История образования и педагогической мысли
Е.Г. Замолоцких
Семья и школа - социальные партнеры (исторический аспект)
В статье рассмотрены проблемы, возникающие на современном этапе при взаимодействии семьи и школы в условиях их социального партнерства. Выявлены тенденции деструктивного глобального и национального характера, определена роль государства в контексте образовательной политики.
Ключевые слова: образование, воспитание, семья, школа, социальное партнерство, государственная образовательная политика.
На современном этапе решение воспитательных задач реализуется в тесном контексте социального партнерства семьи и школы, включая механизмы государственно-общественного управления общеобразовательной школой.
Выявить основные тенденции, характеризующие развитие теории и практики взаимодействия семьи и школы в России в историческом прошлом, мы попытались в предыдущих статьях [3], цель настоящей публикации - определить условия эффективности совместной работы семьи и школы как социальных партнеров в решении вопросов воспитания в контексте современной социальной ситуации в России с учетом тенденций как глобального, так и национального уровней, а также определить роль государства как социального заказчика образования.
Первоначально рассмотрим особенности семьи и реализуемых ею функций в современный период. Для этого проанализируем происходящие изменения на глобальном уровне, изменения, связанные с наиболее общими социально-экономическими тенденциями развития производственных отношений, структуры потребления и т.п. в масштабах всего человечества, фиксируемыми с конца XIX по начало ХХ вв., и национальном, связанные с переменами, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий, а именно: 1) снижение фактора экономической взаимозависимости в семье при одновременном росте фактора эмоциональнопсихологической привязанности; 2) распространение нуклеарных и неполных семей; 3) ухудшение межличностных отношений в семьях, утрата лидирующего влияния семьи как воспитательного фактора.
Базовые основы внутрисемейных отношений предполагают экономическую взаимозависимость членов семьи, а также их эмоциональнопсихологическую привязанность. На современом же этапе мы отмечаем
изменение привычных позиций родителей, т.е. снижение авторитета родительской власти, на смену ему приходит авторитет личности родителей. Дети сейчас часто лучше образованы, чем родители, имеют возможность проводить большую часть времени вне семьи. Все менее контролируемыми и реализуемыми становятся запреты родителей, что вызывает снижение прочности семьи и повышения конфликтности в ней.
Экономический уровень большинства трудовых семей невысок, поэтому основное время родителей тратится на добывание средств к существованию, что зачастую влечет за собой низкую культуру общественной жизни, распространение индивидуализма, двойную мораль, криминализацию бытовой культуры, социальную напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угрозу потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса.
Тенденция к распространению количества семей т.н. нуклеарного типа, объединяющей лишь супругов и их несовершеннолетних детей, усиливается по мере роста благосостояния населения развитых стран. Отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений приводит к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания [6]. Кроме того, в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя с детьми.
Характерный перечень «общих проблем современной семьи», имеющих психологический характер и возникающих на почве межличностных отношений, выделил В.Н. Гуров. Он включает: не всегда адекватное распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей у отдельных членов семьи или в целом у семьи; неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до жестокого обращения; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворенные материальные потребности семьи и др. [1].
В качестве специфической проблемной особенности российской семьи, не связанной, однако, с изменениями только последних двух десятилетий, ряд исследователей называет «кризис отцовства», который остро проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи, ухудшении межличностных отношений в семьях и др. Можно выделить следующие причины этих явлений. На первом месте - педагогическая несовместимость родителей. Значительное большинство родителей
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
приступают к воспитанию детей, не имея о нем сколько-нибудь ясных, а тем более педагогических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленности и заблуждения о своих возможностях. В типичном варианте такие родители «упускают» детей, между ними складываются такие отношения, поправить которые уже невозможно. Дети уходят в другую среду общения.
Другая причина - жестокие, варварские методы «воспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми путями спасаются от них [4].
Неудовлетворительное воспитания детей в современной российской семье требует активизации взаимодействия школы с семьей или, при невозможности такового, компенсации недостатков семейного воспитания. Анализ современной научно-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о существовании трех принципиально различных подходов в определении условий эффективности решения совместных задач семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Первый из них исходит из того положения, что, по сложившейся традиции, основные задачи воспитания семья и школа должны решать автономно друг от друга. Суть второго подхода выразил В.Н. Гуров: «на семью необходимы воздействия извне с целью повышения ее влияния на социализацию личности ребенка» [1, с. 36]. «Извне» означает «со стороны профессиональных институтов воспитания»: социальных и психологических служб и, не в последнюю очередь, школы. Идея воздействия школы на семью была общепринятой в советской педагогике 1930-50-х гг. и до сих пор имеет своих приверженцев. Нам, однако, ближе третий подход, ориентированный на взаимодействие семьи и школы, их равноправное социальное партнерство в вопросах воспитания. В той или иной степени этого подхода придерживается большинство отечественных ученых: Б.З. Вульфов, Л.Ц. Ваховский, В.Н. Кондратюк, И.И. Македон, Р.В. Овча-рова, В.Д. Семёнов, В.А. Сильченко и др.
