Научная статья на тему 'СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА И НЕКОТОРЫХ АТРИБУТОВ В РОМАНЕ"ТАИНСТВЕННЫЙ САД" ФРЕНСИС БЕРНЕТТ'

СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА И НЕКОТОРЫХ АТРИБУТОВ В РОМАНЕ"ТАИНСТВЕННЫЙ САД" ФРЕНСИС БЕРНЕТТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЭНСИС БЕРНЕТТ / САД / СЕМИОТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ТАИНСТВЕННЫЙ САД / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппович Мария Сергеевна, Кущенко Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается семиотическое пространство сада как символического объекта, способного влиять на личности героев романа«Таинственный сад» Френсис Бернетт. В средневековой христианской традиции сад предстает в качестве посредника между природой и человеческим пространством, между воображаемым и реальностью. Сад - это место, которое отделено от привычной жизни. Объекты сада меняют восприятие гостем самого себя и окружающих предметов. Важный аспект - наличие проводника (в романе это птичка зарянка) в таинственное пространство сада, как символ изменения идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMIOTIC OF SPACE AND SOME ATRIBUTES IN THE NOVEL “SECRET GARDEN” BY FRANCES BURNETT

This article defines an article of the garden influence on personality change of the characters from the novel “Secret Garden” by Frances Burnett as semiotic space. In the medieval Christian traditions, the garden appears like a medium between nature and human spaces, between imagination and reality. The garden is a place that separates routine life. Garden objects change the guest's perception of himself and the surrounding objects. An important aspect is the presence of a guide (in the novel it is a robin bird) into the mysterious space of the garden, as a symbol of a change in identity.

Текст научной работы на тему «СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА И НЕКОТОРЫХ АТРИБУТОВ В РОМАНЕ"ТАИНСТВЕННЫЙ САД" ФРЕНСИС БЕРНЕТТ»

Филиппович Мария Сергеевна

filippovichms@kursksmu.net Курский государственный медицинский университет магистр философии Кущенко Татьяна Алексеевна Kushenko.T.A@yandex.ru Курский государственный медицинский университет лечебный факультет (2 курс) СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА И НЕКОТОРЫХ АТРИБУТОВ

В РОМАНЕ

«ТАИНСТВЕННЫЙ САД» ФРЕНСИС БЕРНЕТТ

Filippovich Maria S.

Kursk State Medical University MA in Philosophy Kuschenko Tatiana A. Kursk State Medical University The Medical Department (2nd year student) SEMIOTIC OF SPACE AND SOME ATRIBUTES IN THE NOVEL "SECRET GARDEN" BY FRANCES BURNETT

Аннотация. В статье рассматривается семиотическое пространство сада как символического объекта, способного влиять на личности героев романа «Таинственный сад» Френсис Бернетт. В средневековой христианской традиции сад предстает в качестве посредника между природой и человеческим пространством, между воображаемым и реальностью. Сад - это место, которое отделено от привычной жизни. Объекты сада меняют восприятие гостем самого себя и окружающих предметов. Важный аспект -наличие проводника (в романе это птичка зарянка) в таинственное пространство сада, как символ изменения идентичности.

Ключевые слова: Фрэнсис Бернетт, сад, семиотика, личность, таинственный сад, человек.

Abstract. This article defines an article of the garden influence on personality change of the characters from the novel "Secret Garden" by Frances Burnett as semiotic space. In the medieval Christian traditions, the garden appears like a medium between nature and human spaces, between imagination and reality. The garden is a place that separates routine life. Garden objects change the guest's perception of himself and the surrounding objects. An important aspect is the presence of a guide (in the novel it is a robin bird) into the mysterious space of the garden, as a symbol of a change in identity.

Keywords: Frances Burnett; garden; semiotics; personality; secret garden; human.

В исследовании мы попытаемся рассмотреть символику сада, в котором проводят большую часть времени герои романа «Таинственный сад» англо -американской писательницы Фрэнсис Ходжсон Бернетт(1849 -1924). Роман, впервые опубликованный в 1911 г., считается классическим произведениям детской литературы, а его персонажи - примером для подражания. На русском языке история Мэри Леннокс, Дикена Соуэрби и Колина Крейвена появилась в 1992 г. в переводе Р. Рубиновой.

Книга рассказывает об одинокой девочке, живущей в поместье своего дяди после смерти родителей. От горничной Марты Мэри узнаёт о заброшенном саде. Стремясь попасть туда, девочка знакомится с сыном Марты Диконом и своим двоюродным братом Колином. В «таинственном саду» дети меняют себя и свою жизнь, обретают физическое и духовное здоровье. Каким же образом сад влияет на них?

