Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ'

СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1246
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РОДОСЛОВИЕ / ЦЕННОСТИ / FAMILY / FAMILY TRADITIONS / EDUCATION / RESPONSIBILITY / GENEALOGY / VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каныбекова Алия Каныбековна

Данная статья посвящена значению семьи как первого социального института с точки зрения значимости, что является главной ценностью для кыргызской общины как неотъемлемой части традиционного общества. Природа семьи для кыргызов играет регулирующую роль в воспитании подрастающего поколения. В период экстенсивного экономического роста в городах только с помощью миграции можно обеспечить растущую потребность в новой рабочей силе, так как темпы естественного процесса репродукции оказываются слишком низкими и все более продолжительным процесс получения образования новыми поколениями. Вступающие в сферу труда не замещают выходящих на пенсию высококвалифицированных работников. Мигранты начинают в экономической системе города с рабочих мест неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Индивидуальная мобильность в профессии и между профессиями становится необходимостью также и по этой причине. Таким образом, традиционные кыргызские семьи переживают трансформацию по мере усложнения социально-экономических условий как в городе, так и в селе. Но, во всяком случае, семья как социальный институт не потеряла свою значимость, занимая первое место в шкале ценностей кыргызов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS THE MOST IMPORTANT VALUE IN THE TRADITIONAL KYRGYZ SOCIETY

This article is devoted to the importance of the family as the first social institution in terms of importance, which is the main value for the Kyrgyz community as an integral part of traditional society. The nature of the family for the Kyrgyz has a regulatory role in the upbringing of the younger generation. During a period of extensive economic growth in cities, only through migration can the growing need for new labor be satisfied, because as the pace of the natural process of reproduction turns out to be too low, so the increasingly lengthy process of obtaining education by new generations is too slow. Those entering the world of work do not replace highly skilled workers who are retiring. Migrants start in the economic system of the city with jobs of unskilled or low-skilled labor. Individual mobility in the profession and between professions becomes a necessity for this reason as well. Thus, traditional Kyrgyz families are undergoing a transformation as the socio-economic conditions in both the city and the countryside become more complex. But, in any case, the family as a social institution has not lost its significance, occupying the first place in the scale of values of the Kyrgyz.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ В ТРАДИЦИОННОМ КЫРГЫЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ Каныбекова А.К. Email: Kanybekova697@scientifictext.ru

Каныбекова Алия Каныбековна - заведующая отделением, отделение акушерского дела, Медицинский колледж Институт современных информационных технологий в образовании, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: данная статья посвящена значению семьи как первого социального института с точки зрения значимости, что является главной ценностью для кыргызской общины как неотъемлемой части традиционного общества. Природа семьи для кыргызов играет регулирующую роль в воспитании подрастающего поколения.

В период экстенсивного экономического роста в городах только с помощью миграции можно обеспечить растущую потребность в новой рабочей силе, так как темпы естественного процесса репродукции оказываются слишком низкими и все более продолжительным процесс получения образования новыми поколениями. Вступающие в сферу труда не замещают выходящих на пенсию высококвалифицированных работников. Мигранты начинают в экономической системе города с рабочих мест неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Индивидуальная мобильность в профессии и между профессиями становится необходимостью также и по этой причине.

Таким образом, традиционные кыргызские семьи переживают трансформацию по мере усложнения социально-экономических условий как в городе, так и в селе. Но, во всяком случае, семья как социальный институт не потеряла свою значимость, занимая первое место в шкале ценностей кыргызов.

Ключевые слова: семья, семейные традиции, воспитание, ответственность, родословие, ценности.

FAMILY AS THE MOST IMPORTANT VALUE IN THE TRADITIONAL KYRGYZ SOCIETY Kanybekova A.K.

Kanybekova Aliya Kanybekovna - Head of the Department, DEPARTMENT MIDWIFERY, COLLEGE OF MEDICINE INSTITUTE OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION, BISHKEK, REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

Abstract: this article is devoted to the importance of the family as the first social institution in terms of importance, which is the main value for the Kyrgyz community as an integral part of traditional society. The nature of the family for the Kyrgyz has a regulatory role in the upbringing of the younger generation.

