Научная статья на тему 'Семиосферизм как литературное направление в XXI веке'

Семиосферизм как литературное направление в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
253
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ГЕРОЙ-ТИП / СВЕРХСОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ / СЕМИОСФЕРИЗМ / СПИРАЛЕВИДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ТЕЗАУРУСНЫЙ / HERO TYPE`S / HELICOID COMPOSITION / SEMIOSFERIZM / SUPERSUBSTANTIAL CONCEPT / TEZAURUSNY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комовская Елена Витальевна

В статье рассматривается новое литературное направление семиосферизм. Предпринята попытка дать рабочее определение данному течению. Выделены экс-литературные и собственно литературные причины развития данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiosferizm as the literary directions in the XXI century

In article the new literary direction a semiosferizm is considered. An attempt to give working definition to this current is made. Ex-literary and actually literary reasons of development of this phenomenon are allocated.

Текст научной работы на тему «Семиосферизм как литературное направление в XXI веке»

КОНЦЕПТ

Комовская Е. В. Семиосферизм как литературное _ направление в XXI веке // Концепт. - 2014. - № 9 ^ (сентябрь). - ART 14259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14259.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14259 УДК 82.091

Комовская Елена Витальевна,

кандидат филологических наук, доцент Брянского филиала АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Брянск komovskaya86@mail. ru

Семиосферизм как литературное направление в XXI веке

Аннотация. В статье рассматривается новое литературное направление семиосферизм. Предпринята попытка дать рабочее определение данному течению. Выделены экс-литературные и собственно литературные причины развития данного явления.

Ключевые слова: семиосферизм, тезаурусный, сверхсодержательное понятие,

спиралевидная композиция, герой-тип.

Раздел: (05) филология; искусствоведение; культурология.

Экс-литературные причины развития нового направления

Экс-литературную причину семиосферизма можно определить, исходя из лекций профессора М. М. Голубкова [1], который все модификации жанровых форм связывает со столкновением на журнальных страницах в 80-90-е гг., после отмены цензуры, модернистских произведений с произведениями шестидесятников и реалистическими текстами. Это смешение разнородных по своей природе жанров подготовило необходимую почву для постмодернизма как эстетики разложения, деконструкции. Объединение трех указанных направлений в русской литературе приводит к тому, что литературный процесс сменяется литературным хаосом. В результате в произведениях XXI в. начинают сосуществовать в пределах единого художественного пространства реализм с модернизмом и постмодернизмом. От реализма как литературного направления тексты XXI в. наследуют ярко выраженную мотивацию и причинно-следственные связи. Так, например, у Т. Н. Толстой в романе «Кысь» не было бы Кыси, если бы не случился «Большой взрыв», который был подготовлен общей моральной деградацией человечества. В романе «Чапаев и Пустота» обилие ложных «Я» формирует необходимые условия для поиска самого себя через освобождение от привычных стереотипов. В романе этого же периода А. А. Зиновьева «Глобальный человейник» постчеловек становится закономерным продуктом развития и объединения трех союзов в единый Человейник, а данное объединение было предопределено экономическими законами социального развития. В повести Павла Са-наева «Похороните меня за плинтусом» не было бы вселенского одиночества ребенка, если бы взрослые достигли взаимопонимания. В романе Ю. М. Полякова «Грибной царь» не было бы общего стремления к единому чуду без серой, распущенной и неинтересной действительности.

Ранее реализм при решении мотивационной природы происходящего обращался к разуму и рациональной составляющей действительности. Так, например, знаменитая повесть «Ася» И. С. Тургенева объясняет все странности героини её положением незаконнорожденной в дворянском социуме. Произведения же XXI в. при решении мотивационной природы обращаются к бессознательному. Это стремление ответить на вековечные вопросы, волнующие человечество, через обращение к внутренним, потаенным сторонам человеческой природы роднит указанные тексты с модернистской эстетикой. В свою очередь, дисперсность, вторичность текстов, совмещение несовместимых дискурсов, переосмысление традиционных культурных

пи ■Л пи

КОНЦЕПТ

Комовская Е. В. Семиосферизм как литературное направление в XXI веке // Концепт. - 2014. - № 9 ^ (сентябрь). - ART 14259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14259.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14259 УДК 82.091

