Научная статья на тему 'Семиозис «Ценностного причинения» как онлайн-стратегия СМИ'

Семиозис «Ценностного причинения» как онлайн-стратегия СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ИЗДАНИЕ / СОЦИОКОД / ЦЕННОСТЬ / СЕМИОЗИС / МАНИПУЛЯЦИЯ / ПРОВОКАЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ПРИЧИНЕНИЕ / ТЕЗАУРУС / EDITION / SOCIAL CODE / VALUE / SEMIOSIS / MANIPULATION / PROVOCATION / VALUABLE CAUSING / THESAURUS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мезенцева Алена Владимировна

Раскрываются приемы реализации функции ценностного ориентирования интернет-изданием «Slon.ru». В результате семиотического анализа двадцати текстов, рекомендованных создателями издания как лучшие в ежедневной рассылке, выявляются приемы негативной деконструкции смысла базовых ценностей общества. В поле зрения авторов онлайн-издания такие актуальные концепты, архетипы и представления, как «власть», «народ», «достояние», «правитель», прецедентные феномены из истории и культуры страны. Своеобразную оценочность они обретают в авторской интерпретации актуальных проблем и ситуаций, переживаемых соотечественниками в данный период. Анализу подвергаются не сами проблемы: они предстают через призму коннотаций суждений о ценностях, считающихся основными в общественном самосознании. При этом амбивалентность оценок представлена как свобода выражения мнения автора, но явно рассчитана на провоцирование ответной реакции аудитории. Выявлены методы создания ценностной картины социальности, предстающей как своеобразный семиозис значений ценностных феноменов в их амбивалентной, провокативной интерпретации. Эффект подобной медиастратегии в терминах аксиологии может быть определен как «ценностное причинение» вариант социального долженствования, т. е.указание на абсолютную легитимность результата. «Slon.ru» пример специфического явления в мире массовой коммуникации, созданного для целенаправленных вылазок в мир истинных ценностей с целью провокации ради привлечения внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMIOSIS OF «VALUABLE CAUSING» AS AN ONLINE-STRATEGY OF MASS MEDIA

In this article describes ways of implementing the function of value orientation the online edition of the “Slon.ru”. As a result of the semiotic analysis of twenty texts, which were published from August 2015 to February 2016 in daily mailing, the tendency to intended provocative use of sociocultural codes, which organize the meaning content of files is revealed. In the view field of the authors of online publications such important concepts, archetypes and concepts as «power», «people», «wealth», «ruler» precedent phenomena in the history and culture of the country. A kind of evaluative they find in the author’s interpretation of actual problems and situations experienced by compatriots in a given period. Analysis of the problems themselves are not exposed: they appear through the prism connotations judgments about the values that are considered fundamental in the public consciousness. At the same time, the ambivalence of evaluation presented as the author’s freedom of expression, but it is clearly aimed at provoking the audience response. Modeling of certain axiological structures by such expressive means as distortion of a connotation of known archetypes, deliberate reduction of meaning of concepts and case phenomena, defamation of basic values by giving their invariants with a negative connotation, the use of markers of high and low culture for expansion of the provocative argument, the appeal to experience of new digital attack like «trolling» and technologies of an infotainment are all included in the arsenal of methods of manipulation. The freedom of opinion is an important means of not only education and approaching to culture of the audience, but also banal marketing strategy for the comments, «likes» and «reposts». In such conditions the use of social codes demonstrates the importance of such mechanism as «valuable causing”, that is manifestations of the social obligation which is initially set by a profession, in order to promote fixing or changing for the sake of consolidation of creative structures of public interaction. Valuable estimation, opinion are no less important media products than news. The Internet edition «Slon.ru» was one of the first, who adopted this phenomenon. But by its nature the provocative and manipulative model of communication is the most dangerous for journalism. Thus, «Slon.ru» is an example of the specific phenomenon in the world of mass communication, created for purposeful access to the world of true values for the provocation for the sake of drawing attention.

