Научная статья на тему 'Семья и классический республиканизм (США последней четверти XVIII в.)'

Семья и классический республиканизм (США последней четверти XVIII в.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

267
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история повседневной жизни / история семьи / Американская революция / Просвещение / классический республиканизм / history of everyday life / family history / American Revolution / Enlightenment / classical republicanism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филимонова Мария Александровна

В статье исследуется эволюция семьи в эпоху Просвещения на примере Соединенных Штатов. Автор приходит к выводу, что представления о семье изменялись под влиянием теории общественного договора и классического республиканизма. Семейные отношения стали одной из сфер жизни, которые были политизированы во время Американской революции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family and Classical Republicanism (United States of the Late Eighteenth Century)

The article examines the evolution of the family in the age of Enlightenment on the example of the United States. The author comes to the conclusion that the ideas about the family changed under the influence of the social contract theory and classical republicanism. Family relations were among the areas of life that were politicized during the American Revolution.

Текст научной работы на тему «Семья и классический республиканизм (США последней четверти XVIII в.)»

М.А. ФИЛИМОНОВА

СЕМЬЯ И КЛАССИЧЕСКИЙ РЕСПУБЛИКАНИЗМ (США ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.)

M.A. Filimonova

FAMILY AND CLASSICAL REPUBLICANISM (UNITED STATES OF THE LATE EIGHTEENTH CENTURY)

В статье исследуется эволюция семьи в эпоху Просвещения на примере Соединенных Штатов. Автор приходит к выводу, что представления о семье изменялись под влиянием теории общественного договора и классического республиканизма. Семейные отношения стали одной из сфер жизни, которые были политизированы во время Американской революции.

Ключевые слова: история повседневной жизни, история семьи, Американская революция, Просвещение, классический республиканизм.

The article examines the evolution of the family in the age of Enlightenment on the example of the United States. The author comes to the conclusion that the ideas about the family changed under the influence of the social contract theory and classical republicanism. Family relations were among the areas of life that were politicized during the American Revolution.

Keywords: history of everyday life, family history, American Revolution, Enlightenment, classical republicanism.

Ухаживание и свадьба

На заре американской истории брак вовсе не подразумевал любви. Немногочисленные колонисты, пытающиеся выжить в суровых условиях, ожидали от супруги скорее трудолюбия и стойкости, чем способности внушить романтическую страсть. В первые годы существования Виргинии браки заключались при деятельной помощи Виргинской компании. Именно она привозила женщин в Джеймстаун. Будущим виргинкам давали приданое в виде одежды, постельного белья, а также оплачивали кое-какую мебель, бесплатный проезд до колонии и даже участок земли. Им обещали возможность найти себе богатых мужей, а также еду и кров, пока спутник жизни еще не найден. После свадьбы муж должен был возместить расходы Виргинской компании на трансатлантическое плавание супруги, ее мебель и землю. Все вместе обходилось в 120 фунтов «хорошего листового» табака (потом тариф повысился до 150 фунтов). Это примерно эквивалентно 5 000 долларов в сегодняшней валюте - сум-

~ 47 ~

ма, которую могли позволить себе только относительно состоятельные люди. Поскольку расчеты делались табаком, джеймстаунских невест иногда называют «табачными женами»1.

Справедливости ради стоит отметить, что и в Европе XVII в. семьи создавались, как правило, вовсе не по любви. Брак заключался по воле родителей, и дети имели право возмущаться, только если родители не позаботились о поиске для них брачного партнера. Соответствующее условие очень рано появилось в законах Массачусетса . Мотивы вступления в брак были экономическими и религиозными, ведь, по словам св. Павла, «лучше вступить в брак, нежели разжигаться»3. Наконец, создание семьи просто считалось необходимым этапом человеческой жизни. Важность брака подчеркивалась новоанглийской пословицей: «Умирающие девицами ведут обезьян в ад». И действительно, среди пуритан Новой Англии наблюдалась очень высокая брачность. 94% женщин и 98% мужчин в колониальном Массачусетсе вступали в брак. Для сравнения, 27% взрослого населения Англии XVIII в. никогда не имели супруга или супру-

4

ги .

В середине XVIII столетия модель брака-сделки все еще существовала, но ее уже считали устаревшей. Новым образцом для подражания были героини С. Ричардсона. «Кларисса Гарлоу презрела бы такой брак», - говорила о союзе без любви одна из героинь американского комедиографа Ройяла Тайлера5.

Эпоха Просвещения смотрела на семейную жизнь по-новому. Семья понималась не более и не менее как прообраз общественного договора, самое

1 Shaping North America: From Exploration to the American Revolution: 3 vols. / ed. J.E. Seelye Jr., Sh. Selby. ABC-CLIO, 2018. Vol. 3. P. 929-930.

2 «Если какие-либо родители умышленно и необоснованно отказывают какому-либо ребенку в своевременном или удобном браке или проявляют по отношению к нему какую-либо неестественную суровость, такие дети имеют право жаловаться в органы власти». URL: https://oll.libertyfund.org/page/1647-laws-and-liberties-of-massachusetts (дата обращения: 21.04.2021).

3 1 Кор. 7:9.

4 Areen J. Uncovering the Reformation Roots of American Marriage and Divorce Law // Yale Journal of Law and Feminism. Vol. 26 (2014). №1. P. 67.

5 Tyler R. The Contrast. Boston - New York, 1920. P. 26-27.

естественное и древнее из всех гражданских сообществ. В этом смысле она была основой нации6. Но это не всё - отношения в семье стали рассматриваться как источник счастья. «Вся роскошь, какой я желаю в этом мире, - писал Джон Адамс, - это общество моей милой подруги, и детей, и тех друзей, с которыми

7

им хорошо» .

«South Carolina Gazette» авторитетно советовала: «Каждый должен жениться рано. Едва ли есть хоть один человек, женившийся поздно, который не

g

пожалел бы о промедлении» . И действительно, американцы XVIII в. рано создавали семьи. Минимальный брачный возраст для юношей составлял 14 лет, для девушек - 12 (условие, заимствованное из английского права). На практике, например, в колониальном Нью-Гэмпшире 55,1% мужчин женились в возрасте от 22 до 26 лет; девушки выходили замуж между 19 и 23 годами (59,9% случаев)9. Такова статистика для свободного населения. Сервенты не имели права вступать в брак до окончания своего контракта, по крайней мере без согласия хозяев, а потому их семейная жизнь начиналась позже, обычно около 30 лет.