В истории культуры образ сада имеет давние традиции и обладает высокой семиотичностью.

В христианской символике сад несёт в себе противоположные смыслы: он связан как с понятием искушения, так и с представлениями о рае. Сад - это атрибут, подчиняющий себе дикую природу, преобразующий её в нечто повседневное; это одна из попыток создания идеального мира взаимоотношений человека с природой. В религиозном пространстве изначальное место обитания человека - Эдем, сад, представления о котором тесно связаны с понятиями гармонии и наслаждения.

В литературе Средневековья, Ренессанса и барокко сад всегда имеет символический смысл. В эпоху Романтизма символичность сменяется эмоциональностью. Сад «говорит» с гостем через его планировку, стилистическую систему, символику украшений: «сад мог требовать от своего посетителя то шутки, то меланхолии, то удивления перед богатством и разнообразием мира, то религиозного восторга, то радовал его простой живописностью открывающихся видов» [4, с.30]. Проникновение в сад может перевернуть мир души. С середины девятнадцатого века «прочесть» эту идею уже труднее. В романе Бернетт сад становится действующим лицом - его семантические характеристики тесно связаны с изменениями личностей героев.

Гастон Башляр в книге «Поэтика пространства», ссылаясь на Рупнеля [6,с.214], воскрешает образ «древнего леса», то есть пространства, которое является «тем-что-впереди-меня», «тем-что-впереди-нас». Это место, где можно потеряться и где можно обрести себя. Находясь в лесу-пустыне, человек растворяется в нём. Приблизительно то же происходит с персонажами рассказа, когда они проникают через зелёную изгородь: в место заброшенное,

14

№2

однако вместе с тем имеющее хозяина. Лес - это чужая, нетронутая людьми территория, заброшенный сад - это отторжение человеком определённой идеи, но также и возможность открытия другой.

В исследовании о мире воображаемого в Средневековье Жак Ле Гофф рассматривал сад как один из множества символов связи между мирами волшебного и человеческого. Ивейн, герой средневекового повествования, меняет одну социальную систему на другую, попадая из организованной среды (с налаженным сельским производством) в мир дикий (где нет возможности купить хлеб или трудно продать «шкуру пойманной дичи», как пишет Ле Гофф). Лес и сад находятся под «защитой культурных границ, символами которых являются изгороди» [3, с.199]. Интересно уточнение Ле Гоффа о том, что «дикое» не является «чем-то чуждым, просто оно находится на обочине человеческой деятельности» [3, с.199]. Именно на краю поместья находится таинственный сад в романе Фрэнсис Бернетт - это пограничное пространство между цивилизацией и дикостью, между социальным человеком и тёмными сторонами его души.

Как правило, в литературном тексте изучаются семиотическая и мифопоэтическая парадигмы. Интеллектуалы разных столетий, размышляя над понятиями природы сада, осуществляли десакрализацию этого места. Если сад Средневековья - это прежде всего «духовный сад», то вXVII - XIX в. появляются «литературные сады». Однако романы двенадцатого века «символичны»: авторы, как говорит Ле Гофф, ведают читателю о скрытой «сути» своих поэм, заложенной в многоплановом тексте. И потому сад, изображенный в художественной литературе девятнадцатого века, место по -прежнему таинственное.

Сад или зелёная лужайка, о которой упоминает Ле Гофф, - это «место, окружённое стеной, отделённое от остального мира, место, где порываются все связи с привычной жизнью в обществе и вытекающими из нее обязанностями» [3, с.205]. У Френсиса Бэкона в начале эссе «О садах» мы читаем, что сад-рай «более всего освежает дух человека».

Попадая в старый сад, Мэри и Колин теряют связь с внешним миром и меняют свою идентичность.

Проводником в иное пространство для них становится птичка Робин (в оригинальном тексте рассказа птица упоминается как «robin read breast»). В библейской традиции зарянка - символ жертвы, потери частицы себя.

Фрэнсис Бернетт - не первая писательница, использовавшая этот символ в детской литературе. В рассказе Сельмы Лагерлёф (1858-1940) «Красношейка», вышедшем в свет в составе сборника «Легенды о Христе» в 1904 г., также присутствовал этот персонаж. Лагерлёф использовала апокрифы, превращая их в сказки с дидактическим посылом. В рассказе идёт речь о мальчике из Древней Палестины, зарянка - второстепенный персонаж,

олицетворяющий идею гуманизма и самоотверженности: «Она была робкая маленькая птичка, никогда не приближавшаяся к человеку. Но мало -помалу она набралась храбрости, подлетела прямо к страдальцу и вырвала клювом один из шипов, вонзившихся в его чело» [2, с. 146]. Капля крови с «чела бедного страдальца» преобразила физическую форму птицы-зарянки, навсегда окрасив её перья.