Далее мы рассмотрим совокупность условий эффективности совместной работы семьи и школы на современном этапе. Условия первого уровня - «надшкольного» (федерального, или общенационального; регионального; муниципального) - составляют совокупность организационно-педагогических условий эффективности совместной работы семьи и школы и учитывают, во-первых, понимание обществом, учеными, учительством, родительской общественностью сущности, особенностей и противоречий процессов социализации и воспитания, во-вторых, переход государственных, социальных институтов, в частности,
семьи и общеобразовательных учреждений, на личностно-ориентированную парадигму воспитания, что предполагает поиск нового содержания, методов и средств формирования культуры личности воспитанника в учебно-воспитательном процессе. Целенаправленные усилия общества, общеобразовательных учреждений, семьи, региональных экономических структур в установлении интегративных связей, основанных на социальном партнерстве, дает возможность выработки оптимальных технологий взаимодействия всех участников воспитательного процесса.
Условия второго уровня определяют эффективность взаимодействия школы и семьи в отдельном образовательном учреждении: а) общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса: систематическая работа по организации коллективов подростков как формы функционирования педагогической системы, порождающей процесс воспитания; обеспечение высокого качества учебного процесса и др.; б) частные условия, обеспечивающие координацию усилий школы и семьи в воспитании учащихся как целостного воспитательного процесса, которые включают три подгруппы. Мы определим их следующим образом: 1) информационные условия: систематическое знакомство родителей с задачами воспитания детей, совместное обсуждение направлений, путей и условий их решения на основе взаимопомощи и взаимодоверия; 2) организационные условия на уровне класса: вовлечение родителей в совместную деятельность педагогов и учащихся; сплочение коллектива, развитие самоуправления и в коллективе подростков, и в коллективе родителей; на уровне школы: формирование развивающей модели школы как единства образовательной среды и определенного типа организационной культуры; 3) личностные условия: состояние и совершенствование культуры межличностного общения педагогов и родителей и использование их взаимоотношений как примера для подростков.
Определяя роль государства как социального заказчика образования, обратимся к нормативным документам, отражающим образовательную политику России в начале ХХ в.
1. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечено, что «на современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентноспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консоли-
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
дации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства» [4]. В Концепции подчеркивается, что активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
2. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 гг. была составлена с учетом особенностей развития воспитания в образовательных учреждениях разного типа и адресованной органам управления образованием, органам по делам молодежи, педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов, ученым, родительской общественности, руководителям детских и молодежных общественных и других организаций, осуществляющих воспитание обучающихся и воспитанников [5].
3. Закон РФ «Об образовании» (2001 г.) обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать среднее образование и профессиональную подготовку, обязывает воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Принципиально важной является ст. 52 Закона, обозначающая права родителей на выбор формы обучения и образовательного учреждения, на защиту законных прав и интересов ребенка, на участие в управлении образовательным учреждением, на предоставление ребенку начального, основного и среднего (полного) общего образования в семье. Здесь же зафиксирована обязанность родителей по выполнению устава образовательного учреждения, а также закреплена ответственность родителей обучающихся за их воспитание и получение ими основного общего образования [2].
4. Целью завершившейся в 2010 г. Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [7].
В ходе выполнения этой программы решались следующие задачи: совершенствование содержания и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности управления в системе образования; совершенствование экономических механизмов в сфере образования. В результате удалось обеспечить создание основных механизмов модернизации системы образования, сформировать в российских регионах сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования. Были также сформированы конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе образования РФ.
Проведенный нами выборочный анализ существующего законодательства в области образования, воспитания, взаимодействия семьи и школы, государственно-общественного управления образованием показал наличие противоречия между декларациями государственной политики в области образования и воспитания, с одной стороны, и законотворческой деятельностью государственных органов - с другой, что в существующем законодательстве не в полной мере реализуются следующие основополагающие принципы: приоритетность интересов детей, обеспечение государством их особой защиты; признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих несовершеннолетних детей; признание права ребенка на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей, могут причинить вред их нравственному, духовному, психическому развитию. Не в полном объеме обеспечена реализация законодательных актов РФ, направленных на поддержку и социальную защиту семьи, материнства и детства. Например, сегодня государство занимается в основном семьями, находящимися в зоне социального риска, пытаясь разделить между ними скудные социальные пособия. Но для будущего страны необходимы здоровые семьи, которые могут себя обеспечить. Проблема, как обычно, в законах и в механизмах их действий.
Анализ преобразований в общероссийской системе образования и воспитания детей, проявивших себя на протяжении двух последних десятилетий, выявил совокупность факторов, позитивно влияющих на возможности взаимодействия семьи и школы в решении вопросов воспитания в современной России, а именно: законодательное закрепление значимости образования и воспитания в системе образования как приоритета государственной политики; повышение статуса семьи как социального института воспитания и как партнера школы; регионализация образовательно-воспитательных систем; становление государственно-
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
общественного типа управления образованием при активном участии родительской общественности; развитие системы дополнительного образования детей; усиление компенсаторной (защитной) функции школы.
Библиографический список
1. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. М., 2002.
2. Закон РФ «Об образовании». М., 2001.
3. Замолоцких Е.Г. Семья и школа - социальные партнеры (исторический аспект) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 1, 4.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы. М., 2002. С. 236-282.
5. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002- 2004 гг. Утверждена Приказом Минобразования РФ.
6. Семья // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Т. 2. М., 1999. С. 319-321.
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.