During a period of extensive economic growth in cities, only through migration can the growing need for new labor be satisfied, because as the pace of the natural process of reproduction turns out to be too low, so the increasingly lengthy process of obtaining education by new generations is too slow. Those entering the world of work do not replace highly skilled workers who are retiring. Migrants start in the economic system of the city with jobs of unskilled or low-skilled labor. Individual mobility in the profession and between professions becomes a necessity for this reason as well.

Thus, traditional Kyrgyz families are undergoing a transformation as the socio-economic conditions in both the city and the countryside become more complex. But, in any case, the family as a social institution has not lost its significance, occupying the first place in the scale of values of the Kyrgyz.

Keywords: family, family traditions, education, responsibility, genealogy, values.

УДК 316.334 (575.2) DOI: 10.24411/2312-8089-2020-11906

Родовое сознание так или иначе оставляет свой след в историко-социальном сознании народа, который всего век назад вступил в новые государственно-политические отношения. Прежде всего следует отметить, что международное положение страны так или иначе влияет на общественное сознание народа. Кыргызстан стал равноправным членом сначала Социалистического интернационала наряду с Россией и другими союзными республиками в составе СССР. Затем, после получения государственного суверенитета и независимости Кыргызская Республика стала членом Международного Сообщества в лице ООН, ЕАЭС, Шанхайский Союз, вступила в паритетные отношения с различными финансовыми организациями.Семья и государственные образовательные организации выступают теми институтами, которые формируют гражданское мировоззрение.

Издревле кыргызы ценили брак и семью как основополагающие жизненные опоры для совместного сосуществования. Вековечная смена поколений и проблема воспитания достойного и здорового потомства являлись непреходящей заботой и ценностью для глав семей. В кочевом строе такие качества необходимы прежде всего для совместного выживания.

Семья для каждого кыргыза не просто воспроизводство и сохранение родовых ценностей таких как родители и дети, родственные отношения, семейные традиции, любовь. Институт семьи является для кыргызов святилищем для становления человека как личности и показателем национальной культуры. Как отмечали еще советские исследователи: "Семья - первый воспитатель человека. В ней закладываются черты характера, мировоззрение, образ жизни человека" [1].

Ритуалы, обычаи и традиции гостеприимства есть неотъемлемые спутники кочевого уклада жизни, и эти атрибуты психологии сохраняются в образе современных кыргызов.У народа с древних времен существует поверье, что для полноценного счастья человеку необходима полноценная семья как основа продолжения рода и фактор авторитета в родовом сообществе. Иметь детей и воспитывать потомство в хороших национальных традициях, вырастить достойные поколения перед лицом всего народа - такова миссия родителей. Однако, такие напасти как эпидемии, межродовые столкновения, нашествие врагов извне, природные катаклизмы как засуха, климатические колебания, отсутствие элементарных санитарных условий часто ставили семьи на весьма трудные условия выживания. Бывали случаи, когда из 10-12 детей оставались один-два ребенка из-за непомерно тяжелых условий жизни.

Тем не менее, по половому принадлежности придавалось большое значение. Мальчики должны были расти сильными, мужественными и несгибаемыми перед лицом любых жизненных коллизий. Вся работа вне дому как пасти скот, охранять аил от хищников, обрабатывать поле, строительство жилища и скотных сараев, обеспечение дровами возлагалась на мальчиков. Девочки должны были с малых лет учиться домоводству, нести домашнее хозяйство, готовить пищу, ухаживать за младшими братьями и сестрами, обеспечивать чистоту и порядок в доме. Сотни пословиц и поговорок касательно воспитания, а также философии мужчин и женщин и словесные эти наставления веками выполняют воспитательную функцию в семье. «Эр жигит эл четинде, жообетинде» («Добрый молодец вне дома и начеку перед враждебными силами»), «Кызгакыр^йден тыйуу" ("Девушке надлежит воздержаться

