СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ НАЧАЛО В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО О.А. Тысевич, студент
Научный руководитель: Е.В. Уткина, канд. филол. наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург)
Аннотация. Человеческая личность в произведениях Ф.М. Достоевского в значительной степени раскрывается через систему семейных связей. Так, в основе многих произведений писателя лежит идея о «настоящей семье», ведь только такая семья помогает создать сильное национальное государство.
В данной статье рассмотрены проблемы семейной среды, которые Ф.М. Достоевский связывает с концепциями «случайных», «странных» и бедных семейств. Именно такие семейства приводят к деградации семейного начала.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, тема семьи и семейного воспитания, детская тема, концепция «случайного» семейства, концепция «странного» семейства, концепция бедного семейства, концепция народного семейства.
К теме семьи обращались многие русские писатели: С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, но особую глубину и развитие она получила в творчестве Ф.М. Достоевского. Исследователи полагают, что в его художественном сознании формируется и вызревает авторская «концепция семьи» [1].
В отечественном литературоведении данную тему изучали и анализировали Г.М. Фридлендер, В.П. Владимирцев, И.Л. Волгин, Т.С. Соколова, Т.А. Касаткина, М.В. Загидуллина, М.В. Черкезова, И.Н. Арзамасцева, Н.М. Копытцева, С.В. Сергушева, Т.А. Степанова, Ю.В. Стерли-кова, О.Ю. Юрьева, А. В. Погорельцева и
др. [2].
Так, Г.М. Фридлендер отмечал, что в основе многих произведений Ф.М. Достоевского лежит идея о «настоящей семье», ведь, по словам самого писателя, только такая семья помогает создать сильное национальное государство [3].
Современная исследовательница Т.А. Касаткина пишет, что большую роль в становлении человеческой личности Ф.М. Достоевский отводит детским воспоминаниям, в частности, «опирается на собственный фамильный опыт, на впечатления детства и отрочества, вынесенные из отчего дома» [4]. То есть «человеческая личность в произведениях писателя в значи-
тельной степени раскрывается через систему семейных связей» [5].
По мнению отечественных учёных, особенный подход Достоевского к освещению данной темы состоит в том, что она «сопряжена с глобальными, вечными вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с этой темой» [6]. Поэтому так тесна её взаимосвязь с важнейшими проблемами творчества писателя.
Сам Ф.М. Достоевский отмечал, что только семья помогает создать сильное национальное государство, поэтому одним из заветов, воплощённых в его произведениях, становится завет о семье «как Малой Церкви, о семье как основе и зиждительной силе общества» [7], так как самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, из семьи, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу» [8].
Трагедию современной ему и последующих эпох Достоевский видел в том, что в российском государстве всё больше становится «случайных» семейств: «Современное русское семейство становится всё более и более случайным. Именно случайное семейство - вот определение современной русской семьи. Старый облик свой она как-то вдруг потеряла... Никогда
в предшествующие периоды русской истории семейство не было более расшатано, разложено, более не рассортировано, не оформлено, как теперь» [8].
Что же представляют из себя эти «случайные» семейства по мнению автора? Прежде всего, в них нет любви между родителями, каждый из которых держится «обособленно», живёт сам по себе. Трагично положение детей в таких семьях: «нужда, забота отцов отражаются в их сердцах с детства мрачными картинами, воспоминаниями иногда самого отравляющего свойства. Дети вспоминают до глубокой старости малодушие отцов, ссоры в семействах, споры, обвинения, горькие попрёки и даже проклятия на них, на лишние рты, и, что хуже всего, вспоминают иногда подлость отцов, низкие поступки из-за достижения мест, денег, гадкие интриги и гнусное раболепство. Ребёнок из такой семьи уносит с собой в жизнь «ожесточённое сердце» и «одну лишь грязь воспоминаний» [9].
Так, уже на первых страницах январского номера «Дневника писателя» за 1876 год мы встречаем тему «случайных» семейств в заметке «Будущий роман». В данной статье Достоевский пишет об убийстве мещанки Перовой и о самоубийстве её убийцы: «Она с ним жила... Началось несогласие. Перова просила его её оставить. Он дал ей слово, что «оставит», и варварски зарезал её ночью, обдуманно и преднамеренно, а затем зарезался сам. Перова оставила двух детей, мальчиков двенадцати и девяти лет. Она их любила. Оба они были свидетелями страшной сцены, как с вечера он измучил их мать попрёками и довёл до обморока. Они просили её не ходить к нему в комнату, но она пошла.» [8].
