Научная статья на тему 'СЕМЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА'

СЕМЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ / УСПЕХ ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЦЕННОСТЬ ПОЗНАНИЯ НОВОГО / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кох Марина Николаевна, Сысоева Лидия Владимировна

Цель: определение места семьи в структуре представлений о личном успехе у студентов вуза и изучение ранговой структуры ценностных ориентаций, направленности и самооценки студентов с приоритетом семьи в структуре представлений о собственном успехе. Методы : теоретический анализ, эмпирические методы: опросники, математические методы обработки данных. Результаты: при исследовании представлений студентов о собственном успехе выявлена наиболее многочисленная группа студентов, в представлении о собственном успехе которых приоритетное место занимает семья. В качестве контрольной группы в исследовании описана группа студентов, которые связывают свой успех с достижением других целей в жизни. Констатирована связь представлений студентов о собственном успехе и ранговой структуры ценностных ориентаций личности, описаны особенности самооценки студентов, представления о собственном успехе которых связаны с созданием семьи. Научная новизна: на основании результатов эмпирического исследования в статье впервые описана связь представления о личном успехе у студентов вуза с ранговой структурой ценностных ориентаций и самооценкой личности. В связи с чем, в качестве основания типологии личности предлагается рассматривать представление студента о собственном успехе. Отмечен факт наличия тенденции к росту противоречий традиционных ценностей и ценностей информационного общества в сознании современного студента. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности, в работе психологической службы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY IN THE VALUE ORIENTATION STRUCTURE OF A MODERN STUDENT

Purpose: determining the place of the family in the structure of ideas about personal success among university students and studying the rank structure of value orientations, orientation and self-esteem of students with the priority of the family in the structure of ideas about success. Methods: theoretical analysis, empirical methods: questionnaires, mathematical methods of data processing. Results: in the study of students' ideas about their own success, the most numerous group of students was revealed, in whose idea of their own success the family takes priority. As a control group, the study describes a group of students who associate their success with achieving other goals in life. The connection between the ideas of students about their own success and the rank structure of the value orientations of the individual is established, the features of self-esteem of students are described, the ideas about their own success are associated with the creation of a family. Scientific novelty: on the basis of the results of empirical research, the article describes for the first time the relationship between the idea of personal success among university students with the rank structure of value orientations and self-esteem of the individual. In this connection, it is proposed to consider the student's idea of his own success as the basis of personality typology. The fact of the presence of a tendency for the growth of contradictions between traditional values and values of the information society in the minds of a modern student is noted. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities, in the work of the psychological service of the university.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КОХ Марина Николаевна и другие СЕМЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ...

V7TK" ^7? 881 1 I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /Z.eei.l |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0038 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

СЕМЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА © Автор(ы) 2021 SPIN: 7827-9715 AuthorlD: 675309 ORCID: 0000-0001-6838-8396

КОХ Марина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина (350044, Россия, Краснодар, улица Калинина, 13, e-mail: koh_marina@mail.ru) SPIN: 4879-3188 AuthorlD: 691157 ORCID: 0000-0001-6425-1798

СЫСОЕВА Лидия Владимировна, старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина (350044, Россия, Краснодар, улица Калинина, 13, e-mail: l.sysoeva.5@mail.ru) Аннотация. Цель: определение места семьи в структуре представлений о личном успехе у студентов вуза и изучение ранговой структуры ценностных ориентаций, направленности и самооценки студентов с приоритетом семьи в структуре представлений о собственном успехе. Методы: теоретический анализ, эмпирические методы: опросники, математические методы обработки данных. Результаты: при исследовании представлений студентов о собственном успехе выявлена наиболее многочисленная группа студентов, в представлении о собственном успехе которых приоритетное место занимает семья. В качестве контрольной группы в исследовании описана группа студентов, которые связывают свой успех с достижением других целей в жизни. Констатирована связь представлений студентов о собственном успехе и ранговой структуры ценностных ориентаций личности, описаны особенности самооценки студентов, представления о собственном успехе которых связаны с созданием семьи. Научная новизна: на основании результатов эмпирического исследования в статье впервые описана связь представления о личном успехе у студентов вуза с ранговой структурой ценностных ориентаций и самооценкой личности. В связи с чем, в качестве основания типологии личности предлагается рассматривать представление студента о собственном успехе. Отмечен факт наличия тенденции к росту противоречий традиционных ценностей и ценностей информационного общества в сознании современного студента. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности, в работе психологической службы вуза.

