Научная статья на тему 'Семиотическая сущность криптовалюты'

Семиотическая сущность криптовалюты Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
310
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / CRYPTOCURRENCY / БИТКОЙН / BITCOIN / ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / PRACTICAL MATERIALISM / ЦИФРОВОЙ МЕТАЛЛИЗМ / DIGITAL METALLISM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Старинин Иван Сергеевич

В статье рассматривается идея «практического материализма», предложенная Б. Маурером для понимания семиотической сущности криптовалюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семиотическая сущность криптовалюты»

The Semiotic Nature of Cryptocurrencies Starinin I. (Russian Federation) Семиотическая сущность криптовалюты Старинин И. С. (Российская Федерация)

Старинин Иван Сергеевич /Starinin Ivan - бакалавр, кафедра экономической социологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается идея «практического материализма», предложенная Б. Маурером для понимания семиотической сущности криптовалюты. Abstract: the article considers the idea of «practical materialism», proposed by B. Maurer for an understanding the semiotic nature of cryptocurrencies.

Ключевые слова: криптовалюта, Биткойн, практический материализм, цифровой металлизм.

Keywords: cryptocurrency, bitcoin, practical materialism, digital metallism.

Криптовалюты возникли сравнительно недавно и, с одной стороны, с каждым годом завоевывают все большую популярность, а, с другой, у многих по-прежнему отношение к ним весьма настороженное. Одной из причин такой настороженности, по нашему мнению, является то, что феномен криптовалют еще не осмыслен: в обыденном сознании виртуальные деньги - это нечто эфемерное, не имеющее под собой какой-то материальной основы, а потому часто воспринимается людьми как какая-то мошенническая схема мирового масштаба.

Между тем, социальный, философский, лингвистический аспекты криптовалюты в настоящее время интересуют многих крупных ученых. Так известный американский антрополог и социолог Билл Маурер опубликовал работу, посвященную исследованию семиотики Биткойн1. Автор для описания семиотики криптовалюты предлагает специальный термин «практический материализм» (practical materialism), который, в свою очередь, является выражением «цифрового металлизма» (digital metallism) виртуальных денег. Для осознания семиотической сущности криптовалюты, по мнению ученого, необходимо учитывать как основополагающие принципы свободы личности и неприкосновенности частной жизни, так и само философское понятие сущности денег. Маурер полагает, что семиотическое содержание криптовалюты формируется из склонностей и ценностных установок Биткойн-приверженцев. Важно не то, как функционирует Биткойн в качестве денег, но то, что он обещает своим пользователям: анонимность, материальность, стабильность, надежность и, как ни странно, социальность. Действительно, способность криптовалюты исключить посредников, ограничивающих и контролирующих валютные операции пользователей, а вместо этого - стремление создать свободную сетевую вселенную, отражает социальную сущность виртуальных денег. Эту социальность криптовалюты Маурер называет социальностью доверия, и основой этого доверия является сам цифровой код. В современном обществе отсутствует консенсус касательно размеров необходимых налогов, нет полного доверия к правительствам, учреждениям и чиновникам. Криптовалюта позволяет заместить доверие к традиционным общественным институтам доверием к математическому алгоритму. При использовании виртуальных денег, основанных на криптографических процессах, нет необходимости доверять создателю Биткойн Сатоси Накамото или любому другому человеку или учреждению, достаточно верить криптографическому

1 Maurer B., Nelms T., Swartz L. "When perhaps the real problem is money itself!": the practical materiality of Bitcoin. Social Semiotics, Routledge, 2013.