Изменились представления не только о браке, но и об идеальном женихе или невесте. Джон Джей был уверен, что «трудолюбие, красота и невинность составляют приданое более ценное, чем деньги»10. Благоразумная героиня романа Ханны Кент «Кокетка» (1797) наставляла легкомысленную девушку относительно одного из поклонников: «Все, что вы можете разумно ожидать от любовника, мужа или друга, вы можете увидеть в этом достойном человеке. Его вкус не испорчен, его манеры не испорчены, его мораль не испорчена. Его положение в жизни, возможно, настолько высоко, насколько вы имеете право

6 «Famille». Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers: 28 t. P., 1751-1772. T. 6. P. 390.

7 J. Adams to A. Adams. Apr. 12, 1778 // The Book of Abigail and John. Selected Letters of the Adams Family, 1762-1784 / ed. L.H. Butterfield e.a. Cambridge, Mass. - London, 1975. P. 210.

8 South Carolina and American General Gazette. May 24, 1773.

9 Gallman J.M. Relative Ages of Colonial Marriages // The Journal of Interdisciplinary History. Vol. 14. No. 3 (Winter, 1984). P. 609-617.

10 J. Jay to Sarah Livingston Jay. March 1776 // Jay J. The Selected Papers: 7 vols. / ed. E M. Nuxoll. Charlottesville, 2010-2020. Vol. 1. P. 206.

* * * ИСТОРИЯ * * *

требовать»11. Личные качества избранницы или избранника ценились теперь куда больше, чем в предыдущем столетии. Политические дискуссии Американской революции порой разделяли семьи, так что убеждения партнера тоже

нужно было в какой-то мере учитывать. Подумывая о поиске невесты, Алек-

12

сандр Гамильтон считал нужным оговорить этот момент особо . И это понятно, ведь уже в период ухаживания девушка получала возможность примерить на себя роль будущей жены-республиканки. Джон Адамс писал невесте, что любовь к ней пробуждает в нем привязанность ко всем людям и «пламя патрио-

13

тизма» .

С мнением родителей следовало считаться, и их согласие на брак было необходимо, если жениху или невесте не исполнилось еще 21 года. В английском варианте представления о браке по любви эта любовь могла развиваться только с родительского одобрения. Молодой человек из письмовника Сэмюэля Джонсона писал отцу: «Льщу себя надеждой, что, когда я сообщу вам о родителях и связях этой молодой леди, вы не будете против моих желаний. Если же вам не угодно будет их одобрить, заверяю вас, что постараюсь подавить свою склонность»14. А вот молодые американцы вели себя более независимо, как показывает история Люси Флакер. Ее отец был чиновником массачусетской колониальной власти и, разумеется, лоялистом. Ее избранник, Генри Нокс, был всего-навсего владельцем книжной лавочки. 17-летняя Люси часто заходила в его магазин, но, как вскоре выяснилось, не за книгами. Она часто отводила молодого лавочника в сторонку для бесед между книжными полками. И то, что он был гораздо ниже ее по социальному статусу и к тому же еще патриотом, ничего для нее не значило. Не обращая внимания на протесты своих богатых родителей и предупреждения о надвигающейся бедности и политическом крахе, Люси

11 Foster H. The Coquette; Or, The History of Eliza Wharton. A Novel: Founded on Fact. Boston, 1855. P. 64.

12 A. Hamilton to J. Laurens [Apr. 1779] // Hamilton A. The Papers: 27 vols. / ed. H.C. Syrett. N.Y.-L., 1961-1987. Vol. 2. P. 37.

13 J. Adams to Abigail Smith. Apr. 20, 1763 // Adams Family Correspondence: 4 vols. / ed. L.H. Butterfield. Cambridge, Mass., 1963. Vol. 1. P. 5.

вышла замуж за Генри Нокса 16 июня 1774 г. Ее родители уехали из города в день ее свадьбы; затем они отказались отвечать на ее письма. Однако они не пытались аннулировать брак дочери.

Ухаживание было по нашим меркам весьма сдержанным (но не всегда). В ход шли долгие взгляды во время воскресного богослужения или, как у Люси Флакер, беседы в книжной лавке. Во время обычного общения в рамках этикета можно было подчеркнуть внимание к избраннику каким-нибудь мелким жестом вежливости. Луи-Гийом Отто, ухаживавший за филадельфийской красавицей Нэнси Шиппен, писал ей: «Влюбленные очень зорки; каждая незначительная услуга драгоценна для них; сегодня вечером я получил чай из ваших собственных рук, в то время как остальную компанию обслуживал черный слуга. Возможно, вы не думали об этом, но я ценил этот чай больше, чем что-либо, что я когда-либо получал из других рук»15.

Как и сейчас, поводом выразить свои чувства был день св. Валентина. В английской культуре еще со Средних веков существовало поверье, что в этот день птицы ищут себе пару.

Зане был День святого Валентина, Когда пернатые вступают в брак; Толь дивная открылась мне картина!16 -писал об этом Чосер. В Англии XVII-XVШ вв. первый человек противоположного пола, которого вы видели утром 14 февраля, становился вашим валентином или валентиной. И тут уж даже новоанглийские пуритане подчинялись обычаю. Не кто иной, как губернатор Массачусетса Джон Уинтроп, один из создателей теократического режима в Новой Англии, не стыдился писать жене: «Я целую мою милую женушку, благословляю тебя и всех наших... Ты

17

должна быть моей валентиной» . В период Американской революции соблю-

14 Johnson S. The New London Letter Writer. L., 1790. P. 36.

15 ShippenN. Her Journal Book / ed. E. Armes. Phila.-L., 1935. P. 19.

16 Чосер Дж. Книга о королеве. Птичий парламент. М., 2005. С. 111.

17 J. Winthrop to M. Winthrop. Febr. 14, 1629 // Papers of the Winthrop Family: 6 vols. Boston, 1929-1992. Vol. 2. P. 209.

дался тот же ритуал. Маленькая Анна Уинслоу в 1772 г. записывала в дневник, что ее валентином в том году стал старый пахарь18. То, что было шуткой для маленькой девочки, с возрастом становилось серьезнее. Парни старались нарочно попасться с утра на глаза своим избранницам. И конечно, влюбленные посылали друг другу «валентинки». Сохранившаяся «валентинка» середины XVIII в. имеет круглую форму и напоминает геральдическую розу. Она украшена пронзенными сердцами, амурчиками, цветами и любовными девизами.

В Америке молодые люди могли общаться относительно свободно, что удивляло европейцев, куда жестче контролировавших поведение своих дочерей и сестер. Жак-Пьер Бриссо делился впечатлениями от Бостона: «Молодая девушка катается в кабриолете со своим возлюбленным, и оскорбительное подозрение не является, чтобы запятнать чистые удовольствия такой вылазки на природу»19. Во Франции красавица считалась бы скомпрометированной.

