерального плана развития Ленинграда 1938-1939 гг. Сенная площадь рассматривалась как планировочный узел, соединяющий исторический центр города с новым, социалистическим Ленинградом. Снос в советское время Успенской церкви на площади получил сильный общественный резонанс. Еще в период радикального преобразования Санкт-Петербурга первой четверти XIX в. эта площадь была введена в состав реконструируемых территорий и первой была «урегулирована». Это объясняется особым ее положением своеобразного вестибюля столицы. При этом Сенная площадь никогда не рассматривалась в числе ансамблей, созданных во время Александровского правления.

Известно, что попытки Петра I создать новый столичный город, отказавшись от сложившихся градостроительных традиций, породили парадокс — при жесткой регламентации город формировался фактически стихийно. Противоречивыми были и проектные предложения по его организации. Каждый новый проект отвергал предыдущий. Это говорит, прежде всего, о нечетком представлении самого заказчика, т. е. императора Петра I, о том, как должна выглядеть столица. Так, один из вариантов предусматривал создание главной городской площади на Городовом острове. К 1720 гг., центрированная Троицким собором, площадь имела вполне четкие границы и была обращена к Неве. Однако еще при жизни Петра, в связи с переменой его планов и намерением развивать город на Васильевском острове, Троицкая площадь потеряла свое значение. Возникшая там торговля вскоре замерла и больше не возобновлялась. Пережив ряд трансформаций и меняя осевое направление то на реку, то на крепость, площадь вместе с шасисом Петропавловской крепости превратилась в обширный сквер, ничем не напоминающий организованную площадь.

Как известно, после смерти Петра двор покинул столицу. Когда в 1732 г. императрица Анна Иоанновна возвратила Петербургу столичные функции, была предпринята очередная попытка урегулирования его застройки. П. М. Еропкин, главный архитектор созданной в то время Комиссии от строений, выбрал в качестве центра материковой части столицы Адмиралтейство, проложив среднюю перспективу—Гороховую улицу. Это было важнейшее решение, которое визуально организовало городскую территорию. Однако оно имело локальное значение, поскольку лучи-улицы не соединялись с важными транспортными артериями города.

В это же время было принято еще одно решение, значение которого остается недооцененным,—был спрямлен и доведен до Фонтанки Московский тракт, который у одной из застав (место, где позднее были выстроены Московские ворота) поворачивал на трассу

© 3. В. Юркова, 2007

древней Новгородской дороги и подводил к Невской перспективе. По проекту Еропкина от Пулковской горы прямой, как стрела, проспект направлялся на главный столичный ориентир — шпиль Петропавловского собора. Одновременно продлевалась Садовая улица до соединения ее с Петергофской дорогой. Таким образом, Петербург был включен в транспортную сеть страны. В месте пересечения трасс планировалось создать площадь, что было закреплено специальным императорским указом от 28 августа 1739 г. Так было определено точное положение будущей Сенной площади. Она стала крупнейшей торговой площадью Петербурга, что фактически сделало ее неформальным центром столицы. Ведь именно на пересечении торговых путей возникали города и их главные площади, именно рынок являлся решающим фактором существования города, его главным жизненным центром. По регламенту, установленному Петром I, на главной городской площади должны были находиться городская управа, главный городской собор и рынок. Этот «набор» исторически традиционен для любого города как европейского, так и российского, в том числе и для Москвы. На Красной площади под стенами Кремля, оплота государственной власти, возникло торжище, потом был выстроен Покровский собор. В нашем случае, по сути, произошла самоорганизация градостроительной системы, которая «выбрала» себе главную площадь.

На Сенной площади к 1765 г. купец С. Я. Яковлев на свои средства выстроил церковь Успения Божией Матери, и это сразу повысило ее статус общественный, архитектурный и градостроительный. Появление гауптвахты не зафиксировано в документах, но известно, что она размещалась приблизительно в центре площади уже в ранний период ее существования. Таким образом, все признаки «центральности» присутствуют на Сенной площади: рынок, Успенская церковь и гауптвахта—представитель власти

В 1818 г. здание гауптвахты было перенесено на новое место — напротив церкви. Его фасад повторял нижнюю часть фасада колокольни. Это способствовало архитектурной и планировочной организации пространства площади. Композиция оформила въезд в парадную часть столицы.

Реконструкция Сенной площади первой четверти XIX в. связана с именами архитекторов В. И. Беретги, А. А. Модюи и инженера В. П. Гурьева. Все они служили в Комитете для строений и гидравлических работ Санкт-Петербурга.

