УДК 81-119
Лунцова А.И.
Luntsova A.I.
магистрант,
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»,
Челябинск, РФ
СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
В статье производится анализ зарождения и функционирования семиотических школ в России и за рубежом. Автор делает упор на том, что с момента зарождения до сегодняшнего дня научные семиотические школы находятся в стадии активного развития, потому что сама наука семиотика, включая ее понятийно-категориальный аппарат, находится в стадии становления.
Ключевые слова Семиотика, когнитивизм, символ, знак, семиотические школы.
Само понятие «когнитивная семиотика» достаточно новое для науки [1]. Хотя знаки и символы зародились в глубокой древности, на этапе выделения человека разумного и сопровождали человечество на протяжении всей истории развития нашего вида, лишь в ХХ веке появилась семиотика - наука, изучающая знаки и символы и их роль в культурном процессе [1].
По семиотике опубликовано множество работ. Однако, до сих пор, по мнению многих исследователей, нет четкого понимания, что такое семиотика. Пожалуй, самым удачным примером обобщения существующих понятий и научных школ, занимающихся семиотикой, дает исследователь Манаенкова Е.А.[2], которая утверждает, что «семиотика опирается на смежные дисциплины -лингвистику, философию, кибернетику, логику, биологию, психологию, этнографию и историю культуры.
Основные принципы семиотики были сформулированы еще в конце XIX - начала XX веков, американским философом Ч.С. Пирсом и швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром. Семиотические исследования сегодня ведутся во многих странах. Выделяются французская школа семиотики и структурализма, возникшая в 60-е годы ХХ века.
Предшественники российской семиотики - это плеяда ярких исследователей, которые образовывали школы, кружки. Выделялся Московский лингвистический кружок, школа психологов Л.С. Выготского. Среди современных школ выделяют Московско-Тартускую семиотическую школу, центр семиотических исследований Лиможского университета, центр Греймаса в Вильнюсском университете и т.д. Московско-Тартускую семиотическую школу возглавлял Ю.М. Лотман. Также одним из основателей Московско-Тартуской семиотической школы был А.М. Пятигорский, именем которого сегодня названа одна из престижных премий в области лингвистики. К началу 1960-х годов «сформировалась Московская семиотическая школа.
Большую роль в развитии европейской семиотики сыграла польская семиотическая школа, развивавшаяся в середине ХХ в. в созданном в Польской Академии наук Институте литературных исследований.
В особую группу исследователи выделяют немецких семиотиков, связанных с Рурским университетом г. Бохума. Также выделяется американская семиотическая школа. Отдельного внимания заслуживает Центр семиотических исследований Лиможского университета. Существует и центр Альгирдаса Юлиуса Греймаса в Вильнюсском университете, который был создан в 1992 г., в год смерти
Греймаса. Центр поддерживает и продолжает традиции сотрудничества семиотиков Литвы и Франции, которым положил начало А.Ж. Греймас.
История возникновения и становления семиотики как науки сложна. Достаточно продолжительное время люди не имели общего понятия о знаках, символах и знаковых системах, и только в ХХ веке была разработана сама наука семиотика, занимающаяся этим вопросом.
С момента зарождения как науки, семиотика претерпела ряд изменений, которые отразились в истории становления научных школ. Но и в современной практике существуют диаметрально противоположные мнения относительно семиотики как науки и семиотической модели текста.
Так, например, исследователь Г.П. Щедровицкий [4] утверждает и доказывает, что семиотика, в настоящее время не является наукой, что можно говорить только о направлении научных исследований. Он говорит о том, что самый главные критерий в определении науки - это метод. И «какой бы подход мы сейчас ни применили, лингвистический или психологический - в каждом семиотика мыслится как простое расширение предмета соответствующей науки, как приложение ее понятий и методов к новой области объектов. Фактически нигде не идет речь о специфических методах семиотики, об особых - и они должны быть новыми - процедурах выделения и описания ее предмета» [4].
Противоположной точки зрения придерживается ряд других исследователей. В современном научном дискурсе то, что когнитивная семиотика является самостоятельной наукой и имеет свой предмет исследования, сомнений у исследователей практически нет. Продуктивность академического диалога ученых в области дискурсивной лингвистики во многом определяется работой Челябинской научной школы под руководством О.А. Турбиной [5], которая утверждает, что «универсалиями являются, прежде всего, его (текста) фундаментальные категории - целостность и связность, а также импликация - способ представления информации, заключающийся в опосредованном (непрямом) выражении фоновых смыслов и требующий активации как вербальных, так и невербальных каналов обработки информации» [5].
Итак, можно сделать вывод, что семиотика - наука, находящаяся в становлении и активном поиске своего поля исследования. И разность точек зрения на ее понятийно-категориальный аппарат это доказывают.
Список использованной литературы:
1. Цветков В.Я. Когнитивная семиотика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 12-6. - С. 1148-1148.
2. Манаенкова Е.А. Семиотические школы и направления // Аналитика культурологии. 2013. №27.
3. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки: Сб. - Москва 1967.
4. Турбина, О. А. Семиозис эмогенного текста / О. А. Турбина // Эмогенный текст / под ред. О. А. Турбиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 7-61.
5. Турбина О.А. Когнитивно-семиотическая модель рекламного слогана // Текст, дискурс, нарратив: современные тенденции и перспективы исследования: Материалы Международной научной конференции 1 - 3 октября 2020 г. С. 207.
© Лунцова А.И., 2023