ределённость. Именно душа выступает внешним показателем наполненности духовности. Характер душевных состояний, внутренняя энергий-ность, переживание нравственно-этических и эстетических аспектов бытия, стремление к любви, сопричастности, сопереживанию проявляются во внешней активно-деятельной позиции человека. Эта диалектика, в свою очередь, определяет аксиологический аспект как доминирующий в духовном мире человека и общества. В процессе духовного становления происходят одухотворение природных сил человека, формирование морали, поиск, познание и реализация им своих возможностей, сознательное созидание и взращивание своей индивидуальности. Духовность как способ бытия в целом открывает человеку доступ к вере, любви, совести и чувству долга. Она указывает человеку, что есть подлинно главное в его жизни.
Литература
1. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1975. - 550 с.
2. Вундт В. Очерки психологии. - М.: Московское книгоиздательство, 1912. - 300 с.
3. Гальперин П. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 330 с.
4. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.
5. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.
6. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
7. Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с дат., сост. и ред. С.А. Исаева. - М.: Республика, 1993. - 382 с.
8. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1983. - 686 с.
9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. 1. - М.: Искусство, 1992.
- 656 с.
10. Начала христианской психологии / Б.С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьёв. - М.: Наука, 1995. - 234 с.
11. Оксфордский иллюстрированный энциклопедический словарь: в 9 т. Т. 7 / пер с англ., ред. Р. Хоггарт. - М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2000. - С. 78-79.
12. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология / Г. Спенсер. Основания психологии. Т. Циген. Физиологическая психология в 14 лекциях. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 560 с.
13. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. / общ. ред. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 1994. - 528 с.
14. Плотин. Избранные трактаты. - Минск: Харвест; -М.: АСТ, 2000. - 319 с.
15. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. - 1994. - № 5. - С. 21-38.
16. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: избр. ст. позд. периода творчества. - М.: Высшая школа, 1991. - 190 с.
17. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527с.
Штумпф Светлана Петровна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, e-mail: stumpf@kspu.ru.
Shtumpf Svetlana Petrovna - candidate philosophical sciences, docent of department philosophy and sociology at Krasnoyarsk State Pedagogical University V.P. Astafiev, Krasnoyarsk, e-mail: stumpf@kspu.ru.
УДК 101.1:316 + 159.9
М.В. Сёмина
СЕМЬЯ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Семья представлена в статье как сложная, открытая, неравновесная система, элементы которой находятся в динамических связях и отношениях. Системно-синергетический подход в исследовании семьи дает возможность преодолеть понимание динамики семьи как линейного и причинного процесса и подойти к рассмотрению процессов, происходящих в семье, как взаимовлияющих и взаимообуславливающих.
Ключевые слова: семья, теория систем, системный подход, механизмы развития семьи, синергетика, семейные ценности, динамика семьи, жизненный цикл семьи, удовлетворенность браком, работа с семьей.
M.V. Syomina
FAMILY FROM THE POINT - NY APPROACH
The family is represented in the article as a complex, open, non-equilibrium system, elements of which are located in the dynamic connections and relationships. System-under-run synergy in the exploration of the family makes it possible to overcome the understanding of family dynamics as a linear and causal process and approach to the consideration of the processes occurring in the family, as interdependent.
Keywords: family systems theory, systems approach, mechanisms for Family Development, Synergetics, family values, family dynamics, family life cycle, satisfying rennost marriage, work with the family.
В современной науке существуют две основные теоретические позиции в осмыслении семьи. Согласно первой, семья - это малая социальная группа, обладающая специфической структурой и функциями и объединяющая индивидов, имеющих общие интересы. Семейный контекст при этом рассматривается как среда социализации (Дж.Уотсон, К.Халл, К.Спенс, Дж.Доллард и др.) или как сфера развития личности (Э.Шнейдер, Г.Закс, О.Ранк и др.). Согласно другому подходу, родоначальником которого является Д. Джексон, семья рассматривается как целостная система. Основателем изучения семьи как системы также считают Л. Берта-ланфи, учение которого позволило выделить признаки семейной системы в контексте общей теории систем [2]. Актуализируем основные положения теории:
- система как целое больше, чем сумма ее частей;
- воздействие на систему извне влияет на каждый элемент внутри нее;
- изменение в одной части системы отражается на других ее частях.
