СЕМЬЯ. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТРУКТУРА, ПРОБЛЕМЫ
© Семенова Л.В.*
МАДОУ д/с № 16 КГО, г. Камышлов
В статье рассматриваются понятие, виды, структура семьи, проблемы современной семьи. Представлена классификация видов семей.
Ключевые слова семья, виды семей.
За историю человечества сложилось два направления воспитания будущего поколения: семейное и общественное. Каждое из этих направлений, представляет социальный институт воспитания и обладает своими ресурсами в формировании личности ребёнка.
Базой семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, за счёт которого у детей формируется отношение к себе, что его чувство самоценности. Признанно, что собственный пример родителей, их личностные особенности в большей степени определяют эффективность воспитательной функции семьи.
Семья - общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства; она как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особо значимую роль как общественном развитии в целом, так и в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации [1, с. 5].
В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни.
Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медиков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
Воспитатель.
Педагогические науки
59
Современный социолог Энтони Гидденс более широкое определение: семья - это ячейка общества, состоящая из людей, которые поддерживают друг друга социально, экономически или психологически либо идентифицируют друг друга как поддерживающую ячейку.
Польский ученый Ян Щепаньский даёт следующее определение семьи как особой малой социальной группы. Семья - это группа, состоящая из лиц, связанных отношениями супружества и отношениями между родителями и людьми [3, с. 140].
Американский социолог Джон Масионис делает акцент на семье как социальном институте. Семья - это социальный институт, представленный во всех обществах, объединяющих людей в группы, чтобы те смогли сообща растить и воспитывать детей. Синоним к семейным узам выступает родственно-социальная связь, основанная на кровных, брачных узах или установленная в результате усыновления или удочерения [4, с. 150].
Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
В течении многих столетий в саму суть понятия «семья» каких-либо значительных изменений не вносилось.
Виды семей
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации.
По составу выделяют:
- нуклеарную семью - она состоит из мужа, жены и их детей, живущих вместе с родителями;
- пополненную семью - она является увеличенным и составным союзом: супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например, бабушки, дедушки, дяди, тёти, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
- смешанную семью - «перестроенная» семья, образовавшаяся вследствие брака разведённых людей. Включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
- семью родителя-одиночки - хозяйство, которое ведётся одним родителем из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Д. Леви, 1993).
Пополнённую семью отечественные психологи чаще называют расширенной. Антонов Ф.И. и Медяков В.М. выделяют по составу:
Нуклеарные - семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений;
Расширенные семьи - объединяющие две или более нуклеарные семьи с общим домохозяйством и состоящие из трёх или более поколений.
60
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
По данным наших исследователей, классификацию семей следует представить таким образом.
1. Нуклеарная семья (родители и их дети).
1) Малодетный тип семьи с супружеским ядром - классическая, или типовая форма семьи. Тенденция последнего времени - относительное уменьшение семей данного типа за счёт увеличения числа неполных семей.
2) Семья с несколькими детьми, построенная на основе брака. В настоящее время таких семей около; 4 % - с тремя детьми и 1 % - с большим количеством детей.
3) Вариантами первых двух типов являются смешанные, или перестроенные, в которых есть супружеское ядро, но для детей один из родителей является не родным.
2. Семьи осколочного типа, первоначально строившиеся на супружеской основе.
1) Семьи типа «родитель - ребёнок (или дети)» оставшиеся неполными: ввиду смерти кого-то из супругов или из-за развода супругов.
2) Неполные семьи (вследствие разрушения прежней семьи), в которых мать состоит в сожительстве с мужчиной, не являющемся отцом детей.
3) Сироты, лишившиеся родителей, причем первоначально семья строилась на основе брака.
4) Ребёнок и прародители (обычно одна бабушка). Звено родителей по разным причинам отсутствует.
3. Материнские семьи.
1) Мать, не состоящая в браке, и её дети. Часто такие семьи преобразуются в матрилинейные («вертикального типа»); прамать (бабушка) - мать - ребёнок
2) Мать с ребёнком состоит в конкубинатном союзе с его отцом, который частично содержит и опекает своего внебрачного ребёнка, но при этом является законным супругом другой женщины.
3) «Гражданский брак» матери с родным отцом ребёнка. В данном случае у ребёнка есть мать и отец, не состоящие в законных супружеских отношениях.