от беспричинного гостевания по чужим домам"),, "Кыздуу Yйде кыл жатпайт" ("Когда девушка в доме, там - ни пылинки, ни соринки"), "Эр болсоц шок бол, шок болбосоц жок бол" ("Если ты мужчина, будь шустрым, иначе пропадешь"), "Ата керген ок жонот, эне керген тон бычат" ("Отцовское - вырастить воина, материнское - воспитать мастерицу"), "Атадан алтоо болсоц да, ар жалгыздык башта бар" ("Хоть шестеро из одной семьи, судьба каждого своя"), "Тертеец теп болсоц, тебецде^ну аласыц, алтооц ала болсоц, алдыцдагыны алдырасыц" ("Дружные родичи возьмут хоть звезду с неба, а родичи в раздоре потеряют птицу счастья даже с руки") [2].

Семейная гармония и сильные взаимоотношения сложены в пословицах: "Баланы баштан, аялды жаштан" ("Храни честь ребенка с рождения , а жены - смолоду"), "Баккан ээси жарашса, куйщл кYЧYк сак болот, алган эри жарашса, кара катын ак болот" ("Хороший хозяин сделает из щенка-доходяги гончего пса, а при хорошем уходе мужа невзрачная жена станет прекрасной"), "Вазир жакшы - хан жакшы, аял жакшы - эр жакшы" ("Если визирь хорош - хорош хан, если хорошая жена -хорош муж"), "Жакшы аял жаман эрди адам кылат, жакшы эрди хан кылат" ("Хорошая жена сделает из плохого мужа достойного человека, а из достойного мужа выпестует владыку народа").

В родовом обществе главное и первостепенное значение в семейном обустройстве кыргызов имеет влияние родителей. Так, "родовая принадлежность человека издревле воспитывает чувство корпоративного духа. Поэтому важное значение имеет в кочевом праве отцовская ответственность. Не от тебя спросят за твои деяния и проступки, но от твоего отца; а в свою очередь, ты отвечаешь за сына. Воспитание мужчины в кыргызской семье под неусыпным контролем отца- не только большая школа выживания, но и становления личности. Ошибок можно простить, можно исправить заблуждения, но слабостей отцовская ответственность не допускает. Поэтому в кочевой цивилизации каждый на своем месте и всегда готов выполнить свои обязанности перед родом и в целом перед народом любой ценой. Никто раньше времени не стремится занимать высокое социальное положение, пока не пройдет жизненные уроки, необходимые для правителя".

Здоровые взаимоотношения в семье и физическое здоровье ее членов были и остаются главной заботой семейной ячейки. Кыргызы всегда считают, что "Биринчи байлык - ден соолук" ("Первейшая ценность - это здоровье"). Сохранение одной семьи - сохранение целого рода. Поэтому всем родом заботились о здоровье каждой семьи, как фактора совместного выживания и обеспечения общей безопасности. Согласие и единство при этом являются важными для совместного выживания в любых условиях жизни. Обеспечение здоровой семьи - путь в счастливой старости. В условиях отсутствия системного здравоохранения только выносливость и природные усовия оздоровления, неустанный труд и систематические военные тренировки для выработки боевой сноровки были факторами укрепления здоровья целого рода.

Еще советские исследователи отмечали важность заботы о семье, воспитания детей, что было закреплено юридически. В суверенном Кыргызстане государственные законы о Семье предусматривают первейшим долгом родителей вырастить гармонично развивающихся детей. В свою очередь, взрослые дети несут моральную и экономическую обязанность перед своими пожилыми родителями. Так было написано в Конституции СССР 1978 года.