Что же станет теперь с этими детьми? Какое будущее их ожидает? Смогут ли они войти в настоящую взрослую жизнь с грузом таких страшных воспоминаний, которые навсегда останутся в их памяти? Именно эти вопросы мучают каждого сочувствующего бедным сиротам. Ф.М. Достоевский пишет, что всё же «мы можем помочь, на этот счёт наше общество от-
зывчиво и благородно. Да благословит Господь будущее этих неповинных детей» [8].
В бедном семействе часто ребёнок становится обузой, «ненужной вещью», которую, впоследствии, горе-родители используют как «орудие» для зарабатывания денег, отправляя его воровать или попрошайничать. Вырастая в таком семействе, ребёнок не видит разницы между добром и злом, думает, что именно тот образ жизни, какой ведут его родители, и является общепринятым. Сцены с нетрезвыми родителями уже не удивляют ребёнка и даже становятся неотъемлемой частью его жизни. Впоследствии, по мнению Ф.М. Достоевского, именно такие семейства приводят к деградации семейного начала.
Наиболее точная картина жизни бедных семей представлена в рассказе «Мальчик с ручкой». Ф.М. Достоевский пишет о маленьком, предоставленном лишь самому себе ребёнке. «В страшный мороз он был одет почти по-летнему. Ходил «с ручкой». Набрав копеек, мальчик возвращался с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствовала какая-нибудь шайка халатников [10].
Какое же будущее ожидает ребёнка, выросшего в таком семействе? Ф.М. Достоевский отвечает и на этот вопрос: «Когда ребёнок подрастёт, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но всё, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками...» [10].
Ф.М. Достоевский хотел бы, чтобы все родители поняли, что воспитание детей есть труд и долг: «Для иных родителей этот долг сладкий, несмотря на гнетущие даже заботы. Для других же, причём часто именно для достаточных родителей, воспитание собственных детей - самый гнетущий труд и самый тяжёлый долг. Такие родители стремятся откупиться от ребёнка, либо воспитывать в связи с какой-нибудь новой, модной идеей, глубоко не усвоенной ни отцом, ни тем более ребёнком, что приводит к искажениям в развитии личности. Без высшей идеи родители
не могут быть для ребёнка живым примером, который, имеет большее значение, чем преподанные родителями отвлечённые истины и понятия» [7].
Проблему семейной среды Ф.М. Достоевский связывает и с концепцией «странного» семейства. Есть три показателя, отличающие такой вид семейства.
Во-первых, «странным» Ф.М. Достоевский называл такое семейство, члены которого «как-то вовсе не похожи» на других людей. Это особый тип мечтателей, столкнувшихся с губительной окружающей действительностью. Они отличаются странной загадочностью и, как следствие, несчастной судьбой. Эти люди либо обособили себя от общества, либо были отвергнуты им.
Во-вторых, в «странном» семействе нарушены естественные межличностные связи. Отношения между родителями проявляются то в ссорах, то в молчании, глубоко ощущается духовная изолированность.
В-третьих, «странное» семейство имеет искажённую систему ценностей, что заметно отражается на процессе воспитания.
Повесть «Неточка Незванова» является образцом такого вида семейства. Эти три формы распада семьи, каждая из которых губительнее предыдущей, испытывает на себе героиня повести, поэтому и взросление её быстрое и болезненное. Она оказы-
она напоминает старика, испытавшего много несчастий на своём веку.
В пример «странным» и «случайным» семействам Ф.М. Достоевский ставит семейство народное, в котором царит настоящая любовь родителей к детям, в котором заботятся не только о материальном, но и о нравственном благополучии своего ребёнка. Именно в народном семействе формируется истинная национальная личность, и именно народные семейства создают сильное национальное государство.
