КОЗЛОВ В. А.
СЕМЬЯ КАК ФАКТОР РЕЛИГИОЗНОСТИ САРАТОВЦЕВ Аннотация. По результатам эмпирического исследования доказано, что религия как результат добровольного выбора обоснований повседневной жизни человека локализуется в частной приватной сфере семьи. Влияние степени ее религиозности оказывает решающее воздействие на уровень религиозности саратовцев, на их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности.
Ключевые слова: религия, семья, религиозность, религиозные повседневные практики.
KOZLOV V. A.
FAMILY AS A FACTOR OF RELIGIOSITY OF SARATOV CITY RESIDENTS Abstract. Considering the results of an empirical research, the author proves that religion, being a voluntary everyday choice, is centered in private family life. A conclusion is made that the family religiosity level has a major impact on the religiosity level of the residents of Saratov city (Russia), on their attitude to the church and their behavioral religious practices of everyday life. Keywords: religion, family, religiosity, everyday religious practice.
Религия всегда играла важную роль в функционировании социума как социального института, участвующего в решении многих актуальных вопросов современности. В советский период времени считалось, что религия утрачивает свои позиции в жизни общества. Однако сегодня, в условиях изменения государственной политики в этой области, активизации деятельности религиозных учреждений, их взаимосвязи с другими социальными институтами, религиозность стала неотъемлемой чертой мировоззрения и практик всех слоев россиян.
В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения, а они рознятся. В 2000 году Государственный комитет по делам молодежи РФ зафиксировал, что верующими считают себя около 44% граждан России в возрасте 14-30 лет [1]. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в 2010 году, население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие - 75%, ислам - 5%, католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм - по 1%, другие конфессии - около 1%, неверующие - 8% [2]. По данным авторов Атласа религиозности России, которые провели в августе 2012 года социологическое
исследование в 79 из 83 субъектов РФ, религиозность у россиян, распределилась так: 42,4% -православные верующие; 6,5% - мусульмане; 4,5% - христиане, различных конфессий; 1,5%
- последователи различных иных религий, 28,0% - не религиозные и атеисты [3]. По данным Левада-центра в России 74% православных и 7% мусульман.
По результатам опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) в России 2018 года верующими людьми себя считают 73% граждан. 63% опрошенных относят себя к православной церкви. Исповедуют ислам 8% [5]. В 2019 году ФОМ представил результаты опроса, согласно которому православных верующих в России примерно 65%, мусульман - не больше 7%, представители других христианских конфессий, в том числе католики и протестанты составляют 1% [6]. Полученные ФОМ данные не соответствуют той статистике по количеству верующих, которую приводят сами религиозные организации. Таким образом, положение религии в современном российском обществе достаточно противоречиво. Определенно можно сказать, что характерным является процесс секуляризации общественного сознания, когда религия утрачивает свое былое влияние на общество, семью, личность. Однако она все еще играет заметную роль в жизни социума.
Теоретические подходы, которые в религиозности человека видят социальную подоплеку, можно дифференцировать на подходы, в которых корень религиозности видится в проекции образа лиц, входящих в ближайшее социальное окружение (в первую очередь родителей); и те, где факторы возникновения религиозности приписывают влиянию социума (путем давления или убеждения). К первым подходам можно отнести З. Фрейда [7], А.-М. Ризутто [8], Д. Хутсебаута [9], Ж. Пиаже [10], которые считают, что религиозность и образ бога формируется с детства (под влиянием и по образу родителей) и развивается в процессе жизненного пути. Второй подход представлен М. Арджилом [11], Г. Санденом [12], которые акцентировали внимание на роли социального окружения в обращении индивидов к религии с позиций ролевого объяснения религиозного переживания.
Эти подходы стали исходными для проведения в 2018 году исследования, направленного на уточнение влияния семьи отношения саратовцев к религии. Была осуществлена вероятностная квотная выборка, основанная на данных официальной статистики [13]. Объем квотной выборки, представляющей собой модель генеральной совокупности, воспроизводящей ее структуру в виде пропорций, составляет 200 респондентов. Критериями отбора выступали пол и возраст респондентов. В опросе приняли участие 52% женщин и 48% мужчин, что соответствует статистическому распределению населения Саратова. Были опрошены 52% молодежи, 35% жителей в возрасте 30-49 лет, 12%
- старше 50 лет.
Семья, живущая религиозной жизнью, дает своим детям религиозное воспитание. В ходе анализа мы предположили, что наличие верующих в семье влияет на религиозность
респондентов. У 66,7% верующих в семье есть верующие, 17,6% верующих ответили, что в их семье верующих нет. 33,3% тех, кто считает себя неверующими ответили, что в их семье есть верующие, и у 82,3% неверующих - семья нерелигиозная. Из данных видно, что наличие верующих в семье влияет на религиозность респондентов.