стереотипов, постоянная игра с мифологемами, интертекстуальность современных текстов позволяют утверждать, что произведения XXI в. впитывают в себя элементы постмодернистской эстетики. Однако если для постмодернизма было характерно утверждение, что все их тексты мертвы, это только буквы на бумаге, они не изображают живых людей, это всего лишь литературные образы, то писатели XXI в., чтобы преодолеть чудовищное представление человека в собственных текстах, изображают последнего либо в непривычных для нашего обыденного сознания формах, что отчасти роднит их тексты с фантазийными (так появились голубчики, наты, гомосо-сы, перерожденцы, прежние), либо через переосмысление традиционных культурно-исторических архетипов (так возникает новый герой-тип Чапаева, Петьки, Анки). Данное переосмысление, на наш взгляд, заключается в следующем. Так, например, в одном из ярких произведений постмодернизма - в романе Абрама Терца «Прогулки с Пушкиным» - вскрываются перед читателем и гиперболизируются дополнительные грани характера исторического лица, при этом не лишенные своей культурно-исторической составляющей. Писатели же XXI в. при представлении того или иного исторически значимого лица полностью отказываются от какого-либо хотя бы отдаленного приближения к действительности: от истории остаются только имена.

Именно в этом специфическом синтезе всех систем (реализма, модернизма, постмодернизма) и отказе от исторического правдоподобия рождается новое направление XXI в. - семиосферизм. По мнению Т. Н. Толстой, «наша современная литература - эта волшебная комната, в которой уже было много всего до нас...» [2]. Исходя из этого, задачу писателей новейшей литературы можно определить как стремление обобщить ранее известное, но на качественно новой основе, которая позволит смоделировать некую будущую организацию социума. Следовательно, из всех значимых функций литературы в текстах XXI в. остается приоритетной только прогностическая. Дидактизм, свойственный реализму прошлых эпох, полностью исключен, впервые читателю предоставлена свобода выбора в построении модели будущего.

Следовательно, к экс-литературным причинам развития данного течения в XXI в. можно отнести:

1. Историческую ситуацию 80-90-х гг. Доступность текстов разнородных по жанровой природе и совмещенных на одних и тех же журнальных страницах, в результате авторское смешение разнородных культурных парадигм в собственных текстах воспринимается как нечто закономерное.

2. Авторское сознание 80-90-х углубляет мотивационную природу под влиянием социально-исторических катаклизмов, что в конечном счете проявляется в переходе от рациональной природы мотивации к её бессознательной составляющей.

3. Осознание постмодернистской теоретической концепции о том, «что лучшие тексты уже написаны до нас», заставляет авторов искать новые способы художественного выражения, что сказывается на модификации формы романа, переосмыслении личности в текстах конца XX в.

4. Стремление придать текстам прогностическую составляющую заставляет авторов отказаться от исторического аспекта, от истории остаются только имена.

Собственно литературные причины развития семиосферизма как направления

Теоретической основой развития данного направления, на наш взгляд, послужила статья Ю. М. Лотмана «О содержании и структуре понятия "художественная литература".», в которой ученый выделил один из принципиально важных аспектов литературы - её семиосферность. По мнению Ю. М. Лотмана, «потомки получают от

«VI О nj

КОНЦЕПТ

Комовская Е. В. Семиосферизм как литературное направление в XXI веке // Концепт. - 2014. - № 9 ^ (сентябрь). - ART 14259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14259.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14259 УДК 82.091

каждого этапа литературы не только некоторую сумму текстов, но и созданную ей самой о себе легенду и определенное количество апокрифических - отвергнутых и преданных забвению текстов. Однако реальная картина литературной жизни, как правило, усложняется тем обстоятельством, что литература одного и того же времени чаще всего подвергается осмыслению с нескольких точек зрения.» [3]. Обилие текстов и их исторических вариантов интерпретаций, по М. Ю. Лотману, создает семио-сферу литературы, основным свойством которой является бинарность и асимметрия.

Эта оппозиционная раздвоенность в текстах современных писателей проявляется на всех уровнях. Так, например, на уровне сюжета в тексте Т. Н. Толстой мир разделен на До и После Большого взрыва. В романе Ю. М. Полякова существование главного героя представляет собой жизнь до «сначальной жизни» и во время её. У В. О. Пелевина в романе «Чапаев и Пустота» все пространство разделено на жизнь в стенах сумасшедшего дома и жизнь вне его стен.

Роман как жанр начинает раздвигать свои границы. Антиутопия больше не направлена в прошлое, а нацелена в будущее и скорее напоминает постантиутопию, роман «видений» В. О. Пелевина больше напоминает роман-созерцание, а романы А. А. Зиновьева - это первые социологические романы, отличные от социальных романов и этологических, то есть, как и предсказывал М. Ю. Лотман, ярко начинает проявляться асимметрия литературы. Система начинает в новых условиях изменять сама свое исходное состояние в результате давления на неё экс-литературных причин.