О самой экзотичной форме ухаживания в Новой Англии французу, видимо, не рассказали. Именно там были распространены ночные ухаживания, но-

20

сившие название bundling (связывание) . Это означало, что влюбленная пара проводила ночь в одной постели, но не раздеваясь. Между юношей и девушкой можно было поставить доску для пущей надежности, или же мать попросту зашивала юную леди в мешок, закрывавший ее от ступней до пояса.

Если отношения оказывались серьезными, пара тем или иным образом сообщала об этом окружающим. По английским законам свадьбе должно было предшествовать оглашение имен будущих супругов в церкви в течение трех воскресений. Но в Америке это условие не всегда можно было выполнить. На фронтире зачастую трудно было найти священника. Представители различных конфессий не желали иметь дело с официальной англиканской церковью. Из положения выходили по-разному. Пресвитериане проводили оглашение в своих

18 Diary of Anna Green Winslow: a Boston school girl of 1771. Bedford, Mass., 1997. P. 25.

19 Brissot de Warville J.P. Nouveau voyage dans les Etats-Unis de l'Amérique Septentrionale fait en 1788: 2 vols. P., 1791. P. 113.

конгрегациях, квакеры - в молельных домах. Колониальная ассамблея Северной Каролины в 1741 г. разрешила письменное оглашение. Однако, чтобы быть законным, оглашение все-таки должно было быть прочитано во всеуслышание

правительственным чиновником, священником англиканской церкви или хотя

21

бы особым «чтецом», назначенным местными жителями . Можно было и вовсе обойтись без оглашения, купив брачную лицензию. Например, в Южной Каролине брачную лицензию выдавал губернатор по довольно демократичной цене в 10 шиллингов22.

Наконец, была возможность не вмешивать в свои семейные дела ни церковь, ни власти. Многие пары просто сообщали о своих намерениях родным или друзьям. После того как пара сделала объявление три раза, окружающие считали их женатыми. От супругов ожидали верности друг другу, даже несмотря на отсутствие юридического контракта. Иногда незарегистрированный брак выбирали из политических соображений. После принятия Закона о гербовом сборе патриоты отказывались от бракосочетания по лицензии, ведь брачная ли-

23

цензия тоже должна была печататься на гербовой бумаге . Подобным образом поступали и при наличии юридических препятствий. Такова была история Бенджамина Франклина и Деборы Рид. Он встретил девушку, едва придя в Филадельфию, грязный с дороги, с оттопыренными карманами, куда запихнул свои чулки и рубашки, да еще с булкой в руке. Дебора, как он вспоминал впоследствии, «увидела меня и нашла, что вид у меня самый нелепый и уморительный,

24

как оно, несомненно, и было» . Позже она изменила мнение, и дело уже шло к свадьбе, но отношения прервались из-за отъезда Франклина в Лондон. Когда он вернулся, Дебора была уже женой другого, и при этом брошенной. Как объяс-

20 См. подробнее: Stiles H.R. Bundling: Its Origin, Progress and Decline (reprint ed.). Kessinger Publishing, 2005.

21 The Colonial and State Records of North Carolina: 26 vols. / ed. W. Clark e.a. Raleigh, 1886— 1905. Vol. 23. P. 158-160.

22 The Statutes at Large of South Carolina: 10 vols. / ed. Th. Cooper, D.J. McCord. Columbia, SC, 1838-1840. Vol. 3. P. 415.

23 The Boston-Gazette, and Country Journal. Dec. 9, 1765.

нял Франклин, «ее брак считался недействительным, поскольку было известно, что в Англии у ее мужа уже была другая жена; но доказать это было трудно за дальностью расстояния, и хотя сам он, по слухам, умер, доподлинно никто этого не знал. Кроме того, даже если бы эти слухи подтвердились, он оставил после себя много долгов, и его преемника, возможно, заставили бы их платить»25. В этой ситуации брак, не оформленный юридически, был выходом для обоих. Подобные браки («браки по общему праву») признавались действительными во всех колониях, а позднее и во всех штатах, кроме Северной Каролины.

Чернокожие рабы тоже создавали семьи без церковной или светской церемонии. В отличие от свободных, у них не было выбора: закон не признавал за ними права на брак. И все же многие из них женились. Как и в случае с белыми семьями «по общему праву», окружающие просто начинали обращаться с парой как с супругами. Иногда использовалась привезенная из Африки колоритная церемония: влюбленные «прыгали на метле». Два человека держали метлу над порогом, а жених и невеста, взявшись за руки, перепрыгивали через нее. Это означало, что они выбрали друг друга в качестве спутников жизни. Многие рабовладельцы поощряли рабов выбирать себе супругов и старались сохранить семьи вместе. Раб менее склонен убегать, если у него есть жена и дети. Но когда нужно было платить по счетам или когда имущество делилось в момент смерти хозяина, семьи распадались. Рабовладельцы могли также продать супруга, чтобы наказать непослушного раба.

Если официальная церемония имела место, то она была разной на Юге и на Севере. Так, по законам Южной Каролины брак мог быть заключен только согласно обрядности англиканской церкви. Такой брак считался нерасторжимым. Брак следовало также зарегистрировать в офисе секретаря штата26. В Новой Англии сложилась иная традиция, идущая от «отцов-пилигримов». Уильям

24 Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. Кре-векер Сент-Джон де. Письма американского фермера. М., 1987. С. 346.

25 Там же. С. 410.

26 The Statutes at Large of South Carolina. Vol. 2. P. 289, 475-476; Vol. 4. P. 656.

Брэдфорд описывал первую свадьбу в Новом Плимуте: «Мая 12-го состоялось первое здешнее бракосочетание, которое, согласно похвальному обычаю Нидерландов, где поселенцы перед тем жили, совершено было должностными лицами, ибо установление это - гражданское, связанное с вопросами наследства и прочим, что сюда же относится; и это вполне согласно с Писанием, Книга Ру-

27

фи, 4, ибо нигде не сказано там, что является это обязанностью священника» . Эта же традиция сохранялась в XVIII в. Пенсильванские квакеры устраивали свадьбы в своих молельных домах. Там пары могли пожениться без священника, произнося придуманные ими самими обеты.

Свадьба очень отличалась от привычной нам. Не было невесты в белом -эта традиция возникла лишь в XIX столетии. Невеста просто надевала свое лучшее платье, которое потом носила по торжественным случаям. Марта Ка-стис выбрала для своей свадьбы с Джорджем Вашингтоном платье из желтого шелкового дамаска с нижней юбкой из кремового шелка, отделанной переплетенными серебряными нитями28. Жених надевал свой выходной костюм (необязательно черный) или мундир, если был военным. Не было обмена кольцами. Обручальное кольцо надевалось лишь на левую руку новобрачной. Выглядело оно тоже не так, как современные. Кольцо Элизабет Скайлер Гамильтон, которое она носила 75 лет (она почти на полвека пережила мужа), было сделано из двух, скрепленных вместе. На одном из них было выгравировано имя Александра, на втором - Элизабет.