В романе Бернетт зарянка Робин - житель сада, его символический атрибут. Имея проводника и спутника, который охраняет и вместе с тем показывает правильную дорогу, Мэри и Колин постепенно теряют скверные черты характера. Волшебство сада превращает героев в улыбчивых и трудолюбивых детей (в семнадцатой главе Мэри говорит: «Завтра я выйду до завтрака и буду работать с Диконом»). «Исцеление» начинается именно в тот момент, когда они тайком проникают в сад. Это происходит в период его весеннего воскрешения, если помнить о христианской символике. Мэри при первом визите видит, как распускаются крокусы и нарциссы. Её брат попадает в сад чуть позже: «Дикон плавным движением провёз Колина в проём. Тот плотно закрыл глаза руками и решился их опустить лишь после того, как кресло снова остановилось. Сад заметно похорошел! По стенам, земле и деревьям стелилось зелёное кружево листьев. В вазах из серого камня и на земле ярко сияли цветы. Фруктовые деревья тоже были в цвету. Запахи тут показались Колину гораздо гуще и ароматнее, чем в прочих садах. И птицы тут пели громче. А лучи солнца как-то особенно ласково согревали лицо» [1, с. 197].

В начале романа Мэри - «самый неприятный на вид ребёнок, которого когда-либо видели», одиночество среди равнодушных взрослых сделало её надменной и озлобленной. Колин - истерик и ипохондрик, винит себя в смерти матери и объясняет этим отсутствие любви и интереса к нему со стороны отца. Никто из взрослых не разуверяет мальчика, не желает понять его проблемы и помочь ему.

Маленькие герои меняются вместе с садом. По замечанию Дикона -простого деревенского мальчишки, близкого к природе и живущего в любящей семье, - сад с каждым днём становится зеленее, в нём пропадает серость. Вместе с изменениями в саду Мэри перестаёт презрительно относиться к окружающим (например, она больше не ждёт, чтобы её одевала служанка), а Колин перестаёт быть эгоистичным (в одной из первых глав романа он кричал: «Ты должна будешь прийти, если я захочу!»).

Н.Б. Мечковская отмечала, что сад - одно из тех «пространств повышенной семиотичности», которые воздействуют на человека прямо и незаметно: «как бы исподволь организуют поведение, а через поведение - и сознание» [5, с.349]. Избавившись от капризности, Мэри участливо думает о других: Марте, Колине. С Мартой Мэри начинает говорить на йоркширском диалекте, таким образом подчёркивая статус равной. Колин кажется ей теперь

16

№2

таким же одиноким, как и она сама. В отличие от остальных, девочка общается с ним на равных, она говорит ему правду, не поощряет плохое поведение. Для Колина такое общение было неестественным: сначала оно вызывало интерес, после - необходимость в дружеском общении (в шестнадцатой главе он присылает ей ящик с книгами). До встречи с Мэри жизнь Колина была трудна: одиночество не позволяло выйти ему за пределы дома, непонимание взрослых сделало его безучастным к людям. Теперь же всё меняется.

В детской дидактической литературе проекция сада-Эдема требует: чтобы попасть в доброе волшебное пространство (по мнению девочки, волшебство в саду именно доброе [1, с. 220]), герои должны изменить себя: преодолеть негативные личностные качества, чтобы увидеть и ощутить настоящее чудо.

Роман Френсис Бернетт интересен динамикой детских образов. Развитие в XIX столетии экспериментальной психологии привело к лучшему пониманию взрослыми природы ребенка и побудило писателей размышлять на тему воспитания и образования. Бернетт реализовала художественную концепцию романтического детства: смерть родителей - преодоление трудностей - перерождение героев - переосмысление ими нравственных идеалов. Вместе с тем это не открытое назидание, но незаметное воспитание через символы: семиотическое пространство сада и его атрибуты развивают в Мэри и Колине благородные черты личности, учат их совершать обдуманные поступки и определяют для них новый жизненный путь.

Литература

1. Бернетт, Ф. Таинственный сад. - М.: АСТ, 2000. - 320 с.

2. Лагерлёф, С. Легенды о Христе / пер. со швед. В. Спасской. М.: Росмэн, 2001. - 304 с.

3. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого: Пер. с фр. / Общ.ред. С.К. Цатуровой. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2001. - 440 с.

4. Лихачев, Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Согласие: ОАО «Тип. "Новости"», 1998. - 471 с.: ил.

5. Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. - М.: ACADEMIA, 2004. - 428с.

6. Bachelard, Gaston La Poetique de l'espace. Paris: Les Presses universitaires de France, 3e edition, 1961, 215 pp.

2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.