Ключевые слова: ценности общества, ценностные ориентации личности, семья как ценность, успех личности, самооценка, индивидуальные различия, ценность познания нового, типология личности.

FAMILY IN THE VALUE ORIENTATION STRUCTURE OF A MODERN STUDENT

© Автор(ы) 2021

KOKH Marina Nikolaevna, Candidate of Psychology, Associate Professor Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina (350044, Russia, Krasnodar, Kalinina street, 13, e-mail: koh_marina@mail.ru) SYSEVA Lydia Vladimirovna, Senior lecturer Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina (350044, Russia, Krasnodar, Kalinina street, 13, e-mail: l.sysoeva.5@mail.ru) Abstract. Purpose: determining the place of the family in the structure of ideas about personal success among university students and studying the rank structure of value orientations, orientation and self-esteem of students with the priority of the family in the structure of ideas about success. Methods: theoretical analysis, empirical methods: questionnaires, mathematical methods of data processing. Results: in the study of students' ideas about their own success, the most numerous group of students was revealed, in whose idea of their own success the family takes priority. As a control group, the study describes a group of students who associate their success with achieving other goals in life. The connection between the ideas of students about their own success and the rank structure of the value orientations of the individual is established, the features of self-esteem of students are described, the ideas about their own success are associated with the creation of a family. Scientific novelty: on the basis of the results of empirical research, the article describes for the first time the relationship between the idea of personal success among university students with the rank structure of value orientations and self-esteem of the individual. In this connection, it is proposed to consider the student's idea of his own success as the basis of personality typology. The fact of the presence of a tendency for the growth of contradictions between traditional values and values of the information society in the minds of a modern student is noted. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities, in the work of the psychological service of the university.

Keywords: values of society, value orientations of the individual, family as a value, success of the individual, self-esteem, individual differences, the value of learning new things, personality typology.

ВВЕДЕНИЕ

В сознании большинства наших современников успех ассоциируется с признанными в обществе достижениями человека. Достижение успеха стало трендом современного общества: информация о том, как достичь успеха в бизнесе, личной жизни становится все более востребованной и ценится в буквальном смысле дорого. В большинстве случаев под словом успех понимают достижение поставленных целей, при этом, результат должен не только приносить удовлетворение самому человеку, но и быть положительно оцененным со стороны общества. К фундаментальным ценностям общества относится семья, разрушение и деформация которой может привести к непредсказуемым последствиям для будуще-

го [1]. Долгое время наличие семьи рассматривалось как критерий успешности. Хотя, результаты последних исследований утверждают, что на сегодняшний день имеет место пересмотр традиционных установок на брак [2]. Представление об успехе является мотивирующим фактором в развитии личности, поскольку первым шагом на пути к достижению успеха становится осознание того, что есть успех. Юношество - это период формирования мировоззрения, жизненных планов личности [3]. От того, насколько у молодого человека будет сформирован собственный когнитивный конструкт успеха, зависит его личностный рост и эффективность в дальнейшем [4,5].

Собственный успех в понимании человека - это всегда достижение собственной цели. Человек, ориентиро-

KOKH Marina Nikolaevna and other FAMILY IN THE VALUE ORIENTATION..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ванный на достижение успеха, как правило, ставит цели, исходя из осознания собственных качеств, поэтому, полагаем, характеристикой личности, связанной с ее представлением о своем успехе является самооценка.

В традициях психоанализа представление об успехе личности соответствует определению механизма удовлетворения инстинктивного влечения в терминах таких категорий как «сублимация», невротический нарциссизм. Согласно позиции Адлера, человек в собственном представлении успешен в том случае, если в результате планирования и управления собственными действиями достиг, и, соответственно, преодолел комплекс собственной неполноценности. В поведенческой психологии идет речь о том, что человек усваивает паттерны успешного поведения в результате викарного научения. А. Бандура говорит об эффективности личности как совокупности переживаний собственного достоинства, самоуважения и компетентности в решении жизненных задач. В гуманистической психологии методологическим основанием в понимании успеха личности является понятие самоактуализации личности как наивысшей потребности человека [6].