Традиционное Кыргызское общество состоит из родовых общин (урук) и родов (уруу), имеющих корпоративное начало. Так несколько родственых семей объединялись в одну родовую общину (бир атанын балдары) в целях лучшей организации безопасности, паса скота, зимовок и летовок (на Северной территории). Небольшая часть таких корпоративных семей вели общее полеводство, включая зерновые, овощно-фруктовые и бахчевые хозяйства. Особенно на Юге тогдашней территории. Быт и семейное хозяйство кочевников были устроены в основном на натуральном производстве, и поэтому традиционные семьи жили в замкнутом,

"кучном" пространстве, без выхода на более широкие просторы, как это было в оседлых хозяйствах.Данное обстоятельство вляется естественным условием для узкосемейного и корпоративно-родового воспитания. И вообще, семья для кыргызов является священным очагом в физическом и духовно-нравственном росте детей.

Кроме того интересной темой для исследования являются добрачные отношения молодых людей как прелюдия появления новых семей в кыргызской общине. Как отмечает академик С.М. Абрамзон, "было бы совершенно неверно видеть в своеобразии отношений молодежи у кочевых народов в период, предшествовавший заключению брака, какое-либо отклонение от этических норм, свойственных народам на определенной стадии их развития. Целомудренности девушек придавалось большое значение, она тщательно оберегалась. Повседневные отношения между молодыми людьми, особенно в присутствии посторонних лиц, тем более старших, отличались сдержанностью. Им были свойственны скромность, пожалуй, даже стеснительность." [3] До сих пор эта психологическая и моральная обязанность хранить девичью честь сохраняется у кыргызских девушек, как даже залог генетической стабильности нации. В соцсетях активно обсуждается вопрос о девичьей чести как основы национального генофонда, как с медицинской, так и нравственной позиции. При этом законы экзогамии веками строго придерживались у кыргызов: не жените детей, если родственные связи ближе, чем семь поколений. Поэтому значение родословия -санжыра - для всех весьма существенно в семейном строительстве народа. Из этих принципов состоит иерархия семейно-родственных групп [4].

Большую роль играют родовые общины в жизни кыргызской семьи, где половозрастные дифференциации, ритуалы и обряды, различные верования занимают определенное место в создании и сохранении семей. Поэтому такие "девиации" как разводы, неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в семьях были крайне редки, или вовсе были исключены ввиду большого влияния авторитетных аксакалов и байбиче, которые умело регулировали любые недоразумения и конфликты своими советами и наставлениями в адрес молодых семьей. А более старшие - родители - вовсе были вовлечены в трудовые будни и их заботой было обеспечение нормальной жизни, при этом дружно решая все возникающие вопросы в семейном кругу.

Для того, чтобы выявлять психологию семейных отношений в условиях усложнения и диверсификации социальных связей в современном обществе, немало полезного принесут перманентные исследования тонуса и настроений членов семьи путем использования специальных методик и инструментов как тестирование, выявление шкал поведения [5]. Мы впредь будем опираться на подобные исследования психо-социологического характера.

Кыргызские семьи в основном нуклеарного и сложного характера. Первые - с детьми и родителями одного поколения (папа-мама-дети); вторые же традиционно строятся по принципу "дети-родители-дедушки и бабушки", преимущественно из трех поколений. Условия жизни привели к такой структуре семей кочевников. Теперь же дифференциация пошла по иному пути.

Есть полные и неполные семьи. Неполные - либо родители разошлись, либо мать с внебрачным ребенком. И осталась только мать-одиночка и мать разведенная. Полные семьи, где оба родителя проживают совместно, но без их более старшего поколения. Есть т.н. "сложные" семьи, где уживаются три поколения, где бабушки и дедушки в основном занимаются уходом за внуками, ввиду занятости родителей своих внуков. Во всяком случае, влияние старшего поколения на своих внуков сказывается на поведении нового поколения: они часто инертны, разбалованны и более требовательны к своим родителям, требуя зачастую от них невозможного.

Есть и семьи, где традиционно старшие внуки воспитываются дедами и бабушками, в основном в сельских местностях. В результате возникает разница в мировоззрении между

"городскими" (своими) детьми и "сельскими" ("бакма бала", питомцами старших). Эту проблему разницы в воспитании каждая семья решает по-своему.