Текст научной работы на тему «Семиозис «Ценностного причинения» как онлайн-стратегия СМИ»

УДК 070.19 + 161.11

А. В. Мезенцева

Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия

mezentseva-a@inbox.ru

СЕМИОЗИС «ЦЕННОСТНОГО ПРИЧИНЕНИЯ» КАК ОНЛАЙН-СТРАТЕГИЯ СМИ

Раскрываются приемы реализации функции ценностного ориентирования интернет-изданием «Slon.ru». В результате семиотического анализа двадцати текстов, рекомендованных создателями издания как лучшие в ежедневной рассылке, выявляются приемы негативной деконструкции смысла базовых ценностей общества. В поле зрения авторов онлайн-издания такие актуальные концепты, архетипы и представления, как «власть», «народ», «достояние», «правитель», прецедентные феномены из истории и культуры страны. Своеобразную оценочность они обретают в авторской интерпретации актуальных проблем и ситуаций, переживаемых соотечественниками в данный период. Анализу подвергаются не сами проблемы: они предстают через призму коннотаций суждений о ценностях, считающихся основными в общественном самосознании. При этом амбивалентность оценок представлена как свобода выражения мнения автора, но явно рассчитана на провоцирование ответной реакции аудитории. Выявлены методы создания ценностной картины социальности, предстающей как своеобразный семиозис значений ценностных феноменов в их амбивалентной, провокативной интерпретации. Эффект подобной медиастратегии в терминах аксиологии может быть определен как «ценностное причинение» - вариант социального долженствования, т. е. указание на абсолютную легитимность результата. «Slon.ru» - пример специфического явления в мире массовой коммуникации, созданного для целенаправленных вылазок в мир истинных ценностей с целью провокации ради привлечения внимания.

Ключевые слова: онлайн-издание, социокод, ценность, семиозис, манипуляция, провокация, ценностное причинение, тезаурус.

Цифровые технологии производства и распространения массовой информации внесли существенные коррективы в реализацию функций средствами массовой информации. Не опора на «неопровержимый», объективный факт, как диктовал традиционный дискурс новостного экстрима, а нормативно-ценностная интерпретация ситуаций и фактов, вызывающих повышенный интерес аудитории, становится приоритетной стратегией в оформлении медийного дискурса. Не информирование и коммуницирование, а ценностное ориентирование становится прерогативой репрезентации социальных ситуаций [Лазутина, 2013; Мансурова, 2014].

Свобода в выборе интерпретационных конструктов методов оценочности привела к появлению медиатекстов, очень точно охарактеризованных исследователем И. В. Ерофеевой как текстов с аксиологической неоднозначностью [2009].

Неоднозначность оценок фактов и ценностных феноменов, имеющих в общественном мнении характер устоявшихся смысловых значений, в большинстве случаев становится причиной диссонансных ситуаций, которые вызывают определенный всплеск эмоций, а значит, и внимания у определенной части аудитории. Практика сетевых медиа, которые способны не только на

Мезенцева А. В. Семиозис «ценностного причинения» как онлайн-стратегия СМИ // Вестн. НГУ Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 6. С. 60-68.

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. Том 15, № 6: Журналистика © А. В. Мезенцева, 2016

мгновенное информирование, но и на столь же быструю оценочную маркировку, по мнению ученых, основана на технологиях, которые «...продуцируются как спонтанно, так и на глубоко продуманной, дискурсивной основе» [Мисонжников, 2009. С. 43].

В мае 2009 г. был запущен проект «Slon. ru» - портал деловых новостей и блогов, входящий в медиахолдинг «Дождь». Созданный как альтернатива традиционным деловым изданиям, «www.slon.ru» позиционирует себя как «фабрика мнений об экономике, бизнесе, политике и о жизни среднего класса», - анонсирует в одном из интервью первый главный редактор «Slon.ru» После перезапуска в 2015 г. интернет-издание «Slon.ru» сменило название: «Slon Magazine, ведущий онлайн-журнал об экономике и политике» 2. Действующий главный редактор Максим Кашулинский сообщает: «Журнал -старомодное слово, и в мире, где есть Twitter, Buzzfeed и push-уведомления от новостных приложений, журнальный подход кажется анахронизмом. Но нам приходится писать о сложных вещах, для объяснения которых формат длинных, размеренных текстов подходит идеально» 3.