С. Кратохвил, комментируя положения общей теории систем, особое внимание обращает на «вопросы целостности и организации систем, динамического взаимодействия подсистем,
взаимодействия системы с окружающей средой, гомеостаза и эффекта обратных связей» [10, с. 164]. Продолжая его мысль, А.Я. Варга отмечает, что «семья - это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом» [3, с. 60].
Сегодня системный подход к изучению брачно-семейных отношений особенно востребован. Е.В. Антонюк, Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, традиционно рассматривая семью как общность (Е.В. Антонюк) и семью как малую группу (Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман), уходят от поиска ведущей деятельности семьи к рассмотрению системы жизнедеятельности семьи. Исследователи углубляют представления о семье, признавая за ней системную организацию [4]. О.С. Сермягина подчеркивает методологическую важность изучения семьи как целостного феномена. А.З. Шапиро в своих работах рассуждает о семье как о системе межличностных отношений.
А.И. Захаров предлагает рассматривать семью как динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. Т.И. Дымнова характеризует семью как эволюционно сформированную, саморегулирующуюся, самовоспроизводя-щуюся функциональную систему.
Семья как живой организм постоянно обменивается информацией и энергией с окружающей средой, отмечают С.Минухин и Ч.Фишман. Это открытая система, элементы которой взаимодействуют друг с другом и с внешними институтами, такими как образовательные учреждения, производство, церковь, СМИ, государство и др. Особенностью взаимодействия является его взаимонаправленность.
Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов. Опираясь на труды Э.Г. Эйдемиллера, И.В. Добрякова, И.М. Никольской и др. [17, с. 20-29], представим основные из них:
- структура семейных ролей как предписание и ожидание от членов семьи определенных желаний, целей, убеждений, чувств, установок, ценностей и действий. С позиций системного подхода роли должны соответствовать ряду требований: быть цельными, соответствовать возможностям индивида, удовлетворять эмоциональные и прочие потребности личности. Ю.Е. Алешина, А.Б. Холмогорова и др. авторы считают, что в нормально функционирующих семьях структура семейных ролей целостна, динамична и имеет альтернативный характер;
- семейные подсистемы как локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность (М. Николс, С. Минухин, Ч.Фишман);
- семейные границы как правила, определяющие выполнение предписаний в определенном аспекте семейной жизни. Внешние границы семьи в норме способствуют формированию идентичности семьи, внутренние границы структурируют ее психологическое пространство. В здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. Признаком дисфункциональности семьи являются жесткие или размытые границы;
- семейные правила как основания, на которых строится жизнь семьи. Правила бывают гласными и негласными, культурно заданными и уникальными, ригидными и гибкими (А.Я. Варга и др.) Их совокупность составляет систему семейных взаимоотношений, именуемой стандартами взаимодействия;
- стандарты (стереотипы) взаимодействия как устойчивые способы поведения членов семьи, часто повторяющиеся поступки и сообщения. Совокупность стандартов взаимодействия составляют семейные коммуникации. Существуют саногенные (оптимальные) и патогенные (дест-
руктивные) стандарты семейного взаимодействия;
- семейные мифы (образ семьи, образ «Мы», семейное кредо, согласованные ожидания и т.д.) как сложные семейные знания, неосознаваемое соглашение между близкими (А.Ферейра, Т.М. Мишина и др.). Семейный миф включает в себя согласованные селективные идеализированные представления о характере взаимоотношений в семье, камуфлирующие имеющиеся в семье конфликты и неудовлетворенные потребности и создающие публичный образ семьи. Передаваясь из поколения в поколение семейный миф трансформируется в семейную историю;
- семейная история (тема, сценарий) как специфическая, эмоционально окрашенная проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт (М.Боуэн). Теория семейной истории положена в основу концепции патологизирующего семейного наследования Э.Г. Эйдемиллера;
- семейные стабилизаторы как параметры семьи, придающие ей прочность и стабильность (например, место проживания, общие ценности, традиции и ритуалы семьи, совместные занятия и развлечения, а также в некоторых случаях проблемы и болезни членов семьи). Стабилизаторы бывают функциональными и дисфункциональными. В саморегулирующейся семейной системе стабилизаторы обновляются по мере развития семьи, в дисфункциональной - проявляют ригидность.
