Научная статья на тему 'Семинару «Русс кая мысль» исполнилось пять лет: отклики участников'

Семинару «Русс кая мысль» исполнилось пять лет: отклики участников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семинару «Русс кая мысль» исполнилось пять лет: отклики участников»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

СЕМИНАРУ «РУССКАЯ МЫСЛЬ» ИСПОЛНИЛОСЬ ПЯТЬ ЛЕТ:

ОТКЛИКИ УЧАСТНИКОВ

Работа нашего семинара началась 12 апреля 2005 г. выступлением известного историка и интерпретатора русской философии Н. П. Ильина (Мальчевского). В соответствии со своей концепцией он предложил доклад «Русский философ как историко-философская категория. Памяти Л. М. Лопатина».

Миновало пять лет. Состоялось пятьдесят два заседания, посвященных самым разным темам истории и современного состояния русской мысли. В зависимости от тематики и личности выступающего на обсуждения приходят от 30-40 до 80-90 человек.

Информация о работе семинара дается на страницах «Вестника Русской христианской гуманитарной академии» и на сайте РХГА:

http://www.rhga.ru/science/sience_research/seminar_russian_philosophy/index.php Мы обратились к постоянным участникам нашего семинара с просьбой поделиться впечатлениями о его работе и благодарны за доброжелательные отклики.

Оргкомитет семинара

* * *

М. П. Косых, к. ф. п., доцент СПбГУ

Вот уже пять лет под руководством профессора А. А. Ермичева в РХГА действует историко-методический семинар, привлекающий внимание общественности не только докладами по истории русской философии, но и встречами с известными современными философами и литераторами, презентациями новых исследовательских и издательских проектов, возможностью неформального общения.

На заседания семинара приглашаются докладчики из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России и зарубежья, его двери открыты для широкой публики, для всех интересующихся общественной мыслью. На сайте РХГА размещается информация о теме ближайшего заседания, стенограммы прошедших докладов и обсуждений,

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Том 11. Выпуск 2

263

которые сопровождаются фотографиями участников. Ценное, хорошо организованное начинание встало на ноги, окрепло и можно только пожелать его дальнейшего развития.

Быть может, большей философичности и полемичности, более широкой практики приглашения людей, стоящих на разных идейных позициях и готовых отстаивать эти позиции в открытой дискуссии. Было бы, наверное, полезным по возможности сообщать о содержании будущих докладов в виде резюме или тезисов, а также издавать сборники наиболее интересных выступлений, что-то подобное «материалам» или «запискам».

С. М. Флегонтова, доцент РГПУ им. А. И. Герцена

Семинар по русской философии в РХГА подошел к своему юбилею, выявив, сущностные черты петербургской, т. е. русской культуры. Н. Н. Страхов нашел «формулу» русского духа в романе Л. Н. Толстого в таких словах: «Нет красоты и величия там, где нет простоты, добра и правды». И семинары по русской философии несут эти сущностные черты глубины, точнее, стремления к глубине и связанную с ней неприязнь ко всякой надменной аффектации, свойственной поверхностной, торопливой, схематичной абстрактной мысли. Здесь крупный исследователь, увлеченный стихией поверхностных разоблачений («Белинский — болтун» и т. п.), получит достойную отповедь эксперта в не грубой, но ироничной форме. Здесь собираются вместе западники и славянофилы, материалисты и идеалисты, атеисты и верующие, физики и лирики, философы и филологи, бывшие диссиденты и бывшие преподаватели официальной марксистский философии. Здесь пафос разрыва, обесточивший русскую мысль с 40-х гг. XIX в., уступил место доброжелательному вниманию к другому и иному основанному на выстраданном понимании уникальной сложности русского мира. Возможно, здесь еще не поймут того, кого скоро назовут основоположником классической христианской философии, но на его лекции уже не найдешь свободного места в совсем не крошечном лекционном зале. Возможно, здесь молодым талантливым философам, увлеченным М. Хайдеггером, М. Фуко, постмодернизмом, еще трудно понять тех (таких же молодых талантливых) ученых, которые строят свой философский прогноз исторической судьбы России на основе «устарелых» Фихте и Гегеле (и они правы!).