Таким образом, семья - это то начало, на котором зиждется духовная крепость общества. Только благодаря «правильным» семействам, в которых любят детей, заботятся об их будущем, стараются вырастить добрых, отзывчивых, готовых прийти на помощь людей, растёт и процветает государство. От детей зависит многое. Только дети в корне могут изменить общепринятый порядок, направить общество на правильный путь. «Дети решают всё. Дети правят государством» [8], - так пишет Фёдор Михайлович в «Дневнике писателя». Они в своей чистоте и не-замутненности, искренности и отзывчивости указывают нам истинно правильную дорогу к человеческому сердцу. Именно поэтому «детская тема» занимает такое весомое место в творчестве великого русского писателя.
вается лишенной детства, проживая его,
Библиографический список
1. Фридлендер Г. М. Ф.М. Достоевский и его наследие; Погорельцева А.В. Проблема детства в творчестве Ф.М. Достоевского; Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского; Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоевского.
2. Фридлендер Г.М. Ф.М. Достоевский и его наследие; Владимирцев В.П. Поэтика «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Этнографическое впечатление и авторская мысль; Волгин И.Л. Достоевский и царская цензура (к истории издания «Дневника писателя»); Соколова Т.С. Типология «Странного семейства» в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова»; Касаткина Т. Художественные тексты в составе «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: контекстный анализ; Загидуллина М.В. Неточка Незванова; Чер-кезова М. В. Изучение рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» VII класс; Копытцева Н. М. Святочный рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»; Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского; Степанова Т.А. Тема детства в творчестве Достоевского; Стерликова Ю. В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоевского; Юрьева О.Ю. Тема семьи и семейного воспитания в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского; Погорельцева А.В. Проблема детства в творчестве Ф.М. Достоевского.
3. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. - М., 1979.
4. Касаткина Т. Художественные тексты в составе «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского: контекстный анализ // Вопросы литературы. - 2011. - №5. - С. 307-317.
5. Соколова Т.С. Типология «Странного семейства» в повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» // Вестник ТГПУ. - 2014. - №7 (148). - С. 166-169.
6. Фридлендер Г.М. Ф.М. Достоевский и его наследие // Наука в России. - 2011. - №6. -С. 83-91.
7. Юрьева О. Ю. Тема семьи и семейного воспитания в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского//Литература в школе. - 2003. - №8. - С. 26-28.
8.Дневник писателя. - 2013. http://royallib.com/book/dostoevskiy_fedor/dnevnik_pisatelya.html
9. Погорельцева А.В. Проблема детства в творчестве Ф. М. Достоевского // Сов. педагогика. - 1991. - №12. - С. 111-115.
10. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке // Повести и рассказы. - М., 1984. -С. 79-82.
11. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М., 2001. - 162 с.
12. Владимирцев В.П. Поэтика «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского. Этнографическое впечатление и авторская мысль. - Иркутск, 1998. - 33 с.
13. Волгин И.Л. Достоевский и царская цензура (к истории издания «Дневника писателя») // Рус. литература. - 1970. - №4. - С. 106-120.
14. Загидуллина М.В. Неточка Незванова // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. - СПб.: Пушкинский дом, 2008. - С. 129-132.
15. Копытцева Н. М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» // Литература в школе. - 2003. - №5. - С. 35-36.
16. Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003. - №5. - С. 32-35.
17. Степанова Т.А. Тема детства в творчестве Достоевского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. - 1988. - №4. - С. 88-93.
18. Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: научный сборник. - Тольятти, 2002. - С. 85-97.
19. Черкезова М.В. Изучение рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» VII класс // Литература в школе. - 2012. - №12. - С. 27-29.
FAMILY AND FAMILY ORIGINS IN THE WORKS OF F. M. DOSTOEVSKY O.A. Tysevich, student
Supervisor: E.V. Utkina, candidate ofphilological sciences, associate professor Orenburg state pedagogical university (Russia, Orenburg)
Abstract. The human personality in the compositions of Fedor Dostoyevsky is vastly described through the system of family relations. Thus, the concept of "the true family " is the core idea of the numerous compositions of the writer because only such the family helps to create the strong nation state.
This article describes the problems of the family environment which Fedor Dostoyevsky associates with the concept of the "random ", "strange " and poor families. Such the families lead the family institution to degradation.
Keywords: Fedor Dostoyevsky, theme of the family and family education, child theme, concept of the "random " family, concept of the poor family, concept of the folk family.