Опрос показал, что большинство саратовцев (97,5%) считают себя в той или иной степени верующими. Однако 57% из них больше верят в себя, чем в Бога. При этом только 35,5% считают свою семью верующей. Анализ сопряженности признаков показал, что, если семья верующая, опрошенные саратовцы также все считают себя верующими людьми. Если члены семьи скорее не верующие, доля верующих респондентов снижается до 67%. Если семья категорично атеистична, доля верующих респондентов снижается до 45,7%. Современный кризис семьи и трансформации ценностей сильнее всего сказываются на ее духовной и религиозной жизни. В настоящее время связь семьи и религии не является столь нерушимой, как это было раньше. В общественном сознании произошли переоценка ценностей, связанных с религиозным сопровождением значимых событий в жизни людей, наблюдается ослабление родственных связей, что привело к замене церковных ритуалов на сугубо светские эквиваленты. Религиозное бессилие семьи провоцирует ее превращение в бытовой социальный организм.
Религиозные верования и религиозная практика сегодня стали личным делом каждой семьи, каждого человека. Эта символическая связь между семьей и религией очень древнего происхождения, она коренится в древних институтах кровного родства. Однако она не может рассматриваться как пережиток прошлого, так как устойчиво воспроизводится в нашем обществе. Интересно, что в очень верующей семье 38,0% опрошенных указали, что верят в себя и 61,5% - верят в Бога. В верующей (но менее категорично) семье 43,1% указали, что верят в себя и 59,6% - верят в Бога. В не верующей семье 75,2% верят в себя и 24,8% - в Бога. Таким образом, фиксируется сильное влияние семьи на уровень религиозности саратовцев. В семье человек получает основы духовности, направление в жизни и сознание своего долга перед собой и Богом. Чем сильнее вера присутствует в семье, тем выше уровень религиозности человека.
По данным социологов, большинство православных ходят в церковь не чаще нескольких раз в год (29%), 9% - в церковь не ходят. Раз в месяц и чаще посещают церкви 11% граждан и 17% православных [5]. Авторский опрос показал, что большинство саратовцев из очень религиозных семей (61,5%) посещают церковь не реже 1 раза в месяц. В менее религиозных семьях посещают церковь ежемесячно 74,1% опрошенных. Если члены семьи в основном не религиозны, 54,2% саратовцев посещают церковь не реже 1 раза в месяц. В атеистических семьях 49,3% саратовцев ежемесячно обращаются к церкви. Это еще
раз показывает, что религиозные потребности формируются с детства и развиваются в дальнейшем под влиянием близкого окружения.
Главная цель постоянного приобщения верующих в Бога к церкви также различается. В среднем по подвыборке 53% таких верующих приходят в церковь на исповедь. В очень верующих семьях их доля - выше (53,8%), в менее категоричны верующих - еще выше (62,1%). Можно предположить, что у них более развита потребность общения с Господом, как с отцом, который подвергнет доброжелательной критике поступки своих детей и простит их. В неверующих семьях таковых меньше, чем в среднем по подвыборке (соответственно 52,4% и 37, %).
В тоже время церковь как социальный институт оказывает терапевтическое, успокаивающее воздействие на посетителей. Именно за этим приходят туда 46,5% опрошенных верующих саратовцев. Однако члены неверующих и атеистических семей приходят именно за этим чаще других (соответственно 47,6% и 62,5%), видимо компенсируя этим дефицит духовности в семейной жизни.
Посетители церкви из очень верующих и верующих семей чаще других молятся (соответственно 7,7% и 12,1% против 7% в среднем по выборке). Для них это возможность обратиться к Богу, поговорить с ним. Они чаще любуются архитектурой соборов (соответственно 38,5% и 36,2% против 29,0% в среднем по выборке). Это, видимо, дополнительно настраивает их на красоту и возвышенность религиозных чувств. Члены неверующих и атеистических семей чаще других ничего не делают в церкви (соответственно 58,3% и 57,1% против 52,0% в среднем по выборке). Для них посещение храма - дань социокультурной и исторической традиции, моде.
Выявлены различия и в том, что верующим нравится, вызывает дополнительный интерес в церкви (см. табл. 1). Члены очень верующих семей чаще других обращают внимание на внешнее убранство храма (53,8% против 26% по выборке). Им больше импонирует там доброжелательное отношение к людям (15,4% против 12,0%% по выборке). Посетителям храма из менее верующих семей чуть меньше нравится внешнее убранство (41,4% против 26% по выборке), но больше - песнопение (19,0% против 14,0% по выборке). Однако в 3 раза больше всех песнопение нравится представителям мало верующих семей (45,8% против 14,0% по выборке). У представителей неверующих семей чаще других вызывают интерес иконы (36% против 25% в среднем по выборке). Среди них было больше всего (31,4%) затруднившихся определить свои интересы в церкви. Это наглядно демонстрирует, что отношение к церкви напрямую зависит от степени религиозности семьи.