В рамках системного подхода А.Г. Лидерс рассматривает семью «как социальную систему, объединяющую группу людей и их взаимоотношения, то есть это комплекс элементов и свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом» [11, с. 30]. Семья является открытой системой, демонстрирующей различные способы взаимодействия. С одной стороны, это внутреннее взаимодействие ее членов друг с другом, с другой, - семьи с окружающими биологическими и социальными системами. Наличие возникающих обратных связей обусловливает важное свойство семейной системы - ее постоянное развитие.
Согласно современной концепции семейной психотерапии, семья как система функционирует согласно двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза отражает стремление системы сохранить свое положение, обеспечить стабильность ее основных параметров. Согласно закону развития, семья должна пройти свой цикл, освоить последовательность смены событий и стадий. Интегративными параметрами семейной системы являются спло-
ченность и гибкость семьи (Г.М. Андреева, А. и Б.Лотт, Д.Картрайт, Д.Олсон, А.В. Петровский,
А.Г. Лидерс и др.). Сплоченность семьи определяет ее способность противостоять естественным стрессогенным факторам при прохождении различных стадий жизненного цикла, а также адекватность реакции семьи на вертикальные стрессоры, отмечает О.А. Карабанова [6, с. 119]. Под сплоченностью семьи понимается также степень эмоциональной связи между ее членами (континуум от эмоциональной зависимости до автономности и дистанированности друг от друга). Семейная гибкость - это показатель «способности системы приспосабливаться, изменяться под действием стрессоров», проявлять качества гибкости - ригидности, - пишет А.В. Черников [18, с. 39]. Комбинации этих показателей дают сбалансированные (структурированный и гибкий) и несбалансированные (экстремальные) уровни развития семейных систем. Системы структурированного типа отличаются чертами демократичного руководства, стабильностью ролей и семейных правил с возможностью их обсуждения. Гибкий тип семейной системы характеризуется открытостью коммуникаций, эгалитарным распределением ролей и демократичным лидерством, отмечает А.Г. Лидерс [11, с. 32]. Значимым индикатором функционирования семейной системы является удовлетворенность браком, считает С.И. Голод, понимая данный феномен как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Т.В. Андреева, с опорой на исследования Т.А. Гурко, систематизировала факторы удовлетворенности браком следующим образом:
1) социально-демографические и экономические характеристики семьи (величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, количество детей в семье);
2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов (профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением);
3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности (распределение ролей и обязанностей и совпадение с ними ожиданий);
4) характеристики межсупружеских отношений - чувство любви и уважения к партнеру, общность взглядов и интересов, супружеская верность и др. [1, с. 45-47].
Важной инновационной составляющей системной методологии в исследованиях семьи служит, на наш взгляд, синергетический подход. Синергетика, являясь направлением междисци-
плинарных исследований, изучающим явление самоорганизации, по мнению Г. Хакена и его последователей, позволяет выйти на новый уровень системности видения мира и изучаемых явлений [6; 9; 10;15].