83

коду, транзакции при этом становятся простыми и безопасными. Итак, доверие к криптовалюте является одной из сторон практического материализма, о котором пишет автор. При валютных операциях важнейшей задачей является необходимость решения проблемы «двойных расходов», то есть каждая транзакция должна быть уникальной. При наличном обращении все просто - деньги передаются непосредственно от покупателя продавцу и одними и теми же купюрами невозможно оплатить две различные сделки. При осуществлении электронных транзакций одну и ту же денежную единицу можно переводить больше одного раза. Чтобы это не случилось, независимый посредник должен дать разрешение на конкретную валютную операцию. В случае с криптовалютой вмешательство медиатора не требуется, так как от двойных расходов защищает децентрализованная система контроля, в которой объединены вычислительные силы компьютеров сети Биткойн. Таким образом, осуществляется материализация анонимности при использовании криптовалюты, так как посредник, осуществляющий подтверждение транзакций, отсутствует. Электронные платежи, осуществляемые в традиционных валютах, могут быть заблокированы интернет-провайдерами, если контролирующий посредник сочтет их подозрительными. В качестве примера Б. Маурер приводит блокировку провайдерами финансирования системы Wikileaks в 2010 году, после чего Биткойн вскоре стал предпочтительным механизмом пожертвования для Wikileaks. Криптоанархисты, либертарианцы и киберпанки надеются, что криптовалюта поможет построить экономику мечты, и деньги потекут через границы государств и континентов свободно, как биты в компьютерах. Чтобы ограничить возможность использования Биткойн в преступных операциях, С. Накамото предложил принцип «новой конфиденциальности»: анонимность каждой стороны достигается с помощью применения открытого ключа шифрования, сейчас этот метод широко используется в интернет-коммерции при платежах в традиционных валютах. Этот принцип сможет противодействовать отмыванию денег, но это означает также, что, используя сетевой анализ, возможно будет отследить пользователей. Легализация такого контроля должна быть предметом общественного договора между государством и держателями криптовалюты.

Еще одна яркая семиотическая особенность криптовалюты - так называемый «цифровой металлизм» - новые денежные единицы необходимо «добывать», используя компьютерные мощности, возможное количество Биткойн-единиц принципиально ограничено, что делает виртуальные деньги похожими на золото. В связи с этим будет уместно вспомнить о дискуссии по поводу природы денег, которая разгорелась в восемнадцатом веке в Англии: одни ученые тогда утверждали, что стоимость денег определяется ценностью материала, из которого они сделаны (Nicholas Barbon), тогда как другие (John Locke) считали, что эта стоимость зависит от согласия людей считать мерилом драгоценные металлы. Этот спор не утихал на протяжении всей истории изучения денег и стал вновь актуальным сейчас. Тему этой дискуссии в наше время можно сформулировать так: является ли криптовалюта новым выражением золотого стандарта. Характеристики Биткойн таковы, что, связанная с эмиссией денег искусственная инфляция, невозможна для криптовалюты. Именно поэтому процесс создания новых криптовалютных единиц называется не «чеканкой» (minting), а «добычей» (mining).

Еще одной составляющей «практического материализма» криптовалюты является необходимость использования существенных объемов энергоресурсов и компьютерных мощностей при майнинге, причем с каждой новой добытой единицей криптовалюты возрастает потребность постоянно увеличивать эти мощности. В настоящее время компьютерные системы для добычи виртуальных денег представляют из себя крупные сооружения, которые потребляют значительный объем электроэнергии.

Существует также мнение некоторых специалистов, что лучший способ осознать ценность Биткойн (а, следовательно, и его практическую материальность) - это рассматривать его не только в качестве средства обмена, но в как инвестиционное

84

средство (в том числе, спекулятивное), как составляющую инвестиционного портфеля, наряду с традиционной валютой, ценными бумагами и подобными товарами.

Предложенная Б. Маурером идея «практического материализма» Биткойн представляется нам весьма интересной. Она дает возможность рассматривать криптовалюту не как нечто абстрактно-нематериальное, а позволяет взглянуть на нее как на привычные для общества традиционные деньги.

Литература

1. Maurer B., Nelms T., Swartz L. «When perhaps the real problem is money itself!», the practical materiality of Bitcoin. Social Semiotics, Routledge, 2013.

2. Maurer B. Money Nutters. // Economic Sociology. The European Electronic Newsletter, 2011. v. 12, no. 3, p. 5 - 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.