Несмотря на разночтения в определении успеха можно выделить некую общность: все авторы связывают успех с достижением цели. Однако, концепции различаются степенью осознанности цели личностью. Максимальное осознание собственного успеха личностью раскрыто в концепциях, объясняющих успех через определение мотивации достижения (Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен) и личностного смысла совершаемых и планируемых действий, исходя из которого он оценивает свои результаты и строит планы (К. Абульханова-Славская, Л. Коган, Л. Анцыферова).

Методологическим основанием изучения представления личности о собственном успехе рассматриваем концепции ученых, предметом исследований которых являются феномены сознания, самосознания личности, а также исследования, посвященные проблеме ценностно-смысловой сферы личности в психологии.

Представление человека о собственном успехе является продуктом осознания мира и себя в мире, поскольку осознание того, что есть для меня успех, начинается с осознания личностью ценностей общества. Человек может представлять свою успешность либо не успешность лишь в контексте своих социальных связей и отношений. Успех - есть достижение цели, а ценности общества - это и есть потенциальные цели, достижение которых личность ассоциирует с собственным успехом. Однако, для того чтобы стать частью когнитивного конструкта успеха личности, ценность должна обрести для человека личностный смысл. Только интериоризированная, воплощенная в личностный смысл ценность обладает регулирующей функцией, указывает направление преобразования действительности субъектом (Л. С. Выготский, А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев) [7, 8].

Формирование личностного смысла ценности, ее ин-териоризация подразумевает пристрастное отношение личности. Человеку свойственно определенным образом дифференцировать ценности общества. Авторы, которые утверждают средовые факторы в развитии ценностей личности говорят о наличии субъективного отношения личности к общепринятым ценностям. В зарубежной психологи Э. Фромм предлагает свою концепцию характера личности на основе представлений о социальном и историческом происхождении собственно человеческих потребностей [9]. Концепция зарубежного автора, наряду с основными положениями отечественных ученых по проблемам ценностно-смысловой сферы и самооценки личности подтверждает наличие индивидуальных различий в представлении о собственном успехе и может служить основанием для оригинальной типологии личности.

В. Н. Мясищев обозначил ценности как осуществляемый в субъект-субъектном взаимодействии план

личностных отношений. Наличие отношения дает основание говорить о пристрастности человека, избирательности в предпочтении одних ценностей другим [10,11]. Избирательное отношение человека к ценностям общества в отечественной психологии фиксируется в понятии «ценностные ориентации личности». Ценностные ориентации - эта система ценностных установок личности, которая характеризует избирательное отношение личности к ценностям. Она составляет определенную, иерархически организованную структуру и определяет направленность личности.

Создание семьи, обретение спутника жизни способствует реализации естественной биологической потребности человека в продолжении рода, человек испытывает желание принадлежать кому-то, быть любимым [12]. Поэтому, те индивиды, которые в качестве успеха рассматривают, прежде всего, создание семьи, отличаются стремлением к взаимодействию, интимному общению.

У. Джеймс был одним из первых, кто описал связь самооценки и успеха личности. Согласно его формуле, самооценка пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям личности. Самооценка во многом зависит от того, как индивид отвечает на вопрос: что есть успех, иметь или быть? Если индивид под словом «успех» имеет в виду «иметь» (власть, популярность, авторитет, материальные ценности, привлекательная внешность), то самооценка ставится в зависимость от обладания этими вещами, которые являются весьма ненадежным основанием самооценки. Если для индивида успех означает «быть» (честным, порядочным, добрым и т.п.), то никто и ничто не сможет ему помешать стать таковым. Ответ на вопрос «быть» или «иметь» во многом определяется ценностной ориентацией личности [13].