Синтезируя ранее накопленный опыт как писательства, так и прочтения, авторы XXI в. строят свои произведения на взаимодействии различных систем или семио-сфер. Они не ждут уже критического осмысления своих текстов, на страницах романов начинает присутствовать их личный анализ ситуации. Так, Т. Н. Толстая критикует современную тенденцию читать, но не проникать в смысл слова, Ю. М. Поляков осуждает всеобщее стремление к «сначальной жизни», В. О. Пелевин резко отрицает стереотипность любого рода. В то же время у Т. Н. Толстой постмодернистская абсурдность наполнена реалиями XX в., а у В. О. Пелевина алогичность в духе постмодернизма находит неожиданное разрешение в обыденности изображаемого мира. Так, галлюционный бред Петра Пустоты - это всего лишь реакция обычного человека на условия окружающей его действительности. Стремление Сергея Дмитриевича найти Царь-гриб - это всего лишь попытка спастись от щемящего одиночества, средство заполнить однообразную и скучную жизнь недосягаемой, но такой желанной мечтой.

Все это: смешение разнородных направлений в рамках единого текста, присутствие различных ранее накопленных суждений о тех или иных явлениях, авторская интерпретация последних - позволяет говорить нам, что XXI в. порождает в литературе новое направление - семиосферизм.

Для данного течения характерно:

- во-первых, не просто художественное отображение действительности и ожидание её нового прочтения, но авторское непосредственное участие в критическом анализе собственных текстов. Писатели XXI в. активно пытаются вписать современные им тенденции в уже сформированные коды прочтения, отсюда синтез течений, направлений в пределах единого произведения, обилие цитатности (от песен до пословиц) и многообразие интертекстуальности (от Курочки Рябы до Гамлета);

- во-вторых, мотивированность явлений и образов объясняется через обращение к иррациональным сферам. Однако, в отличие от модернизма, данное обращение не имеет ничего общего со стереотипными понятиями прошлого, составляющими бессознательную сферу человека. В текстах на смену таким понятиям, как Бог, Душа, религия, Высшее сознание, приходят либо авторские новообразования типа

КОНЦЕПТ

Комовская Е. В. Семиосферизм как литературное направление в XXI веке // Концепт. - 2014. - № 9 (сентябрь). - ART 14259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14259.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14259 УДК 82.091

Кысь, гомосос, постчеловек (отражающие нечто вне нашего логоса), либо переосмысление отвлеченных понятий типа Пустота, Грибной царь, которые становятся всем - и рациональным, и иррациональным;

- в-третьих, хаотичность и дисперсность повествования в новейшей литературе составляет тот необычный постмодернистский ореол в популярных текстах XXI в. Продолжает исследоваться не столько реальность, сколько наше представление о ней, но концептуально значимым для этого осмысления в семиосферизме становится желание смоделировать некий приближенный к реальному мир, обладающий совокупностью гиперболизированных исторических черт и реалий как предшествующих эпох, так и современности. Мир современного романа - это мир либо сфокусированный на отдельной проблеме, очищенный от всего того, что не касается исследуемой автором ситуации, либо некая реальность, перенесенная в ирреальность под влиянием катаклизмов;

- в-четвертых, в семиосферных текстах главным сюжетообразующим звеном становится не герой и даже не историческая ситуация или лицо, а авторская идея. Так, у Т. Н. Толстой это концепция читающего, но не проникающего в смысл человека, у В. О. Пелевина это идея достижения «внутренней Монголии», у Ю. М. Полякова - стремление к некой «сначальной жизни», у А. А. Зиновьева это освобождение от закрепощающих нас социальных ячеек;

- в-пятых, сюжетно-композиционная организация в текстах современных писателей представляет собой спиралевидную композицию, в которой основная идея обрастает все новыми и новыми смыслами, а обилие сопутствующих ей микротем позволяет говорить о тезаурусности. Так, например, идея читающего, но не проникающего в тайный смысл у Т. Н. Толстой в финале разрешается вселенским пожаром, стремление героя В. О. Пелевина к «внутренней Монголии» проходит через сознание Сердюка, Просто Марии, Володина, чтобы прийти вновь к Пустоте. Желание героя Ю. М. Полякова к «сначальной жизни» разрешается её недостижимостью, как и детской мечты о грибном царе.