Южане звали на свадьбу всех родных и соседей. После того как священник завершал церемонию, начинались торжества. Танцы и игра в карты часто предшествовали элегантному ужину, сопровождавшемуся тостами и песнями. Празднование могло продолжаться несколько дней. В порядке вещей было обильное угощение и, конечно, свадебный пирог - слоеный, со специями, алкоголем, сухофруктами и орехами. Часть свадебного пирога клали в банку со

27 Брэдфорд У. История поселения в Плимуте... С. 94.

28 URL: https://www.mountvernon.org/george-washington/martha-washington/martha-washingtons-style/ (дата обращения: 27.04.2021).

спиртом и сберегали для будущих праздников. На новоанглийских свадьбах тоже было довольно гостей и много пирогов, и ром лился рекой, но первоначально не было танцев. Однако, как и многие другие пуританские обычаи, запрет танцев к XVIII в. оказался подзабытым, и свадьба массачусетца Дэниэля Шоу в 1769 г. превратилась в настоящий танцевальный марафон: если верить

29

газетам, гости протанцевали 92 джиги и 45 менуэтов .

Местное сообщество тоже могло высказать свое мнение о новобрачных, особенно если это мнение было нелицеприятным. В долине Гудзона в ходу был скимелтон - разновидность «кошачьего концерта», которую устраивали под окнами молодых. Соседи будили их звоном колоколов, дули в рога, гремели чайниками и сковородками. Обычно так «приветствовали» вдовцов и вдов, вступавших в брак во второй раз, новобрачных с большой разницей в возрасте или просто непопулярных. Интересно, что похожие кошачьи концерты происходили в некоторых областях Великобритании, например, в Уэльсе и Корнуолле 30. Но чаще, конечно, новобрачные слышали в свой адрес добрые пожелания, а если кто-то из гостей претендовал на поэтические лавры, то и стихотворные поздравления.

Жена-республиканка

Некоторое время назад историки в США были увлечены схоластическим спором: какой образ лучше описывает американок революционной эпохи - жена-республиканка или мать-республиканка? По сути, обе модели поведения отражали одно и то же. Женщина Американской революции должна была быть патриоткой и проявлять свою гражданственность, побуждая мужей или сыновей к патриотическим чувствам. Разумеется, она была гражданкой не только в семье. От женщины ожидали, что она будет участвовать в бойкотах английского импорта, сборах средств для Континентальной армии или подобных патриотических мероприятиях. Томас Пейн взывал к памяти Жанны д'Арк и мечтал:

29 The Boston-Gazette, and Country Journal. July 3, 1769.

30

Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М., 1990. С. 109.

~ 56 ~

«Если бы небеса могли вдохновить какую-нибудь служанку из [Нью-] Джерси на то, чтобы воодушевить своих соотечественников и спасти своих прекрасных

31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подруг по несчастью от грабежей и насилия!» Конституция Нью-Джерси 1776 г. даже давала женщинам право голоса, если они владели собственностью на 50 фунтов. (Этого права они были лишены в 1807 г.) Условие касалось только одиноких женщин, ведь замужняя дама не могла владеть собственностью на законном основании, о чем речь пойдет ниже.

Все это совершенно не сочеталось с традиционным патриархальным идеалом семьи. В колониальном обществе главу семьи часто называли «патриархом» - библейский термин, напоминавший людям о религиозной власти. Мужчина должен был заботиться о физическом благополучии своей жены и детей, следя за тем, чтобы они были сыты, одеты и защищены от превратностей судьбы. Общество ожидало, что мужчина будет советоваться со своей женой о благополучии семьи, но если они не соглашались, его воля брала верх. Бенджамин Уодсворт, священник из Северной Каролины, проповедовал: «Правление мужа

32

должно быть мягким и легким, а покорность жены - скорой и радостной» . И как можно было доверить женщине избирательные права? Даже виги в большинстве своем были уверены, что новоиспеченная избирательница все равно будет выражать мнение близкого мужчины, а не свое собственное. Некий оратор рассуждал: «Как посмеет послушная дочь голосовать против мнения своего отца и как сможет красавица отказать своему возлюбленному, который на коленях умоляет ее во имя ее красоты и его страсти отдать свой голос?»33

Новая роль женщины противоречила и ее юридическому статусу. Замужняя женщина (feme covert) полностью лишалась самостоятельности с точки зрения закона. Главный юридический авторитет ранней республики Джеймс

31 Paine Th. The Complete Writings: 2 vols. / ed. Ph.S. Foner. N.Y., 1945. Vol. 1. P. 51.

32 Early American Women: A Documentary History, 1600-1900 / ed. N. Woloch. McGraw-Hill Education, 2002. P. 28.

33 For the True American, from a «Friend to the Ladies», 1802 // Second to None: A Documentary History of American Women: 2 vols. / ed. R.B. Moynihan, C. Russett, L. Crumpacker. Lincoln, Neb., 1993. Vol. 1. P. 103.

Уилсон так определял ее положение: «Самое важное последствие брака состоит в том, что муж и жена становятся по закону только одним лицом: законное существование жены сводится к существованию мужа»34. Теперь муж представлял ее интересы во всех общественных и юридических делах. Все ее имущество и деньги, которые она могла бы заработать, принадлежали супругу. Если кредиторы преследовали мужа за долги, его жена имела право оставить себе только самое необходимое: два платья (чтобы она могла носить одно, пока другое стирается), кухонные принадлежности и кровать. Южанки, вступая в брак, могли договориться с мужьями о раздельном владении собственностью. Впрочем, в Южной Каролине, например, такой возможностью пользовались лишь 2%

35

женщин . У обитательниц Новой Англии выбора не было: их собственность после брака в любом случае переходила под контроль мужа. Жена имела чуть более широкие права в отношении недвижимости. Если она приносила в приданое землю, муж не мог без ее согласия продать или заложить участок. То же касалось недвижимости, нажитой в браке. Было и еще одно условие, касавшееся имущества женщины: вдова на время вдовства получала право пользоваться третью собственности своего мужа (вдовья треть). Конфискуя собственность лоялистов, революционные власти обычно оставляли за их женами эту часть собственности. И все же Абигайль Адамс подводила грустный итог: «Даже в самых свободных странах наша собственность подчинена контролю и находится в распоряжении наших супругов, которым законы дали суверенную власть»36. Статус замужних женщин в США изменился лишь к середине XIX в., когда законы относительно их собственности были пересмотрены. Характерно обращение Абигайль Адамс к мужу-конгрессмену с просьбой «помнить о дамах» при создании новых законов. Но характерен и его ответ: «Я не могу не посмеяться над твоим необычайным кодексом законов. Нам говорили, что наша

34 Wilson J. The Works: 2 vols. / ed. J.D. Andrews. Chicago, 1896. Vol. 2. P. 324. Здесь Уилсон следует за классиком английской юриспруденции Уильямом Блэкстоном.