За рубежом синергетика активно развивается научными школами И.Пригожина, Г.Хакена, Э.Ласло, М.Эйгена, Ф.Варелы и др. В отечественной науке ее развитие связано с именами В.Г. Буданова, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, Г.И. Рузавина, С.В. Уманского, В.Е. Клочко и др. Синергетический подход, вслед за авторами, определяется нами как постнеклассическое междисциплинарное направление исследований открытых неравновесных и нелинейных систем (брак, семья) с целью изучения процессов их самоорганизации и саморазвития.
Обогащение системного подхода в изучении брака и семьи идеями синергетики смещает акценты с феноменологической, результативной на динамическую, процессуальную область исследования брачно-семейных отношений.
Взгляд на семью как неравновесную, неустойчивую, самоорганизующуюся систему становится востребованным многими авторами. Предметное поле синергетики составляют динамические процессы, протекающие в природных и социальных системах. Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «аттрактор» [9].
С.В. Уманский с опорой на четыре ключевые идеи синергетики: эволюцию, самоорганизацию, открытость системы и нелинейность характеризует семью как открытую биопсихосоциальную систему, представляющую собой совокупность взаимосвязанных элементов (например, членов семьи, диад, коалиционных треугольников, подсистем), объединенных функциональной целостностью, единством цели [13]. Свойства семейной системы не сводятся только лишь к сумме свойств элементов. Изменение любого элемента системы сказывается и на других ее элементах, и на всей системе. Открытость семейной системы означает наличие в ней источников и стоков обмена веществом, информацией, энергией (ресурсами) с окружающей средой. С синергетической позиции идея нелинейности предполагает многовариантность и альтернативность путей эволюции, ее постоянно изменяющийся темп и необратимость.
Динамика ценностно-смысловых координат образа мира взаимодействующих в браке людей, характеризующаяся их сближением, является
одним из факторов успешного функционирования семейной системы. Данная динамика проявляется в качественных и количественных изменениях ценностных координат жизненных миров взаимодействующих супругов, отражая тем самым усложнение системной организации общих семейных ценностей. Фактором, определяющим устойчивость семейной системы, является сознательное стремление супругов взаимодействовать в режиме постоянного развития. Согласно системному подходу, опирающемуся на положения синергетики, взаимодействие обладает порождающим эффектом (А.Н. Аверьянов, Е.Н. Князева, В.Е. Клочко, А. А. Митькин,
В.С. Степин, К.Майнцер). Так, взаимодействие супругов как равноправных партнеров порождает семью, «живую общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней противопоставленности» (В.И. Слободчиков). Результатом этого единения, общности, строящейся во взаимодействии двух людей, является «организованное и дифференцированное целое» (Б.Ф. Ломов), «общий фонд ценностей» (Л.И. Анцыферова), «производство индивидами их общего» (А. В. Петровский), «превращение состояния в их общее достояние» (М.С. Каган), «идеальный продукт взаимных усилий» (К.А. Абульханова-Славская), создание «пространства совместимости» (Н.В. Бариленко), «своеобразная новая реальность, являющаяся неким общим пространством для взаимодействующих сторон» (Ю.В. Трофимова). Взаимодействие имеет свой порождающий эффект, результатом которого является «новая реальность, новая онтология совместного бытия двух противоположных начал в едином», - констатирует В.Е. Клочко [7, с. 141]. И.Ф. Дементьева, И.С. Кон, А.Г. Лидерс также отмечают, что объединение людей в браке связано с естественной перестройкой их индивидуальных ценностей и становлением системы общих семейных ценностей.
Молодая семья является неустойчивой, как и все искусственные системы. Ее динамика отличается интенсивной флуктуацией составляющих систему элементов. Сверхсильные отдельные флуктуации или их комбинации могут разрушить образованную систему. Подобный эффект в психолого-педагогической литературе обозначен С.Кратохвилом как кризис первичной адаптации к браку [10, с. 244]. Задачей психолога, педагога, работающего с семьей на этом этапе, является придание ей устойчивости, формирование и становление ее внутреннего единства как системы, определяющей готовность супру-
гов и их способность к реализации процессов развития.