Основные микротемы, которые можно выделить в текстах современных писателей, это темы сумасшествия, галлюцинаций, непонимания, одиночества;

- в-шестых, присутствие сверхсодержательных понятий. Так, например, у В. О. Пелевина это Пустота, которая обозначает не отсутствие чего-либо, а напротив, нечто не поддающееся осмыслению. У Т. Н. Толстой это Кысь как природа всего иррационального в нашей жизни, у Ю. М. Полякова - Царь-гриб как символ недостижимости мечты, у А. А. Зиновьева это некий социальный закон. Под «сверхсодержательным понятием» следует понимать такие концептуально значимые для автора понятия, как Пустота, «сначальная жизнь», однако в условиях современной действительности в художественных текстах происходит развенчание стереотипных суждений прошлого. Так, у В. О. Пелевина Пустота - это не отсутствие чего-либо, а напротив, значительность того или иного явления, у Ю. М. Полякова всеобщее человеческое стремление начать жить сначала рассмотрено не как желание к чему-то хорошему, новому, а скорее как отказ от лучшего ради призрачных, надуманных идеалов.

Следовательно, семиосферизм как направление был подготовлен следующими обстоятельствами:

1. Критики все более и более убеждаются в том, что развитие литературы идет по реалистическому пути, но путь этот в отличие от классического реализма и соцреализма наполнен глубоким трагизмом. Связано это, по их мнению, с утратой национальных и исторических перспектив, в результате возникает даже некая гипотеза неореализма в XXI в. Однако несостоятельность данной теории выявляется в том, что

КОНЦЕПТ

Комовская Е. В. Семиосферизм как литературное направление в XXI веке // Концепт. - 2014. - № 9 ^ (сентябрь). - ART 14259. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14259.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14259 УДК 82.091

в рамки данного направления входят тексты разнородные по своим эстетическим принципам. Кроме того, это не объясняет обилия различных точек зрения на одну и ту же проблему. Если в классическом реализме противостояние строилось на основе двух, максимум трех оппозиций, то в современном романе к ним ещё добавляется сторонний критический аспект, объясняемый только семиосферностью литературы.

2. Деконструкция мифов прошлых эпох изживает себя к XXI в., так как появляется поколение далекое от эстетических кодов советской системы. Авторы вынуждены использовать реалии сегодняшнего дня, способные вызвать значительные культурные ассоциации. Вот почему у Т. Н. Толстой идет постоянная отсылка к фольклору, у В. О. Пелевина - к распространенным анекдотам, а у Ю. М. Полякова -к народным поверьям, но каждый из перечисленных ассоциативных элементов подвергается существенной авторской трансформации, в результате в читательском сознании сталкивается исторический стереотип с его антистереотипным воплощением.

3. Этап семиосферизма в литературе - это своеобразный накопительный этап, потому что разрушение невозможно без периода созидания, проблема исчерпанности текстов и невозможности их дальнейшей деконструкции заставила писателей XXI в. разрушить саму теорию постмодерна и перейти к новому этапу накопления культурно-исторических кодов с огромным ассоциативным аппаратом.

Исходя из вышесказанного, под семиосферизмом следует понимать (в качестве рабочего определения) литературный период, которому свойственно накопление текстов и синтезирование различных литературных концепций и направлений, острое внимание к мотивационной природе происходящего, но объяснение явлений действительности через бессознательное, устремленность исключительно в будущее, наличие скрепляющей все сюжетное пространство принципиально значимой для автора идеи, тезаурусность и спиралевидность композиции, присутствие важных для авторского миросозерцания сверхсодержательных понятий.

Ссылки на источники

1. Голубков М. М. История русской литературной критики ХХ века (1920-1990-е годы). - М.: Академия, 2008. - 315 с.

2. Толстая Т. Н. Непальцы и мюмзики: интервью журналу «Афиша» // Толстая Т. Н. Кысь. - М.: Экс-мо, 2004. - 186 с.

3. Лотман Ю. М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн,1992. - 849 с.

Elena Komovskaya, ISSN 2304 120Х

Candidate of Philology, Associate Professor of Bryansk branch Russian university of cooperation, Bryansk komovskaya86@mail. ru

Semiosferizm as the literary directions in the XXI century Abstract. In article the new literary direction a semiosferizm is considered. An attempt to give working definition to this current is made. Ex-literary and actually literary reasons of development of this phenomenon are allocated.

Key words: semiosferizm, tezaurusny, supersubstantial concept, helicoid composition, hero type's. References

1. Golubkov, M. M. (2008) Istorija russkoj literaturnoj kritiki HH veka (1920-1990-e gody), Akademija, Moscow, 315 p. (in Russian).

2. Tolstaja, T. N. (2004) "Nepal'cy i mjumziki: interVju zhurnalu 'Afisha'", in Tolstaja, T. N. Kys', Jeksmo, Moscow, 186 p. (in Russian).

3. Lotman, Ju. M. (1992) "O soderzhanii i strukture ponjatija 'hudozhestvennaja literatura'", in Lot-man, Ju. M. Izbrannye stat'I, vol. 1, Tallinn, 849 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.