4) «Гражданский брак матери» с мужчиной, не являющимся отцом её внебрачного ребёнка. Формально такая женщина считается матерью-одиночкой, однако состоит в фактическом браке иногда в течении длительного периода.
5) Мать, не состоящая в браке, и ребёнок под опекой.
4. Супружеские семьи (бездетные по разным причинам - возможно, это временный этап существования будущей семьи с детьми).
5. Расширенный тип семьи (многопоколенный).
Педагогические науки
61
1) Расширенная классического вида - три поколения проживают вместе и ведут общее хозяйство, а также совместно воспитывают детей. Как правило это происходит на территории родительской семьи жены.
2) Расширенный тип семьи как фактическая форма существования нук-леарной семьи - малодетная и могодетная нуклеарные семьи часто функционируют в условиях расширенной семьи в двух жилищах.
3) Семьи с матрилинейной родовой структурой. Семьи такого типа являются кризисными, так как с трудом справляются с воспитание детей. Как правило они образованы материнским родом, причем на некоторых уровнях «супружеские ядра» присутствуют, а на некоторых полностью отсутствуют.
Мы, считаем, что данная классификация наиболее полно раскрывает состав современных российских семей, здесь учитываются параметры полноты семьи, числа детей, количества поколений и наличия внебрачных со-жительств.
Проблемы современных семей
Мы, считаем, что в последнее время отмечается нестабильность семейных отношений, которая проявляется в большом числе разводов. И постоянное уменьшение числа детей на каждую семейную пару. Отход от многодетной семьи к малодетной, преимущественно к однодетной. Большинство семей откладывают надолго рождение детей, стараясь сначала достичь материального благополучия, карьерного роста. Хотя рождение ребёнка в позднем возрасте матери грозит ему различными заболеваниями.
Увеличивается рост внебрачных рождений детей. Ещё один признак нестабильности современной семьи является стремление существовать вне брака и заключение однополых браков.
По мнению ученого С.В. Ковалёва, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий:
- нормальное бесконфликтное общение;
- доверительность и эмпатия;
- понимание друг друга;
- нормальная интимная жизнь;
- наличие дома.
Если эти условия не соблюдаются семейная жизнь может дать трещину и благополучная семья станет социально неблагополучной. К таким семьям можно отнести семьи, члены которых страдают пьянством, находятся в алкогольной и наркотической зависимости, жестоко обращаются с другими членами семьи. В таких семьях создаются неблагоприятные экономические и психологические условия для воспитания детей, которые также могут склониться к асоциальному образу жизни.
62
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы считаем, что восприятие конфликтных ситуаций в семейной жизни, первостепенно зависит от личных качеств супругов. Одной из причин трудности контроля собственного поведения является постоянное переутомление.
Список литературы:
1. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей, семьи: учеб. пособие для нач. проф. образования. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 272 с.
2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: учеб. / Под. ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2000. - 474 с.: ил.
3. Шепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
4. Массионис Дж. Социология. - СПб., 2004. - С. 580.
5. Харитонов А.Н., Тимченко Г.Г. психологическая помощь семьям профессиональных военнослужащих. - М.: Военный университет, 2002.
СОДЕРЖАНИЕ СУЩНОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© Шинкаренко В.П.*, Шинкаренко С.В.
Самарский государственный технический университет, г. Самара
В статье даются понятия гуманизма, гуманности и более подробно характеризуется принцип гуманизации образования, его сущность, ведущая идея, основные подходы в создании педагогической модели и требования к организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова гуманизм, гуманность, гуманизация образования, этические принципы, свободное и наиболее полное развитие личности, безусловное уважение чести и достоинства, самодетерминация, развивающее и воспитывающее обучение, субъект познания и развития.
С целью определения сущности гуманизации образования необходимо проанализировать содержание ряда понятий, связанных с этим процессом, таких как «гуманизм», «гуманность» и т.д.
Гуманизм в общефилософском понимании это социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих физических и духовных сил [2, 7].
В основе гуманизма лежат такие этические принципы как автономность, единство целей и средств, фундаментальность, критическая рефлексия и универсальность. Автономность означает наличие ряда «общих моральных
* Доцент кафедры Гуманитарного образования, кандидат педагогических наук.