35 Weyler K.A. Marriage, Coverture, and the Companionate Ideal in The Coquette and Dorval // Legacy. Vol. 26. No. 1 (2009). P. 6.

борьба во всем ослабила узы власти; что дети и подмастерья стали непокорными; что школы и колледжи бунтуют; что индейцы презирают своих старейшин, а негры дерзят хозяевам. Но твое письмо - первый намек, что недовольно еще одно племя, более многочисленное и могущественное, чем все остальные. Это, конечно, грубый комплимент, но ты так насмешлива, что я не могу это вычеркнуть. Будь уверена, мы слишком умны, чтобы отказаться от нашей мужской системы. Она в полной силе, но ты-то знаешь, что она - не больше, чем теория. Мы не смеем полностью использовать свою власть. Нам приходится действовать учтиво и мягко и в действительности, знаешь ли, мы и есть подданные. Нам остается только имя господ»37.

Небольшим знаком перемен стало изменение в уголовном законодательстве. По английскому праву для убийства мужа женой существовало особое понятие «малой измены» (petit treason; так же квалифицировалось убийство хозяина слугой). За это преступление полагалась особо жестокая кара - сожжение на костре. Массачусетс упразднил понятие «малой измены» в 1785 г. на том простом основании, что оно больше «не кажется разумным»38. Южные штаты удержали в своем законодательстве этот состав преступления, но теперь он распространялся только на рабов. В целом же Американская революция мало что изменила в юридическом статусе жены. Отсюда вывод некоторых историков: идеал брака-товарищества лишь маскировал подлинный незавидный статус

39

замужних женщин .

И все же нельзя сказать, что ничего не изменилось. Новые модели поведения, новые идеалы изменяли американские семьи, даже вопреки косности законов. И вот уже в 1790 г. Джудит Мюррей бросала мужчинам: «Да, вы, господа, вы, надменный пол, наши души по природе своей равны вашим; то же самое дыхание Бога одушевляет, оживляет и бодрит нас; и что мы не пали ниже вас,

36 Abigail Adams to J. Adams. June 17, 1782 // Adams Family Correspondence. Vol. 4. P. 328.

37 John Adams to Abigail Adams. Apr. 14, 1776 // The Book of Abigail and John. P. 122.

38 The Acts and resolves, public and private, of the province of Massachusetts Bay: 21 vols. Boston, 1869-1922. 1784-1785. P. 176.

пусть засвидетельствуют те, кто высоко поднялся над всем, что их так сильно угнетало... я смею с уверенностью полагать, что с начала времен и до наших дней было столько же женщин, сколько и мужчин, которые одной только силой

40

природных дарований заслужили венец хвалы» .

Изменение отношений в семье в определенной мере было связано с политическими переменами. Авторитарная власть отца была не более приемлема, чем власть короля. Идеальная республиканка на уровне семьи должна была демонстрировать то же героическое самоотречение и патриотизм, какие требовались от мужчины. Так же, как мужчина должен был подчинить собственные интересы благу общества, женщина жертвовала собой ради блага семьи. Как и мужчина, она должна была ориентироваться на пример античной Греции и Рима. И по меньшей мере некоторые мужчины поощряли своих подруг проявлять соответствующие качества. Александр Гамильтон просил свою Элизабет: «Если ты увидишь, что я склонен оставить службу твоей стране, ты отговоришь меня от этого. Тебе остается только показать, римлянка ты или американка»41.

Нью-джерсийка Ханна Арнетт услышала, как ее муж Айзек и группа влиятельных квакеров Элизабеттауна сговариваются сдать город английскому командующему Корнуоллису в обмен на гарантии их жизни и собственности. Ханна ворвалась в комнату и заявила растерявшимся мужчинам: «Что до меня, я остаюсь со своей страной. Рука моя не дотронется до руки, сердце не прилепится к сердцу того, кто ее позорит. Айзек, мы прожили вместе двадцать лет. Но я дитя Господа и своей страны. И если ты сделаешь столь постыдную вещь,

42

я больше никогда не признаю тебя мужем» . Ее горячность действительно устыдила мужчин. Город не был сдан.

39 Weyler K.A. Marriage, Coverture, and the Companionate Ideal... P. 2.

40 The Massachusetts Magazine, or, Monthly Museum Concerning the Literature, History, Politics, Arts, Manners, Amusements of the Age. Vol. II (1790). P. 134-135.

41 A. Hamilton to Elizabeth Schuyler [Aug. 1780] // Hamilton A. The Papers. Vol. 2. P. 397.

42 ^t. no: Klinghoffer J.A., Elkis L. «The Petticoat Electors»: Women's Suffrage in New Jersey, 1776-1807 // Journal of the Early Republic. Vol. 12. No. 2 (Summer, 1992). P. 170-171.

Это были уже совсем иные отношения, нежели те, по которым вздыхал один из персонажей «Контраста» Ройяла Тайлера (1787): «Когда я был молодым человеком, нам говорили, что если женщина знает, как приготовить пудинг и как уберечься от огня и воды, то для жены хватит. Ну, что хорошего принесли вам эти книги?»43

Развод

Темная сторона брака не попадала в вигские памфлеты, однако на страницах прессы семейные проблемы - с точки зрения мужчин - возникали часто. Вот пара взятых наугад сообщений из новоанглийских газет. Юнис, жена Томаса Кинна из Уортингтона (Массачусетс), вела себя «весьма недостойным образом, причиняла беспокойство дому и семейству и использовала много угрожающих слов»44. Собрат Кинна по несчастью, некий Уильям Чемберс, чья жена Сюзанна приводила любовников прямо домой и набрала долгов на счет мужа, предупреждал через газету, что не будет оплачивать долги неверной супруги и подаст в суд при ее попытке распродать мебель или другое имущество мужа45. Такие объявления были обычным делом. Голоса женщин, несчастливых в браке, слышались куда реже. Причина - если не говорить о предписанной женщинам скромности - была чисто юридической. Замужняя женщина, как мы уже видели, не имела ни собственного имущества, ни собственных доходов. Но это означало, что и платить по ее счетам должен был супруг! Судя по газетам, жены могли компенсировать неудачную семейную жизнь приятными пустячками, купленными в кредит и при этом за счет нелюбимого мужа. Объявление в таком случае позволяло мужу защитить свои денежки.