Таблица 1
Влияние степени религиозности семьи на проявления интересов в церкви, % по
степени влияния семьи
Проявление интереса в церкви Степень религиозности семьи По выборке
Да Скорее да Скорее нет нет
Иконы 15,4% 8,6% 20,8% 36,2% 25,0%
Внешнее убранство 53,8% 41,4% 20,8% 15,2% 26,0%
Отношение к людям 15,4% 12,1% 4,2% 13,3% 12,0%
Песнопение 15,4% 19,0% 45,8% 3,8% 14,0%
Затрудняюсь ответить 19,0% 8,3% 31,4% 23,0%
Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Все представители очень религиозных семей полагают, что церковь всегда была коммерческим заведением. Однако все представители мало религиозных семей, напротив, полагают, что это - неправда. Мнения из нерелигиозных семей разделились по этому поводу. 49,5% из них полагают, что социальный институт церкви всегда был коммерческим, 45,7% его таковым не считают.
Особенно и наглядно влияние семьи проявилось в ответ на вопрос о том, что религия влияет на повседневную жизнь саратовцев (см. табл. 2). Все ответы четко распределились в соответствии со степенью религиозности/нерелигиозности семьи. Видимо, в семейной сфере религия еще сохраняет свой потенциал «реальности», который проявляется в сохранении ее значимости в установках и самосознания людей.
Таблица 2
Влияние степени религиозности семьи на проявления религии в повседневной жизни,
% по степени влияния семьи
Религия в повседневной Степень религиозности семьи
жизни По
Да Скорее да Скорее нет нет выборке
Да, однозначно 100,0% 6,5%
Скорее да 100,0% 29,0%
Скорее нет 100,0% 12,0%
Однозначно нет 100,0% 52,5%
Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Говоря о конкретных проявлениях религиозности в повседневной жизни, следует начать с того, что в разных семьях по-разному стремятся избегать грехов. В верующих и очень верующих семьях на это ориентированы чаще других (соответственно 61,5% и 67,2% против 35% в среднем по выборке). В мало религиозных и нерелигиозных семьях
доминирует более осторожное мнение, что этого нужно избегать по возможности (соответственно 66,7% и 65,7% против 65% в среднем по выборке).
Не менее четко высветилось влияние семьи на отношение к соблюдению постов, где все мнения четко оказались взаимосвязанными со степенью религиозности семьи (см. табл. 3).
Таблица 3
Влияние степени религиозности семьи соблюдение постов, % по степени влияния семьи
Соблюдение поста Степень религиозности семьи Итого
Да Скорее да Скорее нет нет
Да, однозначно 100,0% 6,5%
Скорее да 100,0% 29,0%
Скорее нет 100,0% 12,0%
Однозначно нет 100,0% 52,5%
Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%
Таким образом, религия как результат добровольного выбора обоснований повседневной жизни человека локализуется в частной приватной сфере семьи. Влияние степени ее религиозности оказывает решающее воздействие на уровень религиозности саратовцев, на их отношение к церкви и поведенческие религиозные практики повседневности. Семья - хранительница традиций, где личность получает и первые эстетические и социально-нравственные впечатления, которые становятся центрообразующим стержнем его дальнейшей социализации, накопления социального опыта. При христианском религиозном семейном укладе закладываются начала христианской веры, молитвы и добрых дел.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистика: сколько и какие верующие есть в России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://newchristianity.ucoz.ru/news/2009-07-27-34 (дата обращения: 28.05.2015).
2. Религия в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=376 (дата обращения: 28.05.2018).
3. Свежая статистика религиозности в России 31 Марта 2013 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1997068 (дата обращения: 28.05.2018).
4. В России 74% православных и 7% мусульман. Левада-Центр. - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/old/17-12-2012/v-rossii-74-
pravoslavnykh-i-7-musulman (дата обращения: 28.05.2018).
6
5. Верующими себя называют 73% граждан РФ, православными - 63%. Опрос ФОМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/2520454.html (дата обращения: 28.10.2018).
6. Фаустова М. В России недосчитались верующих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ng.ru/ng_religii/2019-03-05/10_460_opros.html (дата обращения: 28.04.2018).
7. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. -С.94-142.
8. Ефимова Н. С., Литвинова А. В. Социальная психология: учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 442 с.
9. Религия в истории и культуре: учебник / под ред. М. Г. Писманника. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 430 с.
10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969. -658 с.
11. Бреская О. Ю. Изучение религиозности: к необходимости интегрального подхода // Социологические исследования. - 2011. - № 12. - С.77-87.
12. Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 89-96.
13. Распределение населения Саратовской области по возрастным группам на 1 января 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srtv.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/srtv/ru/statistics/population /7e054d0041366 b1d8790e7367ccd0f13 (дата обращения 15.05.18).