Контент портала создается и пополняется профессионалами от журналистики. В числе ведущих сотрудников издания - журналисты, имеющие солидную практику, опыт работы в таких известных изданиях, как российский еженедельник на английском языке «The Moscow Times», газета «Коммерсантъ», журнал «The New Time», журналисты телеканала «Дождь» и др. 4

С одной стороны, контент интернет-издания ориентирован на тезаурус аудитории, представленной современным городским жителем, «занятым в частном бизнесе и неравнодушным к тому, что происходит в стране и мире» 5. Для них публикуются ана-

1 Леонид Бершидский открыл деловую «фабрику мнений» // Lenizdat.ru. 18.05.2009. URL: http://lenizdat. ru/articles/1074694/

2 Что такое Slon Magazine. URL: https://slon.ru/sub-scribe

3 Кашулинский М. О перезапуске // Slon.ru. 03.03.2015. URL: https://slon.ru/posts/48946

4 Авторы «Slon.ru». URL: https://slon.ru/authors

5 Горянов А., Кашулинский М. Что случилось со «Слоном» // Slon.ru. 20.09.2011. URL: https://slon.ru/rus-

sia/chto sluchilos so slonom -679718.xhtml

литические материалы из области политики, бизнеса, науки, основательные репортажи, интервью, расследования, полноценный архив событий, система ссылок. Тем не менее проблематика официальной прессы, статистические отчеты не являются приоритетными в программной политике издания. <^1оп. ги» кроме производства новостных заметок, предоставляет «внятно высказанные мнения о происходящем и комментарии» 6. В авторской колонке <^1оп объясняет» главный редактор издания обналичивает инструментарии, которые помогают выстроить диалог с аудиторией: «Мы позаимствовали лучшее, что есть в арсенале блогеров: быстроту и хлесткость реакции, свободную манеру изложения и более удобные для интернет-пользователей форматы донесения информации». Итак, как же реализует издание эту смелую стратегию?

Семиотический анализ позволяет определить то, вокруг каких ценностей ведется разговор с аудиторией, каким образом создателям интернет-издания удается привлечь и удерживать внимание аудитории. Для анализа отобрано 20 материалов, обнародованных с августа 2015 г. по февраль 2016 г., так как само интернет-издание в ежедневной рассылке называет их лучшими. В качестве единицы анализа рассмотрены социокоды, выраженные в образах, концептах, прецедентных феноменах, артефактах. В них сосредоточена квинтэссенция константных и факультативных ценностей.

Информационная сфера в силу своей функциональности - плодотворная почва для апробирования креативных конструктов, позиционирующих смыслы и ценности. Одним из таких конструктов выступает социокод, введенный впервые М. К. Петровым для обозначения способа фиксирования программ социального поведения, общения и деятельности [2004]. Коммуникативная функция со-циокода определена тем, что он представляет собой «основную знаковую реалию культуры, удерживающую в целостности и различении фрагментированный массив знания, расчлененный на интерьеры мир деятельности и обеспечивающий институты общения» [Там же. С. 39]. Иначе говоря, выступая в

6 Портал «Slon.ru». URL: http://slon.ru/about/

качестве «знака» объединения смысловых полей коммуникантов, социокод выполняет функцию социокультурной навигации в системе публично выражаемой рефлексии авторов. Типичными инвариантами социокода, которыми оперируют журналисты, выступают прецедентные феномены, стереотипы, образы, концепты, артефакты.

Анализ частотности появления в текстах социокодов, популярных в современном отечественном публичном дискурсе, подтверждает предположения о продуманной технологии коммуникации. В поле зрения авторов онлайн-издания такие актуальные концепты, архетипы и представления, как «власть», «народ», «достояние», «правитель», прецедентные феномены из истории и культуры страны.

Своеобразную оценочность они обретают в авторской интерпретации актуальных проблем и ситуаций, переживаемых соотечественниками в данный период. Анализу подвергаются не сами проблемы: они предстают через призму коннотаций суждений о ценностях, считающихся основными в общественном самосознании. При этом амбивалентность оценок представлена как свобода выражения мнения автора, но явно рассчитана на провоцирование ответной реакции аудитории.