На сегодняшний день многие авторы обращаются к проблеме ценностей современной молодежи. По результатам исследований отечественных ученых выявлено, что, ведущим критерием успеха становится богатство, любовь, общественное признание, везение [14-20]. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что в интерпретации успеха молодыми людьми возможность саморазвития даже опережает успех в профессии и материальное благополучие [21]. В отдельных работах идет речь о гендерных особенностях в представлении молодых людей об успешности, доминировании девушек в числе тех, кто ассоциирует свой успех с созданием семьи [22,23]. Результаты изученных нами исследований ценностей современной молодежи неоднозначны, и сводятся к констатации ранговой структуры ценностных, отсутствуют исследования, раскрывающие связи ценностных ориентаций с другими характеристиками личности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью нашей статьи стало определение рангового места семьи в структуре представлений о личном успехе у студентов вуза, сравнительная характеристика особенностей ранговой структуры ценностно-смысловой сферы и самооценки студентов, различающихся представлениями о собственном успехе.

В качестве рабочей гипотезы нашего исследования мы принимаем положение о том, что студенты, чьи представления о собственном успехе связаны, прежде всего, с созданием семьи, отличаются особой ранговой структурой ценностно-смысловой сферы и параметрами самооценки. Самооценка этой части выборки отличается высокими показателями по параметрам, которые способствуют взаимодействию в социуме.

Полагаем, что не только самооценка зависит от понимания индивидом успеха, но и само понимание успеха зависит от самооценки. Человек, ориентированный на достижение успеха, как правило, ставит цели, исходя из осознания собственных качеств. И.С. Кон указывал на то, что представление о цели и способы ее достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях и о самом себе [24].

В качестве респондентов в исследовании приня-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

КОХ Марина Николаевна и другие СЕМЬЯ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ...

ло участие 76 студентов Кубанского государственного аграрного университета: 14 юношей и 62 девушки.

Для определения места семьи в структуре представлений студентов о личном успехе был использован метод ранжирования. Студентам было предложено проран-жировать следующие ценности в зависимости от того, в какой мере они ассоциируются у них с успехом: семья, интеллект, профессия, материальные блага, владение инновациями (компетентность в их потреблении).

Для исследования ранговой структуры ценностных ориентаций студентов была использована методика С. С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности». Для диагностики особенностей направленности личности студентов была использована методика определения направленности личности Смекала-Кучера. Для исследования самооценки студентов была использована методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогу ранжирования студентами предложенных им списка ценностей: семья, интеллект, профессия, материальные блага, владение инновациями (компетентность в их потреблении) были получены следующие результаты: 53 % испытуемых на первое месте в списке представлений о личном успехе разместили семью, у 24 % испытуемых на первом месте в списке представлений о личном успехе указан интеллект, 10 % испытуемых на первом месте в списке представлений о личном успехе поместили профессиональные достижения, 10 % испытуемых на первом месте в списке представлений о личном успехе указали материальные блага, 3 % испытуемых на первом месте в списке представлений о личном успехе указали владение инновациями (компетентность в их потреблении).

Группа студентов, у которых приоритетное место в структуре представлений о личном успехе заняла семья, была нами обозначена как «Мой успех - семья», а респонденты, не вошедшие в вышеуказанную группу, были объединены в группу, названную нами «контрольная группа».

На следующем этапе нашего исследования мы изучили ранговую структуру ценностных ориентаций вышеуказанных групп. Согласно полученным результатам, ранговая структура ценностных ориентаций респондентов исследуемых групп в большей мере отличаются степенью приоритета ценностей. Ценность «признание и уважение людей и влияние на окружающих» в группе: «Мой успех - семья» оказалась доминирующей для 50% испытуемых, а в контрольной группе лишь для 15%; ценность «приятное времяпрепровождение, отдых» в группе: «Мой успех - семья» является доминирующей лишь для 30% испытуемых, а в контрольной группе для 55% испытуемых; ценность «любовь» в группе: «Мой успех -семья» оказалась доминирующей для 20% испытуемых, а в контрольной группе лишь для 10%; ценность «познание нового в мире» в группе: «Мой успех - семья» оказалась доминирующей для 5% испытуемых, а в контрольной группе для 25%. Таким образом, респонденты, которые связывают свой успех в жизни, прежде всего с созданием семьи в большей степени ценят признание, и уважение людей, и свое влияние на окружающих, любовь. В то время как респонденты, чьи представления об успехе в меньшей мере связаны с созданием семьи, в большей степени ценят отдых и познание нового.