Автором проекта кордегардии был Беретги. Ему принадлежит проект архитектурного решения в классицистических формах периметра Сенной площади. Однако Беретти не занимался планировочными работами в Петербурге. Он проектировал отдельно стоящие здания2. Окружающая Сенную застройка лишь частично обновлена по его проекту, но это было сделано в значимых местах площади: в западной части Садовую улицу обрамили два равновеликих здания и дом Котомина, оформивший поворот с Обуховского проспекта на площадь.

Подписной чертеж Гурьева, изображающий сквер на Сенной площади и рынок, перенесенный в район будущей Горсткиной улицы, датирован 1823 г. (опубликован в 1955 г.)3.

Инженер-дорожник Гурьев стал служащим Комитета в 1823 г. Он был изобретателем торцового дорожного покрытия и активно внедрял его. Ему принадлежит проект развития дорожной сети в России. Гурьев выдвинул ряд предложений по замощению петербургских площадей торцами, причем с различными рисунками, автором которых был он сам4. Таким образом, подпись Гурьева на чертеже не есть доказательство авторства проекта перепланировки Сенной площади, а всего лишь проекта ее замощения. О том, что подпись еще не гарантия авторства, говорят и исследователи творчества и авторы монографии о П. П. Базене Д. Ю. и И. Д. Гузевичи5.

О проекте реконструкции Сенной площади в 1939 г. сообщалось в журнале «Архитектура Ленинграда»: «В 1826 году архитектор Модюи составил проект устройства крытого рынка ... на площади по оси улицы 3-го Июля ставились два фонтана ... рыночные корпуса предлагалось заглубить вовнутрь квартала, по оси нынешней Горсткиной улицы. Этот проект не был осуществлен»6. Послевоенные исследователи

о нем не упоминают. Не обнаружен он и в настоящее время, что заставляет предположить, что чертеж утрачен.

Судя по тому, что в 1823- г. возник проект мощения площади, к этому времени уже был разработан и утвержден проект ее реконструкции с переносом рынка. Его осуществлению, вероятно, препятствовала необходимость выкупа в казну соответствующих участков. Очевидно, поэтому в поле зрения архитектора попал незанятый пустырь Охотничьего егермейстерского двора, прилегающий к Царскосельскому проспекту на пересечении его с Фонтанкой вблизи Сенной площади, т. е. на одной из въездных дорог. Там и предлагалось выстроить полуциркульное в плане здание торговых рядов. Концы полукруга соединены между собой корпусом, распложенным вдоль Московского проспекта. В. И. Пилявский7 отмечает высокий профессиональный уровень проекта. На нем также имеется подпись Гурьева. Однако, очевидно, что инженер-дорожник не мог разрабатывать архитектурные проекты ни по своему статусу, ни по образованию, а также из-за своей увлеченности идеей дорожного строительства в стране. Поскольку проблемами урегулирования Сенной площади занимался Модюи, логично предположить, что и проект Сенного рынка на Царскосельском проспекте принадлежит ему. Кроме того, он является автором проекта реконструкции рынка в Апраксином дворе, по которому выстроено шесть корпусов. Сохранившийся ею план отличается высокими архитектурнопланировочными качествами. Стиль архитектора проявился и в том, что для организации площади было использовано дополнительное здание павильонного типа.

Таким образом, с большой долей вероятности можно считать, что планировка Сенной площади в первой четверти XIX ст. осуществлена по проекту Модюи.

Сама же Сенная площадь, благодаря своему положению, значимости для города и проведенным на ней преобразованиям после 1818 г., по праву вошла в число градостроительных ансамблей Санкт-Петербурга.

1 Некоторые тенденции на рынке торговой недвижимости Санкт-Петербурга//Бизнес-недви-жимость. Приложение к журналу «Девелопмент». 2000. № 4. С. 14.

2 Лоханов Г. И. К вопросу о строительстве здания Гауптвахты на Сенной площади//Доклады 58-ой научной конференции Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. СПб., 2001. Ч. 2. С. 152.

3 Лейбошиц Н., Пилявский В. Материалы к истории планировки Петербурга в первой половине ХЕХ века//Архитектурное наследство. 1955. № 7. С. 55.

4 Гурьев В. П. Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний. СПб., 1836.

5 ГузевичД.Ю., ГузевичИ.Д. Петр Петрович Базен. 1786-1858. СПб., 1995. С. 107.

6 Земцов С. М. Реконструкция Сенной и Обуховской площадей // Архитектура и строительство . Ленинграда. 1939. № 3. С. 46^8.

7 Лейбошиц Н., Пилявский В. Указ. соч. С. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.