Так, в материалах Алексея Яблокова «Рр-рррррррр!» и Олега Кашина «Настоящая национальная идея для России - выживание» актуализируется концепт «власть», но в конструкции с оценочными определениями «власть бюрократической системы», «единоличная власть», «произвол власти», «власть вызывает недоверие», «несправедливость власти». Факты, широко обсуждающиеся в других СМИ, сами по себе не интересны авторам. Важно выразить мнение о них. Так, Алексей Яблоков, автор публикации «Рррррррррр!», рассуждая о форме выражения поддержки политического курса сторонниками Президента, представляет свои суждения в форме письма Президенту России от лица собаки, что якобы позволяет продемонстрировать повсеместное слепое служение главе государства. Для того, чтобы скомпрометировать такую преданность власти, автором вводится социокод «coming out», понимаемый в интеллектуальной сре-

де как акт публичного признания своей нетрадиционной ориентации: «Я ни за что не позволил бы оторвать Вас от государственных дел и нарушить распорядок Вашего дня суетливой causerie, если бы не события, которые на днях развернулись в нашем парадном. Непосредственным, пардон, толчком к ним послужил coming out нашего собрата - русской немецкой овчарки Тарзана, состоящей на службе у главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова» 7. Предугадывая возможный эффект диссонанса как реакции на такую оценочность, издание скромно замечает, что всего-навсего «... деловое издание избрало свободную манеру изложения 8.

Семантическая экспликация концепта «ВЛАСТЬ» рассматривается журналистами без учета «подлинных» архетипических в общепризнанных значениях терминов. Такой комплекс знаков, связанный с константой «власть», как Президент, его окружение, указы и законы, политический режим, по-новому встраиваются в идеологические и политические контексты. Погружение в иной конно-тативный ряд осуществляется с целью осмеяния, развенчания политики и идеологии. В результате создается новая характеристика вертикали власти с противоположной аксиологической маркировкой, например, когда президент именуется как «хозяин»: «Но Вы не просто хозяин, Вы - великий Правитель с большой буквы, кладезь достоинств и добродетелей» 9. В смешении политического и медицинского дискурсов в соответствии с коммуникативным намерением интернет-издания прослеживается намеренное снижение значения заявленной темы. Так, например, происходит, когда ведутся разговоры о сложившемся политическом режиме в материале Олега Кашина: «На существующий режим можно навешивать самые разные характеристики - одинаково убедительно звучат его описания как с коррупционно-клептократи-ческой точки зрения, так и с точки зрения клинического безумия самозваных вершите-

7 Яблоков А. «Рррррррррр!» // Slon.ru. 26.01.2016. URL: https://slon.ru/posts/63024

8 Сайт Slon сменил дизайн и придумал себе слоган. URL: http://www.advertology.ru/article94251.htm

9 Яблоков А. «Рррррррррр!»...

лей судеб мира, готовых сыграть с историей в радиоактивный пепел» 10.

Провокативная составляющая оценочно-сти проявляется и в аллюзии на известные прецедентные феномены. И вновь актуальная проблематика является основой для создания диссонанса. Так, акцентируя внимание на частных примерах, подменяя факты оценочными суждениями, автор одной из публикаций вводит индекс коррупции - социокод «шубохранилище» как аллюзия на детскую сказку: «Заканчивается карьера, и шубохра-нилище превращается в тыкву» 11. Это позволяет автору утверждать, что бюрократизм политического режима перестает преследоваться по закону, как только чиновник уходит с должности.

Когда речь идет о важных политических акциях и событиях, контакт с аудиторией выстраивается с помощью введения «исторических параллелей», имеющих уже закрепленные ассоциации и коннотации в национальном сознании. Среди таких параллелей можно выделить следующие когнитивные единицы: концепты «ОТТЕПЕЛЬ» и «РАЗРЯДКА», например, в материале «Оттепель на ручном управлении. Зачем нам фестиваль молодежи и студентов?». Периоды оттепели, разрядки, воспринимавшиеся в культурной памяти как времена перемен, культуры успеха, смягчения общественных нравов, отказа от насилия, используются изданием в извращенном виде. Пытаясь узреть политические интриги в проведении молодежного съезда в России в 2017 г., опираясь не на факты, а на собственные суждения, автор публикации встраивает концепт «ОТТЕПЕЛЬ» в систему антиценностей и сводит к понятию политического бренда: «Оттепель нынче - просто бренд на службе у государства, которое подает нам только один сигнал: ничего не изменится без нашего ведома, все под контролем. Даже оттепель... она означает скорее отказ от надежд». Сарказм автора проявляется в смешивании этапов истории: «Использовать в сугубо техническом, утилитарном смысле

10 Кашин О. Настоящая национальная идея для России - выживание // Slon.ru. 22.02.2016. URL: https:// slon.ru/posts/64328

11 Кашин О. Дело Якунина: успешная борьба с коррупцией? // Slon.ru. 08.02.2016. URL: https://slon.ru/ posts/63610

- для пятиминутного проветривания общественного помещения. Вобрать в себя все сразу: и сталинское время, и брежневское, и хрущевское. Взболтать, но не смешивать. И представить этапы исторического прошлого в качестве своеобразного аттракциона, который будет чередовать холодный и теплый режимы. В итоге окончательно всех запутать и лишить все смысла» 12.