Однако здесь уже слышат друг друга. Этот дух миротворной простоты, естественности, глубины, внимания и, может быть, просто петербургской (ленинградской) культуры общения задается руководителем семинара А. А. Ермичевым и Н. А. Румянцевой. Спасибо РХГА за то, что в нашем городе есть такой приют для русской мысли.

А. Н. Муравьев, к. ф. н, доцент РГПУ им. А. И. Герцена

За пять лет своей весьма интенсивной работы историко-методологический семинар в Русской христианской гуманитарной академии стал самым притягательным в Санкт-Петербурге и, возможно, в России центром обсуждения проблем, относящихся к про-

шлому, настоящему и будущему русской мысли. Значение семинара определяется, на мой взгляд, тремя факторами. Первым фактором выступает острый теоретический и практический интерес к его предмету в период исторического безвременья и крайней нужды в четких идейных ориентирах, определение которых есть насущная задача, стоящая перед всеми мыслящими представителями нашего народа. Вторым — безукоризненный нравственный авторитет и высокий профессионализм руководителя семинара, благодаря которым А. А. Ермичеву удается привлекать к участию в его заседаниях тех отечественных и живущих за рубежом специалистов, доклады которых стимулируют содержательные дискуссии. Третьим фактором является вольный статус РХГА, сказывающийся не только в солидной материально-технической поддержке семинара, но и в самой его атмосфере, чуждой любому догматизму и малейшей предвзятости, к сожалению, пока еще встречающихся в других наших светских и религиозных учебных заведениях. Все это позволяет семинару успешно преодолевать довольно заметный в его первые годы субъективно-публицистический тон прений и неуклонно идти к своей объективной цели — к строго научному познанию сущности столь своеобразного духовного феномена, как русская мысль во всем объеме ее действительного содержания. Надо думать, что сама логика истории русской мысли, постепенно раскрывающаяся на этом пути, убедит участников семинара в необходимости перенести свое внимание с особенностей естественнонаучного, общественно-исторического, литературно-художественного и религиозного материала, который до сих пор почти безраздельно занимал эту мысль и потому казался тождественным с нею, на всеобщность философской формы его освоения. Начало этому процессу в ходе дискуссий уже положено. Остается надеяться, что он получит свое продолжение, и следующие пятьдесят заседаний семинара обнаружат в русской мысли понятие философии как таковой. Развитие указанного понятия даст русской мысли возможность обрести философское самосознание, т. е. стать мыслью не только в себе, но и для себя самой и тем самым разрешить, наконец, мучающую ее уже около двух столетий загадку российского сфинкса.

К. С. Пигров,

профессор, д. ф. н., завкафедрой социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ

Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Мф 18,20

Возможно, я выбрал в качестве эпиграфа слишком обязывающие слова, но на самом деле дух, который «дышит, где хочет» (Ин 3,8), вовсе «не обязан» всюду обнаруживать высшее сакральное напряжение. Кое-где концентрируется художественное переживание и мышление,— кое-где — философское. И этих «кое-где», т. е. мест, где прорезывается дух, их не так уж и много, и если появляется новое такое место, то это весьма ценно даже для такого большого и духовно насыщенного города, как Санкт-Петербург.

Где философствующему человеку дышится легко? Где есть свобода мысли, но нет произвола, где строгость соединяется с искренней доброжелательностью. Есть

несколько — к сожалению, не так уж и много, таких удивительных мест в Санкт-Петербурге. Конечно, это философский факультет СПбГУ, факультет философии человека университета им. А. И. Герцена. Мерцает и еще несколько таких «точек» на философской карте Петербурга. И вот теперь прибавилась еще одна — РХГА, где по инициативе проф. А. А. Ермичева организован философский семинар.

Да, философия для самой возможности своего существования требует особых мест. Философия — нежный цветок, она требует особой почвы для своего существования. И эта почва должна быть подготовлена. Александр Александрович с бесконечным терпением и милосердием, как добрый садовник, готов выслушивать своих коллег, рыхлить почву для философского говорения. И милая Наталья с христианским смирением записывает их подчас безумные речи на диктофон, расшифровывает и выкладывает в Интернет. И это такое важное дело!

Спасибо вам, дорогие организаторы семинара!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.