А что же дамы? Теоретически законы запрещали или хотя бы ограничивали жестокость мужей. Уже «Свод вольностей» Массачусетса (1641) провозглашал: «Всякая замужняя женщина да будет свободна от телесных наказаний

43 Tyler R. The Contrast. P. 34-35.

44 The Providence Gazette. Jan. 23, 1779.

45 The Boston-Gazette, and Country Journal. Apr. 24, 1769.

или побоев со стороны своего мужа, если только он не защищается от ее нападения. Если для наказания есть справедливая причина, следует принести жалобу властям в каком-либо суде, от коего она и получит кару»46. При этом, как видно из отрывка, право наказывать жену по «справедливой причине» все же признавалось законом. На практике закон защищал не всегда. Афроамериканка Люси Пьюрнан из Массачусетса в 1768 г. просила «отлучения от стола и ложа» своего супруга на основании его крайней жестокости. Муж не только бил ее, но и пытался продать в рабство47.

До революции развод существовал только в Новой Англии. Новоанглийские законы исходили из убеждения, что несчастным парам лучше разойтись и вступить в новый брак, чем жить в состоянии раздора и искушения согрешить. Кроме того, здесь брак не носил церковного характера и воспринимался как чисто гражданское установление. Соответственно, первый развод в Массачусетсе совершился уже в 1643 г., а вот в Южной Каролине первая разведенная пара появилась только в 1868 г. После провозглашения независимости условия развода смягчились во всех штатах, хотя не все из них признавали полноценный развод. В ряде южных штатов допускалось только «отлучение от стола и ложа» - разрешение супругам жить раздельно, не дававшее при этом возможности вступить в новый брак. Не так обстояло дело в среднеатлантическом регионе. Например, закон Пенсильвании 1785 г. гласит: «Цель брака и желание сторон, вступающих в него, состоит в том, чтобы он продолжался в течение их совместной жизни». Развод давался только при нарушении брачного договора. Типичные основания включали прелюбодеяние, оставление, жестокость, инцест или импотенцию. Для получения развода следовало подать петицию в верховный суд штата. Мужчина мог сделать это лично, женщина - через какого-нибудь друга. Мировой суд их округа должен был подтвердить, что петиция

46 URL: https://oll.libertyfund.org/page/1647-laws-and-liberties-of-massachusetts (дата обращения: 21.04.2021).

47 Riley G. Divorce: An American Tradition. Lincoln - London, 1997. P. 14.

* * * ИСТОРИЯ * * *

-45-

подана не просто «из желания освободиться друг от друга» . Пенсильванцы

вполне оценили преимущества нового закона. В 1777-1785 гг. в штате рассматривалось 24 дела о разводе, в 1785-1801 гг. - более сотни49. Массачусетс тоже обновил свое брачно-семейное законодательство. Закон 1773 г. признавал мужскую неверность достаточным основанием для прекращения брака. Как и в Пенсильвании, число разводов выросло. В 1765-1774 гг. в Массачусетсе произошло 47 разводов, в 1775-1786 гг. - 86 50.

И все-таки освободиться от постылого брака было сложно. Свидетельством тому - история Нэнси Шиппен. Мисс Шиппен была в свое время украшением филадельфийских светских раутов, за ней ухаживали многие. Но она подчинилась выбору отца, подавила свою склонность к обаятельному французу Отто и вышла замуж за полковника Генри Ливингстона из влиятельного нью-йоркского клана. Увы, брак оказался неудачным, и через два года Нэнси вернулась в отцовский дом, взяв с собой маленькую дочь. Ее положение было предельно уязвимым. Муж имел право силой вернуть свою непокорную жену, отобрать деньги, если она смогла их заработать и т.д. Дети (что, к собственному горю, узнала Нэнси Шиппен) при разводе оставались с отцом; матери могли даже не дать права с ними видеться. Она надеялась подать прошение о разводе в легислатуру Нью-Йорка, однако испугалась, что в случае положительного решения больше никогда не увидит дочь. К мужу она так и не вернулась, но и развода не получила.

Детство в республике

Американские семьи в XVIII в. были чрезвычайно многодетными. Франклин объяснял этот факт более ранними, по сравнению с Европой, браками. По

48 Laws of the Commonwealth of Pennsylvania: May 24, 1781 - Sept. 3, 1790. 4 vols. Phila., 1810. Vol. 2. P. 343-347.

49 Meehan Th.R. «Not Made out of Levity» Evolution of Divorce in Early Pennsylvania // Pennsylvania Magazine of History and Biography. Vol. 92. No. 4 (Oct., 1968). P. 441-464.

50 Cott N.F. Divorce and the Changing Status of Women in Eighteenth-Century Massachusetts // The William and Mary Quarterly. Vol. 33. No. 4 (Oct., 1976). P. 586-614; Riley G. Divorce: An American Tradition. P. 16.

его оценке, европейские браки давали в среднем четыре рождения, американские - восемь51. Джефферсон на виргинском материале подсчитывал, что насе-

52

ление в Америке удваивается каждые 27 с небольшим лет . Современные демографы подтверждают эту статистику. У женщин часто бывало от семи до десяти детей, и роды и материнство являлись важнейшей частью жизни. Однако далеко не все дети благополучно вырастали. На Севере до совершеннолетия

53

доживали три ребенка из четырех, на Юге - только два . Семейные истории «отцов-основателей» показывают, как это бывало. Из восьмерых детей Александра и Элизабет Гамильтонов только старший, Филипп, не дожил до 21 года; он был убит на дуэли. Семейная жизнь Генри и Люси Ноксов сложилась куда более трагично: из тринадцати их детей выжили лишь трое.

Уход за многочисленным выводком младенцев и трудоемкое домашнее хозяйство совмещались плохо. Эстер Бэрр делилась с дневником после рождения второго ребенка54: «Когда у меня был лишь один ребенок, руки у меня были связаны, а теперь я скручена по рукам и ногам. Как я буду управляться, когда у меня будет полдюжины или десяток [детей], не могу представить»55. Если женщина могла себе это позволить, она доверяла уход за своими детьми няньке (возможно, законтрактованной служанке или рабыне) или просто какой-нибудь соседской дочери. Вскармливанием детей занималась кормилица. Однако светила просвещенческой педагогики всего этого не одобряли, считая, что только сама мать может уделить ребенку должное внимание. Локк, например, опасался скверного воздействия слуг на поведение ребенка: у невоспитанных и развращенных слуг ребенок мог научиться непристойным выражениям и порокам56. В Америке тоже нашлись сторонницы новых веяний. Невестке виргинского план-

51 FranklinB. The Works: 12 vols. / comp. and ed. J. Bigelow. N.Y., 1904. Vol. 3. P. 340-341.

52 Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния / сост. А.А. Фурсенко. Л., 1990. С. 168-170.