В ироническом ключе преподносятся специфически оцененные архетипы, входящие в социокультурный код российской нации. Имея представления о том, что означает словосочетание «национальное достояние», журналисты преднамеренно предлагают свои инварианты этих понятий. Так, в материале Евгения Карасюка под социокодом «национальное достояние» понимается не агроландшафт и недра, а только материальная прибыль с их эксплуатации, поэтому и Минсельхоз становится новым «достоянием»: «....он верит, что российскому АПК благоволит мировая конъюнктура: цены на продовольствие будут только расти. Теоретически это означает, что Минсельхоз сможет претендовать на роль нового «национального достояния» и вскоре оставит позади «Газпром» и «Роснефть»: «Если нефть и газ сегодня дешевеют, то продовольствие все равно дальше будет только дорожать». Единственная неувязка заключается в том, что в последние годы мировые цены на еду не растут, а, напротив, падают - и весьма стремительно» 13.

Обращение к базовым ценностям российского общества, сохраняющим свою значимость, приобретает характер негативной акцентуации. Так, концепт «РОДИНА» в представлении Ивана Давыдова представлен в прихотливой ассоциации с «днищем»: «Осуществляют подсветку днища. Отрабатывая повестку днища, осуществил подсветку днища, за что и премирован правом беспрепятственного посещения санкционно-го сыромогильника с возможностью выноса. И награжден четырьмя банками рязанских

12 Архангельский А. Оттепель на ручном управлении. Зачем нам фестиваль молодежи и студентов? // Slon.ru. 20.02.2016. URL: https://slon.ru/posts/64274

13 КарасюкЕ. Догнать Монголию. Как министр Ткачев будет кормить россиян // Slon.ru. 04.12.2015. URL: https://slon.ru/posts/60789

шпрот» 14. Индексные знаки любого государства, такие как герб, гимн и другая символика, подвергаются глумливому осмеянию. Не случайно в этом же материале предлагается, например, инвариантное изображение герба государства: «Но я думаю, чиновники ярославские скромничают. Сами не понимают, какую великую вещь сделали. Светофор, регулирующий движение даже там, где никто и никуда не движется, - лучший герб для современной России. В нем - идеал, цель теперешних стремлений» 15.

Оценочный инструментарий используется для того, чтобы обосновать неконструктивное проявление любви к родине. Так, в материале Олега Кашина патриотизм выражается в форме выживания: «Выжить - да, именно так должна звучать национальная идея для сегодняшней России. Жаль, что этого никто не скажет вслух» 16. Расширяя концеп-тосферу патриотизма понятиями с заведомо отрицательными характеристиками - сепаратизм и эмиграция, издание погружает читателей в пространство антиценностей. Это происходит, например, в прописывании рецепта такого патриотизма-выживания: «Отделение народа от государства - это такой легальный сепаратизм... Экстремальной формой выживания, очевидно, стоит считать эмиграцию... Призыв к массовой эмиграции в каком-то смысле может стать полноценной политической программой: уезжайте, уносите свою Россию на своих подошвах, оставьте детям Чайки голые стены»...» 17.

По другой версии, патриотизм проявляется в агрессивном заискивании перед главой государства. Так, в материале Андрея Архангельского вводится прецедентный текст, указывающий на грубую лесть, что позволяет автору утверждать «придумывание патриотизма»: «Ситуация яростного, категорического одобрения создает странное ощущение: как будто ты не комплимент говоришь, а на чем-то настаиваешь или даже споришь. Эффект, описанный Евгением Швар-

14 Давыдов И. Неделя для слов: подсветка днища и светофор на пустыре // Slon.ru. 14.08.2015. URL: https://slon.ru/posts/55172

15 Там же.