С точки зрения синергетики, считает С.В. Уманский, жизненный цикл семьи не является детерминированной последовательностью событий, обусловленных причинно-следственными связями, а скорее наоборот, связан с неопределенностью и возможностью выбора [13]. Жизнь семьи полна случайных, незапрограммирован-ных событий, способных кардинально изменить траекторию движения семьи. Согласно синергетическому подходу, жизненный цикл семьи включает в себя эволюционные (стабильные) и бифуркационные (кризисные) фазы развития. Период эволюционного развития семьи характеризуется актуализацией детерминантных отношений между ее членами, единством в достижении целей, отсутствием неразрешимых конфликтов, удовлетворением жизненно важных потребностей членов семьи. В результате целенаправленной совместной деятельности и общения достигается стабильность развития семьи, что выводит субъективную оценку супругами качества их брака на ось благополучия. Бифуркационный период, напротив, характеризуется непредсказуемостью дальнейшего развития. В это время контроль членов семьи над управлением семейной ситуацией ослабевает (или утрачивается) и усиливается влияние фактора случайности. Отношения в паре становятся конфликтными, стабильность семьи находится под угрозой. Субъективно бифуркационный этап воспринимается супругами как неблагополучный, напряженный период жизни.
В жизненном цикле семьи эти периоды последовательно сменяют друг друга под влиянием нарастания неравновесия (несоответствия) в когнитивной и эмотивной сферах членов семьи. Если рассматривать супругов как составляющие элементы системы «семья», то в онтогенезе каждого также прослеживаются периоды устойчивого постепенного развития и кризисные периоды, когда роль внутренней кумуляции или случайности в выборе человеком жизненной альтернативы становится фундаментальной. В случае личностного кризиса подсистема (член семьи) деформируется, становится неконгруэнтной остальным подсистемам, что отражается на функционировании системы в целом. Данный вариант динамических изменений семьи описан Л.Б. Шнейдер как ассимиляция, обратная активность системы по отношению к ее члену обозначена автором как аккомодация [16, с. 135].
В.И. Шаповалов сформулировал правила управления синергетическими системами, суть
которых в зависимости порядка в системе от меры ее открытости [15]. Регулируя выделенный показатель, можно влиять на увеличение или уменьшение порядка в системе. Так, увеличение степени ее открытости будет соответствовать возникновению нового, более высокого критического уровня организации, увеличению порядка в системе, преобладанию процессов упорядочения и самоорганизации. Если требуется уменьшить порядок в системе, то необходимо уменьшить степень ее открытости. Специалисты, работающие с семьей, солидарны в том, что семьи, испытывающие кризис, нуждаются в увеличении, в разумных пределах, степени открытости семейных границ, что усиливает прогрессивные тенденции в брачно-семейной организации.
Динамика семьи является основным механизмом, который обеспечивает возникновение новых свойств и качеств в отношениях между членами сложившейся семьи. Е.Г. Силяева, си-нергетически осмысливая действие основных законов семейной системы - закона гомеостаза и закона развития, выделяет интегрирующую функцию семейной структуры, которая «в пространственно-временной и информационноэнергетической координатах связывает особенности социального окружения семьи и личностные особенности ее членов, в многообразии их взаимодействия» [12]. Автор обозначает трехуровневые функциональные структуры для актуального, текущего и длительного времени семейных отношений. Системное рассмотрение функциональных структур социума и семьи с позиций общего делает возможным описание базовых функций их взаимодействия: регулятивной, функции отражения и функции интеграции- дифференциации. Основными понятиями, которыми оперирует Л.Г. Силяева, являются «отношения в семье» (равновесные, устойчивые, с оптимальным уровнем активности и неустойчивые, с низким уровнем активности), «энергетический уровень активности» индивидуумов или внешних воздействий, «состояние неравно-весности» новообразования в семейной системе. Автор описывает несколько этапов формирования новообразований в семейной системе. На первом этапе происходит зарождение новообразования в форме динамического опорного ядра. Его суть составляют психические процессы (свойства), проявляющиеся в конкретной ситуации или деятельности. Энергетическое состояние системы при этом неравновесно, высокоактивно. На втором этапе новообразование становится более выраженным за счет повторения
психических состояний и их центрирования в пределах повторяющейся деятельности. Это функция длительных неравновесных низкоэнергетических состояний. На третьем этапе сформированное новообразование становится активным, репродуцируя другие психические состояния. Энергетическое состояние системы может быть при этом как равновесным, так и неравновесным, в зависимости от согласованности векторов развития существующих элементов системы и возникающих вновь.