Один из наиболее сложных и в то же время актуальных вопросов анализа семейных отношений - выявление понятия и статуса главы семьи, который является важным элементом самоорганизации семьи как социального института общества, ... и в современной семье ее глава перестал быть лицом, доставляющим ей основные средства существования, претерпели большие изменения внутрисемейные отношения. В современной семье ее главой, как и глава любого коллектива, должен быть (и фактически становится) наиболее знающий, опытный, способный принимать ответственные решения и проводить их в жизнь» [6].

Во всяком случае для кыргызов семья является главным очагом для воспроизведения потомства и воспитания будущих поколений, исходя из традиционных понятий чести, совести и полезности для общества. Кыргызы всегда наставляют детям "элдик бала бол" (служи своему народу, будь с народом).

Сложная, или расширенная семья (семья с родственниками, состоящая из нескольких поколений) может существовать в следующих формах: патрилокальная (молодые живут в семье мужа); матрилокальная (молодые живут в семье жены); неолокальная (молодые живут отдельно).

Эгалитарность современной семьи заключается в равноправии, добровольном, свободном от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз женщины и мужчины. Считается, что в такой семье не ущемляются права и достоинство мужчины и женщины, обеспечивающие каждому из них равные возможности профессионального, интеллектуального и духовного роста [7].

Как и везде, кыргызская семья сегодня является экзогамной (т. е. подчиняется запрету на браки близких родственников). Кроме того, люди современного общества продолжают более или менее придерживаться и норм эндогамии, которые ограничивают возможности их выбора. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

Заслуживают внимания «симметричные» (работают муж и жена), которые характеризуются высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в условиях быстрых изменений в обществе. Жесткое разделение ролей по тендерному признаку уходит в прошлое. Оба супруга теперь выполняют и лидерские функции, и функции ведомых в зависимости от ситуации и компетенции в том или ином вопросе. Симметричное строение более характерно для семей образованных людей в обществе с высоким уровнем социально-экономического развития. «Несимметричность» отношений (например, карьера мужа имеет более важное значение, чем карьера жены) характерна для семей, состоящих из менее образованных супругов и в менее развитых обществах.

Нуклеаризация семьи сопровождается малодетностью семей, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Поэтому объективно это связано с изменением статуса личности и социально-культурной основы внутрисемейной организации [8].

«В сословном обществе, почти не знавшем социальной мобильности, стать отцом или матерью семейства было единственным актом, социального возвышения» [9].

В условиях современного крупного города появление даже первого, а тем более любого последующего ребенка в нуклеарной семье влечет снижение душевого дохода, уменьшение обеспеченности жилым пространством, отказ от привычного образа жизни, сокращение круга общения, сужение круга возможностей (культурных, образовательных, профессиональных и др.), открытых молодежи или бездетным взрослым. Хотя такое ограничение свободы личности является временным и ситуация

частично нормализуется уже после выхода ребенка из ясельного возраста, оно является настолько всеобъемлющим и глубоким, что переживается матерью и отцом как один из труднейших жизненных экзаменов, который немногие пары повторяют с охотой. Разумеется, материнство и отцовство — не только груз, но и одна из величайших радостей человека. Важно, однако, что позитивные следствия родительства долговременны и кумулятивны, а негативные — подобны шоку и лавинообразны. Даже медики сегодня, не делают различия между пациентом, обремененным болезнью, и беременной женщиной или кормящей матерью.