16 Кашин О. Настоящая национальная идея...

17 Там же.

цем ("Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по-стариковски: вы великий человек, государь!")» 18.

Используются все поводы и события, чтобы придать ценностям отрицательное значение. Тема внешней политики становится благоприятным плацдармом для развертывания провокационной аргументации. Несмотря на то что интернет-издание определило круг своих читателей как близких к элитарной культуре, авторы позиционируют погружение аудитории в социокоды маргинальных субкультур. Те или иные субкультурные коды требуют облачения в определенные лексические структуры, которыми являются жаргонизмы и арго. Конструируя субкультурные дискурсы, авторы публикаций используют специальные приемы привлечения внимания к ним. Активно используется такой способ словообразования, как графиксация; ненормативная лексика. Примером такого смыслообразования может служить материал Михаила Фишмана «Опять не Ялта. Как провалился план Путина в Сирии», в котором реализуется цель дискредитации политического облика страны. Об отказе принимать российскую делегацию в США автор пишет: «Идите на *** - это если в переводе на очень понятный русский. Англоязычная же версия этого тезиса у пресс-секретаря Белого дома Джоша Эрнеста превратилась в развернутую саркастическую тираду» 19.

Аксиологическому моделированию с определенной направленностью подвергаются ценности национальных интересов России во внешней политике: взаимоотношение с союзниками, поддержание мира, выбор внешнего курса. Инструментарием моделирования выступает интертекстуальность дискурсов. В качестве одного из примеров в репертуаре таких средств рассматриваются прецедентные ситуации, восходящие к субсфере войны и используемые в метафорическом значении. Например, обращение к фактам из отечественной истории «помогает» М. Зыгарю продемонстрировать один из спо-

18 Архангельский А. Песня о друге. Тимати как символ новой официальной культуры // Slon.ru. 08.10.2015. URL: https://slon.ru/posts/57659

19 Фишман М. Опять не Ялта. Как провалился план Путина в Сирии // Slon.ru. 16.10.215. URL: https://slon. ru/posts/58126

собов достижения независимости России от империализма США: «Владимир Путин дал российское гражданство выдающемуся боксеру Рою Джонсу. Еще одна звездочка на фюзеляже Владимира Путина, еще одна победа в борьбе против американского империализма» 20. Политические клише используются для демонстрации нарочитого стремления выразить свою политическую наступатель-ность, нежелания отстраниться от частного в оценке происходящего: «...я уже решил, что он политический труп, и у его власти нет будущего. Но, оказывается, в современной политике выигрывают не самые смелые, умные и решительные» 21.

Формами донесения специально направленной оценочности становятся приемы социальной драматургии и технологии провокаций, распространенные в сетевых коммуникациях. Так, известный в массовой коммуникации метод «троллинга», понимаемый в интеллектуальной среде как намеренное оскорбление собеседника, находит применение в оценке деятельности не кого-то там ни было, а Министерства иностранных дел страны: «МИД... мол, смотрите, как я вас всех троллю» 22. Отсюда и представление о государстве на межгосударственном уровне как о государстве-хулигане: «Государство, существующее не для граждан, а для самого себя, рано или поздно обязательно превращается в гопника и хулигана (а в какой-то момент и в убийцу), и хамство внешнеполитического ведомства - это только незначительный внешний симптом одной большой катастрофы» 23.

Разговоры о ценностях национальной безопасности, защиты территории и государственных институтов от внешней опасности оформляются в технологии инфотейнмента. В онлайн-варианте это игра с заголовочным

20 Зыгарь М. Коллекционер звезд. Зачем Владимиру Путину Рой Джонс и Стивен Сигал // Slon.ru. 14.09.2015.URL: https://slon.ru/posts/56427

21 Зыгарь М. «Наш сукин сын». Почему Владимир Путин готов воевать за Башара Асада // Slon.ru. 22.09.2015. URL: https://slon.ru/posts/56793

22 Кашин О. Государство-хулиган. Почему теперь принято говорить на языке подворотни // Slon.ru. 24.12.2015. URL: https://slon.ru/posts/61729

23 Там же.