53 CottN.F. No Small Courage: A History of Women in the United States. N.Y., 2004. P. 124.

54 Это был Аарон Бэрр, будущий вице-президент США.

55 Fisher J. The Journal of Esther Burr // The New England Quarterly. Vol. 3. No. 2 (Apr., 1930). P. 300.

56 ЛоккДж. Соч.: 3 т. / под ред. И.С. Нарского, А.Л. Субботина. М., 1985-1988. Т. 3. С. 458.

татора Лэндона Картера пришлось в 1770 г. выдержать яростную борьбу: Картер хотел отдать ее сына, своего внука, кормилице, она же боролась за право

57

самой вскармливать младенца .

Уже из этого эпизода видно, как изменилась культура детства. Лидеры Реформации были склонны считать человеческую природу изначально подверженной греху. Труд, жесткая дисциплина и непререкаемый авторитет отца считались необходимыми для стабильности протестантской семьи. Проповедник Джонатан Эдвардс заявлял без околичностей: «Какими бы невинными ни казались нам дети, все же, если они вне Христа, они не таковы в глазах Бога, но являются молодыми гадюками - и бесконечно более ненавистными, чем гадюки... Я видел счастливое действие простого и основательного обращения с

58

детьми в отношении их души, совершенно не щадящего их» . Собственно, все люди, дети и взрослые, в глазах Эдвардса были греховны и могли быть спасены от ада лишь милосердием Господа. Это не было только его личной точкой зрения. Первым, что заучивали дети по «Новоанглийскому букварю», было: «Адамов грех на нас всех».

Соответственно, кальвинистская педагогика XVII в. видела в ребенке существо, во-первых, неспособное к самостоятельному нормальному развитию, во-вторых, бесконечно греховное. Отсюда тугое пеленание, призванное придать форму младенческому тельцу, многочисленные приспособления для обучения ходьбе. А также знаменитое высказывание: «Пожалеешь розгу - испортишь ребенка» (афоризм восходит к поэме С. Батлера «Гудибрас» (1660)). Вторая половина XVIII в. изменила почти всё. Задачей родителей стало не подавлять предполагаемую природную греховность детей, а скорее направлять их естественное развитие. Детство воспринималось благодаря Локку и Руссо как период подготовки к взрослой жизни, когда ребенок нуждается скорее в свободе и поощрении, чем в наказаниях. Отношения с детьми стали более эмоциональными

57 Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. М., 2009. С. 113.

58 Edwards J. The Works: 4 vols. N.Y.-L., 1844. Vol. 3. P. 340.

- или, во всяком случае, родители чаще и свободнее выражали свою любовь к детям. Нэнси Шиппен, вынужденная разлучиться с дочерью, делилась с дневником: «Увы! как изображу я свои страдания в тот страшный миг, когда рассталась с любимым ребенком! Я не буду, я не могу даже пытаться»59. Автор, писавшая под псевдонимом «Американская матрона», уверяла молодых родителей: истинное счастье можно найти в общении с детьми, в «их милых ласках, их безыскусных манерах и неподдельной привязанности»60. Родители стали видеть в своих детях личность, предпочитать любовь и психологическое воздействие принуждению.

Одновременно детство становилось более «естественным». К концу XVIII в. американские матери стали отказываться от тугого пеленания и чрезмерного укутывания. Вместо традиционных люлек, подвешенных на крюке, появились детские кроватки из реек. В отличие от люлек, они обеспечивали доступ свежего воздуха к телу младенца. «Американская матрона» настаивала на закаливании холодной водой с самого раннего возраста. Часто матери предпочитали обтирать младенцев спиртом, но «Матрона» считала такую практику жестокой, а главное - неестественной61. Увлечение закаливанием было очень распространено и иногда выходило за границы разумного. Современная исследовательница Карин Калверт комментировала: «Если раньше дети "поджаривались" под кучей одеял невдалеке от огня, то дети конца XVII - начала XIX в.,

росшие при другой системе воспитания, задыхались от шока, внезапно погру-

62

жаясь в холодную воду» .

Французский исследователь Филипп Арьес отмечал, что в XVI-XVШ вв. состоялось «открытие детства». Визуально это отразилось в появлении особого детского костюма, отличающего ребенка от взрослого. Детская одежда появля-

59 Shippen N. Her Journal Book. P. 160.

60 American matron. The maternal physician: a treatise on the nurture and management of infants, from the birth until two years old. N.Y., 1811. P. 67.

61 Ibid. P. 23.

62 Калверт К. Дети в доме. С. 98-99.

ется вначале у мальчиков и лишь позже - у девочек63. Мальчики 1770-х гг. носили «гусарский костюм», состоявший из длинных панталон, рубашки с большим воротником и короткой курточки. Штанишки они впервые примеряли в три или четыре года; до этого мальчики носили такие же платьица, в каких щеголяли их сестры. Маленький Джон Нил из Мэна отпраздновал свои первые штанишки знаменательным жестом: «Я собрал все свои платьица и передал их своей сестре со словами: "Сестренка, ты можешь теперь их взять, для меня они слишком хороши"»64. Девочка до 10-12 лет носила простые муслиновые платьица, но после этого возраста ее одежда становилась уменьшенной версией костюма взрослой женщины, включая корсет и туфельки на каблуках. Волосы ее оставляли распущенными, подстригая только челку.

Старое пуританское убеждение, что «для праздных рук Сатана найдет занятие», оказалось подзабытым. Взрослые снисходительно смотрели, как мальчики катают обруч или как девочки играют в куклы. Характерно, что учитель Филипп Фитиан находил забавы своих маленьких учениц «не менее веселыми, чем естественными»65. На игры выделялось не так уж много времени. Вот как проходил день 12-летней Анны Уинслоу: «В первую очередь я сшила перед дядиной рубашки, заштопала две пары перчаток, починила для стирки два носовых платка (один кембриковый), пришила половину каймы к тетушкиному лау-

новому фартуку, прочитала часть 21-й главы "Исхода" и рассказ в "Матушки-

66

ном подарке"» . В семьях поскромнее мальчики с раннего возраста помогали на ферме или в мастерской, а девочки трудились по хозяйству или шли в услужение. У «кавалерист-девицы» Деборы Сэмпсон детства, в сущности, не было: она была законтрактованной служанкой с 10 лет.