С одной стороны, малодетность создает условия для концентрации, усилий родителей на раннем воспитании и образовании детей в семье, учета индивидуальных склонностей и особенностей ребенка в процессе социализации, роста общественных и семейных ресурсов для содержания и развития личности в детском возрасте. Иначе говоря, малодетность создает условия для индивидуализации воспитания в семье, которые нелегко обеспечить в массовой школе или в детском саду. С другой стороны, малодетность освобождает взрослых для многолетней трудовой деятельности за пределами семьи, делает семейную группу мобильной и в социально-профессиональном, и в географическом отношении, т.е. делает возможной индивидуализацию профессиональной занятости, профессионального самоопределения и индивидуального выбора места проживания. Концентрация рождений в ранних возрастах жизненного цикла женщины способствует этому. Другое важное условие мобильности, разнообразия и качества рабочей силы — ослабление межпоколенных связей, как упоминалось выше, обеспечивается нуклеаризацией. Раннее начало сексуальной жизни, беременность и брак облегчают отделение взрослых детей от родителей. Итак, ослабление родственных и родительских обязательств делает возможным развитие прав выбора профессии, перемены труда и местожительства как по причине индивидуальных склонностей, так и в силу меняющихся условий производства.

В большой семье связи между тремя поколениями - родители супругов, муж и жена, дети - были одинаково сильны, непродуктивны в традиционном механизме социализации как трансляции опыта от старших поколений к средним и младшим. В малой семье связи между старшим и третьим поколением практически перестают иметь социальное значение, а связи между соседними поколениями социально активны лишь в начальный и конечный период жизненного цикла поколения, притом таким образом, что круг связей между тремя поколениями превращается в цепь связей между соседними поколениями — один раз, когда родители воспитывают своих несовершеннолетних детей, и второй раз (и эта связь тоже имеет тенденцию к ослаблению) - когда дети содержат своих престарелых родителей. Чаще всего последняя нагрузка ложится не на первенцев, а на вторых и последующих детей. Между тем нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе. В меру сохранения связи между соседними поколениями происходит выравнивание экономического положения соседних поколений, а также, в меньшей степени, социального значения родственных линий мужа и жены. Поскольку нуклеарное домохозяйство является связующим звеном в сети родства и поскольку социальное положение жены и мужа в тенденции выравнивается, статусы жены — мужа и родителей с женской и мужской стороны становятся подобны, ни одна из трех взаимосвязанных семейных групп не является структурно предпочитаемой, в принципе все межсемейные связи имеют основную тенденцию к симметрии и регулируются нормой взаимности. Однако положение старшего и младшего поколения, более высокого и более низкого экономического положения поколений сказываются на обменах между семьями. Нуклеаризация гарантирует автономию отдельных домохозяйств. Более низкое благосостояние

молодых семей является стимулом профессиональных достижений молодых супругов и одновременно создает проблему для социальной инфраструктуры города. Итак, нуклеаризация, создавая необходимость формирования индивидуально-семейного благосостояния всякий раз заново, лежит в основе стремлений к профессиональным достижениям как основному средству получения самостоятельного жилья, имущества и доходов. Эта тенденция соответствует требованию непрерывного роста квалификации и качества рабочей силы. Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос.

Список литературы /References

1. Семья - Здоровье - Общество / Под ред. М.С. Бедного. М.: Мысль, 1986. С. 26.

2. Байбосунов К.С. Нациогенез кыргызов новой эпохи (интегральное исследование современного нациообразования). Бишкек: "Турар", 2012. С. 32.

3. Абрамзон С.М. Некоторые стороны быта киргизской молодежи (XIX - XX вв.). Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978. С. 109.

4. Семья: Традиции и современность. М.: 1990. С. 29; Кочкунов А.С. Новое и традиционное в структуре современной киргизской сельской семьи. Автореф. диссерт. канд. ист. наук. М., 1986.

5. Семья глазами психолога. (Составитель С.Ф. Спичак). Москва-Воронеж, 1995.

6. Козубаев О. Становление р азвитие советской киргизской семьи. Б.: Илим, 1986. С. 53.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lawbooks.news/sotsiologiya_910_912/osobennosti-osnovnyie-problemyi-sovremennoy-33410.html/ (дата обращения: 06.10.2020).

8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/analit04.php/ (дата обращения: 06.10.2020).

9. Дарский Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи. В кн.: Демографическое развитие семьи. М., 1979. С. 104."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.