В структуре ценностей ранговое место ценностей: «помощь и милосердие», «материальное состояние», «наслаждение прекрасным», «здоровье», «высокий социальный статус», «социальная активность», «общение» у респондентов обеих групп заняли равнозначные позиции.

Исследование личностной направленности студентов и сравнение распределения испытуемых обеих групп по показателям: направленность на себя, направленность на взаимодействие, направленность на задачу были

получено следующее распределение показателей направленности личности у респондентов группы «Мой успех - семья»: направленность на себя - представлена у 45% испытуемых, направленность на взаимодействие - у 30% испытуемых, направленность на задачу - у 25% испытуемых. Распределение показателей контрольной группы соответственно 50%, 18%, 32%. Таким образом, респонденты группы «Мой успех - семья» отличается выраженностью направленности личности на взаимодействие.

Для исследования самооценки респондентов испытуемым было предложено оценить по 100-бальной шкале уровень развития у себя качеств: здоровье, ум, характер, авторитет у сверстников, умение делать что-то руками, внешность, уверенность в себе. В группе: «Мой успех - семья» 50% испытуемых дали себе самую высокую оценку по показателю «здоровье», а в контрольной группе дали себе самую высокую оценку по показателю «здоровье» лишь для 15% испытуемых. В то же время, 50 % испытуемых контрольной группы дали себе самую высокую оценку по шкале «интеллект».

Таким образом, студенты, которые склонны выбирать путь к успеху, прежде всего, через создание семьи по сравнению с контрольной группой в большей степени оценивают себя как здоровые. При этом, участники контрольной группы в большей мере считают себя умными, что соответствует результатам исследования ценностного профиля исследуемых групп по методике С. С. Бубнова «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности»: ценность «познание нового в мире» в группе: «Мой успех - семья» оказалась доминирующей лишь для 5% испытуемых, а в контрольной группе для 25%.

ВЫВОДЫ

Исследование представлений студентов о собственном успехе, сравнительная характеристика особенностей ранговой структуры ценностно-смысловой сферы и самооценки студентов, различающихся представлениями о собственном успехе свидетельствует о том, что свой успех современные студенты связывают, прежде всего, с созданием семьи. Ценностный профиль студентов в достижении успеха ориентированных на семью отличается приоритетом ценности признания и уважения людей и собственного влияния на окружающих, ценности любви в сочетании с низкими показателями ценности для них приятного времяпрепровождения, отдыха и познания нового в мире. Высокая самооценка своего здоровья и способность к практическим умениям у студентов, ориентированных в достижении успеха на семью сочетаются с низкой, по сравнению с другими показателями самооценки, оценки своей внешности и умственных способностей.

На наш взгляд, полученные результаты исследования не могут быть оценена однозначно. Ориентация большинства студентов в достижении успеха на семью, то есть, приверженность традиционным ценностям обеспечивает стабильность и социальный порядок в обществе. Однако, низкий показатель ценности познания нового для этой части выборки означает в будущем для них недостаточную конкурентоспособность в современном информационном обществе, поскольку владение информацией на сегодняшний день рассматривается важнейшим ресурсом личности. Следовательно, в современном обществе явно существует тенденция к тому, что человек вынужденно должен будет расставаться с традиционными ценностями, поскольку они вступают в противоречие с ценностями нового информационного общества: владение информацией, новыми технологиями. Существующие различия в представлении студентов о своем успехе и связь этого феномена сознания с другими характеристиками личности позволяет говорить о возможности выделения различных типов личности в зависимости от представлений о собственном успехе. Развитие технологий, рост актуальности научного знания

KOKH Marina Nikolaevna and other FAMILY IN THE VALUE ORIENTATION...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

в обществе будет усиливать эту тенденцию. Дальнейшие исследования по проблеме, расширение выборки испытуемых, используемых методик и списка статистических методов анализа данных позволит создать надежное эмпирическое основание типологии личности по критерию представления о собственном успехе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мерзлякова С. В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: монография / С. В. Мерзлякова. — Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011.

