Научная статья на тему 'Семиотика стиля зрения'

Семиотика стиля зрения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
300
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА / ЗНАК / КУЛЬТУРА / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СТИЛЬ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гессе Снежана Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями визуального восприятия человека. Стиль зрения определяется системой знаков и философской парадигмой конкретной культуры. В развитии стиля зрения можно выделить несколько этапов с относительно очерченными временными границами, характеризующихся определенными особенностями, присущими той или иной эпохе, типу культуры. Семиотика в статье рассматривается как метод исследования системы знаков визуального восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семиотика стиля зрения»

УДК 008

ГЕССЕ Снежана Владимировна, старший преподаватель кафедры права и культурологии Архангельского государственного технического университета, аспирант кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 12 научных публикаций, в т.ч. трех учебно-методических пособий

СЕМИОТИКА СТИЛЯ ЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями визуального восприятия человека. Стиль зрения определяется системой знаков и философской парадигмой конкретной культуры. В развитии стиля зрения можно выделить несколько этапов с относительно очерченными временными границами, характеризующихся определенными особенностями, присущими той или иной эпохе, типу культуры. Семиотика в статье рассматривается как метод исследования системы знаков визуального восприятия.

Семиотика, знак, культура, зрительное восприятие, стиль зрения

Появившаяся на рубеже ХІХ-ХХ веков наука о знаках и знаковых системах - семиотика -на сегодняшний день стала не только успешно развивающейся областью научного знания, но и одним из распространенных методов исследования, широко применяемых в гуманитарных науках, таких как искусствознание, литературоведение, языкознание, психология, логика, социология и др. Семиотика стала неотъемлемой частью методологии гуманитарного знания, и сам термин «семиотика» используется сейчас в двух значениях: как наука о знаках и как особый метод исследования различных знаковых систем.

На данный момент стало общепризнанным, что все явления культуры - от повседневных фактов до сложных феноменов науки, искусства и философии - закреплены в знаках и знаковых системах, которые, в свою очередь, имеют определенный механизм действия и функции. Именно семиозис различных знаковых систем

обуславливает неповторимое своеобразие каждой культуры. Для обозначения своеобразия функционирования различных уровней знаковых систем той или иной культуры представляется возможным использовать термин «стиль». Данный термин многозначен и может обозначать различные феномены: характеристику школ и направлений в искусствознании («художественный стиль»); существующую совокупность приемов той или иной деятельности человека («стиль мышления», «научный стиль», «стиль поведения»); устоявшуюся форму самоопределения эпохи, региона, страны, нации или личности («стиль жизни», «стиль культуры») и др. Таким образом, стиль - одна из важнейших категорий культуры, охватывающих различные ее знаковые феномены. Именно стиль задает особенности восприятия знаковых систем людьми, принадлежащими к различным типам культуры. Господство определенного стиля в культуре наделяет ценностными характеристи-

ками существующие знаковые системы или, наоборот, обесценивает их.

Самые различные феномены жизнедеятельности человека могут быть описаны в категориях знака. Есть основания полагать, что и зрение человека можно рассматривать не только как физиологический, но и как культурно обусловленный, семиотический феномен. То, каким способом осуществляется видение, совокупность приемов визуального восприятия людей той или иной культуры можно назвать стилем зрения. Стиль зрения - основанный на определенных закономерностях культуры способ визуального восприятия, обладающий творческой ценностью. Зрение играет очень важную роль в жизнедеятельности людей: до 80% информации об окружающем мире человек получает зрительно, именно поэтому так важно осмыслить процессы, связанные с визуальным восприятием человека.

Культура - многогранный феномен, включающий самые разные явления, от искусства и науки до техники, политики и экономики, и вместе с этим культура - это бесконечная цепь изменений: одни знаковые системы уступают место другим, существовавшие ранее знаки приобретают иные означающие. За время развития человечества произошли значительные изменения в науке, искусстве, значительных успехов достигла техническая мысль человека, неоднократно качественно менялась философская парадигма, менялся стиль культуры. Вместе с изменениями в культуре, мировоззрении не мог не изменяться и стиль зрения человека. Все качественные изменения в стиле зрения человека напрямую связаны с изменениями в культуре и, прежде всего, философской парадигме культуры.

Зрение, как и любое другое чувство, - трудноуловимый феномен, сложно понять, как видел человек той или иной эпохи: нужно попытаться «стать» этим человеком. На наш взгляд, уловить особенности зрительного восприятия можно только через особенности художественного самовыражения человека. Исследователями отмечается, что «мы видим так, как рисуем»1. Поэтому, чтобы проанализировать особенности

визуального восприятия, необходимо обратиться к художественному наследию человечества.

В развитии стиля зрения, как и в развитии любого другого стиля, можно выделить несколько этапов с относительно очерченными границами, охватывающих довольно большие временные промежутки. Первый этап в развитии стиля зрения - это синкретическое видение человека с момента появления существа разумного до изобретения линейной перспективы в эпоху Возрождения. Этот этап можно назвать доклассическим стилем зрения. Второй этап начался с эпохи Возрождения, начавшей мыслить в рамках изобретенной художниками XV века линейной перспективы, и завершился на рубеже Х1Х-ХХ веков. Данный стиль зрения можно обозначить как классический. Третий этап - самый короткий - занял примерно три десятилетия рубежа Х1Х-ХХ веков. Этот стиль можно охарактеризовать как неклассический стиль зрения, существовавший в качестве попытки человека по-другому увидеть окружающий мир и отразившийся в плодотворном поиске новых форм выражения в искусстве. И, наконец, четвертый этап в развитии стиля зрения -постнеклассический - связан с философской парадигмой постмодернизма и особенностями развития культуры в XX веке.