комплексом, языковые каламбуры, ребусы и кроссворды. Так, в материале «Три скрепы, или Как царь, угроза и война объединили Россию. Пьеса» 24 «Slon.ru» предлагает рейтинг лучших художественных акций 2015 г. Но арсеналом для оценки их является все тот же набор преднамеренно-шокирующих средств выразительности. Следуя своей политике, которую первый редактор обозначил, как быть «слоном в посудной лавке» 25, издание представляет символическое осмысление реальности в сатирической форме - материал про «скрепы» представлен в виде пьесы. Наряду с шуточными и легкомысленными событиями, например, коронование Геннадия Хазанова на его юбилейном концерте, в список «отмеченных наградой» включена военная операция России в Сирии в номинации «мультимедийный перфор-манс». В нарушении логики типологизации в материале просматривается аналогия с романом-утопией В. Пелевина, что позволяет в саркастической форме умалить достижения России в борьбе с терроризмом, так как в среде интеллектуалов под термином «SNUFF» подразумевается видео, запечатля-ющее преднамеренное унижение противника с целью его уничтожения ради развлечения и денег: «Война в Сирии стала самым крупномасштабным совместным видеопроектом Минобороны и российского ТВ с ежедневным производством сложного контента. Его авторы вдохновлялись романом Виктора Пелевина «S.N.U.F.E», где высокоразвитая цивилизация ведет локальные развлекательные войны с технически отсталыми народами при помощи дронов, оснащенных одновременно пушками и телекамерами, которые осуществляют прямую трансляцию бомбардировок в выпусках новостей. Точно так же в Сирии была сделана инсценировка воздушной войны, многонедельный высокотехноло-

24 Медведев С. Три скрепы, или Как царь, угроза и война объединили Россию. Пьеса // Slon.ru. URL: 18.12.2015. URL: https://slon.ru/posts/61363

25 Издание Slon.ru сменит название. URL: http://www. rb.ru/article/izdanie-slonru-smenit-nazvanie/7570317.html

гичный кроссмедийный перформанс с прямой проекцией на телеэкраны» 26.

Таким образом, результаты семиотического анализа 20 материалов, рекомендованных онлайн-журналом «Slon Magazine» как лучшие, позволяют сделать следующие выводы. Профессиональное издание функционирует в зоне моделирования ценностной картины социальности, апеллируя к основополагающим ценностям общества. Медиастратегия онлайн-издания базируется на использовании таких выразительных средств, как негативная коннотация значения известных архетипов, преднамеренное снижение смысла концептов и прецедентных феноменов, шельмование базовых ценностей путем предоставления их инвариантов с отрицательной коннотацией, употребление маркеров высокой и низкой культуры для развертывания провокационной аргументации, обращение к опыту новой цифровой атаки, как «троллинг» и технологии инфо-тейнмента. Конструкция новых социокодов с отрицательной оценочностью является не чем иным, как технологией по формированию своеобразного семиозиса, т. е. создания определенной знаковой реальности.

Манипулирование социокультурными кодами, организующими смыслосодержание материалов под маркой свободы мнений, есть не что иное, как контент-маркетинговая стратегия за подписку, «лайки» и «репо-сты». Это пример специфического явления в мире массовой коммуникации, созданного для целенаправленных вылазок в мир истинных ценностей с целью провокации ради привлечения внимания. В совокупности эти приемы приводят к такому эффекту, который в научном лексиконе аксиологии называется «ценностным причинением» - вариантом со-

циального долженствования, т. е. указанием абсолютной легитимности такого явления.

По своей природе провокационная и ма-нипуляционная модель коммуникации может быть диссонасно-опасной для общества. Но цель медиастратегии, избираемой подобными СМИ, по их убеждению, как раз и оправдывает средства ее достижения. Как заявил первый редактор издания Л. Бершидский: «Бывала зверушка и слоном в посудной лавке, и кое-чем посильнее кита. "Смерть легавым от ножа" - да, и это тоже в том названии было» 27.

Список литературы

Ерофеева И. В. Аксиосфера современных СМИ: специфика и компоненты конструирования // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2009. Вып. 8. С. 132-140.

Лазутина Г. В. Пресса в процессе ценностного ориентирования аудитории: возможности и результаты // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2013. № 6. С. 6576.

Мансурова В. Д. «Личностное знание» журналиста в проекции его рациональной субъективности // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2014. № 5 (31). С. 153-161.