2. Карташова Т. Е. Динамика и структура брачно-семейных установок современной молодёжи / Т. Е. Карташова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Выпуск № 132 / 2011. - С. 12-13.

3. Усынина Н. И. Определение сущности понятия «молодежь» / Н. И. Усынина // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. - 2013. Вып.1. - С. 26—28.

4. Кох М.Н. Ценностно-смысловой компонент в структуре конкурентоспособности личности студента /М. Н. Кох, Л. В. Сурженко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. №3 (28). - С.133-137.

5. Луговский В. А. Психологическая готовность к профессиональной деятельности как основа конкурентоспособности выпускника вуза / В. А. Луговский, Л. В. Сурженко, М. Н. Кох // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. Т.24. №1. - С.65-69.

6. Галюк А. Д. Особенности представлений молодежи о жизненном успехе в современной России : автореф. дис. ... канд. социологических наук : 22.00.06/ Галюк Алена Дмитриевна. - Екатеринбург, 2004. - 22 с.

7. Кох М.Н. Личностные особенности принятия педагогом ответственности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07/ Кох Марина Николаевна. - Краснодар, 2009. - 24 с.

8. Кох М.Н. Личностные особенности принятия педагогом ответственности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : защищено 24. 10. 2009 : утв.19.02.2010 / Кох Марина Николаевна. — Краснодар, 2009. -181 с.

9. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психол.обозрение.1998. №1. С.13-25

10. Сурженко Л.В. Ценности личности: философский и психологический анализ //Научный журнал КубГАУ. № 65 (01),2011 г. [электронный ресурс].

11. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности: Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С.35-38.

12. ВасючковаЕ.С. Мотивация вступления в брак/ Е.С. Васючкова // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых (29-30 ноября 2012 г.). Раздел II. Социологические и политологические исследования / Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2012. — С.56-60

13. Топал Ю. Самооценка как психологический фактор формирования правового сознания студентов / Ю. Топал // Univers Pedagogic. -2015. - №1(45). - C. 34-41.

14. Коваленко А.А. Представления об успехе в российском обществе [Электронный ресурс] / А.А. Коваленко, Ю.В. Погребняк // «Молодые ученые - здравоохранению». Философия «Представления об успехе в российском обществе» : 78 Студ. межрегион. научн.-практ. конф. — Саратов : Саратов. ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России. 2017. — Режим доступа : https://medconfer.com/node/13099.

15. Вишневский В.Р. Студент 21 века - социокультурная динамика /В. Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. -2011. - № 12. — С. 79-81.

16. Пантелеева В.В., Дубинчук Д.М. Характеристики жизненной перспективы личности в контексте планирования карьеры и профессионального самоопределения // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 69-73.

17. Назарова О.М., СайфетдиноваМ.К., Гарькин И.Н., Антошкин Д.И. К вопросу о траекториях карьеры выпускников направления подготовки по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 4 (48). С. 204-209.

18. Кметь Е.Б. Многоуровневый образ успешного выпускника вуза в разрезе мнений старшеклассников и студентов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 154-156.

19. Иванова Т.Н., Просветова О.К. Социологический анализ процесса социализации личности в различных теоретических перспекти-вах//Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 139-143.

20. Легчилина Д.П. Диагностика карьерных ориентаций как ценностного компонента профессиональной деятельности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 119-122.

21. Гаранина Ж. Г. Компетентность в структуре личностно-про-фессионального саморазвития специалистов социономической сферы: монография / Ж.Г. Гаранина — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. —136 с.

22. Иовенко Е. Ю. Гендерные особенности ценностных ориента-ций студентов / Е. Ю. Иовенко : //Молодой ученый. - 2012. - № 11

(46). - С. 355-357. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/46/5577.

23. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского Государственного Университета. - 2012. - №4(20), вып. 1. - С. 15.

24. Кон И.Г. Категория «Я» в психологии. Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия /Кон И.Г., Кон И.С., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «Бахрах — М», 2000. - С. 15-33.

Статья поступила в редакцию 02.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.