С позиций синергетики у каждой семьи потенциально существует множество путей развития, но не все они принимаются ее членами. Поддерживаются только те, что потенциально приемлемы и отвечают собственным тенденциям членов семьи в данной социальноэкономической и природной среде. В качестве аттракторов (идеальной модели) развития семьи выступают сценарии будущего, план семейных отношений, представляющие собою спектр целей эволюции и определяющие жизненный путь семьи. Эволюция семьи, таким образом, формируется из будущего.
Задача специалиста-практика в работе с семьей состоит в достижении конгруэнтного взаимодействия с конкретной семьей, установлении с членами семьи особых отношений, предполагающих внимание к личности каждого из них в соответствии с индивидуальными особенностями переживания кризиса семьи, учете их пожеланий и ожиданий [3;17;18].
Таким образом, применение системносинергетического подхода в исследовании брачно-семейных отношений дает возможность преодолеть понимание динамики семьи как линейного и причинного процесса и подойти к рассмотрению процессов, происходящих в семье, как взаимовлияющих и взаимообуславливаю-щих. Данная позиция является основой развития современной фамилистики, а также социальной философии и педагогики.
Литература
1. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. - СПб.: Речь, 1998. - С. 290.
2. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем / Под ред. В.Н. Садовского, Э. Г. Юдина. - М.: Наука, 1969. - С. 278.
3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. -СПб.: Речь, 2001. - С. 244.
4. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-
психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1985. - №
4. - С. 10 - 20.
5. Дульнев Г.Н. Роль синергетики в формировании нового мышления. - // Мир Огненный. - 1997. - №3/14/. - С. 32-36.
6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие / О.А.Карабанова. - Самара: Изд-во СИ-ОКПП, 2001.- С. 350.
7. Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда: Изд-во КГУ, 1987. - С. 94.
8. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: ТГУ, 1999. - С. 154.
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем. [Электронный ресурс].
- URL: http://keldysh.ru.
10. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: Медицина, 2001. - С. 335.
11. Лидерс А.Г. Семья как психологическая система.-М.-Обнинск: Социальные науки, 2004. - С. 296.
12. Силяева Е. Г. Методология синергетики в исследовании процесса социализации личности. Синергетика и образование. - М.: Наука, 2000. [Электронный ресурс]. -URL: www.edu.of.ru.
13. Уманский С.В. Психологическое консультирование и психотерапия семьи с позиций синергетики. [Электронный ресурс]. - URL: http://kgsu.ru.
14. Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 406 с. [Электронный ресурс]. - URL: http:// mirknig.com.
15. Шаповалов В.И. Общие вопросы управления синергетическими системами: матер. междун. науч. конф. «Системный синтез и прикладная синергетика ССПС - 2006». Сб. докладов. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. - С. 171-173.
16. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. - С. 512.
17. Эйдемиллер Э.Г. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2003. - С. 333.
18. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. - М.: КЛАСС.- 2001.- С. 95.
Семина Марина Викторовна - кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры психологии образования ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, e-mail: semina-67@mail.ru.
Syomina Marina Viktorovna - the candidate of pedagogical sciences, Ph.D, associate professor of educational psychology of Zabaikalsky State Humanitarian and Pedagogical university named after N.G. Chernyshevsky, Chita, email: semina-67@mail.ru.