Мисонжников Б. Я. Мобилизационные технологии как предмет текстуализации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2014. Т. 1, № 35. С. 43-49.

Петров М. К. Язык. Знак. Культура: Мо-ногр. / Отв. ред. С. С. Неретина. М.: Едито-риал УРСС, 2004. 328 с.

Материал поступил в редколлегию 19.03.2016

26Медведев С. Три скрепы...

27 Леонид Бершидский. URL: https://www.facebook.com/bershidsky/posts/1029361523753442

A. V. Mezentseva

Altai State University 61 Lenin Ave., Barnaul, 656049, Russian Federation

mezentseva-a@inbox.ru

THE SEMIOSIS OF «VALUABLE CAUSING» AS AN ONLINE-STRATEGY OF MASS MEDIA

In this article describes ways of implementing the function of value orientation the online edition of the "Slon.ru". As a result of the semiotic analysis of twenty texts, which were published from August 2015 to February 2016 in daily mailing, the tendency to intended provocative use of sociocultural codes, which organize the meaning content of files is revealed. In the view field of the authors of online publications such important concepts, archetypes and concepts as «power», «people», «wealth», «ruler» precedent phenomena in the history and culture of the country. A kind of evaluative they find in the author's interpretation of actual problems and situations experienced by compatriots in a given period.

Analysis of the problems themselves are not exposed: they appear through the prism connotations judgments about the values that are considered fundamental in the public consciousness. At the same time, the ambivalence of evaluation presented as the author's freedom of expression, but it is clearly aimed at provoking the audience response. Modeling of certain axiological structures by such expressive means as distortion of a connotation of known archetypes, deliberate reduction of meaning of concepts and case phenomena, defamation of basic values by giving their invariants with a negative connotation, the use of markers of high and low culture for expansion of the provocative argument, the appeal to experience of new digital attack like «trolling» and technologies of an infotainment are all included in the arsenal of methods of manipulation. The freedom of opinion is an important means of not only education and approaching to culture of the audience, but also banal marketing strategy for the comments, «likes» and «reposts».

In such conditions the use of social codes demonstrates the importance of such mechanism as «valuable causing", that is manifestations of the social obligation which is initially set by a profession, in order to promote fixing or changing for the sake of consolidation of creative structures of public interaction. Valuable estimation, opinion are no less important media products than news. The Internet edition «Slon.ru» was one of the first, who adopted this phenomenon. But by its nature the provocative and manipulative model of communication is the most dangerous for journalism. Thus, «Slon.ru» is an example of the specific phenomenon in the world of mass communication, created for purposeful access to the world of true values for the provocation for the sake of drawing attention.

Keywords: online edition, social code, value, semiosis, manipulation, provocation, valuable causing, thesaurus.

References

Erofeeva I. V. Aksiosfera sovremennyh SMI: spetsifika i komponenty konstruirovaniya [Axio-sphere of the modern media: the specificity and construction components]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 8: Literaturovedenie. Zhurnalistika [Bulletin of Volgograd State University. Series 8: Literature. Journalism], 2009, no. 8, p. 132-140. (In Russ.)

Lazutina G. V. Pressa v protsesse tsennostnogo orientirovaniya auditorii: vozmozhnosti i rezul'taty [Press in the value-orientation of the audience: the possibilities and results]. Vestnik Moskovskogo

universiteta. Seriya 10. ZHurnalistika [Bulletin of Moscow State University. Series 10. Journalism],

2013, no. 6, p. 65-76. (In Russ.)

Mansurova V. D. «Lichnostnoe znanie» zhurnalista v proektsii ego ratsional'noj sub"ektivnosti [«Personal knowledge» of the journalist in the projection of its rational subjectivity]. Vestnik Tomsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya [Bulletin of the Tomsk State University. Philology],

2014, no. 5 (31), p. 153-161. (In Russ.)

Misonzhnikov B. Ya. Mobilizatsionnye tekhnologii kak predmet tekstualizatsii [Mobilization technologies as an object of the textualization]. Mir lingvistiki i kommunikatsii: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal [The world of linguistics and communication: the electronic scientific journal], 2014, vol. 1, no. 35, p. 43-49. (In Russ.)

Petrov M. K. Yazyk. Znak. Kul'tura [Language. Sign. Culture]. Moscow, Editorial URSS, 2004, 328 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.