63 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. С. 70.

64 Цит. по: Калверт К. Дети в доме. С. 126.

65 Fithian Ph. Journal and Letters of Philip Vickers Fithian: A Plantation Tutor of the Old Dominion, 1773-1774 / ed. H.D. Farish. Charlottesville, 1990. P. 193.

66 Diary of Anna Green Winslow. P. 41. Кембрик - ткань типа батиста; лаун - льняная ткань полотняного переплетения из французского города Лаон.

Отношение к подрастающему ребенку определялось не только просвещенческой педагогикой, но и постулатами классического республиканизма. Локк советовал родителям «всегда помнить, что с детьми следует обращаться

67 -т-т

как с разумными существами» . Но следовало также помнить, что речь идет о будущих гражданах. Иностранцам американское детство казалось в высшей степени политизированным. Французский автор Ильяр д'Обертей (который, правда, судил о США только по рассказам других) уверял, что с самого раннего детства американцы заучивали «катехизис свободы. Понятие об этом драгоценном благе - вот чем занимали их первые мысли; первой наукой, которую им старались преподать их отцы, было искусство сохранять и защищать эту свобо-ду»68. Если настолько политизированные семьи и существовали в действительности, они представляли собой исключение. И все же детство во время революции не могло быть свободным от политики. Маленькая Анна Уинслоу называла себя «дщерью свободы». Знала ли она, что под этим подразумевается? Возможно, и нет. Виргинка Бетси Эмблер, которой еще не было и десяти лет, уже составила собственное (и весьма негативное) мнение о королевском губернаторе Данморе69. Девятилетней Сьюзен Будино на приеме у губернатора Нью-Джерси предложили чашку чая. Девочка сделала реверанс в знак благодарности и...

70

выплеснула непатриотичный напиток в окошко .

Предполагалось, что мать-республиканка будет воспитывать своих детей

71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в духе гражданской добродетели . Эта ее функция не могла быть переоценена, ведь от добродетели граждан, как предполагалось, зависела стабильность республики - и не менее того. Как заявлял один из американских ораторов, обра-

67 Локк Дж. Соч. Т. 3. С. 445.

68 Hilliard d'Auberteuil M.R. Essais historiques et politiques sur les Anglo-Américains: 2 t. Bruxelles, 1781. T. 1. Р. 74.

69 Norton M.B. Liberty's Daughters: The Revolutionary Experience of American Women, 17501800. Boston, 1980. P. 172.

70 Короткова С.А. Прялка и чайный стол как политическое оружие // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2011. № 20 (115). С. 57.

71 См.: Kerber L. The Republican Mother: Women and the Enlightenment - An American Perspective // American Quarterly. Vol. 28. No. 2 (1976). P. 187-205.

щаясь к своим соотечественницам, «свобода никогда не будет обеспечена, пока не начнется победное царство добродетели. Пока вы сохраняете добродетель

72

нашей страны, вы поддерживаете ее независимость» . С одной стороны, эта установка укрепляла идею о домашней женской сфере, отдельной от публичного мира мужчин. С другой стороны, она же поощряла образование женщин и наделяла их «традиционную» сферу достоинством и важностью, которые отсутствовали в прежних концепциях женского труда.

Семья растила детей не только для себя, но и для общества. Конгрессмен Сэмюэль Уорд делился с дочерью: «Я буду счастлив, очень счастлив, если под божественным руководством смогу стать инструментом в формировании умов и манер моих дорогих детей таким образом, чтобы они могли быть достойными и полезными членами общества»73.

И начинать следовало с самого раннего возраста. Согласно педагогическим авторитетам, с 8-9 месяцев следовало заниматься воспитанием нравственности. Первым важным уроком, который получал будущий гражданин республики, было самоотречение. Например, если ребенок капризничал, упрямо требовал чего-либо, ему следовало отказать - в мягкой форме, но безоговорочно. Как советовал Локк, дисциплина должна была быть особенно жесткой для маленьких детей, но затем смягчаться. Идеальная американская мать должна была подготовить детей к роли гражданина, и здесь самостоятельность суждений была не менее важна, чем добродетельное самоотречение. Поэтому по мере взросления детей им следовало предоставлять все больше автономии. Если ребенок действительно мог доказать, что мать неправа, она не должна была настаивать на своем вопреки здравому смыслу (очевидная метафора взаимоотношений Великобритании и ее «повзрослевших» колоний)74.

72 New York Magazine. May 1795. P. 301-305.

73 S. Ward to His Daughter. Febr. 11, 1776 // Letters of Delegates to Congress, 1774-1789: 26 vols. / ed. P.H. Smith. Washington, D.C., 1976-2000. Vol. 3. P. 232.

74 The maternal physician. P. 168.

Примером для революционного поколения, как и для многих последующих поколений американских детей, должен был служить Джордж Вашингтон, чье детство представлялось образцовым. Детям предлагалась для чтения «Жизнь генерала Вашингтона» (1794). А в 1800 г. начала свое победное шествие красочная биография Вашингтона, написанная Мейсоном Уимсом. Она была полна фантастических историй. Но самой любимой была история о вишневом деревце, которое срубил 6-летний Джордж. Будучи призван отцом к ответу, мальчик воскликнул: «Я не могу лгать, папа, ты знаешь, что я не могу лгать. Я срубил его». Отец же вскричал: «Приди в мои объятия, дорогой мальчик, приди в мои объятия! Радостно мне, Джордж, что ты погубил мое дерево, ибо тысячекратно ты за него отплатил. Столь героический поступок моего сына дороже тысячи деревьев, пусть даже цветущих серебром и приносящих плоды

75

чистейшего золота» . Чересчур высокопарный стиль эпизода, первые слова отца, возможно, заимствованные из «Сида» Пьера Корнеля76, намекают на литературность всей ситуации. Но это не имело значения для современников. В назидание юным американцам красочный рассказ был включен в школьные

учебники и до самого XX в. был неотъемлемой частью американского детства.

***

В XVIII в. брак в западной культуре понимается иначе, чем раньше. Идеал брака-сделки, приносящего семье экономические, социальные или политические преимущества, уступает место романтизации брака по любви. Особенность США была в том, что на этот идеал дополнительно влияли классические республиканские представления о роли женщин и природе детства и просвещенческая концепция общественного договора.

75 Weems M.L. The Life of Washington the Great. Augusta, GA, 1806. P. 8-9.

76 Реплика дона Диего в 1 действии, явлении 5 «Сида» звучит так: «Приди, мой сын, приди».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.