У человека древней культуры нет четко определенного места в мире, он попросту не отделен от внешнего мира, он ощущает себя частью космоса, в то же время он очень живо воспринимает окружающую его действительность. Поэтому и доклассический стиль зрения человека характеризуется синкретичностью видения, непосредственностью восприятия, так называемой «нестерилизованностью» чувства цвета. Поэтому в наскальных изображениях первобытных людей, условных изображениях мастеров древнего мира нет центра картины: место художника не определено, именно поэтому нет в этих изображениях ни прямой, ни обратной перспективы, нет разграничения человека (как субъекта) и предмета внешнего мира (как объекта). К подобного рода изображениям прочно присоединилось определение «условные», во многом потому, что в этих изобра-

жениях используются довольно яркие краски (насколько это было возможно технически). На самом же деле яркость красок связана прежде всего с непосредственностью восприятия мира, нестерилизованностью чувства цвета. Условность этих изображений связана и с их символичностью. Но человек архаической культуры именно так и воспринимал мир - в тесной связи с символом, многие явления были для него знаками, проявлениями другого, высшего мира. Кроме того, видение человека древней культуры непосредственно связано с ландшафтом. Названными характеристиками обладает и восточное видение, которое в полной мере можно отнести к доклассическому стилю зрения.

Классический стиль, начавшийся с изобретения линейной перспективы мастерами эпохи Возрождения, четко определил местоположение художника в мире. Классическая философская парадигма Нового времени разграничила существование субъекта и объекта, то же самое произошло и в стиле зрения человека - с появлением перспективы человек стал субъектом, смотрящим на тот или иной объект внешнего мира. Художественное наследие культуры Нового времени довольно велико: от вычурных образов барокко до строгих художественных фактов эпохи классицизма, но в развитии всех художественных стилей данного культурно-исторического типа можно найти перечисленные выше особенности визуального восприятия.

Неклассический стиль зрения характеризуется попыткой увидеть мир качественно по-иному. Это отразилось в иной репрезентации мира в искусстве: мир как впечатление (в импрессионизме), мир как система геометрических фигур (супрематизм), мир как эмоциональное переживание (экспрессионизм). Человек вновь перестал ощущать себя субъектом по отношению к объектам внешнего мира. Как известно, почти все художественные направления XX века рождались в тесном взаимопроникновении с философией. Неклассическим этот стиль можно назвать прежде всего потому, что визуальное восприятие уходит от классической традиции расположения человека в

определенной точке разграничения субъекта и объекта так, как это было в стиле зрения Нового времени.

Появление постнеклассического стиля зрения связано прежде всего с особенностями развития современной культуры. Современная культура «заставила» человека видеть по-другому, совершенно отлично от того, как видел человек до XX века. Постмодернизм, как известно, предложил качественно иное понимание действительности, а вместе с ним и иное визуальное восприятие. Коллаж, деконструкция, фрагментарность, массовость - слова, которые нередко используются для характеристики постмодернизма как художественного и философского направления. Визуальное восприятие современного человека отличается фрагментарностью, мозаичностью. Это некая реальность, складывающаяся из самых разных образов -от васнецовских «Трех богатырей» до логотипов «Кока-колы» и «Мерседеса». Развитие техники привело к возникновению и широкому распространению таких явлений, как телевидение, реклама, художественная фотография и др., а вместе с ними и к возникновению огромного количества визуального материала, который приходится, так или иначе, воспринимать современному человеку. В современной культуре появилось «упрощенное видение», видение без осмысления. Во многом этому способствовало появление «протезов» для глаз: сначала фотокамеры, позже видеокамеры и компьютера. «Упрощению» видения способствует и массовая культура с ее тотальным стремлением к простоте и доступности представления культурного продукта. Помимо этого, в современной культуре появились так называемые «фа-тические» образы (термин П. Вирильо2) -образы, созданные с целью воздействия на сознание потребителя. Существующие сегодня возможности техники позволяют привлечь внимание к тому или иному образу. Это достигается или особым расположением камеры при создании видеознаков, или яркими, запоминающимися образами при создании графических знаков. Подобные визуальные знаки

могут оказывать влияние на сознание потребителя.

Таким образом, можно говорить о том, что стиль зрения, подобно любому стилю культуры,

прошел в своем развитии определенные этапы. Изменение стиля зрения связано с изменениями в знаковых системах и философской парадигме культуры.

Примечания

1 ВартофскийМ. Модели. Репрезентация и научное понимание. М., 1988. С. 219.

2 Вирильо П. Машина зрения. Спб, 2004. С. 32.

Gesse Snezhana

STYLE OF SIGHT SEMIOTICS

The article considers some issues related to peculiarities of human visual perception. Style of sight is determined by the system of signs and a philosophic paradigm of some particular culture. It is possible to distinguish several stages with more or less definite time limits in the sight style development. They are characterized by certain peculiarities inherent in this or that epoch, type of culture. The article considers semiotics as a method of analyzing the system of visual perception signs.

Рецензент - ОпёнковМ.Ю, доктор философских наук, профессор кафедры философии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.